Главная страница
Навигация по странице:

  • ЭТИМОЛОГИЯ И ТИПОЛОГИЯ

  • МИФОЛОГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

  • МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

  • Срединный мир

  • фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеНаписать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
    Дата06.01.2023
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры.doc
    ТипКонспект
    #874183
    страница9 из 25
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   25

    7. ЯЗЫЧЕСТВО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ – 46 стр

    Широкий комплекс религиозных верований и обрядов, именуемых со­бирательным термином язычество, имеет самое древнее происхожде­ние и представлен практически во всех культурах мира. Язычеству (то­темизму, фетишизму, анимизму] посвящали свои работы ведущие уче­ные мира — социологи и социальные антропологи М. Вебер, Э. Дюркгейм, Л. Уайт, Дж. Фрэзер, Э. Тайлор, Ф. Ратцель, А. Рэдклифф-Браун, М. Мосс, Л. Морган и многие другие. Об истории язычества как фундаментальной части человеческой культуры выходили и продолжают выходить огром­ные компендиумы знаний —академические монографии и многотомные сочинения1.

    В последнее время язычество сошло со страниц исторических фолиан­тов и превратилось в повседневную практику для сотен тысяч людей по всему миру. В увлечении язычеством люди ищут ответ не только на во­просы о своем культурном прошлом, но и на злободневные вопросы со­временного общества, охваченного духовным кризисом, экономиче­скими и социальными потрясениями, мировоззренческим нигилизмом. Неоязычество второе издание архаичных верований приобретает не только религиозную, но также социальную и политическую окраску.

    ЭТИМОЛОГИЯ И ТИПОЛОГИЯ

    За рубежом по отношению к нему употребляется термин pagan(язычник). Он происходит от латинского paganus— сельский житель, поскольку Рим­ская империя имела огромную сельскую периферию (окраину), представ­ленную в первых веках нашей эры так называемыми варварами.

    Русское слово «язычество» — литературного происхождения. Оно ведет свою родословную от церковнославянского слова «языци», т.е. «народы», «иноземцы», которые не были крещенными в эпоху Киевской Руси. Таким образом, словом «язычники», или «нехристи» русские книжники именова­ли тех, кто исповедовал другое, чем они, верование. О сельских жителях или сельской периферии здесь речь не идет. Разделение на «столичных» и «пе­риферийных» жителей на Руси возникнуть тогда не могло, поскольку вся страна была аграрной, да и в России не было колонизированных народов, как у римлян.

    В современной науке под язычеством понимается комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий (христианства, ислама и буддизма) и послуживший их основой. Таким образом, в термин «язычество» вкладывается три демарка­ционных признака: аграрный, религиозный и исторический.

    В нашей стране язычество никогда не было предметом социологического исследования, поскольку, за редким исключением, в России не сохранилось живых носителей таких верований, а тех, кто еще был жив, скажем, эвенки или чукчи, опрашивали не социологи, а этнографы. Но сегодня наблюдается ренессанс языческих верований, десятки тысяч людей увлекаются историче­ской реконструкцией язычества, то и дело возникают новые объединения и организации. Кроме того, остатки языческих верований сохранились в мас­совом сознании и поведении как органическая часть культурного бытования русского и некоторых других народов. Все это делает достаточно актуальным изучение язычества именно средствами социологической науки.

    Языческими называются религии, которые предшествовали распростра­нению монотеистических (единобожных) религий — христианства и ислама. Язычеству присущ политеизм — т.е. вера не в одного, а во многих богов. Ха­рактер всех языческих религий примерно однотипен: имеет место вера в бо­жество, каждый из которых символизирует различные стихии, силы приро­ды или «курирует» разные направления человеческой деятельности. При этом обычно выделяются несколько главных божеств. Например, у славян это Род — прародитель всех других богов и творец мира, Мокоша (Макошь) — богиня плодородия, Перун — бог грома, молний и небесного огня, Велес — покровитель скотоводства и бог богатства. У мордовского народа в качестве главного языческого бога почитался Инешкипаз. Чуваши поклонялись как главному богу — Султи Тура, богине-праматери — Асме, божеству Тавам Ыра — доброму духу, выполняющему для людей роль ангела-хранителя. У уд­муртов главные языческие божества — Инмар (божество Солнца), Квазь — божество неба и Кэлчинь — божество земли. Марийцы почитали верховного бога-творца — Ош Кугу Юмо (Большого Белого Бога), Мланде Аво Юмо (Мать-Солнце), Мер Юмо — бога всего живого и др. Главным божеством древних тюрок, в частности, предков татар и башкир, был Тенгри-хан.

    Важное отличие мировых религий и язычества заключается в националь­ности. Христианство и ислам интернациональны, они не делят верующих на национальности. Напротив, каждая языческая религия — узконациональ­ное явление и создана для одного народа. Об этом свидетельствует и само слово язычество: «язык» на древнерусском — народ.

    До сих пор язычество, прежде всего восточно-славянское и древнерусское, активно изучалось в рамках истории, философии, этнографии, лингвисти­ки, археологии. Получили известность фундаментальные труды В.Я. Проп­па, В.Н. Топорова и В.В. Иванова, Б.А. Успенского, С.А. Токарева, Б.А. Ры­бакова. Истоки язычества древних славян обнаружены за много тысячеле­тий до начала нашей эры, а его отголоски сохранялись вплоть до недавнего времени.

    Говоря о своеобразии в эволюции и формах восточно-славянского и древ­нерусского язычества, мы не должны забывать, что его развитие не шло в стороне от путей, по которым развивались языческие комплексы других народов. В связи с этим более широким культурно-историческим контек­стом имеет смысл рассматривать так называемые архаичные религии, куда и относится, собственно говоря, славянское язычество.



    Символы воды, корней и солнца на разных ритуальных браслетах. Наверху в арочке — бог растительности и корней — Переплут.

    Язычество было широко распространено в дохристианской Руси

    В научной литературе все религии подразделяются на политеистические (многобожие) и монотеистические (единобожие). Их также можно группи­ровать на архаичные и мировые религии. Если соединить обе классифика­ции, то у нас получатся:

    • архаичные политеистические религии (тотемизм, фетишизм и т.д.);

    • мировые монотеистические религии (христианство, ислам, буддизм). Архаичные религии — более древние. Они основаны на верованиях и

    мифах, которые составляют основу мифологии. Мировые религии — более молодые. Их основой выступает религиозная вера.
    МИФОЛОГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

    Всякая религия в своей основе содержит миф, но не всякий миф обяза­тельно превращается в религию. Когда миф появился на заре человеческой истории, для него еще не было даже нужного понятия. Термин «миф» по­явился совсем недавно — в XIX в. Им этнографы и антропологи стали обо­значать любой рассказ, повествование или описание, в котором отражалась объективная реальность не так, как ее могла бы отобразить беспристраст­ная наука.

    Миф (от греч. mythos— предание) — это сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время. В этом смысле миф представляется изображением событий народной жизни в свете религиозного верования. 40 тыс. лет на­зад, когда появились первые наскальные рисунки мифологического содер­жания, историю племени можно было составить только на основе устных рассказов старейшин. Они передавали молодому поколению то, что сами слышали от своих отцов. С течением времени какие-то данные из устных преданий, возможно, терялись, какие-то заменялись новыми, что-то под­правлялось и «улучшалось». Таким способом за столетия складывалось коллективное повествование об истории народа. В нем все играли роль ав­торов и слушателей одновременно.

    Поскольку проверить истинность рассказанного строгими научными методами невозможно — ни сейчас, ни тогда, — такие истории и решено было именовать мифами. Впрочем, и опровергнуть истинность рассказан­ных событий научными методами также нельзя, а поскольку таких жанров — не поддающихся научной проверке — в человеческой культуре очень мно­го, и далеко не все они называются обидным словом «миф», то считать его выдумкой лишь на основе расхождений с наукой вряд ли правильно.

    Мифом следует именовать все то, что представляется глазам, чувствам и мысли человека само собой разумеющимся, очевидным, что является непо­средственно воспринимаемым, и, как правило, некритически как своего рода данность, которую никто не ставит под сомнение. Собственно, так и относились к истории своего рода или племени в глубокой древности. И се­годня мы сталкиваемся с тем, что рождает мифы — это наше обыденное со­знание, вера во все, что слышишь и видишь как в истину в последней ин­станции. Особенно, если тебе говорят, что эти факты или сведения исходят от высшего существа — высшему авторитету и поручительству в любом деле. Вот почему формула мифа может выглядеть так:

    Обыденное сознание + некритическое восприятие

    услышанного + беспрекословное доверие

    к источнику информации

    Поскольку и сама наука — в нынешнем ее понимании — появилась лишь в Новое время, т.е. в XVIII в., а до того, при объяснении природных и обще­ственных явлений, люди полагались на любые сведения, в том числе и не совсем достоверные, то слово «миф» отражает просто-напросто донаучный этап развития цивилизации. Миф не объясняет, не анализирует мир, не вникает во внутреннюю логику явления, но лишь описывает его, устанав­ливая внешнюю канву связей, цепочки процесса, движения, развития явле­ния. Итак, мифологическое сознание — это обыденное сознание. И как та­ковое опирается оно на «очевидность», на веру. Вера, доверие, внушаемое некритичному, наивному сознанию человека очевидностью происходяще­го вокруг него, есть основа мифа, мифологии и религии, следовательно, основа культуры и культа.

    Около 250 млн человек в Африке, Америке и Океании живут в условиях первобытных или традиционных обществ. Религия и жизнь для них — еди­ное целое. Все, что они думают, говорят и делают, находится в пределах ду­ховного мира, к которому они постоянно обращаются за поддержкой и бла­гословением. Верховного бога они отождествляют с солнцем и небом, а про­чих божеств упорядочивают наподобие своих обществ. Масаи Восточной Африки поклоняются богу солнца — Единому, а йоруба в Нигерии — Вер­ховному богу. Обитатели джунглей и жители густонаселенных районов оди­наково поклоняются духам и силам природы и почитают предков.

    Благодаря слову человек научился выражать свое отношение к миру, свое мировоззрение, которое на ранних эта­пах развития приняло форму мифоло­гии. Мифология (греч. mythologna, от mythos— предание, сказание и logosслово, рассказ, учение) — первая раз­витая форма мировоззрения, выраженного словом. Это фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытно-общинной фор­мации, как правило, передаваемое в форме устных повествований — мифов, и наука, изучающая мифы.

    Первоначальными формами мифологии служили фетишизм (когда оду­шевлялись отдельные вещи, или, вернее, мыслилось полное неотделение вещи от «идеи» самой вещи), тотемизм (фетишизация общины или племе­ни, выраженная в образе того или иного основателя этой общины или пле­мени), а более высокой ступенью ее развития явился анимизм, когда чело­век стал отделять «идею» вещи от самой вещи. Древнейшие верования рим­лян сводились к одушевлению природы, культу предков и священного огня, как олицетворения душ умерших (гении и юноны, майны, лемуры). Рели­гиозные верования древних греков отличались антропоморфизмом, т.е. грек представлял себе богов, олицетворявших силы природы, в виде людей — со всеми человеческими слабостями, но более могущественными, прекрасны­ми и бессмертными.

    Специалисты относят мифологию ко всеобъемлющей системе правил (начиная с обычаев, установленных первопредками), подразумевающей включение человека в коллектив, коллектива — в сверхъестественный мир, а его — в космос. Мифология захватывала всего человека — его душу, разум, мировоззрение, чувства и даже социальное бытие. Он не мог выйти за ее рам­ки и находиться вне ее, пока являлся членом первобытного общества. Он рождался и умирал в ней и с ней. Грубо говоря, мифология напоминает со­временную тоталитарную секту, которая целиком и полностью подчиняет себе человека, заставляя жить и думать в соответствии со своими законами. Правда, в современном обществе насчитываются сотни и тысячи сект, а в небольшом традиционном обществе существовала одна единственная ми­фология, и свободы выбора у человека не было никакой.

    Основой мифологии выступает миф. Миф, как и мифология, понимает­ся в двух значениях — позитивном и негативном. В позитивном это сакраль­ный феномен, сыгравший решающую роль в эволюции архаичной культу­ры, сохранивший предания, мировоззрение и героику ушедших времен. В негативном миф понимается как сгусток суеверий, а мифология — как антастическое отражение реальности в сознании первобытного общества. Для культурологии важен скорее первый, позитивный аспект.

    Мифы, как и легенды выступают основным жанром фольклорных про­изведений героического характера, вобравшими знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.

    Когда сегодня говорят о мифизации или мифологизации того или иного явления, то подразумевают негативный аспект, а именно тот факт, что дан­ное явление рационально непостижимо и должно благоговейно принимать­ся таким, какое оно есть. В противоположность этому демифологизация под­разумевает освобождение явлений и понятий от их былой мифической фор­мы, попытку их рационального объяснения.

    Мифология возникла и характеризует архаичное (первобытное) обще­ство, а в остаточной форме сохранилась в более развитых обществах. Мно­жество мифологических пережитков вошло в состав современных религий — христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др., хотя занимают в них под­чиненное место.

    В христианстве они сохранились вместе с ее социальной базой — народ­ной культурой. Мифологические культурные пережитки в наибольшей сте­пени сохранились в ритуально-обрядовой практике христианства, но почти полностью устранены из его центральной части — вероучения, куда входит онтологическая доктрина (как устроен мир), гносеологическая доктрина (как познавать мир) и богооткровение.

    Составными частями мифологии «классической» эпохи, т.е. первобытного общества, где мифология зародилась, расцвела и пришла к упадку, являются:

    • архаичные верования (тотемизм, фетишизм);

    • мифологическая картина мира;

    • архаичные культы (главный из них — культ предков);

    • архаичные институции (главный среди них — тайный союз жрецов).

    Мифология представляет собой исторически самый ранний способ выра­жения человеческого переживания и объяснения реального мира, которому свойственно воспринимать природные явления и исторические события как божественные деяния. Фольклористы обнаружили в народных верованиях, обычаях, сказках остатки древних мифов, доживших до нашего времени.

    Сегодня мы смотрим на мифологию как на самую примитивную форму об­щественного сознания. И есть почему. Когда политического вождя, государство в целом, общественный строй или народные массы непомерно возвеличивают, обожествляют и, ослепленные этими предрассудками, готовы пожертвовать ради них всем другим, даже собственным счастьем, мы говорим о мифологиза­ции сознания. По существу это шаг назад от просвещения во тьму веков.

    Так вот тогда, во тьме веков, появление мифологии представляло гран-диознуюреволюцию в сознании, сопоставимую, быть может, только с неоли­тической революцией. Ведь первобытному человеку важно было не просто придумать какие-то сверхъестественные силы, заставить себя поверить в них, но создать целостную систему мировоззрения, которая объясняла и зем­ной порядок: почему на свете есть бедные и богатые, куда уходят люди пос­ле смерти, есть ли другой мир и кто там обитает и пр. Если вы заглянете в мир древних мифологий, вы ощутите величие и грандиозность этого здания. Не случайно современные композиторы, художники и поэты черпали и продолжают черпать из нее вдохновение.
    МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

    Специалисты считают, что понятие «мифологическая картина мира» шире религиозной картины. Она включает не только представления о сверхъестественном мире (духах и божествах), но также абстрагированные понятия о космосе, пространстве и времени, которые послужили источни­ком возникновения ран нефилософских учений. В рамках мифологии фор­мируется представление об особом поэтическом даре, подготавливавшем почву для становления литературы.

    У первобытных народов мифологическая картина мира включала три уровня, или слоя: наверху обитали светлые силы (божества либо добрые духи), средний, или срединный мир отводился для живых людей, нижний мир, т.е. подземное царство, был средой обитания душ умерших. Мифоло­гическая картина олицетворяла строение всего космоса. Три уровня — это три зоны космоса: небо, земля и преисподняя (загробный мир).

    Срединный мир олицетворяло мировое дерево, изображение которого ча­сто ставили в центре жилища. Его предназначение — соединять все три мира и служить центром мироздания. Специалисты, в частности В.Н. Топоров, выделяют целый космологический период в истории культуры — эпоху ми­рового древа. В скандинавской мифологии мировое дерево (ясень) Иггдра-силь «проросло» сквозь все миры: его корни грызет змей, крону венчает орел, ветви гложет олень, олицетворяющий срединный мир. В финно-угорской традиции функцию мирового дерева, соединяющего все миры, выполняет Млечный путь.

    В большинстве мифологических картин мира центр мироздания, где пе­ресекаются его вертикальные и горизонтальные координаты, располагает­ся в срединном мире — сообществе людей. Топологически его символизи­рует центр деревенского поселения, алтарь в храме, трон — во дворце пра­вителя. Часто таковым выступало погребальное сооружение, символически соединявшее посю- и потусторонний миры. Поскольку древние китайцы представляли сотворение мира как постепенное отделение неба от земли, то в мифах есть упоминания о том, что первое время на небо можно было взоб­раться по особым небесным лестницам. Наряду с представлением о небес­ных лестницах и пути на небо существовали и мифы о горе Куньлунь (ки­тайский вариант так называемой мировой горы), которая как бы соединяла землю и небо: на ней находилась нижняя столица верховного небесного владыки (Шан-ди). В основе этих мифов лежит представление о некой «ми­ровой оси», которая принимает форму не просто горы, но и возвышающей­ся на ней столицы — дворца. Другое представление о космической верти­кали воплощено в образе солнечного дерева — фусан (букв, «поддержива­ющее тутовое дерево»), в основе которого лежит идея древа мирового.

    Другая особенность древних космогонии — «очеловечивание» (антропо-морфизация) космоса. В Древней Индии космос творился из расчлененного тела первочеловека — ведийского Пуруши. В древнеисландском сборнике мифологических и героических песен «Старшей Эдде» описывается убий­ство богами первозданного великана Имира, чья «плоть стала землей, ста­ли кости горами, небом стал череп,... а кровь его — морем».

    Космогония — составная часть мифологии.

    КОСМОГОНИЯ (от космос и ...гония; греч. kosmogonia) — 1) в арха­ичных культурах модель происхождения мира и человека, определяв­шая также иерархические отношения между богами; 2) в современ­ных культурах раздел астрономии, изучающий происхождение и раз­витие космических тел и их систем (планет и Солнечной системы в целом, звезд, галактик и т.д.).

    Прежде чем космогония превратилась в систему научных представлений, она прошла мифологическую стадию.

    Космос, символизирующий в мифологии порядок, рождается из хаоса, который постоянно сосуществует с человеком и его обществом. Переход из одного состояния в другое возможен в любой момент, особенно в период смены календарных циклов, при социальных и семейных переменах (рож­дение ребенка или смерть сородича вождя). Эти периоды опасны возмож­ностью проникновения сил хаоса, смерти, злых духов в мир людей. Для того чтобы защитить себя от интервенции чуждых сил, людям приходилось с точностью до деталей осуществлять специальные ритуалы, отступление от которых грозило бедой. Погребальные, свадебные и календарные обряды восстанавливали космический порядок, очищали и стабилизировали сре­динный мир людей.

    Для того чтобы у простых смертных приобщение к миру космоса произош­ло как надо, приходилось долго тренироваться и репетировать. Защита от вторжения сил хаоса не должна была застать их врасплох. В специальных ритуалах разворачивалась рецитация космогонических мифов, моделиру­ющая вторжение сил хаоса — карнавальные обряды ряжения злых духов, ритуальные оргии (промискуитетные обряды), ритуализованные восстания против правителей. Подобные обряды ставили хаос под контроль людей, обновляли и очищали мировой порядок.

    Вторжение сил хаоса происходило снизу — из подземного мира, но ни­когда не сверху. Небеса — место обетования добрых сил. В мифологии, та­ким образом, зародилась асимметрия небесного и подземного, которая поз­же была унаследована христианством.

    Срединный мир надо было защищать именно снизу. Для этого у многих на­родов создавались изображения так называемых стражей — фигурок-охра­нителей, которые дали начало целому жанру в прикладном религиозном и

    светском искусстве. Корабли испан­ских, греческих, скандинавских и сла­вянских народов украшали особые но­ совые фигуры из дерева, призванные охранить моряков от проявлений злой стихии и злых духов. Китайцы ставили статуи стражей на коньки кровель, под карнизами зданий и у гробниц. Они оберегали живых и мертвых от злых ду­хов. У народностей кота в Габоне черепа и кости наиболее почитаемых пред­ков по обычаю хранят в корзинах в особой хижине и приносят им жертвы. Для защиты останков от злых сил на корзины помещают фигурки стражей.

    Постоянная угроза вторжения сил хаоса, как и моделирование этого втор­жения, особенно в календарных ритуалах, способствовала возникновению представлений о космических циклах — бесконечном ритме смертей и воз­рождений природы и человека (предков — в потомках, мальчика-неофита — во взрослом мужчине после инициации и т.п.). Рождение и смерть, в отли­чие от более поздних времен, не драматизируется, а как бы карнавализиру-ется. Они — части обновительного ритуала.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   25


    написать администратору сайта