Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. МИФОПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – 52 стр Мифопоэтическоемышление

  • АРХАИЧНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

  • фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеНаписать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
    Дата06.01.2023
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры.doc
    ТипКонспект
    #874183
    страница10 из 25
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   25

    Врезка

    В.Я. Петрухин

    Отношение к мифологизированному

    космосу

    Особую роль, прежде всего в земледельческих обществах, стали играть календарные циклы и об­ряды, включающие коллектив в закономерную жизнь космоса; отсюда строительство колоссаль­ных мегалитических обсерваторий типа Стонхен-джа, являющихся также святилищами и погре­бальными сооружениями, глубина архаичных зна­ний о космических явлениях, например у догонов. Установление ритуализированной взаимосвязи жизни человека и природы приводило к увязыва­нию «семейных» и календарных обрядов, вроде эротических действ на полях с целью передать им плодородие, или к представлению о дереве на могиле как выросшем из тела умершего, мифам об умирающем и воскресающем боге растительности, о происхождении растений из расчлененного тела человеческой (божественной) жертвы. Появляют­ся кровавые человеческие жертвоприношения для поддержания плодородия полей (ср. цель охоты за головами у некоторых народов Восточной и Юго-Восточной Азии) и для обеспечения нормаль­ного функционирования космоса в целом (челове­ческие жертвоприношения Солнцу у ацтеков, при­званные поддерживать жизнь светила). Жертвами этих обычаев были, как правило, иноплеменники или пленные, иногда — преступники или избран­ные по жребию жрецами. Ритуальное достижение вселенной гармонии зиждилось на самых мрачных явлениях в истории религии.

    Для первобытного человека не было смерти. Она означала лишь переме­щение его в мир предков (тотемический центр) и последующее возрожде­ние в потомках. Жизнь общины вплеталась в вечную жизнь природы. Не существовало также мировых катастроф и конца света. Даже всемирный потоп — лишь момент обновления и возрождения мира. У кетов потоп оз­начал лишь «всполаскивание» мира.
    8. МИФОПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – 52 стр

    Мифопоэтическоемышление разновидность поэтического осмысления реальности, окружавшей первобытного человека, через призму мифов и преданий. Структура и приемы такого мышления сильно отличаются от структуры и приемов научного рационального мышления. В полном смыс­ле мифопоэтическое мышление надо называть иррациональным, нелогич­ным. Если в рациональной логике проводится разграничение между чело­веком и его свойствами, принадлежащими ему вещами и т.д., то в иррацио­нальном творчестве они отождествляются по принципу: если ты хочешь убить человека, то тебе достаточно сжечь, утопить, закопать принадлежащую ему вещь или надругаться над его именем.

    Ярким примером являются так называемые «черепки проклятий». Изве­стно, что египетские жрецы, чтобы обезопасить фараона от ненужных ему испытаний, наносили на глиняные сосуды имена неугодных ему правите­лей Сирии и Палестины, а потом разбивали эти сосуды, сопровождая дей­ствия соответствующими заклинаниями. Смысл этой странной процедуры состоял в том, что сосуд с написанным на нем именем человека становился как бы тождественным человеку и враги фараона должны были погибнуть, как сосуды. Древний мотив сохранился до наших дней в сказке о Кащее Бес­смертном. Вся его сила была заключена в яйце, разбив которое герой уби­вал реального злодея.

    Другой разновидностью мифопоэтического мышления выступает прин­цип «часть равна целому», согласно которому имя, прядь волос или тень человека могли целиком и полностью заменять самого хозяина, они могли жить независимо от него, путешествовать, совершать преступления, всту­пать в контакты и т.п. Мировая литература сохранила как фантастический мотив то, что раньше казалось очевидной истиной: достаточно назвать по­весть Гоголя «Нос» или сказку Андерсена «Тень».

    Третий принцип древнего типа мышления называется персонификацией. Неодушевленный мир, окружавший человека, наделялся душой, превращал­ся в живое существо. Когда выяснялась причина, скажем, наводнения или массового падежа скота, то ее не искали в других событиях, тесно связан­ных с первыми. За событием стояло не «что-то», а «кто-то». Если поля за­сыхают без воды, то надо принести жертву богу дождя, а не строить ороси­тельные каналы. Если на море штиль, необходимо принести жертву богу ветра. Если человек заболел, значит, в него вселились злые духи, их нужно прогнать магическими заклинаниями. События в окружающем мире про­исходят не по безличным объективным законам, а по воле и желанию бо­гов, проискам злых сил, козням леших и домовых, прихотям фортуны.

