Главная страница
Навигация по странице:

  • ВОРЫ В ЗАКОНЕ

  • Некоторые данные по пенитенциарным системам отдельных стран Европы

  • Страна Число з/к на 100 тыс. населения в 2000 г.

  • фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеНаписать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
    Дата06.01.2023
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры.doc
    ТипКонспект
    #874183
    страница20 из 25
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

    МАФИЯ В ИСКУССТВЕ

    Традиции, обычаи и фольклор сицилийской мафии отражены в публици­стике, художественной литературе и кинематографе, в частности, в фильме «В джазе только девушки» и в эпохальной гангстерской саге Сержио Леоне «Однажды в Америке». Рубежом, конечно, был фильм «Крестный отец», снятый в 1970-е гг. Фрэнсисом Фордом Копполой по классическому роману о мафии Марио Пьюзо. Этот фильм считается пока непревзойденной попыт­кой вскрыть психологию мафиози. «Крестный отец» — это фильм-носталь­гия, он возвращал «работников ножа и топора» в славное прошлое.

    Год спустя после выхода фильма на экраны американский журнал «Ньюсуик» писал по поводу премьеры «Крестного отца»: «У этого мастерс­ки сделанного, красивого, душераздирающего фильма... есть один недоста­ток — это восхваление гангстерской жизни, увод на второй план жертв на­силия, акцентирование внимания на ритуальных и полуцивилизованных обычаях мафии в ущерб прямому описанию ее циничных действий». «Ко­нечно же это романтическая история, — признался Пьюзо, автор и один из сценаристов "Крестного отца", Конечно, мафия несколько романти­зирована... Но от фильма и не ждали серьезной социологии и реализма...».

    То, что искусная реклама принесла фильму «Крестный отец» колоссальный успех и что миллионы зрителей узнали «Коза ностру» наконец-то как нечто человечное, можно поставить в заслугу одному из ее ведущих донов — Лжо-зефу (Джо) Коломбо.

    Джим Абрахаме в 1998 г. снял комедийный фильм «Мафия» (в оригина­ле он называется «Мафия Джейн Остин» — якобы фильм снят по книге зна­менитой писательницы Джейн Остин, создательницы «Разум и чувства» и «Эмма»). «Психоаналитик Дона» (1997) — смешная комедия о двух вражду­ющих семьях мафии в Нью-Йорке. Дон Вито (Роберт Лоджа) — глава семьи самой дезорганизованной преступности в городе. Его жена Виктория ухо­дит от него, сыновья абсолютно неспособны продолжить дело, а босс семьи соперников хочет заполучить и его жену, и территорию. Дон Вито думает, что сходит с ума и принимает решение работать легально, но у его сыновей свои планы. Они считают, что отцу нужно слегка подлечиться у психоана­литика, и похищают доктора Ричепуто (Кевин Поллак), скромного психи­атра, у которого собственная жизнь разваливается на части.

    Главному мафиозо современного американ­ского кинематографа, Роберту Де Ниро, в 2003 г. исполнилось 60 лет. После роли в картине «Кре­стный отец» образ гангстера закрепился за акте­ром настолько, что теперь невозможно предста­вить фильмы о мафии без его участия. Роберт Де Ниро снялся в картине «Таксист» в самом нача­ле своего актерского пути. Плохой парень с писто­летом — образ, который закрепился за ним на всю жизнь. Большая часть из его 70 фильмов — об итальянской мафии. Картины «Крестный отец», «Однажды в Америке», «Казино» — клас­сика мирового кинематографа.

    Ключевую роль в жизни актера сыграл Нью-Йорк. Де Ниро родился, вырос и жил всю жизнь в этом городе, с детства пе­реняв его нравы. Хотя отец и мать, известные в свое время художники, сде­лали все, чтобы оградить ребенка от уличных банд. Родители хотели, чтобы сын стал скульптором, но уже в школе Роберт увлекся кино. В 10 лет он сыграл трусливого льва в сказке «Волшебник страны Оз». Потом актер сам признался, что именно таким трусливым львом и рос, бледным и худым, совершенно беззащитным, за что его постоянно дразнили.

    Позже Роберт Де Ниро профессионально занялся боксом и завоевал не­сколько чемпионских титулов. Говорят, что он даже был тесно знаком с членами гангстерских группировок. Так что боксера в «Бешеном быке», и Лапшу в картине «Однажды в Америке» он играл со знанием дела.

    Джозеф Коломбо родился в 1923 г. Карьеру преступника начал в нью-йоркской «семье» мафии Джузеппе Профачи и медленно, но верно прокладывал себе путь наверх, возглавив в 1962 г. брук­линскую «семью». Когда его арестовали, он вывел на улицы города тысячи италоамериканиев. Каждую ночь демонстранты пикетировали здание нью-йоркского отделения ФБР, требуя осво­бождения Джо Коломбо. Прокурор, который вел его дело, заявил: «Этот обвиняемый с ног до головы опутан нескончаемой вереницей гангстерских связей, начало которым было положено в конце тридцатых годов отношениями его отца с преступным миром». Коломбо, по словам проку­рора, занимался в Бруклине ростовщичеством и нелегальным букмекерством.

    После террактов 11 сентября Роберт Де Ниро принял самое активное участие в восстановлении нормальной жизни в Нью-Йорке. Он даже отка­зался от привычного амплуа и снялся в роли индюшки на праздничном па­раде. Этот ролик вернул в город туристов, помог жителям легче перенести трагедию.



    Итальянские мафиози заняли мировые киноэкраны давно, во всяком случае в 1970-е гг., после кинопремьеры «Крестного отца», они уже не схо­дили с экрана. В середине 1980-х гг. режиссеры активно разрабатывали тему непобедимого ниндзя, в одиночку умудрявшегося в течение фильма натво­рить столько дел, сколько под силу раз­ве что роте спецназовцев. В 1990-х гг. приоритеты изменились. Все чаще и чаще на экране стали появляться хму­рые личности с покрытым великолеп­ными цветными татуировками телом и творящими беззаконие по всему миру. Это представители японской мафии — якудза. Естественно, что главный ге­рой по ходу действия с успехом рас­правлялся с ними. Правда, в некоторых фильмах, таких, как «Американский якудза», положительный герой также является членом клана якудза и борется со злом и несправедливостью в лице членов своего же клана. Но чаще всего якудза — жестокие кровожадные злодеи, раскинувшие свою сеть по всему миру.

    О мафии снято несколько десятков фильмов в разных странах мира. Од­нако на самой родине мафии — в столице Сицилии Палермо — сегодня за­прещено показывать какие бы то ни было фильмы о преступлениях мафии. В свое время получили известность фильмы о мафии «Плачидо Ризотто» режиссера Паскуале Шимека (об убийстве мафией профсоюзного активис­та), «Сто шагов» режиссера Марко Туллио Джордано, «Казино» и «Славные парни» Мартина Скорсезе (их объединяет то, что в них играет выдающийся актер современности Де Ниро). В январе 2003 г. японские кинематографисты предложили российской спортсменке С. Хоркиной сыграть роль одного из членов мафии в фильме, сценарий которого еще полностью не написан. Вышедший в 2001 г. болливудский фильм «Красть, красть, тихо, тихо» выз­вал в Индии массовые протесты в связи с тем, что он был снят на деньги мафии. В нескольких городах протестующие пострадали в столкновениях с полицией, 12 человек ранено, более двухсот арестовано, двое из протесту­ющих пытались покончить с собой. Продюсер фильма Нази Ризвай попал в тюрьму, его обвиняют в попытках убийства нескольких кинозвезд, в том числе — в покушении на одного из самых многообещающих индийских молодых актеров Хритика Рошана и его отца-продюсера. Коммерческий директор картины Бхарат Шах сидит в соседней камере с января прошлого года. Они оба обвиняются в сговоре с главарем одной из самых крупных индийских мафиозных группировок и в том, что сделали фильм на грязные деньги. Все это послужило фильму хорошей рекламой, и он сразу же собрал рекордное количество зрителей.

    Культурологи непримиримы в своих выводах: все фильмы о мафии рисуют ее скорее привлекательной, нежели отталкивающей благодаря ее таинственному и неискоренимому могуществу. Этот эффект так или иначе работает на крими­нализацию общества, на легализацию преступного деяния. Вот уже и в России появился кинематограф, прославляющий или героизирующий организованную преступность, а также соответствующее направление в песенном «творчестве» («Парень из нашей братвы» и т.п., юмор «Лесоповала»). В 2003 г. в США П. Жмутский снял криминально-романтический опус под названием «Братья навсегда» (ForeverBrothers), который должен, по замыслу его создателя, уточ­нить для местной публики понятия «русская мафия» и «коммунизм».

    Мафия заняла не только теле- и киноэкраны. Ее можно увидеть на теат­ральных подмостках, в книжных киосках, на эстраде и даже в музее. На Си­цилии в 2000 г. открылся уникальный музей. Его экспозиция целиком по­священа истории мафии — организации, с которой у большинства евро­пейцев ассоциируется название этого острова. Для самих жителей Сицилии открытие такого музея — истинная сенсация. Как известно, один из осно­вополагающих принципов тайных криминальных сообществ — полная сек­ретность. Однако времена меняются. Музей мафии открыт в г. Корлеоне, на родине одной из самых известных мафиозных семей мира. Собрание доку­ментов, видеопленок и артефактов, связанных с деятельностью мафии, для Сицилии уникально. Как ожидают руководители музея, он станет местом проведения ежегодных конференций по борьбе с преступностью. Универ­ситет Палермо, который принимает активное участие в их организации, уже одобрил это предложение. Самыми частыми посетителями музея, как ожи­дается, будут все-таки полицейские.

    В 2002 г. в Неаполе в бывшем доме главы гангстерского клана открылся музей борьбы с местной мафией — «каморрой». В экспозиции — материа­лы полицейских архивов, а также изъятые у мафиози оружие, лимузины, предметы искусства и драгоценности. В музее будут демонстрироваться до­кументальные фильмы про «каморру». Чтобы лишить мафию малейшего налета романтики, администрация музея сделала центром экспозиции предельно натуралистические фотографии, запечатлевшие убийства и взры­вы, совершенные за последние 30 лет.

    В 2000-е гг. заявила о себе как социокультурный феномен небезызвест­ная «Ндрангета». В 2002 г. в британские магазины поступил в продажу один из наиболее спорных в истории современной музыки дисков — «// cantodimalavitaLamusicadellamafia» — сборник песен Калабрии с явной мафи­озной окраской. Европа впервые услышала песни калабрийской мафии «Ндрангеты» лишь пару лет назад. Тогда первый диск группы Миммо Сик-лари вышел в Германии и наделал там много шума. Немецкие музыкальные журналы охарактеризовали альбом следующим образом — «прямой как удар кулаком, хладнокровный как кинжал, безжалостный как пуля».

    «IIcantodimalavita» воспевает жизнь боссов мафии и законы, установлен­ные ими. Многие песни — сочетание фольклорных напевов и тарантеллы — полны лирики, рассказывающей о законах мести, клятвах на крови и о ко­дексе чести «Ндрангеты».

    «Человек может убивать, красть, вымогать деньги, но если он это делает лишь из соображений Чести, то его вина становится невинностью», — так объясняет Сиклари мораль «Ндрангеты».

    В группу Миммо Сиклари входят десять музыкантов, которые неодно­кратно гастролировали по Европе. Многие песни, вошедшие в альбом «LaMusicaDeliaMafia», хорошо знакомы местным старожилам, но почти неиз­вестны за пределами Калабрии. Скрипка, гитара, бубенцы, медные духовые инструменты и, конечно, аккордеон отражают музыкальные традиции Ка­лабрии, которые чем-то напоминают албанские, греческие и арабские мо­тивы. М. Сиклари разыскивает новые песни, скитаясь по деревням, запи­сывает их и потом воспроизводит в новой аранжировке14.



    Компьютерная игра "Мафия- хит 2003 года

    Наконец, явление недавнего времени — превращение мафии в тематику интернет-игр. Компьютерные игрушки типа: StreetWars, Gangsters, Sting, Mafia, UnrealTournament2003, Trainz— составляют международное направ­ление. В 2003 г. фирма «1С» объявила об отправке в печать мастер-диска ло­кализованной версии игры «Мафия» (оригинальное название — Mafia) от компании Take 2 Interactive15. Игра рассказывает о молодом бедном таксис­те Томми Анджело, чей жизненный путь по нелепой случайности пересек­ся с «семьей» дона Сальери — одной из гангстерских группировок города. Проект переносит вас в атмосферу Америки 1930-х гг. со всеми присущими тому времени атрибутами. Тридцатые годы Северной Америки — время ве­ликой депрессии, бутлегерства, уличных стычек и автоматов Томпсона.

    Именно в это время Томми Анджело пришлось спасти жизни двух мафиоз­ных «лейтенантов», ловко оторвавшись от «хвоста», битком набитого кон­курентами с «кольтами» наперевес. Позже конкуренты — солдаты семьи дона Морелло — с помощью бейсбольных бит решили доказать Томми свою правоту. Парень потерял машину и был вынужден спасаться от преследова­телей в баре Сальери. Так началась у Анджело другая жизнь, жизнь полная стрельбы и красивых автомобилей. Теперь Томми — член «семьи». Теперь Томми — мафиозо, разъезжающий на лучших тачках Города Потерянных Небес16, носящий самые дорогие пиджаки с золотыми запонками и кольт 1911 в кармане. Он реальный правитель города и никто не может встать у него на пути. Этот вымышленный город был создан в пропорциональном отно­шении подлинных зданий и фотографий того периода. «Мафия» стала хи­том 2003 г., причем не рядовым, а глобального масштаба.

    14. ТЮРЕМНАЯ СУБКУЛЬТУРА – 105 стр.

    Тюремная субкультура представляет собой разновидность криминаль­ной субкультуры, а та, в свою очередь, входит в состав более широкого образования —девиантных субкультур. Девиантные субкультуры возни­кают как на воле (субкультура подростковых банд, субкультура мафии), так и за колючей проволокой, формируются как дилетантами, так и про­фессионалами. Тюремная субкультура существует только в рамках за­крытого мира исправительных колоний, каторги и тюрем, опирается на жесткую социальную иерархию, сложившуюся среди осужденных, и уп­равляется довольно консервативными нормами и ценностями, которые в неизменном виде могут существовать многие десятилетия. Ее прин­ципы перекочевывают в большое общество и распространяются среди значительной части мужского населения в возрасте от 18 до 80 лет по мере того, как все больше криминализуется само общество. Новички, попадая в зону, воспринимают обычаи и традиции тюремной субкульту­ры в обязательном порядке и вынуждены подчинятся тюремным зако­нам, которые игнорировать в условиях тюрьмы невозможно. Многие специалисты считают, что субкультура, основанная на тюремном законе, не имеет аналогов в западном мире, а для российского общества выступает устойчивой антикультурной доминантой на протяжении XX столетия.

    ВОРЫ В ЗАКОНЕ

    Тюремная субкультура выступает превращенной формой регулирования социальных связей между людьми и выполняет функцию регулирования социально разнородного состава осужденных с вынужденным совместным проживанием на одной территории. Советские тюрьмы, где такая субкуль­тура сформировалась, отличались от зарубежных исправительных учреж­дений тем, что вместе сидели уголовники и политические осужденные, т.е. группы с несовместимыми культурными установками. Еще раньше в зону в массовом порядке, а не индивидуально как на Западе, попадали целые слои и классы, например деревенские кулаки, городские пролетарии и люмпены, мелкая буржуазия, интеллигенция, первое время пытавшиеся жить по соб­ственным, внутриклассовым, законам, но в конечном итоге подчинившие­ся общим уголовным нормам и ценностям.

    Наиболее точную формулировку тюрьмы как места заключения дал До­стоевский: «мертвый дом». Переступая его порог, человек попадает в дру­гой мир, где правят совершенно другие законы. Для тех, кто попал сюда



    впервые, это безусловный шок и полная потеря ориентации. Неко­торые зэки шутят: даже к смерти можно привыкнуть —труднотоль­ко первые пять лет. К тюрьме при­выкнуть нельзя.

    Социологи удостоили ее особой чести, причислив к особой катего­рии тотальных институтов. Это понятие ввел в социологию И. Гоффман. К ним американский соци­олог относил тюрьму, психиатри­ческую больницу и казарму. Правда, сегодня список расширен, к тотальным институтам относятся, например, тюрьмы, армейские и флотские коллек­тивы, религиозные секты, интернаты, милиция, больницы, монастыри, пионерские лагеря. Их отличительная черта — охват всех сторон жизни че­ловека и всего объема времени одним учреждением. «Тотальный институт — это место проживания и работы большого числа индивидов, находящихся в сходных условиях, оторванных от внешнего мира на длительный период и ведущих совместную жизнь, все стороны которой открыты для внешнего контроля и цензуры»2. Все нормы жизни в тотальном институте направле­ны на изоляцию человека от внешнего мира и жесткий контроль над его поведением. В тюрьме человек получает все, что он получает на воле от множества специализированных институтов: больница его лечит, сервисные службы следят за его бытом, магазины снабжают продуктами питания и ширпотребом, суды выносят приговор, а школа учит. Но в тюрьме он имеет дело только с администрацией, которая дает ему все, что нужно для жизни что называется «из одного окна». Но дает, правда, по минимуму.

    Тотальные институты — форма организаций, члены которых живут иной жизнью, отличной от остального общества. В них человек изолирован от остального мира и находится на всем готовом, вынужден подчиняться жест­ким законам, чужой воле, испытывать дискомфорт и отсутствие свободы. Тотальность понимается еще и как высокая степень нормативно обеспечен­ного социального контроля за участниками: за сидельцем наблюдает адми­нистрация и сокамерники, он лишен приватного пространства, частной жизни и возможности уединения. Непрозрачность и закрытость тотальных институтов в любом обществе препятствует их критике.

    Тюремное заключение является способом наказания правонарушителей и защиты граждан от них. Его цель — исправление индивида, чтобы он мог в дальнейшем занять соответствующее место в обществе. Но в реальной жизни мы видим обратный эффект. Жизнь в условиях тюрьмы, лишения не только свободы, но и дохода, общества, семьи, бывших друзей, гетеросексуальных связей, собственной одежды и других личных вещей скорее вбивает клин между обитателями тюрьмы и остальным обществом, чем способствует ско­рейшей адаптации поведения к нормам этого мира4. Заключенные имеют дело с окружением, чрезвычайно отличающимся от внешнего мира. Привычки и способы поведения, которые они усваивают в тюрьме, часто прямо противо­положны тому, что от них ожидается. Поэтому неудивительно, что уровень повторения правонарушений теми, кто ранее сидел в тюрьме, очень велик.

    Тюрьма — совершенно особый, не похожий ни на какие другие области нашей жизни мир. Это жесткий мир, со своими нравами, обычаями, ритуа­лами и законами. Во главе всех членов преступного сообщества, или «блат­ных», стоят «воры в законе» — наиболее опытные, имеющие солидный опыт пребывания в тюремном заключении бандиты, пользующиеся уважением блатных. Именно эта категория тюремных сидельцев считается творцом тюремной субкультуры современного типа.



    Вор в законе элита преступного мира, творец преступной субкультуры

    Вор в законе — это элита преступного и тюремного мира, его лидеры, своего рода посвященные. Воры занимают высшее положение в неформаль­ной иерархии заключенных. В некоторых отношениях (нормы, механизмы решения конфликтов, ритуалы, действующие в этом сообществе) воры в законе напоминают сицилийскую мафию. Однако существуют и кардиналь­ные отличия. Воры, которые принесли свои традиции из дореволюционной России в преступный мир СССР, вели демонстративно асоциальный образ жизни — не работали, не заводили семей, имели яркие внешние атрибуты, должны были отсидеть не один срок в тюрьме и т.п. Их действия носили ярко выраженный коллективный, т.е. «общаковский», характер, важнейшие ре­шения принимались не единолично, а на сходке воров, существовал запрет на любые контакты воров с работниками правоохранительных органов.

    Напротив, лидеры итальянской мафии инкорпорированы в светское об­щество, занимают высокие должности и посты в легально существующем бизнесе. В последнее время российский воровской мир, успевший за время экономических реформ 1990-х гг. порвать со старыми традициями, перестра­ивается по образцу сицилийской мафии. Как свидетельствуют наблюдения, из кодекса воровских законов исчезли многие запреты, в частности, запрет на контакты с работниками МВД. В криминальном мире происходит или уже произошла своего рода культурная революция.

    Российский преступный мир гораздо успешнее, чем цивилизованный бизнес, внедряется в жизнь нового российского и западного обществ. Его признали во всем мире — знаменитая русская мафия, потрясшая Америку и Европу, а вот о российском бизнесе, даже о самом успешном — нефтяном, подобного сказать нельзя.

    Вор в законе занимает особое место не только в криминальном, но и в обыч­ном, гражданском, социуме. Он является хранителем кодекса (воровского за­кона), который управлял его поведением и поведением его последователей. Редко совершая преступления, он был организатором преступной деятельно­сти и окончательным судьей «воровской справедливости», улаживающим кон­фликты среди групп и применяющим санкции против нарушителей кодекса.



    «Крестные отцы» оказались достаточно гибким продуктом криминальной суб­ культуры, пережившим смену полити­ческих режимов и трансформацию об­щественного строя. Они были и при социализме, они есть и при капитализме. Специалисты пока не предрекают гибель этого криминального института.

    Обладая огромным экономическим и политическим влиянием, они мо­гут играть заглавную роль в будущем развитии России. Элита воровского мира, во-первых, принимает цивилизованные формы и сливается с бизнес-элитой, потому ее трудно выявить и распознать, во-вторых, устанавливает разветвленные связи за рубежами России, сливаясь с глобальным кримина­литетом, что также помогает ей безнаказанно скрываться от закона.

    принимает участие в крупных облавах на пре­ступников. В течение двух лет Ванькой и его по­мощниками было поймано 109 мошенников, 37 воров, 60 скупщиков краденого. Одновременно с этим Каин шантажирует своих бывших товари­щей, облагает поборами купечество. Неожидан­но обе его карьеры — преступная и полицей­ская — закончились. Обер-полицмейстер Тати­щев арестовал Ваньку Каина и предал его суду.

    Подлинным раздольем для московских карманни­ков были столичные рынки. Немало интересных страниц, посвященных этим преступникам, мож­но найти у В.А. Гиляровского. Вот как он описы­вает их работу на Хитровке: «По всему рынку снуют "ширмачи" (от русского слова "ширмоха" — карман), бесшумно лазившие по карманам у че­ловека в застегнутом пальто, заторкав и затырив его в толпе». Или вот еще: «А карманники по всей площади со своими тырщиками снуют: окружат, затырят, вытащат. Кричи "караул" — никто и не послушает, разве за карман схватится, а он, гля­ди, уже пустой, и сам поет: "Караул! Ограбили! И карманники шайками ходят"». Здесь же на рын­ке в лавочках-притонах ошивались скупщики кра­деного. «Днем лавочки принимали розницу от карманников и мелких воришек — от золотых часов до носового платка». Безусловно, московская полиция не хотела ми­риться с таким положением вещей. Тогда вступа­ли в дело высококвалифицированные професси­оналы — московские сыщики, подобные Андрею Михайловичу Смолину. Вот как рисует нам его Гиляровский: «Небольшого роста, плечистый, выбритый и остриженный, в поношенном черном пальто и картузе с лаковым козырьком, солидный и степенный, точь-в-точь камердинер средней руки, движется незаметно Смолин по Сухаревке. Воры исчезают при его появлении. Если увидят, то знают, что он уже их заметил — и, улуча удоб­ную минуту, подбегают к нему». Смолин велико­лепно знал все преступное дно, всех карманни­ков, в их среде у него было много осведомителей, позволяющих сыщику всегда «держать руку на пульсе». Позже выяснилось, что Смолин был да­леко не бескорыстен. После его смерти, смерти бездетного человека, в его спальне было обнару­жено два ведра золотых и серебряных часов, цепочек и портсигаров.

    Обычный вор как социальный тип криминального мира существует в России в течение нескольких столетий. Во время правления Петра I (1695— 1725), страна изобиловала ворами. Только в предместьях Москвы их насчи­тывалось более 30 тыс. Они жили обособленно и ходили «на дело» по оди­ночке либо небольшими и изолированными бригадами. Вором в то время назывался человек, который посягал и прибирал к рукам чужую собствен­ность. В течение XVIII в. степень организованности воровского мира посте­пенно возросла, появились преступные группы, которые формировались за счет финансовых вкладов воров как условиям их членства. Появились зачат­ки особой субкультуры — использование прозвищ («погонял») и воровско­го жаргона («фени»). К концу XIX в. преступный мир имел уже профессио­нализированное ядро и четкое разделение специальностей с первыми при­знаками появления преступного «босса».

    Состав воровского мира в те времена был достаточно пестрым. Так, кар­манные воры имели до десяти разновидностей, каждая из которых делилась на мелкие в зависимости от специализации преступника. От других катего­рий правонарушителей воры отличались большей степенью социальной де­градации. Например, среди карманников каждый второй вор-рецидивист был алкоголиком или наркоманом. В 13—14 лет преступники были уже зна­комы со всеми негативными сторонами жизни, причем 25% из них — с раз­вратом. Отсюда малограмотность лиц данной категории. Среди них каждый пятый не умел читать и писать. Говоря в целом о кражах 1920-х гг., следует Громилы и карманники очень переживали по это­му поводу: «Сколько добра-то у нас пропало! Оно ведь все наше добро-то было. Ежели бы знать, что умрет Андрей Михайлович — прямо голыми руками бери!»

    В орбиту профессиональной преступности неми­нуемо вовлекались беспризорники. Матерые ста­рые карманники «натаскивали» подростков на собственном примере и опыте. Выдающийся пра­вовед-криминолог Л. Белогориц-Котляревский так описывает процесс обучения: «Они (учите­ля. — АЛ.) показывали ученикам своим тут же на площади, с какой ловкостью надо это сделать: вынимали у проходящих из карманов табакерку, нюхали табак и клали ее снова в карман прохо­дящему, а тот шел, ничего не замечая». Наиболее ловкие, удачливые, способные переходили в раз­ряд профессионалов.

    Совершая кражи, карманники прибегали к самым разным ухищрениям. Это и использование «шир­мы» (куртки, плаща, пальто, газеты, журнала), прикрывающей руку, это и щипцы, крючки, спе­циально приспособленные для кражи. И даже «накладные руки» (в рукаве пальто крепился протез с перчаткой, а рука, оставаясь свободной, пряталась за полой). Использовали воры и дрес­сированных собак, которые опрокидывали прохо­жих, а «случайно проходящий господин», помогая подняться и отряхивая платье, очищал карманы от часов, бумажников, кошельков.

    Две революции, две войны, разруха существен­но снизили квалификацию карманного вора. Кар­точная система, военный коммунизм, господство натурального обмена отнюдь не способствовали их «профессиональному» росту. Введение твер­дого червонца в годы нэпа, появление скоробо­гачей и «совбуров» вызвали к жизни генерацию так называемых «банковских» воров, совершав­ших кражи в приемных банков и фининспекций путем разрезания портфелей и папок. Но и их перемолола в своих жерновах машина ГУЛАГа. Какой же он, современный московский карман­ник? Это, как правило, мужчина средних лет, вполне приятной наружности, часто пенсионер по инвалидности или занимающийся необреме­нительной работой, оставляющей массу свобод­ного времени (сторож, вахтер и т.п.). Сотрудни­ком МУРа, например, был задержан професси­ональный вор-карманник, прилично одетый, с благородной сединой, неплохо знающий историю своего родного города. Он обычно знакомился с женщиной своего возраста на Красной или Ма­нежной площади, совершал полутора-двухчасо-вую экскурсию по центру столицы с увлекатель­ным рассказом о памятных местах и при входе на станцию метро «Площадь Революции» вирту­озно обчищал сумочку своей дамы, пропадая затем в толпе.



    В структуре преступности 1920-х гг. кражи вновь стояли особняком, их удельный вес среди всех преступлений составлял 23%, а среди имуществен­ных — 73%. В первый месяц после мартовской амнистий 1917 г. только в Москве было совершено 6 884 кражи. В последующие годы ежемесячно со­вершалось свыше тысячи краж. Эти преступления, как и в дореволюцион­ной России, являлись основной специ­альностью профессиональных преступ­ ников. Так, московский уголовный ро­зыск (и не только он) дифференцировал воров на следующие основные категории: 1) взломщики; 2) «домушники»; 3) «монтеры», «прислуга» и т.д.; 4) «наниматели квартир» и пр.; 5) карманщики городские; 6) карманщики крупные, «марвихеры» высшей марки; 7) воры-отравители; 8) железнодорожные воры, крадущие на вокзалах; 9) похитители железнодорожных грузов; 10) воры велосипедов; 11) конокрады; 12) «церков­ники»; 13) «городушники» — похитители из магазинов; 14) «вздерщики», кра­дущие при размене денег; 15) «хипесники», обкрадывающие посетителей лю­бовницы-проститутки; 16) скупщики краденого; 17) грабители; 18) «подклад­чики»; 19) содержатели воровских притонов.

    Огромных размеров достигло тогда «нэпманское» (торговое) мошенни­чество. Оно заключалось в организации всевозможных фиктивных торговых ведомств, «продаже» несуществующих товаров («воздуха») и т.п. Мошенни­ки, как и воры, различались по специальностям и в середине 1920-х гг. пред­ставлялись 13-ю основными категориями преступников. В этот период зна­чительно активизировалось профессиональное мошенничество под видом продажи кладов, антиквариата. В действительности мошеннических специ­ализаций было больше, ибо, мошенники совершенно не поддаются какой-либо классификации, поскольку обман так же разнообразен, как и челове­ческая изобретательность.

    Особняком в 1920-е гг. стола подростковая преступность. Ее социальную базу составляла детская беспризорность — результат Гражданской войны и интервенции. Она достигала колоссальных размеров. Основная масса бес­призорных на протяжении многих лет добывала средства к существованию как придется, чаще всего кражами.

    Воры в законе как социальная каста появились в первые годы советской власти. А случилось вот что. Недовольными советской властью оказались две влиятельные силы — политические противники, составленные из бывших белогвардейцев и анархистов, и старый криминальный мир, сохранивший­ся и даже преумножившийся с дореволюционных времен. Столь разные по своему социальному содержанию общественные силы объединило одно — ненависть к большевистскому режиму. Так происходило и в других странах после очередного, особенно крупномасштабного военного переворота либо социальной революции: бывших врагов всегда объединял новый враг.

    В 1920-е гг. в воровской мир влились многие бывшие «белые», «зеленые» и другие оппоненты большевистского режима. Политическим оппонентам В.И. Ленина неустойчивость в стране нужна была ради свержения больше­визма, а для криминала хаос и паника всегда служили питательной средой. Первые создавали то, чем воспользовались вторые, и обе силы действова­ли как попутчики и соратники. В разоренной стране насчитывалось более 7 млн беспризорных детей и подростков. Они и стали рекрутами нового призыва отечественного криминала. Большинство из них промышляло ни­щенством, грабежами и разбоями. Случались даже налеты дерзких подрост­ков на деревни. К беспризорникам были близки так называемые «босяки», люмпенизированная публика, не имеющая (или потерявшая) опору в об­ществе.

    Ради достижения своих целей политические враги нового государства начали привлекать на свою сторону профессиональных преступников. Вы­сокообразованные оппоненты большевизма, бывшие офицеры, жандармы и буржуа, интегрировались в преступный мир, который недавно еще люто ненавидели. Самообладание, смелость, умение планировать операции, зна­ние различных систем оружия — эти профессиональные качества выделя­ли «белых» из среды уголовников. В результате так называемые «бывшие» становились главарями «нынешних» хозяев улицы, получив в преступном мире клику «жигана». Жиганы заимствовали традиции и обычаи преступного мира, адаптируя их к новым условиям. Белогвардейцы внесли в уголовную среду жестокую дисциплину. Младшие («пацаны») должны были беспреко­словно подчиняться главарям («паханам»), неподчинение наказывалось вплоть до смертной казни. Из банды не было выхода в гражданскую жизнь.

    Подобное рассматривалось как нарушение присяги, и за этим следовал либо удар финкой, либо пуля. Однако строгая дисциплина не только устрашала членов преступного ордена, она же защищала их и саму организацию.

    Воображая себя идеологической оппозицией новому государству, жига­ны разработали новые воровские законы:

    1. Запрещалось работать или принимать участие в работе общества.

    2. Запрещалось иметь постоянную семью.

    3. Запрещалось принимать оружие от государства.

    4. Запрещалось сотрудничать с властями как свидетель или жертва.

    5. Обязывалось вносить деньги в общак.



    Это была первая стадия формирования новых традиций и обычаев, ко­торые наложились либо слились с тра­диционной атрибутикой (татуировки, жаргон, прозвища, жесты) и фолькло­ром (песни, стихи, поговорки, леген­ды, байки, рассказы) уголовного мира. Окончательное формирование во­ров в законе в самостоятельную касту уголовного мира произошло в начале 1930-х гг. Завершилась, так сказать пре­дыстория, началась собственно история этого феномена и социального ин­ститута преступного мира. Во всяком случае, большинство криминалистов и криминологов считает, что воры в законе появились именно в 1930-е гг.

    По мере стабилизации советской власти и наведения в обществе порядка начали происходить необратимые изменения и в уголовном мире. В начале 1930-х гг. в нем обозначился кризис лидерства. Политические лозунги борь­бы с большевиками себя исчерпали, а, следовательно, потеряла былое влия­ние статусная группа жиганов. Низы, т.е. бытовой криминалитет и уличная шпана перестали им повиноваться. Они выдвинули из своей среды и актив­но поддерживали собственных лидеров — так называемых урок. «Бродяги», «иваны», «урки» стремились взять реванш и восстанавить свое верховенство над «жиганами».

    Острое противоречие двух страт уголовного мира, старой и новой, жига­нов и урок, потребовало изменения всей системы внутренних взаимоотно­шений и трансформации нового кодекса преступного мира. Он призван был достичь компромисса и канонизировать сложившуюся ситуацию. Принято было с дореволюционными преступными традициями не порывать, но и новые реалии признать. Согласно новому кодексу, наиболее авторитетные преступники, куда вошли жиганы и урки, стали называться «воры в законе». На 1 января 1929 г. в заключении находилось около 37 тыс. «авторитетов», или 4% общего числа заключенных. Иными словами, в каждой сотне бося­ков, бродяг и воришек было четверо лидеров. Такой закваски вполне доста­точно для создания организованных групп.

    Идеологию воровского мира этого периода можно сформулировать так:

    • существовать только и исключительно за счет добычи от совершаемых преступлений;

    • ни в коем случае не работать ни на воле, ни в местах лишения свободы (любой честный труд только укрепляет ненавистное государство);

    • отказаться от родных, если они имеются (даже от родной матери);

    • не заводить собственной семьи, не жениться, не иметь детей (ничего не должно связывать человека с новой жизнью, которую строит боль­шевистское государство);

    • не иметь собственности, постоянного места жительства, не вести осед­лый образ жизни;

    • не брать оружия из рук власти, не служить в армии (для бывшего бело­гвардейца становился врагом каждый, кто хотя бы формально вставал на защиту «краснопузых»);

    • ни при каких условиях не идти на контакты с государственными орга­нами власти, особенно с правоохранительными органами;

    • ни в коем случае не прибегать к помощи системы правосудия! С судом контакт один — лишь в качестве обвиняемого. Настоящий «жиган» не имеет права выступать в суде ни в качестве свидетеля, ни даже в каче­стве потерпевшего. За защитой он обращается только к своим подель­никам;

    • нельзя участвовать в работе государственных и общественных органи­заций (например, вступать в комсомол, или сдавать деньги в какие-либо фонды помощи и т.д.), даже симпатизировать им;

    • запрещено участвовать в каких-либо акциях Советской власти, поддер­живать их (революционные праздники — 1 мая, 7 ноября, дни рожде­ния «красных вождей», митинги, демонстрации, выборы и проч.);

    • нельзя заниматься политикой и интересоваться ею (запрещено даже читать газеты).

    Во второй половине 1930-х гг. специалисты правоохранительных органов осознают опасность клана «воров в законе». Руководством начинает прово­диться политика непримиримой борьбы с ними, прежде всего в местах лише­ния свободы. Администрацией тюрем и лагерей использовались такие спосо­бы, как дискредитация — распространение ложных, порочащих авторитет вора, слухов. Власти поддерживали те категории заключенных, которые всту­пали в конфликт с ворами, вплоть до организации убийств. В системе управ­ления лагерей создаются специальные тюрьмы с особо строгим режимом со­держания. По замыслу администрации туда должны были свозиться «воры в законе» для перевоспитания. В преступном мире складывается ситуация рез­кого соперничества «воров», «жиганов» (поднявшиеся на волне бандитизма), «бывших» (бывшие офицеры армии, «деклассированный элемент» и т.п.).

    Широкому распространения и популярности новой криминальной суб­культуры поспособствовала и большевистская власть, которая сажала в тюрьмы и высылала по этапам миллионы людей. Лагерь и зона стали инку­батором новых духовных ценностей, которые к 1950—1960 гг. просочились в общество и стали второй, наряду с официальными идеологемами, состав­ляющей национальной культуры.

    Периодические кампании оправдания преступников — политические реабилитации и гражданско-правовые амнистии — регулярно подпитыва­ли общество сотнями тысяч носителей тюремной культуры и воровских обычаев. Сами лагеря и тюрьмы выполняли функцию мощных перераба­тывающих центров, куда попадало неготовое сырье, а выходил законченный продукт. Даже случайно пойманного и не имеющего отношения к уголов­ному миру человека подобная фабрика могла переделать в законченного преступника в течение 6-9 месяцев.

    Выпущенные на свободу граждане второго сорта не находили места среди людей первого сорта, подолгу не могли или не хотели трудоустраиваться, про­должали вести разгульный образ жизни, разлагая окружающее сообщество, заражая здоровые элементы общества вирусом неизлечимой болезни.

    Бывшие сокамерники вновь сплачивались в бандитские группы и вербо­вали в свои ряды еще большее число сторонников. Произошло самое страш­ное: антиобщественные ценности стали поглощать и подстраивать под себя общественные ценности. Блатной жаргон легализован и опоэтизирован в многочисленных рассказах, романах и романсах, шоу-представлениях и ки­нофильмах. Ненормативная лексика приобрела статус терпимого элемента



    повседневного разговора, преступники начали вызывать жалость и сострада­ние. Правда, лишь в тех случаях, когда они становились жертвами правосу­дия, за которым закрепился имидж не­эффективного и глубоко коррумпиро­ванного института, и не покушались на жизнь рядовых граждан.

    В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в криминальном мире произошел еще один великий раскол. Война поделила его надвое: одни хотели защищать родину с ору­жием в руках, другие требовали подчи­ниться воровскому закону несотрудни­чества с властями. Великая Отечествен­ная война сплотила всех, кому дороги были свобода и честь Отечества. Даже преступники готовы были бить врага до победного конца. Генерал К. Рокоссов­ский, до войны сам познавший ужас тюремных застенков, обратился к И. Ста­лину с предложением сформировать из уголовников специальные подраз­деления для борьбы с фашистами. Сталин дал добро. Штрафбаты создали летом 1942 г., и они буквально наводили ужас на врага. Правда, и потери в этих подразделениях были огромны. Используемые в виде «пушечного мяса», уголовники чуть ли не голыми руками воевали с врагом, рискуя по­лучить пулю и от немцев — в грудь, и от своих — в спину. Уголовники на фронте не были ангелами. Они не гнушались и мародерством, и воровством. Отвоевав, воры-патриоты вернулись опять в преступный мир, ибо в нор­мальном мире прокормить себя было невозможно, к тому же личное дело каждого гражданина СССР находилось на учете в органах НКВД. Деваться было некуда. Но криминальный мир не принял защитников, присвоив им звание предателей, или «сук». Позже «суками» называли тех заключенных, кто сотрудничал с администрацией и, пользуясь этим, устанавливал в лаге­рях свои порядки. В результате был нарушен баланс годами складывавших­ся взаимоотношений в уголовной среде, ее иерархическая лестница.

    Налицо глубочайший конфликт ценностей. Защищать страну, в которой ты живешь, от которой кормишься и в которой совершаешь свой преступный промысел, со всех точек зрения было нравственным поступком. Во многих странах преступники на время вторжения врага объявляли переми­рие, выступая на защиту своей родины. Но урки и жиганы не хотели про­щать измены воровским традициям и воровскому кодексу чести. Защитив одно, «суки» предали другое. И самое главное — те, кого они защищали, их никак не отблагодарили, зато те, кого они предали, могли свободно их на­казать. Родина не дала «сукам» ни орденов, ни теплой квартиры, ни хоро­шей зарплаты. Наоборот, большинство из них остались изгоями общества. Но изгоями они стали и в своем воровском мире. Видимо, извращенное общество бывает извращено даже в тех своих точках, которые не должны подвергаться тлену и разложению, особенно в вопросах человеческой чес­ти и благодарности. Фронтовики, проливавшие кровь и кровью пытавшие­ся смыть пятно позора, не получили никакого признания от государства, которое они защищали. Они оказались на тюремных нарах, где верховоди­ли их лютые враги. Поскольку тех и других было много, после всенародной войны первой половины 1940-х гг. началась «сучья война» второй полови­ны 1940-х гг.

    В телесериале «Место встречи изменить нельзя» 11979 г.) есть один второстепенный персонаж Левченко, участник банды Горбатого. Этот Левчен­ко был до войны уголовником, потом воевал вме­сте с главным героем, сыщиком Шараповым, а когда Шарапов был захвачен бандитами Горбато­го, не выдал его. Авторы фильма объясняют это фронтовым братством, которое якобы было для Левченко сильнее воровской солидарности. Но такая трактовка полная ерунда. Левченко не мог выдать Шарапова, так как в этом случае он вынуж­ден быть раскрыть, что он — «ссучившийся», а это было равносильно смертному приговору.

    Это была битва не на жизнь, а на смерть. После многочисленных крово­пролитий стороны сошлись на изменении правил: воры имели право, в слу­чае критической потребности, становиться руководителями групп и па­рикмахерами в лагерях. Руководитель группы мог тогда всегда прокормить несколько друзей одновременно. Парикмахеры имели доступ к острым пред­метам — бритвам и ножницам, отличным преимуществом в случае боевых действий.

    В 1940—1950-е гг. количество воров в законе достигало более десяти ты­сяч человек, а вместе с окружением («блатными») 40—50 тыс. человек. В 1950-е гг. численность воров в законе в СССР резко сократилась и не пре­вышала 20 человек. Таков был результат кровопролитной и затяжной «су­чьей» войны.

    Поначалу сокращение численности воров было неправильно истолко­вано официальными лицами как окончательное разрушение воровской об­щины, исчезновение традиций, обычаев и кодекса. Власти были так убеж­дены, что преступные лидеры и их группы исчезли навсегда, что в 1960-е гг. они фактически прекратили превентивную деятельность. На самом деле в зоне происходило перераспределение власти. В 1950-е некоторые воры начали уходить от преступных традиций. Тюремные администрации часто поддерживали тех, кто подумывал оставить воровскую среду. При ис­пользовании прикрытия, обеспеченного должностными лицами, эта пре­ступная элита собрала власть в собственные руки и начала устанавливать свои правила преступному миру. Они еще раз регулируют закон и объяв­ляют себя непосредственными защитниками преступной традиции. Те воры в законе, кто покинул новую власть («отколовшиеся»), сформирова­ли новые бригады.



    Как бы то ни было, но к концу 1950-х гг. в СССР от воровского ордена 1930-х осталось лишь 3%. После этого руководство МВД торжественно объя­вило о кончине последнего вора в законе. Воров в законе как клан игнори­ровали до средины 1980-х гг. Но неожи­данно их корпорация возродилась в начале 1980-х гг, тогда количество во­ров в законе, по сведениям МВД, до­стигало 500—600 человек.

    Залегшие на дно в начале 1960-х воры в законе после смещения Н.С. Хрущева начали постепенно поднимать головы. Наряду со старыми представителями сообщества обретали уверенность и более молодые, коронованные в знаменитой «крытой» (тюрьме во Владими­ре). Среди них имелись и свои знаменитости. К примеру, законник Черкас прославился тем, что в числе первых внедрил в практику новую концепцию воровского существования. Суть ее заключалась в следующем. Чтобы не попасться, надо грабить тех, кто не заявит. Под эту категорию подпадали в первую очередь цеховики и не чистые на руку представители торгашеского мира. Черкас учил — грабить подобную публику надо с умом, оставляя по­терпевшему на жизнь и не доведя его до отчаяния. Идя на дело, надо иметь хорошую «крышу» в лице кого-нибудь из высокопоставленных чиновников или представителей правоохранительных органов.

    Именно тогда, в начале 1970-х, и произошла еще одна трансформация преступного сообщества. В Киеве собралась представительная сходка. После продолжительных дебатов было решено ввести в воровской «кодекс законов» существенные изменения. Сходка разрешила законникам вообще не садить­ся. Воровские сходки происходили в разных регионах страны (Москва в 1947, Казань в 1955, Краснодар в 1956). В 1979 г. в преступном мире Советского Союза произошло знаменательное событие: на сходке воров в законе в Кис­ловодске впервые присутствовали посторонние — цеховики. Они обязались выплачивать рэкетирам 10% от своих левых доходов, а рэкетиры обязались в свою очередь защищать предпринимателей от «залетных» бандитов и мелкой шпаны. После кисловодской сходки уголовный мир начал свою перестрой­ку. Во главе процесса стояли законники, которые активно пропагандирова­ли уголовные традиции среди молодежи. Именно ими был инспирирован раздел многих крупных городов на сферы влияния между молодежными пре­ступными группировками. Таким образом, на пороге 1980-х мафия положи­ла камень в фундамент своего будущего величия.

    На рубеже 1990-х гг. — в период горбачевской перестройки и последовав­ших за ней ельцинских реформ — мир воровских традиций еще раз кардиналь­но изменился. Если раньше при получении воровского сана учитывались прошлое претендента и количество его ходок в «места не столь отдаленные», то в последнее время преступный мир стал уделять внимание финансовым накоплениям неформального лидера, его возможностям повлиять на предста­вителей власти.



    Таких «героев» новой криминальной волны стали называть авторитетами. Авторитеты — следующая после воров в законе ступень тю­ремного мира. Обладая почти такими же полномочиями, как и воры в зако­не, авторитеты не проходили через легендарные экзамены «коронования». По сведениям А.Н. Олейника, сейчас в России насчитывается около 300 воров в законе, около 10 тыс. авторитетов, а наместников авторитетов — смотря­щих — в России столько же, сколько в ней криминальных подразделений. В каж­дой камере следственных изоляторов (от 6 до 150 лиц, находящихся под след­ствием), в каждом отряде (от 40 до 120 осужденных), в каждом бараке (от 80 до 400 осужденных), в каждой колонии (от 800 до 3 000 осужденных), в каждой сфе­ре повседневной деятельности в тюрь­ме (столовая, карточные игры и т.д.), в каждом городе и даже более менее круп­ном поселке есть свой смотрящий.

    Авторитеты появились еще в нача­ле 1980-х гг., образуя вокруг себя пре­ступные группировки, возглавляя их и беря под свой контроль целые регио­ны. В связи с развитием рыночных от­ношений заниматься бизнесом стало намного выгоднее, чем криминалом. Воры в законе стали уступать авторите­там по влиянию на ситуацию в уголовном мире. Многие, используя свой сан, стали брать под свое покровительство коммерческие и банковские структу­ры, получая финансовый навар. Это и явилось одной из главных причин, которая серьезно покачнула уважение к ворам в законе.

    Почувствовав, что их влияние в криминальном мире постепенно слабе­ет, воровская элита пытается сегодня привлечь к себе наиболее влиятельных авторитетов. Российские воры старой школы, как когда-то традиционные доны мафии в США, поначалу держались в стороне от наркоторговли. Во­ровской кодекс запрещал операции с наркотиками. Однако размеры потен­циальных доходов от наркобизнеса вызвали зависть у руководителей пре­ступного сообщества, особенно у новых молодых лидеров. На совещании воров в законе в декабре 1991 г. на повестке дня стояло предложение разру­шить монополию кавказских банд в торговле наркотиками. Это предложе­ние вызвало внутреннюю борьбу в традиционном бандитском мире России, напомнившую конфликт 1950-х гг.

    Таблица 22 Некоторые данные по пенитенциарным системам отдельных стран Европы


    Страна

    Число з/к на 100 тыс. населения

    в 2000 г.

    Число з/к на 100 тыс.

    населения на 1.09.01 г.

    Плотность

    тюремного

    населения

    на 100 мест

    на 1.09.01 г.

    Средняя

    продолжительность

    заключения

    (в месяцах)

    в 2000 г.

    Количество

    побегов

    на 10 тыс.

    з/к в 2000 г.

    Германия

    Нет данных

    95,8

    103

    Нет данных

    7,9

    Англия и Уэллс

    336

    126

    94

    3,9

    14,0

    Австрия

    197

    85,1

    86

    5,2

    11,0

    Бельгия

    141

    85,4

    127

    7,2

    160,0

    Дания

    Нет данных

    58,9

    90

    Нет данных

    220,0

    Испания

    105

    117,0

    Нет данных

    13,1

    1,8

    Финляндия

    127

    58,7

    90

    5,2

    190,0

    Франция

    113

    99,3*

    97

    8,8

    8,1

    Венгрия

    170

    171,0

    156

    11,2

    5,6

    Италия

    141

    95,3

    129

    7,9

    2,2

    Норвегия

    244

    59,2

    92

    2,7

    12,0

    Нидерланды

    206

    95,4

    97

    4,4

    12,0

    Швеция

    Нет данных

    68,5

    105

    Нет данных

    86,0

    Швейцария

    497

    71,6

    76

    2,2

    Нет данных
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


    написать администратору сайта