Главная страница
Навигация по странице:

  • Нововведение «Сопровождающее обучение» Перечисленные выше формы деятельности учителя относятся к более общей инновации — ситуативному обучению.

  • Творческое задание

  • 4.4. Нововведения в традиционной школе

  • Инновационный опыт организации альтернативной школы

  • Хуторской_Педагогическая инноватика методология, теория, практик. Начала педагогической инноватики предпосылки возникновения и развития инноватики в образовании


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеНачала педагогической инноватики предпосылки возникновения и развития инноватики в образовании
    Дата01.07.2022
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХуторской_Педагогическая инноватика методология, теория, практик.doc
    ТипГлава
    #622553
    страница13 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

    Что делать учителю в образовательных ситуациях
    Ученики, которым удается творчески решить рассматриваемые проблемы, часто получают образовательные результаты, не совпа­дающие с теми, которые ожидает учитель. В этом случае возникает образовательная ситуация, основу которой составляет противоре­чие между «инаковым» образовательным продуктом ученика и име­ющимися у учителя знаниями, нормами, способами деятельности.

    Действия учителя как организатора образовательного процесса в этом случае определяются его педагогической позицией. Воз­можны следующие т и п ы действий учителей, применяе­мых ими во время появления ученических результатов, выходя­щих за рамки намеченного плана.

    1. Игнорирование ученического результата, «мешающего» про­должению занятий по составленному ранее плану.

    2. Осуждающая реакция на «неуместный» результат ученика, имеющая целью установить четкие рамки предмета изучения, спо­собов его изучения, направления деятельности учеников и т.д.

    3. Минимальное внимание, оказанное более ученику, чем его образовательному продукту, и имеющее целью сохранить эмоцио­нальный комфорт, но не полученный учеником результат («Ты молодец, но мы продолжим нашу тему»).

    4. Противопоставление ученическому продукту авторитетных сведений или иной информации, имеющей целью продемонст­рировать ученику и всем присутствующим «еретичность» предло­женного учеником «инакового» продукта. Похожий вариант: ло­гичное доказательство учителем «неправильности» мнения уче­ника в привычной для учителя информационной среде с исполь­зованием общепринятого материала и средств.

    5. Кратковременная остановка работы по намеченному плану, заинтересованный «анализ» ученического результата и только после этого возвращение к плановой работе независимо от результатов «обсуждения».

    6. Прекращение предшествующей деятельности и полный пе­реход на деятельность, связанную с возникшим ученическим ре­зультатом (движение «на поводу»).

    7. Восприятие инакового ученического продукта как законо­мерного и планируемого результата предшествующей работы и переход на следующую стадию образовательной деятельности, например на стадию достраивания ученического продукта до це­лостного вида, сопоставимого с культурными аналогами.

    Свидетельством профессионализма педагога является его уме­ние идти на пересмотр, изменение и развитие своих планов и представлений. Учитель сам неизбежно становится не только его субъектом, но и объектом образования; все виды деятельности, которые осуществляют ученики, реализует и учитель, т. е. его соб­ственное профессиональное образование происходит одновременно и параллельно с образованием учеников.

    На первом этапе рассматриваемой ситуации «инаковости» уче­нического продукта от педагога требуется преодолеть возникаю­щий эмоциональный дискомфорт и неосознанное желание ис­ключить его причину — возникшее у ученика противоречие взгля­дам учителя. Трудно преодолеть распространенный стереотип мыш­ления о существовании объективно «правильных» и «неправиль­ных» ответов. История научной мысли показывает, что появив­шиеся идеи, гипотезы или теории оказываются истинными в оп­ределенной логике или аксиоматике, еще неизвестной.

    Первая необходимая реакция учителя на обнаруженную «ина-ковость» — это фиксация мнения, суждения или иного продукта ученика, которые явно противоречат или просто отличаются от мнения, знания или опыта учителя по рассматриваемой пробле­ме. Формы фиксации различны — запись мысли на доске или в тетради ученика, устное повторение и прояснение этой мысли, изготовление материального продукта (модели, схемы), содержа­щего в себе идею ученика.

    Далее учитель с помощью вопросов, заданий и других средств помогает ученику достроить его первичный образовательный про­дукт до более аргументированного и устойчивого состояния, за­интересованно помогает ученику оформить его образовательный продукт, выступая его консультантом, экспертом и даже соавто­ром. Включение учителя в инновационную для него и ученика деятельность обеспечивает их сотрудничество и развитие, дает возможность остальным ученикам соотнести свою деятельность с той, которую выделил и зафиксировал учитель, присоединиться к ней либо выступить оппонентом.
    Нововведение «Сопровождающее обучение»
    Перечисленные выше формы деятельности учителя относятся к более общей инновации — ситуативному обучению. Технологи­ческим элементом ситуативного обучения является импровиза­ция учителя. Поводом для импровизированных действий учителя может служить как затруднение ученика, так и, наоборот, его активная образовательная деятельность. В зависимости от ситуа­ции учитель реагирует по-разному. Когда происходит познание об­разовательных объектов неизвестными ему способами, учитель осу­ществляет сопровождающую деятельность, предлагая ученику использовать те или иные методы познания. Степень сопровожде­ния может уменьшиться, или может измениться ее характер, если ученик достаточно вооружен способами познавательной деятель­ности, но затрудняется применить их к конкретной ситуации. В этих случаях учитель помогает ученику овладевать не способами познания, а способами самоопределения — анализом возникшей ситуации, рефлексией выполненных действий, формулировани­ем целей, отбором оптимальных средств для их достижения.

    Для педагога, осуществляющего сопровождающее обучение, продуктом образовательной импровизации являются:

    • технологические элементы учебной деятельности, которые он предлагает или меняет в зависимости от ситуации;

    • содержательные элементы обучения: культурно-исторические аналоги, собственные информационные суждения;

    • когнитивные формы и методы обучения: формулируемые вопросы, противоречия, обобщения;

    -действия, вызывающие или стимулирующие креативную дея­тельность учеников: похвала, восхищение, восторг, побуждение.

    Сопровождающий характер обучения делает необходимым раз­работку элементов ситуативной педагогики, основанной на интуи­тивизме, эвристике и персонализме, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Возможна ли в ситуативном обучении ра­бота по систематическим образовательным программам? Каким образом одни должны в этом случае составляться? На эти и дру­гие вопросы пока нет аргументированных ответов. Но имеются научные разработки, относящиеся к деятельностному содержа­нию методов обучения как общения, которые выполняются зару­бежными и отечественными педагогами. Обучение в сотрудниче­стве, во взаимодействии — направления исследований, которые близки ситуативной педагогике. Обозначена лишь проблема со­здания ситуативной педагогики. Безусловно, эта проблема — одна из стратегических в отношении развития педагогики и педагоги­ческой инноватики.
    Творческое задание
    Выберите новшество, которое вы хотели бы использовать в процессе обучения какому-либо конкретному предмету. Разработайте конспект урока по этому предмету. Освоение новшества обеспечьте с помощью таких заданий ученикам, которые обеспечивали бы создание ими обра­зовательных продуктов. В качестве основы заданий используйте:

    - изучение учениками объекта, относящегося к изучаемой теме;

    • выявление и формулирование учеником проблем, относящихся к изучаемому объекту;

    • изучение учеником общекультурных достижений человечества по отношению к изучаемому объекту;

    • самоосознание личного опыта, знаний и эмоционально-ценност­ных отношений ученика, обнаружившихся в процессе познания объекта и усвоения общекультурных знаний о нем.


    4.4. Нововведения в традиционной школе
    Большинство школ работают традиционно. Многие из них стремятся к изменениям, введению тех или иных новшеств. Для этого составляются программы, осуществляются определенные действия, анализируются полученные результаты. Однако результаты нововведений подчас оказываются никак не связанными с поставленными целями. Например, в основу экспе­римента «по созданию личностно ориентированной педагогиче­ской системы» в двух школах Ижевска были положены следую­щие принципы75.

    1. В каждом воспитаннике педагог должен видеть уникальную личность и добиваться того, чтобы каждый воспитанник увидел уникальную личность в себе.

    2. Воспитание должно рассматриваться как взаимодействие лич­ностей.

    Казалось бы, данные принципы должны быть выражены в со­ответствующей системе целеполагания, а полученные результаты на стадии их диагностики и оценки должны быть соотнесены с заданными ориентирами. Однако ничего подобного в данном ис­следовании не произошло. Результатом исследования оказались выявленные условия оптимального личностно-творческого, про­фессионального развития педагогического коллектива школы:

    • наличие потребности в изменении существующей системы в целях разрешения имеющихся противоречий;

    • поиск оригинальной идеи для результативной работы шко­лы (в данном случае — идея индивидуально-творческого разви­тия личности учащегося и педагога в педагогической системе школы);

    • коллективная разработка оригинального содержания и соот­ветствующих форм, средств и методов его реализации;

    - разработка педагогами авторских учебных планов и программ;

    - разработка проектов и создание авторских кабинетов, учеб­но-методических материалов;

    - создание авторских традиций коллектива школы.

    Мы видим, что в ходе инновационной деятельности произо­шло замещение одних ориентиров на другие. К сожалению, ана­логичные ситуации несоблюдения рамочных оснований характер­ны для многих инновационных процессов, что еще раз подтверж­дает необходимость их обеспечения методологическим инструмен­тарием.

    Каковы причины такого положения? Во-первых, нововведения в традиционных школах имеют свою специфику. Во-вторых, уро­вень развития педагогической инноватики и ее методологии еще не позволяет достаточно точно описывать инновационную педа­гогическую действительность в традиционных школах. В-третьих, методологическая грамотность большинства учителей и организа­торов инноваций недостаточна.

    Например, В. Робский76, анализируя опытно-эксперименталь­ную работу краснодарской школы по вовлечению наиболее спо­собных учителей в инновационные процессы, называет следую­щие этапы.

    1. «Ухты!». Побуждение (внешний толчок). Как правило, педа­гоги являются свидетелями чьего-либо интересного начинания, которое вызывает восторг и зависть: «Ух ты, как работают!»

    2. «Имы!». Попытки подражать примеру порождают потребность в общении с себе подобными, с кем обычно разговаривают осо­бым языком, почему-то названным «птичьим». Это очень инте­ресно!

    3. МУ. Это период «Методологического Угара», в дыму которо­го происходит повальное планирование деятельности и создаются «новые» программы, методики, школы и т.д. Начинает ощущать­ся некая нехватка специальной подготовки, а потому всевозмож­ные курсы, семинары и фестивали необходимы.

    4. Страна ОЗ. Этап Осуществления Замыслов. Очень ответствен­ный и нелегкий. Встречаемые трудности кажутся временными и имеющими причину, конечно же, в сопротивлении «непонимаю­щих консерваторов» новым идеям.

    5. Ямы! Столкновение с результатом собственной деятельности. Вот где начинается настоящая проблематизация!

    6. Стоп! Период отрезвления и скепсиса (здорового и нездо­рового — у всех по-разному). Необходимость в пересмотре своей деятельности, ее оценке. Приходит понимание ограниченности знаний, средств, необходимости самообразования.

    7. Труд. Труд тяжелый, кропотливый, часто совершенно нетвор­ческий. Понимание того, что для эффективного развития системы необходима и какая-то ее стабильность.

    В некоторых регионах инновационная деятельность школ по­ставлена почти «на поток». Например, в информационно-методи­ческом центре Мурманской области с целью упорядочения, сис­тематизации инновационной деятельности учителя инноваторы в каждой школе заполняют карту инноваций по определенной фор­ме, включающей проблему, цель, сущность, прогнозируемый результат, стадию инновации и т.д. Научно-методические или методические советы школ проводят обработку и анализ карт инноваций, после чего разрабатывают графики контроля (экс­пертизы) и регулирования инновационных процессов. Эти планы обсуждаются и утверждаются на педагогическом совете. Таким образом, создается банк инноваций школы, а затем с помощью районного Центра новых информационных технологий (ЦНИТ) формируется информационный банк округа77.

    Разумеется, столь активное «обобщение инновационного опы­та» может быть эффективным при условии достаточно мощной теоретико-методологической и организационной базы. В против­ном случае все будет лишь очередной кампанией, не имеющей действительного отношения к изменению образовательной реаль­ности.

    Данные факты замечаются местными управленческими струк­турами в регионах. Например, В. Р. Имакаев из Перми пишет, что рост педагогических инициатив и опытничества практически ни­чем не сдерживается и никем не контролируется. Местные органы управления образованием оказываются неспособными к управле­нию этим движением (нет критериев, нет специалистов, нет струк­тур, обеспечивающих такую работу, и т.д.)78. Автор предлагает сле­дующие элементы экспертизы инновационных школ:

    • культуросообразные корни инновации;

    • системность изменений;

    • необходимость проекта инновации;

    • необходимость планирования работ по соорганизации экспе­риментальной и обычной частей школы, «оестествления» инно­вации;

    • налаживание всех систем обеспечения эксперимента (мето­дической, финансовой, научной, управленческой и т.д.);

    - установка на реальный результат, а не на его имитацию.

    Одна из причин отсутствия ожидаемого эффекта при распро­странении новаций — массовая установка на так называемый «об­мен опытом». Разумеется, никакой опыт, в том числе инноваци­онный, не может быть передан. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Практика, факт — дело единичное, и если в воспитании при­знать деятельность одной практики, то даже и такая передача со­ветов невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт...»79.

    Инновационный опыт организации альтернативной школы

    Инновационный процесс, о котором пойдет речь, был реали­зован под нашим руководством в начале 1990-х гг. в одной из экс­периментальных школ Российской академии образования (Центр комплексного формирования личности, п. Черноголовка Москов­ской области). Полученные результаты являются актуальными в свете новейших проблем современной школы, относятся к мето­дологии введения инноваций.

    Все началось с появления инициативной группы педагогов и родителей учеников, которых не устраивала традиционная школа. Эта группа обратилась с предложениями изменить традиционно сложившуюся систему обучения. Однако в результате ряда попы­ток пришлось отказаться от изменения существующей системы образования. Новый тип образования, ориентированный не на государственный или социальный заказ, а на реализацию внут­ренней сущности человека, невозможно было создать внутри тра­диционной среды. Это стало понятно после проведения оргдеятельностных семинаров с педагогами, локальных педагогических экспериментов в Г/ и X классах, индивидуальной работы с учи­телями. Преобразовать систему изнутри оказалось невозможным.

    Организовали воскресную школу развивающего типа, целью которой было обеспечение гуманитарного образования и природосообразного развития учеников.

    Кроме мироведения в инновационной школе сначала препо­давались предметы: история Руси, живопись, русская и мировая культура, основы религии. После занятий дети играли в различ­ные игры, ходили в походы, ездили на экскурсии. Занятия вели учителя, которых приглашали родители, а также сами родители. В трех группах детей по 10—12 человек занятия вели 7 учителей. Оплату их труда, а также организацию занятий и экскурсий роди­тели взяли на себя.

    Занятия продолжались около 5 ч в день. Эмоциональный ком­форт, отсутствие системы принуждении, возможность самовыра­жения каждого ученика, смена разных видов деятельности, об­щение с интересными педагогами и друг с другом — все это заин­тересовало детей. Почти на каждом занятии присутствовали несколько взрослых — учителей, родителей.

    Вот пример одного дня занятий в такой школе (рассказ учителя).

    Дети приходят в 9.30. Рассаживаемся кругом. Вспоминаем самые ин­тересные события или наблюдения за неделю. Например, поездку в За­горск. Предлагаю повторить путешествие мысленно. Дети садятся удоб­но, расслабляются, закрывают глаза. Я проговариваю основные этапы поездки. Задача учеников — вспомнить и ярко представить все, что они видели, слышали, чувствовали. Потом дети делятся увиденными «картин­ками». Происходит своеобразная рефлексия. Воспроизводится и осо­знается результат экскурсии.

    Путешествие во времени очень понравилось. Поэтому пробуем «пе­ренестись» в более отдаленное прошлое. Кратко повторяю то, что когда-то ученики изучали в воскресной школе: наблюдения К.Э. Циолковского за звездами в Калуге; укус змеей князя Олега, подошедшего к черепу сво­его коня; путь Иисуса Христа на Голгофу; возвращение древних рудоко­пов России в свои жилища. Дети оказываются «перенесенными» на 100, 1000, 2000, 5000 лет назад. После «возвращения» ученики делятся свои­ми чувствами, ощущениями, говорят о наиболее ярких картинах-образах.

    Данная часть занятий — образно-чувственное проживание детьми культурно-исторических объектов и событий. Мысленные представления каждого ученика воссоздаются соответственно его внутренней сущности. В результате я узнаю, что одни дети очень остро чувствуют чужую боль (укус князя Олега, распятие Христа), другие умеют видеть события со сто­роны, третьи всякий раз представляют себя на месте главного действую­щего лица (развитое чувство эмпатии). Такой метод обучения позволяет ученикам лучше почувствовать историю и культуру своего народа, а учи­телю — узнать больше об особенностях своих учеников, учесть эти зна­ния в дальнейшей работе.

    После перемены другой вид занятий — зрительное мировидение. На­блюдаем за горящей свечой. Что видим? Дети замечают подробности: «Огонек становится острым», «Нить растапливает воск и обугливается», «Сначала свеча горела сильно, потом слабо», «Когда долго смотришь на пламя, то оно как бы увеличивается и раздваивается», «От потухшей све­чи 10 секунд идет дым». Умение увидеть явление, собрать как можно боль­ше фактов о нем — одна из главных задач природосообразного образо­вания.

    Но наблюдать можно не только реальные факты, можно учиться об­разному видению. На что похожа горящая свеча? Какие ощущения возни­кают, когда глядишь на нее? — «Горящая свеча похожа на башню с золо­тым шпилем», «Края свечи стали похожи на горы», «Свеча похожа на таю­щую сосульку», «Фильтр выглядывает как бы из чашки», «Свеча как елка. Когда я на елку смотрю, мне радостно, и когда на свечу — тоже радостно», «Когда смотришь на свечу, о чем-то думаешь».

    Следующий этап — придумывание вопросов о свече. Дети записывают в тетрадях то, что им хотелось бы спросить у свечи. На самые интерес­ные вопросы пытаются ответить сами.

    Чай, большая перемена, игры. Завершает воскресные занятия изуче­ние истории Древней Руси (другой учитель).

    В конце дня — рефлексия. Ученикам предлагается письменно ответить на вопросы: 1) что я понял, чему научился сегодня на занятиях; 2) что я чув­ствовал, ощущал в течение дня. Вот некоторые из ответов детей: «Перено­сились назад во времени», «Я научился видеть прошлое», «Я удивлялся, что не ездил в Загорск, а видел его», «В мыслях можно исправить то, что было у меня вчера», «Я чувствовал и жалость, и радость, и всякие осуждения», «Ин­тересно, как описывали свечку», «Чувствовал запах свечи».

    Рефлексивная работа на осознание детьми себя, своей деятель­ности и результатов велась на всем протяжении занятий. Вначале пятиклассники затруднялись вспомнить то, что они делали, не могли сформулировать мысли. Спустя всего три месяца они стали более рассудительны и логичны.

    Чтобы оценить занятия воскресной школы, детям были пред­ложены четыре вопроса.

    Приведем вопросы и некоторые ответы на них.

    1. Я хожу в воскресную школу потому, что:

    «хочется узнать побольше о мире, о Боге, об искусстве», «тут расска­зывают про все, что не узнаешь нигде в Черноголовке», «хочу быть умной, узнать, что творится вокруг нас на Земле», «хочу научиться видеть», «хочу знать, как рисуют иконы, каков состав красок», «хочу знать как создава­лась Россия».

    2. Чем воскресные занятия отличаются от обычных?

    «На обычных занятиях нам задают: читайте параграф, а здесь мы учим­ся думать», «Мы ходим на улицу, говорим о мире», «В школе в основном учатся писать, считать, читать, а на воскресных занятиях я учусь, как надо чувствовать, видеть и слушать», «Необязательно записывать, можно за­рисовать или записать знаками», «В тетрадях оценки не ставят, и это всем нравится», «Эти занятия помогают мне учиться. Я научился думать».

    3. Что я понял, чему научился на воскресных занятиях?

    «Научилась видеть и понимать других и себя», «Научился мысленно входить в свечу, понимать, представлять, создавать свой закон», «Я на­учился думать, сравнивать», «Понял, что человек может вжиться в пред­мет. Научился вживаться, переноситься, видеть», «Научился узнавать цве­та, рисовать символы, понял, что такое пространство и как нарисовать время».

    4. Мои пожелания:

    «Чтобы уроки были длиннее», «Больше экскурсий», «Чтобы занятия ни­когда не умирали и переходили из рук в руки», «Всего наилучшего учите­лям и родителям, помогающим нам».

    Инновационная воскресная школа работала 6 месяцев. Ее дея­тельность показала следующее. 1. У детей и их родителей есть потребность в качественно ином типе образования. 2. При суще­ствующей нехватке учителей в поселке все же есть люди, спо­собные и желающие вести занятия с детьми. 3. Потребности де­тей и возможности потенциальных учителей могут успешно реализовываться только вне зоны действия традиционной систе­мы образования. 4. Концепция будущей школы оказалась впол­не реальной для воплощения на практике. 5. Воскресная школа, в отличие от других внешкольных образовательных и воспита­тельных заведений (кружков, клубов и т.п.), несет в себе цело­стное образовательное ядро, в корне отличающееся от тради­ционного.

    Однако дети находились одновременно в двух противополож­ных по ориентации системах образования. Безусловно, данное противоречие со временем усугублялось, возникали проблемы взаимоотношений как среди детей, так и педагогов. Требовалось создать для детей единую гармоничную среду.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта