Главная страница

Монография посвящена восприятию и пониманию людьми друг


Скачать 420.54 Kb.
НазваниеМонография посвящена восприятию и пониманию людьми друг
Дата30.05.2022
Размер420.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBodalaev_Ponimanie_cheloveka_chelovekom.docx
ТипМонография
#556290
страница3 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ГЛАВА 3

ВОСПРИЯТИЕ

ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

(характеристика процесса)

Основными процессами, посредством которых человек принимает

и перерабатывает информацию, поступающую от другого челове-

ка, являются ощущение, восприятие, представление, мышление.

Чтобы раскрыть процесс познания человека человеком, надо

проследить особенности формирования образа человека и понятия

о нем как о личности у взаимодействующего с ним индивидуума.

Чувственный образ, который является первой ступенью позна-

яия, формируется в процессе построения изображения. Образ че-

ловека, как и любое изображение, представляет собой совокуп-

ность элементов, находящихся в определенном соотношении

с совокупностью элементов, составляющих облик отражаемого

человека. В самом общем смысле это есть соотношение подобия

или сходства. Оно характеризуется общностью модальности эле-

ментов обоих множеств и общностью принципа их пространствен-

но-временной упорядоченности. Хотя конкретные механизмы

, формирования чувственного образа изучены еще недостаточно, од-

нако данные, которыми располагает к настоящему времени наука,

позволяют утверждать, что он является эффектом рефлекторных

актов воспринимающей системы.

Материалы исследований Б. Г. Ананьева, Л. М. Веккера,

Б. Ф. Ломова, Е. Н. Соколова, А. Л. Ярбуса и других показывают,

что восприятие как рефлекторная деятельность представляет собой

сложнейшую систему специфических для каждого рецептора

безусловных и условных рефлексов, для" которых характерны

сложные динамические отношения. Анализаторы, участвующие

в актах восприятия, являются афферентно-эфферентными систе-

мами. Действуя рефлекторно и трансформируя и передавая сиг-

налы с периферии в центр, они сами настраиваются так, чтобы

лучше отбирать поступающую из внешнего мира информацию.

После действия раздражителя на рецептор возникает рефлектор-

ная перестройка в функционирующей системе, в результате чего

изменяется последующее восприятие раздражителя2.

Психическое изображение человека, как и любое другое пси-

хическое изображение, характеризуется предметностью, которая

См.: Ломов Б. Ф. Человек и техника. Л., 1963.

2 См.: Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960; Век-

ж е р Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964; Инженерная

психология. Под .ред. А. Н. Леоятьева. М., 1%4.

32

в рассматриваемом случае заключается в том, что свойства обли-

ка человека отражаются в образе как принадлежащие человеку,

т. е. как свойства этого человека. Психическому изображению .

человека присущи и такие особенности, характеризующие отра-

жение индивидуумом действительности, как объективированность

и субъективность, как целостность и структурность.

И. М. Сеченовым было показано, что основой целостности и

структурности восприятия является отражение формы (и контура)

предмета, которая, являясь <раздельной гранью двух реальнос-

тей>, выделяет его из окружения и выражает единство строения

предмета как целого3. Очертание лица, общий силуэт тела явля-

ются важнейшими опознавательными признаками человека для

воспринимающих его людей.

Многочисленными исследованиями установлено, что целостный

образ возникает постепенно и становление его связано с прост-

ранственно-временными условиями, в которых человек отражает

объект. Действие этих условий всегда сказывается и на формиру-

ющемся у нас образе другого человека. Например, по имеющимся

данным, люди с нормальным зрением в условиях хорошей ви-

димости выделяют человека из окружения, когда этот человек

.находится от них на расстоянии 2 километров. На расстоянии 1

километра они видят общий контур человека. На расстоянии 700

метров индивидуум воспринимает движение рук и ног другого

человека, на расстоянии 400 метров он видит головной убор,

на расстоянии 300 метров - голову и плечи, овал лица, цвет

одежды. На расстоянии 200 метров человек выделяет лицо, кисти

рук, на расстоянии 60 метров - различает глаза, нос, пальцы, на

расстоянии 20 метров - всего человека.

В условиях меньшей видимости показатели восприятия чело-

века на расстоянии оказываются иными. Например,, в пасмурный

зимний день, начав наблюдать за приближающимся человеком,

когда он находился на расстоянии 350 метров, и закончив наблю-

дение, когда он приблизился на расстояние 20 метров, группа ис-

пытуемых из 26 человек показала такие результаты (см. табл. 1).

Комментируя данные таблицы 1, необходимо отметить, что для

отражения испытуемыми каждого из названных признаков всегда

был характерен определенный путь развития. В излагаемом опыте

все испытуемые преувеличили рост человека, находившегося от

них на большом расстоянии. Наблюдая за человеком на расстоя-

нии 350 метров, все испытуемые сначала утверждали, что он одет

во все черное. Различение цвета каждого из элементов внешнего

облика воспринимаемого человека происходило неодновременно,

Цвета элементов внешности, относившейся к верхней половине

фигуры воспринимаемого человека, распознавались раньше, чем

цвета элементов внешности, относившихся к нижней половине

фигуры. В облике медленно приближавшегося к испытуемым че-

3 См.: Сеченов И. М. Избр. произв., т. 1. М.-Л., 1952.

2 А. А. Бодалев

83

STR.34

Таблица 1

Элементы внешнего обликаРасстояние, на котором дан правильный ответ, м

лучший результатхудший результатсредний результат

Отсутствие пальто350140269

Цвет главных (верх. половина тела)350110244

предметов верх- (нижя. половина290110183

ней одежды тела)

Овал лица300200236

Отсутствие перчаток260200224

Расстегнутый пиджак320140220

Вид верхней одежды350110212

Отсутствие головн. убора260200203

Рост260110177

Джемпер290110163

Основные элементы лица200110140

Цвет волос23020113

Прическа17020101

Расцветка джемпера1108096

Цвет обуви1402089

Улыбка1405087

Рубашка черная1402080

Рисунок на джемпере1102069

Лоб, глаза, нос (относит, величина их)805062

Авторучка в нагрудном кармане и зна-502043

чок на лацкане пиджака

Пуговицы на рубашке502035

ловека в первую очередь правильно воспринимался цвет крупных

компонентов и деталей.

Аналогичные результаты нами были получены при таких же

условиях и в другой группе испытуемых.

