Главная страница

[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


Скачать 4.43 Mb.
НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
Дата27.12.2017
Размер4.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
ТипДокументы
#13210
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница11 из 47
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   47
§34. Камень и банан
Мегалитические сооружения Западной и Северной Европы завораживали исследователей на протяжении более чем столетия. Действительно, глядя на хорошие фотоснимки каменных аллей в Карнаке или гигантских дольменов Стонхенджа, невольно задумываешься о смысле и назначении этих памятников древности. Технологическое мастерство этих земледельцев эпохи шлифованного камня вызывает изумление. Каким удавалось устанавливать трехсоттонные блоки в вертикальное положение и поднимать стотонные грузы Еще одно эти монументы не уникальны, они составляют часть целого мегалитического комплекса, начинающегося на средиземноморском побережье Испании, включающего Португалию, половину Франции, западный берег Англии и продолжающегося в Ирландии, Дании и на южном побережье Швеции. Конечно, между памятниками существуют значительные морфологические вариации. Но два поколения археологов и историков убедительно показали неразрывную связь всех европейских мегалитических культур — связь, которую можно объяснить только распространением мегалитического комплекса из одного центра, находившегося в Лос-Мильаресе, в провинции Альмерия (Испания).
*
32
Мегалитический комплекс включает три категории 1 ) менгир (от бретонских слов
men
— камень и
hir
— длинный) — большой камень, иногда значительной высоты вкапывавшийся вертикально в землю 2) кромлех (от слов
crom
— круг, изгиб и
lech
— место) — группа менгиров, расположенных по кругу или полукругу (самый грандиозный кромлех находится в Стонхендже, близ Солсбери); ино-
1
Высота менгира близ Локмарьякера превышала 20 мВ Бретани некоторые отдельно стоящие менгиры считаются могильными камнями

гда менгиры вытянуты в несколько параллельных рядов, как, например, в Карнаке (Бретань 3) дольмен
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
58
(dol
— стол и
теп
— камень) — нечто вроде ограды или камеры, составленной из нескольких прямостоящих камней и «крыши».
Строго говоря, дольмены — это места погребений. (Позднее в некоторых регионах — в Западной Европе, Швеции — дольмен трансформировался в подобие крытого пассажа с каменными сводами. Есть гигантские дольмены например, дольмен в Сото (близ Севильи) имеет 21 м в длину, его фронтон — это гранитный блок высотой 3,4 м, шириной 3,1 ми толщиной 0,72 м его вес — 21 тонна. В Лос-Мильаресе был раскопан некрополь, вмещавший около сотни таких крытых пассажей. Большинство могил находилось под огромными курганами. В некоторых могилах было похоронено до ста покойников, принадлежавших к нескольким поколениям одного итого же рода. Иногда в погребальных камерах можно найти центральные столпы-опоры, а на стенах — различить остатки росписи. Дольмены находят на побережье Атлантического океана, более всего — в Бретани, и далее вплоть до Нидерландов. В Ирландии стены сравнительно высоких погребальных камер украшали скульптуры.
Все это, несомненно, свидетельствует о важности культа мертвых. В то время как жилища неолитических людей, воздвигавших эти монументы, были скромными и недолговечными (от них почти ничего не осталось, помещения для умерших сооружались из камня. Очевидно, что эти объекты специально строились такими монументальными и прочными, способными выдержать испытание временем. Сложность символики и религиозная значимость камней искал хорошо известны Скала, столп, гранитный блок живут вечно, демонстрируют постоянство и нерушимость — в конечном счете, это вид существования, не подверженный времени.
Когда мы созерцаем грандиозные мегалитические монументы самых древних земледельцев Северной Европы, на ум приходит известный индонезийский миф. Вначале начал, когда небо находилось очень близко от земли, Бог, спускал свои дары на веревке, чтобы передать их первичной супружеской чете. Однажды он послал им камень, но удивленные и возмущенные предки отказались его принять. Через несколько дней бог снова опустил веревку, на этот раз с бананом, который был немедленно принят. Тогда предки услышали глас создателя поскольку вы выбрали банан, ваша жизнь будет подобна жизни этого фрукта. Если бы вы выбрали камень, ваша жизнь была бы подобна бытию камня, вечному и бессмертному 2
Линейные сооружения в Карнаке включали 2935 менгиров и тянулись нам См
Eliade.
