фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
Скачать 2.02 Mb.
|
ЧАТЛАНЕ Название субкультуры «чатлан» не установлено. В нем удачно соединяются современные компьютерные технологии и ностальгия по широко известному в советские времена фильму «Кин-Дза-Дза», вышедшему в свет в 1986 г. на киностудии «Мосфильм». Авторы сценария — Реваз Габриадзе и Георгий Данелия. Режиссер-постановщик — Георгий Данелия. В главных ролях — Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Леван Габриадзе. Чатлане Чатлане — это от слова чат (chat), т.е. люди, общающиеся в чате. Ну, конечно, чатлане это еще средняя каста населения планеты «Кин-Дза-Дза» (полет до которой невозможен без «гравицаппы»). Таким образом, чатла-нин — это, с одной стороны, пользователь, который проводит много времени в чате, с другой — фанат фильма «Кин-Дза-Дза». На современном компьютерном языке чатланин — это фанат интернет-общения, на психологическом языке — человек больной, целиком и полностью зависимый от доступа (и недоступа) к сети Интернет. Психиатры записали всех чатлан в аутисты. У каждого уважающего себя чатланина есть свой ник (псевдоним), например, такой, как: spawn098{eпереводе «отродье»), зю-байт (z-bait), FoCuS, Maria, Login, art, ZaR, Olympus, Венеруська, Oblina,Hidden, Shiko, EnEmEy, Sashlik, b3easty(он же ICE-CREAM), раПуЗАН, Coolio, Raptor, ALLIGATOR, Cadet098, мася (masya), Анаська, cvazi, oxy, Avan, Abbat, DadyBolshoy, RAVER, Priispodnia, Trinity. СУБКУЛЬТУРА МУСОРНОЙ ЯМЫ Уже шесть поколений желтых павианов на протяжении 30 лет питаются отходами, которые оставляют туристы, посещающие национальный заповедник в Кении. Павианы давно отвыкли жить и питаться в дикой природе, ареал которой постоянно сокращается из-за активной сельскохозяйственной и промышленной деятельности человека. У обезьян сформировались новые стереотипы поведения из-за постоянной близости к туристам. Они позируют перед объективами фотокамер, попрошайничают на дорогах у проезжающих автомобилей, стаями набрасываются и дерутся за отходы, среди которых немало ядовитых веществ. Например, встречаются газовые баллончики, которые взрываются в пламени сжигаемого мусора, обжигают и травмируют павианов. Помоечные обезьяны, поселившиеся возле промышленных центров, ведут совершенно иной образ жизни, нежели их лесные собратья, которых они превосходят своими размерами. Поскольку «помо-ечникам» теперь не приходится тратить весь день на трудную работу по добыванию себе пищи, у них появилось то, чего ранее не было, — свободное время, досуг. Они развлекаются играми друг с другом и подручными средствами, превратившимися в игрушки, полиэтиленовыми мешками, картонными коробками. Особенно высоко котируются у них куски разбитого зеркала, в которых они подолгу рассматривают свое изображение, вертят их в разные стороны, добиваясь необычных для себя ракурсов, бликов, светотеней. СУБКУЛЬТУРА ФУРРИ На основе увлечения анимацией и комиксами появилось так называемое «пушистое движение» — Furryfandom. В переводе с английского Furryозначает «пушистик» (англ. fur— мех, шерсть), но его трактуют значительно шире — как состояние уюта, ласки, мягкости, нежности. В основе новой субкультуры лежит наделение человеческой личности чертами и характеристиками понравившегося животного, образ которого позаимствован не из живой природы, а из комиксов и мультфильмов про животных. Фурри — животные, обладающие рядом человеческих свойств, либо люди, имеющие животные черты. Фурри — это увлечение выдуманными антропоморфными персонажами, сочетающими в себе черты человека и зверя, а выдуманными — значит рисованными, анимационными, либо описанными в литературе. Психологически движение основано на ощущении в себе звериной составляющей. Мультипликация является одной из наиболее активных областей проявления пушистости. Движение фурри тесно связано с развитием мультипликации, откуда его сторонники позаимствовали идею представления характерных персонажей в зверином облике из басен, особый стиль поведения и мпрочувствования и «мультяшную психологию». Практически каждый сказочный персонаж может претендовать на принадлежность к фурри. Однако истинным праотцом фурри считается Интернет. Фурри это прежде всего приватное искусство, глубоко частное, «немассовое», которое проникло в свет исключительно из-за особенности развития Интернета. По массовости оно превосходит любое другое движение в Интернете. Существуя на правах сетевого фольклора, фурри отражает извечное стремление человека к прекрасному в его первозданном виде. Фурри — весьма «продвинутое» увлечение современной молодежи Популяризация фурри, вероятно, началась под влиянием диснеевских фильмов, а конкретно — под влиянием «Робин Гуда». Это был первый полнометражный анимационный фильм, где все главные роли, которые могли бы исполнять персонажи-люди, исполнялись животными. Массовое увлечение пушистыми зверьками возникло в 1983 г. Большинство воспринимают фуррность только как модное веяние, как тусовки и сборища, как собирательство картинок и музыки, а для кого-то — это возможность тискать друг друга до посинения. Некоторые фанаты привешивают к штанам хвост, выучивают специфический сленг и говорят только на нем, разукрашивают все свои вещи надписями типа «I'mfurry», забивают весь дом плюшевыми зверюшками, кушают исключительно сырое мясо. На самом же деле фурри это не зверолюбие, а прежде всего новое психологическое состояние, терпимость и понимание, готовность если не принять, то хотя бы понять того, кто думает иначе. Пушистость — комплекс духовных/моральных ценностей пушистого, включающий в себя различные ценности как зверя, так и человека, причем направленный на достижение как можно большей гармонии во взаимоотношениях друг с другом и окружающим миром. В природе фурри видят красоту и гармонию, он не устраивает свалки на месте лесных стоянок, не разбрасывает бутылки и консервные банки, не калечит деревья. Перенос физических особенностей животного на себя — еще одна составляющая. Фурри хочется иметь когти, мне хочется иметь красивую шерсть, быстро бегать. У сторонников новой субкультуры есть свои сайты в Интернете и свои фестивали, самый крупный из которых проходит каждое лето в Филадельфии. Фурри распространилось в странах Западной Европы и Америки. Общее количество фанатов фурри превышает сотни тысяч человек. Индустрия выпускает для них специальные буклеты, книги и комиксы, игрушки и сувениры. 10. УЛИЧНАЯ (СУБ)КУЛЬТУРА – 68 стр Понятие, вынесенное в название этой главы, вовсе не случайно заключено в скобки. Дело в том, что ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, считать ли все множество культурных феноменов (и эпифеноменов), сосредоточенных на части городской территории, именуемой улицей, элементом доминирующей в данном обществе культуры или самостоятельной ее разновидностью. В литературе почти в равной мере широко употребляются оба термина — уличная культура и уличная субкультура. Одни ученые полагают, что уличная субкультура сформировалась как альтернатива социальному поведению ребенка в семье и школе, а другие утверждают, что надо вести речь о более широком комплексе явлений, связанных не только с подростками и молодежью, но также со взрослыми, а потому именовать его уличной культурой. Бродячие скоморохи и толпа туристов в историческом центре европейских городов точно так же, как брейк-дансеры и любители граффити, должны относиться к указанному культурному эмифеномену. Понятие уличной культуры употребляется в нескольких значениях: 1) обозначение образа и стиля жизни детей рабочего и низшего класса, проводящих большую часть времени на улице, пропускающих уроки, бездельничающих; 2) образ и стиль жизни беспризорных детей в России 1990-х гг., сбежавших от родителей и практически годами не бывающих дома; 3) увлечения экстремальными видами спорта и досугом современной молодежи из вполне благополучных семей; 4) исторически определенный тип контркультуры (культурного андеграунда), существовавший в Ленинграде в 1960-1970-х гг. в узких кругах интеллигенции. Уличная культура — танцы, дворовые игры, катание на самокатах и роликах, уличный баскетбол и уличный футбол и многое другое — существовала испокон веков во всех странах. Кинохроника доносит до нас документальные кадры 1930-х гг., на которых запечатлелись уличные танцы негритянских мальчишек на тротуарах чикагских гетто. Уже тогда наиболее ловкие и ритмичные дети целыми днями отбивали чечетку на асфальте, показывая свое мастерство, поражая прохожих и надеясь подзаработать. Уличные танцоры, певцы, музыканты, жонглеры, шарманщики зарабатывали на жизнь таким образом, выпрашивая у прохожих деньги за исполнение, и тысячи лет назад. В самом широком смысле слова под уличной культурой надо понимать не только молодежные развлечения и субкультуры, но типичные черты образа жизни, манеру поведения, обычаи и традиции, которые существуют у всех народов и проявляются на городской (реже сельской) улице, включая и материальные артефакты: сувенирные лавки, уличную торговлю, обществен ные туалеты и многое другое. Наряду с дорогими бутиками, продающими новейшие модели одежды, все большее распространение получают сегодня маленькие дешевые магазинчики, продающие индивидуальные «серии» одежды. Кроме того, магазины начинают все больше «выходить» на улицы, за пределы избранного пространства, упрощая и демократизируя процесс общения покупателей и продавцов. Всячески поощряются и уличные рынки дешевой и достаточно качественной продукции. Все большую и большую популярность завоевывают среди молодежи шоппинггцентры. Именно в таком широком контексте понимают любую культуру социологи. Пешеходные зоны в исторической части города, а они существуют сегодня почти повсеместно, можно рассматривать как своеобразный выставочный зал или подиум, на котором демонстрируется уличная культура во всех ее проявлениях — неспешное движение толпы по обеим сторонам улицы, разглядывание витрин, отдых на скамейках, кормление голубей, обзор достопримечательностей, поглощение пищи. В такой культуре соединяются элементы, общие другим типам культуры, и специфические, характерные только для нее. К примеру, поглощение пищи всухомятку возможно как на улице, так и дома, а проведение демонстрации — исключительно уличный атрибут поведения. Уличную (суб)культуру можно считать детищем демократического общества и самым массовым из явлений искусства. И крупные мегаполисы, и небольшие города имеют улицу в качестве базового градообразующего элемента. Сотни тысяч или даже миллионы улиц по всей планете образуют социальную почву, на которой произрастает особый культурный феномен — уличная культура. По отношению к господствующей культуре, частью которой она выступает, ей можно присвоить уменьшительный ранг субкультуры. Но по отношению к ее носителям, которые не составляют и не могут составлять реальной группы, сплоченного сообщества или общественного движения, можно или даже лучше пользоваться термином культура, помня о том, что он лучше подходит для огромного аморфного образования, существующего во всех странах мира и проявляющего себя в самых разных, а порой и самых невероятных формах. Уличные группировки и уличные субкультуры —от беспризорников на вокзалах, любителей брейкданса или граффити до богемного андеграунда, возникавшего как уличная тусовка — каждая имеет свой язык, сленг, стиль одежды, атрибутику, мифологию, схему лидерства, ярко выраженную модель поведения. «Уличная культура» подростков из среды рабочего класса, интересующихся футболом, посещающих кафе, бары, просто проводящих время с друзьями стала интересовать американских социологов еще в первой четверти XX в. «Уличная культура», по мнению Джона Хортона1, существует в каждой точке социального пространства, если оно открыто общению людей. Малообеспеченные группы населения, бездомные, пенсионеры, безработные, хиппи, национальные меньшинства, трудные подростки составляют социальную базу и движущую силу такой субкультуры. Каждая из этих групп имеет собственную субкультуру, и в то же время все вместе они образуют новую субкультуру аутсайдеров — «уличную культуру», которая надстраивается над ними, объединяет их, но выступает как часть более общей, американской культуры. Все они разделяют общие для своей группы представления о мире, взгляды на жизнь, массовые стереотипы. Они враждебны к тем, кого считают богатыми или более удачливыми, защищают «свояков» и агрессивны по отношению к чужим. Групповой эгоизм и кастовая солидарность еще более усиливаются в результате совместных и организованных действий. Словарь хип-хоп-экстрим культуры DSL — dick sucking lips (NY) Ламер — начинающий юзер, лажбек Реалайзировать — воплощать в жизнь Step — движения на ногах Задрот — человек, увлеченный учебой Set-up — подстава Дефект — жертва атомной энергии На Западе даже появился специальный термин — зависимая от улицы молодежь (street-dependentyouth), возникший по аналогии с наркозависимостью и свидетельствующий о появлении социальной категории, которая до фанатизма любит проводить время на улице. Выражение «onthestreet» характеризует не социоэкономические условия существования или состояние окружающей среды, а совокупность определенных ценностей и установок, присущих этой категории индивидов. Уличная культура представляет мир, каким его видят подростки: свободным от диктата взрослых, раскрепощенным и вседозволяющим2. Уличная субкультура, творцами и авторами которой являются по преимуществу городские подростки, проводящие вне дома значительную часть времени, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Катание на роликовых коньках или граффити относится к позитивным проявлениям этой субкультуры, а выкручивание и воровство радиоприемников из припаркованных вдоль обочины автомашин — к негативным. Прогуливаться подвыпившей толпой по ночному городу и громко распевать песни можно тоже лишь на открытом пространстве. Бить витрины магазинов, выражая свой гнев после проигрыша любимой команды, разрисовывать стены нецензурными выражениями, ломать исторические памятники тоже возможно на улице, а не дома. Оба разряда событий — позитивных и негативных — могут происходить только на улице, а потому относятся к неотъемлемым элементам уличной субкультуры. Нередко виновниками тех и других становятся одни и те же подростки, которым нечем себя занять или которые не нашли подходящей культурной формы для самовыражения. Увлечение роликовыми коньками и граффити — наиболее яркие возможности уличной субкультуры Пол Уиллис провел исследование образа жизни рабочих парней из английской средней школы и доказал, что двоечники и троечники не расположены к повседневному труду, дисциплине, выполнению домашних заданий, работе в библиотеках и успеваемости. Главная причина — школьные занятия представляются им абсолютно бессмысленными. Они сформировали собственную «антикультуру», куда включались такие ценности, как умение «прикалываться», «прогуливать», «наезжать на отличников». В будущем они обрекали себя не только на малоквалифицированную работу, но и на безработицу. Большинство социологов на Западе объединяют два явления — уличную субкультуру и уличное насилие — под общим названием «культура бедности». Ее стратификационный адрес всегда один и тот же — самые юные и самые бедные люди4. Согласно этой точке зрения, жители беднейших и высококри-минализированных районов города не обладают иными духовными ценностями, как лишь теми, которые связаны с насилием. Особый стиль социали зации и культурная близорукость вынуждают их находить неадекватные — с точки зрения общественной морали— формы выражения своим чувствам и эмоциям. Импульсивность и вандализм — важнейшие черты андеркласса. Представители «уличной субкультуры» называют себя «людьми улицы», «хладнокровными» или просто «системой» («regularas»). Но какие бы клички они ни присваивали, прохожие относятся к ним как к хулиганам, т.е. людям, живущим на и при помощи улицы. Они отличаются прической, этикетом, одеждой, манерой говорить. Они добиваются признания только среди «своих», но это не всегда идет на пользу окружающим. Задираясь и оскорбляя прохожих, не подчиняясь властям, отказываясь трудиться, представители «уличной субкультуры» демонстрируют свой способ поведения5. В последней четверти XX в. в США борьба с криминогенными проявлениями уличной субкультуры достигла определенных успехов. Новые поколения подростков находят все меньше удовольствия в прямом насилии и все больше — в его культурно модифицированных видах. К ним относят все разновидности хип-хоп культуры, в том числе брейкданс. Это самый яркий пример эволюции физического насилия в культурные формы проявления юношеской агрессивности и энергии. Брейкданс представляет собой культурную альтернативу уличной драке, замену силового решения проблемы творческим соревнованием. К примеру, UPROCK (akaBrooklynRock) — танцевальная борьба (баттлы), в которой танцоры не касаются друг друга, инсценируя бой. «Би-бойз», или «Брэйк бойз» — это не только «танцующие парни», но еще и «крутые парни», умеющие давать отпор «чужакам», разбирающиеся во всех тонкостях, связанных с рэп-музыкой и хип-хоп культурой в целом. Что представляет собой современная молодежная уличная культура в России? По мнению отечественных культурологов6, молодежная субкультура проявляет себя в двух формах —уличной и клубной. Уличная субкультура сохранилась еще с советских времен и сегодня характерна скорее для подростков (16—19 лет) из групп лиц, обладающих низким статусом, из небольших городов, которые собираются в парках и скверах, на улице, под открытым небом. В ее рамках формируются уличные молодежные группы — небольшие группировки, часто очень влиятельные. Другой формой являются клубы, обычно клубы западного типа, дорогие дискотеки. Посещение подобных учреждений — признак вестернизации подростковой культуры. Если улица — это борьба за влияние и навязывание жестких поведенческих стандартов, то клуб, напротив, предполагает автономность, индивидуальность, частичное отсутствие контроля. В последнее время заметным элементом уличной субкультуры становится художественное искусство. Сюда входят граффити (рисование на стене баллончиком краски) и боди-арт (рисование краской на теле), экстремальный спорт, катание и выполнение различных трюков на роликовых коньках, специальных трюковых велосипедах {ВМХStreet) и роликовых досках, гонки на картах, наконец, танцевальное искусство, которое молодежь демонстрирует в ночных клубах. Уличная культура граффити может быть приравнена к самостоятельному искусству. Уличный художник выражает себя спонтанно. С помощью аэрозольных баллонов граффитеры изображают свои имена, клички, названия музыкальных групп, любимых спортивных клубов. Потоки сознания выносят на поверхность причудливые символы, абстрактные геометрические фигуры, специфические шрифты. Иногда рисунки создают целые группы, заранее распределив между собой, кто и что будет рисовать. Человек, который занимается этим элементом, — writer(«писатель»). В основном, изображаются отдельные слова или короткие фразы, но пишутся они не простым обычным шрифтом, а нетрадиционными размашистыми буквами, часто закрученными до неузнаваемости. Кроме слов и фраз райтеры изображают всевозможных персонажей (они называются characters), а иногда и целые пейзажи или картины. Bomb(или throw-up) — быстрый рисунок, как правило, делается в «bubble letters» и отражает название crewили самого writer'a. Рисуется он краской, зачастую используется 1—2 (иногда 3) цвета. Самые распространенные — черный/серебряный (белый) и желтый/красный. Crew— несколько (а порой и очень даже много) writer1 оъ, объединенных в одну команду. Writer— собственно тот, кто рисует граффити (taggers — те, кто только ставит tag'nи не рисует pieces, и не кидает бомбы, и иногда не зачисляется в ряды writer'oB. Но если брать по-большому, то все это — граффити). Tag— это подпись writer'a. Пишется либо краской, либо маркером. Один цвет, неважно какой, но, как правило, это черный или белый, если используется meanstreak(несмываемый белый маркер). Piece— от masterpiece. Рисунок, который отражает стиль, умение и, собственно, дерзость writer'a. Рисуется краской, используется столько цветов, сколько пожелает рисующий. Yard, trainyard— депо, отстойник для поездов. Первоначально имелось ввиду депо для поездов подземки. Сейчас все больше writer'oBперебирается на товарные поезда —freights, и, соответственно, теперь отстойники для товарняков называют yardили freightyard. Уличные гонщики на автомобилях или «стритрейсеры», как их еще называют, тоже часть уличной культуры ночных городов. Традиция проводить такие гонки пришла к нам из американского кинематографа. Стрит-рейсин-гом увлекается весь мир. В Челябинске существует четыре так называемых «сообщества» стритрейсеров: есть среди них и официально зарегистрированные клубы, и просто тусовки. Все они отличаются друг от друга по принципам организации гонок, отношениям с ГАИ и самим целям существования. О месте проведения заездов знают только организаторы. Объявляется общий сбор, и только тогда называется точка «икс». Мера вынужденная — большое количество посторонних людей может попросту сорвать гонки. Выехав на определенный для гонок участок, рейсеры включают аварийные сигналы. Это — знак для «своих» и, в первую очередь, для проезжающих мимо машин, — чтобы избежать столкновений. Помимо «твинов» — заездов на четверть мили — существует несколько видов уличных гонок. Есть так называемые «челленджи» (от точки до точки) и «квесты», когда каждый участник получает набор заданий и должен выполнить их за определенное время. Главная установка перед такими заездами — не нарушать правила дорожного движения. По каждому направлению уличной культуры проводятся соревнования и организуются фестивали (в крайнем случае слеты или тусовки). Фестиваль уличной культуры «SnickersUREANuft» проходит в таких городах, как Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Казань, Санкт-Петербург и Москва. Территория SnickersUREANwftсостояла из нескольких зон, каждая из которых представляла вполне определенное направление молодежной уличной культуры. Слева от главной сцены располагалось сразу несколько платформ: НэОлимпия, Граффити, Брейк-данс. В течение целого дня на каждой из них проходили заранее запланированные мероприятия. Зона НэОлимпия являлась местом тусования роллеров, любителей скейтборда и Ьтх (байсикл-мото-экстрим; молодые ребята, называющие себя «райдерами», на небольших, специально сконструированных велосипедах прыгают, вертятся волчком и выполняют другие трюки различной степени сложности). Там проходили мастер-классы и соревнования по всем трем видам спорта соответственно. В зоне граффити творили художники по боди-арту и граффитисты. Иногда к основным номинациям (рок-группа, авторская песня, рэп-группа, уличный баскетбол, брейк-данс, граффити) прибавляются дополнительные, в частности компьютерный дизайн. Фестиваль проводится в три этапа. Для участия в нем необходимо в срок подать письменную заявку участника. Участие во всех соревнованиях требует немалой спортивной и физической подготовки. Это мероприятие, организованное одной из крупных торговых компаний, призвано (такова латентная функция фестиваля) увлечь российскую молодежь западными видами спорта и культуры, официальная цель — объединение прогрессивной молодежи страны. Кроме этого, ставшего главным, в нашей стране проводятся и другие фестивали уличной культуры, в том числе «Битва Года-4» (Ялта), «nextLEVEL» (Забайкалье), Streetstyle(Нижний Новгород), «Адреналин» (город Костомук-ша), в Беларуси организованы фестивали «Зеркало улиц» и «StreetShowVelcom». В Польше в течение нескольких дней проходит международный фестиваль «Streetart», которому отдана историческая часть Варшавы. Клуб скейтборда появился в Симферополе 15 октября 1991 г. В него вошли подростковые уличные группировки Ялты, Гурзуфа, Алушты, Севастополя,Щелкино и Евпатории. Несколько лет назад в Минске при обществе социальной реабилитации несовершеннолетних «Анно Домини», создали молодежный центр уличной культуры, который объединил неформальную молодежь. С огромным удовольствием ребята из брейк-команды «STREETMASTERS» обучали своих младших единомышленников всему, что умеют сами. |