Главная страница
Навигация по странице:

  • ЗАДАНИЕ! С 3й по 134 страницы текст из учебника

  • Виды культуры»

  • До конспекта по главе каждый указывает: ____№ в списке группы ____№ главы, название главы «………»1. МАССОВАЯ И ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА – 4 стр

  • ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

  • фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеНаписать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
    Дата06.01.2023
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры.doc
    ТипКонспект
    #874183
    страница1 из 25
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    На листочке написать Фамилию, Имя, номер группы

    1. Написать конспект текста на листочке


    Тема 7. Социология культуры
    Виды культуры:

    - доминирующая культура – совокупность, принятых большинством, социальных норм, поведения, языка, ценностей и религии; являются нормой для общества в целом.

    - народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства на основе опыта масс и самодеятельное творчество населения, проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами.

    - элитарная культура – это культура высших слоев общества, для ее понимания требуется специальная подготовка; формируется в высших слоях классового общества с момента законодательного закрепления их привилегированного положение. Высокие возможности этих слоев формируют специальные потребности, удовлетворение которых требует профессиональной деятельности. Возникает специфический стиль жизни, профессиональное искусство и сфера услуг. Постепенно, система ценностей и норм поведения представителей элитарной культуры отрывается от народной культуры.

    - массовая культура – культура массового потребления, ориентирована на удовлетворение первичных потребностей человека, проста и понятна всем, имеет развлекательный характер; в конце XIX века, в связи с повышением образовательного и культурного уровня основной массы населения и началом развития массового производства, появилась возможность распространения некоторых элементов элитарной культуры среди широких слоев населения с помощью СМИ. Массовая культура возникает на стыке элитарной и народной культуры и предлагает широким массам упрощенные элементы элитарной культуры, потребление которых по-прежнему не требует специальной подготовки. Доступность массовой культуры достигается, прежде всего, растущими возможностями массового производства в материальной и духовной сферах.

    - национальная культура – включает в себе этнические элементы, самодеятельное творчество, отдельные обычаи и традиции.

    - субкультура – культура (система ценностей, традиций, обычаев) отдельных социальных групп, имеющая специфические черты: символы, убеждения, ценности, образцы поведения (опосредованные полом, возрастом, профессией, классом и т.д.), но общие ценности сходны с доминирующей культурой.

    Субкультура отличается от последней языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия мо­гут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые, характерные только для нее.

    Говорят о молодежной суб­культуре, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профес­сиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсме­нов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориенти­руются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детиш­ки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им.

    - контркультура  — субкультура отдельных социальных групп, идеология которых противопоставляет собственные ценности и нормы поведения общественным, доминирующей культуре. Как правило, контркультуры являются молодежными, реже религиозными, движениями.
    ЗАДАНИЕ!

    1. С 3й по 134 страницы текст из учебника Добренькова В. И., Кравченко А. И. Субкультуры»

      1. В соответствии со своим номером в списке группы выбираете главу, читаете.

    Если вы в списке 11й, читаете 11ю главу.

    Если ваш номер в конце списка группы, а номера глав уже закончились, то складываете цифры своего номера и получаете номер главы (например, вы 35й в списке группы, 3+5= 8 главу читаете)
    Указать свой номер в списке и выбранную главу!

      1. По тексту главы пишите пересказ, своими словами – 30-35 развернутых предложений.

      2. По тексту придумываете тестовые вопросы.

    • Вопросы должны быть:

    4 вопроса - на определение правильного варианта ответа по тексту «Виды культуры» (не менее 4 вариантов ответа, 1 правильный (отметить), остальные - неправильные);

    6 вопросов - на определение правильного варианта ответа по тексту главы по номеру варианта (не менее 4 вариантов ответа, 1 правильный (отметить), остальные - неправильные);

    ТРИ вопроса - на упорядочивание или на соответствие. Правильный ответ указать.

    Нельзя просить написать определение, вставить слово и т.п.
    Таким образом, ваша работа должна содержать:

    - конспект текста 1й страницы данного документа «Виды культуры»

    - __№ в списке группы ____№ главы, название главы «………»

    - пересказ главы учебника по своему варианту.

    - тест – 13 вопросов с вариантами ответов .


