Теория. 2. Учебное пособие_ РК_Теория. Н. Г. Вильданова, Х. Н. Исмагилова, И. Б. Ковалёва
Скачать 1.68 Mb.
|
ТЕМА 2. Мастерство публичного выступления 1. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория 2. Подготовка ораторской речи 3. Словесное оформление публичного выступления 4. Аргументация и ее виды I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория Публичное (publicus– общественный) выступление – это выступление в аудитории, в парламенте, на конференции, на митинге, в суде и т.д. Публичное выступление – это выступление оратора (в основном – монолог) непосредственно перед присутствующими. Это может быть развернутый ответ студента на занятии, лекция преподавателя, научный доклад ученого, выступление политического деятеля, речь защитника или прокурора, поздравительное слово юбиляру и т.д. Публичное выступление может быть официальным и непосредственно перед присутствующими. Официальное выступление означает, что выступление было заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, известна тема, о выступающем известно, кто он по профессии, какую должность занимает и т.д. Непосредственно перед присутствующимиозначает, что выступающий находится в одном помещении со слушателями или в непосредственной близости от них, видит их, они видят его, могут задать ему вопросы. Публичное выступление может осуществляться как в устной, так и письменной форме. В зависимости от темы публичного выступления в нем могут проявляться черты не только публицистического стиля, но и других стилей: научного, художественного, разговорного (см. Раздел 2). Выделяют следующие основные виды публичного выступления (красноречия): • монологическое и диалогическое; • эмоциональное и рациональное; • общественно-политическое, академическое, судебное, церковное и социально-бытовое. Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую она выполняет с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели. Основные роды и виды речи (по Н.Н. Кохтеву) Род речи Вид речи АКАДЕМИЧЕСКАЯ - лекция вузовская, школьная - научный доклад - научный обзор - научное сообщение - научно-популярная лекция СУДЕБНАЯ - прокурорская - адвокатская СОЦИАЛЬНО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ - доклад (выступление на конференции, собрании, заседании) - парламентская - митинговая - военно-патриотическая - дипломатическая - агитаторская - политическое обозрение СОЦИАЛЬНО- БЫТОВАЯ - юбилейная - приветственная - застольная (тост) - надгробная (поминальная) - речь на приеме ДУХОВНАЯ (церковно-богословская) - слово (проповедь) - официальная церковная В публицистических текстах описываются социально значимые события: политические, экономические, культурные, спортивные, бытовые. Адресат публицистического текста является массовым. Изначальная цель автора-публициста – донести до адресата определенную информацию. Однако при этом для автора публицистического текста крайне важно дать оценку информации и убедить в своей правоте слушателей, читателей, зрителей. Эта особенность определяет выбор языковых средств: информация излагается нейтральными, лишенными окраски средствами языка, а оценка – средствами экспрессивными. Использование средств языковой экспрессии делает публицистический текст авторским, и в этом его основное отличие от стандартизированных официально-делового и научного стилей. Автор публицистического текста обязательно должен учитывать фактор адресата. Адресат публицистического текста является массовым, однако при этом ему свойственны черты однородности: слушателями речей общественных деятелей являются взрослые граждане страны, интересующиеся политикой, читателями спортивных газет – преимущественно мужчины, читателями глянцевых журналов – молодые люди, живущие в городах, и т.д. Таким образом, автор-публицист должен четко представлять, кто является его адресатом, и строить свой текст в соответствии с его характеристиками (возраст, пол, уровень образованности, социальный статус, уровень жизни, жизненные интересы). Наука, которая изучает способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего прозаической и устной, называется риторикой. Риторика – это наука об искусстве публичного выступления. Риторика призвана научить нас, как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию. Человека, который умеет говорить публично, владеет точной, яркой, выразительной речью, может убедить, увлечь слушателей, называют оратором. Ораторскому искусству нужно долго и упорно учиться. Советы начинающему оратору: 1. Говорите только о том, что хорошо знаете, что волнует вас лично, интересно тебе. 2. Уважайте своих слушателей, не думайте, что они глупее вас. 3. Не повышайте голос. Убеждайте аргументами и фактами, а не силой голоса. 4. Не стремитесь сказать о многом. Будьте краткими, но убедительными и логичными. Старайтесь говорить проще. 5. Обращайтесь не только к разуму, но к сердцу слушателя. 6. Следите за правильностью своей речи. Если не уверены, что произносите слово с правильным ударением или неточно знаете его значение, не употребляйте его, замените другим словом. 7. Пословицы, поговорки, крылатые выражения – ваши друзья. Употребляйте их. Они помогут сделать вашу речь образной и выразительной. 