фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
Скачать 2.02 Mb.
|
13. СУБКУЛЬТУРА МАФИИ – 93 стр Подробное рассмотрение в томе В «Фундаментальной социологии» деструктивных функций международной мафии, истории ее возникновения и принципов социальной организации оставляет вне поля зрения ее субкультурную составляющую. К ее анализу мы приступим в настоящем томе, обратив особое внимание на традиции, обычаи, ритуалы, ценности и нормы поведения людей, которых относят к мафиозо. В мафии, как справедливо полагает А.Н. Олейник, следует видеть не столько формальную организацию, сколько образ жизни, совокупность ценностей и норм поведения. Как показывает итальянский ученый Дж. Чиаво, мафия — это ментальная привычка, особое состояние сознания. В первую очередь она отражает идею, и лишь затем уже четко организованный институт1. Дж. Чиаво и Д. Гамбетта3, проведя кросскуль-турный анализ, пришли к выводу о том, что мафию невозможно экспортировать, она порождается местными условиями. Понятие «мафия» стало метафорой деформированного состояния общества периода экономических реформ 1990-х гг. Складывается впечатление, что мафия никогда не исчезала из нашей жизни. Мы именуем мафией все, что мешает нам жить, прячется от закона, над чем бессильна власть и над чем бессильно само общество. Создается впечатление, что идея мафии становится или уже стала частью национальной идеи и органической составляющей российской культуры. Так что такое субкультура мафии и какова ее социальная организация? МЕХАНИЗМЫ СПЛОЧЕНИЯ Если итальянская мафия коренится в менталитете и характере нации, то ее невозможно или почти невозможно экспортировать в ту страну, национальный характер народа которой резко отличается от итальянского. Так, например, все или большинство лидеров американской мафии были итальянцами по происхождению. Если сами американцы, заразившись этой идеей, становятся мафиози, то речь идет о вторичном, заимствованном феномене. Вместе с тем страна, народ которой достаточно похож на итальянцев и имеет собственный опыт выращивания тюремной субкультуры, как например, русский народ, может легко усвоить общую идею мафии либо органично соединить ее со своим собственным криминальным творчеством, породив новую субкультуру или форму социальной организации. Не случайно по всему миру прославилась русская мафия. Но то же самое можно сказать о японском (жестокая якудза), китайском (знаменитые китайские триады), вьетнамском (мафиозная структура «змея») и латиноамериканских (колумбийские картели) народах. Сила и сплоченность мафии в значительной степени обеспечиваются благодаря безусловному повиновению каждого из ее членов руководителям, а также вследствие соблюдения строгих правил, выработанных этой организацией. Эти правила представляют собой подлинный «кодекс чести», который каждый новичок при своем посвящении клянется соблюдать. Сицилийская мафия — не просто преступная организация, но общество, спаянное железной дисциплиной и имеющее свою, достаточно сильную идеологию. Ей незнакомо пресловутое предательство, которое существует в большинстве открытых и закрытых организаций. В этом смысле мафию не смогла превзойти никакая иная организация — ни армия, ни церковь, ни государство. Тайное сообщество сплачивал особый ритуал, который назывался омер-та — клятва членов тайного сообщества под страхом смерти не выдавать секреты мафии. Умение хранить тайну являлось главным качеством, требуемым от новобранца. За ее разглашение мучительная смерть, а позор ложился на всю родню. Если учесть, что родственные кланы являются в традиционном обществе очень многочисленными, можно считать, что омертой повязано все население острова. С тех пор омерта («молчание») стала ключевым и весьма эффективным принципом организации дисциплинарной системы сицилийской мафии. Понятие омертэ, которое приблизительно можно перевести как «поведение, достойное мужчины», подразумевающее прежде всего неразглашение секретов своей «семьи» (клана, нации) чужакам, было впитано с молоком матери не только «людьми чести», но и большинством их соотечественников. В экономически отсталой Сицилии, бедствиями которой остаются крайняя нищета и безработица, закон молчания прижился очень легко: люди всегда предпочитали не восставать против «хозяев жизни», но искать их покровительства. Мафия, опирающаяся на молчаливое большинство, его же, это большинство, держит в постоянном страхе, который вполне можно квалифицировать как террор. Именно закону молчания (или, иначе говоря, круговой поруке) мафия во многом обязана своей необычной живучестью. Без круговой поруки мафия никогда не могла бы существовать. Отказ говорить и добиваться защиты гражданских властей вызван тем фактом, что законы, которым должны были подчиняться сицилийцы, никогда не были их собственными законами, а были законами оккупанта, законами, навязанными извне. Соблюдать их или подчиняться им значило предавать своих. Такая привычка настолько глубоко укоренилась, что член мафии, который добровольно выбирает, например американское гражданство, тем не менее отказывается подчиняться законам своей новой родины. Однако страх сурового наказания — отнюдь не единственная, а, возможно, и не главная причина сплочения гангстеров. Основой мафиозных объединений, как подчеркивает немецкий социологи. Паоли3, выступают прежде всего отношения «ритуального родства», вытекающие из «братского» контракта, который заключает на неограниченный срок каждый новый член преступной группы. «На членов мафиозных объединений возлагаются обязанности оказывать друг другу материальную и иную помощь. «Подпись» под таким контрактом означает, что отныне новичок не только разрывает свои связи с семьей и старыми друзьями, но и обязан при необходимости пожертвовать даже собственной жизнью ради интересов преступной группы. Это предполагает господство внутри группы альтруистических взаимоотношений без ожидания наград, по типу отношений в архаичных общинах. Младшие члены мафии не имеют права отказываться от выполнения распоряжений старших. Отношения фиктивного родства придают криминальным организациям экстраординарную прочность, которую невозможно найти в предпринимательских фирмах» В сицилийской мафии в качестве механизмов, обеспечивающих сплочение группы, выступают также: доступ к участию в незаконных предприятиях, жесткие санкции за нарушение тайны и кодекса чести, иерархия с распределением ролей, функций и заданий, перспективы продвижения. Центральное положение семьи является надежной гарантией добросовестности, поскольку совершить хищение средств можно только путем отказа от своей принадлежности не только к организации, но и к семье. Кроме того, имеется разработанная система эмоционально значимых ритуалов, цементирующая внутригрупповые отношения. Существует четко отлаженный механизм, в котором нет ничего лишнего, где предусмотрено все: система защиты, система работы, система понимания друг друга. В мафиозных структурах существует непоколебимый устав, который выполняется всеми, кто считает себя мафиози. Три основные заповеди в нем говорят о том, что, во-первых, каждый должен быть предан своему делу, своей команде, во-вторых, обязательное уважение к старшему и третье — соблюдение слова. Если слово сказано — это закон, его надо держать. Среди механизмов сплочения можно выделить следующие: заключение системы незаконных скрытых соглашений между участии кам и; механизм принудительной мотивации, основанный на властном побуждении к соблюдению норм и угрозах жестких санкций; механизм статусной мотивации, предполагающий заинтересованность человека к продвижению и стремление занять более высокое место в иерархической структуре криминальной организации; ограничение для членов организации до минимума контактов с правоохранительными органами; использование принципа Blutkit, состоящего в укреплении членства в группе и ее консолидации посредством принуждения к нарушению правового запрета (например, на Сицилии от новых членов требуется иметь на своей совести убийство); гибкая сетевая организационная структура, обеспечиваемая за счет отделения функций управления (общего руководства, обеспечения безопасности) от непосредственной криминальной деятельности. Она закрепляется за специализированными оболочечными структурами, которые жестко не связаны с иерархами, не знают их в лицо и по именам, а, следовательно, не могут их выдать. По внешнему виду мафия напоминает пирамиду, поскольку ее стержнем выступает иерархия более привилегированных и статусных позиций и менее привилегированных. Вовсе неслучайно мафиозную пирамиду часто сравнивают с бюрократической структурой. Но это лишь внешнее сходство. Дело в том, что в бюрократической машине доминируют вертикальные связи, принцип единоначалия, диапазон контроля, отчетность низов перед верхами, личная преданность начальнику, постоянное общение подчиненных с руководством и наоборот. Мафия как закрытая преступная организация, функционирующая в поле высокого риска, напоминает скорее подпольную организацию партизан времен Второй мировой войны, которая действовала небольшими террористическими группами, не знающими в лицо командование, общающихся через связных и при помощи специальных шифров. Только таким способом достигалась минимизация провала. Независимые боевые ячейки, опосредованно связанные гибкими каналами информации, самостоятельно разрабатывающие план мероприятий, действующие по обстоятельствам, а не по указке сверху, в теории напоминают современную сетевую организацию. Так построены многие типы мафии, в том числе Ндрангета, Каморра и русская мафия. В результате формируется пирамидальная структура, где каждый этаж напоминает изолированный от других слой преступников, связанных горизонтальными функциями. По мнению известного специалиста по исследованию сицилийской мафии Р. Катанзаро, в основании мафии лежат механизмы коллективной защиты жизненно важных ценностей, прежде всего чести. Честь может быть фамильной и родовой, принадлежать семье и всем поколениям ее членов. Честь как бы выделяет человека, признает в нем незаменимую личность. Вследствие такой гипертрофированной оценки собственной значимости и стремления свою значимость всячески защищать, легко формируются ложные представления о чести, которые и послужили основой возникновения мафиозной организации. Мафия построена на законе омерты — молчания окружающих под угрозой насилия. Если член шайки совершает убийство, то он знает, что «свои» его никогда не выдадут. Более того, оставшиеся на свободе сообщники заставят молчать свидетелей под угрозой смерти. Мафия — тесно сплоченное и всегда тайное сообщество людей, применяющих насилие в равной мере к «своим» и «чужим». Здесь реинтерпрети-руются (истолковываются иначе) привычные понятия. Так, например, преступление — это то, что нарушает неписаные законы тайного сообщества, а не юридические законы страны. «Предательство вообще» ненаказуемо, но наказывается проступок по отношению к «своим»; доносительство, неповиновение. Групповая мораль замещает общечеловеческие ценности. Параллельно формированию социальной структуры мафии создавался определенный свод законов — кодекс чести, исполнять который присягал любой, которому присвоили звание «пичотти». Кодекс чести — это пять общих правил и два закона: Пять общих правил Члены мафии взаимно помогают друг другу, каков бы ни был характер этой помощи. Любое посягательство на одного из членов мафии в какой бы то ни было форме является посягательством на всех; за него следует отомстить любой ценой. Они обязуются полностью повиноваться вышестоящим. Когда нужно совершить правосудие, то члены мафии обращаются не к гражданским властям, а к самой мафии. Именно она судит. Именно она выносит приговор. Именно она приводит приговор в исполнение. Если кто-нибудь по какой бы то ни было причине выдает имена членов организации, он может быть убит кем угодно, когда угодно; месть распространяется не только на него, но и на всю его семью. Два закона Молчания (Omerta) — когда малыш учится говорить, он учится молчать. Кровной мести (Vendetta) — кровной местью карается нарушитель главного принципа «почтенного общества» — круговой поруки. На языке лозунга закон омерты звучит так: «Держи глаза и уши открытыми, а рот — закрытым». Закон омерты Главный принцип мафии — никогда не иди против семьи! Нарушивший эту заповедь, карается смертью вне зависимости от близости к главе клана. Мафия превратилась в канал вертикальной мобильности для выходцев из социальных низов, часто не умеющих и не имеющих возможностей выдвинуться иначе, как нарушая законы общества. Теперь же мафия считается «привилегией» только высших слоев общества, ворочающих миллиардными суммами. Мафию, как универсальную форму борьбы за жизненный успех, активно стали использовать политические партии. Сегодня мафия стала экономически и политически независимой силой в международном масштабе. Члены мафии — мафиози — захватывают лидирующие позиции в бизнесе и промышленности, отмывают незаконно нажитые капиталы, становятся политическими деятелями. Мафия легитимизируется, обретает законные формы, усиливает свое влияние. Мафиози устанавливали личные связи с представителями местных органов власти, их дети становились адвокатами, врачами, священниками и, занимаясь профессиональной деятельностью, оказывали многочисленные услуги своим сородичам. Происходит сращивание и взаимопроникновение мафиозной и бюрократической иерархий. Мафия появляется там, где государство неспособно использовать свою монополию на законное насилие. Именно в применении законного насилия М. Вебер видел сущность политической власти и государства. Законного насилия по отношению к тем, кто нарушает законы общества, и прежде всего по отношению к организованной преступности. Деградирующая управленческая элита не способна обуздать организованную преступность. Бюрократия на стадии вырождения — это дисфункциональная бюрократия. Стареющие (в социально-историческом, а не возрастном смысле) чиновники «срастаются» с более энергичными и молодыми мафиози. Мафия процветает в странах с неразвитыми рыночными отношениями — на экономической периферии цивилизованного мира, где бюрократия, некогда самая мощная социальная группа, ныне выродилась. Несовершенный хозяйственный механизм, дефицитная экономика, опутанная массой бюрократических запретов, канализирует естественные для любого человека эгоистические мотивы — борьбу за власть и престиж, денежный успех, политическое влияние — в незаконное русло, чтобы получить выгодный заказ, добиться займа в банке на льготных условиях, взять землю в личное пользование, кредиты, ссуды. Необходимы посредники, взятки, обходные пути. Созревшая в недрах социализма советская мафия особенно пышно расцвела в период первоначального накопления капитала, когда общество легитимизировало практически все, в том числе нечестные пути обогащения. Жесткое разграничение на «своих» и «чужих» — основа групповой солидарности. «Своим» оказывается явное и неявное предпочтение, раздаются привилегии и знаки внимания. Советский чиновник всегда предпочитал неформальные отношения формальным, если речь идет о «своих». Напротив, от «чужих» отгораживался непроницаемой сетью формальных отписок, всякий раз ссылаясь на якобы существующие законы. Врезка Мафия и кулинария Увлечение мафиозными историями, оказывается, подстегивает интерес к мафиозной кухне. С чем ассоциируются итальянские мафиози в Нью-Йорке? С хорошей жизнью и вкусной, здоровой пищей. До того вкусной и здоровой, что недавно в свет вышли две книги мафиозных кулинарных рецептов. Незамедлительно авторы обеих книг столкнулись в споре о том, чьи рецепты подлинней. Один из кулинаров — бывший «браток» нью-йоркской мафии (енри Хилл, послуживший прототипом главного героя фильма «Славные парни». Покончив с карьерой гангстера, Хилл посвятил себя готовке и даже написал кулинарную книгу «Поваренная книга кореша», с сотней рецептов блюд, от которых у остальных «корешей» слюнки текут. Вот как Хилл говорит о соусе: «Невозможно дважды приготовить одинаковый соус. Это как секс: компоненты одни и те же, а результат всегда разный». Но почему еда настолько важна для итальянских мафиози? «Это способ общения. За ужином можно обсудить бизнес; рестораны для нас, все равно, что корпоративные офисы для нормальных людей, — говорит Хилл. — Мы переходим из одного ресторана в другой, иногда до пяти раз в день. Нам ведь нельзя открыто общаться на людях, вот и ходим по едальням, рассаживаемся по разным столикам и "варим" сделки. Так через стол и разговариваем. И полиции так сложнее нас застукать», — рассказывает он. Это свидетельство реального мафиози, а вот как объясняет необходимость вкусно поесть «теоретик» мафии, один из создателей телесериала «Клан Сопрано» Аллен Ракер: «Эти ребята едят больше обычного. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, какие они все толстые? Плотно закусив, они отправ- ляются на дело, избивают там кого-нибудь, а потом, придя домой, заедают содеянное. Преступники, как правило, вообще не умеют владеть собой... вот и с едой у них также — увидят что-нибудь вкусненькое и не могут удержаться», — говорит Ракер. Впрочем, (енри Хилл, даже отойдя от мафиозных дел, не забыл самую приятную сторону опасного бизнеса. И о своем таланте он отзывается без лишней доли скромности. «Я отлично готовлю. Для меня это своего рода терапия. К примеру, берешь баклажан, вымачиваешь в воде, тогда из него выходят все кислоты. То же самое и с помидорами, помидоры, мои любимые — из долины Сан-Аризано. Медленно кипятишь их в кастрюльке и снимаешь кислотную накипь... от таких помидорчиков изжоги у вас не будет никогда», — не торопясь рассказывает кулинар. Трудно поверить, что на совести у этого любителя томатов не одна человеческая жизнь. Но, как известно, и искусство не отстает от жизни, и Аллен Ракер написал собственную книгу мафиозных кулинарных рецептов — «Рецепты Сопрано». Однако Хилл и слышать не хочет о книге-конкуренте: «Это все выдумки. Мои рецепты достались мне от моей матери, бабушки, братков, с которыми я вырос, их матерей и бабушек. Знаете, это все очень личное». Похоже, что это даже больше, чем просто личное. Аллен Ракер отмечает: «Итальянские мафиози в Штатах сильно скучают по Италии. Ностальгия не чужда многим иммигрантам, но именно у итальянцев она выражается через еду, через рецепты, привезенные сюда их предками. В этом есть своя символика: пиры сопровождают всё: свадьбы, похороны, крестины, первое причастие, поминки. Ну и мокрые дела, судя по всему, тоже». |