Психологически изменения зрительного образа в условиях пос-

тепенного изменения расстояния между объектом наблюдения и

наблюдателем были изучены М. Д. Александровой и Б. Ф. Ло-

мовым 4. В этих исследованиях процесс становления зрительного

образа при отражении человека человеком специально не изу-

чался, однако фазы процесса становления образа предмета, уста-

новленные названными исследователями, имеют место и при вос-

приятии людьми друг друга, когда их разделяет большое расстоя-

ние. Исследователи выделяют в процессе становления зрительного

образа пять фаз. На первой из них имеет место грубое различение

общих пропорций объекта и его положения. Эту фазу сменяет

4 См.: Александрова М. Д. О качественной характеристике простран-

ственных порогов, зрительного восприятия.-Учен. зап. ЛГУ, 1953, № 147; Ло-

мов Б. Ф. Человек и техника. В экспериментах по изучению названного вопро-

са участвовали М. А. Дмитриева, Л. Фоменко, Л. Баранова, Б. Максимов.

34

фаза <мерцающей> формы. Для третьей фазы характерно грубое

различение основных деталей. Прежде всего вычленяются наибо-

лее крупные детали вне зависимости от того, где они расположе-

ны. Если детали примерно равны, то раньше всего воспринима-

ются детали, расположенные сверху и справа. Различение ниж-

них частей отстает от различения верхних. На этой фазе харак-

терные части контура хотя и отмечаются, но еще нет адекватного

отражения их взаимоотношений. На четвертой фазе наблюдается

глобально-адекватное восприятие. На пятой фазе образ становится

дифференцированным. Контур объекта отражается в полноте его

деталей.

Большое значение в формировании образа человека имеет ра-

курс, в котором обычно видят этого человека воспринимающие

лица. Факты показывают, что разница в росте между восприни-

мающим и воспринимаемым оказывает влияние на формирую-

щийся образ. О примерах такого влияния пишет И. Рахилло: <Ма-

яковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его

снизу, с подбородка: в этом ракурсе его лицо приобретало тяже-

лую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки

зрения обычных пропорций, подбородок у Маяковского не был

большим (хотя многие художники и скульпторы до сих пор бьют-

ся и не могут найти эту неуловимую и характерную для выраже-

ния лица поэта значительность - они искусственно утяжеляют

ему подбородок и сразу теряют сходство).

А подбородок у Маяковского был, как это ни кажется стран-

ным, совсем не резко выраженного, а даже наоборот - мягкого

контура. Монументальность поэту придавали его рост, плечи,

широкий великолепный рот оратора и жгучие, полные ума, чело-

вечности и ощущения скрытой силы, огромные выразительные

глаза> 5.

Восприятию человека человеком присуща и такая черта, как

константность. Несмотря на изменения в освещенности, удален-

\ ности от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается

относительно постоянным. Как отметил Селфридж, <человеческие

лица как зрительные комплексы подвергаются увеличению, пере-

косу, вращению, их контуры могут быть подчеркнуты или размы-

ты, и все же они остаются теми же лицами>6. Работы, осуществ-

ленные в нашей стране и за рубежом, показали, что, не будучи

абсолютным свойством, константность, подобно целостности и

структурности, не является изначальным свойством и возникает

в процессе формирования образа восприятия: образ становится

константным лишь по мере все более тонкого различения элемен-

тов контура.

Как известно, все рецепторные процессы: отбор и поиск ин-

формации, настройка, прослеживание, гаптика и т. д. - протека-

5 Рахилло И. Московские встречи. М., 1962, с. 16.

6 Цит. по: Джордж Ф. Мозг как вычислительная машина М 1963,

с. 399.

2

35

STR.36

ют активно. Эта активность характерна и для зрительного вос-

приятия человека человеком. И. М. Сеченов высказал мысль, что

зрительное восприятие человека предполагает активные <ощупы-

вающие> движения глаза, и эти движения - такой же необходи-

мый компонент зрительного восприятия, как и отражение зри-

тельного образа на сетчатке. Эта мысль была экспериментально

подтверждена рядом исследователей, в частности А. Л. Ярбусом.

Он показал, что объект, изображение которого падает на непо-

движную точку сетчатки, перестает восприниматься уже через

2-3 секунды. Для устойчивого зрительного восприятия объекта

необходимо перемещать изображения по сетчатке, что достигается

с помощью микро- и макроскопических движений глаз7.

В. П. Зинченко и Б. Ф. Ломовым было установлено, что макро-

движения глаз являются составной частью механизма отражения

пространственных признаков объектов: их формы, величины, по-

ложения и пр.8 На первой стадии установления перцептивного

образа человека с помощью макродвижений глаз осуществляется

наводка рецепторов на воспринимаемого человека и определяется

его местоположение в поле восприятия. Кроме того, макродвиже-

ния глаз выполняют функции построения, измерения, контроля и

коррегирования. В траектории движения глаз воспринимающего

субъекта воспроизводится, хотя и с отклонениями, контур любого

объекта, в том числе и человека. В процессе такого <обследова-

ния> объекта в нем, как правило, выделяются <конструктивные>

точки, относительно которых оцениваются все остальные элемен-

ты контура. Можно думать, что при отражении внешнего облика

другого человека в условиях обычного общения роль таких <кон-

структивных> точек .выполняют глаза. Исследования показывают,

что взгляд субъекта восприятия постоянно возвращается к глазам

партнера по общению.

Пониманию многих существенных моментов формирования

чувственного образа содействуют попытки осветить процесс вос-

приятия с позиций вероятностной теории. Согласно этой теории,

восприятие - сложный активный процесс, основанный на после-

довательном просмотре отдельных деталей объекта с выделением

точек, несущих наибольшую информацию, отведением неправиль-

ных гипотез и получением определенного синтеза наиболее ин-

формативных точек, который в итоге и позволяет заключить о ха-

рактере воспринимаемого объекта9. При восприятии знакомого

предмета и в обычных условиях этот процесс оказывается более

7 См.: Я р бус А. Л. Исследование закономерностей движения глаз в про-

цессе зрения-ДАН СССР, 1954, т. XVI, № 4.

8 См.: Зинченко В. П. Движение глаз и формирование образа.-Во-

просы психологии, 1958, № 5; Л о м о в Б. Ф. Человек и техника.

