фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
Скачать 2.02 Mb.
|
5. СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ – 32 стр. Социальный туризм — путешествия малообеспеченных слоев населения (студенты, школьники, инвалиды, дети, люди с низкими доходами и остро нуждающиеся в санаторном лечении, ветераны), субсидируемые государством из специальных фондов. Социальный тур — минимально необходимый набор туристских услуг в зависимости от целей путешествия, не превышающий базовый стандарт и доступный для всех граждан. Лечебно-оздоровительные поездки граждан с низким среднедушевым доходом, слабо защищенных в социальном отношении, а также остро нуждающихся в рекреации и лечении, осуществляются на условиях и по ценам, действующим в социальном туризме и определяемым национальным законодательством. Во многих субъектах России за счет средств социального страхования и местных бюджетов организуется детский отдых, отдых пожилых людей, а также других социально слабозащищенных категорий населения. К приоритетным видам социального туризма относятся детско-юношеский туризм, самодеятельный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, семейные путешествия, туризм для молодежи и ветеранов, туризм для инвалидов. У величивается интерес крупных предприятий к финансированию туризма для рядовых работников, что создает хорошие предпосылки к появлению системы отпускных чеков и других средств социальной поддержки и развития новых форм социального туризма. Отпускной чек — это финансовый документ, которым человек может рассчитаться с турфирмой за путевку, расплатиться за пребывание в гостинице или на турбазе, за посещение музеев, железнодорожные или авиабилеты и др. Он предоставляется в рассрочку гражданину для отдыха, лечения по условиям коллективного договора между работниками и работодателем. Система отпускных чеков зародилась в Европе в довоенные годы. В настоящее время отпускные чеки в качестве платежного средства при оплате расходов, связанных с отдыхом, используют более 1,7 млн швейцарцев и 1,5 млн французов. Ежегодное увеличение количества держателей чеков в Швейцарии составляет 3-4%, во Франции — 20—25%. Как показывает международная практика, предприятие оплачивает от 20 до 80% стоимости отпускного чека. Нечто похожее существовало и в СССР, где за счет профсоюзов по всей стране могли путешествовать миллионы стариков и детей. Тогда для учащихся были установлены льготы, например, скидки на железнодорожные билеты. Миллионы студентов и школьников собирались в лагерях отдыха в каникулы. Все было достаточно дешево (питание, переезд), поскольку многое финансировали профсоюзы. Это позволяло молодежи узнавать свой край, родину, ее историю, культуру, природу. Сейчас же даже школьникам из глубинки непросто выбраться в столичные музеи, не говоря уж о музеях других городов. ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ТУРИЗМА Размышляя над последствиями массового туризма, совсем недавно ученые ввели новый термин и стали говорить о так называемом хоризме (англ. whorismот whore— шлюха, блудница, проститутка; распутничать, развратничать; прелюбодействовать) вместо туризма. Хоризм считается культурной болезнью, поразившей массовую культуру во многих странах. Он обозначает способность изменять свей взгляды в угоду обстоятельствам или в погоне за успехом, нравственное соглашательство, компромисс с совестью и моральными принципами, наконец, этическую нечистоплотность. Яркий пример — развращение иностранными туристами женщин из местных племен в странах третьего мира, которых превращают в платных наложниц. Схема действия отпускных чеков проста: их покупает предприниматель. По его заказу специально уполномоченный и контролируемый правительством орган (в Швейцарии — касса путешествий REKA, во Франции — Национальное агентство ANCV) производит эмиссию чеков на требуемую сумму. Предприниматель распространяет чеки среди своих работников со значительной, до 80%, скидкой и получает массу преимуществ. Суммы, потраченные на чеки, выводятся из-под налого обложения, он создает благоприятную обстановку на предприятии, удерживает квалифицирован ные кадры, бережет здоровье персонала. Каждая респектабельная фирма считает делом чести за ложить в бюджет статьи расходов на благотворительность и отпускные чеки. Немалые выгоды и для индустрии туризма: санаториям, гостиницам, ресторанам система сулит гарантированного клиента, кроме того, они получают предоплату. Более 150 тыс. французских предприятий обслу живания вовлечены ныне в систему отпускных чеков. Потоки туристов, подобно татаро-монгольскому нашествию, сметают на своем пути практически все — от сувениров, национальной пищи, «камешков на память» до тишины и уюта в старинных городах или в уникальных уголках природы. Туризм — это, к сожалению, еще и источник загрязнения окружающей среды Туризм является источником загрязнения окружающей среды, в том числе воды, скопления людей и перенаселенности, беспорядка (разбросанные вещи; набросанная бумага, сор, мусор), шума, причиной дестабилизации местной экономики и культурной системы. Местная туристская индустрия ориентируется на ежегодную смену моды, зависит от ценовой политики в мировом туристском бизнесе, а самое главное — от большой экономики стран, откуда прибывают потоки туристов80. Под влиянием турпотоков искажаются местные традиции и обычаи, а сами жители превращаются в облуживающий класс, живущий за счет доходов от приезжих, целиком ориентированный на туристическую индустрию. Занятость местных жителей становится сезонной и мало оплачиваемой. Работающие в отелях нередко получают зарплату, не превышающую прожиточного минимума. Туризм становится источником социального неравенства. В развивающихся странах туризм обогащает лишь узкий круг и без того наиболее богатых лиц, то время как малообеспеченные становятся еще беднее. Именно пострадавшие от туризма слои населения разворачивают борьбу против притока иностранцев. В третьем мире туризм создает в основном низкооплачиваемые, сезонные рабочие места, не дающие возможности для роста квалификации. В некоторых странах приток богатых туристов приводит к повышению цен на местную продукцию и услуги, нехватке основных товаров и продуктов, что отрицательно отражается на местных жителях (особенно на тех, кто непосредственно не занят в туристической деятельности). В то же время доходы от туризма позволяют более эффективно использовать ресурсы и применять современные технологии. Местное население перенимает привычки, не всегда достойные, от заезжих туристов. Особенно это касается населения стран третьего мира". Под туристскую инфраструктуру — кемпинги, гостиницы, рестораны, музеи, парки, стоянки, автомагистрали — отчуждается земля, которая могла быть задействована в сельском хозяйстве. Вместе с тем приход массового туриста в сельскую глубинку способствует ее экономическому развитию и включению в систему глобальной экономики. Таким образом, массовый туризм приносит не только экономические дивиденды, способствуя выживанию или процветанию целых регионов, но и немалый урон культуре, укладу жизни и экологии принимающих стран. К примеру, специалисты пытаются оценить социальный, культурный и экологический ущерб, который он причиняет побережью Средиземного моря. Миллионы отдыхающих жарятся на солнце, все побережье застроено многоэтажными гостиничными комплексами. За ними, чуть подальше от пляжа начинаются свалки, на которые ежедневно привозят горы мусора. Серьезную проблему представляет собой колоссальный расход энергии в курортных городах региона, а также горы мусора и загрязнение Средиземного моря, в которое ежегодно сливается 10 млрд т неочищенных жидких отходов и сточных вод. Но и с очищенной водой немало проблем. Например, проблема с пресной водой. Если испанец, живущий на острове Майорка, потребляет в среднем 250 л воды в день, то немецкий отдыхающий, причем только тот, кто просто лежит себе на пляже, — 440 л. А тому, кто не только загорает, но и купается в бассейне и играет в гольф, нужно в среднем 880 л в день. Уже сегодня на средиземноморском побережье от Испании до Сицилии почти не осталась песчаных дюн: три четверти исчезли вследствие строительства пансионатов и гостиниц. В Италии более 40% побережья полностью застроено. Если строительство будет продолжаться, то, по мнению Всемирного фонда дикой природы, уникальные прибрежные ландшафты будут уничтожены, под угрозой вымирания окажется более 500 видов животных. Так, у средиземноморских черепах уже не осталось места для выведения потомства, тюлени-монахи уже почти совсем исчезли, поскольку они лишены возможности выращивать своих детенышей на пляжах. Ежегодно европейские Альпы посещает около 100 млн туристов, которые серьезно угрожают окружающей среде. Сельхозугодья, особенно высокогорные пастбища, здесь на вес золота из-за ограниченной территории. Но многие участки уже отчуждены под железнодорожные магистрали, отели, гостиницы. Горнолыжный спорт наносит непоправиый ущерб горным породам. Огромная инфраструктура — только лыжных трасс в этом регионе более 40 тыс., — вынуждает заниматься массовой вырубкой лесов на горных склонах. В итоге разрушаются горные ландшафты, засоляются снега, изменяется состав растений, улетают гнездовавшие в тех местах виды птиц. С амостоятельная проблема, заслуживающая внимания, — выхлопные газы, возникающие при перевозке миллионов туристов. Известно, что автомобили и самолеты загрязняют окружающую среду не меньше, чем промышленные предприятия. А выброс выхлопных газов является одной из причин потепления климата. Несмотря на это только в 1998 г. услугами самых разных авикомпаний воспользовалось более 60 млн жителей Германии и лишь 7% отдыхающих решили отправиться к месту назначения на поезде. Действительно, сегодня путешествие из одного европейского города в другой занимает на поезде не намного больше времени, чем на самолете. Особенно если учесть, что до аэропорта и из аэропорта еще надо добираться, а вокзалы традиционно расположены более или менее в центре города85. Сторонники партии «зеленых», позиции которой особенно сильны в Германии, считают, что путешествиям в дальние страны на самолете есть вполне сравнимые альтернативы: например, железная дорога, паромы, автобусы. С одной стороны, — это удобный и менее хаотичный вид путешествий, с другой — это щадит нашу природу, ресурсы Земли. Европейским туристам в качестве сувениров в экзотических странах местные жители могут продать птиц или животных, запрещенных не только к истреблению, но и к вывозу. Ради наживы, а в беднейших странах третьего мира доходы от существования, аборигены делают из них красивые сумочки или чучела. Своими действиями путешественник поощряет местное население к отлову редких бабочек или, например, моллюсков, раковины которых так охотно покупают туристы, а иногда и к прямому браконьерству. Отказавшись же от покупки экзотических сувениров из животных и растений, он тем самым лишит местных жителей стимула производить подобные изделия. Прихватывая с собой огромную раковину или яркую бабочку под стеклом, кошелек из крокодиловой кожи или коралловые бусы, туристы наносят невосполнимый ущерб флоре и фауне. Потеря невосстановимых ресурсов означает, что каждому следующему поколению туристов достанется все меньше, наконец, могут наступить такие времена, когда в эти райские места туристам ездить будет уже незачем. Комиссия ООН по охране окружающей среды в прошлом году приняла программу по спасению вымирающих крупных приматов. По мнению экспертов, уже через 10 лет все крупные приматы могут исчезнуть с лица Земли. Несчастье обезьян в том, что они живут в нищих государствах. Продажа приматов в зоопарки — один из немногих способов, которым местное население может заработать на пропитание. Детеныш шимпанзе стоит 4 тыс. долл. Горилла и орангутанг —до 10 тыс. Чтобы поймать малыша, надо убить его мать. Поскольку приматы живут большими и крепкими семьями, вместе с матерью убивают и заступившихся за нее родичей. Несколько лет назад туземцы убили биолога Дайану Фосси, которая пыталась воспрепятствовать уничтожению крупных приматов. Количество туристов, приезжающих в Гималаи, с 1965 г. увеличилось более чем в 25 раз. Местные жители стали активно вырубать лес — на топливо для кемпингов и многочисленных гостиниц. В результате на двух крупнейших охраняемых территориях нижняя граница леса поднялась на несколько сотен футов. Хребты, несколько лет назад утопавшие в зарослях рододендронов, превратились в бесплодные пустоши, тропы оказались замусорены, сократились популяции многих зверей и птиц. В другом районе Непала местные жители участвовали в туристической деятельности и получали доход. Однако «обратной стороной» этого процесса стало разрушение традиционной культуры и сложившейся системы занятости, социальное расслоение. Строгие законы, которые приняты во многих странах, означают, что конфискованные на таможне сувениры могут быть возвращены их хозяевам. В случае если речь действительно идет о редких видах, находящихся под защитой, придется заплатить штраф и навсегда распрощаться с конфискованными вещами. Ежегодно немецкая таможня конфискует десятки тысяч объектов, ввоз которых в ФРГ и другие страны, подписавшие соответствующие международные соглашения, запрещен. Среди конфискованных сувениров чучела попугаев и высушенные колибри, заспиртованные змеи и изделия из крокодиловой кожи или кораллов. Во многих крупных аэропортах даже выставлены витрины с конфискованными сувенирами. Социально-экономическое влияние туризма определяется эффектом мультипликатора, или «множественным эффектом» — степенью, в которой первичные доходы, получаемые от туризма, продолжают вращаться в местной экономике и с каждым витком генерируют новые доходы86. Например, если водитель туристического автобуса тратит заработанные деньги на покупку бензина, продукты питания, ширпотреб местного производства, то его действия служат исходным моментом по разворачиванию огромного механизма, или экономической спирали, в которую вовлекаются миллионы людей. Однако величина множественного эффекта снижается в случае утечки доходов из страны. Это связано с использованием импортных товаров для обеспечения туристов, преобладанием иностранных туроператоров и фирм на туристическом рынке, низкой долей местного населения среди занятых в сфере туризма. К этому надо добавить необходимость расходов на рекламу и маркетинг за рубежом, возвращение сумм, вложенных иностранными инвесторами. Таким образом, хотя туризм и приносит ценную для страны иностранную валюту, существенная ее часть снова покидает страну. Особенно страдает Третий мир. По данным Мирового банка, 55% валового дохода от туризма в развивающихся странах возвращается обратно в развитые страны. По оценкам Мирового института ресурсов, в Зимбабве остается только 10% средств, выручаемых от природного туризма, а в регионе Аннапурна в Непале — даже меньше 10%. Напротив, в развитых странах остается около 90% валюты, а 10% уходит. Туризм может являться каналом как притока, так и оттока валюты за рубеж и в другом смысле. Многое зависит от пропорций внутреннего и внешнего турпотоков. Согласно рекомендациям Всемирной туристской организации, в национальных интересах поддерживать оптимальное соотношение 4:1, т.е. на одного уезжающего путешествовать за границу должно приходиться четверо, путешествующих на внутренних туристских маршрутах. В России соотношение 1:15. На одного, отправляющегося по российскому маршруту, приходится 15 наших граждан, отбывающих в туристские поездки за рубеж. По разным оценкам, от 50 до 85% туристских операций в нашей стране осуществляется зарубежными, смешанными компаниями и подключаемыми к ним российскими. По каналам туризма вывозятся ежегодно десятки миллиардов долларов, не облагаемые налогом государства. Растет оборот зарубежного туристского бизнеса, повышается уровень жизни в чужих странах, за наши деньги за рубежом создаются миллионы новых рабочих мест, дешевеют туристские услуги, расширяется их. Недостатком природного туризма является его сезонный режим. Существуют пиковые сезоны и сезоны спада туристической деятельности. Это означает, что гостиницы, транспорт и другие объекты инфраструктуры туризма, а также персонал остаются незанятыми значительную часть года. Кроме того, в сельских районах пик туристического сезона нередко совпадает с разгаром сбора урожая и других важных работ. ТУРИСТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА Туристская субкультура включает вербальные и письменные формы фольклора, обрядовые традиции, мифологические представления, песенное творчество, систему ценностей и культурных представлений, в том числе особый кодекс чести и правила поведения на природе. По своей жанровой квалификации она примыкает к современной городской культуре и городскому фольклору. Средой бытования фольклора выступает первичная контактная группа (туристская группа) и первичная формальная организация (туристский клуб), объединяющая несколько таких групп. При этом в одну туристскую группу могут объединяться люди самых разных профессий, увлечений, возраста, социального статуса, национальности. Субкультура здесь предстает в роли общего языка, общего культурного кода, соединяющего в одно движение большое количество групп, действующей как бы поверх профессиональных и статусных барьеров. Понятие «туристская субкультура» относится не ко всей армии туристов, совершающих внутренние и зарубежные путешествия, находящихся с недельным или 10-дневным вояжем по историческим местам или торговым точкам (тур-шопы), численность которых уже превысила по всему миру 0,5 млрд человек, а лишь к тому достаточно небольшому сообществу городских интеллигентов в бывшем СССР и нынешней России, кто на протяжении многих лет занимается туризмом, превратив его во вторую профессию и дополнительный образ жизни. Именно в их среде — довольно сплоченной, устойчивой, воспроизводящейся из поколения в поколение — бытуют своеобразные песни, язык общения, мифы и предания, анекдоты и поверья, а также иные жанры вербального и вещевого фольклора, которые можно встретить только здесь. Туристская субкультура привлекала внимание исследователей намного меньше, чем многие другие субкультуры, в частности субкультура хиппи. До сих пор нет ни социологических, ни этнографических исследований, где бы всесторонне анализировался этот социокультурный феномен, хотя в стране имеются работы, носящие обзорный и исторический характер, а также многочисленные фольклорно-туристические сборники. По мнению И.Е. Ферапонтова, причину надо искать в том, что такого рода субкультура — явление специфическое, несвойственное никакой другой стране (за исключением стран бывшего социалистического лагеря). Туризм — скрытая форма образования Туризм можно назвать спортом интеллигенции (по некоторым данным, среди туристов доля людей с высшим образованием достигала 80%). Возникнув в 1950-е гг., туристское движение к 1970-м гг. набрало полную силу. Будучи первоначально движением в основном студенческим, оно со временем превратилось в движение «инженерское». Тот, кто начинал молодым, давно повзрослел, но не бросил любимого занятия. В конце XX в. из молодежного явления туристская субкультура стала явлением взрослого поколения. Основная масса нынешних туристов — люди 30 лет. Организованными субъектами такой субкультуры в советские времена выступали: а) туристская группа численностью от 8 до 15 человек, своего рода первичная ячейка субкультуры; б) туристский клуб — объединение по интересам, добровольная любительская организация туристов, где организовывались и материально обеспечивались маршруты, хранились и передавались традиции, связанные, например, с обрядами посвящения. В туристской субкультуре, по мнению И.Е. Ферапонтова", можно выделить три уровня иерархии — это «чайники»", «просто туристы», старые, опытные члены группы, которые ходят в походы высших категорий сложности. При этом статусные различия ярко выражены только между первыми двумя ступенями, и лишь между ними переход отмечается особым ритуалом. В целом между туристами крайне редко можно встретить отношения господства и подчинения, случаи унижения, насмешек, издевательств над низшими по рангу. Во многом причину надо искать: а) в общности социального происхождения, поскольку туризм — спорт интеллигентов; б) в добровольности пребывания в турпоходе; в) в том, что хорошие отношения внутри группы являются условием выживания группы на маршруте. Ироничные клички не носят уничижительно-оскорбительного характера, описанного в социологической теории наклеивания ярлыка, а скорее выступают формой психологического маркера. Матрасниками туристов-новичков называют потому, что они еще не отвыкли от домашнего комфорта и уюта, а чайниками потому, что гнутся при первых трудностях или потому что берут с собой в поход (по незнанию) чайники. «Чайник» в туристском фольклоре, пишет И.Е. Ферапонтов, — персонаж анекдотический. Он отличается наивностью, неумением собирать рюкзак, незнанием, какие вещи необходимы в походе, а какие не нужны, легко поддается на розыгрыши старых туристов. Период, в течение которого происходит включение нового члена в группу, освоение им субкультурных ценностей и норм, приобретение необходимых туристу навыков можно назвать периодом социализации. В это время новичкам поручают самую грязную работу: чистить котелки, ходить за водой, рубить дрова, разжигать костер. Чайников запугивают страшными рассказами из области туристской демонологии. Подтрунивания и всевозможные «приколы» имеют своей целью «выбить» новичка из привычной городской среды, сложившегося там образа жизни, показать несостоятельность тех стереотипов общения, которые он использует в общении вне группы с тем, чтобы ввести его в мир иных отношений, иных способов общения, которые приняты в туристской среде. Подтверждением этому может послужить символическое приравнивание новичков к младенцам, т.е. существам, полностью лишенным навыков социального общения: «нам выдавали соски, поскольку мы считались новорожденными туристами в любом случае. То есть, мы потом с этими сосками как бы до упорного конца, до победного конца можно было слышать чмоканье в палатках. Это мы грызли наши синие или розовые соски, в зависимости от того, девочка или мальчик», — сообщает один из респондентов"2. В более высокую категорию «чайники» переходят, когда у них появляется определенный туристский опыт. В туризме, как и в других сферах человеческой деятельности, статус индивида в группе определяется его действительными знаниями и навыками, которыми он владеет, его умением уживаться с другими членами группы. Первый этап социализации — усвоение групповых норм поведения и технических навыков прохождения маршрута — являет собой подготовительную фазу окончательного включения новичка в группу. Она подразумевает испытания и унижения, которым подвергаются неофиты, символизирующие разрушение прежнего статуса. Приобретение статуса «взрослого» отмечается обрядом посвящения. Он включает в себя элементы, связанные со сдачей нормативов, проверкой знаний по тем или иным дисциплинам, т.е. прохождение испытания или экзамена в пародийной форме, приближающие обряд к игре, карнавалу. Его сценарий различается по регионам и историческим периодам, чаще всего носит импровизационный характер. Более того, в одном и том же клубе, группе в течение определенного времени обряд меняется, в нем появляются новые элементы. Обряд даже в одной и той же группе практически не повторяется. Так, на весенних слетах турклуба МГТУ им. Н.Э. Баумана, в 2001 г. отметившего свое 50-летие, обряд посвящения проводится с зажиганием факелов, окроплением и поливанием новичков водой и приветственной речью кого-то из аборигенов клуба, которого обычно под свет факелов выносили на носилках, наряженного или завернутого в немыслимые одеяния. Обряд ставропольцев состоит из нескольких этапов. Сначала туристам предстояло под перекрестным шишечным огнем наших «товарищей» пройти трассу с препятствиями. Затем надо было связать стремя на шее своего соседа. После этого новичкам приготовили смесь, содержащую zuko, чай, специи и какую-то гадость. Все это предстояло выпить. После чего надо было, предварительно произнеся клятву туриста, слизать с ледоруба смесь майонеза, горчицы и кетчупа. У туристов-водников, и не только у водников, принято окатывать новичков водой, как бы тоже приобщая их к новой стихии. Как правило, посвящение в туристы проводится в походе, в начале, в конце похода, во время дневки, после преодоления препятствия (перевала, порога), короче говоря, в выделенной тем или иным образом точке маршрута. Обычное время для посвящения — ночь. Местом может служить как обычная палатка, так и экзотические места, например, пещера или могила погибшего туриста. Туристы могут оставлять, или сжигать, топить старые вещи в конце похода, в качестве жертвы горам, или реке. Обряд может превращаться в развернутый спектакль, к примеру, вхождение дрожащих от страха новичков в темную водонапорную башню, внутри которой уставлены горящие свечки и вся она увешана «висельниками» с рюкзаками. Посвящаемые поднимаются по гремучей лестнице на самый верх, подъем сопровождается замогильными туристическими песнями. На крыше новичков пристегивают карабином к веревке и спускают по наружной стороне башни, слегка раскачивая. Важным в обряде оказывается ряженье. Старые туристы могут исполнять роль мифологического персонажа: мертвеца в могиле, или Нептуна, Домбайского Деда и т.п. Часто используется ритуальное битье, кормление, окатывание водой, целование символических предметов, клятва, клеймение". Становясь настоящим туристом, человек попадает не только в новую социальную и ландшафтную среду, но и в особую коммуникативную систему. Она складывается благодаря периодическим контактам туристов как внутри, так и между группами, как правило, из разных городов: на маршрутах, вокзалах и станциях, в туристских клубах и т.д. Важную роль в этом процессе играют слеты и фестивали авторской песни. Существование этой коммуникативной системы особенно ярко проявляется, когда бывалые, «жженые» туристы «учат жизни» новичков, а также в некоторых экстремальных ситуациях". Самодеятельное туристское движение в СССР являлось одной из форм эс-кейпизма — бегства одновременно от государственной идеологии социализма и гиперурбанизированной городской цивилизации. Исход из города на природу имел своей целью не только, а, может быть, и не столько физическое оздоровление, сколько нравственное очищение. Уйти от городской суеты, обязательных будней службы, ритуальных встреч и ненужных звонков, суматохи столичной толпы, очередей в магазинах и постоянной заботы о хлебе насущном означало сосредоточиться на духовных ценностях, неспешно поразмышлять о вечном, о ценности человеческих отношений. Трудный переход, дикая природы, физические испытания, умение самостоятельно добыть и приготовить себе ночлег и пищу составляли материальную основу туристской субкультуры. Человек проверял себя в нелегких испытаниях, пробуждая задавленные или даже загубленные первобытные инстинкты, первозданные чувства и ощущения. Поспорить с категорийным (т.е. профессионально сложным) туризмом в плане физического и психологического очищения могла разве что индийская йога. Вместе с тем испытание трудностями рассматривалось как игровой элемент, форма проведения досуга, способ расслабления, а не принудительная необходимость или физическая служба. Наличие досугово-игрового элемента в туризме все меняло местами: над трудностями подтрунивали, над слабаками посмеивались («приколы», розыгрыши, шутки), коллективно помогая всем преодолеть первые и не киснуть вторым. В туризме соединяются два начала: вид спорта — групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма, и вид путешествий, совершаемых для отдыха и самообразования. Именно в походах советская интеллигенция, лишенная в городе физических нагрузок, необходимости стоять у станка или ходить за плугом, пыталась обрести свое второе «Я», испытать преданность, чистоту и честность в человеческих отношениях. Доказательством этого могут послужить цитаты из туристских песен, весь туристский фольклор, в частности, мифологическая проза, обряды посвящения, в которых постоянно звучит императив верности другу, готовность спасти его даже ценой собственной жизни. Туристская субкультура, в отличие от других видов субкультуры, носит ярко выраженный локализованный характер. Все ее формы и жанры проявляются только: а) вне городской черты на маршруте; б) в летнее время — разгар туристского сезона. Стоит ее носителям возвратиться к привычному образу жизни, как субкультура исчезает. Турист не выделяется в городской толпе или в трудовом коллективе ни своей внешностью, ни манерой говорить или держаться, ни содержанием речи или каким-то особенным сленгом. Туризм — массовая болезнь среднего класса В состав туристской субкультуры следует включать: а) вещевые компоненты (туристскую одежду, туристские принадлежности, в том числе рюкзак, палатку, котелок, костер и т.д.); б) вербальные жанры (рассказы, сказки, анекдоты); в) ритуально-поведенческую составляющую, к примеру, обряд посвящения в туристы, суеверия. Мифологическая проза туристов включает три основных жанра — былички, поверья и мифы (рассказы о происхождении сверхъестественного существа). В состав субкультурной письменности входят дневники походов, карты, схемы маршрутов, лирика, песни-переделки, шуточные грамоты, частушки, гимны; пародийные «документы», эмблемы, самодельные медали, ордена, кроссворды, приглашения, литературные произведения, посвященные, как правило, каким-либо событиям в жизни группы, и др. К ним примыкают надписи на различных предметах обихода (ножах, ложках, штормовках, палатках — т.е. граффити)"5. Некоторые из этих документов функционируют самостоятельно, другие объединяются в единый метажанр — альбом. Записи туристского фольклора, проведенные с 1996 по 2000 г. уральскими студентами-филологами, касались самых разных жанров — это былинки, рассказы о непонятных случаях, паремии, приметы, поверья, обряды, игры и др. Записи производились путем прямого опроса, при этом выяснялся контекст исполнения, т.е. когда, кем, с какой целью воспроизводились те или иные тексты. Задавались также вопросы, направленные на выяснение степени доверия исполнителей к текстам, специфики отношений внутри туристской группы, иерархии, распределения обязанностей на маршруте, особенностей общения в условиях города"6. Среди туристов распространение получили наивно-оккультные увлечения, когда на маршруте или в походе выходного дня с помощью различных магических приемов разгоняли облака, отгоняли дым, лечили или пытались лечить людей и т.п. Ироническая конкуренция представителей разных видов туризма очень походит на традиционные присловья и анекдоты о жителях разных местностей. Например, спелеологов в шутку зовут «спелеолухами», альпинистов — «альпиноидами», водников — «мокрозадыми». Горники говорят, что «водники жрут неумеренно, потому что у них ограничений по весу нету, и таскают с собой всякие деликатесы, вплоть до огурцов в банках»"7. Рассказы, напоминающие о моральных заповедях туризма, отличаются большей серьезностью, вплоть до трагизма. Как правило, это предания о погибших туристах и истории о мифологических персонажах. Среди персонажей туристской демонологии наиболее известны Черный Альпинист и Белый Спелеолог. Коренное отличие туристской субкультуры от фольклорных костров в крестьянском образе жизни — временность, эпизодичность, условность, направленность исключительно на досуг. В этой культуре как часть домашнего быта особое место занимают пение, декламация стихов, дружеские шаржи, танцы со своеобразной интермедией процесса пения. В 1960—1970-е гг. сформировалось так называемое локальное песенное творчество — факультетские песни, капустники, посвящения друзьям и т.п."8 Туристский фольклор разнообразен в жанровом отношении: он включает в себя песни, предания, поверья, былички, бывальщины, анекдоты, присловья, приметы, пословицы, поговорки, стихи и т.д. Эти тексты, пишет О.В. Пушкарева"9, собравшая около 170 текстов, записанных в 1980— 1990-х гг. от туристов Москвы, Днепропетровска, Костромы, Ярославля и других городов, выполняют как эстетические, так и мнемонические, нормативные функции, в некоторых из них присутствует элемент ритуальности. |