Traité, ch. 6, §74 АС.

цит. в
J.G. Frazer.
The Belief in Immortality (1913), vol. 1, pp. 74-75. Мы
111
Как мы видели (
§12
), с началом земледелия радикально изменилась концепция человеческой участи она оказалась такой же хрупкой и эфемерной, как жизнь растений. Нос другой стороны, человек как бы разделил с растениями их циклическую судьбу рождение, жизнь, смерть, новое рождение. Мегалитические монументы можно истолковать, как ответ на наш индонезийский миф если жизнь человека подобна жизни злаков, сила и долговечность достижимы через смерть. Умершие возвращаются в лоно Матери-Земли с надеждой разделить судьбу посеянных семян к тому же они мистически ассоциируются с каменными блоками погребальной камеры и, следовательно, становятся столь же сильными и неразрушимыми, как камни.
Мегалитический культ мертвых, вероятно, опирался не только на веру в то, что душа остается жить после смерти, но и, главное, на уверенность в могуществе предков и надежду на их защиту и помощь. Такие верования коренным образом отличаются от концепций, зафиксированных у других народов древности
(месопотамцев, хеттов, евреев, греков и др. для которых умершие были жалкими тенями, беспомощными и несчастными. Более того, если для строителей мегалитов, от Ирландии до Мальты и Эгейских островов, ритуальное объединение с предками являлось краеугольным камнем их религиозной активности, тов протоисторических культурах Центральной Европы, как и древнего Ближнего Востока, строго обязательным было разделение между мертвыми и живыми.

Помимо различных церемоний (процессий, танцев и т.д.), мегалитический культ мертвых включал также подношение им пищи и напитков, жертвоприношения, совершаемые вблизи монументов, и ритуальные трапезы над могилами. Некоторое количество менгиров было сооружено вне связи с захоронениями. По всей вероятности, эти камни представляли собой род заместителей тел, в которых находились души умерших' В конечном счете, каменный заместитель был телом, построенным для вечности. Иногда попадаются менгиры с начертанными на них человеческими фигурами, те. они были жилищем, телом мертвых. Сходным образом, стилизованные фигуры, изображенные на стенах дольменов, а также маленькие идолы, выкопанные из мегалитических захоронений в Испании, возможно, представляют предков. В некоторых случаях обнаруживается параллельное верование — душа предка способна время от времени покидать могилу Камни с отверстиями, называемыми отверстиями для ду- прокомментировали этот миф в Mythologies of Death (Occultism, Witchcraft and Cultural Fashions, chap. 3).
5
Horst Kirchner.
Die Menhire in Mitteleuropa und der Menhirgedanke, p. 698 sq.
6
Появление некоторых бретонских менгиров, поставленных перед галереями дольменов, объясняли верой египтян в то, что души умерших, превратившись в птиц, покидали могилы, чтобы усесться на столбе при ярком свете солнца. Похоже, что это понятие существовало в Средиземноморье, а также в Западной Европе
(Maringer.
The Gods of Prehistoric Man, p. 235). Карл Шуххардт предложил такую же интерпретацию
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| для декоративных обелисков на саркофагах Агиа-Триады (см. §41). См. критику этой гипотезы в
Kirchner.
Die Menhire, p. 706. В мегалитических культурах Юго-Восточной Азии менгир служил местопребыванием душ.
112
ши», которыми закрыты некоторые мегалитические могилы, давали мертвым возможность общаться с живыми.
Следует учитывать также и сексуальный смысл менгиров, ибо он повсеместно документирован на различных уровнях культуры. Иеремия (Иер 2:27) упоминает тех, кто говорит дереву ты мой отец и камню — ты родил меня Вера в оплодотворяющие возможности менгиров бытовала среди европейских крестьян еще вначале этого столетия. Во Франции, чтобы иметь детей, молодые женщины устраивали скольжение (лежа, скользили вдоль камня) или трение (сидя на монолите или прижимаясь животом к скале).
