Главная страница

фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры


Скачать 2.02 Mb.
НазваниеНаписать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
Дата06.01.2023
Размер2.02 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры.doc
ТипКонспект
#874183
страница24 из 25
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

16. ТЮРЕМНАЯ КАРТИНА МИРА -127 стр

И зучением русского криминального и тюремного миров занимались на­чиная с XIX в. языковеды, этнографы, криминалисты. Тюрьмоведение за­родилось в конце XVIII в., его развитию содействовали пенитенциарные конгрессы (с 1840-х гг.), а также периодическая литература. Из числа фунда­ментальных отечественных работ, содержащих материалы по истории русской тюрьмы, можно назвать исследования Н.Д. Сергеевского, И.Я. Фойницкого, Н.С Таганцева, СВ. Познышева и др.23 Этнографами, психологами, фольк­лористами описывались разные аспекты тюремной картины мира. Первую музыкальную запись тюремного фольклора осуществил композитор В.Н. Гартенвельд, совершивший в 1908 г. поездку в Сибирь для изучения пе­сен каторги и ссылки. Особенности тюремной психологии привлекли внима­ние М.Н. Гернета, выпустившего в 1925 г. книгу «В тюрьме», в которой был обобщен материал, собранный в тюрьмах Москвы и Петербурга, ему же при­надлежит многотомный труд «История царской тюрьмы». В числе наиболее глубоких исследований можно назвать работы Т.М.Акимовой, В.Г. Шоминой, СИ. Красноштанова, A.M. Новико­вой. Тексты, отражающие дореволю­ционную тюремную традицию, запи­сывали и публиковали В.П. Бирюков, Е.М. Блинова, А.В. Гуревич, Л.Е. Элиа-сов, А. Мисюрев и др. Тема советских тю­рем стала популярна в нашей фолькло­ ристике и этнографии в начале 1990-х гг. В 1990 г. появились работы Л. Самой­лова, В.Р. Кабо, ГА. Левинтон, посвященные этнографии тюрьмы и лагеря24. Постепенно начали появляться антологии современной тюремной лирики. Фольклористы заинтересовались и другими жанрами современного тюрем­ного фольклора: мифами, преданиями, устными рассказами заключенных. Кроме весьма квалифицированных работ А. Гурова интерес представляют также публикации В.Ф. Пирожкова, одного из самых больших специали­стов по криминальной субкультуре, А.Н. Олейника, А.А. Тайбакова, О.Богачева, Ю.П.Дубягинаи Ю.К.Александрова. К слову заметить, самые пер­вые исследования криминальной субкультуры начали проводить сотрудни­ки МВД, хотя их работы по этой теме и носили, по меньшей мере, гриф «для служебного пользования».

Структуру, содержание и символы тюремной картины мира исследовала Е.С Ефимова. Ей удалось установить, что пространство воспринимается в ней как замкнутая территория, а время — как циклически повторяющийся процесс (видимо, пропорциональной количеству «ходок» и отсидок)30. Две яркие доминанты арестантской картины мира — путь и круг. Представите­ли тюремного мира называют себя бродягами, которые скитаются — по воле «злого рока» — по жизни и не знают приюта. Путь арестанта противопо­ставляется вольным дорогам: в пространстве тюремном — это пути замкну­тые: дом — СИЗО — вокзал — столыпинский вагон — центральная тюрь­ма — зона — дом — СИЗО и т.д. Дороги (из КПЗ в центральную тюрьму, из Централа на зону) тоже замыкаются: за временным посещением простран­ства свободы следует новое посещение тюрьмы. Возникает представление о «плене дорог». Россия оказывается в этой картине мира лишь большим тюремным кругом. Преступник воспринимает тюрьму не как эпизод или этап в своей жизни, а как безальтернативный способ существования. Сво­бода для него — случайная остановка в пути, а тюрьма — конечная станция назначения или постоянное место пребывания.



Если есть криминальные миры, то должна быть наука, занимающаяся их изучением. тюрьмоведение

Статус преступника подразумевает положение выключенное из основ­ной социальной иерархии: преступник пребывает вне общества и активно ему противостоит, будучи активным изгоем, он находится вне культурного пространства. Пространственное положение преступника зафиксировано в жаргоне: представители криминального мира называют себя бродягами и ларам срисуют свою жизнь как странствие. Идея бродяжничества сближает современную криминальную субкультуру со старинной культурой разбой­ников и пиратов, также именовавших себя бродягами.

Тюрьма всегда считалась единственным местом, которое вор называл домом. Она выполняла функцию укрепления статусной репутации вора, измерителем которой являлась продолжительность отсидки. Человек, не по­бывавший в заключении («не топтавший зону»), не мог претендовать на высокий статус в уголовных кругах. С давних времен сохранилось обязатель­ное требование к «честному вору» иметь несколько судимостей и время от времени попадать в места лишения свободы (по «закону», настоящий вор должен встретить смерть на тюремных нарах).

Однако ныне отношение воров к тюрьме изменилось. Если прежде про­вести большую часть жизни в тюрьме считалось особым признаком касто­вости, то сегодня вор стремится оставаться вне тюрьмы, рассматривая даже день за решеткой недопустимым. Традиционные символы вора, типа кра­сочных татуировок, устарели. Чисто выбритые, в модной одежде, разъезжа­ющие на иномарках и проживающие в городских либо загородных хоромах воры в законе и криминальные авторитеты — органичная и неприметная часть атрибутики современной рыночной культуры.

Тюремной картине мира свойственны экзальтация, ностальгия и роман­тизация воровской действительности. В этом специалисты видят проявле­ния театральности, гипертрофированного ритуализма. Жизнь в зоне подчи­нена уставу, регламентированы все детали частной жизни, особенности одежды, условий быта. Отклонения от нормы обретают особую символиче­скую роль. Противопоставляя свои законы официальным, воры и блатные заботятся о соблюдении неформальных предписаний и правил. Вор негатив­но относится к государственной власти, это отношение проецируется на его отношение к администрации тюрьмы и лагеря. В знак протеста против за­конов, установленных администрацией, весь распорядок дня в тюрьме и ИТУ (исправительно-трудовом учреждении) демонстративно нарушается. В прошлом символическое отрицание работы выражалось в подчеркнуто ритуализованных действиях: воры устраивали театрализованные представ­ления, сжигая орудия труда и греясь у подобных костров.

Поведение современного вора соотносимо с поведением мифологическо­го трикстера, скомороха, сказочного героя-вора: он носит маску «дурачаще­го дурака», которая является одним из основных его орудий. Кража и обман — основные доблести вора. Вор — хитрец, интеллектуал, лгун. Каждый его пос­тупок, пишет Е.С. Ефимова, носит двойной смысл: истинный и ложный, на­правленный на обман простака, чей ранг ниже. Простаком или дураком мо­жет являться на свободе — жертва преступления, в тюрьме — представитель администрации или первоход, новичок в тюремном сообществе, еще не про­шедший инициацию и не ставший «своим». В основе воровского мировиде-ния лежит игра, освобождающая от законов жизни. Словесное искусство во­ров — это, в первую очередь, искусство лжи. Одна из ведущих форм тюрем-но-воровского фольклора обозначается жаргонным термином «прикол». Приколы сопровождают все бытовые действия заключенных: используются при отказе от работы, за едой, во время картежных игр.

Он, как и актер, ведет двойную жизнь, умеет притворяться, выдумывать, отшучиваться, постоянно находясь в жесточайшем напряжении, поскольку любой его жест или слово могут быть истолкованы не так или не в его пользу, и тогда провал — но уже не театральный, а реальный, грозящий его жизни, — неминуем.



В тюрьмах табуирован и ритуализирован даже жест поклона. Существу­ет тюремный запрет поднимать что-либо с пола. Табуирован красный цвет (ментовской). Табуированы также некоторые слова. Вместо «садись» гово­рят «присаживайся», вместо «спасибо» — «добро». Среди запретов наиболее важную роль играют те, которые связаны с предметами «низкими», ведь заключенные стараются держаться как «достойные арестанты» и «не ронять себя». Особую символическую нагрузку имеют действия, связанные с пара­шей: человек, моющий парашу, счита­ется опущенным.

Тюремная несвобода оказывается метафорой скорбного жизненного пути: человек неволен выбирать себе дорогу, за него распоряжается слепая судьба. Воры в законе традиционно мыслили себя жертвами судьбы или злого рока. Либо судьба, либо коварные обстоя­тельства толкали человека на неправед­ный путь: родители спились или умер­ли, ребенка выгнали из дома или он ос­тался с малых лет сиротой. Мотивация объективности того преступного пути, на который ему пришлось ступить как бы помимо своей воли, служит одной цели: оправданию себя перед миром и Богом. В тюремной лирике постоянно звучат темы несудьбы (недоли), раз­луки, жестокого рока, который олицетворяет поезд, уносящий заключенных в неизвестное будущее.

Вот и ловят! Сажают! Выходим! Но из круга не выйти беды. В этой жизни себя не находим, Не оймем новорусской среды.

В ставшем для вора единственным, хотя мрачном и холодном, простран­стве главного приюта жизни особо отмечены тюремные «святыни»: чай и си­гареты. Чаепитие и курение — не профанические действия, а центральные тюремные ритуалы, они объединяют заключенных в единую «семью», в кри­зисное время поддерживают целостность мира, не дают распасться времени и пространству, организуют зэковскую жизнь и наделяют ее сакральным смыслом. Сигареты и чай выступают символом жизни и тепла, дают возмож­ность обитателям «мертвого дома» почувствовать себя живыми людьми33.

Вокруг «чифирбака» объединяется арестантская «семья». Совместная трапеза, так же как совместное курение, является знаком духовного родства заключенных. Поскольку «чифирение» считается администрацией наказу­емым либо неодобряемым деянием, то этот ритуал приобретает особое значение благодаря своей запретности. Он превращается в некую протестную акцию. А все, что делает зэк, должно, по воровским законам, противосто­ять или контрастировать с официальными нормами. Разговоры, сопровож­дающие чаепитие, тюремные «базары» «о житье и бытье», становятся также своего рода ритуализованным действием, в процессе которого возрастает степень групповой солидарности и причастности к общему целому.

Любое место в камере (у окна или, напротив, у параши) или на зоне (сто­ловая или мастерская) наделяется символическим значением и статусным рангом. Привилегированное, козырное место в камере и в бараке — даль­ний угол у окна, где и светлее, и не видно в глазок надзирателю — называ­ется воровским углом или воровским кутком. Здесь располагается отрица-ловка, идейные воры. Воровской ку­ток — место почетное, у параши — ме­сто позорное.

Для тюремной субкультуры харак­ терно чаепитие на полу, что определя­ется самим содержанием и условиями тюремной жизни. «Сидение» оказывается удобным жестом, по мнению Е.С. Ефимовой, выражающим положение социального изгоя, находящего­ся на дне общества, ведущего себя вопреки традиционным правилам и нор­мам, поэтому оно бывает запечатлено в памятниках тюремного изобрази­тельного искусства — на рисунках, изображающих тюремную жизнь.

Если в обычной жизни этикет предписывает благодарить Бога за еду и запрещает ее хулить, то тюремную пищу, напротив, принято ругать. Виной тому — отвратительное качество тюремной баланды. Оценка тюремной пищи как несъедобной выражает негативное отношение к администрации тюрьмы, к собственному положению арестанта-невольника. Запрещается благодарить и за подарки. Когда один заключенный передает другому сига­реты или чай, можно ответить «добро», но не «спасибо», поскольку чай и сигареты — это часть «общака», а он принадлежит всей арестантской семье34. Важнейшей метафорой тюремной субкультуры является пища — суточ­ная норма хлеба заключенного (горбыль, костыль, птюха, кровная пайка). Мотив пайки встречается в тюремных пословицах и поговорках, наивной литературе осужденных. Тюремная пайка хлеба не разрезается, а ломается, что зафиксировано и в языке («пайку ломать»). Тюремный хлеб — особый культурный артефакт. Самое большое преступление против ближнего в тюрьме — похищение пайки хлеба. Хлеб может восприниматься как несъе­добный, горький, являясь метафорой горькой доли заключенного. Мотив «горького тюремного хлеба» встречается в альбомных стихах и афоризмах заключенных35. Вместе с тем тюремный хлеб может восприниматься как единственный предмет, связывающий с волей. Символически он связан с небом, с живым пространством воли.

В тюрьме и на зоне высока символическая роль одежды: отклонения от установленного образца — знак особого положения зэка. Воры в законе имеют право носить особую одежду: в прежние времена они подбивали са­поги звенящими подковами, ушивали форму, шапки носили набекрень, вставляли фиксы. Сегодня воры и блатные выделяются из толпы заключен­ных за счет более богатой и нарядной одежды, в тюрьме они имеют возмож­ность одеваться так же, как на свободе. Аристократизм вора проявляется в его пренебрежении к этим предметам, связанным с «телесным низом»: носки и сапоги, а также белье. Вор в законе никогда не будет чистить себе сапоги и стирать носки, он делает это через шестерок или обиженных, которые обязаны стирать носки и чистить сапоги прежде всего другим.

Наиболее популярны в тюремном мире такие жанровые разновидности



блатных песен, как баллады, лириче­ские песни, описывающие мир неволи (в том числе политические — дисси­дентские), удалые песни, шуточные песни эротического содержания, пес­ни-переделки. Большинство тюрем­ных песен можно назвать «слезными»: они призваны вызывать сочувствие к судьбам зэков. Тюремные баллады по­вествуют о судьбе преступника, расска­зывают о его детстве, первой любви, которая подчас и приводит к преступ­лению, о самом преступлении, о суде, на котором герой часто произносит покаянную речь, вызывающую слезы у слушателей. В поэзии заключенных подчеркивается, что человек в неволе утрачивает все. Но за утрату всего зэк обретает возможность и право быть глашатаем истины (подобно младенцу или юродивому). Теряя в мире тлен­ном, человек стяжает в мире вечном. Изгой в обществе, он мыслит себя приближенным к Богу в мире вечном. Социальное унижение в поэтическом воображении заключенного превра­щается в сакральное избранничество.

Важный элемент тюремной субкультуры — письма и записки. Их назы­вают малявы, малявки, мульки, ксивы. В тюрьмах и ИТУ основной формой общения является переписка. Деловые и дружеские письма отличаются друг от друга функционально и стилистически. Вторые могут представлять собой, к примеру, поздравительную открытку, посланную другому зеку, готовящемуся стать смотрящим за корпусом. Женщины получают и пишут в основном любовные «малявы». Для них характерна утрировка чувств, они обильно насыщены метафорами, сравнениями, гиперболами. Деловые послания — это инструкции и обращения, подписанные вором в законе или группой лиц. «Ксивы» поддерживают заключенных, в них даются инструкции по поведе­нию в тюрьме и на зоне, отношению к администрации, «мужикам», «коз­лам», «дороге». Подчас основной задачей «ксив», направленных в ИТУ, яв­ляется призыв к «слому зоны», т.е. обучение зэков тому, как взять верх над администрацией. Оговаривается тактика воров, направленная на «слом зоны»: подрывать авторитет начальства («красных», «своры»), бороться за то, чтобы «мужики» не работали36. Тюремные письма часто шифруются, причем в них используются те же аббревиатуры, что в татуировках.



Тюремная субкультура — это система табу и ритуалов, которые регламентируют пребывание в зоне

Разнообразные фольклорные жанры представлены в памятниках письмен­ного фольклора заключенных: альбомах, песенниках, блокнотах. Альбомы художественно оформляются, а песни и стихотворения — богато иллюстри­руются. Наиболее популярны рисунки, изображающие решетку, наручни­ки, розы за колючей проволокой, горящие свечи. Заключенные демонстри­руют свое интеллектуальное превосходство над представителями властей и свободными людьми, они, как отмечает в своем исследовании Е.С. Ефимо­ва, используют в речи иностранные слова, заведомо непонятные ментам, афоризмы из Ницше и Шопенгауэра. Афоризмы заучиваются наизусть и находят место на страницах тюремных альбомов. Изречения на иностран­ных языках наносятся на тело в виде татуировок. Смысл изречения подчас забывается и носитель татуировки не может объяснить, что означает нане­сенная на его тело надпись. Афоризмы вообще чрезвычайно популярны в тюрьмах и ИТУ. Ими испещрены стены штрафных изоляторов, ими украшают альбомы и блокноты, они постоянно мелькают в разговорной речи. Традиционные тюремные афоризмы выражают идеологию криминального мира: презрение к властям и всему людскому «стаду»3

Неотъемлемой частью тюремной картины мира и тюремного фольклора выступают татуировки, клички, табу, ритуалы, жаргон.

В субкультуре осужденных, как и в архаичных культурах, широко распро­странены табу («западло»). Например, нельзя ни перед кем становиться на колени (особо рьяные последователи тюремных традиций выкалывают на коленях пятиконечные звезды). Если осужденный путем насилия или обма­на встал на колени, его статус понижается: вставший на колени не может командовать другими. Табу делятся на общеупотребительные и исключи­тельные. Вторые рассчитаны только для лидеров уголовного мира. Напри­мер, авторитет не может участвовать в художественной самодеятельности: его дело руководить людьми, а не паясничать на сцене. Какие тут могут воз­никнуть проблемы, показано в фильме «Комедия строгого режима», постав­ленного по рассказам С. Довлатова.

Средством уголовной коммуникации выступает особый язык — жаргон, или арго. Термин «арго», согласно словарю Мерриам Уэбстере и Оксфорд­скому толковому словарю обозначает «тайный, засекреченный язык», а жаргон — профессиональную лексику. Стало быть, если в криминальной культуре речь идет о подростках, то они пользуются арго, а если о профес­сиональных бандитах, то у них на вооружении жаргон. Хотя в тюрьме и на зоне используемый язык выполняет обе функции — конспирации и профес­сионализации.

В уголовной среде жаргон имеет три разновидности, каждой из которых присущи свои лексические и коммуникативные особенности: 1) общеуго­ловный жаргон, которым пользуются как обычные правонарушители, так и профессиональные преступники; 2) «тюремный» жаргон, типичный для мест лишения свободы; 3) специально-профессиональный жаргон, харак­терный только для преступников-профессионалов.

Уголовный (воровской) жаргон не является самостоятельным языком, он возникает и функционирует на базе общенационального языка и относит­ся к разряду условных языков. Они существуют у многих социальных групп (молодежный сленг, профессиональные языки) и выполняют сигнально-обособительную функцию: свидетельствуют о принадлежности к определен­ной социальной группе. Уголовному жаргону присуща и конспиративная функция: он служит средством засекречивания информации от «непосвяще-ных». Ему свойственны образность, парадоксальность, ироничность (напри­мер, изнасилование — это «лохматая кража»), что делает его привлекатель­ным для подростков.

Воровской жаргон возник достаточно давно, на Руси он берет начало от арго офень — жуликоватых торговцев-коробейников. И выражение «ботать по фене» (употреблять жаргон) есть искаженное воспроизведение выраже­ния «болтать по офенски». На Руси криминальный язык известен и под названием «блатная музыка». По словам В.И. Даля, эта «музыка» была разра­ботана столичными мошенниками, карманниками и ворами разного про­мысла, конокрадами и барышниками.

А вот некоторые исследователи считают, что в седьмом веке на Руси про­живал офенский народ, исчезнувший почти бесследно и оставивший о себе память лишь в русских былинах. Язык феней передавался поколениями, и вскоре его стали употреблять нищие, бродячие музыканты, конокрады, про­ститутки. Феней не просто общались, ею шифровали устную и письменную информацию, стремясь утаить смысл от лишних глаз и ушей. Жаргон вошел в воровские шайки, остроги и темницы, проник на каторгу. Их коренные обитатели даже отвыкали от родной речи, путая слова и выражения.

Изучение криминальных субкультур имеет долгую историю. Записи арго у славянских народов, сделанные собирателями-этнографами, писателями и лингвистами, согласно данным Е.С. Ефимовой, относятся к XIX—XX вв. Первые известия об арго (XVII в.) связаны с казаками, наиболее древний пласт арготизмов восходит к лексике новгородских и волжских речных раз­бойников, бурлаков, калик перехожих. В создании криминального фольк­лора принимали участие также бродячие ремесленники и торговцы (офени). К XVIII в. относятся и первые публикации разбойничьего и тюремного пе­сенного фольклора в сборниках Трутовского, Чулкова, Кирши Данилова. В отдельный раздел разбойничьи песни наряду с «воинственными» и «сол­датскими» выделяет П.В. Киреевский. В 1820—1830-е гг. начинается запись разбойничьих преданий, к которым примыкают и предания о крестьянских восстаниях. Разинский фольклор, разбойничьи песни и предания записы­вают А.С. Пушкин и Н.Н. Раевский. Образы арестантов и беглых каторж­ников эпизодически появляются в русской литературе, начиная с 1830-х гг., в творчестве И.Т. Калашникова, Н.С. Щукина, Н. Полевого, А. Таскина, Д.П. Давыдова. Внимательное изучение жизни и быта преступников начи­нается с «Записок из Мертвого Дома» Ф.М. Достоевского — возникают очер­ковые записки, повести, романы, посвященные исследованию острожной жизни. В числе первых — роман Вс. Крестовского «Трущобы». Большую роль в собирании демократического фольклора (фольклора социального проте­ста, народных бунтов, тюремного, фабрично-заводского, солдатского) сыгра­ли фольклористы второй половины XIX в.: описание быта «голи кабацкой», нищих, беглых воров и разбойников дает И. Прыжов в «Истории кабаков», как самостоятельную тему «вольных людей» выделяет Н. Аристов. Описа­телями тюремной субкультуры и собирателями тюремного фольклора ста­новятся политические заключенные — В.Г. Богораз, B.C. Арефьев, А.А. Ма­каренко, Ф.Я. Кон и др. Заключенными российских тюрем в разное время были Л. Мельшин, В. Фигнер, В. Короленко, В. Серошевский и др., в ме­муарах которых представлены зарисовки быта и жизни не только поли­тических ссыльных, но и представителей старой воровской среды. Интерес к жизни заключенных проявил А.П. Чехов, совершивший поездку на ост­ров Сахалин. Этнографически точные картины социального «дна» пред­революционной эпохи представлены в произведениях В. Гиляровского и М. Горького. В советское время заключенными российских тюрем стали многие литераторы и деятели культуры (А. Солженицын, В. Шаламов и др.),

в своих мемуарах и литературных произведениях осветившие некоторые осо­бенности субкультуры советской тюрьмы.

Жаргон в начале XX в. насчитывал почти четыре тысячи слов и выраже­ний. В дальнейшем тюремно-лагерная политика СССР для криминального языка открыла новую эпоху. В течение десятилетий жаргон изменялся и дополнялся. Лексический запас современной уголовной среды включает свыше десяти тысяч слов и выражений, многие из них применяются край­не редко (это пассивный запас). Для общения блатарю достаточно 300— 400 слов, хотя он понимает гораздо больше. Скажем, карманник сегодня во­оружен пятьюстами терминов и выражений, шулера имеют около трехсот, домушники — двести, грабители и наркоторговцы — по 100—150.


1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


написать администратору сайта