Главная страница
Навигация по странице:

  • Кризис чтения

  • ЭЛЕМЕНТЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

  • фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеНаписать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
    Дата06.01.2023
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры.doc
    ТипКонспект
    #874183
    страница2 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    Врезка

    Хуан Антонио Васко

    Судьба книги в аудиовизуальный век

    Создание письменности по своему значению ус­тупает разве что только появлению членораз­дельной речи. Канадский социолог М. Маклюэн в «Галактике Гутенберга» (1962) писал, что изобре­тение книгопечатания явилось для Европы таким потрясением, от которого она так и не оправилась со времен Макиавелли. Однако в современной культуре происходит вытеснение печатного сло­ва образом. По мнению М. Маклюэна, телевиде­ние как бы воссоздает условия, в которых суще­ствовали первобытные племена, не знавшие письменности, но знавшие образы. Маклюэн считает, что когда основным средством общения выступает устная речь, все чувства че­ловека занимают по отношению к ней подчинен­ное положение и его поступки не выходят за рам­ки общих целей коллектива. С изобретением же фонетического письма, а это произошло 250 тыс. лет назад, передававшего в произвольной или абстрактной форме звуки речи, единство группы было нарушено. Мысли и поступки человека по­степенно приобрели линейный, механический ха­рактер, присущий сочетаниям букв и слов в пред­ложениях. Теперь главным каналом стало зрение, а не слух, поскольку язык получил графическое оформление в виде знаков, а глаз человека всег­да быстрее схватывает детали, чем целое. Видимо, не случайно именно финикийцы, славив­шиеся умением торговать, превратили письмен­ность в инструмент общения столь совершенный, что с ним могли сравниться лишь устная речь или изобретенное позже книгопечатание. До созда­ния алфавита существовали другие, более слож­ные формы письма. Одной из наиболее удачных попыток привести письменные знаки в соответ­ствие со звуками речи было создание древнесе-митского протоалфавита, который восходит к XI в. до н.э. В нем число знаков было доведено до 22, причем гласных не было. Имелись только согласные, что объяснялось характером семитс­кого языка.

    Появление греческого письма, ставшего исход­ным для всех западных алфавитов, относится к началу I тысячелетия до н.э. Итак, устная речь, выполнявшая роль главного связующего звена в обществе, уступила место письму, а впоследствии и печатному слову. Началась эра неречевого восприятия людьми визуальных знаков. В наше вре­мя аудиовизуальные средства вновь ставят на первое место устную речь и возвращают нас к присущим первобытному человеку моделям вос­приятия. Это утверждение Маклюэна хорошо из­вестно.

    Некоторые социологи бьют тревогу по поводу на­ступления эры образов. Другие предлагают не вол­новаться, так как образ, даже тысячекратно раз­множенный, не может заменить язык, который яв­ляется прекрасным средством общения, состоящим из трех десятков фонем и соответствующих им зна­ков алфавита. В китайском языке, например, суще­ствует 80 тыс. иероглифов, отражающих почти все стороны человеческой деятельности. Японский язык включает 28 тыс. иероглифических знаков, т.е. образов. Но разве человеческая память может удержать такое количество символов?
    Сегодня появилось выражение «культура на скорую руку». Радио, теле­видение и пресса удовлетворяют основному условию массовой культуры: сиюминутной реакции на происходящее и, следовательно, отсутствию ка­кой-либо избирательности. С появлением спутников связи новости стали распространяться по миру почти мгновенно. В одно и то же время огром­ная аудитория получает одну и ту же культуру5.

    Массовая культура, как более мобильная и технически оснащенная, ста­ла теснить традиционные виды искусства. Сначала кино переманило почти всех посетителей театра, а затем само было вытеснено телевидением. Борь­ба за аудиторию, конкуренция — новое явление в области культуры, кото­рого раньше не было. Конкурируя за возврат аудитории, театр и кино вы­нуждены были искать новые формы, стиль, язык выражения, что плодотвор­но сказалось на их дальнейшем развитии.

    Вытеснение или потеснение традиционных видов искусства объясняется большей доступностью массовой культуры, приближенностью к аудитории и более высоким уровнем комфортности. В то же время традиционные виды искусства получили в лице технических достижений прекрасного помощни­ка. Классические произведения литературы и драматургии, народные песни и танцы теперь могли увидеть не десятки, а сотни тысяч человек. Техника кинематографа увеличила эффект воздействия классики на зрителя.

    Однако «зрительная цивилизация», пришедшая на смену речевой и пись­менной, имеет не только позитивные, но и негативные стороны. Некоторые специалисты считают, что зрительная информация ведет к ранней взросло­сти детей и инфантилизму взрослых. Она вызывает одинаковую реакцию у людей независимо от уровня образования, воздействуя на низшие уровни психики (эмоции и чувства) в ущерб разуму.

    Массовая культура —дитя современного индустриального общества. Это культура современного массового высокотехнологичного общества. В ней участвуют те слои, кто общается с культурой благодаря этим средствам и лишь во время такого общения. Индустриальное общество стали называть также массовым обществом только после того, как выяснилось, что самой характерной его чертой служит ни что-нибудь, а именно массовая культу­ра. Она создает одномерного человека, культ пассивного досуга, стандарт­ные потребности и вкусы.

    Традиционному обществу соответствовала иная модель культуры. Она опиралась на иные средства производства и распространения. В ее основе лежало ремесленное производство, ручные средства изготовления и устная форма передачи (в крайнем случае рукописная).

    В XX в. в искусстве используются несуществующие ранее источники зву­ка, цвета, света. В каждом доме, благодаря телевидению, видео, радио, мо­гут услышать исполнение музыкальной классики Святославом Рихтером, увидеть шедевры лучших музеев мира, посмотреть кинофильмы и театраль­ные постановки величайших режиссеров современности. Технические сред­ства выполняют функцию средства распространения высокой культуры. Однако из средства они могут стать целью, когда, к примеру, технические стандарты из материального производства проникают в духовную сферу и там диктуют свои требования — что и как производить. Картины Сурикова или Веласкеса — элементы высокой культуры, но воспроизведенные техни­ческими средствами в миллионах экземпляров они переходят в область мас­совой культуры. Дешевую репродукцию можно повесить на стену и любо­ваться ею, она стала доступной широким массам, хотя качество картины неизмеримо упало. По единому стандарту можно фабриковать сотни и ты­сячи эстрадных песен, похожих друг на друга и приносящих прибыль бла­годаря своей массовости, но не качеству. Произведения массовой культуры сиюминутны, они лишь имитируют приемы подлинного искусства и рассчи­таны на внешний эффект.




    Кинематограф благодаря телевидению превратился в бесконечный сериал, делающийся на любой из когда-то уважаемых киностудий

    От своего родителя — индустриальной цивилизации —дитя унаследовало фамильные черты: механическую воспроизводимость, серийность и обще­доступность, совершенно как у фольклора. Началась эпоха поп-музыки и сериалов, мыльных опер и ток-шоу, рекламы и гамбургеров. «Искусство толпы», о котором немного раньше негативно отзывались Кьеркегор и Ниц­ше, было поставлено на промышленные рельсы.

    Длительное воздействие на память, сознание, зрение и слух подделок под искусство оглупляет людей и формирует у них усредненный вкус. К 17 го­дам они уже не в состоянии отличить подлинное искусство от кальки, под­делку от оригинала. А раз так, то и круг потребностей у них сфокусирован исключительно на дешевую, непритязательную и доступную масс-культу­ру. Размышляя о происхождении китча, относящемуся к низшим пластам массовой культуры, Г.Г. Гадамер писал: «Человек в состоянии слышать толь­ко то, что он когда-то уже слышал.... Это равнозначно стремлению челове­ка, усвоившего язык искусства, ощутить именно желанность его воздей­ствия. Всякий китч содержит в себе это намерение, часто благое, и все же именно он и разрушает искусство».

    Так из года в год сама массовая культура штампует для себя миллионы новых потребителей. Искусство начинает подчиняться законам рынка, где создание художественных произведений зависит от спроса и предложения.



    Идет острая конкурентная борьба за зрителя между производителями масс-культа — агентами огромной империи шоу-бизнеса.

    Нидерландский культурологи. Хей-зинга, подвергая критике современную культуру, считал, что механизация, пого­ня за эффектами и появление рынка в сфере искусства приводит к утрате иг­рового начала и кризисным явлени­ям в искусстве.

    Массовое общество, породившее массовую культуру, противоречиво са­мо по себе. С одной стороны, оно сдела­ло книги общедоступными, с другой — всеобщую грамотность и научные зна­ния. Кроме того, именно массовое общество отбивает у людей интерес к глу­бокому и заинтересованному чтению. Кризис чтения на Западе представляет одну из разновидностей кризиса культуры. Специалисты считают, что шко­лярские методы обучения отбили у детей интерес к серьезным книгам.

    Кризис чтения проявляет себя в двух формах: а) пассивной грамотности, когда взрослые и дети просто не любят читать; б) активной неграмотности, или функциональной неграмотности (этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и не спо­собного к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отноше­ние к повседневной жизни), при которой люди хотят, но не умеют читать. Масштабы того и другого явления в развитых странах впечатляющи: в высококультурной Франции количество взрослых, никогда не открывавших книгу, составляет от 50 до 55%; от 23 до 30 млн американцев полностью не­грамотны, т.е. фактически не могут читать или писать, от 35 до 54 млн по­луграмотны — их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо для полноценной жизни в обществе. В Канаде среди лиц в возрасте 18 лет и старше 24% неграмотных или функционально неграмот­ных. В Польше и Германии у 40% детей школьного возраста понимание простейших литературных текстов вызывает затруднение. До 30% учащих­ся средних школ Франции читают из рук вон плохо и вскоре пополнят ряды нечитающей публики, чьи интеллектуальные запросы ограничиваются ко­миксами и развлекательными фильмами. Исследователи выявили настоя­щие культурные пустыни, особенно в сельской области, расположенные всего в нескольких километрах от Парижа. Удивительно, но во Франции существуют, с одной стороны, культурная элита, закормленная всевозмож­ной книжной продукцией и претендующая на роль носителя истинной куль­туры, а с другой — широкие массы, испытывающие книжный голод и отвер­гающие предлагаемую им культуру.

    Функционально неграмотные люди в той или иной степени культурно ограничены и оторваны от социального и интеллектуального общения. Их можно охарактеризовать следующим образом: слабая учеба в школе, нега­тивное отношение к учреждениям культуры из-за неумения пользоваться ими и страха быть осужденным знатоками и т.д. Для этой категории чита­телей мир культуры находится за пределом их жизненных интересов: в биб­лиотеки и книжные магазины они не ходят, а полученное в школе образо­вание вызвало у них скорее отторжение от литературы, нежели стимулиро­вало глубокий интерес к чтению и навыкам самообразования.
    ЭЛЕМЕНТЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    К элементам, видам и средствам выражения массовой культуры специали­сты причисляют очень широкий круг явлений. Так, например, А.Я.Флиер называет следующие: СМИ, школьное и вузовское образование, идеологию и пропаганду, индустрию развлекательного досуга, включая массовые поста­новочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротичес­ких), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.), индустрию оздоровительного досуга (курорты, физкультура, культу­ризм и аэробика, спортивный туризм, медицинские, фармацевтические, кос­метические услуги), индустрию интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки по интересам, научно-про­светительские учреждения, интеллектуальные игры и др.), игровые автома­ты и компьютерные игры, всевозможные словари, справочники, энциклопе­дии, каталоги, Интернет, шоу-бизнес, кино и др.7

    Но мы выделим только два наиболее типичных для массовой культуры жанра, распространенных во всем мире, — комиксы и кино.

    Комиксы

    К ним относят устные рассказы или диалоги, сопровождаемые рисунка­ми. При этом выделяют несколько их разновидностей: 1) журнальные и га­зетные вставки в виде блока смешных рисунков; 2) книжные комиксы, из­данные отдельной брошюрой; 3) комиксы-мультфильмы; 4) комиксы-кари­катуры. В стороне стоит особый жанр комиксов, появившихся в конце 1960-х гг. в андерграундной прессе хиппи и представляющих элемент контр­культуры.

    Первые газетные комиксы в США появились в 1892 г. В 1946 г. в стране каждый месяц подросткам в возрасте до 18 лет продавалось по 60 млн комик­сов. Пик пришелся на 1954 г., когда в месяц 650 различных книг с комикса­ми расходились тиражом в 100 млн. В 1928 г. появился знаменитый мульт-комикс с Микки Маусом8.

    Со временем комиксы превратились в мощную индустрию и стали свое­образным культовым символом для многих поколений американцев. К при­меру, сериал про звездные войны занимал воображение подростков более 20 лет. Специалисты полагают, что роль комиксов в США сродни функциям крупного культурного института, выполняющего важную задачу для масс



    поклонников. Комиксы покорны всем возрастам, мужчинам и женщинам, бедным и богатым почти в равной мере. Специалисты говорят о возникнове­нии социологии комиксов (sociologyofthecomic), которая в качестве субдисципли­ны имеет свой предмет и объект, эмпи­рические данные и теоретические на­работки, методологию и объяснитель­ные концепции. Научная литература о комиксах насчитывает многие сотни статей и монографий. Ученые анализи­руют публикации в журналах для тинейд­жеров, интервьюируют читателей ко­миксов, проводят кросскультурные и исторические исследования9. Выяснилось, что комиксы служат средством не убежать от острых про­блем действительности в выдуманный мир, как считалось прежде, а разо­рвать монотонный ритм будней. Кроме того, высмеивая политических ли­деров и кинозвезд, комиксы служат средством демократического воспита­ния молодежи. Контркультурные комиксы пользуются популярностью не у тех, кому от 10 до 18, а у тех, кому за 20. Студенты колледжей и университе­тов находят в самиздатовских газетах и листовках ответы на острые соци­альные и политические проблемы. Их аудитория — студенчество, испытав­шее усталость от норм официальной культуры и ищущее свое место в совре­менном обществе. Чаще всего это род протестной литературы. Сегодня комиксы стали неотъемлемым атрибутом воспитательных и образователь­ных программ в США.

    Культурное значение мультипликационных комиксов можно видеть в том, что их герои давно превратились в дополнительных агентов социали­зации молодого поколения, выросшего на них. Они учат подростков бороть­ся с трудностями, не бояться опасностей, верить в свои силы и надеяться на успех при любом повороте событий. Положительные герои комиксов, по­добно старинным богатырям и рыцарям, учат бороться со злом, несправед­ливостью, они всегда побеждают. В их характере сказочная сила и экстраординарное везение сочетаются с добротой, особой хитростью и простоду­шием. В ненавязчивой и доступной детям форме они пропагандируют выс­шие моральные ценности. Комиксы изображают типичных национальных героев, например американских ковбоев или парижских гаврошей, которые трудным путем пробиваются к вершинам общественного признания, при­бегая не только к героическим подвигам, но также к плутовству, лести, обману.

    Вместе с тем социологи отмечают, что нравственная нацеленность геро­ев комиксов на борьбу со злом почти полностью уравновешивается пропа­гандой насилия, которым перенасыщены страницы подобной литературы. По необходимости упрощая реальность, иначе карикатурист поступить не может, комиксы одновременно упрощают способы решения реальных про­блем, предлагая порой очень примитивные и вульгарные методы: убить, применить насилие, ограбить. Даже если они исходят от злодеев, подрост­ковое сознание все равно легитимизирует их как правильные и возможные, поскольку они исходят от любимых мультиков.

    В целом культурный мир комиксов неоднороден, в нем есть несомнен­ные шедевры, воспитывающие людей в духе уважения моральных идеалов, а есть откровенный ширпотреб, созданный на злобу дня. Вот почему в аме­риканской литературе мнения специалистов разделились: сторонники пе­реоценивают прогрессивную культурную роль комиксов, а противники пре­увеличивают наносимый ими социальный вред. Одни социологи подчерки­вают катарстическую роль комиксов, позволяющих подросткам выпустить накопившуюся энергию и агрессию, а другие указывают на то, что комиксы чаще читают делинквентные подростки, нежели правопослушная молодежь. Применение специальных тестов, отслеживающих школьные успехи и ин­теллектуальный уровень подростков на протяжении нескольких десятиле­тий, свидетельствуют о том, что происходит некоторое ухудшение мотива­ции и достижений в учебе. Воспитанное на комиксах поколение американ­цев птало хуже думать и учиться.

    Кино

    Кино явилось первым проводником популярной культуры. Кинемато­граф зарождался как форма досуга рабочего класса. В конце XIX в. в США немое кино, в отличие от театра и журналов, являлось самой доступной формой развлечения для эмигрантов из Восточной и Южной Европы, ко­торые не понимали английского языка. Эмигрантами были и первые про­дюсеры кино. Они, понимая потребности своей аудитории, создавали коме­дии, фантастические фильмы и боевики. Ранний кинематограф был край­не незатейлив, лишен внутренней интриги и являл собой набор простейших сценок: садовник разбрызгивает воду из шланга, охотники загоняют зверя.

    Когда в 1903 г. изобрели кинокамеру и появилась профессия оператора, фильмы стали более сложными по сюжетной линии. С экрана предстали герои, обладавшие собственным характером и драматургической судьбой. В 1927-1928 гг., когда вжизнь вошло звуковое кино, наступил пик кинема­тографа. Тогда в Америке появились гигантские кинотеатры (на 3-6 тыс.зрителей), которые ежедневно посещали от 7 до 10 млн человек. Звук рас­ширил возможности кино, появились новые жанры, неизвестные немому кинематографу, построенному на пантомиме, в частности, мюзикл, «ужас­тики», социальное кино.

    С 1909-1911 гг. начинается история величайшей киноиндустрии мира — Голливуда, которую называют еще мировой «фабрикой грез». К 1918 г. он производил до 97% мирового кинематографа: по 841 фильму ежегодно, ко­торые показывались в 21 тыс. кинотеатре". Шесть гигантов Голливуда — WarnerBrothers, Universal, TwentiethCenturyFox, Paramount, UnitedArtistsandColumbia— зарабатывают ныне по нескольку миллиардов долларов в год, создавая продукцию не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. В 1970-е гг. Голливуд, начав создавать также и телефильмы, превратился в мировую столицу телепродукции.



    В 1933 г. появились первые киноте­атры с площадкой для автомобилей (drive-intheater), а в конце 1940-х они стали уже массовым явлением. В нача­ле 1980-х каждый четвертый кинотеатр был для автомобилистов. Хотя кинема­тограф делал все, чтобы завоевать успех у американского зрителя, его время, как казалось, неумолимо подходило к концу. После войны интерес к кинема­тографу падал, а интерес к телевидению, напротив, рос. В середине 1970-х посещали кинотеатры по 20 млн зрителей в неделю (для сравнения: в 1920-е гг. 100 млн каждую неделю). По мере заката кинематографа набирало популяр­ность телевидение.

    В 1939 на потребительский рынок выходят первые телевизоры. Конку­ренция с телевидением за зрительские симпатии подвигла Голливуд к двум новациям: а) с каждым годом выпускались все более дорогие фильмы (25, 45, 60, 100 млн долл.), позволявшие привлечь кинозвезд, использовать ши­рокую палитру кинотрюков и добиться невероятного правдоподобия сцен ужасов; б) совершенствовать техническое оснащение, внедрять многопано­рамные кинокамеры, компьютеры, всевозможные киноэффекты типа вир­туальной реальности и т.д. Строительство сверхсовременных кинотеатров, оснащенных такой видео- и аудиотехникой, которая дает стопроцентный эффект погружения, невозможный в домашних условиях (в частности «Ти­таник», теряющий на телеэкране всю свою прелесть), вернуло в кино ауди­торию и привлекло в его ряды молодежь.

    Кино, начавшееся как форма развлечения низших классов, со временем стало видом досуговой деятельности для более образованных и обеспеченных слоев, представителей престижных профессий. Аудитория кинематографа — преимущественно средний класс. Кросскультурные исследования, проведен­ные в 1973 г., выявили, что из 12 стран меньше всех в кино ходят только в США и Восточной Германии. Ежедневно кино уделяли в среднем в США 2—3 мин, в СССР — 16, в Польше —4, Франции — 3, Бельгии —4, Болгарии — 10 мин. Оказалось, что мужчины ходят в кино чаще женщин, домохозяйки — чаще незамужних женщин, женатые ходят в два раза чаще одиноких, молодые дела­ют это чаще пожилых. При этом 70% всех кинопосещений приходится на возраст до 30 лет, в возрасте 60 лет и старше посещают кино всего 1% зрите­лей. Сегодня роль «первой леди» массовой культуры кинематограф уступил телевидению, перекочевав поближе к высокому искусству, приблизившись по функциям и решаемым эстетическим задачам к театру.




    Средний возраст тех, кому интересно кино как вид досуга, не превышает 30 лет

    Во всем мире кинозрителю, по мнению кинокритика Д.В. Горелова, все­гда было и сейчас есть 20 лет. Фильмы смотрят люди, как правило, в возра­сте от 15 до 25 лет. Голливуд может плохо снимать фильмы для пенсионе­ров (он такой задачи не ставит), довольно плохо — для интеллектуалов, но он ставит самые лучшие фильмы для старшеклассников.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта