Главная страница

Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография


Скачать 1.82 Mb.
НазваниеН. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография
Дата23.05.2023
Размер1.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаkapitalizm_2008.pdf
ТипМонография
#1152482
страница20 из 69
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   69
Глава 2. Становление капитализма
сил. Рынок стремится к порядку иерархического типа, выстраивая стра- ны в зависимости от их экономического веса, от степени влияния на мировую экономику их транснациональных корпораций, а Вестфаль ская система требует порядка линейного — в том смысле, что все государства признаются равными перед законом, которым является система между- народного права.
Но Вестфальская система есть еще и результат подчинения эгоизма государств — вне зависимости от их размера и влияния на ми ровую экономику — верховенству закона. Это фундаментальный результат развития человечества, подчинения природной стихии космическому порядку, усмирения эмоций нормами, замены права силы на право за- кона.
Показав историческую роль государств в обеспечении социально- культурных условий развития капитализма в Западной Европе и США, нельзя не отметить заинтересованность капиталистических стран в гло- бализации.
Трудно игнорировать тот факт, что в индустриальную эпоху роль государства в распространении стандартов научности через систему всеобщего образования меняется самым решительным образом. Евро- пей ские государства почти с самого начала своего возникновения прояв- ляли заинтересованность в росте капиталистической экономики и за- ботились о подготовке нужного экономике человека. Либеральная док- трина XIX века — яркое тому свидетельство. В результате проводимой государством политики в области образования и формирования инсти- тутов рыночной экономики автономный и ответственный индивид, по мнению Э. Геллнера, стал «модульным человеком». Он вводит понятие модульного человека в своих работах. «Модульность» позволяет челове- ку в современном западном обществе встраиваться в любую профес- сиональную деятельность. «Его модульность — это способность в рамках данного культурного поля решать самые разнообразные задачи. И если понадобится, в его распоряжении всегда есть руководства и учебники, которые позволят ему, пользуясь языком данной культуры, освоить прак- тически любое дело»
1
Начиная рассуждения о модульном человеке, Геллнер говорит о фир- мах, продающих модульную мебель. Предметы такой мебели легко соче- таются и не требуют покупки всей мебели сразу. Интерьер может быть достроен в любое время. Обычно человек не является модульным, по- скольку принадлежит определенной культуре. Срав нивая эту особен-
1
Геллнер Э
.
Условие свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М.,
1995. С. 110.

178
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы ность с немодульной мебелью, Геллнер говорит о существовании в этом случае ярко выраженной и плохо совместимой с другими стилевой осо- бенностью. Отсутствие модульности, показывает Геллнер, не приводит к эффективной технологии. Но западное общество связывает свои на- дежды на модульного человека лишь с политическими последствиями:
«Модульный человек способен встраиваться в эффективные институты и ассоциации, которые
не обязательно должны быть тотальными, риту- ально оформленными, связанными множеством переплетающихся ни- тей со всеми остальными элементами социального целого»
1
. Модульный человек, считает Гелл нер, может перемещаться в социуме не только потому, что он похож на других представителей своей культуры и может иг рать в ней роль пастуха, или крестьянина, или иную роль, заложенную в нем. Напротив, он готов к переменам в своей деятельности. Модуль- ный человек становится продуктом Первой великой трансформации. Во многом таковым он остается и по сей день, превращаясь в конце первой либеральной современности в еще более удобное для манипуляций су- щество — «экономического человека».
Модуль ный человек автономен и ответственен, но менее свободен, чем прежде: он может быть уподоб- лен «кирпичику» и представляет собой готовый для строительства запад- ного общества «блок». Эта концепция имплицитно содержит критику упрощения человека, направившего все усилия на эффективное стяжа- ние благ, показывая нового западного человека в более широком плане, не сводимом к экономике. Но объективно происходящее сведение в конечном итоге скажется в том, что разрыв таких людей с высокой куль- турой и стремление манипулировать ими, роковым образом приведет к обрыву либеральной современности и замене ее организованной (см. раздел «Вторая великая трансформация: между двух глобализаций (
1914–
1989)»).
В результате государственного вмешательства в индустриальном обществе утвердилась новая форма рациональности, все больше и боль- ше опиравшаяся на стандарты научности и постепенно вытеснившая все остальные формы знания на периферию культурной тра диции. По- всеместно распространилось право на универсальную истину (науки) вместо авторитарной истины (власти) и уникальной истины (церкви).
Книга, знания, стандартизация играли в этом процессе ведущую роль.
Закон заменил привилегии и родственные связи внутри государств, на- ции которых преобразовались в буржуазные.
Но нас интересует формирование массовой установки на утилиза-
цию знания. Ответ здесь ясен: поскольку усилия государства были на-
1
Там же. С.
110–111.