    • Конспект + задание сдать в ауд. 3249 – положить на мой стол (моё присутствие не требуется) на проверку




    Текст из учебника учебника Добренькова В. И., Кравченко А. И. Субкультуры»
    Содержание




    МАССОВАЯ И ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА

    4



    ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА

    13



    ТУРИЗМ КАК ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    19



    НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ, ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ (ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ) ТУРИЗМ

    26



    СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ, ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ТУРИЗМА, ТУРИСТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА

    32



    Мода (Г. ЗИММЕЛЬ)

    40



    ЯЗЫЧЕСТВО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ, МИФОЛОГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ, МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

    46



    МИФОПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, АРХАИЧНЫЕ ВЕРОВАНИЯ, ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ СЛАВЯН, РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ И КУЛЬТЫ

    52



    СУБКУЛЬТУРА И СУБКУЛЬТУРЫ МИТЬКИ, ЧАТЛАНЕ, СУБКУЛЬТУРА МУСОРНОЙ ЯМЫ, СУБКУЛЬТУРА ФУРРИ

    63



    УЛИЧНАЯ (СУБ)КУЛЬТУРА, ХИП-ХОП КУЛЬТУРА, РЕЙВЕРЫ, «САЙГОН» И ПИТЕРСКИЙ АНДЕГРАУНД

    68



    ВОИНСКАЯ И АРМЕЙСКАЯ СУБКУЛЬТУРА, РИТУАЛ ПЕРЕХОДА, ВОИНСКИЕ ИНИЦИАЦИИ И ОБОРОТНИЧЕСТВО, РЕКРУТСКИЙ ОБРЯД

    77



    ДЕМБЕЛЬСКАЯ СУБКУЛЬТУРА, СПЕЦИФИКА АРМЕЙСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

    87



    СУБКУЛЬТУРА МАФИИ, ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ, МАФИЯ В ИСКУССТВЕ

    93



    ТЮРЕМНАЯ СУБКУЛЬТУРА

    105



    КРИМИНАЛЬНАЯ ЭЛИТА И ТЮРЕМНАЯ ИЕРАРХИЯ, ОБЫЧАИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

    115



    ТЮРЕМНАЯ КАРТИНА МИРА

    127


    До конспекта по главе каждый указывает:

    ____№ в списке группы ____№ главы, название главы «………»
    1. МАССОВАЯ И ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА – 4 стр

    Массовая культура, которую мы вспоминаем всякий раз, когда хотим от­ругать современную эпоху и в ярких красках охарактеризовать духовный кризис, не такое уж простое явление, как выходит на поверку. В ней смешалось все — черное и белое, возвышенное и пошлое, народное и псевдонародное. И не случайно таким же мозаичным и противоречи­вым является постиндустриальное общество, породившее ее. И нам, как социологам, необходимо поставить точный социальный диагноз, рас­крыть причины появления массовой культуры, ее последствия и скры­тые механизмы влияния.

    Популярная культура или, как ее чаще именуют в сленговой обработке, поп-культура, это не жанр и не разновидность массовой культуры, хотя между ними очень много сходства. Чем она является на самом деле, нам теперь предстоит разобраться.

    ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    Массовая культура — понятие, охватывающее многообразные и разнород­ные явления культуры XX в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой ком­муникации. Производство, распространение и потребление продуктов мас­совой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк — от примитивного китча (ран­ний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллек­туальный» детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессив­ным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опред­мечивая ожидания аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитар­ная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория, и она являет­ся авторской, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на лю­бое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. Она может быть интернациональной и национальной.

    К массовой культуре относят только те элементы культуры, которые транслируются благодаря масс-медиа, или каналам массовой коммуника­ции, — это радио, телевидение, кино, пресса. С их изобретением сначала стерлись границы между городом и деревней, а затем между странами. По мнению И. Ламонда, телевидение, радио и пресса отличают массовую куль­туру от народной'. Масс-медиа являются формой того, содержанием чего вы­ступает массовая культура.

    Х отя корни массовой и популярной культуры, по мнению Лео Ловента-ля, уходят в Европу XVI в., в строгом смысле слова их надо считать порож­дением современного общества. Особенно это касается массовой культуры.

    Пресса, радио и телевидение — истинные проводники современной массовой культуры

    Появление современных средств массовой информации позволило тира­жировать один продукт культуры в тысячах и миллионах экземпляров, а стало быть, снижать стоимость каждого и делать его доступным широким слоям населения. Индустриальное и особенно постиндустриальное общество связывают с двумя важными процессами — распространением массово­го производства и появлением массового досуга.

    Переход к массовому производству произошел в США в 1930-е гг., а к массовому досугу — там же в 1950-е гг., посему родиной того и другого считаются США. Отсюда массовое производство и массовый досуг распро­странились в другие страны мира, прежде всего в Западную Европу. На базе массового производства и массового досуга сформировалась массовая куль­тура. Почему три явления — массовое производство, массовый досуг и мас­совая культура — тесно связаны друг с другом и их необходимо рассматри­вать в тесном единстве?

    Массовое производство, распространившееся после появления конвейе­ров и системы Форда, не только стандартизировало трудовой процесс, облег­чило труд, наполнило рынок ширпотребом, но оно еще позволило значитель­но снизить цену на товары. Правда, дешевые товары стали попроще и поху­же качеством — металл заменила пластмасса, а дерево — ДСП. Но дешевые товары стали доступными более широким слоям населения. Массовое про­изводство послужило причиной нового явления — массового потребления и массового потребителя, а его чаще всего идентифицируют со средним клас­сом, т.е. не очень богатыми, но уже не бедными слоями общества.

    В середине 1950-х гг. в США наблюдался быстрый экономический рост и подъем материального благополучия населения, увеличение производи­тельности труда и соответствующее ему сокращение рабочей недели, пере­ориентация среднего американца с ценностей труда на ценности досуга, широкое употребление бытовой техники (домашних комбайнов, радиопри­емников и магнитофонов), повышение уровня грамотности и облегчение доступа населения к институтам культуры, в том числе школам и универси­тетам, библиотекам и театрам, кино и телевидению. Родители и молодежь из среды рабочего класса имели приличный и надежный заработок. Первые уже не требовали, чтобы вторые отчисляли в семейный бюджет значитель­ную часть своих заработков. У работающей молодежи появились свободные деньги, которые она могла тратить на досуг и развлечения. Молодые люди послевоенной эпохи имели намного больше денег, чем их ровесники в преж­ние времена, и они понесли их на потребительский рынок.

    Социологи стали говорить о культурной революции досуга, происходящей в период перехода развитых стран от индустриального к постиндустриаль­ному обществу.

    В середине столетия в США формировалось общество среднего класса, в котором основной акцент ставился на восходящую мобильность и инди­видуальные трудовые усилия. Именно средний класс впоследствии сыграл главную роль в формировании массовой культуры и общества досуга. Харак­терное тяготение американцев к плодам технической цивилизации, изобре­тательский пафос и стремление технизировать все и вся помогли в корот­кие сроки создать материальные носители массовой культуры — радио, те­левидение, транснациональные газетные империи. Наконец, третий фактор — страсть американцев превращать в выгодный бизнес все, до чего они касаются, — способствовали коммерциализации досуга среднего и мо­лодого поколения Америки в 1950-1960-е гг.



    В конце 1960-х гг. массовая культура появляется также и в СССР. Но она мало зависит от рынка, массового производства и массового потребления. Главным фактором выступало государство. Массовая культура финансиро­валась и курировалась государством через масс-медиа, она включала пропа­ганду и официальную культуру — от фотографии до кино все было нацеле­но на пропаганду социалистического образа жизни. Официальная пропаган­да стала массовой благодаря внедрению в повседневный быт советских людей магнитофонов, радиоприемников, телевизоров и, конечно, прессы. Массовая культура вытеснила на периферию народную культуру, кото­рая постепенно стала забываться. Если бы не фольклорные экспедиции фи­лологов, записывавшие уходящие в прошлое легенды, песни и обряды, то народная (фольклорная) культура не сохранилась бы вовсе. Правда, прави­тельство поощряло проведение фести­валей, конкурсов и смотров народных ансамблей.

    Распространение массовой культу­ры породило научные исследования это­го явления. В США, а затем и в других странах сформировалась социология массовой культуры (sociologyofmasscul­ture), которая изучает социальное зна­чение книжных, газетных и журналь­ных публикаций, радио- и телесообще­ний, программ и передач, характер и авторов публикаций и сообщений, содержание и тематику кинофильмов. Ученые проводили не только внутристрановые исследования, выясняя фор­мы и степень приобщенности населения к масс-медиа, но также межстра-новый, или кросскультурный анализ, сравнивая различные общества на предмет распространения в них «вируса» массовой культуры и специфики протекания «заболевания»3.

    Феномен массового производства не так уж и безобиден для общества. С одной стороны, оно делает доступным для широких слоев то, чем в преж­ние времена пользовалась только элита, улучшает условия труда и быта лю­дей. С другой стороны, оно упрощает наши потребности и вкусы. Общедо­ступные товары продаются по невысокой цене и выпускаются с невысоким качеством. Репродукции картин Рембрандта или Ван Гога из магазина не передают всей гаммы сильных чувств, которые испытывает человек, созер­цающий оригиналы. Но далеко не каждый житель, скажем России, спосо­бен приехать в Москву или выехать в Европу для общения с великими под­линниками.

    По мнению А.Я. Флиера, массовая культура выполняет важную функцию трансляции. Язык современной специализированной культуры (политиче­ской, научной, художественной, инженерной и т.п.) почти недоступен ши­роким слоям, поэтому обществу понадобились некие переводчики (транс­ляторы). Важным шагом стало введение всеобщего и обязательного образования населения, а затем — развитие средств массовой информации (СМИ). Поскольку профессиональные знания постоянно расширяются и углубля­ются, человеку на протяжении всей жизни требуется присутствие тех, кто растолковывает и адаптирует к его уровню сложную информацию. Наилуч­шим транслятором является массовая культура, использующая и печать, и телевидение. Многочисленные комментаторы, журналисты, политические обозреватели, шоумены, телезвезды не только интерпретируют, но и мани­пулируют нашим сознанием, вбивая в наши головы избитые стереотипы и формулировки4.

    При подготовке телепрограмм у режиссеров появляется стремление к нивелировке требований, увлечений и вкусов. Руководство телеканала, как правило, пропускает в эфир лишь то, что пользуется широким вниманием. Творцы искусства идут здесь вслед за невысокими потребностями аудито­рии. Причем, ориентируются чаще всего на самую невзыскательную ее часть, полагая, что она-то и есть самая массовая. В результате в массовой и высо­кой культуре направление творческой мысли прямо противоположное: в первой создатель тащится в хвосте у потребителя, а во второй художник поднимает потребителя до уровня высокохудожественных ценностей.

    Стремление охватить как можно более широкий круг потребителей, естественно, не могло не повлечь за собой снижение качества каждого экземп­ляра. Ведь его оценивали не эксперты и профессионалы, а профаны и диле­танты. Тиражирование превратило произведение искусства в товар массово­го потребления. Миллионные тиражи дисков с песнями «Битлз» или Пугаче­вой в экономическом смысле ничем не отличаются от миллионов экземпляров утюгов или холодильников, которые обустроили повседневный быт людей. Для их прослушивания теперь не обязательно отправляться в консерваторию или на стадион. Достаточно включить радиоприемник, не вставая с дивана. Люди стали меньше ходить в театр, кино, музей. В 1980 г. среднестатистиче­ский россиянин ходил в кино 16 раз в год, в 1990 — 8,3, в 1993 — 1,6.

    Телевизор, радиоприемник и магнитофон не отличаются современным человеком от бытовых электроприборов, электроплиты или холодильника, и воспринимаются как часть домашней обстановки. Именно в этой баналь­ности предмета домашнего обихода заложена сущность западной массовой культуры. Общение с высокой культурой происходит по будничному, ми­моходом, не отрываясь от домашних дел, стоит только включить радио или телевизор. Для этого не требуется специально одеваться, ехать на транспор­те, переходить в другое пространство. Носители массовой культуры слились с предметами первой потребности человека — потребностью в жилье. Вслед за водопроводом в нашем доме появилось электричество, оно принесло освещение и «просвещение»: сначала зазвучало радио, затем вспыхнули экраны телевизоров. Радио и телевидение лишь обнажили и ускорили дав­но идущий процесс замыкания человека в домашней жизни. Они привнес­ли в наш дом культуру, которая раньше существовала вне его. Теперь мы уз­наем о последних событиях, не выходя из дома, смотрим кинофильмы, не вставая с кресла и не снимая домашних тапочек, обучаемся в университете на дому, слушаем оперу у себя в спальне.

    Массовая культура — это культура на дому. Она всегда с нами. Мы при­общаемся к ней тогда, когда это выгодно и удобно нам, а не авторам или исполнителям. Магнитофон или транзистор можно брать на пляж или за­городную прогулку. Сегодня первостепенное внимание уделяется транспор­табельности и малогабаритное™ техники при сохранении высокого каче­ства. Технические источники информации — магнитофоны, радио- и теле­приемники и т.п. — составляют инфраструктуру массовой культуры.

    Но подобное уже случалось в истории человечества. В древности фараоны, султаны, короли приглашали профессиональных артистов к себе домой, и лишь много позже они начали выезжать в «свет», занимая почетную ложу в театре. Салонная культура XVIII-XIX вв. — это также домашняя культура. Правда, домашнее музыцирование и домашние любительские спектакли являлись при­вилегией тонкого слоя интеллигенции. Начиная с середины XIX в. общение с искусством становится доступным прак­тически всем слоям и происходит в спе­циализированных учреждениях — му­зеях, картинных галереях, театрах, кон­ серваториях, концертных залах. Оно доступно широким массам. Во второй половине XX в. искусство вновь возвращается в дом — благода­ря телевидению, радио, звуко- и видеотехнике, репродукциям, слайдам. Ис­кусство стало домашним, но перестало быть уделом узкого круга избранных. Из великой тройки масс-медиа — прессы, радио и телевидения — прес­са возникла раньше других, став уже в XIX в. носителем формирующейся массовой и популярной культуры. Тиражи газет увеличивались по мере роста городского населения. С увеличением числа подписчиков появилась воз­можность сделать газету более привлекательной и более дешевой, сохраняя при этом высокий уровень доходов за счет увеличения оборота. Газету можно иметь с собой повсюду — на улице и дома. Раньше, чтобы купить ее, нужно было идти в киоск. Доставка газеты на дом повышает комфортность и при­тягательность многотиражной прессы.

    Отныне стало возможным консервировать не только фрукты и овощи, но и информацию и развлечения на записывающей технике. Понравившуюся мелодию можно включить в любое время и в любом месте, слушать ее столько раз, сколько захочется. Разумеется, ничего похожего нет в традици­онной культуре, основанной на изустной передаче информации и живом источнике. Вторая отличительная черта — несравнимо более широкий диа­пазон и разнообразие передаваемой информации. В Москве можно увидеть или услышать то, что творится в данный момент в Нью-Йорке или Токио. Масс-медиа неизмеримо расширяют круг любителей искусства. Первый концерт П. Чайковского в 1891 г., проходивший в Карнеги-холл в Нью-Йорке, слушали 2 тыс. человек. Первое в США выступление группы «Битлз» в том же Карнеги-холл в 1964 г., благодаря телевидению, смотрели и слушали 73 млн человек.

    Не менее важная особенность массовой культуры — гибридизация СМИ, т.е. соединение в целое самых разных технических достижений. Именно так возникли кино, радио и телевидение. Телевидение, функцией которого является обучение, информирование и развлечение, соединило в себе почти все прежние формы информации — школу, кино, радио. В свою очередь радио еще до появления телевидения аккумулировало в себе газету (выпус­ки новостей), книгу (радиопостановки), театр и концертный зал (радиоспек­такли, трансляции концертов), стадион (спортивные репортажи), эстраду (проигрывание грамзаписей). Что касается кино, то оно приблизило к нам различные аспекты визуальной сферы — от фотографии до театра, цирка и эстрады.

    Традиционная театральная культура оказалась широко доступной. Ком­мерческие зрелищные предприятия, ставшие со второй половины XIX в. характерной чертой городской культуры, столкнулись с конкуренцией. Те­перь актеры играли не на сцене, а перед микрофоном и кинокамерой; люди могли выбирать, ходить ли им в театры и концертные залы или слушать ра­дио и смотреть телевизор. Оперные певцы, музыканты и журналисты стали работать на радио. Кино — самая молодая из всех форм развлечений — по­началу процветало, используя опыт радио и популярность кинозвезд, до тех пор пока не пришло телевидение. Традиционные формы культуры и досуга меняли свой статус и переживали финансовый кризис. С приходом радио­вещания и телевидения лишились своей аудитории театр и кино.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта