Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография
Скачать 1.82 Mb.
|
Глава 1. Карл Поланьи о Первой великой трансформации о законодательных актах относительно бедных, таможенных тарифах, технике безопасности на шахтах. Но авторы этих законодательств были либералами, противниками социализма и коллективизма. В ходе эво- люции конкретных условий труда стали появляться законодательные акты, выражающие коллективную волю рабочих, например касающие- ся страхования работников от увечий. Наконец, в разных странах сво- бодной торговли появились в конце XIX века законодательные акты о компенсации работникам, которые не вписывались в либеральную мо- дель, хотя их авторами были как социалисты, так и реакционеры, и ли- бералы. Иногда экономические либералы выступали за ограничение свободы контрактов. Эти контрдвижения против либерализма были спонтанными и часто исходили от самих либералов, которые в опреде- ленных условиях вынуждены были считаться с требованиями работни- ков, властей и общества. Система защиты от господства рынка казалась все более необходимой. Либерализм подрывала и доктрина об экономи- ческой природе классовых интересов. Либерализм становится двойным процессом, как говорит Поланьи, включающим свободный рынок, с од- ной стороны, и принцип социальной защиты — с другой. И в конечном итоге он упраздняется в ходе Второй великой трансформации. Однако пока выполним свое обещание и сосредоточимся на Первой великой трансформации. 146 Глава 2. Становление капитализма Переход к капитализму был связан с изменением характера труда. Тру- довая теория А. Смита и всей классической политической экономии, развитие ее идей К. Марксом и усмотрение им источника капитала и капитализма в труде, трудовая аскеза как основа протестантской этики в качестве духа капитализма отобразили фундаментальную значимость труда в генезисе капитализма. Именно эта биологическая природная сторона труда в Новое время усилиями Д. Юма и Дж. Локка, а позднее А. Смита и К. Маркса, вывела трудового человека и трудовое сообщество из их природной ограниченности. Новое понимание труда реализовалось в сформировавшейся в Новое время рыночной хозяйственной системе, которая начинает развиваться по принципу саморегулирующейся и саморазвивающейся подсистемы общества. Но от хозяйственной системы традиционных обществ до ка- питалистического рынка еще далеко. Самоорга ни зация возникает толь- ко на Западе в XVII веке, когда идея общественного прогресса создает преобладание инновации над традицией и подталкивает к формирова- нию квазиприродного процесса са морегуляции. Но главной проблемой этого периода является соотношение общества и экономики. а) Экономика традиционных обществ и капиталистический рынок Термины «экономика» и «рынок» в отношении докапиталистических традиционных обществ применяются не часто. Чаще говорят о хозяйстве и торговых отношениях в этих обществах, оставляя понятия «экономи- ка» и «рынок» для характеристики капиталистического способа произ- водства. Нам же представляется, что использование понятий «экономи- ка» и «рынок» в отношении традиционных докапиталистических обществ позволяет лучше проследить их эволюцию к капиталистическим спосо- бам хозяйствования. Рынки как специальное место обмена и свободной продажи товаров были известны человечеству с давних времен. Обмен и торговля были важной составной частью жизни традиционных обществ. Они ре гули- 147 ровались кодексом писаных и неписаных правил. Первым письменным сводом законов, регулирующих сделки на местном рынке, были законы царя Вавилона Хаммурапи, относящиеся к XVIII веку до н.э. Эти законы служили эталоном для других городов еще как минимум 1000 лет 1 Чтобы понять, как происходила мутация рынков традиционных об- ществ в рыночную экономику капитализма, снова обратимся к блестя- щей работе К. Поланьи. При анализе эволюции рынков он выделяет следующие их типы: местные рынки, внешние и внутренние. Местные рынки создавались для обслуживания населения опреде- ленного района. Основное их предназначение было обеспечить города дешевыми продуктами питания. Цены на продукты на этих рынках в то время были низкими и практически не менялись веками. Формирующим и вместе с тем ограничивающим фактором их существования было рас- стояние. Местные рынки не обнаруживали стремления преобразовывать по собственной модели отношений существующий сельский уклад, ско- рее они воспроизводили его сами. Внешние рынки обеспечивали население отсутствующими на мест- ных рынках товарами — вином, сушеной рыбой и т.