фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
Скачать 2.02 Mb.
|
Клички уголовников предназначены для сокрытия имен с целью обеспечения конспирации. Это персонифицированная форма жаргонного обращения к представителям криминального сообщества. Кличка не только заменяет фамилию, имя человека, но и закрепляет его статус в преступной среде, выполняет одновременно оценочную функцию («хороший», «плохой», «злой», «добрый» человек). Авторитетный преступник никогда не может иметь оскорбительных кличек. Воровские клички могут отражать свойства личности, имя или сокращенную фамилию («Леха» — Алексей; «Боб» — Бобков; «Савоська» — Савоскин и т.д.); физические особенности («Горбун», «Хромой», «Костыль», «Очкарик» и т.п.); статус индивида («Пахан», «Король», «Бриллиант» — высокий статус; «Леди», «Петух», «Помойка», «Жаба» — низкий статус); специфику преступной деятельности («Робинзон» — вор-одиночка, «Пляжник» — пляжный вор, «Фунт» — валютчик, «Баклан» — хулиган, «Джек Потрошитель» — сексуальный убийца). Кличка — это своего рода краткая, но очень меткая характеристика преступника. Она остается за ним даже в случае, если он изменил фамилию и перешел на нелегальное положение. Зная кличку, можно более оперативно найти нужного человека и составить его предполагаемый психологический портрет. Если жаргон, кличка — это вербальные атрибуты общения в криминальной среде, то татуировки — знаковое, невербальное средство передачи информации. Они, как и жаргон, характеризуют внутренний мир преступника, свидетельствуя либо о принадлежности его к определенной категории правонарушителей, либо о тяготении к ней. Рисунки на теле преступника можно разделить на три основных группы: татуировки общего плана; татуировки-символы и татуировки криптографической направленности. Татуировки являются своего рода знаками отличия от общей массы правонарушителей. На основе татуировок можно получить информацию о количестве судимостей, отбытом сроке в местах лишения свободы и месте отбывания наказания. Татуировки выполняют функцию социальных маркеров, а затем уже, как бы во вторую очередь, представляют собой художественное творение. Они выделяют профессиональных преступников от общей массы правонарушителей. Раньше татуировки представляли своеобразные клейма на теле преступников, накожные узоры в виде рисунков или надписей. Они являются не только украшением, но и своеобразным тайным языком преступного мира. По ним можно узнать, где и за что человек отбывал наказание, каково его положение на иерархической лестнице преступного сообщества, (рис. П4. Рис. 27. Кисть руки в татуировках: 1 — отбывал наказание за грабеж; 2 — дважды отбывал наказание в ВТК. «Отсидел борзо»,о чем свидетельствует корона; 3 — «вор-рецидивист» (имеет высший статус в воровской среде); 4 — неисправимый; 5 — имеет 5 судимостей; 6 — совершил два побега из НТК; 7 — «привет ворам» (данный субъект — «вор в законе»); 8 — раслет наносят те, кто провел в колонии не менее 5 лет, на двух руках — не менее 10 лет. Татуировка — визитка осужденного, в ней отражается криминальная биография: число судимостей, отбытый или назначенный по приговору суда срок, воровская «масть», отношение к администрации, правоохранительным органам, склонности, характер, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, место в уголовной иерархии и даже эрудиция. Однако в целом татуировки не играют той коммуникативной роли, которая отводилась им до начала 1970-х гг. Современные опытные профессиональные преступники стремятся не татуироваться и уничтожить старые рисунки. Татуированное тело вора «изображает» как бы официальный мундир, покрытый регалиями, орденами, знаками чинов и отличий. Не случайно на воровском жаргоне традиционный набор татуировок называется «фрак с орденами». Об изображении мундира можно говорить в буквальном смысле. Так, например, существует множество наплечных татуировок, которые изображают самые настоящие эполеты или погоны со звездами или черепами. Фактически весь послужной список вора, вся его биография воплощается в таких татуировках. Здесь все его взлеты и падения, назначения на новые должности и разжалования, тюремные «командировки» и переходы на новую «работу». Воровские татуировки — это одновременно и «паспорт», и «досье», и «орденские книжки», и «грамоты», и «эпитафии», т.е. это комплекс официальных бюрократических документов (рис. 28). Естественно, что человек, не имеющий татуировок, в мире воров не имеет вообще никакого социального статуса, как бы вообще не существует. На воровском арго такой человек называется «петушок», т.е. он мгновенно приобретает статус лагерного «чухана»46. Рис. 28. Татуировки у представителей воровской элиты: 1-3 — один или два погона (эполет) — данное лицо занимает высокое положение в преступной элите, имеет высокое звание (капитана, майора и т.д.); 4 — восьмиконечная звезда на груди (знак вора-рецидивиста); 5 — шестиконечная звезда на коленях — «никогда не встану перед судом на колени» (на плечах — «никогда не одену погоны») Согласно данным исследования А.А. Тайбакова, 62% опрошенных осужденных имеют на своем теле те или иные татуировки. Из них 55% точно известно их значение. Характерно, что впервые нанесли татуировку в условиях следственного изолятора 34%, 28 — сделали это на воле, 22 — прибегли к такому украшению тела во время прохождения службы в армии, 16 — нанесли татуировки во время отбывания наказания в исправительных колониях, 38 — нанесли татуировки, руководствуясь эстетическими соображениями, 12 — преследовали цель обозначения своего статуса, 4 — полагали, что это облегчит их идентификацию среди других представителей криминалитета, все остальные осужденные исходили из других побуждений (мода, свободное времяпрепровождение и т.п.)47. При татуировке осуществляется — добровольная или насильственная — стигматизация профессиональных преступников. Все «наколки» («порта-ки») являются функциональными. Иногда татуировки делались насильно (в случаях, когда человек «опускался» — становился неприкасаемым, парией, часто — пассивным гомосексуалистом). «Наколка», сделанная «не по рангу», сурово наказывалась. Так, человеку, изменившему на пальце статусный рисунок «перстня», этот палец отрубался. Если кто-нибудь осмеливался сделать себе незаслуженные татуировки — знаки отличия «вора в законе», он подлежал смерти. К формам тюремной коммуникации относятся: перестукивание в тюрьме; визуальное общение на пальцах (тюремный семафор или ручная «феня»); передача информации через положение сигареты при курении, формы затяжки, выпуск дыма и т.д. Большой популярностью пользуются «блатные» песни, анекдоты, в которых проявляется бесстрашие, удаль, открытость «воров», их превосходство над сотрудниками правоохранительных органов. |