9 Вгипег I. Оп регсер1иа1 геасИпеэз.-РэусЬо!. геу., 1957, уо1. 54, № 2;

Соколов Е. Н. Вероятностная модель восприятия. - Вопросы психологии,

1960, № 2; Лу.рия А. Р. Мозг человека и .психические процессы.-В кн.: Фи-

лософские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

М" 1963.

36

или менее свернутым. Но при отражении незнакомого объекта

или при необычности условий сразу же проявляются сложная

структура и развернутость во времени процесса восприятия.

Восприятие человека человеком характеризуется осмыслен-

ностью. Посредством слов, которыми обозначают воспринимае-

мого (колхозник, член бригады коммунистического труда, ученый,

капиталист и т. п.), в образ его включается обобщенное знание

о данной категории людей, сложившееся в результате обществен-

ной практики и более или менее усвоенное воспринимающим

субъектом.

Как свидетельствуют факты, значение слова, в формиррв.ании

восприятия человека может быть очень большим. Мы показывали

поочередно 58 взрослым испытуемым фотографии девушки-стар-

шеклассницы, молодой женщины, молодого человека и пожилого --;

мужчины. Испытуемые, видевшие каждую из фотографий в тече-"

ние пяти секунд, должны были словесно воссоздать облик чело-

века, которого они только что рассматривали.

Перед каждым показом одной и той же фотографии группам

испытуемых давались разные установки. Так, одной группе испы-

туемых, перед тем как показать фотографию молодой женщины,

мы говорили: <Сейчас вам будет показана фотография учитель-

ницы>, а другой: <Сейчас вы увидите портрет артистки>. Перед

предъявлением фотографии молодого человека одну группу испы-

туемых мы предупреждали, что они увидят портрет героя, а вто-

рой группе испытуемых, прежде чем показать эту же фотографию,

говорили, что на ней изображен преступник и т. п.

От испытуемых было получено 224 отчета 10 о восприятии ими

названных выше лиц. Анализ содержания дает основание разде-

лить <нарисованные> испытуемыми словесные <портреты> на три

группы. К первой мы отнесли <портреты>, содержание которых

в большой мере было обусловлено установкой. Во вторую группу

мы объединили <портреты>, содержание которых свидетельство-

вало о том, что на восприятие человека испытуемым установка

не действовала и формирование его всецело шло под влиянием

тех особенностей, которые были присущи воспринимаемой натуре.

И, наконец, третью группу в описываемом опыте составили <порт-

реты>, содержание которых говорило о борьбе установки и <на-

туры> в момент, когда у испытуемого формировался образ чело-

века, изображенного на фотографии.

Вот образцы <портретов>, отнесенные нами соответственно к 1,

2 и 3-й группам.

1. Портреты, свидетельствовавшие о том, что испытуемый,

воспринимая изображение человека, всецело был во власти уста-

новки, созданной у него перед показом фотографии:

<Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отры-

ю Четверо испытуемых дали отчет о восприятии ими только двух портретов.

37

STR.38

ва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами,

фигура массивная, стареющая, брошена вперед> (автор <портре-

та> И. Установка - преступник).

<Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно оде-

тый, непричесанный. Можно думать, что, до того как стать прес-

тупником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой

взгляд> (автор <портрета> К. Установка - преступник).

<Молодой человек лет 25-30. Лицо волевое, мужественное, с

правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы

всклокочены, не брит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это ге-

рой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма (одет в

клетчатую рубашку)> (автор <портрета> Г. Установка - герой).

<Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят ис-

подлобья. Губы сжаты, чувствуются душевная сила и стойкость.

Выражение лица гордое> (автор <портрета> М. Установка -

герой).

<Портрет мужчины примерно 50-53 лет. Открытое лицо, круп-

ные черты. Седые, вернее, седеющие волосы; лоб выпуклый с го-

ризонтальными складками морщин. Очень выразительные глаза,

какие обычно бывают у умных проницательных людей. Вокруг

глаз множество морщинок, придающих лицу немного лукавое вы-

ражение. Так и кажется, что этот человек при встрече обязатель-

но начнет с шутки. Нижнюю часть лица не помню. Запомнились

руки небольшие, нерабочие, покрытые волосами. Портрет писате-

ля... Мне кажется, что это лицо человека, любящего детей и пи-

шущего для них. Судя по непринужденному виду, он привык по-

зировать, наверное, это известный писатель. Еще раз хочется под-

черкнуть, что наиболее запоминаются в портрете глаза. Человек

с такими глазами, должно быть, хорошо знает и любит жизнь,

людей...> (автор <портрета> В. Установка - писатель).

<Человек лет шестидесяти, лысый, с папиросой в руке. Черты

лица крупные, правильные. Голова большая, лоб высокий и ши-

рокий, настоящий лоб ученого. Взгляд и выражение лица ученого

говорят о том, что он напряженно и мучительно решает какую-то

проблему> (автор <портрета> Д. Установка - ученый).

2. <Портреты>, которые говорят о том, что на часть испутые-

мых установка не оказала заметного влияния:

<Продолговатое, с крупными чертами лицо, застывшее в силь-

ном напряжении, плотно сжаты крупные, выпяченные губы (осо-

бенно нижняя). Взгляд обращен вверх. Глаза светлые, округлые.

Волосы рассыпаны по голове шапкой. Лицо обращено влево>

(автор <портрета> П. Установка - герой).

<Мужчина лет сорока. Лицо утомленное. Лохматая шевелюра.

Брови тоже лохматые. Глаза смотрят немного вверх и влево.

Нос <картошкой>. Губы очерчены довольно резко - скептические.

Подбородок мягкий, толстый. Ворот рубашки расстегнут. В вы-

резе ворота - короткая морщинистая шея> (автор <портрета> М.

Установка - преступник).

38

<Лысый мужчина лет 55-60. Высокий гладкий лоб, умные

глаза; нос с горбинкой, небольшие, резко очерченные губы. Суро-

вые складки идут от носа книзу. Под подбородком рука, в кото-

рой зажата папироса. Черный костюм> (автор <портрета> Н. Ус-

тановка - писатель).

<Яркий цветной платок (крупные красные цветы) с кистями

(сельский). Лицо красивое, улыбающееся, слегка продолговатое.

Красивые белые зубы. Глаза прищурены. Брови черные, тонкие.