п. По сути, они до- полняли местные рынки. Их особенность состояла в том, что из-за не- возможности указывать купцам-иностранцам цены на их товары им вообще запрещалось вести розничную торговлю привезенных товаров. Строгими мерами их устраняли с местных рынков. Местные и внешние рынки способствовали развитию городской ци- вилизации в Средневековой Европе. Города были их детищем, но в то же время они «служили не только их защитой, но и тем средством, кото- рое препятствовало экспансии рынков в сельскую местность, ограждая таким образом от их воздействия господствующий в данном обществе хозяйственный уклад» 2 Внутренние рынки как единое пространство, объединяющее мест- ные и внешние рынки, в условиях протекционизма городов и их тер- риториальной раздробленности не могли возникнуть просто эволюци- онным путем. Слишком велики были препятствия, которые нужно было для этого преодолеть. Нужна была внешняя энергия, прежде всего куп- цов-оптовиков и всех тех, кому было выгодно преобразование замкнутых и раздробленных местных рынков в единое пространство рынка вну- 1 Каменная стела с законами Хаммурапи ( 1792–1750 до н.э.) найдена в Сусе, на юге нынешнего Ирана. В настоящее время храниться в париж- ском Лувре. 2 Поланьи К. Великая трансформация. С. 75. 148 Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы треннего. Возникновение и распространение единого внутреннего рын- ка, основанного на новом принципе конкуренции цен, стало возможным благодаря усилиям централизованных национальных государств. Подчеркнем одну важную особенность рынка как социального ин- ститута традиционных обществ и важнейшей составляющей их эконо- мики — рынок всегда был встроен в систему институтов общества и фактически не воздействовал на них как нечто отдельно сто ящее и вы- деленное в самостоятельную сферу. Нередко происходило обратное — система местных рынков консервировала существующий хозяйственный уклад и сложившуюся систему социальных связей, существующую со- циальную матрицу. Местный рынок был результатом установившейся институциональной среды. Имело место своеобразное усиление про- цесса взаимного «замораживания» или поразительной стабильности структур традиционного общества,способных существовать столетиями безо всяких изменений. Только с появлением и формированием внутренней или националь- ной торговли на едином пространстве начинает отсчет принцип конку- ренции как всеобщий принцип организации торговой деятельности. Исторически первый капитализм возник в городах Северной Италии, подъем второй его волны совпал с формированием национальных госу- дарств. Решающей случайностью, повлиявшей на качественную мута- цию рынков, было появление на европейской исторической сцене на- циональных государств. Благодаря государственному вмешательству произошло освобождение торговли от многочисленных городских при- вилегий. Государство создало единое пространство для внутринацио- нального рынка, который строился уже на принципах выгоды и конку- ренции и который все больше игнорировал различие между городом и деревней, между отдельными городами и провинциями. В Европе систе- ма национальных суверенных государств сложилась благодаря Вест- фальскому мирному договору 1648 года. До этого договора Европа пред- ставляла собой довольно пестрое образование самых различных форм правления. Здесь бы ли и карликовые феодальные владения, и династи- ческие конгломераты, и различного рода союзы. Для правителей разно- го рода существенным был божественный статус папы, из рук которого они получали свою власть. Этот союз обеспечивал папе доходы в виде различных пошлин, а светским монархам видимость руки божьей в их промыслах 1 . Однако национальное государство как автономный и суве- 1 Анализ социальных последствий Вестфальской системы представлен в работе В.Г. Федотовой. См.: Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005. С. 310–320. 149 Глава 2. Становление капитализма ренный субъект истории стало результатом творчества, оно было «изо- бретено» во время подготовки Вестфальского мира после Тридцатилет- ней войны. Постепенно процесс трансформации территорий, занятых независимыми городами, в новую форму территориальной целостности — национальное государство — захватил всю Европу. Локальность го- родской структуры уступила место региональности государственной. Именно национальные особенности постепенно сформировали ка- питализм западного типа. Позже социальные структуры, в которых рас- пространяется капитализм, видоизменяются, становятся все более мно- го образными по мере развития экономик рыночного типа. Но тогда раз- витие капиталистических рынков совпало с формированием государств, объединивших разрозненные и разнотипные феодальные рынки. К XV веку национальные государства были еще только в стадии фор- мирования. Однако два мощных процесса уже начали свою работу — энергия купцов-капиталистов и монархов нового типа, направленная на укрупнение и объединение территориальной раздробленности в рам- ках единого правового государства. Центра ли зованное государство но- вого типа, основанное на принципах национальной идеи, было ответом на многочисленные вызовы того времени как во внешней, так и во вну- тренней политике. В идейном плане синтез идеи государства и идеи нации проистекал как минимум из трех источников: идеи император- ского государства, освещенного примером Рима, идеи династического объединения и античных представлений о гражданстве. Отли чи тельной особенностью государства нового типа было то, что оно строилось на правовых принципах, а не на иерархических принципах личной зави- симости. Эту особенность национального государства на первых стади- ях его формирования отмечает немецкий исследователь К. Хюбнер. Он пишет: «Территориально организованное государство окончательно сменило государство, покоящееся на личном принципе. В сравнении с прошлым этапом государство все более представало в виде абстракт ной величины, характеризующейся не столько личными зависимостями, верностью и верой, сколько правовыми принципами (курсив наш. — Авт.) и соответствующей им государственной властью» 1 . 1 Хюбнер К. Нация. От забвения к возрождению. М., 2001. C. 58. К. Хюбнер предпринял фундаментальное исследование развития национальной идеи и перспективы создания на месте сегодняшней Европы новой муль- ти национальной общности — общеевропейского государства, объеди- ня ющего целый ряд государств Западной и Восточной Европы. Но при всей своей фундаментальности данная работа остав ляет ощущение ака- демического, а не футуристического характера. Автор продолжение см. на с. 150 150 Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы Новые территориальные образования, которые приняли в конечном счете очертания национальных государств, отличались от прежних го- родов с прилегающими к ним сельскохозяйственными землями прежде всего тем, что были продуктом творчества, новым дерзким проектом собственного будущего людей, живущих на объединяемых территориях. Этот момент замечателен тем, что происходит замена жизни, развиваю- щейся естественным путем под давлением повседневных обстоятельств и событий, на жизнь, ведомую пока еще неясным замыслом, абстрактной идеей общей жизни на новых основаниях и принципах. Своеобразная ре- волюция в головах людей, конечно же, имела множество весьма утили- тарных приложений. Среди них и объединение ресурсов территорий для последующего роста и защиты, и выгоды от торговли, простираю- щейся теперь уже на большие пространства. Эти события важны еще и тем, что они меняли прежнее отношение ко времени: до сего момента история людей была обращена в прошлое, она уходила своими истоками в дни творения, когда мир воспринимался как созданный одноактно и существовавший без каких-либо изменений от своего начала. С появле- нием государства происходит разворот человека к своему будущему в форме совместного проекта жизни, которую необходимо еще как-то обустроить. Капитализм радикально изменил отношение человека к своей истории. Человек перестал быть обращенным к своему прошлому, однажды уже сотворенному, он начинает жить своим неопределенным будущим, которое ему приходится творить самостоятельно и совмест- но с сотворчеством людей, объединенных общим жизненным планом национального государства. Отныне европейский человек уподобляется мореплавателю, которого манит только горизонт будущих открытий. Он становился со временем также похожим на путешественника, кото- рый тщательно спланировал «путешествие» своей жизни. Это был ав- тономный, рациональный, взявший на себя ответственность за свою жизнь человек. начало см. на с. 149 указывает на многочисленные идейные предпосылки и раз- личные условия, которые могли бы привести к формированию новой общности. Однако, переходя от условий и предпосылок к практике стро- ительства такой общности, оказывается очень важным прописать общий замысел такого объединения, который бы стал на обозримое время об- щей судьбой для всех европейцев. Как раз са ма идея общежития в рамках единой Европы осталась не раскрытой. А это, на наш взгляд, вопрос принципиальный. Строительство единой Европы может стать общим делом в том случае, если общий замысел станет смыслом деятельности каждого. 151 Глава 2. Становление капитализма До возникновения капитализма социальная матрица была практи- чески неподвижна и освящена церковью, что придавало ей еще большую устойчивость. Средневековые города были маленькими, об уюте их бы- та с сегодняшней точки зрения вряд ли приходится говорить, однако они были соразмерны человеческому телу и его представлению об устройст- ве как Космоса небесного, так и земного. Доминирующий над городом дворец лорда и главный собор фиксировали порядок мира, веками суще- ствовавший в головах верующих людей. Город в то беспокойное время прочно привязывал к себе простолюдина, ведь путешествие по покры той густыми лесами Европе каждый раз было приключением, на которое можно отважиться только в силу великой надобности. Проект же еди- ного государства взрывал это относительно уютное существование и ставил телегу жизни позади проекта-замысла. Замечательный философ Х. Ортега-и-Гассет писал: «Строительство государства невозможно, если народ ное сознание неспособно отвергнуть привычную форму общежи- тия и, мало того, вообразить новую, еще невиданную. Такое строитель- ство — это подлинное творчество. Первоначально государство возника- ет как чистый плод воображения. Воображение — освободительное на- чало в человеке. Народ способен создать государство в той мере, в какой он способен фантазировать» 1 . С этой мыслью философа трудно не со- гласиться. Возникнув и получив развитие, внутренний рынок сразу же активи- зировал хозяйственно-торговую деятельность. С 1500 года экономиче- ский рост в Европе начинает ускоряться. А к 1700 году общий объем про- изведенных продуктов и товаров удвоился по отношению к 1500 го ду. Но подлинный рост экономической активности происходит только в XVIII веке, тогда он составил свыше 0,5% в год, и перемены в жизни людей и в уровне их достатка стали заметны за жизнь одного поколения 2 . К это- му моменту национальные государства в Европе стали реальностью. Итак, два связанных между собой события — формирование вну- тренних национальных рынков и становление национальных государств — стали началом новой истории в организации хозяйственно-эко но ми- ческой жизни общества, началом капиталистического рыночного хо- зяйства. Два процесса шли одновременно, поддерживая друг друга, — формирование принципиально нового типа хозяйствования — капита- листического, и формирование новой формы совместного проживания на общем пространстве — национального государства. 1 Х. Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М., 2000. С. 138. 2 A. Maddison. Phases of Capitalist Development. Oxford, 1982. 152 Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы А. Смит утверждал, что обмен лежал в основе разделения труда, а благосостояние капиталистического общества есть его следствие. Склон- ность людей к обмену А. Смит считал естественной, врожденной спо- собностью. Таким образом, согласно Смиту, благосостояние капитали- стического общества — результат естественных эволюционных процес- сов. Однако такой естественный эволюционистский взгляд на природу капитализма вряд ли выдерживает историческую критику. Применяя естественно-научные метафоры, можно утверждать, что появление и развитие рыночной экономики представляло собой результат некото- рого хаотического процесса, со своими точками бифуркации и фракта- лами в форме странных аттракторов 1 . Точки бифуркации — это такие моменты социального развития, когда в силу неустойчивости процесса прежняя линия развития внезапно прерывается и система попадает на новый путь эволюции, неожиданный и непредсказуемый прежде 2 Одной из таких принципиальных точек бифуркации стало возникно- вение рыночного способа производства товаров для внутреннего, прежде традиционного, рынка. Изготовление товара на продажу в рыночной экономике определя- ется мотивом выгоды, исключительно получением дохода от этой дея- 1 Понятие фрактала и аттрактора стало широко использоваться после работ основателя фрактальной геометрии Б. Мандельброта. Хотя это понятие математическое, точного определения фрактала не существует. Интуитивно — это некая форма самоподобия, в которой локальная структура подобна целому, как, например, дерево и его ветви взаимно подобны. Водоворот на реке также дает пример фрактального объекта. Фрактал можно понимать как аттрактор (предельное множество) неко- торых порождающих закономерностей. Странными аттракторы называ- ют, поскольку они, во-первых, странно выглядят, т.е. не являются при- вычными гладкими евклидовыми кривыми и поверхностями, а имеют «нецелую размерность»; во-вторых, движение точки на странном ат- тракторе оказывается зависимым от начальных условий; в-третьих, они являются частью бесконечно мерного пространства, но сами имеют конечный размер. 2 Подход к решению экономических проблем, основанный на примене нии фрактального анализа, можно найти, в частности, в работе: Петерс Э. Хаос и порядок на рынках капитала. М., 2000. Здесь же раскрываются основы синергетической парадигмы и приведены рабочие определения основных понятий фрактальной геометрии, в частности фрактала и странного аттрактора. |