8. Помните, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено. Важнейшим условием эффективности ораторской речи является контакт со слушателями. Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателями. На установление контакта влияют разные факторы: актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении проблемы, интересное содержание выступления. Кроме того, большое влияние на аудиторию оказывает личность оратора, его репутация. Необходимый фактор установления контакта – учет особенностей аудитории. К ним относятся: ▪ степень однородности / неоднородности аудитории (пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интересы, партийная принадлежность, жизненный опыт); ▪ количественный состав слушателей; ▪ эмоциональный настрой аудитории. Возникает под действием таких психических механизмов, как заражение (бессознательное повторение действия окружающих), подражание (осознанное воспроизведение образцов поведения других людей), конформизм (влияние поведения большинства на отдельного человека); ▪ мотив действия слушателей. Выступающему необходимо владеть приемами управления аудиторией. К ним относятся: ▪ вопросно-ответный ход (оратор вслух размышляет над поставленной проблемой, он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, приходит к определенным выводам); ▪ юмор (нередко в серьезную по содержанию речь оратор вводит шутки, каламбуры, анекдоты, что является действенным средством разрядки, оживления внимания аудитории); ▪ прием сопереживания; ▪ прием соучастия (оратор ссылается на свое участие вместе со слушателями в каких-то мероприятиях); ▪ апелляция к речи предыдущего оратора (соглашается / не соглашается с мнением предыдущего оратора, цитирует его и т.д.); ▪ апелляция к событиям; ▪ ссылка на известные источники; ▪ апелляция к интересам аудитории (оратор подчеркивает актуальность, значение данной проблемы для слушателей, говорит о практической направленности и т.п.); ▪ апелляция к личности оратора (оратор обращается к собственному опыту, приводит случаи из своей жизни); ▪ апелляция к погодным условиям; ▪ голосовые приемы (повышение / понижение тона голоса, изменение его громкости, темп речи, пауза и др.). II. Подготовка ораторской речи Выбор темы 1. Если вы не ограничены в выборе темы, продумайте, что может заинтересовать слушателей, и выберите тот предмет, в котором лучше всего ориентируетесь. 2. Если тема выступления задана заранее, подумайте, как лучше преподнести ее аудитории. Только вы определяете, каким образом и на каком материале будут раскрыты основные положения предложенной темы. 3. Выбрав тему, сформулируйте «рабочее» название вашего выступления. Структурно-логическая схема действий и операций по подготовке устного выступления 1. Определение значения темы и постановка цели выступления. Каковы интересы и запросы слушателей? Для чего им нужно выступление по данной теме? Какие научные знания и какую полезную для них информацию выступление должно дать? 2. Составление плана выступления. Продумав логику всей темы, записать основные ее компоненты. Подготовить вступление (в чем состоит значение темы для данной аудитории?) Продумать основные вопросы темы и выводы, которыми должно завершаться их изложение. Составить заключение (теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей). 3. Отбор (подбор) материала для выступления. Поиск литературы по основным вопросам темы (теоретических статей, брошюр, книг) и отбор из нее того содержания, которое отвечает цели выступления. Изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуаций т.п.) для теоретического анализа и обобщения в выступлении, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции, стали лучше ориентироваться в реальной действительности. Подбор знакомых слушателям примеров из практики для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов. Подбор наглядных пособий и ТСО, продумывание цели, времени и способа их использования. 4. Написание текста выступления. Подготовка тезисов выступления (разбивка основных вопросов темы на «подвопросы», формулировка их названий и наметка выводов по ним). Распределение материала по «подвопросам» и написание текста выступления (с методическими пометками о месте использования наглядных пособий и ТСО, о необходимых смысловых акцентах и т.д.). Написание подробного текста (если это нужно). 5. Подготовка к выступлению перед аудиторией. Выделение в тексте основных смысловых кусков, изложение которых строго обязательно при любом дефиците времени. Выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выводов. Распределение времени на изложение вопроса и определение темпа изложения (дифференцированно, где-то с расчетом на запись, где-то на слушание без записи). Композиционное построение речи оратора Композиция текста– структура текста (строение, расположение и соотношение его составных частей). План текста– краткое письменное отображение композиции текста. Способ изложения– метод построения текста заданной композиции. Выступление должно состоять из трех частей: вступление, основная часть, заключение. Каждая часть выступления имеет свою цель. Правила написания вступления и заключения речи Запомните: Существует эффект края: люди запоминают первое и последнее из того, что вы сказали (т.е. вступление и заключение). Вступление и заключение пишут и шлифуют тогда, когда основная часть закончена и все свои идеи оратор отчетливо понимает и ясно изложил их в основной части. Вступление и заключение всегда следует писать полностью. Вступление Во вступлении оратор может ставить перед собой следующие цели: установить контакт с аудиторией, вызвав расположение и доверие к себе; заинтересовать слушателей; подготовить слушателей к восприятию выступления; обосновать постановку вопроса. Как это сделать? Во-первых, начало должно быть коротким (не более 1/8 всего объема речи) и динамичным. Первые слова – это обращение к слушателям. Во-вторых, можно использовать ряд специальных приемов начала выступления:
Основная часть Цели основной части выступления: 1) сформулировать общие положения; 2) сообщить слушателям новую информацию; 3) последовательно разъяснить выдвинутые положения; 4) доказать правильность выдвинутых положений; 5) подвести слушателей к необходимым выводам. Задачи: 1) раскрыть суть проблемы; 2) аргументировать свое видение проблемы; 3) побудить собеседников к обсуждению проблемы (если в этом есть необходимость и имеется достаточно времени); 4) поддерживать интерес и внимание у собеседников; 5) управлять аудиторией, не давая ей отвлечься от содержания речи; 6) вызвать удовлетворение у слушателей содержанием и стилем речи, манерой поведения. При написании основной части выступления сначала составляют рабочий план. При составлении рабочего плана необходимо определить, в какой последовательности будут изложены основные вопросы. Важно расположить материал таким образом, чтобы он помогал раскрыть главную мысль выступления. Заключение В заключении оратор может ставить перед собой цели: суммировать сказанное, обобщить информацию; сделать выступление менее официальным и тем самым повысить благожелательное отношение аудитории к себе как оратору и тексту своего выступления; повысить убедительность речи, используя дополнительные сильные аргументы; вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь; призвать слушателей к выполнению тех или иных задач. Как и начало речи, концовку нужно тщательно продумать, записать и отрепетировать. Концовка должна быть короткой. Приемы, используемые в заключительной части выступления:
Возможные способы изложения материала Индуктивный способ – изложение материала от частного к общему. ○1○2○3 ● (где ○1 – частное, ● – общее) Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательству). ●○1○2○3 Метод аналогии – изложение от частного к частному (переход от известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов; рассуждение и описание по аналогии с известным). ○1 ↔ ○2 Ступенчатый метод – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущему. ○1○2○3 Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого). ○1○2○3 Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению. ●○1●○2 ●○3 Использование различных способов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение Описание – это словесное изображение кого-либо или чего-либо ОПИСАНИЕ = ПРИЗНАК 1 +ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3… Повествование – рассказ о событиях. Создать текст-повествование – передать последовательность различных действий, событий. ПОВЕСТВОВАНИЕ = СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 … Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. РАССУЖДЕНИЕ = СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 … III. Словесное оформление публичного выступления Словесное оформление речи подчиняется систематизированному представлению о литературной норме, а также о языковых «спецсредствах», которые делают речь разнообразнее и выразительнее и благодаря этому усиливают воздействие речи на адресата. В риторике таких средств много, они называются риторическими фигурами. Риторическая фигура (от лат. figura – очертания, внешний вид, образ) – необычное построение словосочетания, предложения или группы предложений, которое применяется, чтобы речь стала более запоминающейся, убедительной, занимательной. К риторическим фигурам относят риторический вопрос, риторическое обращение и восклицание, антитезу, риторическое сравнение, введение чужой речи. Чтобы слушатели лучше поняли и запомнили произнесенное, ораторы используют, например, уподобление, повтор мысли, единоначатие. Риторический вопрос – предложение, которое по интонации и структуре – вопросительное, а по цели высказывания – повествовательное или побудительное. Риторический вопрос не требует ответа. Его основные цели: привлечь внимание адресата, сформировать у него желательное для адресанта отношение к содержанию высказывания. Еще одной риторической фигурой является риторическое обращение к реальному / нереальному (подразумеваемому) адресату, лицу или предмету. Риторическое обращение обязательно интонационно окрашено – положительно или отрицательно. Так выражается эмоциональность риторического обращения, отношение ритора к адресату. Риторическое восклицание – это эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции выражены интонационно. Используется риторическое восклицание в моменты наивысшего напряжения в речи, когда слов уже недостаточно, чтобы выразить чувства ритора. Восклицание так же, как и вопрос, выражает внутреннюю убежденность оратора. Антитеза (от греч. antithesis – противопоставление) – риторическая фигура, которая подчеркивает противоположность, противопоставление, контраст предметов, понятий, явлений. Основные цели антитезы – прояснить сущность предмета, понятия или явления или дать ему оценку, показывая на фоне противоположного предмета или с противоположных сторон. Антитеза выступает как способ обострения противоречия, выявления конфликта. Основные мысли публичной речи можно выразить и с помощью риторических сравнений, которые позволяют сопоставить абстрактные понятия с конкретными, хорошо знакомыми адресату, и в результате сделать мысль яснее, зримее, убедительнее. Конечно, это не полный перечень риторических фигур. Само по себе их наличие не является залогом выразительности. Разнообразные фигуры и тропы необходимы не для украшения речи, а для органичной передачи ее внутренней экспрессии и убеждения адресата. IV. Аргументация и ее виды Изучением наиболее эффективных в коммуникативном процессе методов и приемов убеждающего воздействия занимается особая область знаний – теория аргументации. Специалисты выделят логическую и коммуникативную аргументацию. Логическая аргументация заключается в отыскивании доводов (аргументов) для некоторого тезиса, выражающего определенную точку зрения. Коммуникативная аргументация – процесс передачи и истолкования информации, зафиксированной в тезисе аргументатора, оказания убеждающего воздействия на адресата. Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства Аргументы в ораторской речи Аргумент к публике Аргумент к верности Документы Статистический и цифровой материал Аргумент к авторитету Факты, полученные в результате наблюдения Аргумент к жалости Аргумент к тщеславию Аргумент к личности Не следует забывать, что дело не в количестве приводимых доводов, а в их качестве. Различают доводы сильные и слабые. Довод, против которого можно найти трудно опровергаемое возражение, называют слабым. Если оппонент вынужден согласиться с доводами без каких-либо уточнений, значит, был применён сильный довод. Применение доводов определяется поставленными целями. Кроме того, оратор должен понимать, что доводы, убедительные для одной аудитории, могут оказаться неубедительными для другой. Поэтому оратор должен продумать систему логических и коммуникативных доводов с учетом особенностей аудитории. ПОВТОРЯЕМПУНКТУАЦИЮ! Вводные слова и предложения, обращение 1. Вводные слова и словосочетания выражают отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Могут иметь такие значения: 1) различные чувства говорящего: к счастью, к сожалению, к изумлению, к ужасу, к огорчению и др.; 2) большая или меньшая степень уверенности, возможность, предположение: конечно, несомненно, действительно, безусловно, разумеется, естественно, в сущности, пожалуй, кажется, очевидно, вероятно, надо полагать и др.; 3) источник сведений: по сообщению, по словам, говорят, с точки зрения, на мой взгляд, по-моему, как известно и др.; 4) порядок изложения, связь мыслей: во-первых, наконец, итак, значит, таким образом, кроме того, в частности, в общем, вообще, кстати, к слову и др.; 5) приемы, способы оформления мыслей: словом, иными словами, точнее, короче говоря, так сказать и др. 6) ссылки на обычность излагаемого: как всегда, как водится, как принято, по обычаю, бывает, случается и др. Примечание. Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: авось, буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вот, вряд ли, все-таки, даже, именно, как бы, между тем, приблизительно, примерно, притом, решительно, словно, якобы и др. 2. В предложениях вводные слова выделяются запятыми. Вводные предложения, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли, выделяются скобками или, реже, тире. 3. На стыке двух вводных слов запятая между ними ставится. 4. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком от оборота оно не выделяется; если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми по общему правилу. 5. Вводные слова отделяются от предшествующего сочинительного союза, если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры (обычно при союзах и и но); если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится (обычно при союзе а). 6. Следует отличатьнекоторые вводные слова от полнозначных членов предложения:
1. Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой, а при произнесении с сильным чувством – восклицательным знаком: Друзья, вы просите меня рассказать о себе побольше. Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон выделяется запятыми: На всей планете, товарищи люди, объявите: войны не будет. Если обращение стоит в конце предложения, по перед ним ставится запятая: Здравствуй, красавица Волга! 2. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Если о выступает в роли междометия (= ах), то после него ставится запятая: О, дети, зачем вы так шумите! Примечание. Не являются обращениями и не выделяются запятыми названия лица или предмета, находящиеся при форме повелительного наклонения, если она употреблена в значении пожелания («пусть»...): Всяк сверчок знай свой шесток. |