    Отсюда вытекает следующая особенность мифопоэтического мышле­ния — субъективный идеализм. Для древнего человека, как и для современ­ного ребенка, реально только то, что он чувствует, видит, слышит, во что он верит. Оба думают, что если они отвернутся, вещь исчезнет. Реальны вурда­лаки, ведьмы, деды морозы, кащеи, в которых верят детишки, реальны были грифоны, драконы и химеры, изображавшиеся египтянами Среднего цар­ства рядом с газелями и лисицами.

    Время мыслилось циклически и было связано с идеей вечного возвраще­ния. Все нововведения выдавались за восстановление забытого порядка, а соответствие идеи, социального учреждения и вообще любого нововведения установившейся традиции, и лучше всего как можно более древней, служи­ло достаточным основанием их истинности и правильности.
    АРХАИЧНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

    Архаичные верования выступают составной частью двух культурных ком­плексов — мифологии и народной культуры. Хотя между ними наблюдает­ся тесное родство и пересечение, полностью совпадающими их назвать нельзя. Мифология носит скорее религиозный характер, а народная куль­тура — светский. Определения «религиозный» и «светский» имеют здесь условный смысл, так как мифология в строгом смысле не является религи­ей, а категория «светский» обычно относится к аристократии, а не к наро­ду. Можно выразиться иначе: народная культура придает верованиям при-земленно-бытовой характер, а мифология — возвышенно-духовный. Посе­му вопрос о верованиях освещается в двух разделах — религии и народной культуры, но под разными углами.

    Архаичные верования выступают ранней формой современной религиоз­ной веры. Потому они и называются верованиями, а не верой.

    Верование убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Древние люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Они не считали это заблуждением или ложным сведением, а относились к этому как к доказанному знанию. На веровани­ях основаны мифы. Верования — это взгляды, которые должны материали­зоваться, превратиться в нечто конкретное. Универсальное верование в бога у христиан конкретизируется одним образом, у мусульман, язычников или буддистов — другими.

    Сложный симбиоз мифологических пережитков, разного рода примет и поверий представляли собой верования славян, в частности если речь шла об устройстве Вселенной. Согласно народным представлениям, удивительным образом наслоивших в себе дохристианские и христианские символы, в цент­ре Вселенной находилась земля, а в ее недрах помещался ад, где горел страш­ный огонь. Небо воспринималось как свод из твердого вещества. Причем небо было не одно, а целых семь. На нижнем помещались дожди, снега, роса и прочие метеоявления, управляемые ангелами. Солнце, луна и звезды на­ходятся на четвертом небе. Седьмое небо — рай (отсюда поговорка: «почув­ствовать себя на седьмом небе от счастья»). Земля выглядела плоской и пла­вала в океане-море на трех больших китах. Светила представлялись живы­ми существами, к ним обращались с просьбами. Звезды в народном представлении были душами людей и умерших крещеных детей, души пра­ведников светят ярко, а грешников — тускло.

    Такое верование или система верований представлялась слушающим аб­солютно достоверной картиной мира. Разубедить их в обратном было не­возможно. Даже более просвещенным европейцам потребовалось почти два тысячелетия для того, чтобы отказаться от птолемеевой картины мира и принять коперниканскую.

    В числе религиозных верований С.А. Токарев называет тотемизм, ведов­ство, знахарство, эротические обряды и культы, погребальный культ, ран-



    неплеменной культ (инициации), про­мысловый культ, материнско-родовой культ святынь и покровителей, патри­архальный семейно-родовой культ пред­ков, шаманизм, нагуализм, культ тай­ных союзов, культ вождей, культ пле­менного бога, аграрные культы, магию, анимизм3. Если подробно рассмотреть каждое из верований, можно заметить, что все они основаны на магических представлениях о возможности дости­жения необходимых целей магическим путем и соответствующих магических действий (обрезание, охота за голо­вами, заклинания и пр.) или бездействий (те или иные виды табу на пищу, сексуальную жизнь и т.п.4. Сказанное касается того, что называется анимиз­мом, тотемизмом, шаманизмом и пр. Магические представления и действия лежат также в основе любой религии, включая мировые.

    Архаичные религии кроме верований, мифов и мифологии включали также особые обряды и ритуалы. Комбинация тех и других дает три разных типа древней религии — тотемизм, фетишизм и анимизм. Их можно считать самыми древними культурными комплексами.

    Культурные функции древних богов были очень обширными. Они защи­щали племя перед многочисленными опасностями потустороннего и при­родного мира, поэтому им поклонялись, приносили жертвы и молились им. Божества, каждый по своей специализации (бог ремесел, медицины, земле­делия и т.д.), приносили удачу в бизнесе. Их фигурки стояли в каждом доме, а не только в общегосударственном или племенном храме. Наконец, боги были тем же, чем позже стал флаг страны — символом всего народа, госу­дарства. Его нельзя попирать, отдавать врагу, сжигать. В то и дело возникав­ших межплеменных конфликтах и войнах уничтожение вражеского идола означало полную победу, а своего — поражение. Поэтому изображения бо­жеств хранили пуще глаза.

    Боги подчиненного племени проходили унизительную процедуру: их включали в низшие уровни пантеона победителей. Больше того, теперь они могли вовсе изменить культурный статус, превратившись из позитивных в негативные божества — злых демонов. Ими пугали детишек, их вспомина­ли при неудаче всуе.

    Тотемизм

    Тотемизм представляет собой комплекс верований и обрядов первобыт­ного общества (раннеродового строя), связанных с представлением о род­стве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотема­ми (на языке оджибве «ототем» — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотемизм основан на вере в сверхъестественную связь и кровную близость данного рода с каким-либо тотемом, который считался не божеством, а родичем и другом. Каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

    Первым объектом верования выступало животное. Наши предки ощуща­ли с избранным в качестве тотема (родового символа) животным, скажем, медведем или волком, такое же кровное родство, как с самыми близкими людьми. Члены группы, тотемом которой был, например, медведь, считали себя медведями и всех медведей членами своей группы. Тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего то­тема и что, следовательно, каждое животное — умерший родственник. То­тему поклонялись, его умилостивляли, к нему приобщались.

    Доказано, что вера в оборотней напрямую связана с животным-тотемом. Если во время ритуальных танцев африканский охотник ведет себя, подоб­но леопарду или крокодилу, то считается, что в него вселился дух тотема. Происходившие в таком состоянии ритуальные убийства с оставлением сле­дов «леопарда» или «крокодила» приписывались оборотням.

    На побережье Австралии аборигены поклонялись различным акулам и бо­гам-акулам; наиболее широко этот вид тотемизма был распространен на севе­ре материка, на побережье залива Карпентария. Жители островов Фиджи (ар­хипелаг объединяет более 200 островов, из которых примерно 150 обитаемые) имели богов-акул. Боги-акулы широко «представлены» в мифологии островов Индонезии и Филиппин. В Юго-Восточной Азии культ священных акул рас­пространен в Южном Китае и Вьетнаме. В Японии жители (особенно южных островов архипелага) в своей мифологии также довольно часто обращаются к акулам и скатам, например к морскому дьяволу — манте. У японских рыбаков промысел многих видов акул сопровождался ритуальными действиями и пес­нями. Есть отрывочные данные, позволяющие говорить, что следы акульего тотемизма прослеживаются и севернее, у коренных жителей Сахалина и Кам­чатки. Повсеместно существовали колдуны и шаманы, которые могли, а кое-где и сегодня могут «разговаривать» с акулами; заклинатели акул, весьма схо­жие с заклинателями змей, известны в Индии, на Шри-Ланке. Эти люди сопро­вождали ныряльщиков и сборщиков моллюсков. В ряде мест акулам не только поклонялись, но и приносили жертвы; чаще всего это были куски мяса, рыбы, плоды, животные, а в отдельных случаях и захваченные в бою враги и даже со­племенники. Еще в прошлом веке раз в год жители некоторых африканских племен приносили в жертву акулам ребенка. Человек становился жертвой акул при религиозных церемониях на Гавайских островах5.

    Тотем тщательно оберегали от врагов и своих общинников, не посвящен­ных в исполнение обрядов. Все важнейшие этапы жизненного цикла чело-Мифы, легенды и... сенсации века: рождение, переход из юношей во взрослые, смерть, — проходили че­рез специальные обряды посвящения. В процессе этой обрядности осуще­ствлялась социализация индивида, освоение обычаев, традиций и ценнос­тей общины.

    Важнейшая роль веры в тотемических предков заключается в том, что в них как бы олицетворена связь родовой общины с территорией. Тотемизм освящает традиционное право данного рода на его землю и угодья. Тотем — это видимый знак единства и солидарности первобытного рода. Через то­тем почитается не только животное, но и данный род. Таким образом, тоте­мизм — самая ранняя и самая сильная форма идентификации группы.

    Фетишизм

    Фетишизм представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам. Фетиш [фр. fetiche, португ. feiticoамулет; волшеб­ство] — неодушевленный предмет, который, по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религи­озного поклонения. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо пора­зивший воображение человека: камень необыкновенной формы или рас­цветки, зуб животного, кусок дерева, пенек в лесу. Для того чтобы предмет превратился в фетиш, должна проявиться его чудодейственная сила. У пер­вобытного человека фетиши встречались везде — на тропинке, у брода, на двери, на шее. Они предохраняли от болезни, приносили удачу, наполняли водоемы рыбой, помогали ловить и наказывать разбойников, придавали храбрости, приводили в смятение неприятеля.

    Фетишизм пережил свою историческую эпоху, стал элементом более поздней культуры. Рыцарь брал в крестовый поход платок или изображение дамы сердца, студент прячет в карман перед экзаменом какой-то «счастли­вый» предмет, бизнесмен или автогонщик пользуется более дорогими релик­виями. Отголоски фетишизма можно найти в уважении знамени полка, го­сударственного флага, символа клуба, чести мундира. Современные амуле­ты, которые берут с собой на соревнование спортсмены, являются пережитком фетишизма.

    Разновидностью фетишизма считают идолопоклонство. Идол (от греч. eidolon, букв. — образ, подобие) имеет два значения: а) материальный пред­мет, которому придана форма человека или животного; б) изображение боже­ства или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле идол — предмет слепого поклонения. Поклонение иконам и святым мощам, существующие в современных религиях, — это пережиток одновре­менно фетишизма и идолопоклонства.

    Анимизм

    Третьей формой архаических верований является анимизм (от лат. anima, animus— душа, дух) — вера в существование духов и души. Его суть состоит в признании духовной силы, которая способна существовать отдельно от человека, животных или растений. Она переходит от одного места обитания в другое, вселяется в человека или животное и покидает его. Эта духовная сила может выглядеть как бесконечная субстанция, поглощающая вселенную, или как конкретный человек, но нематериальный, а именно умерший предок. В Полинезии обитают племена, верящие в духов.

    Человек в примитивном обществе был уверен, что добрые и злые силы, влияющие на его жизнь, исходят от духов. Существуют духи болезни, равно как и духи техники, например, автомобиля. К таким фигуркам, например, духа оспы обращаются для защиты от той или иной болезни или при лече­нии ее.

    В сохранившихся до сих пор первобытных обществах верят, что болезнь насылают как живые, так и мертвые. Духи предков могут наказывать за не­уважение к ним. Живые, если их ос­корбили, способны навести порчу. Це­лители лечат больных силой духа и сна­ добьями. В честь духов устраивались праздники, им посвящались обряды и танцы, песни и ритуальные представления. Так, во время зимнего праздни­ка люди в Белла-Кула (Западная Канада) исполняли танцы, изображавшие основные моменты мифической истории их народа. Для этого надевались особые маски, изображавшие небесных духов.

    У первобытных народов Океании бытует вера в то, что все живое прони­зывает некая сверхъестественная сила (мана), проводниками которой выс­тупают духи, некоторые люди и магические предметы. Островитяне выре­зали из дерева фигурки богов, духов природы и душ предков, чтобы создать оболочку — материальный «дом» для своего ману.

    До сих пор многие интеллигентные люди подобно полинезийцам зани­маются вызыванием духов. В конце XX в. миллионы людей все еще верят в спиритизм, общение духов, переселение душ и т.п. Видимо, анимизм отра­жает какую-то глубинную потребность человека.

    Высшей формой развития анимизма является вера в самостоятельное существование души. Душа может переселяться в других людей, животных, в растения. Вселяясь в мертвое тело, душа оживляет его. Когда человек уми­рает, душа отлетает от тела. Без души он вовсе не человек. В дальнейшем люди стали мыслить душу как двойника конкретного человека, его второе «Я». В современной литературе мы часто наблюдаем, как у злого человека его душа, оставаясь неиспорченной, выполняет роль внутренней совести, призывающей его одуматься и заняться добрыми делами.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   25


    написать администратору сайта