8
Генеративная функция не должна объясняться фаллической символикой менгира, хотя такая символика и зафиксирована в некоторых культурах. Первоначальной — и фундаментальной — идеей была трансмутация предков в камень, и менгир либо служил заместителем тела, либо содержал какой-то существенный элемент умершего — скелет, пепел, душу — в самой своей структуре. В обоих случаях умерший одухотворял камень он обретал новое тело — каменное, а значит, неразрушимое. Именно это делало менгир или мегалитическую могилу неистощимым источником жизненности и силы. Включаясь в структуру погребальных камней, умершие становились владыками плодовитости и процветания. Говоря языком индонезийского мифа, им удавалось овладеть и камнем, и бананом. Церемониальные центры и мегалитические конструкции

Некоторые мегалитические комплексы, такие, как, например, в Карнаке или Эшдауне, в Беркшире (800 мегалитов на площади 250 им, расположение которых напоминает параллелограмм, несомненно, были важными церемониальными центрами. Празднества включали жертвоприношения и, как можно предполагать, танцы и процессии. По большой улице в Карнаке, в самом деле, могли шест Тем не менее даже в таком значительном яхвистском трактате, как Второзаконие, при провозглашении абсолютной реальности Бога как единственного источника креативности, все еще употребляется отологическая метафора камня Ты забываешь Камень, который породил тебя, ты больше не помнишь Бога, который тебя родил А Заступника, родившего тебя, ты забыли не помнил Бога, создавшего тебя (Втор
32:18).
8
См. некоторые примеры и библиографию в
Eliade.
Traité, §77, к чему следует добавить
Kirchner.
Die
Menhire, p. 650 sq.
113
вовать тысячи людей. Возможно, большинство праздников было связано с культом мертвых. Кромлех в
Стонхендже, как и другие аналогичные монументы в Англии стоял посреди поля погребальных курганов. Этот знаменитый церемониальный центр был, по крайней мере, в своей первоначальной форме,
10
святилищем, специально построенным для поддержания связей с предками. В структурном отношении
Стонхендж можно сравнить с некоторыми мегалитическими комплексами других культур, развившимися из священных мест — храма или города. Мы встречаемся здесь с восприятием священного пространства, как Центра Мира, особого места, где возможно общение с небом и с подземным миром, тес богами, хтоническими богинями и духами мертвых.
*
33
В некоторых регионах Франции, на Иберийском полуострове ив других местах найдены следы культа богини-хранительницы мертвых. Но нигде, кроме как на Мальте, нет таких ярких образцов мегалитической архитектуры и таких выразительных свидетельств культа мертвых и почитания Великой Богини. Раскопки обнаружили очень мало домов, но целых семнадцать храмов, и предполагается, что их было еще больше. Это подтверждает мнение некоторых ученых, что в период неолита Мальта была
isola sacra.
11
Большие эллиптические террасы, сооружавшиеся перед святилищами или между ними, явно предназначались для ритуальной хореографии и танцев вовремя процессий. Стены храма украшали чудесные спиральные барельефы найдено также несколько каменных скульптур лежащих на боку женщин. Но самым сенсационным открытием была огромная статуя сидящей женщины — несомненно, богини.
Археологические находки свидетельствуют о развитом культе, включавшем жертвоприношения животных, приношения пищи и напитков, обряды инкубации и поклонения, о существовании влиятельного и хорошо организованного жреческого корпуса. Культу мертвых принадлежала, вероятно, центральная роль. Из замечательного некрополя в Гал-Сафлиени, гипогея, состоящего из нескольких высеченных в скале камер, были извлечены кости примерно 7000 человек. В гипогее находились статуи лежащих женщин, что позволяло предположить существование ритуала инкубации. Как ив других мегалитических монументах, стены внутренних помещений украшали барельефы и роспись. Эти обширные палаты были разделены камен-
9
Например Вудхендж, Авербурк, Армингхолл и Арбор Лоу; см
Maringer.
The Gods of Prehistoric Man, p. 247.
10
Стонхендж не был построен за один раз. Теперь известно, что первоначальное сооружение подверглось нескольким переделкам. См
Colin Renfrew.
Before Civilization, p. 214 sq.
11
Günther Zuntz.
Persephone, p. 4, n. 1.
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
60
114
ными ширмами с лепниной
12
и служили для проведения религиозных церемоний, закрепленных за жрецами и посвященными.
Если гипогей был одновременно и некрополем, и молельней, тов храмах не было найдено никаких захоронений. Изогнутая линия расположения мальтийских святилищ уникальна археологи называют ее
«почкообразной», но, как полагает Г. Цунц, она скорее напоминает форму матки. Поскольку храмы имели крышу, а в помещениях, лишенных окон, было довольно темно, вхождение в святилище было эквивалентно вхождению во внутренности земли, те, в чрево хтонической Богини. Но высеченные в скалах могилы тоже имели форму матки. Можно сказать, что умершего помещали в лоно земли для новой жизни. Храмы воспроизводили туже модельно в более широком масштабе. Живущий, вступая в них, вступал в тело богини. Действительно, заключает Г. Цунц, эти монументы были сценой для «культа-мистерии в точном смысле этого термина».
13
Добавим, что на поверхностях дольменов и менгиров в Иберии и Западной Европе также обнаруживаются другие магико-религиозные знаки и символы — например, солнце с лучами, топор (атрибут богов грозы, змей (символ жизни, ассоциируемый с предками, оленьи т.д. Конечно, эти изображения были обнаружены в различных регионах и относятся к культурам различных эпох, но всех их объединяет принадлежность к мегалитическому комплексу. Возможное объяснение этому лежит либо в разнообразии религиозных идей разных мегалитических народов, либо в том факте, что культ предков, несмотря на свою собственную важность, входили в другие религиозные комплексы. Загадка мегалитов»
Десятилетие назад археологи объясняли появление мегалитических культур влиянием мигрантов из восточного Средиземноморья, где коллективные погребения зафиксированы уже в III тысячелетии По мере их распространения на запад дольмены превращались в гигантские сооружения. Как полагает Глин
Даниел, такая трансформация происходила на Мальте, на Иберийском Полуострове ив южной Франции. Он же сравнивает распространение мегалитической архитектуры с греческой и финикийской колонизацией в Средиземноморье или с экспансией ислама в Испании. Сильная, властная, вдохнов-
12
J.D. Evans.
Malta, p. 139;
Glyn Daniel and J. Evans.
The Western Mediterranean p. 20.
13
Zuntz.
Persephone, pp. 8, 25.
14
Минойские коллективные захоронения делались либо в естественных пещерах, либо на огороженных участках, обычно называемых «толос»: см
Glyn Daniel.
The Megalithic Builders of Western Europe. 2 éd.
(1962), p. 129.
115
ляемая эгейскими влияниями религия обязывала их вкладывать такой труд в сооружение могил (или могил- храмов) и увековечивать образ своей богини-покровительницы, богини похорон. Фигуры богинь, топоры, рога и другие символы переносят нас из парижского региона, из Гавринниса, с Крита — на Эгейское море и даже в Трою. Не подлежит сомнению, что могущественная религия восточно-средиземноморского происхождения питала и воодушевляла строителей мегалитических могил, мигрировавших по Западной Европе Но религия не была первопричиной их миграции религия была только утешением в их изгнании на далеком западе и севере Европы. Народы-скитальцы искали себе новые страны для жизни и руду для торговли.
16
В своей последней книге Гордон Чайлд рассматривает мегалитическую религию, распространявшуюся средиземноморскими первопроходцами и колонистами. Однажды принятая, идея сооружения мегалитических могил была усвоена различными обществами, не оказав воздействия на их специфическую конструкцию. Каждая могила, возможно, принадлежала знатному лицу или главе семьи работу по ее сооружению обеспечивали его близкие. Мегалитический склеп можно сравнить скорее с церковью, чем с замком, а его обитателей — с кельтскими святыми, а нес норманнскими баронами Миссионеры мегалитической религии, веры, прежде всего, в Богиню-Мать, вовлекали в свои общины многих земледельцев. Дольмены и кромлехи действительно встречаются в регионах, особенно благоприятных для неолитического земледелия.