Лоб высокий. Волосы светлые, спереди волнистые. Блондинка>

(автор <портрета> М. Установка - учительница).

3. <Портреты>, содержание которых говорит о борьбе <уста-

новки> и <натуры> при формировании у испытуемого образа вос-

приятия:

<Милое женское лицо. Оно очень выигрывает в обрамлении

цветного, по-крестьянски повязанного платка. Румянец, белые зу-

бы, веселая улыбка говорят о хорошем здоровье, жизнерадостнос-

ти, благожелательном отношения к людям. Она любит детей и

старается научить их тому, что знает сама. Дети, несомненно, ее

любят также... Однако настораживает определенная нарочитость

одежды, цветной деревенский платок и ярко накрашенные губы...

Трудно представить, что человек со столь отчетливо выраженной

демонстративностью живет богатой внутренней жизнью. У нее

есть запас знаний, и основы культуры не чужды ей. Но мне ка-

жется, что как только она выйдет замуж, заведет семью, детей,

то мгновенно исчезнет ее столь демонстративно выпячиваемый

оптимизм и проявятся имеющиеся у нее негативные черты харак-

тера> (автор <портрета> О. Установка - учительница).

<Взлохмаченные волосы, неправильный нос, широко открытые

глаза. Выражение какое-то удивленное. Одежда - вязанный сви-

тер, клетчатая рубашка. Возможно, это поляк или чех - участник

подпольной группы во время войны. Волосы седые, всклокочен-

ные, не ухаживает за ними. По-моему, это все же не реальный

герой, а артист в какой-то роли, может быть и не героической>

(автор <портрета> К. Установка - герой).

Количественно полученные в излагаемом эксперименте <порт-

реты> распределяются по названным трем группам следующим

образом: 1-я группа - 79 <портретов> (35,3%); 2-я группа - 121

<портрет> (54%); 3-я группа - 24 <портрета> (10,7%).

Дальнейший анализ полученных в ходе опыта <портретов>

показал, что всех принявших участие в этом эксперименте испы-

туемых можно разделить на три группы. Первую группу соста-

вили испытуемые, у которых при восприятии и оценке всех четы-

рех лиц <сработала> установка. Таких испытуемых оказалось 9.

Во вторую группу вошли испытуемые, которые при восприятии

этих же четырех лиц полностью следовали натуре. Этих испытуе-

мых было 10 человек. Ни в одном <портрете>, полученном от них,

влияние установки не проявилось. Испытуемые, отнесенные нами

к третьей группе, при восприятии одних лиц оказывались под

39

STR.40

сильным влиянием установки, а при восприятии других - натуры.

Эта группа была наиболее многочисленной. В нее, по результатам

опыта, вошли 35 человек (64,8% всех участвовавших в этом

опыте).

Возникает вопрос, как объяснить .различия между испытуемы-

ми, воспринимавшими одни и те же лица? Мы считаем эти разли-

чия в восприятии следствием того, что испытуемым присущи не-

одинаковые специальные типы высшей нервной деятельности. Для

испытуемых, на восприятие которых значительно повлияла уста-

новка, характерно относительное преобладание второй сигнальной

системы. У испытуемых, воссоздавших <портреты> с натуры, от-

носительно преобладала первая сигнальная система. И, наконец,

у испытуемых, на которых при восприятии одних лиц установка

действовала, а в других случаях не влияла вовсе, относительного

преобладания второй, либо первой сигнальной системы не было.

Эти испытуемые по всем данным относились к так называемому

среднему типу. Победа словесной установки или <натуры> при

формировании образа восприятия человека свидетельствовала

о том, в какой из сигнальных систем у испытуемого быстрее и

устойчивее происходит образование и актуализация нервных свя-

зей и какая из них играет преобладающую роль в детерминации

реакции.

И описанные и подобные им факты показывают, что в осмыс-

ленности восприятия проявляется взаимодействие двух сигнальных

систем, передача возбуждения из одной сигнальной системы,

в другую.

Мы видим таким образом, что благодаря слозу в образ вос-

принимаемого человека включается содержание, не данное непо-

средственно, чувственно. Оно может действительно характеризо-

вать воспринимаемого, а может быть совсем ему и не присуще.

Особенности облика и поведения воспринимаемого человека и

изменения в них, фиксируемые в момент восприятия, не жестко

определяют поведение отражающего их человека, потому что их

воздействие опосредуется всем опытом воспринимающего, его

<внутренним миром>, преследуемыми им целями. Никогда не спо-

собный абстрагироваться от них субъект восприятия обычно свя-

зывает внешний облик, манеру поведения и стиль действования

другого человека с определенными устремлениями, вкусами, мо-

ральными принципами, актуальными, а иногда и потенциальными

возможностями воспринимаемого. Таким образом другой человек

воспринимается не только в своих исходных физических качествах

(такой-то рост, пол, возраст, фигура, лицо, глаза и пр.), но и как

личность, занимающая определенное положение в обществе и иг-\

рающая ту или иную роль в жизни как воспринимающего, так и

общества.

,При восприятии индивидом объектов действительности, в том

числе и человека, может иметь место как обобщенное, так и диф-

ференцированное узнавание. Интересные данные, относящиеся

40

к характеристике обобщенного узнавания человека, были полу-

чены Э. Н. Алферовой ".

На экране телевизионной установки она предъявила испытуе-

мым изображения лица, предмета и сложного сюжета. Электрон-

ный счетчик ПС-10000 <Флокс> регистрировал количество зри-

тельной информации, поданной на экран в момент узнавания.

Этот показатель являлся величиной порога узнавания изобра-

жения.

По данным Э. Н. Алферовой, порог узнавания лица у всех

групп испытуемых (в ее опытах в этой роли выступали учащиеся

1, 3, 5, 7 и 9-го классов и группа взрослых) оказался значительно

ниже порога узнавания изображения несложного контура вазы.

Наиболее высокие индивидуальные показатели при узнавании

Э. Н. Алферова опять-таки получила от испытуемых, когда они

воспринимали изображение лица.

Значительные различия в порогах узнавания (в случае обоб-

щенного узнавания) лица и прочих объектов объясняются прежде

всего неодинаковым ожиданием каждым из испытуемых изобра-

жения лица и изображения других предметов. Большее ожидание

появления именно лица (или фигуры человека) является субъек-

тивным выражением объективного факта вероятности сигнала.

Лицо человека, другой человек - это обычно наиболее часто вос-

принимаемые большинством людей объекты отражения.

Наш сотрудник В. Н. Панферов, пользуясь тахистоскопической

методикой предъявления испытуемым фотографий человеческих

лиц, попытался установить величину порогов узнавания челове-

ческого лица и его отдельных элементов. В опыте были использо-

ваны изображения лиц (мужских и женских), снятых в фас и

в профиль, а также структуры: овал, верх и низ лица и глаза.

В опытах В. Н. Панферова порог узнавания лица на фотогра-

фии оказался равным 0,03 секунды. Элементом, несущим наиболь-

шую информацию при опознавании лица в описываемом опыте,

были волосы и вообще верх головы. Испытуемые выделяли их

в изображении лица в первую очередь, и порог их узнавания ока-

зался лежащим в пределах 0,03-0,04 секунды. Интервалы поро-

гов при узнавании других черт лица оказались равны:

ПорогСредний

узнаванияпорог

Лоб-0,04-0,110,06

Брови-0,05-0,130,09

Глаза-0,05-0,140,08

Уши-0,04-0,230,09

Нос-0,08-0,30,1

Губы-0,06-0,240,14

Подбородок-0,06-0,340,12

п См.: Алферова Э. Н. Об измерении порогов зрительного узнавания у

школьников.- Вопросы психологии, 1962, № 6.

41

STR.42

Таким образом, в этом опыте довольно отчетливо выявилось

направление, в котором идет рассматривание лица, а именно

сверху вниз, от волос до губ. Верх головы, волосы в первый .мо-

мент .рассматривания лица становятся своеобразной точкой от-

счета.

Наиболее устойчивое различение пола рассматриваемого в та-

хистоскопе лица наступало в описываемом эксперименте при экс-

позиции 0,05 секунды, хотя начиналось оно уже на уровне порога

узнавания лица. Адекватное улавливание выражения лиц, которые

были взяты в обычном (нейтральном) положении, отмечалось

уже при экспозиции 0,1 секунды. Средняя же величина порогов

располагалась в интервале 0,19-0,26 секунды.

Попытку исследовать дифференцированное узнавание пред-

принял В. И. Киреенко 12. Испытуемым художественной и нехудо-

жественной групп в его опытах показывались фотографии людей.

Испытуемые, внимательно рассмотрев их, должны были затем

найти те же самые лица на таблице из ста фотографий. При этом

в ряде случаев лица на таблице были сняты в новом ракурсе, при

другом освещении и пр.

Общей характерной особенностью испытуемых художественной

группы явилось быстрое запечатление изображения и относитель-

но продолжительное его сохранение. Подобный факт отмечал

в свое время и И. П. Павлов. Художники, писал И. П. Павлов,

<могут ясно, иногда до степени галлюцинации, представлять себе

предметы и явления, например, художники пишут портреты по

памяти, настолько отчетливо они представляют себе свою модель.

Поэтому у них многое происходит, как при реальных раздражите-

13

лях>

Для испытуемых с относительным преобладанием второй сиг-

нальной системы целостное схватывание лиц оказалось затрудни-

тельным; у ряда испытуемых нехудожественной группы наблюда-

лось анализирующее восприятие с осмыслением отдельных приз-

наков и черт лица.

В целом эксперимент на узнавание лиц по фотографиям, про-

веденный В. И. Киреенко, выявил существование больших индиви-

дуальных различий, особенно четко выступающих, когда сокра-

щается время, даваемое на восприятие лица, которое затем надо

найти в группе из многих лиц и в другом ракурсе.

Перспективную попытку объяснить механизм таких процессов,

как узнавание человека в лицо при шести степенях свободы про-

ективных изменений его изображения на сетчатке, узнавание

в данном человеке представителя того или иного народа и т. д.,

мы находим в работах Н. А. Бернштейна 14. Отнеся эти процессы

12 См.: Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной дея-

тельности. М., 1959.

13 Павловские среды, т. I. М., 1949, с. 238.

г4 См.: Бернштейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и их со-

отношение с кибернетикой.

42

к категории процессов мозгового моделирования, Н. А. Бернштейн

использует идею И. М. Гельфанда и М. Л. Цетлина о <хорошо

организованных функциях> 15 для объяснения принципов, которы-

ми руководствуется мозг при разбивке признаков объекта на су-

щественные и несущественные.

В актах восприятия, прежде всего в восприятии формы, и

во всевозможных актах обобщения имеет место организация оп-

ределяющих переменных, подобная той, которая была обнаружена

при анализе механизмов цикличных навыковых актов. Это ука-

зывает на то, что и мозговому активному моделированию в про-

цессах восприятия лица и фигуры человека свойственна природа

этих замечательных функций 16.

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая

на требования каждого из них, обнаруживает то одни, то другие

из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по от-

ношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, на-

чальник, партнер по команде, артист, зритель, лектор, слушатель

и пр.). В связи со всем этим не остается постоянным значение

сигнализирующих их чувственных качеств для воспринимающего.

На первый план в восприятии выступают те качества в облике.

экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных ус-

ловиях приобретают особое значение. Так происходит потому.

что на это качество распространяется вторичное возбуждение от

актуализации состояний и свойств, ими сигнализируемых. Восп-

риятие чувственных признаков, которые сигнализируют о других

особенностях, присущих воспринимаемому человеку, благодаря

отрицательной индукции тормозится. Они как бы отодвигаются

на второй план. В других условиях, когда восприятие прежде

заторможенных чувственных признаков и сигнализируемых ими

внутренних свойств воспринимаемого приобретает большее зна-

чение, одо растормаживается, но зато тормозится восприятие при-

знаков, бывших перед этим на первом плане. Образно говоря,

наблюдается смена сторон, граней внешнего и проявляющегося

в нем внутреннего облика человека, которые в связи с целью,

преследуемой воспринимающим субъектом и его состоянием,

прежде всего попадают в поле зрения и доминируют в формирую-

щемся у него образе этого человека.

В науке было предпринято несколько попыток эксперимен-

тально изучить отмеченную особенность моделирования облика

другого человека познающим его индивидом. Ряд исследователей

изучали этот феномен в связи со значением подкрепления.

Ч. В. Снайдер и Ф. В. Снайдер записали на пластинку два голоса,

которые одновременно читали разные предложения. Испытуемый,

прослушав эту запись, должен был через 10 секунд воспроизвести

услышанное им. Показания его с целью последующей обработки

Гельфанд И. М., Цетлин М. Л. О некоторых способах управления

ейшими системами.-Успехи математических наук, 1962, т. 17, вып. 1.

сложней

16 См. с. 28 настоящей ,работы

43

STR.44

в свою очередь записывались на магнитофонную ленту17.

Ч. Снайдер и Ф. Снайдер нашли, что лица, участвовавшие в их

опытах, воссоздали речь человека, восприятие голоса которого

подкреплялось положительно, значительно полнее и точнее, чем

речь человека, голос которого подкреплялся отрицательно. В по-

токе голосов испытуемые воспринимали <поощряемый> голос как

<фигуру> и <наказываемый> голос как <фон>.

Джексон, используя тахистоскоп, предлагал испытуемым в те-

чение Уз секунды смотреть на одно из двух изображений извест-

ных им лиц. Испытуемый называл имя лица, а экспериментатор

указывал, правильно он определил лицо или ошибся. И далее

в зависимости от результата испытуемый получал награду или же

подвергался штрафу. После ста предъявлений одиночных изоб-

ражений лиц испытуемому демонстрировалась в серии из 32

предъявлений двуликая фигура, составленная из изображений

лиц, которые до этого показывались независимо друг от друга 18.

Испытуемые в этих опытах проявили тенденцию воспринимать по-

ощряемые лица как счастливые, приятные, улыбающиеся и т. п.,

в то время как лица, за которые испытуемый подвергался штра-

|фу, часто воспринимались как мартышкообразные, тупые, грубые.

Комментируя этот факт, Джексон указывает, что изменения в не-

произвольной оценке испытуемыми выражения одних и тех же )

1лиц говорят о том, что подкрепление участвует в конструировании

восприятия.

Исследования динамики <фигура - фон> в связи с характером

подкрепления различных элементов предъявляемого сложного

раздражителя, когда в качестве такового выступали человечес-

кие лица, были осуществлены также Шефером и Мерфи19 и

Мессиком и Соллей20. Проанализировав результаты своих экспе-

| риментов, они делают вывод, что подкрепляемое лицо в подавля-

ющем числе случаев воспринимается как <фигура>. Действие от-

рицательного подкрепления в их опытах не было однозначным.

Оно резко различалось по результатам в зависимости от того,

была ли это начальная или конечная стадия опыта. Шефер и

Мерфи пишут, что пороги восприятия лиц, связываемых с наказа- ,

нием, варьировали от индивидуума к индивидууму в более ши-

роких пределах, чем пороги восприятия этими же индивидуумами

лиц, связываемых с наградой. По утверждению указанных авто-

ров, неодинаково четкое восприятие испытуемыми лиц, по-разному

подкрепляемых, было связано и с уровнем развития индивидуума.

" 8 п у Д е г Р. \У., 5 п у (1 е г С. V. ТЬе е{{ес18 о{ ге\уага апй ришзЬтеп!

оп аи<Шогу регсерИоп.-.1. рзусЬо!., 1956, N 41, р. 177-184.

18 а с Ь з о п О. N. А {игйег ехатшаНоп о? 1Ье го1е оТ аиНзт т а у1эиа1

Пеиге-егоипа ге1аНопзЫр.- Л. рзусЬо!., 1954, N 38, р. 339-357.

19 5 с Ь а I е г К., МигрЬу О. ТЬе го1е о{ аиНзт ш Пиге-гоипс1 геМоп-

зЫр.-Л. ехр. рзусЬо!., 1943, N 32, р. 335-343.

20 5 о 11 е у СЬ., МигрЬу О. Оеуе1ортеп1 о{ 1Ье регсер{иа1 т>г1(1.

N. У., 1960, р. 265-274.

44

В то же время в их опытах дети 5-8 лет проявили сравнительно

стойкую тенденцию воспринимать в двуликом изображении <по-

ощряемое> лицо как <фигуру> и <наказываемое> лицо как <фон>,

взрослые такой явной тенденции не обнаружили. Вместе с тем

на всех возрастных уровнях проявились большие индивидуальные

различия в степени и способе воздействия на восприятие, или,

как говорят исследователи, на структурирование испытуемыми

действующего на них стимула, <аффекта>, вызванного в одних

случаях поощрением, а в других - наказанием. Этот <аффект>,

как несколько раз подчеркивают названные авторы, - важная

переменная в обусловливании того, что в воспринимаемом будет

играть роль <фона> и что будет <фигурой>.

К названным работам примыкает исследование Януша Рей-

ковски, который прямо попытался выяснить влияние эмоциональ-

ного возбуждения на восприятие человеком человека 21. Источни-

ком эмоционального возбуждения в опытах Рейковски была об-

становка, предшествующая экзамену. Испытуемые перед самым

экзаменом встречались с незнакомым им человеком, с которым

вели короткую беседу, касающуюся анкетных данных и реакций

на экзаменационную обстановку. После окончания экзамена ис-

пытуемые студенты заполняли вопросные листки, обозначая с по-

мощью шкалы черты внешнего и внутреннего облика лица, встре-

ченного перед экзаменом. На следующий день испытуемые, поль-

зуясь той же шкалой, оценивали другого, также совершенно не-

знакомого им человека. Испытуемые были разделены на две груп-

пы. Одна встречалась с личностью Л перед экзаменом (экзамена-

ционная обстановка), а с В - во время тестового испытания

(тестовая обстановка), вторая группа встречалась с В перед

экзаменом, а с Л - в тестовой обстановке.

Благодаря такой процедуре Л и В получили две группы харак-

теристик: характеристики, сделанные испытуемыми, находящими-

ся в состоянии эмоционального возбуждения, и характеристики,

сделанные испытуемыми, когда возбуждение у них вообще не про-

являлось или проявлялось в небольшой степени. Разница между

этими группами характеристик одних и тех же лиц указывала

на влияние, какое имело эмоциональное возбуждение на восприя-

тие людей.

Статистически обработанные результаты эксперимента позво-

лили Рейковски выявить в восприятии других людей человеком,

находящимся в состоянии эмоционального возбуждения, опреде-

ленную тенденцию. Эта тенденция выражается в более низкой

| оценке привлекательности воспринимаемого лица, в оценке этого

/лица, как менее дружески расположенного, а его настроения, как

\ более худшего. Величина перцептивной реакции была различной

у разных лиц.