179
Глава 2. Становление капитализма
правлены на обеспечение экономического роста, то достигнуть этого можно было только распространением научного стандарта знаний через систему образования и обеспечение роста числа прикладных профессий.
При активном инвестировании со стороны государства создавалась тех- нологическая ориентация науки. Труд и технологии, благодаря заботе со стороны государства, стали объектом специального изучения, по- степенно профессии инженера и технолога получили в обществе высо- кий социальный статус. Говоря словами культуролога М.К. Петрова:
«Научное знание — знак, который не сдвинется с места, не потечет само- теком, не кинется на технологию на предмет ее оплодотворения во имя технического прогресса и помощи ближним. Нужны индивиды, люди, человеческие головы, одержимые идеей приложения»
1
. Другими слова- ми, не только институционализация и легитимация науки в обществе были не обходимы для реализации установки на утилизацию, но прежде всего институционализация форм внедренческой деятельности, необ- ходимо было, наконец, формирование особой профессиональной элиты, занятой утилизацией научного знания.
Однако формирование экспериментальной науки и основанной на ней инженерной практики шло параллельно со становлением самих го- сударственных структур, оказывая на этот процесс решительное вли яние.
Государство участвовало в становлении новой науки, но и наука помога- ла окрепнуть новому типу государственности. В итоге к XVII веку государ- ством была сформулирована
идеология цивилизованной страны и циви-
лизованной территории, основанная на непрерывном материальном улучшении всех сторон жизни населения данной страны. Замечательным примером в этом отношении может служить Англия XVI–XVII веков
2
В современных исследованиях показано, что не только государство участвовало в институционализации науки, но и наука в свою очередь влияла на практику администрирования и управления со стороны ста- новящихся государственных структур. В этом смысле можно говорить, что она предопределила формы государственности, окончательно сло- жившиеся в XVII и XVIII веках.
формирование массовой установки на утилизацию знания крупными национальными и транснациональными корпорациями
Существует значительное число работ, в которых происхождение капи- тализма связывается с развитием экспериментальной науки и практики
1
Петров М.К. Указ. соч. С.
314–315.
2
Carroll P. Op. cit. P.
28.

180
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы утилизации знания. В интересной книге Э. Зильцела выдвинута иная гипотеза, обосновывающая, что капитализм обязан своему бурному развитию расцветом
прикладных искусств и литературной практики, наблюдавшихся в период с XIV по XVII век
1
. Расцвет художественного творчества способствовал новому синтезу теории и практики. Однако, как отмечают почти все исследователи, на начальных стадиях своего развития рыночная экономика была довольно слабо восприимчива к научным инновациям. Отсутствовали структурные и организационные формы утилизации научного знания. Практика изобретения и усовер- шенствования производственных механизмов и машин не опиралась на научно выверенный расчет, а осуществлялась в основном самоучкам- изобретателями. Такие структуры в форме больших предприятий, ком- паний и фирм стали игроками рынка только во второй половине XIX века. Но особенно заметную роль наука стала играть в деятельности транснациональных корпораций.
Транснациональные корпорации впервые в практике частного биз- неса стали обзаводиться собственными научно-внедренческими лабо- раториями. Малым и средним предприятиям индустриальной эпохи такие новшества были попросту непосильны. Это событие, на наш взгляд, подхлестнуло потребность общества не только в ученых и специалистах- прикладниках, но и в разработке особых методик оценки эффективности используемых в производстве технологий. Техника и технологии стали объектом теоретического и практического изучения. В континентальной
Европе XVII и ХVIII веков, как мы говорили выше, прикладные исследо- вания стимулировались в основном государством. Только с появлением крупных национальных и транснациональных корпораций соединение научных разработок в интересах крупного бизнеса стало повседневной практикой. Однако появление транснациональных корпораций, как и ряда новых явлений в социально-экономической жизни, произошло во мно гом благодаря случайности. Поясним, что имеется в виду.
В Америке к концу ХIХ века создается инфраструктура, позволя ющая быстро перемещать товары, грузы, распоряжения и платежи, что при- вело к тому, что размер рынка востребовал технологические инновации для предложения товаров с лучшими потребительскими качествами по более низкой цене. Постоянные технологические ин новации и создание массовых рынков для промышленных товаров вели к непрерывному уменьшению производственных затрат. В этих условиях в Европе и Аме- рике стали создаваться ассоциации производителей с целью контроля
1
Zilsel E. The Sociological Roots of Science//Social Study of Science
2007, № 6, P. 35–49.

181
Глава 2. Становление капитализма
и организации соответствующих сегментов рынка и контроля над при- былью. В ответ на такое поведение коммерческих фирм в Америке в
1890 году Конгресс принял так называемый Антитрестовый акт Шер мана
(ААШ), направленный против господства монополий. Результатом ста- ло создание крупных национальных компаний, которые быстро пере- росли в транснациональные.
Известный исследователь А. Шандлер подробно и документально изучил трансформацию капитализма, произведенную появлением ги- гантских транснациональных компаний
1
. Он проанализировал деятель- ность более
200 самых больших компаний Америки, Англии и Германии за столетний период их существования начиная с
1890 года. Ему удалось обнаружить, что успех этих компаний в значительной мере определял- ся правильными решениями в нужный момент времени. Большой размер компаний сам по себе еще не был гарантией успеха в будущем. Компании все время активно искали и внедряли стратегии успешной деятельности на рынке. Одной из таких стратегий была ориентация на эффективное внедрение самых последних научных результатов. Эти компании созда- вали собственные научно-внедренческие лаборатории и размещали их в непосредст венной близости от производств, чтобы ученые могли в любой момент обратиться к инженерам и технологам производства, и наоборот.
Шандлер показал на примере развития химической и электротехни- ческой промышленности, как этот процесс осуществлялся в деталях.
Показателен в этом отношении опыт немецкой компании Bayer, которая еще в
1870 году была никому не известной фирмой, но в результате стро- ительства новой гигантской фабрики и собственных химических лабо- раторий к
1913 году стала одной из доминирующих на рынке химической продукции. Интересно, что потребность в искусственных красителях была в основном у текстильной промышленности, в которой доминиро- вала Англия. Англия в то вре мя имела первоклассную науку и замеча- тельных предпринимателей. Однако инженерно-внедренческая деятель- ность была сильнее развита в Германии, что позволило именно ей стать первой в химической промышленности. Это еще раз показывает, что наличия группы капиталистов-предпринимателей и ученых недостаточ- но для эффективного внедрения.
Необходимо наличие особой группы
специалистов-про фессионалов, которые избрали своей деятельностью
работу по внедрению и утилизации знания, — это инженеры, техноло-
ги, конструкторы и т.п.
1
Chandler A. The Enduring Logic of Industrial Success //Harvard Business
Review. March–April,
1990.

182
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы
Таким образом, корпоративный бизнес проявлял все большую за- интересованность в прикладных профессиях, в методиках оценки эф- фективности используемого труда и технологий. Фирма и транснацио- нальная корпорация и сегодня продолжают быть местом, где происходит трансляция сложнейших профессиональных навыков, получивших даже собственное название, «ноу-хау», от сотрудника к сотруднику. В этом их роль подобна семье в традиционных обществах, служившей основным каналом передачи умений, навыков и профессиональных знаний. «Ноу- хау» представляет собой типичный пример неявного знания, навыка, передаваемого от мастера к ученику только в результате совместного делания (делай как я!).
Итак, техногенная цивилизация формируется лежащими в ее осно- ве ценностями. При этом
направленность на инновацию, на ре шение нестандартных ситуаций обеспечивается непрерывно растущим науч- ным знанием с его потенцией к бесконечному расширению. Достаточно в этой связи посмотреть на постоянно множащийся поток научных пу- бликаций. А непрерывное развитие техники и технологий в рамках тех- ногенной цивилизации капитализма обеспечивает
установка на утили-
зацию научного знания. Процесс отчуждения научного знания и, что осо- бенно важно, — фундаментального научного знания, процесс создания различных технических устройств и приспособлений в современном за- падном мире стали важнейшим признаком техногенной цивилизации.
Понятно, что установка на утилизацию научного знания могла раз- виться в массовую установку и стать приметой целой цивилизации толь- ко потому, что новоевропейская наука уже содержала потенцию транс- формироваться в технику. Этот характерный момент научного познания нашел достаточное освещение в литературе. В этой связи В.А. Лекторский отмечает: «Теория изначально заражена возможностью ее техническо- го использования, возможностью порождения новой техники. Отсюда и принципиально новые взаимоотношения теоретического исследова- ния и технологического развития. Новое понимание рациональности и научности определяет и новое понимание человека, его назначение и возможностей, понимание государства, права и политической сферы»
1
Более того, приборная, техническая составляющая экспериментов сто- яла у самых истоков зарождения научной традиции — находить истину в «поставленных» экспериментах. Достоверность открытых наукой за- кономерностей лучше всего подтверждается воплощением их в технике,
1
Лекторский В.А. Трансформация европейской культуры и христианские ценности // Человек. Наука. Цивилизация. К
70-летию академика РАН
В.С. Степина. С.
711.

183
Глава 2. Становление капитализма
которая воспроизводит эффекты, еще вчера производимые природой тайно от человека, а сегодня уже функционирующие в приборах. Тех- ника, таким образом, изначально всегда присутствовала в научном по- знании как его вторая, истинная реальность. Ю. Хабермас эту же идею проводит следующим образом: «В отличие от философских наук старо- го образца современные опытные науки развиваются со времен Галилея в рамках методологической системы связей, отражающих трансценден- тальный принцип возможности технического распоряжения. Поэтому современные науки производят знание, по своей
форме (но не по субъ- ективному устремлению) являющееся технически применимым знани- ем, хотя в целом возможности технического применения этого знания проявляются лишь задним числом»
1
. Но, заметим еще раз, это присутст- вие было поначалу лишь потенциальным, но все более явно разворачива- ющимся в индустриальную эпоху и достигшим апогея при современном технологическом применении фундаментальных наук. Лучший способ доказать истинность сложной фундаментальной теории в настоящее время — это построить технологии, воспроизводящие предсказанные теорией эффекты и явления. В этом моменте развитие науки как бы предопределяло развитие установки на внедрение ее результатов. Но, на наш взгляд, необходимы были внешние условия для трансформации изначально присутствующего в научном познании «технического содер- жания» в массовую установку на утилизацию знания. Для этого требо- валось связать каким-то образом идею прогресса и улучшения условий жизни людей с массовым производством товаров и добиться интенси- фикации труда с использованием инновационных технологий. Эту связь практически осуществили капиталистические государства совместно с крупным бизнесом в период Первой глобализации, совпавшей с эпохой рассвета классического капитализма.
1
Хабермас Ю. Наука и техника как идеология. М.,
2007. С. 79.

184
Глава 3. Развитие капитализма и капиталистической современности на Западе и первая глобализация (1885–1914)
Описанная выше динамика генезиса капитализма явилась лишь частью
Первой великой трансформации, подготовившей переход к либеральной капиталистической современности. Несмотря на общность этого концеп- та для Запада в целом, каждая страна шла к капитализму своим путем, зависящим от ее исторических условий и культурных особенностей.
а) От раннего капитализма к классическому
Капиталистическим обычно называют определенный тип хозяйственно- экономической деятельности и часто ограничивают это явление тем, что представляет собой объект анализа экономической науки.
Все сферы общества — экономическая, социальная, политическая и культурная постепенно обособляются, но вместе с тем они остаются зависимыми друг от друга. Образно говоря, эта схема формирования капитализма подобна слоеному пирогу, где один корж еще не пирог, но только все слои вместе с прослойкой придают ему и форму, и содержа- ние. На начальной фазе капитализма сфера экономического выделяется, но служит воспроизводству традиционного общества, затем она обосо- бляется и далее воздействует на все остальные сферы, делая их подвиж- ными, ибо в природе самого развития капитализма, как подчеркнуто выше, заложена энергия устремления в будущее. Социальная матрица капиталистического общества теряет устойчивость традиционного или средневекового общества и движется вслед за изменениями в экономи- ческой сфере. Формы ментальности также меняются под воздействием
«снизу», которые идут от экономических реалий.
Надо отметить, что выделившиеся сферы общества оказывают и взаимное влияние друг на друга, и обратное влияние на экономическую сферу в целом. Это утверждение тривиально в общем виде и требует разъяснения по существу. Пока же подчеркнем, что каждая из выделен- ных структур носит не универсальный характер, а свойственна данному

185
национальному государству в данную историческую эпоху. Каждая из национальных капиталистических экономик своеобразна и отлична от других. Вместе с тем, витальность капитализма, его жизнестойкость, обеспечивается многообразием существующих структур, в которых он представлен, формируя целостность такого явления, как западный ка- питализм.
При капитализме технологически сложное производство связано с большими рисками и неопределенностями. Требуются долгосрочные инвестиции в оборудование, в сырье, в квалифицированную рабочую силу. Необходимо наличие свободного капитала на финансовом рынке.
Сам цикл «производство
реализация товара» раздвигается во времени и усложняется по своей форме. Обеспечить бесперебойную работу ка- питалистического предприятия можно,
лишь превратив все, что ему необходимо для функционирования и жизнедеятельности, в товар. В частности, таким товаром должна стать рабочая сила. Рабочая сила — это другое название для людей, живущих в данном обществе и работаю- щих по найму на различных предприятиях. Продажа труда и профес- сиональных услуг должна быть организована рыночным способом. Но труд — это еще и другое название для образа жизни человека. С самого на чала политэкономической мысли никто не сомневался в необходимо- сти трудовой деятельности. Труд, начиная с Адама Смита, брался за осно- ву благосостояния общества. Но продажа труда на рынке делает образ жизни человека зависимым от экономических мотивов работодателя.
Раз витие промышленного производства, его усложнение и изменение с необходимостью влечет изменение в профессиональных и трудовых на выках, которыми должны обладать вовлеченные в производство люди.
Тем самым подвижность и изменчивость всей цепочки «про изводство

реализация» ведет к изменчивости в профессиональной структуре. В целом организация социальных связей оказывается в сильной зависи- мости от изменений в экономической сфере.
Саморегулирующийся рынок предполагает, во-первых, что все про- изводится в обществе для продажи на рынке, во-вторых, все источники доходов получаются только в результате этих продаж, в-тре тьих, полу- ченные от продажи доходы достаточны, чтобы купить все произведенные товары. Продажи на рынке происходят свободно, регулирует их только принцип свободной конкуренции цен. Никакие внешние институты не влияют на фактор цены на рынке. При этом предполагается, что земля и все, что в ее недрах, труд и деньги также являются товаром для про- дажи, поскольку они тоже вовлечены в процесс производства. Доходы от реализации права на пользование землей получили название ренты, доходы от продажи труда — заработной платы, а от пользования день-

186
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы гами — процентом на капитал. Другими словами земля, труд и деньги при саморегулирующемся рынке становятся товаром и подчиняются в рамках рыночных отношений только одному мотиву — выгоде. Но, с другой стороны, земля, ее недра и все, что мы называем природой или естественной средой обитания вместе с проживающими в ней людьми, собственно и образуют физическую плоть общества, его «тело», или его физическую ткань. Общество — это пространство людей в неком геогра- фическом пространстве Земли. В тот момент, когда люди начинают смо- треть на землю и на других людей с позиций выгоды — как на «сырье» для последующих преобразований в товарное изделие, — они подчиняют всю физическую субстанцию общества законам и отношениям рыноч ной экономики. В этом смысле мы и говорим, что сфера экономического интереса и мотива при капитализме объемлет все общество в целом без исключения.
Несмотря на ведущую роль капиталистического рынка и экономики, представляется, что свести капитализм к экономической сфере жизни людей было бы слишком узко.
Капитализм как явление существует
только в пространстве государств и межгосударственных образований,
а на локальном уровне всегда связан с той или иной социальной структу-
рой, будь то фирма, корпорация или государство. Ка питализм — это
характеристика поведения некой социальной структуры в целом, а не
только особенности способа ведения хозяйства.
Выше мы подчеркивали, что процесс становления экономики капи- талистического рыночного типа не был эволюционным.
Форми рование
национальных государств и внутреннего рынка было первой точкой би-
фуркации, приведшей к становлению капитализма как си стемы хозяйст- ва в Европе.
Второй такой точкой бифуркации был переход к саморегу-
лирующемуся рынку и последовавшему за этим превращению капита-
лизма из системы хозяйства в тип общества.
Даже на теоретическом уровне ясно, что механизм саморегулирую-
щегося рынка, в отличие от рынков традиционных обществ, если его
запустить в действие в реальном обществе, может полностью его разру-
шить, обеспечив не благосостояние для всех, а реализацию волчьих за-
конов предприимчивых людей. Хотя социально-ли беральный миф о капи- талистическом рынке как о лекарстве для ле чения социальных диспро- порций и механизме роста благосостояния для всех не потерял своей привлекательности до сих пор, Англия пережила этот момент истины, когда были полностью сняты ограничения с рынка труда Актом о рефор- ме закона о бедных
1834 года. В новейшей истории России сохраняются еще следы отбушевавшей стихии дикого рынка без каких-либо сдержива- ющих его начал. Тотчас же массы людей, как только его энергия освобож-

187
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   69


написать администратору сайта