18
Сходные объяснения развития мегалитического комплекса предлагались и другими выдающимися учеными, специалистами по древней истории Однако открытие способа радиоуглеродной датировки и дендрохронологии показало, что такие объяснения неверны. Появилась возможность установить, что мегалитические погребения Ibid, р. 136.
16
Ibid, pp. 136, 137 17
Gordon Childe.
The Prehistory of European Society, p. 126 sq. Автор сравнивает мегалитические могилы с небольшими часовнями, которые ставили уэлльские и ирландские святые в тех же областях Британских островов (р. 128).
18
Ibid, p. 129.
19
Стюарт Пигготт считает, что мегалитические монументы ведут свое происхождение из восточного
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| Средиземноморья и сравнивает их с христианскими церквями или с мечетями. См
Stuart Piggott.
Ancient
Europe, p. 60. Грэхем Кларк полагает, что эгейский обычай коллективных погребений, связанный с культом
Богини-Матери, был распространен на Западе изыскателями и добытчиками руд см
Graham Clarke.
World
Prehistory, pp. Четкое изложение метода «калибрации по древесным кольцам с помощью радиоуглерода» см. в
Colin
Renfrew.
Before Civilization, pp. 48-83. Хорошо известно, что две революции — датирование с помощью углерода и дендрохронология — радикально изменили хронологию европейской протоистории.
116
(«камерные могильники) в Бретани были сооружены дог. до н.э., а в Англии и Дании такие могильники строились дог. до н.э.
21
Что касается гигантского комплекса в Стонхендже, то его считали современником культуры Уэссекса, которая была связана с Микенской цивилизацией. Но исследования, основанные на современных методах, доказывают, что комплекс в Стонхендже был завершен до
Микенского периода его последняя перестройка (Стонхендж III) датируется 2100-1900 гг. до н.э.
22
На Мальте период, представленный храмами в Тарксиене и некрополем в Гал-Сафлиени, тоже завершился дог. до н.э.; поэтому некоторые из его характерных черт не могут быть объяснены влиянием, идущим от минойской культуры бронзовой эпохи Таким образом, нельзя не прийти к заключению, что европейский мегалитический комплекс предшествовал эгейскому влиянию. Мы имеем дело с серией оригинальных автохтонных творений.
Однако ни доказательство этой оригинальности, ни хронологические перестановки не продвинули вперед решение проблемы мегалитических монументов. Стонхендж часто становился предметом дискуссий, но, несмотря наряд заслуживающих внимания суждений о религиозной функции и символике монумента все еще нет единого мнения. Более того, выступая против некоторых рискованных гипотез (например, гипотезы сэра Графтона Эллиота Смита, который считал, что все мегалитические конструкции имеют один источник
— Египет времен фараонов, исследователи больше не решаются рассматривать проблему во всем ее объеме. Можно лишь сожалеть об этой робости, ибо «мегалитизм» — это замечательный и, возможно, уникальный предмет исследования. Сравнительный анализ показал бы, в какой мере изучение многочисленных мегалитических культур, не исчезнувших еще ив столетии, может способствовать пониманию религиозных концепций, которым следовали строители доисторических монументов Следует иметь ввиду, что древнейшие каменные пирамиды в Египте были сооружены около 2700 лет до н.э. Верно, что эти пирамиды имели предшественниц из кирпича, но остается фактом, что дог. до н.э. никакие египетские каменные монументы, сопоставимые с мегалитами Западной Европы, нам неизвестны см
Colin Renfrew.
Before Civilization, p. 123.
22
См. документацию ibid., p. 214 sq.
23
Ibid., p. 152. Также см
Daniel and Evans.
The Western Mediterranean, p. 21. Однако Цунц предполагает здесь египетское или шумерское влияние (ср.: Persephone, p. 10 sq.).
24
Поскольку, судя по тектонической структуре Стонхенджа, этот комплекс, возможно, выполнял также функцию астрономической обсерватории, не исключено, что главные празднества были связаны со сменами времен года, как у хопи и чероков; см
Renfrew.
Before Civilization, p. 239 sq.
117
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   47


написать администратору сайта