Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Экологическое воспитание в семье как основа формирования ответственного отношения школьника к природе

  • «ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ». ТАТЬЯНА. Министерство образования и науки донецкой народной республики


    Скачать 262.93 Kb.
    НазваниеМинистерство образования и науки донецкой народной республики
    Анкор «ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    Дата03.06.2022
    Размер262.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТАТЬЯНА.docx
    ТипПротокол
    #567918
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    ГЛАВА 2.

    ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

    2.1. Экологическое воспитание в семье как основа формирования ответственного отношения школьника к природе

    Ответственное и бережное отношение к состоянию нашей планеты – вот, что требует от нас природа. Увеличение количества экологических проблем и крайняя необходимость их преодоления способствовали зарождению в образовании нового направления – экологического: необходимо донести до сознания каждого, какая тесная связь существует между человеком и природой, как действия и поступки человека могут сказаться на состоянии окружающей среды. Необходимость преодоления экологических проблем, создание условий для устойчивого развития человечества требуют изменения сознания каждого человека, формирование у него экологического мировоззрения, рационального и ответственного отношения к природе. Во избежание нанесения непоправимого вреда экологии следует воспитывать ответственное отношение к природе с ранних лет, так как именно в этом возрасте ребенок начинает воспринимать красоту природы, склонен к доброте, состраданию. Воспитать экологически грамотного человека невозможно без влияния семьи на его мировоззрения. Следовательно, роль семьи в развитии ребенка фундаментальна, поскольку именно в семье формируются те качества, которые в будущем повлияют на ребенка. Все стороны жизни человека – его характер, чувство ответственности, хорошие и плохие привычки, умение справляться с трудностями формируются в первую очередь в семье.

    Идея приобщения человека к природе, ее познанию бережному и ответственному отношению берёт своё начало с давних времён. Над данной проблемой задумывались великие педагоги и мыслители  прошлого, такие как К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Е. Н. Водовозова, Я. А. Коменский, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, В. А. Сухомлинский и другие. В их трудах говорится о природе как о могучем источнике знаний, они рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли. Во всех их работах были чётко изложены мысли об обязательности введения ребенка в мир природы.

    Семья – главный институт воспитания именно в семье формируются нравственные и эстетические качества. Семейное жизненное пространство представляет собой своеобразную мини – социоэкосистему, в которой члены семьи при благоприятных условиях и посредством умелых действий реализуют свой потенциал и активно взаимодействуют с окружающей средой. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать все эти чувства с раннего детства. В. А. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях и красоте окружающего мира».

    И. В. Булыгина выделяла следующие задачи экологического воспитания в семье:

    • обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;

    • обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;

    • формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;

    • организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях;

    Специфической особенностью семейного воспитания является то, что оно осуществляется в контексте жизни самой семьи, на основе родственных отношений, трудовых обязанностей и духовной жизни ребенка. В. А. Сухомлинский утверждал: «Семья – первый источник, с которого начинается великая река чувств и убеждений». Ни одно общество не может развиваться, не опираясь на семью, семью, где зарождаются и взращиваются самые высокие духовные и моральные ценности, а, следовательно, развивается нация, укрепляется государство.

    А. С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что «воспитание ребёнка в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слёзы и для семьи, и для страны в целом». В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими Платоном, Аристотелем, Кантом, Гегелем и другими мыслителями много веков назад.

    Кроме того, именно родители могут заложить фундамент бережного отношения к природе и ее богатствам, которыми нужно еще научиться грамотно, пользоваться и параллельно восполнять их утрату, а также приобщать ребенка к планированию и прогнозированию собственных действий по отношению к природе. Своевременно поливать комнатные растения, не забывать закрывать кран с водой, кормить птиц, особенно в холодное время года, заботливо относиться к домашним животным, ухаживать за их «местом» в доме и т. п. – все это ребенок будет делать вслед за родителями и именно с тем же чувством, что и мама с папой. Совместное занятие садоводством помогут детям соприкоснуться с почвой и различными видами насекомых. Уход за растениями, наблюдение за их ростом и развитием прекрасная возможность узнать больше о природе. А желание познавать мир природы, формирование стойкого интереса к нему также могут стать результатом частых эмоционально насыщенных бесед родителей с детьми о растениях и животных, их жизни, особенностях обитания и повадках, чтении соответствующей литературы, совместном просмотре соответствующих телепередач и фильмов и т. п.

    Общеизвестно, родители оказываются для ребенка первыми и главными моделями поведения, с которых ребенок и будет брать пример. В. Г. Белинский в своё время утверждал: «воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму, а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки развития, доступности ко всем человеческим интересам?». В основе этого высказывания лежит основной посыл о том, что уроки, извлеченные в детстве, оказывают влияние на поведение взрослого человека в будущем.

    Важно воспитать у детей активную жизненную позицию, формировать у них экологически грамотное поведение в быту, на природе через организацию природоохранной деятельности. Ребенок должен понимать, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие, порой необратимые, изменения. В процессе освоения экологических знаний ребёнок начинает воспринимать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения, понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Отношение к природе, основанное на знаниях, должно реализовываться в действиях, поступках, поведении. Воспитательное значение полученных знаний определяется не только их содержанием, но и методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающими правильное усвоение и применение знаний в практической деятельности.

    Следовательно, если родители хотят прививать детям любовь к природе, разъясняя им необходимость ответственного, бережного отношения к её богатствам, воспитывать высокие моральные и волевые качества, они должны сами обладать ими. А. С. Макаренко писал: «Не думайте, – что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или показываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни даже тогда, когда вас нет. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом, вот самый первый и самый главный метод воспитания».

    Воспитать ответственное отношения к природе можно только в процессе общения детей с природой. Для этого родители могут использовать семейный туризм – туристические прогулки, экскурсии, походы, путешествия одной семь и или нескольких совместно на автомобилях, велосипедах, лыжах, лодках, плотах, пешком и другими способами передвижения по земле, по воде, в горах и по равнинам, морям, рекам, озёрам, в лесах и по заповедным местам далеко от дома и в своём краю. Самым доступным видом семейного туризма являются прогулки. Они организуются по определённому маршруту, протяжённость пути определяется, исходя из физической возможности всех участников прогулки. К прогулке необходимо подготовиться заранее и учесть интересы каждого из её участников. Детей привлекает всё окружающее, но надо научить ребёнка наблюдать за изменениями в природе, любоваться, удивляться, радоваться вместе с ним, а если природа взывает о помощи, то оказать её. Родители должны развивать у ребенка умение наблюдать природные явления. Сущность наблюдения заключается в познании природных объектов с помощью зрительного, тактильного, обонятельного, слухового обоняния. Через наблюдение родители учат детей различать различные признаки природных объектов, ориентироваться в связи с живой и неживой природой, различать животных и растения. Психолог С. Л. Рубинштейн считает, что наблюдение является результатом осмысления увиденного ребенком природного явления. Именно в процессе наблюдения происходит образование, экологическое восприятие увиденного. Процесс наблюдения, дает ему такую эффективность и результативность. При систематическом использовании наблюдения дети учатся смотреть на детали, замечать малейшие изменения и развивать свою наблюдательность. Такая методика позволяет формировать эстетический вкус у детей, влиять на их эмоциональное восприятие мира. Таким образом, планируя туристические прогулки, родители должны определять для себя главную цель – научить ребенка наблюдать за явлениями в природе. Информация об окружающей среде, которая будет получена в ходе простейших наблюдений, выводов, экспериментов, поможет детям понять многообразие живого и неживого мира. Ребенок, который с раннего возраста привык любить, ценить природу, никогда не будет рубить деревья и кустарники, мучить животных или рвать цветы [27, с. 7].

    Впервые в русской педагогике Е. Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий. Она разработала программу ознакомления детей с природой и разделила материал по возрастам. Знакомство с животным миром, по мнению педагога, должно проводиться наглядным путем, сопровождаться оживленным разговором, беседой или кратким рассказом о том, что ребенок видит. Все наблюдения необходимо пояснять, их назначение в том, чтобы помочь ребенку осознать видимое, уточнить его представления, развить речь, обогатить его словарь, а также приучить детей с раннего возраста быть внимательными к животным.

    По мнению Е. Н. Водовозовой, пусть ребенок осматривает гнезда птиц, замечает их форму, материал, из которого они сделаны, где они свиты и какой птицей. Пусть прислушивается к писку птенчиков, смотрит, как мать кормит их. Необходимо воспитывать заботливое отношение к каждой птичке, зайчику, белке, кролику, а также и к домашним животным, показать, как нужно приручать животных [60, с. 27].

    Благоприятно влияют на детей совместные походы с родителями за грибами и ягодами. Собирая грибы и ягоды с детьми, родители своим примером показывают, как следует вести себя на природе. Родители должны объяснить детям, что собирая ягоды, они не должны ломать ветки растения. Грибы можно срезать ножом, но при этом не следует разбрасывать лесную подстилку, чтобы не повредить грибницу. Такие действия приведут к прекращению роста грибов в этом месте. Чтобы закрепить в сознании детей потребности и привычки ответственного отношения к природе, необходимо взрослым и детям соблюдать моральные нормы поведения в природе и не от случая к случаю, а постоянно и систематически нужно:

    • Беречь богатства природы – землю, воду, почву, растения, животных, человека, активно участвовать в экологических движениях и акциях за сохранение окружающей среды обитания людей;

    • Не причинять вреда зелёным растениям, сажать деревья и цветы, превращать землю в сад;

    • Не обижать животных, проявляя заботу о них, если они нуждаются в вашей помощи;

    • Уметь вести себя на природе, не оставлять после себя кучи мусора, объедки, пустые банки, беречь лес от огня;

    • Не пугать животных, не разорять гнёзда птиц и норки зверей, устраивать для них кормушки;

    • Не разрушать памятники природы, культуры.

    Если родители вместе с детьми активно, сознательно и добровольно участвуют в экологической деятельности по восстановлению своей среды обитания, то это говорит о высоком нравственном уровне и экологической культуре семьи. Я. А. Коменский писал, что «…Природа достаточно ясно показывает нам на многих вещах… насколько важно, чтобы ребенок в самые нежные годы своей жизни был хорошо воспитан и приобрел добрые привычки…». И далее: «…как молодое деревце легче, нежели старое, уже окрепшее дерево, может быть направлено в ту или другую сторону, так и человек в этом раннем возрасте легче, нежели в позднейшем, может быть приучен ко всему, если только будут употребляемы подходящие средства…»

    Дети должны знать о вреде, который они могут нанести природе своими действиями и поступками; иметь представления об основных правилах ведения хозяйства, ухода за жилищем, соблюдения правил личной гигиены; быть знакомыми с правилами поведения на природе; иметь устойчивые привычки здорового образа жизни; ответственно относиться к домашним питомца; формирование устойчивого негативного отношения к вредным привычкам, умения принимать правильные решения в пользу собственного здоровья. Постановка таких задач может служить основанием для формирования экологического мышления – глубокого понимания того, что в природе все взаимосвязано, что вмешательство в жизнь природы должно учитывать ее взаимосвязи, быть тщательно обдуманным. Только на основе формирования у подрастающего поколения экологического мышления возможно сохранение богатства природы.

    По мнению Т. Б. Куликовой, в семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, школе, зато наблюдается больше естественности, обращённости к конкретному ребёнку, имеющему свой жизненный опыт, определённые привычки, пристрастия и интересы. В своё время Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманного, суррогативного дела, учит делом, а не словом. А слово в семейном воспитании, по мнению, великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя[45, с. 19].

    Одной из важнейших задач воспитания является выработка правильного, т. е. соответствующего общественным требованиям, отношения к разным сторонам действительности. Воспитание должно сформировать положительное отношение к тому, что оценивается как хорошее, и отрицательное отношение к тому, что оценивается как дурное. Сама положительная оценка отношений конкретно выражается многообразием понятий. отношения проявляются как в отдельных действиях и поступках, так и в системе поступков при разных обстоятельствах и иногда в течение длительного времени. например, положительное отношение, по мнению В. Н. Мясищева, может быть выраженным: от расположения до увлечения и преклонения.

    Формируя ответственное отношение к природе, родители должны исходить из того, чтобы ребёнок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота человека о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. Результатом экологического воспитания в семье должно стать не только овладение определёнными знаниями и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать природу, но и приобретение практических навыков. Л. К. Шлегер утверждала, что знания, которые ребенок приобретает о природе, живых существах, имеют «интеллектуальную и моральную ценность». У детей развивается «интерес к жизни животных», «чувство симпатии» и «признание права всякого существа на бережное к нему отношение».

    Таким образом, формируя у дошкольников осознанное отношение к определённым объектам и явлениям действительности, необходимо обратить особое внимание не только на усвоение необходимой системы знаний о данных объектах или явлениях, но и на умение правильно выразить собственное отношение через конкретные высказывания, суждения и действия, сочетая единство чувств, знаний и деятельности.

    В работе «Мысли о воспитании» Д. Локк пишет, что если у детей проявляется «наклонность к врожденной жестокости: они мучают беспомощных животных» – «надо учить их противоположному обращению», иначе «их душа будет постепенно грубеть также по отношению к людям».

    Ф. Фребель, как и И. Г. Песталоцци, продолжал идею «развивающего и воспитывающего образования». Большое значение он придавал миру природы. Автор ратовал за деятельное вхождение в природу. «Уход за растениями, животными, воздействие на природу влияет на дух и познание ребенка, равно как на характер и чувства, является источником для внутреннего, нравственного возвышения». Ф. Фребель объясняет «мучение животных и насекомых» не врожденной жестокостью детей, как это говорил Д. Локк, а «стремлением маленьких мальчиков проникнуть во внутреннюю жизнь животных и усвоить себе ее смысл». Здесь огромная роль, по мнению Ф. Фребеля, принадлежит взрослым, их правильному объяснению и руководству поведением детей. В противном случае дети могут превратиться в настоящих закоренелых мучителей животных[4, с. 37].

    Многие исследователи утверждают, что в семье, где есть домашние животные, дети вырастают более заботливыми и внимательными. Очень важно, чтобы ребенок осознал, что нельзя ни в каком случае причинять вред животным. Родители должны привить ребенку чувство сострадания к животным. Совместная забота о питомце способствует формированию экологической культуры

    Семья – это место, где доминирует достойное воспитание, которое впоследствии дает обществу хороших граждан, способных поднять уровень развития страны. Именно в ней, прежде всего, формируется и физически, и культурно каждый человек. Только в семье закладываются основные стереотипы поведения ребенка. Семья имеет свои особенности и, благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. В. А. Сухомлинский в «Родительской педагогике» отмечал: «В семье шлифуются тончайшие грани человека – гражданина, человека-труженика, человека – культурной личности. Семья – это источник, водами которого питается полноводная река нашего государства. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Если дети научатся видеть красоту закатов, цветов и звезд на небе, они, естественно, захотят сохранить природные ресурсы и будут мотивированы перерабатывать вместо того, чтобы мусорить. И не стоит недооценивать важность того, чтобы дети играли и веселились в естественных условиях, таких как лес. Дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семьях, где проявляется неприязнь к природе [3, с. 37].

    Е. И. Тихеева также указывала на тесную связь образовательного и воспитательного начала при ознакомлении с природой. Об этом можно судить по разработанной Е. И. Тихеевой в первые годы советской власти программе по ознакомлению с природой, где знания носят воспитывающий характер и направлены на воспитание чувства ответственности, обязательства и бережного отношения у школьников. «Общение с природой, прогулки, экскурсии заставляют ребенка действовать, внушают и увеличивают интерес к делу, дают драгоценные возбудители в виде пылких чувств, которыми сопровождается действие»

    Вся жизнь человека: его характер, любовь к природе, чувство ответственности, добрые и дурные привычки, умение преодолевать трудности, совестливость, трудолюбие – во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний. В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.

    Следует обратить внимание на то, что оценивать значимость семейного воспитания в формировании у ребенка ответственного отношения к природе, как и его личности в целом, однозначно в положительном аспекте в настоящее время нельзя. Современная семья может одновременно выступать как в роли позитивного, так и отрицательного фактора формирования личности. Семья может играть в жизни ребенка положительную и отрицательную роль, нести ему зло и добро. Она формирует в ребёнке не только благоразумность, добро, великодушие, любовь к природе, близким, но и жестокость, черствость, безразличие и равнодушие.

    Современная семья значительно отличается от семей предыдущих поколений. Отношение родителей и детей в ряде современных семей характеризуются отчужденностью. Существенно возросло количество разводов, неблагополучных семей, семей, где один из родителей, а зачастую и оба пьянствуют, принимают наркотики. Материальное положение многих семей, в особенности молодых, чрезвычайно нестабильно. Все это не может не сказаться на отношении детей к окружающему их миру. Нравственно-психологический климат семьи, где нестабильность отношений, озлобленность и нервозность взрослых вызывает невротическую реакцию у ребенка, который уже не воспринимает окружающую его действительность как удивительный и полный красоты мир, который надо любить, беречь и защищать, а вынужден искать пути и способы того, каким образом он может выжить в жестокой борьбе за свое существование.

    Для ряда современных семей главным, зачастую, становится приобретение материальных ценностей. Погоня за финансовым благополучием способствует развитию отчужденности и отстраненности родителей от процесса воспитания детей, обуславливает их несостоятельность в принятии правильных и обоснованных решений в заботе об их благе. Весьма актуальным в настоящее время стало такое понятие, как социальное сиротство, социальная безнадзорность. Речь здесь идет о тех детях, родители которых ограниченны в правах их воспитания по причине их алкоголизма, наркомании или нахождения в местах лишения свободы. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создавать для него те условия, которые способствовали бы наилучшему развитию его сил и способностей. В детях, воспитывающихся в интернатах, в детских домах, невозможно в полной мере сформировать не только основы экологической культуры, но и те чувства, без которых это становится невозможным, а именно – любви и привязанности для того, чтобы в будущем в достаточной мере полноценно реализовать свое «Я». Испытывая комплекс неполноценности, заброшенности, такие дети зачастую становятся агрессивными, жестокими и равнодушными к проблемам своих сверстников, других людей, окружающей их природе, ее красоте и богатству. Следует отметить, однако, что даже не в очень благополучных семьях дети чувствуют себя более защищенным, чем в большинстве учебно-воспитательных учреждений социальной опеки.

    Следует отметить, что социализационный потенциал современной семьи, ослабевает по мере расширения социализационного пространства общества за счет включения в него других агентов социализации, сила воздействия которых на сознание и поведение детей возрастает с каждым днем все больше. Речь идет о таких агентах социализации, как Интернет, и, в частности, СМИ. Поскольку дети проводят довольно много времени в интернете, в частности без какого-либо контроля со стороны взрослых, и результат этого времяпровождения порой бывает сложно скорректировать или изменить – настолько устойчивыми становятся сформированные в виртуальном пространстве ценности и установки. А. Н. Гвинтовкин отмечал: «Интернет содержит множество рисков и угроз духовной культуре молодежи, поскольку Интернет-пространство пронизано, помимо важной информации, откровенно антигуманной, агрессивной, примитивной в культурном отношении информацией, разрушающей человеческое начало в человеке».

    В. А. Сухомлинский в «Родительской педагогике» отмечал: «В семье шлифуются тончайшие грани человека – гражданина, человека-труженика, человека – культурной личности. Семья – это источник, водами которого питается полноводная река нашего государства. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». В любой семье значимым является то, какие ценности и качества прививают детям, в первую очередь, родители. Не подлежит сомнению тот факт, что высоконравственная и ответственная по отношению к природе личность воспитывается чаще всего в благополучной и любящей семье. В то же время, опыт показывает, что и в отдельных мало обеспеченных и не совсем благополучных семьях тоже вырастают трудолюбивые, духовно-нравственные, бережно относящиеся к природе дети[59, с. 37].

    В семье должна быть создана среда, в которой взрослые своим личным примером показывают детям правильное, ответственное отношение к природе, а также вместе с ними проводят различные природоохранные мероприятия. Также важно формировать у ребенка систему экологических знаний: он должен постоянно получать знания о растительный и животный мир и природные явления. Кроме того, необходимо с ранних лет развивать в нем эстетические чувства – способность увидеть и почувствовать красоту природного мира. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбирая жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя. Этот процесс дает положительные результаты, если родители вооружены психолого-педагогическими знаниями. Формирование нового экологического мышления у своих детей – это та цель, на достижение которой должна направить свои воспитательные усилия семья. Чтобы эффективно осуществлять процесс экологического воспитания детей в семье, родителям необходимо преодолеть сложившиеся стереотипы мышления (агрессивно-потребительское отношение к окружающей природной среде) и гармонизировать свою систему взаимоотношений с природой.

    Формирование ответственного отношения к природе будет успешным если:

    • Родители сами владеют знаниями об окружающей природной среде, демонстрируют ответственное и бережное отношение к природе (в своем дворе, на садовом участке и прочее;

    • Родители своим примером утверждают здоровый образ жизни и демонстрируют этические нормы поведения в природе;

    • Используются семейные традиции (родился ребенок – посади дерево, знакомство с жизнью природы в разные времена года в ходе семейных походов и во время семейного отдыха и пр.);

    Эффективность формирования основ экологической культуры у детей и подростков в семье во многом зависит от правильного выбора родителями методов и форм экологического образования. На наш взгляд, важен совместный с детьми просмотр телепередач экологического содержания, рассказы по картинкам, чтение литературы экологической направленности и др. В качестве приоритетного метода в решении экологических задач можно использовать игру как ведущий вид детской деятельности (ролевую, дидактическую, подвижную и др.). Экологическая игра определяется нами как форма экологического образования, основанная на развертывании особой  (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Экологическая игра способствует формированию у детей системы элементарных знаний об их характерных признаках, с помощью которых можно определять погоду, воспитывать бережное и заботливое отношение к ним. Мы считаем, что если в семье несколько детей, то целесообразно использовать соревновательные экологические игры, основанные на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений. Исследовательская практика показала, что использование родителями различных видов игр, серии игровых обучающих ситуаций и приемов, а также разнообразных методов и форм экологического образования поможет сформировать экологическую культуру у детей и подростков.

    Семья оказывает первостепенное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно. Формирование экологической культуры заключается в объяснении доли ответственности каждого человека за сохранность окружающей среды, воспитании любви к природе и ее богатствам.

    Из всего вышесказанного следует, что роль семьи в развитии ребенка не менее важна, чем в школе. В школе разные дети получают одинаковое образование, но они развиваются не одинаково, потому что они происходят из разных семей. Формирование у родителей нового взгляда на экологические проблемы, обучение ответственному отношению к окружающей природе и ее богатствам, будет способствовать гармонизации личности, сохранению и улучшению природной среды, а также повышению эффективности экологического воспитания и образования детей и подростков [58, с. 67].
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта