Главная страница
Навигация по странице:

  • ОБЫЧАИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

  • Воровской закон

  • Два типа криминальных законов

  • фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеНаписать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
    Дата06.01.2023
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры.doc
    ТипКонспект
    #874183
    страница22 из 25
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

    Шестерки служат для общих услуг: передают записки, собирают деньги, ежедневно проводят влажную уборку возле нар вора, достают сигареты и спиртное, доносят о непорядке, трудятся за вора, обстирывают и даже вслух читают книги. В зоне шестерки обязаны защищать вора, исполняя роль те­лохранителей. Авторитеты часто набирают в прислугу лиц, имеющих опыт охранной деятельности.

    Быки — прямые исполнители наказаний. Их также называют солдатами и посылают туда, где нужна грубая физическая сила. К примеру, опустить, отдубасить, а иногда и прикончить неугодного зэка. Ряды быков стараются пополнять здоровенными детинами, которые могут напугать впечатлитель­ного мужика или суку одним своим видом. Умом быки не блещут, и среди них даже встречаются дебилы, признанные судебными экспертами психи­чески здоровыми.

    Самые опасные среди быков — так называемые торпеды. Как правило, это молодые люди, получившие за содеянное ими преступление максимальный срок наказания — 15 лет, т.е. уголовники, проходящие по статье, связанной с убийством. На зонах их называют коцапами, хомутниками, рогометами, мокрятниками, роялистами, утюгами, полпотами. Уважением они не поль­зуются, но всегда находятся под рукой у коронованного вора. Торпеды — это смертники, камикадзе, которые выполняют задание любой ценой, даже если придется расстаться с жизнью. В торпеды может попасть карточный игрок, проигравший свою жизнь. Торпеды могут убивать не только в зоне, но и на воле.

    Последний уровень воровской при­стяжи — громоотвод. Он защищает авторитета с юридической стороны: берет на себя его преступления. Под­ставу стараются проводить очень тща­тельно и грамотно, так как самих при­знаний громоотвода для следствия мало. Следователь может пришить и липовое дело, записав плюс в свой ак­ тив, но тогда оно имеет большие шан­сы развалиться на суде. Роль громоот­вода могут исполнять шестерки или торпеды, реже быки и пацаны.

    Самая презираемая каста зоны — опущенные и обиженные (эти понятия иногда различаются, иногда употребляются как синонимы). Весьма распро­странено заблуждение, что в опущенные попадают только пассивные гомо­сексуалисты, лица, осужденные за половые преступления, и жертвы наси­лия в самой зоне. Это не так: по неписаным законам зоны обиженным мо­жет стать каждый из тех, кто совершил позорные, с точки зрения правильных понятий, преступления (изнасилование детей, зверское изнасилование жен­щин, зверское немотивированное убийство, развратные действия с малолет­ними и т.п.).

    Опущенных называют петухами, маргаритками, вафлерами и отводят для них отдельную территорию, так называемый петушиный угол. В казарме петухи ложатся у дверей, в камере — у параши или под нарами. Иногда их заставляют сооружать ширмочки, дабы полностью оградиться от лагерного изгоя. В столовой есть петушиные столы и лавки, где питаются лишь опу­щенные. Если обычный зэк сядет в петушиное гнездо, он становится закон-таченным и лишается былого уважения.

    Обычно петух одет неопрятно и грязен (ему запрещается мыться в бане и туалетных комнатах вместе со всеми). В столовой он пользуется специаль­ной посудой: в мисках, кружках и ложках сверлятся дырки, и, чтобы суп или чай не выливался, петух затыкает дырку пальцем. Уголовники часто вместо «опустили» говорят «подарили тарелочку с дырочкой».

    Опущенным поручают самую мерзкую работу: чистить туалет, выносить парашу, обслуживать помойные ямы. Если петух отказывается, его могут из­бить ногами (бить руками нельзя), окунуть лицом в парашу, или даже убить. Многие опущенные не выдерживают истязаний и сводят счеты с жизнью. К обиженным относят зэков, которых отвергли, но не опустили. Напри­мер, законтаченных в общении с петухами, карточных должников, отцеубийц, развратников или просто доходягу, не умеющего за себя постоять. Таких называют парашниками. Они по лагерному рангу выше петухов, но уборка туалета их не минует. Парашника в любой момент могут наградить посудой с дырками.

    Долгое время опущенные были полностью бесправными. Их ставили ниже легавых, сук и козлов. Но их клан стал приспосабливаться к зоне, со­здавать свой устав и свою иерархию. Это происходило не во всех лагерях и тюрьмах. Опытные зэки считали, что больше всего петухов на общем и уси­ленном режимах, и называли такие зоны козлиными.

    Верхушка тюремного мира ревностно следит за чистотой своих рядов и соблюдением субординации. Каждому определено свое место. Если какой-нибудь «фраер» возьмет на себя полномочия «вора в законе», его быстро снимут с пьедестала и накажут так, чтобы впредь неповадно было. Таких выскочек в тюрьме называют «сухарями».

    О прибытии на зону авторитета уголовной среды узнают заранее. Инфор­мация о нем летит по всем этапам быстрее курьерского поезда. С воли, от­куда забрали «автора», в места лишения свободы приходит «объективка», подтверждающая важность персоны и его положение в преступном мире. «Князем» зоны обычно становится «вор в законе». (Королем его не называ­ют, потому что на лагерном жаргоне «король» — это активно-пассивный гомосексуалист.) «Князь» прибывает с этапа один. Но в считанные дни об­заводится свитой и утверждает свою власть. Отныне у него две основные задачи: не допускать беспредела на зоне и обеспечивать сбор средств в «об-щак». Кроме того, вор в законе выступает в роли судьи и карает виновных. Разумеется, по своим, воровским законам.

    В местах лишения свободы особенно ярко наблюдается диверсификация осужденных на криминальные касты, подгруппы, формируемые по тому или иному признаку, в том числе по землячеству. По данным А.А. Тайбакова, 80% осужденных при опросе пояснили, что подразделение на касты имеется и признается преступным сообществом, 54% респондентов отметили, что у каст имеется целый комплекс обычаев и традиций, которые строго соблю­даются. Возможен переход из одной группы в другую (75% подтвердили это), причем чаще это происходит в сторону понижения статуса осужденного (62% утвердительных ответов). Авторитет на зоне занимает высокое положение благодаря: обладанию большим преступным опытом (3%), наличию пре­жних судимостей (1%), справедливости и честности в отношении окружа­ющих (8%), знанию преступной среды (3%).

    В последние годы в тюрьмах наблюдается резкий рост числа мастей, свое­образная инфляция этой категории, которая распадается на множество спе­цифических кличек: «козлы» и «дятлы» (доносчики), «барыги» (спекулянты), «фуфлыжники» (отказавшиеся платить карточный долг), «черти» (грязнули), «крысы» (ворующие в самой тюрьме), «петухи» (опущенные, педерасты).

    Как отмечает В.Ф. Пирожков, стра­тификация зоны налагает существен­ный отпечаток на психологию лично­сти и обладает рядом свойств: жестким делением на «своих» (соблюдающих криминальные нормы) и «чужих» (на­рушающих криминальные нормы); ролевыми предписаниями и экспектацией (ожиданиями) в зависимости от принадлежности к той или иной страте; наличием клеймения (ярлыков, кличек), отражающего социальный статус представителей преступного со­общества («пахан», «босяк», «чушка» и т.п.); автономностью функциониро­вания каждой страты, невозможностью, запретом дружеских контактов меж­ду представителями нижних страт; относительной устойчивостью крими­нального статуса; ограниченным продвижением вверх (самых достойных) и легкостью «скатывания» вниз («изгой» никогда не может продвинуться вверх); субординацией межличностных отношений между представителями различных страт; наличием у высшей «касты» определенных привилегий («мелких исключений»)13.

    Первичной ячейкой тюремного сообщества выступает группа сотовари­щей, достаточно долго и хорошо знающих друг друга (на тюремном арго — «семья», «кентовка», «однохлебки»). В «семьях», включающих от двух до десятка человек, живут свыше половины (53,4%) российских заключенных. Члены «семьи» ведут общее хозяйство, совместно проводят досуг, помога­ют и поддерживают друг друга. Описывая состав своих «семей», 53% респон­дентов в исследовании А.Н. Олейника отмечали, что в нее входят те, кому они доверяют. Символом доверия является даже совместный прием пищи («ломать вместе хлеб»).
    ОБЫЧАИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

    Сплоченная воровская среда в России — явление очень древнее. Ее исто­ки относят к концу XV в. В XVIII в. существовали уже целые селения воров и разбойников, причем практически в каждой обжитой области страны. Тогда же сложились и обычаи преступников: вносить вклад в «общак» — общую кассу, проводить инициацию новых членов сообщества, наделяться кличка­ми, общаться между собой на жаргоне («блатной фене» — и сами преступни­ки стали называть себя «блатными»), ограничивать свободу возвращения чле­нов воровского сословия в общество. Все эти обычаи сохранились по сей день.

    У тюремной субкультуры свои законы и представления о нравственно­сти , которые не обязательно идут вразрез с общечеловеческой логикой. В неволе подследственные живут по одним и тем же внутренним законам. Без «при­чин» никто никого, как правило, не притесняет и не бьет. Никто, конечно, не заинтересован в том, чтобы администрация ужесточала внутренний ре­жим в изоляторе. В тюрьмах живет плохо та категория подследственных, поведение которых идет вразрез с арестантскими представлениями о мора­ли. Недостойным считается попрошайничество — человек сразу попадает в касту неприкасаемых. Долгожители тюремных стен считают: в этом замк­нутом мире уважаем тот, кто умеет устроить свою жизнь так, чтобы не было нужды, и если человек чисто одет, помыт, и находится в состоянии психо­логического равновесия, значит, этот человек достоин уважения.

    Смысл их морали — жесткое противопоставление администрации. Для них люди по ту сторону, в некотором смысле, — «лохи». При этом взять у лоха не грех, а даже доблесть. Но это, так сказать, теоретически, потому что так называемые смотрящие никогда не допустят такого беспредела: хочешь, что­бы тебя не обижали, — не обижай других.

    Воровской устав запрещал законнику окружать себя дорогими вещами — особняком, автомобилем и тому подобным, носить любые украшения (един­ственным украшением должна быть лишь татуировка) и копить личные деньги. Образ жизни вора старой закваски лаконично выразил главный ге­рой известной комедии «Джентельмены удачи»: «Ты — вор. Украл, выпил — в тюрьму. Украл, выпил — в тюрьму». Действительно, часть своей добычи законник отдавал в общак, а на остальные гулял.

    Классический вор — почти аскет: ни собственности, ни дома, ни семьи. Ради воровской жизни и воровского братства вор должен отказаться от всего, что привязывает его к «мирской» жизни. Ничто не должно связывать его с миром, который он презирает и который ненавидит его самого. Но он еще аристократ — в специфическом смысле слова. Иными словами, он не должен заниматься физическим трудом — ни в зоне, ни на воле — и держать руки чистыми. Он живет на средства, добываемые кражами. Работа может только унизить его.

    прибыльной. Так, за три года работы в одной из колоний в Мурманской области некоторые умуд­ряются скопить на «Жигули». Вертухаи, как коробейники приносят товар на себе. Сигареты и чай носить менее опасно, так как всегда можно отговориться, что нес для себя. Вод­ку прячут в грелках, привязывая к поясу, или в выгнутой металлической фляжке, плотно приле­гающей под брюками к животу несуна. Обычно туда входит литр спиртного. Всем подряд контро­лер товар предлагать не будет. В колонии есть оптовики, именуемые на языке колонистов «бары­гами». Они принимают товар, прячут и приторго­вывают, учитывая и свой коммерческий интерес. С «ненадежными» осужденными контролеры предпочитают дела не иметь, только с отпетыми уголовниками. Последние, придерживаясь зако­нов воровской морали, ни под какими пытками благодетеля не предадут. Часто водку проносят в колонию «бесконвойные», т.е. заключенные, ко­торым начальство доверяет выходить за терри­торию тюрьмы по хозяйственным нуждам. Дове­рия те добиваются благодаря хорошему поведе­нию, приближающемуся окончанию срока заключения либо незначительности своего пре­ступления. Это мусорщики, свинари, строители. «Наладить дорогу» — главное для зека, желаю­щего скрасить свое существование за колючкой.

    «Дорога» — на жаргоне заключенных — канал, по которому, как по конвейеру, идут продукты, порножурналы, сигареты, деньги, в общем — все, что требуется. Когда нет денег на «пронос», практикуются «перебросы» с воли. Способ пере­броса прост. В женский чулок набиваются чай, наркотики, сигареты, для груза кладутся консер­вы. Разматывается все это над головой и, как праща, посылается в зону. Контролеры очень бдительно следят за тем, чтобы «перебросов» не было, однако из чисто материальных сообра­жений все конфискованные продукты они при­сваивают.

    Начальники отрядов тоже имеют «нетрудовые» доходы. Для прикрытия различных неположенных предметов и дел заключенные собирают в отря­де небольшие, но регулярные суммы на сувениры «отрядному». Торговать водкой по мелкому отряд­ный может, но не это его главный приработок. Он торгует дополнительными свиданиями с родными (до 500 долл., хотя можно и рублями), возможно­стью получить условно-досрочное освобождение (до 5 000 долл.), лишнюю посылку (сумма по усмот­рению), передает конверты с деньгами, по «спра­ведливости» оставляя себе половину.

    «У меня руки аристократа — ни одного мозоля», — рассказывал Е.С. Ефимо­вой один из осужденных, демонстрируя свои ладони. Руки без мозолей — от­личительный знак избранности, но вместе с тем и символ праздности. Кроме того, вор должен уметь не только поступать, но и говорить «красиво». Воров­ская община имеет свой язык, непонятный для непосвященных. И это — при­знаки аристократичности, разумеется, как ее понимает уголовный мир.

    Сегодняшний вор сохранил внешний лоск и внешние атрибуты аристок­ратичности, но аскетизмом себя не изнуряет: разъезжает в дорогих иномар­ках, возводит трехэтажные особняки, в просторечие называемые «спортзалы».

    Старым ворам запрещалось служить в армии, интересоваться политикой, тем более состоять в партии или комсомоле, посещать добровольные народ­ные дружины и воевать. Косились даже на тех, кто читал прессу. Вор дол­жен лишь воровать. Пришедшее им на смену поколение воротил не брезгу­ет ничем: носит оружие, проникает в ряды милиции, сотрудничает с чинов­никами и подкупает их, крышует, ловчит, ворочает миллионами.



    Коронация нынешних воров в законе, поправших все старые нормы и правила, довольно редкое событие

    Согласно кодексу чести, вору категорически запрещается всякое сотруд­ничество с администрацией. В разряд запрещенных действий входили: све­дения о других заключенных; принятие лидерства при поддержке админи­страции; участие в строительстве тюремных помещений; принятие оружия или любой другой деятельности, которая могла интерпретироваться как сотрудничество с правительством или тюремной администрацией. Вор в зако­не обязан беречь свою честь и заботиться о своем авторитете. На любое ос­корбление он обязан ответить.

    Чтобы стать вором в законе, мало быть уголовным авторитетом и чтить воровской кодекс. Нужно пройти коронацию, или посвящения в законни­ки. Это непросто — нужно соблюсти ряд формальностей, которые сохрани­лись и по сей день. Процедура «коронации» заключается в том, что «сход» (собрание авторитетных воров) собирает всю информацию о кандидате: по каким статьям был судим, сколько лет находился в заключении, в каких ко­лониях (лагерях) и тюрьмах, как себя показал в качестве заключенного и т.д.



    По всем «зонам» рассылаются специ­альные запросы («малявы»), получают­ся ответы, выслушиваются свидетели. «Крестных отцов» коронуют как за ко­лючей проволокой, так и на свободе.

    О деталях самого процесса известно немного. О самой воровской короне также ничего не известно. Скорее все­го, это символ, а не ритуальный инст­румент. Далее следует клятва новоис­печенного вора в законе. Он обязуется соблюдать законы и беспрекословно принять смерть в случае предательства. Вору торжественно наносят татуиров­ку: сердце, пробитое кинжалом — «смерть за измену». В воровском клане существуют еще наколки, указыва­ющие на законника. Скажем, парящий орел с короной над головой (его накалывают на груди), карточные масти внутри креста, подключичные звез­ды. Но их наносят после коронации.

    Воры в законе избираются в тюрьмах и обязаны обеспечивать исполне­ние преступного кодекса поведения (воровского закона), судить нарушите­лей, управлять общей кассой (общаком). Вор в законе должен обеспечивать «воровское благо» — материальную и духовную жизнь членов преступного сообщества и их близких. Предполагается, что вор в законе не продажен, лично честен, скромен.

    Коронованный вор, получив крещение, обязан:

    • отказаться от всей родни, не иметь своей семьи (при этом не возбра­няется иметь любовницу), не работать;

    • помогать другим ворам, используя воровской общак;

    • по решению воровской сходки чинить расправу над провинившимся во­ром, не сопротивляться исполнению наказания в случае, если сход при­знал его самого виновным в каком-либо нарушении и вынес приговор;

    • обучать ремеслу молодых начинающих воров;

    • не иметь никаких дел с властями (в частности, с администрацией МТУ), не служить в армии.

    Вор в законе должен иметь навыки разрешить конфликтную ситуацию без применения физической силы. Оказавшись на свободе, он продолжает при­нимать самое активное участие в многочисленных разборах, выполняя функ­ции третейского судьи. Иногда авторитеты жалуются на то, что им некогда спать от постоянных встреч, на которые выезжать приходится даже ночью. Таким образом, воровская корона не только свидетельство непререкаемого авторитета. Она обрекает хозяина больше на лишения, чем на блага.



    Воровской закон свод неписаных правил и норм, обязательных только для воров. В 1920—1950-е гг. воровской закон с его правильными понятиями не распространялся на всю массу заключенных, оставаясь сугубо корпоратив­ным способом организации жизни. Весь мир согласно воровскому закону был поделен на своих и чужих, причем чужие имели лишь ту единственную цен­ность, что за их счет могли существовать и выживали свои. С начала 1960-х гг. воровской закон, постепенно модифицируясь, захватывает в сферу своего дей­ствия основную массу заключенных и превращается в тюремный закон.

    Тюремный закон свод неписаных норм и правил, действительных для всей массы заключенных. В отличие от воровского закона, на основе которо­го он и сложился в 1960-е гг., тюрем­ный закон включает в сферу своего действия огромное число людей, а не только избранных; определяет свои нормы, запреты, табу для каждой груп­пы (масти) заключенных, регулирует отношения между представителями этих групп, вводит механизмы решения конфликтов между заключенными. Все конфликты должны решаться по тюремному закону с помощью разбо­рок и апелляций к авторитетам. В табл. 23 сравниваются два типа крими­нальных законов.

    Таблица 23 Два типа криминальных законов


    Воровской закон

    Тюремный закон

    Преданность и поддержка воровской идеи.

    Недопустимость контактов

    с правоохранительными органами.

    Быть честными по отношению друг к другу.

    Запрет на занятия политической деятельностью.

    Не иметь семьи.

    Периодически садиться в места лишения свободы.

    Не брать в руки оружия.

    Не работать ни при каких условиях.

    Держать порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор.

    Никогда не признавать вину в совершенном преступлении.

    Не иметь собственности и сбережений.

    Выделять долю в общак.

    Нельзя поднять руку на вора в законе.

    Почитать старших.

    Почитать родителей.

    Непримиримое отношение к доносительству.

    Запрет отнимать что бы то ни было у кого бы то ни было без оснований.

    Запрет предъявлять кому бы то ни было обвинение без доказательств.

    Запрет оскорблять любым образом.

    Запрет материться.

    Поддержка семейников.

    Не вступать в секции, т.е. не становиться красным.

    Не воровать у своих (не крысятничать).
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


    написать администратору сайта