Главная страница
Навигация по странице:

  • СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ

  • Видами культуры

  • Субкультура

  • РИТУАЛ ПЕРЕХОДА

  • ВОИНСКИЕ ИНИЦИАЦИИ И ОБОРОТНИЧЕСТВО

  • фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеНаписать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
    Дата06.01.2023
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры.doc
    ТипКонспект
    #874183
    страница15 из 25
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   25

    11. ВОИНСКАЯ И АРМЕЙСКАЯ СУБКУЛЬТУРА – 77 стр.

    Армия — это не только неотъемлемая часть общества, но и составной элемент его культуры. У армейской и воинской культуры много специ­фических черт, которые отличают ее от субкультурных образцов, созда­ваемых другими социальными группами, скажем, студентами или дип­ломатами. Армейская служба и участие в мировых войнах общество по­чему-то возлагает на самую трудоспособную, активную и цветущую часть населения — мужчин в возрасте от 18 до 27 лет. Оказавшись в небла­гоприятных условиях, оторванные от привычной жизни, находясь под тя­желым социальным и психологическим прессом, они создают удиви­тельные образцы творчества и норм поведения, о которых и пойдет речь.

    СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ

    Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

    Есть такая субкультура и у военнослужащих. И появилась она очень дав­но — тогда же, когда при первобытно-общинном строе воины выделились в самостоятельную социальную группу со своими ритуалами, приемами веде­ния боя, церемониями и обрядами. То воинство еще не было ни регулярным, ни профессиональным. Но оно уже было субкультурным образованием.

    Таким образом, воинская субкультура — наидревнейший и универсаль­ный исторический тип субкультуры. Армейская субкультура гораздо моло­же, поскольку ее формирование связывают с появлением крупных земле­дельческих государств и древневосточных империй. Армии стали массовы­ми, насчитывающими сотни тысяч человек. Они требовали от солдат профессиональной подготовки, длительного отрыва от семьи, проживания в закрытых военных лагерях и казармах, и соответственно формирования непохожего на гражданский образ жизни военного, или армейского образа жизни. Наибольшего развития армейская субкультура получает в индустри­альном и постиндустриальном обществе.

    Другое различие — возрастное. Воинскую субкультуру можно считать всевозрастной, а армейскую — молодежной субкультурой. Ярче всего моло­дежная атрибутика армейской субкультуры прослеживается в современной российской армии.

    Если говорить о соотношении двух социологических переменных, то армейскую субкультуру следует считать частью или частным видом воинской субкультуры (рис. 26). Демаркационная линия между ними пролегает не только в области исторической хронологии. Дело еще в том, что воинская субкультура включает систему ценностей, артефактов и моделей поведения, относящихся как к мирному, так и военному времени. Поведение людей на войне и воинский быт — совсем иное дело, нежели поведение солдат и их быт в мирное время на казарменном положении.



    Соотношение понятий воинской и армейской субкультур

    Субкультуру называют одним из видов господствующей в обществе на­циональной культуры. Видами культуры мы будем называть такие совокуп­ности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидно­стями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, ко­торая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием.

    Субкультура часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной суб­культуре, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профес­сиональной субкультуре, криминальной субкультуре.

    Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующа­яся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминиру­ющей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доми­нирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

    Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спорт­сменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они чи­тают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Ма­лолетние детишки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они ни взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков куль­туры. Причина в отсутствии языка — этой праматерии культуры.

    Воинская субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. Точно так же военное со­общество не функционирует в отрыве от всего общества, оно — его органи­ческая часть, а потому в армейской субкультуре отражаются социальные условия существования данной социальной группы. Культурология и социо­логия здесь тесно связаны между собой, как тесно связаны между собой ар­мия и война. У социологии и культурологии на войну — особый взгляд.

    Трудно дать социологическую характеристику такого многостороннего и весьма сложного феномена, каким является война. К ней относятся конф­ликты двух крошечных племен, целых народов и великих цивилизаций. Войны бывают древними и современными, продолжительными и кратко­временными, кровопролитными, информационными, биологическими, гражданскими и мировыми. Да и какими они только не бывают.

    Но у социологии — свой взгляд на вещи. И коротко его можно сформу­лировать, на наш взгляд, так: война

    • это всегда экстремальная ситуация для общества, сопровождаемая крайним напряжением материальных и людских ресурсов;

    • это регулярное событие в жизни большинства обществ —как традици­онных, так и современных;

    • это огромные миграционные потоки — приближение врага заставля­ет людей спасаться бегством, бросив все пожитки и накопленное иму­щество, при этом они чаще всего теряют в огне войны дом, семью, на­житый скарб;

    • это переоценка всех ценностей, изменение мировоззрения, психоло­гическая травма;

    • это пробуждение-героизма, определенная романтика, памятное событие в жизни одного или нескольких поколений. Не случайно нынешние ста­рики вспоминают войну как самое памятное событие своей жизни;

    • это особый жизненный опыт, обогащение личной биографии такими событиями и переживаниями, которые нельзя получить в рутинной жизни;

    • это гибель молодежи, поскольку война — всегда дело молодых;

    • это раскол на тех, кто гибнет на фронте, и тех, кто трудится в тылу. Тыл и фронт — два новых социальных понятия, отсутствующих в повсед­невной жизни;

    • это снижение уровня жизни до прожиточного минимума, жизнь впро­голодь, появление огромного числа голодных, погорельцев, беженцев, нищих;

    • это социальная дифференциация: войну начинают верхи, а ведут ее низы; дифференциация на фронтовиков и откосивших от армии;

    • это трофеи, вывоз из покоренной страны огромного числа культурных и материальных ценностей;

    • это образовавшийся впоследствии разрыв поколений — у них разный жизненный опыт, разные ориентации и понимание жизни, воевавшие и невоевавшие — это как бы два народа в одном;

    • это большое число инвалидов, которых надо адаптировать к мирной жизни;

    • это поствоенный синдром, когда война еще долго снится и ты просы­паешься в холодном поту;

    • это культурная память поколений, когда новое поколение ставит па­мятники жертвам войны, разыскивает погибших, восстанавливает их имена, а многих не находит;

    • это социальная забота государства о ветеранах войны, выделение осо­бых льгот и привилегий;

    • это создание памятников погибшим воинам, музеев славы, мемориа­лов в честь погибших, кинофильмов, книг, альбомов;

    • это формирование новых ритуалов, обычаев, традиций, церемоний, например, церемония возложения венков у вечного огня, празднова­ние Дня победы, рюмка за тех, кто не вернулся с поля боя, фотографии погибших отцов на шкафах и тумбочках, именование дивизий в честь памятных военных дат и полководцев;

    • это особое окопное или боевое братство с особым типом социальной солидарности, традициями и нормами отношений.


    РИТУАЛ ПЕРЕХОДА

    В советское время с введением всеобщей воинской обязанности при минимальных льготах военная служба стала — и юридически, и фактичес­ки — обязательным этапом в жизни молодого человека1. Став неизбежным, этотопыт, подчеркивает Ж. В. Кормина2, со временем начал оцениваться как необходимый, и 2—3 года армейской (или флотской) службы превратились в функциональный аналог классической инициации в экзотических обще­ствах. И осмысляться она стала аналогичным образом. Так, сложилось пред­ставление о том, что армия дает молодым людям некое особое знание, не­обходимое для настоящего мужчины. Факт «превращения» юношей во взрослых людей как результат армейского опыта констатировался сообще­ством через признание нового социального статуса за вернувшимися со службы. Не взятый на службу по здоровью получал обидный ярлык «браков­ка» и подозревался окружающими в физической неполноценности, предпо­лагающей его несостоятельность в качестве брачного партнера. Во всяком случае, именно так было в провинции.

    1 Всеобщая воинская повинность как принцип организации армии была введена в 1874 г., однако
    реально в мирное время попадало в армию не более трети молодых людей призывного возраста.
    Действительно обязательной для каждого мужчины военная служба стала только в 1930-е гг.

    Уходящие на службу, точно так же, как инициируемые в экзотических культурах, оказываются за пределами своего сообщества в географическом и социальном смысле. Они попадают в иным образом структурированный мир со своими традициями — дедовщиной — и корпоративным духом, в созидании которых каждый из вновь прибывших участвует с большим или меньшим энтузиазмом.

    В казарме сталкиваются на одном жизненном пространстве два возрас­та, разница между которыми всего один год. На гражданке они практически не чувствуются, но в армии — совсем другое дело. Это как бы два разных мира — один прошедший горнило испытаний и потому, как считают его представители, заслуживший немалые льготы, и другой — еще не хлебнув­ший армейских трудностей, который, по мнению тех же «стариков», просто обязан пройти через те же самые испытания.

    Демаркационной линией между двумя поколенческими сообществами в армейском коллективе служит ритуал перехода (или перевода) военнослу­жащего из одной неформальной группы (по сроку службы) в другую. До того как человек не прошел данный ритуал, члены группы демонстративно не признают его за «своего». Такие ритуалы получили в науке название ини­циации.

    В узком смысле инициация (в полном соответствии с этимологией: лат. initiatioсовершение таинств, посвящение) означает только возрастные обряды перехода юношей в разряд взрослых мужчин, практикуемые исклю­чительно в первобытном или родоплеменном (если оно сохранилось сегод­ня) обществе. Инициация — это испытание, которое внутренне перерождает человека, делает его другой личностью.


    Ритуал перехода современного военнослужащего из одной неформальной группы в другую имеет весьма древнее происхождение

    Инициации в широком значении — комплекс действий, посредством которых формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий. Таковы обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в эпоху Средневе­ковья, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. Широко понимаемые инициации получили более общее название ритуа­ла, или обряда перехода. Именно это понятие представляет собой культур­ную и географическую универсалию, которая характеризует практически все типы общества и во все исторические эпохи, встречается на любых стадиях социального развития: от посвящений в члены тайного союза до приема в



    пионерскую организацию, от посвя­щения в жрецы или в вожди до инаугу­рации президента. Сюда же относятся обряды включения в касту или профес­сиональную корпорацию (например, в средневековую ремесленную или купе­ческую гильдию), в религиозную об­щину (например, христианское креще­ние или католическая конфирмация), в сословие (посвящение в рыцари), посвящения первобытных шаманов, возведение в сан священнослужителей, коронации монархов и т.д.

    Инициация выполняет две функ­ции: 1) социальную, поскольку означа­ет смену статуса, переход из одной со­циальной категории (дети) в другую (взрослые); 2) культурную, так как ра­зыгрывается подобно театральному представлению, оформляется или перерастает в общегрупповой праздник. Социальную функцию инициации следует разделить на две части: а) ини­циация как элемент социальной структуры, связанный с социальной мо­бильностью (переход из одного статуса в другой); б) инициация как инсти­тут социализации, способствующий кардинальному преобразованию лич­ности неофита путем включения в замкнутую возрастную структуру и приобщения к ее нормам и ценностям.

    Институт инициации насчитывает несколько тысячелетий. Его истоки находят в самых архаических культурах. Инициацию взросления проходи­ли все подростки мужского и женского пола данного сообщества в возрасте примерно 11 —13 лет (иногда — 13—15 лет). Зародившись в глубокой древно­сти, она имела своей целью подготовку молодежи к трудовой, обществен­ной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, раз­личными, часто мучительными, испытаниями (например, нанесением те­лесных повреждений, о чем, в частности, свидетельствуют дошедшие до нашего времени мифы и предания, восходящие, по мнению специалистов, к дородовому периоду истории человечества).

    Инициация у большинства народов, групп и сообществ включает элемент клеймения — обозначения на теле человека несмываемого священного и значимого символа: фигурки змеи, кинжала, человека и т.п. Два типа армей­ских татуировок — силуэт патрона или ракеты — используется в качестве художественных виньеток для выкалывания группы крови на левой поло­вине груди, или на плече. Это является не жизненной необходимостью, но знаком инициации: «духи» не имеют права делать татуировки. Группа кро­ви им «не положена по сроку службы». Только инициированные мужчины могут обозначать свой статус группой крови, вписанной в профиль снаря­да. К. другому виду инициационных татуировок относятся знаки родов войск в композиции с изображениями характерных для них видов коллективного оружия: танки, БТРы, субмарины.
    Инициация — неотъемлемый элемент традиционного общества. В инду­стриальном и постиндустриальном обществе ее место заняла другая культур­ная практика — псевдоинициации. Это превращенная форма первобытной практики, сохранившая только поверхностные черты, но потерявшая было культурное содержание. Такие превращенные формы следует также имено­вать паллиативными. Они знаменуют собой инициации, утратившие пер­воначальное значение.

    К ним относятся подростковые преступные группировки с их жестоки­ми правилами и ритуалами, асоциальные сообщества спортивных фанатов и рокеров с присущими им ритуалами псевдоинициации (раздел и марки­ровка «своей» территории, жестокая борьба с конкурирующими группами, знаки отличия в виде татуировок, особой формы одежды, собственного слэн-га, церемонии посвящения в «банду», которой предшествуют болезненные испытания, жесткая иерархия внутри группы, попрание общепринятых норм морали), сексуальной распущенностью, татуировки и испытание себя на боль, увлечение экстремальными акциями (поездка на крыше поезда, подножках вагона, на бамперах автомобиля), бравада выдуманными качествами и отношениями (физической силой какулюберов 1980-х гг., связя­ми с криминальными авторитетами), ухарство и вандализм (знаменитые футбольные фанаты, после матча громящие витрины магазинов и поезда пригородных электричек), нравственный цинизм и бунт против родитель­ских авторитетов, а также интересы к темам смерти и хаоса (специфические стили рок-музыки, кино).

    Специалисты относят их к деструктивным формам поведения. По суще­ству они являют собой суррогат — временный и искаженный заменитель — инициации. Наша культура, победив многочисленные пережитки и добив­шись всеобщей грамотности, не смогла найти достойной замены ритуалам инициации, разработать эффективные психосоциальные и духовные сред­ства для поддержания человека, совершающего, быть может, самый слож­ный в своей жизни переход. Принятые в системе неуставных отношений посвятительные обряды относятся к числу деструктивных форм социального поведения.

    Инициация несет в себе мощный воспитательный потенциал, которым не обладает ее превращенная форма. Псевдоинициации не воспитывают и не формируют социально зрелую личность, а деформируют и разрушают ее. После обряда инициации первобытный человек чувствовал радость, подъем душевных сил, а после псевдоинициации человек ощущает подавленность и унижение. Таковы тюремные практики псевдоинициации.
    ВОИНСКИЕ ИНИЦИАЦИИ И ОБОРОТНИЧЕСТВО

    В языческую эпоху воинские инициации обычно были связаны с оборот -ничеством — экстатическим превращением воина в дикого зверя, чаще всего в волка и медведя. Суть воинской инициации заключалась в ритуальном превращении молодого воина в волка.

    Суть «волчьей» воинской инициации заключается в радикальном изме­нении сознания в результате его «погружения» в низшие, бессознательные слои психики. Измененное после прохождения ритуала сознание обретало новые способности, выходящие за грань прежних возможностей человека. Для усиления транса использовались шоковые практики посвящения: на­несение болезненных ударов, целенаправленное голодание во время прове­дения ритуала и т.д. Такие действия, совершаемые взрослыми мужчинами — воинами и жрецами, — вводили сознание юноши в пограничное, экстре­мальное состояние, позволяющее активизировать чувственность и лучше воспринимать некоторые магические влияния. Оборотиичество как бы свя­зывало юношу с душевным состоянием зверей.

    Считалось, что такое «вхождение в роль» способствует «пробуждению сознания», точнее сказать, подсознания и помогает воину набраться нуж­ных в бою качеств: храбрости, свирепости, бесстрашия, презрения к смер­ти, силы, внезапности, а также возможности ощущать врага по запаху, слы­шать шорохи в абсолютной тишине, видеть в непроглядной темноте и др. Таким образом, в воинской инициации речь идет не только о храбрости, физической силе или умении выносить лишения, но и о магическом религиозном опыте, радикальным образом менявшем жизнь испытуемого. Он должен был преодолеть свой человеческий облик в порыве агрессивной, устрашающей ярости, уподоблявшей его бешеному хищнику. Древние гер­манцы называли воинов-зверей berserkir, буквально, «воины в шкуре (serkr) медведя». Другое их имя ulfliedhnar«люди в волчьей шкуре».

    Волк занимает одно из центральных мест в мифологических представле­ниях многих народов мира. Неудивительно, что масса этнонимов многих засвидетельствованных историческими источниками индоевропейских народов восходит к имени этого животного. Сведения о них собрал М.Эли-аде. Среди них: закаспийские кочевники-скифы — «dahae» латинских ав­торов и «daai» греческих, чье имя восходит к иранскому слову «dahae» — «волк»; знаменитая Hyrcania«страна волков», чьи племена греко-латин­ские авторы называли «hyrcanoi» — «волки»; фригийское племя orka (orkoi);

    ликейцы Аркадии; Ликия (Lycia) и Ли-каония (Lycaonia) в Малой Азии; имя самнитского племени — лукане — про­исходит, по Гераклиту, от lycos— волк; такого же происхождения имя народа, соседнего с самнитами, — ирпы или ирпины; народы, носившие имя волка, встречались в Испании (лоукентиой и лукенес), Ирландии, Англии и т.д. И конечно же могущественные враги римлян — знаменитые даки.

    Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый», а мужчин-воинов в неко­торых славянских племенах называли «лютичи». «Оборотиться», «обвер­нуться» (превратиться) нередко буквально означало «перевернуться», т.е. пере­кувырнуться, «переброситься через себя» или через условную границу. «Обо­рачиваясь», человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам — «предкам, родственникам и покровителям». Практика оборотни-чества была настолько распространена среди славянских племен, что Геро­дот описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, обитав­шие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся.

    Самым известным способом превращения было оборачивание с помо­щью заговоров и обрядов. Одевание волчьей шкуры — другой древнейший способ превращения, который практиковался еще волхвами. Воины древ­них индоевропейцев часто представляли себя в виде волков, назывались ими, наряжались в волчьи шкуры. В таком случае голова волка надевалась на шлем, а другие части шкуры скрывали плечи и спины воинов. Подобный «мундир», например, носили римские разведчики, знаменосцы и солдаты преторианской гвардии. У балтов были «слуги бога-волка», считавшие себя волками и составлявшие одно из самых активных подразделений войска. Участник обряда посвящения славянского юноши символически превра­щался в волка, а сам процесс сопровождался совершением соответствующих операций. В частности, «важным моментом инициации было вступление неофитов в контакт с духами предков; посвященные вступали в контакт не только со своими предками-людьми, но и с духом тотемного предка-волка».



    Воинские инициации в древности это, как правило, ритуал превращения человека в дикого зверя в надежде приобрести его силу, ловкость и бесстрашие

    Таким образом, перевоплощение достигалось в результате двух взаимо­связанных и незаменимых действий: сначала надо было переодеть (юношу в шкуру волка или медведя), а затем духовно переселиться в зверя, изменив тем самым свое психическое состояние и поведение. Только в результате этих двух стадий могла быть пройдена третья — физическое овладение ка­чествами зверя — ловкостью, свирепостью, бесстрашием и др.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   25


    написать администратору сайта