Главная страница

ВКР Романова правленная. Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южный федеральный университет


Скачать 344.25 Kb.
НазваниеМинобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южный федеральный университет
Дата13.04.2022
Размер344.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВКР Романова правленная.docx
ТипРеферат
#471491
страница4 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Проблема психологической готовности к семейной жизни в возрасте ранней зрелости.


Подготовка молоды людей к семейной жизни и к браку является частью общей системой воспитания подрастающего поколения. До недавнего времени считалось, что готовность к семье заключается в определенном возрасте, но многократные исследования утверждают обратное, и поэтому готовность молодых людей к браку проявляется не в возрастных рамках, а в психологической готовности.

Готовность молодых людей к браку, по мнению И.Л.Москвичева, способствует сохранению стабильности молодых семей [42]. Данная система социальных и индивидуальных отношений, регулирует психологическое отношение к ценностям брака. Готовность к браку является интегральной категорией, которая включает целый ряд аспектов:

  1. Готовность брать на себя обязанности новой системы по отношению к партнеру, а так же распределение между супругами.

  2. Готовность к сотрудничеству в межличностном общении.

  3. Для нормально функционирования семьи требуется согласованность ритмов жизни.

  4. Готовность пожертвовать по отношению к партнеру.

  5. Развитие эмпатийного комплекса качеств, который включает в себя способность к переживанию, понимание эмоционального состояния партнера и т.д.

  6. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

  7. Готовность самостоятельно регулировать собственное поведение для конструктивного разрешения конфликтов.

С.В. Ковалев отмечает, что отправной точкой готовности человека к браку является четкое понимание социальной значимости своих действий, обязательств и ответственности за семью и детей, а так же добровольное принятие семейных хлопот и ограничение личной свободы [31]. Важным показателем психологической готовности к созданию брака является наличие проекта будущей семейной жизни. Он включает в себя потребность видеть себя в дальнейшем реализовавшим, любимым и т.д., но при этом должен понимать, что любой проект будет достижим только в тех случаях, когда строится реальный план действий, который включает в себя различные пути и способы достижения цели.

А.Г. Харчев, М.С. Мацковский выделили ряд условий психологической готовности, формирующие нормальное супружество, а именно такие как:

  1. Стремление к взаимопониманию, которое человек начинает развивать уже в детстве [71].

  2. Особой важностью является понимание другого человека, как самого себя. Это проявляется в способности слышать, видеть, наблюдать, понимать, уважать особенности, привычки, предпочтения своего партнера даже тогда, когда они расходятся.

  3. Открытость в своих чувствах и мыслях для решения трудностей и конфликтов.

  4. Нести ответственность за свое поведение, не перекладывая на определенный уровень критичности.

  5. Внутренняя установка на совместный характер создания домашнего уюта и овладение домовладенческими навыками. Не ставить четкие границы «женское», «мужское».

  6. Понимание значимости таких моральных качеств, как верность, ответственность, смирение, чувство долга и т.д.

Изучая успешность брака и психологическую готовность к нему, Л.Б. Шнейдер в первую очередь связывал это со стилем жизни человека и его прототипом, где необходимо иметь чувство общности и быть социально адаптированным [80]. Он считал, что все способности и наклонности к неспособности к браку формируются в первые годы жизни. Кроме обычных качеств социальной адаптации требуют от партнера исключительного чувства симпатии, способность идентифицировать с другим человеком.

А.И.Тащева, изучая в своей работе своеобразие удовлетворенности браком в биэтнических браках и опираясь на работы Д.В.Воронцова, О.А.Карабановой, обращает наше внимание на то, что удовлетворенность браком - один из основных критериев, который определяет стабильность супружества [67].

В концепции идентичности С.Л.Рубинштейн рассматривает психологические условия для долгосрочных отношений с другим человеком [57]. По его слова на стадии несовершеннолетних (12-19 лет) человек находит эго идентичности как чувство внутренней идентичности и целостности, что обеспечивает в его поведении верность его действиям, словам, несмотря на неизбежные противоречия в системе его ценностей. Следующий этап (20-25 лет) характеризуется двумя полюсами, где первый - близость, а второй-изоляция, которая обеспечивает способность любить. Для прочного брака, по его мнению, главным условием является достижение определенного уровня идентичности. Недостигнутая идентичность личности может быть опасным для брака, так как желание заключить брак может быть продиктовано необходимостью поверить или же найти собственную идентичность в другом человеке или при помощи его.

Е.Г.Силяева в рамках изучения условий сохранения брака рассматривает через призму психологических навыков готовности и отношения [60]. Психологическая готовность к браку - система, определяющая эмоциональное и позитивное отношение к семейной жизни. Возможность и желание изменить образ жизни, развивая определенные личностные качества - понимание, забота, сочувствие, творчество в отношениях, навыки общения, этической культуры, толерантность, умение подавлять собственный эгоизм, усвоение комплекта требований, которые регулируют семейную жизнь. Все это зависит в большей степени от готовности человеком изменить отношение, взгляды, цели, если это того требует.

В рамках социальной психологии В.А. Сысенко рассматривает понятие психологической готовности к браку через социально-психологические характеристики семьи, как микрообщности, а так же через факторы формирования стабильности брака [63]. По его мнению, с одной стороны брак и семья у человека связаны с ожиданием тепла и понимания, полноты эмоционального контакта и радости. С другой стороны, институт брака не предусматривает жесткое разделение обязанностей. Исходя из этого, В.А.Сысенко предлагает определить психологическую готовность к браку, как готовность к адекватному представлению семейной жизни и конкретные действия в конкретной среде, а так же понимание отношения друг к другу, стремление конструктивно преодолевать проблемы и конфликты, неизбежно возникающие на совместном пути. Исходя из этого, автор делает акцент на готовность к адекватному восприятию реальности и представление брака.

Б.Ю. Шапиро при изучении трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди в добрачных отношениях, отметил, что важным аспектом является подготовленность будущих супругов к выбору партнера [72]. По его мнению, опасным является не осознание мотивов в выборе партнера, так как зачастую на первый план выступают социально одобряемые стандарты, такие как внешние данные партнера или «сценарий романтической любви». Он описывает «любовную ловушку», в которую входит: чувство долга (долгое общение, родители знают, все довольны), интимное счастье (брак является основой гармоничной сексуальной совместимости), жалость, благодарность, а так же зачастую встречаются браки «по легкомыслию», т.е. один из партнеров стремится перейти из инфантильной категории ребенка в категорию взрослых семейных людей. Если человек не знает мотивов, то у него снижается ответственность. В таких случаях брак является способом удовлетворения потребностей. Поэтому Б.Ю. Шапиро считает, что основной профилактической работой должно быть понимание мотивов молодых людей к браку.

С.В. Ковалев выделяет пять типов мотивации вступления в брак: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральное соображение. Первые две причины подтверждают важность в семейной удовлетворенности, при этом важно единство выделенных мотивов. Разочарование семей, по его мнению, происходит у тех, кто ориентируется исключительно на свои чувства без попытки сохранения духовной близости с партнером [33]. Напротив, западногерманский психолог А. Чернов считает, что когда ожидание любви становится приоритетным мотивом вступления в брак, сложившаяся картина семейной жизни, повседневной работы, воспитания детей снижает уровень этих иллюзий, что зачастую приводит к поиску новой любви и нового партнера [75].

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий в основу семейных отношений вкладывают понятие «эмоциональной идентификации с семьей» [81]. Эмоциональные отношения с симпатией в некоторой степени способны нейтрализовать состояние фрустрации, возникающие в межличностных отношениях. В таких случаях легче происходит адаптация к особенностям характера партнера. Во многом зависят супружеские отношения от эффекта сочувствия. Авторы ставят в пример человека, который любит, тогда сочувствие вызывает у него увеличение интереса к объекту симпатии. Такое поведение проявляется в желании помочь, вместе радоваться и горевать, что в свою очередь влияет на большую взаимную откровенность и увеличивает сочувствие.

В настоящее время вступление в брак является добровольным поступком, при этом необходимо помнить, что желание вступить в брак и готовность к его заключению это два разных понятия [52]. По мнению психологов, психологическая готовность к браку включает в себя целый ряд требований, обязанностей, социальных норм поведения, которые регулируют семейную жизнь.

К ним относятся:

  1. Готовность принять ответственность за соблюдение системы обязанностей по отношению к своему партнеру и будущим детям.

  2. Готовность к пониманию прав и достоинств всех членов семьи, признание принципа равенства в процессе взаимоотношений.

  3. Развитие высокой нравственной культуры, готовность к сотрудничеству.

  4. Готовность приспосабливаться к привычкам и чертам характера, а так же понимать психические состояния своего партнера.

Вышесказанные способности являются индикаторами способности человека адекватно изменять свое отношение в ответ на случившуюся ситуацию и идти на компромисс.

В.Н.Дружинин отмечает высокую значимость психологической готовности к браку, так как в него вступают две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями [20]. По мнению автора, для создания семейного союза оба партнера должны быть зрелыми в социально-психологическом отношении. В понятие психологической зрелости, В.Н.Дружинин относит подавление в себе чрезмерного эгоизма, агрессии, и наоборот стремление признавать собственные ошибки. Зрелость человека к семейным отношениям формируется при помощи совокупности факторов, таких как: владение психотехникой общения; психологическая поддержка; отходчивость в ссоре; готовность и желание к появлению детей, их развитие и воспитание; социальная активность членов семьи; умение прощать.Зрелость человека к семейной жизни достигается поэтапно, сначала выделяется психологическая готовность к выполнению рои жены или мужа, а затем роли матери и отца. Каждая социальная роль состоит из определенных ожиданий и желание реализовать их.

К.Р. Копыстянская, Н.В. Осетрова включают в основу благополучного брака, кроме психологической готовности, функциональную роль отношения между партнерами [34]. С недалекого прошлого и в настоящее время именно на мужчину возлагается наиболее тяжелая физическая работа и моральная ответственность за благополучие его семьи. Сейчас одной из проблем семейной жизни является разрыв между «мужских» и «женских» семейных ролей, отличающиеся от традиционных. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что в российских семьях девушка несет основное бремя домашней работы, в результате чего, в молодых семьях, создаются психологические стрессовые ситуации. Поэтому одним из факторов стабильности семьи является рациональное распределение обязанностей.

Резюмируя данный параграф, можно сказать, что в позициях исследователей нашли отражения две основные идеи:

  1. Психологическая готовность к созданию семьи - интегративное образование, в которое входит множество компонентов.

  2. Психологическая готовность - залог решений проблем, возникающих в семейной жизни.

Анализ литературы позволяет нам определить психологическую готовность как целостное интегративное психологическое образование, которое способствует успешному вхождению личности в семейную жизнь, включая в себя определенный уровень зрелости. Таким образом, составляющими психологической готовности являются: принятие новой системы обязанности по отношению к своей семье, ответственность за их поведение; понимание прав и обязанностей, не только своих, но и партнера; стремление к сотрудничеству и подавлению агрессивных форм общения; умение приспособиться к привычкам, психологическим особенностям партнера; желание идти на уступки.

В дальнейшем рассмотрим своеобразие готовности к созданию семьи в 18-25 лет.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта