фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
Скачать 2.02 Mb.
|
ХИП-ХОП КУЛЬТУРА Одна из самых прогрессивных уличных культур — хип-хоп (Hip-Hop). Хип-хоп культура объединяет в себе искусство /)У/л#(ди-джеинг), MCing(эмсинг), graffiti(граффити) и Breakdance(брэйкданса). Из нее исключают сноубордистов, виндсерфингистов, скейтеров и роллеров, которых по ошибке иногда к ней причисляют. Это уличная культура, образовавшаяся среди молодежи как обычное увлечение, вроде коллекционирования марок или монет. Все началось с 1970-х гг. в Нью-Йорке, где 20-летняя молодежь, преимущественно негритянского происхождения, собирались чтобы продемонстрировать свой вид уличного искусства, в котором сегодня выделяется четыре упомянутых направления. Поначалу они формировались как обычные увлечения молодежи, однако, впоследствии переросли в нечто большее, что в наше время принято назвать «хип-хоп культурой». DJing— второе название turntablism — создание и исполнение музыки с помощью виниловых проигрывателей (turntables). Человека, занимающегося игрой на винилах, называют диджеем. Диджей использует несколько мелодий, записанных на виниловых пластинках, изменяя их и обрабатывая всевозможными способами (замедление, ускорение, зацикливание и т.д.). Диж-деинг считается самым дорогостоящим видом хип-хоп культуры. MCing — второе название rapping(рэппинг) — декламация собственных стихов или рифмованного текста (считка, речитатив) под ритмичную, джазовую или блюзовую мелодию. Элементы речитатива появились еще в 1960-х гг. у некоторых rock-and-blues'osbix, bluesи soulпевцов. Человека, который занимается считкой, называют МС(эм си), или рэппером. Л/С/^является основой рэп-музыки, которая объединяет в себе сразу два элемента хип-хопа — MCingи DJing, хотя последний и не всегда присутствует в рэп-композициях, особенно в последнее десятилетие. Graffiti— рисование с помощью аэрозольных баллончиков с краской. В основном люди, занимающиеся граффити, пишут отдельные слова или короткие фразы, но все буквы наносятся не простым шрифтом, а нетрадиционным. Помимо написания слов, авторы граффити рисуют всевозможных персонажей и предметы, в общем, все, что душе угодно. Breakdance— одна из составных частей хип-хоп культуры и вид современного танца, в основе которого лежит необычайная пластика танцующего и сложные, почти акробатические, трюки и упражнения. Ребят и девчонок, танцующих брейк, по-другому называют b-boysили b-girls, где b — это сокращение от break. К основателям брейкданса относят Кена Свифта и Крейзи Легс из RockSteadyCrew, которая уже более 20 лет является самой известной танцевальной группой во всем мире. Снявшись в 1984 г. в фильме «BeatStreet», она стала культовой группой для многих поколений молодежи. Одним из самых знаменитых би-боев считается немец Сторм. Его любят и уважают во всем мире. Во второй половине 1980-х гг. он путешествовал по Европе с джема на джем и производил фурор со своей группой «BattleSquad». Сейчас Сторм гастролирует по миру со «Storm&JazzyProject», занимаясь в основном театром и хореографическими постановками. Диджей сегодня — один из наиболее уважаемых представителей хип-хоп культуры Танец состоит из двух стилей: верхнего и нижнего брейкинга. Верхний брейкинг включает в себя такие стили, как электрик-буги, кингтат, попло-кинг и т.д. Нижний брейкинг — это футворк (стайл), фризы, и элементы вращения. Верхний брэйк представляет собой подражание движениям робота, включает волнообразные махи руками и всем телом. Некоторые движения получили особое название и представляют собой подлинное артистическое искусство, например скольжение по полу ногами, или «глайды» (glides). Одним из глайдов является знаменитая лунная походка Майкла Джексона. Нижний брейкинг подразумевает работу ногами с оригинальными остановками — фризами (от англ. freeze— замороженный). Некоторые фризы взяты из боевого бразильского танца копэйро. Силовые движения: кручения на голове (headspin), руке (turtle), спине (backspin) и т.д. Идеальный брейкер должен крутиться в любой плоскости, постоянно разгоняясь. Четыре года назад брейкеры всего мира ориентировались на Европу и особенно на Германию. Именно Германия была как бы центром всего би-бойско-го движения, именно с немецких команд брали пример не только американцы, но и танцоры других, сейчас уже всемирно признанных в би-боинге, стран. Знаменитые немецкие команды конца 1980-х — начала 1990-х гг., как, например, BattleSquadи SouthSideRockersпользовались огромной популярностью. Душа и сердце культуры хип-хопа считается рэп. У непосвященных рэп ассоциируется с невозможно широкими висящими штанами, круглыми шапочками в любое время года, тяжелой цепью и речитативом. Это форма танцевальной музыки, для которой характерны рваный или, проще, ломаный ритм, простые и короткие музыкальные фразы, закольцованные в непрерывный рефрен. Рэп представляет собой музыкально-ритмический язык и способ разговора среди нового поколения молодежи. Он формировался и определил свое место в культурном мире Америки в течение первой половины 1970-х гг7. Рэпу присуще необычное использование человеческого голоса, имитирующего ударные инструменты. Годом официального рождения рэпа считают 1979-й. Первыми классическими рэп-композициями были SugarhillGand «RappersDelight» и FatbackBand «KingTimIII» — обе в конце 1970-х. В начале 1980-х появление абсолютно новой эстетики, сформировавшейся в замкнутом пространстве негритянских и латинских гетто и выплеснувшейся сперва на улицы белых кварталов, а затем и в сферу масскультуры — в кинематограф, на телевидение, в дискотеки, хит-парады и шоу-бизнес, было очень ярким и необычным. . На территорию бывшего СССР хип-хоп приходит в середине 1980-х гг. от тех, кто часто выезжал за границу и мог покупать музыкальные пластинки (это дети высокопоставленных чиновников и дипломатов, прозванные в народе мажорами). Мировыми королями рэпа считаются: Эминем, Доктор Дре, Айс Кьюб, Снуп Дог. Кроме рэпа в хип-хопе много других составных частей: различные здоровалки, грэйфера и граффити, стиль одежды и др. В последние несколько лет к хип-хопу стали причислять еще один вид молодежных увлечений — экстремальные виды спорта. Extremesport (X-treme, хЗт) — это скейтборд, катание на роллах, сноуборд и т.п. Зародившись в Америке, хип-хоп очень быстро попал в другие страны и вообще получил мировое распространение. Сейчас хип-хоп и его почитателей можно встретить в любой точке земного шара. Теперь хип-хоп — это крупная бизнес-индустрия с миллиардными оборотами, стиль жизни со своим собственным мировоззрением, принципами, стилем одежды, разговора, жестов8. Как ранее рок-н-ролл, так сегодня хип-хоп представляет собой не просто направление в молодежной музыке, хотя именно в таком виде он появился на свет. Это целая система идей, понятий и ценностей, которые переварились в самостоятельную идеологию и моду в молодежной культуре; моду, которая влияет на песенное и поэтическое творчество, определяет новые поветрия в кинодраматургии, молодежной одежде, содержание телепередач и многое иное. Но рэп несет не только моду, он несет в мир новую идеологию протеста молодежи. Рэп пришел «на смену социальному року "джинсового поколения" нынешних тридцатилетних и старше, которые остались с песнями В. Цоя, питерского андеграунда и бардов. Тот рок легализовался и стал мелодичным лирико-романтическим экзистенциализмом с привкусом непереваренного капитализма: ДДТ, Б.Г., духовного анархизма панк-рока. Рэп же стал новой музыкальной формой текстов русского рока, социальным ритмом конца XX в., в котором... противопоставления строятся не по расовой принадлежности, а по признакам: социальным (бедные — богатые) и культурным (конформисты — нонконфор мисты)». Хип-хоп рожден на улицах, поэтому претендует на звание короля уличной моды. За последнее десятилетие хип-хоп принес в мировую моду более сотни стилей. РЕЙВЕРЫ На смену иксерам в 1990-е гг. пришли рейверы. Во многом эта перемена была аналогична смене хиппи на панков — недаром рейв, как и панк, возник в рабочих кварталах Англии. Появились экстази (А"как Xtasyl) и сильные психоделики, стимуляторы и музыка «техно». Рейв (от англ. rave— бессвязная речь; неистовствовать, реветь, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Словаре современного сленга» Т. Торна как дикая вечеринка (a wildparty), танцы или ситуация отчаянного поведения. В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, — своего рода альтернатива рок-музыке. Если проводить историческую линию, то рейверы — это преемники битников и панков. Британская рейв-музыка в конце 1980-х испытала на себе сильное влияние чикагского стиля «хаус» и детройтского «техно». А рейвы и танцевальные хеппининги с электронной музыкой регулярно проводились с 1989 г. в таких городах, как Фриско. Средний возраст рейверов— от 12 до 18 лет. Ранние рейверы проявили себя поклонниками огромных танцплощадок на 20—40 тыс. человек и сторонниками оглушительной музыки техно, несущейся из сверхсовременных динамиков мощностью 36 кВт. Поздние рейверы — яркие представители камерной клубной культуры. В Европе, в частности в Германии, она пошла на спад: старые рейверы, которым надоело ходить на массовые тусовки, посещают маленькие клубы по 100—200 человек, слушают там дип-дип-ультрадип техно, дип хаус и диско хаус. «Рейв» для них — это молодняк, а шранц — ругательное слово. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов, соответственно, образ их жизни — ночной. В Москве входная плата в клуб 20 долл., напитки продаются по ресторанным ценам, следовательно, в российском варианте это никак не субкультура молодежи рабочих кварталов, каковой она была в Великобритании в период зарождения. В России рейв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по отношению к мировой практике. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-клубов. Мода на рейв, начавшаяся в 1990-х с Гагарин-парти, хронологически предшествовала самому появлению термина «поколение Икс». По замечанию С. Кузнецова", такое событие неудивительно: в чисто американском виде поколения Икс в России и не могло быть, а если и было, то только в 1980-е, и называлось оно, с легкой руки Гребенщикова, «поколением дворников и сторожей». Питерские, московские и свердловские художники, музыканты и просто тусовщики, работавшие в режиме «сутки через трое» в котельных и кочегарках, лифтеры, сторожа и дворники аккумулировали в себе все те свойства поколения Икс, которые были унаследованы от хиппи, и так же, как иксеры, были в массе своей лишены амбиций и надежд на переустройство мира. Они были готовы к тому, что придется вечно оставаться андеграундом, и считали, что жизнь дороже денег и карьеры. Сейчас рейверы одеваются в бомберы, ботинки гриндерс и бреются налысо. «САЙГОН» И ПИТЕРСКИЙ АНДЕГРАУНД Понятие уличной культуры может относиться не только к площадной, или массовой культуре, но и к высокому искусству. Речь идет о ленинградской «уличной культуре» 1960—1970-х гг. (эпоха застоя), которую создала небольшая группа «людей искусства» — художники, поэты, музыканты и артисты, — собиравшаяся в маленьком кафе «Подмосковье» (впоследствии знаменитого «Сайгона»), что находится на углу Невского и Владимирского. На углу с Владимирским проспектом возвышается отель Рэдиссон САС (№ 49/2). Более 100 лет в этом здании работала гостиница «Москва». Ее ресторан был одним из мест, куда петербуржцы заезжали отужинать после спектакля. В годы нэпа гостиница обрела «второе дыхание». Как писали тогда журналисты: «Гостиница "Москва" — единственное место, где можно весело и приятно провести время, а также получить по доступным ценам всевозможные кушанья лучшей во всем Ленинграде кухни. Роскошный зал, украшенный тропическими растениями, уютные кабинеты, цыганский хор, джаз-банд...». Позже «Москва» была закрыта, ее помещения полностью отошли ресторану, а на нижнем этаже появилось кафе без названия. Довольно скоро оно было награждено метким прозвищем «Подмосковье». Именно это заведение и стало впоследствии легендарным «Сайгоном», в котором собирались представители советского андеграунда. Официально именуемое «Кафе при ресторане "Москва"», оно было окрещено в «Сайгон» его завсегдатаями еще до русской революции 1905 г. В конце 1950-х гг. его оккупировали джаз-музыканты, хиппи и битники из ленинградского культурного подполья. А к тому времени, как первое рок-поколение унаследовало это кафе в эпоху вьетнамской войны, его название уже прочно установилось. «Сайгон» быстро превратился в центр поэтического и музыкального протеста. К примеру, на следующий день после празднования дня рождения Джона Леннона надписи на стенах кафе «Сайгон» взывали: «Мы любим тебя, Джон. Живи!» Подпись: «Дети "Сайгона"». «Сайгон» как символ питерского андеграунда Вся модная и продвинутая молодежь собиралась именно в этом месте, которое официально называлось «Кафе-автомат». Сначала там кучковались хиппи. Потом художники, рок-н-ролльщики, писатели, поэты. Это был «стояк», т.е. кофе здесь пили стоя. Внутри густые кофейные ароматы пронизывают влажный воздух, для толпы устроены 10—15 грибообразных столиков. И там был настоящий воздух свободы, там пахло диссидентством и именно там можно было повстречать всех знаменитостей питерского андеграунда. Здесь встречались непризнанные властями писатели, музыканты, хиппи и тусовщики всех мастей. Заведение производило столь неизгладимое впечатление на приезжую неформальную молодежь, что свои «сайгоны» стали появляться и в других российских городах. После перестройки на месте кафе открылся музыкальный магазин, который сменил магазин сантехники. Об этом одно время прохожих Невского проспекта оповещала и вывеска на стене: «Здесь было все — от Бродского до унитазов». Сайгон стал сленговым названием не только городского места (кафе, кафешки), но и появившегося в советские годы неофициального, или ан-деграундного искусства. В 1980-х гг. и кафе, и имя «Сайгон» стали культовыми. Пройдет всего несколько лет после первой встречи сообщества и советские люди назовут их пьяницами, тунеядцами, хулиганами, сумасшедшими, наконец, просто неудачниками под влиянием идеологических публикаций в прессе. Метафора (именно метафора, а не понятие в строгом смысле) «уличная культура» в данном случае обозначает представителей — творцов и почитателей — неофициальной культуры Ленинграда, географическим центром которой считается «Сайгон». Она сознательно и броско противопоставляла себя господствовавшей советской культуре как содержанием, так и формой своего творчества. Сайгон родился, когда начался тотальный исход творческой молодежи в кочегары и сторожа. Искусство в жизни андеграунда приобретало все большую и большую ценность, и одновременно с этим падал престиж образования, должности, положения. Сайгон пошел путем, проложенным Иосифом Бродским, великим предтечей питерского андеграунда. Именно Бродский впервые блестяще осуществил два основных принципа левой литературы — не сотрудничать с официозной пропагандой и при этом все-таки не писать «в стол» для неких надуманных «потомков». Поэзия должна находить своего читателя здесь и сейчас — и, значит, для этого должны быть использованы неофициальные каналы. Андеграунд не только принял эти принципы, но пошел еще дальше. Левые литераторы не просто стали тиражировать свои «нетленки» под копирку — они основали коллективные самиздатские журналы. Андеграунд как движение на подъеме также породил внутри себя множество неформальных объединений и даже несколько официальных. Самым известным его официальным объединением, успешно функционирующим и поныне, стал питерский рок-клуб. Вслед за ним было зарегистрировано объединение литераторов «Клуб 81» (в одноименном году) и немного позже — «Товарищество Изобразительного Искусства». В 1970-е гг. Ленинград считался столицей новых веяний, пришедших из Европы: хиппи-движения, а позже рок-н-ролла. Нынешний Санкт-Петербург во многом сохранил за собой эту репутацию. Нормой для питерской молодежи считается ношение черной одежды с символикой рок-команд и посещение «Камчатки» — котельной, где долгое время трудился человек-легенда Виктор Цой. Публика, подобная той, что тусовалась когда-то в «Сайгоне», теперь перетекла в «Молоко» и «Redclub». История «Сайгона» — это история питерского андеграунда: от первых неофициальных поэтов до последних неофициальных рокеров. Историческая роль андеграундной субкультуры велика. Беспрецедентное по масштабам формирование андеграунда в России спасло молодежь от повальной криминализации, поведя ее за собой. Криминал и андеграунд — оба протестные типы субкультуры. Но между ними огромная разница. Криминал настроен против любых законов — социалистических и капиталистических, но андеграунд протестовал против идейного диктата, осуществляемого советской властью. Если предоставить свободу действий криминалу, то общество будет разрушено и в нем воцарится анархия. Если свободу творчества дать андеграунду, то его культура поднимется на более высокую ступень развития, сохранятся порядок и закон. В начале 1990-х гг. некоторые специалисты опасались, что развитие уличных тусовок в России произойдет по латиноамериканскому варианту: образование подростковых банд. Однако этого не случилось. Не произошло и деления молодежных группировок по казанскому варианту — деление города на территории. Молодежь нашла мирный способ выражения своим альтернативным и протестным требованиям. В Москве уличная культура началась на Старом Арбате, который в конце 1980-х оккупировали торговцы матрешками и неформалы, увлекавшиеся стихами, песнями и танцевавшие модный тогда брейк-данс. Милиция оберегала торговцев, имея с них неплохие проценты, и гоняла безденежных тусовщиков. Итак, «уличная культура» — это культура сопротивления, выражающая себя в самых разных формах и видах, от утонченно-рафинированной литературы до брутально-развлекательного массового действа. Уличная культура несет в себе элементы ярмарочной, народно-смеховой, балаганной, мю-зикхолльной культуры. В ней соединяются черты аттракциона, цирка, спортивного состязания, эпатажа со скабрезными двусмыслицами. Ее истоки следует искать по крайней мере в эпоху Ренессанса. Тогда необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре Средневековья. Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное — народно-смехо-вую, карнавальную культуру. В едином пространстве празднично-смеховой культуры, по выражению М. Бахтина, соседствовали карнавальная атмосфера мистерий, «праздники дураков», площадная культура смеха, уличные шествия в честь прославления турнирных победителей, посвящение в рыцари, ярмарки и кукольные театры. |