"КеуЬозЫ ,1. 51ап Етос]опа1пео Nаргса Азрозггеашс Ьис1з1.-

51ио;а РзусЬо1орегпе. \Уагзгаа, 1963, N 4, зз. 153-175.

45

STR.46

При всей оправданности темы исследования Рейковски в нем

имеются неясные положения. Например, как следует не раскрыто,

что понимается под тем состоянием, которое вызывает перцептив-

ную реакцию, исследуемую в работе. То, что определено как сос-

тояние эмоционального возбуждения, представляет собой чрезвы-

чайно сложное явление. Оно включает и предэкзаменационное и

послеэкзаменационное волнение. А последнее не может быть оди-

наковым у всех участников опыта, потому что экзамены они сдают

с разным результатом. В исследовании не проверено, как влияет

эффект первой встречи с новым знакомым на вторичное восприя-

тие его, не выявлены различия в восприятии человека возбужден-

ными людьми, отличающимися друг от друга возрастом, полом,

степенью самоконтроля, уровнем культуры и пр.

Обнаруженные исследователем особенности <моделирования>

испытуемыми физического облика человека, впервые встреченного

перед началом экзамена, и характер прогнозирования ими его

внутреннего облика вызваны тем, что знакомство с этим челове-

ком произошло в аудитории, в которой вот-вот должен был на-

чаться экзамен, и этот человек воспринимался испытуемыми как

потенциальное препятствие к достижению желаемого ими резуль-

тата на экзамене.

Выяснению влияния <аффекта>, или, если говорить точнее, от-

ношения на восприятие человеком человека, помимо названных

работ, посвящены также работы В. Виттрайха и К. Готтшальдта.

В. Виттрайх сосредоточил свое внимание на выяснении .вопро-

са о связи восприятия величины и контуров тела человека эмо-

ционального отношения, которое сформировано к этому человеку

у воспринимающего его субъекта 22. Используя широко применя-

емую в США методику восприятия лица и фигуры человека

на фоне специально созданной комнаты, элементы которой распо-

лагаются относительно друг друга непривычно для наблюдателя,

Виттрайх установил факт, подтверждаемый и другими исследо-

вателями 23. В зависимости от того, в какой точке эксперимен-.

тальной комнаты находился воспринимаемый субъект, он казался

воспринимающему его человеку то необычно высоким, то низким.

Однако при дальнейшем проведении опытов выяснилось, что это

явление имеет место не всегда и в ряде случаев испытуемые вос-

принимали величину лиц и фигур передвигавшихся в пространст-

ве экспериментальной комнаты людей стабильно, без искажений.

Но для этого нужно было, чтобы воспринимаемый и воспринима-

ющий до опыта были связаны определенными отношениями.

Виттрайх провел через эти опыты несколько десятков супру-

жеских пар, чаще это были молодожены, и получил ряд фактов,

22 \У;Иге1сЬ \У. .1. Ап шуезНеаОоп ш1о 1Ье па1иге о? ашзеюошс сПз{ог-

1юп.- с1епНПс Атепсап, 1960, N 4,

23 А т е в А. У;эиа1 регсерУоп апй (Ье го1а1ш ; 1гаре2ойа1 \утс1о\у.- Рзу-

сЬо1. топодг., 1951, N 7; КПраШсЬ Р. (ей.). Ехр1ога1юпз т 1гапзас1юпа1 рэу-

сЫоеу. N. У., 1961.

46

когда один из супругов, воспринимая свою жену (или мужа) на

фоне экспериментальной комнаты, не замечал никаких изменений

в величине ее (его) лица и фигуры, но ясно фиксировал измене-

ния величины лица и фигуры и искажения их, когда на этом же

фоне он воспринимал незнакомых людей.

Далее опыты велись по другой методике. Испытуемому наде-

вались на глаза специальные линзы, искажавшие внешность вос-

принимаемых людей таким образом, что они казались наклонив-

шимися вперед, нижняя половина их тел становилась шире, вос-

принимаемые приобретали пирамидоподобный вид.

Одна серия этих опытов была проведена в госпитале, другая

среди новобранцев, которые через анисейконические линзы долж-

ны были воспринимать в одних случаях своих сотоварищей,

в других - своих прямых начальников. И снова были получены

факты избирательного видения искажений внешности восприни-

маемых. Изменения во внешности других солдат отмечались сразу.

Искажений же во внешности начальника новобранец не видел,

или требовались более сильные линзы, чтобы образ восприятия

начальника у него изменился.

Виттрайх считает, что феномены, выявившиеся во всех сериях

проведенных им опытов, можно объяснить только отношениями,

установившимися в жизни между воспринимаемым и восприни-

мающим субъектами. Чувство страха по отношению к восприни-

I маемому, преклонение перед ним могут оказать и оказывают

сильное влияние на воспринимающих лиц. Восприятие человека,

которого испытуемые боятся, оказывается не совсем таким, как

у тех, кому он безразличен, и это, в частности, выражается у пос-

ледних в меньшей устойчивости какого-либо одного образа восп-

ринимаемого и легкой перестройке его при изменившихся усло-

виях восприятия.

К. Готтшальдт в своих работах также поднимает вопросы, свя-

занные с .восприятием и пониманием одного человека другимв за-

висимости от отношения24. В описываемых им экспериментах

применялись специально изготовленные фотографии, в которых

силуэты заснятых на них людей были .искажены - более или

менее расширены или сужены. К. Готтшальдтом была обнаруже-

на интересная особенность. Хотя взрослые испытуемые, глядя

на себя в зеркало, имели возможность в серии предложенных им

собственных фотографий выбрать фотографии с нулевым искаже-

нием, они тем не менее обнаружили, отыскивая наиболее <похо-

жую> фотографию, стойкую тенденцию к выбору более расши-

ренного или суженного изображения. По миению исследователя,

в этом факте проявляется определенное притязание личности.

Далее подобные опыты были поставлены в подростковых клас-

сах школы. Оказалось, что положение ученика в классе сказы-

СЮНэсЬаШ К. Ме1Ьоао1ор5сЬе РегвреЫгуеп т Дег Аизйгисог-

5сЬип.- Оег ВепсЫ йЬег аеп эесЬзгеЬпеп 1п1егпаНопа1еп Копгезз. Атз1ег-

(1ат, 1961.

47

STR.48

вается на восприятии им собственных фотографий, а также на

восприятии фотографий других учащихся, превосходящих его,

стоящих ниже его, резко отклоняющихся от массы или входящих

в ядро класса. К. Готтшальдт утверждает, что учащиеся, удов-

летворяющиеся своей посредственной позицией и оценкой, дава-

емой им классом, выбирают свои фото с .нулевым искажением.

Их товарищи, активно протестующие против ущемления своей ин-

дивидуальности в классе, также устойчиво склонны считать

точно соответствующими друг другу свое изображение в зеркале

и на фотографии, искажающей его в сторону расширения или су-

жения, и воспринимать ее как наиболее правильную. При призна-

нии превосходства соученика выявляется тенденция при выборе

его <точной> фотографии предпочитать <широкое фото>, при пре-

небрежительном отношении к нему - <узкое фото>.

Далее к участию в этих опытах были привлечены 10 и 16-лет-

ние мальчики и девочки, которые должны были выбрать наиболее

точные, <самые похожие> фотографии не только себя, но и роди-

телей, учителей, нейтральных взрослых и одновозрастных партне-

ров. Выявилось, что десятилетние ребята рассматривали свое

изображение <наивно> и выбирали фото с нулевым искажением.

.Фотографии матери и отца выбирались ими из тех, где изображе-

ния были расширены. Фото с нулевым искажением в этих случаях

ими большей частью подчеркнуто отвергались. Совсем иные ре-

зультаты были получены при выполнении этого же задания 16-

летними испытуемыми. В 80% случаев образ матери (или отца)

выбирался ими из ряда фотографий, где искажение было равно

нулю, в то время как для собственной личности устойчиво пред-

почитались, особенно мальчиками, более <широкие> образы на

фотографиях.

Заключая эту часть исследования, К. Готтшальдт пишет, что

восприятие фотопортрета (это касается и восприятия лица чело-

века и его фигуры) зависело от соотношения социальных позиций

воспринимающего и воспринимаемого. Эта связь между ними

с течением времени изменяется, что находит отражение в количе-

ственных характеристиках образа другого, формирующегося

у воспринимающего субъекта.

Несколько лет назад при исследовании учебных способностей

подростка в связи с его интересами, использовав тахистоскопичес-

кую методику, мы получили большое число фактов, говорящих

о зависимости полноты, яркости и правильности образа восприя-

тия от отношения, имеющегося у субъекта к отражаемому им объ-

екту25. Среди объектов, предлагаемых испытуемым для восприя-

тия, в наших опытах широко были использованы изображения

людей.

25 См.: Б о д а л е в А. А. Попытка изучения <учебных способностей> под-

ростка в связи с его интересами.-Учен. зап. ЛГУ, 160, № 287.

48

Во всех этих опытах отнесение предлагаемого для восприятия

содержания к области действительности, к которой у школьника

уже выработано устойчиво положительное отношение, вызывало

активизацию восприятия. И, наоборот, отнесение предлагаемого

для восприятия содержания к области действительности, к кото-

рой у него уже выработано устойчиво безразличное отношение,

вызывало понижение активности восприятия.

Л. И. Божович, В. Н. Мясищев, П. М. Якобсон и другие авто-

ры также не раз показывали в своих работах, насколько сильным

может быть воздействие отношения на характер формирующегося

у субъекта образа другого человека.

Внешний облик и действия людей могут по-разному отвечать

этико-эстетическим требованиям, сформированным у человека и

более или менее им осознаваемым. Поэтому люди вызывают

у него к себе неодинаковое эмоциональное отношение. Возникнув,

это отношение вносит свой корректив в дальнейшее формирова-

ние у индивида образа каждого из тех людей, с которыми он

общается, затушевывая одни стороны этих людей и выпячивая

другие.

Многие исследователи делали попытки описать и механизм

влияния эмоционально-аффективного фактора на восприятие26.

И хотя, если судить по этим попыткам, детального понимания

этого механизма еще нет, однако в общем совершенно очевидно,

что этот механизм имеет рефлекторную природу и сложившаяся

в советской науке система понятий вполне раскрывает принцип

действия этого механизма.

Опираясь на положения современной науки, мы изложили свое

понимание познания человека человеком и рассмотрели его роль

в процессе взаимодействия людей. Мы считаем, что теордя_инфод

мации и кибернетика могут помочь в научной разработке этих

важных и в теоретическом и практическом отношениях вопросов.

Однако в психологической науке были предприняты и другие

попытки объяснить феномен познания человека человеком. Как и

при решении всех других научных проблем, и в этой области пси-

хологической науки сталкиваются материализм и идеализм. >,

Откровенно идеалистической является теория врожденного

знания и подобия. Отдельный человек рассматривается ею как

воплощение жизни духа. Он - частица сущностной структуры и

в качестве таковой наделен атрибутами сознания. Взаимное пони-

мание основывается в конечном счете на причастности человека

к всеобщему объективному разуму. Концепция Юнга, содержа-

щая идеи о расовом бессознательном и прототипах, как и концеп-

ции Вильяма Джемса о религиозном опыте27, фактически есть

26 5 о Не у СЬ., МигрЬу О. Оеуе1ортеп1 о{ 1Ье регсер1иа1 зд-огИ. N. У.,

1960. Соллей и Мерфи употребляют понятия <мотивация>, <подкрепление> и

<эмоционально-аффективный> фактор как тождественные, что, конечно, непра-

вильно.

27 См.: Джеме В. Научные основы психологии. Спб., 1902.

49

STR.50

конкретное проявление теории врожденного знания и подобия.

Несовместимость ее с подлинной наукой очевидна не только нам,

но и многим зарубежным психологам28. Ее бесплодность в объяс-

нении психологических фактов, в том числе и познания человека

человеком, отмечают и некоторые западные ученые, в философ-

ском плане не являющиеся последовательными материалистами.

Теодора Липпса, написавшего еще в 1907 г. работу <Знание

о чужом <я>, интересовал вопрос, как получается, что для одного

индивидуума, например для меня, существует другой индивидуум.

<Несомненно, - пишет Липпс, - я знаю непосредственно только

о себе. Здесь я говорю умышленно о <себе>, а не о моем <я>. Если

я говорю о моем <я>,, то я предполагаю чужое <я>. Но как, -


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта