Главная страница
Навигация по странице:

  • ЭЛЕМЕНТЫ ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Рекреация Рекреация

  • фвф. 16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры. Написать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеНаписать конспект текста на листочке Тема Социология культуры Виды культуры
    Дата06.01.2023
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла16707646975743_пр 7 + кр Социология культуры.doc
    ТипКонспект
    #874183
    страница3 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    2. ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА – 13 стр

    В культурологии еще не сформировалось четких представлений о том, чем в конечном счете различаются массовая и популярная культуры. Одни куль­турологи, в силу сходства двух культур, предлагают отождествлять и рассмат­ривать их как два названия одного феномена. Тогда в массовую культуру зачисляют те же самые артефакты, что и в популярную, а именно популяр­ную музыку, журнал «Плейбой», телевидение, футбол, бейсбол, гамбурге­ры из Макдоналдса, дискотеки и даже шекспировский театр. Популярная культура в литературе воспринимается как дублер к термину «массовая куль­тура» и потому оба слова пишутся так: массовая/популярная, например бей­сбол и .

    Вторые считают массовую культуру подчиненным видом популярной. Так, Т. Вольф утверждает: «За исключением высокой культуры все остальные на­звания можно считать подзаголовками популярной культуры. В таком случае частными видами популярной культуры являются массовая культура, масс-медиа (в частности порнографические журналы и телевидение), формы мас­сового досуга (футбол и бейсбол), массовое потребление (гамбургеры)».

    Однако третьи, в том числе Рассел Ней, предлагают разводить два явле­ния и считать их самостоятельными разновидностями культуры. Согласно его мнению, популярная культура подразумевает самый поверхностный, до­ступный непосредственному наблюдению слой культуры, расположенный



    между элитарной и фольклорной куль­турой. Это культура большинства насе­ления или культура среднего класса, если он составляет такое большин­ство15.

    Иногда в классификацию вносят ценностный аспект и считают попу­лярную культуру более цивилизован­ной формой массовой, поскольку в первой предполагается некоторый профессионализм и артистичность, которые не присущи второй. Первая превращается во вторую при ее ком­мерциализации16. В таком случае мас­совая культура предстает как снижен­ный, вульгарный образчик популярной или высокой культуры. Посколь­ку в жизни мы часто сталкиваемся с низкосортной продукцией — эротическим и развлекательным шоу, низкопробными публикациями и т.д., у нас сложилось определенное представление о массовой культуре как о безвкусной и безнравственной подделке под настоящую культуру, характе­ризующуюся нездоровым интересом к сексу, психопатологии, насилию и пр. Между двумя видами культуры отмечены и возрастные различия: попу­лярная культура — это система ценностей и образ жизни тех, кому за 50 лет, а массовая культура — удел молодых, так называемых тинейджеров17. Дей­ствительно, популярная культура тяготеет к таким артефактам, институтам и средствам, как телефон, телевизионные обеды, велосипед, придорожные ресторанчики, кофе-брэйк и другим элементам повседневной американской жизни, которые характеризуют скорее средний и пожилой возраст, нежели молодежь.

    Иными словами, массовая культура — это вульгарный образчик популяр­ной культуры, ее сниженный и коммерциализированный вариант. В таком случае высокой культуре противостоит не популярная, а массовая культу­ра. Если популярная культура пространственно располагается между высо­кой и народной (фольклорной), будучи повседневной культурой широких слоев населения и не имея на себе никакого негативного знака, то массовая культура, размещающаяся на том же этаже и будучи повседневной культу­рой не всех возрастов, но преимущественно молодежи, несет кроме того еще и негативную оценку. Ее считают низшей культурой, отвечающей непритя­зательным вкусам. А еще массовую культуру считают дисфункциональной стороной популярной. Последняя вызывает у ученых меньше негативных ассоциаций, нежели первая.

    Популярная культура — совокупность форм повседневной деятельно­сти, навыков, привычек, верований и вкусов, присущих большинству на­селения и доминирующей культуре, и реже — меньшинствам и субкульту­рам. Для большинства специалистов по массовой и популярной культуре она (эта культура) есть типичный способ, каким представители данного общества проводят свое нерабочее время, а значит она эквивалент попу­лярной культуре. К примеру, типичными чертами повседневной жизни американцев сегодня выступают массовые зрелища и шоу, телевидение и хот-доги, атипичными чертами жизни античных греков являлись театраль-нае драма и политические диспуты. Такое понимание культуры исключа­ет законы, политику, религию, труд, но включает массовую культуру (Гол­ливуд), массовый досуг (спортивные зрители) и множество субкультур (диско-дансы).

    Слова «popular culture» и «population» — одного корня. Они касаются насе­ления, большинства жителей данной страны либо ее части. Отсюда следует, что популярная культура охватывает нравы, манеры, поведение и образ жиз­ни больших групп населения. Термин «популярный» {popular) означает ши­роко распространенный, народный, широко известный. Популяризация обо­значает пропаганду чего-либо, превращение малоизвестного в общедоступ­ное и широко известное, одновременно приближенное к пониманию и мышлению простых людей. В тех случаях, когда мы считаем выражения «боль­шинство населения» и «народ» синонимами, то эквивалентными, обознача­ющими одно и то же, надо считать термины «популярная культура» и «народ­ная культура». Если мы вкладываем в понятие «народ» дополнительно этиче­ский, героико-эпический смысл, т.е. нечто большее, чем совокупность ныне проживающих на данной территории людей, то необходимо разводить оба термина, а «народную культуру» связывать главным образом с фольклорной, а не популярной культурой.

    На наш взгляд, термин «популярная культура» по своему объему и содер­жанию является более узким, чем массовая культура, а потому обозначает лишь часть массовой культуры. Популярная культура относится прежде все­го к популярному искусству, в частности, джазу, рок-музыке и поп-арту, а массовая культура включает кроме них еще и такие массовые формы деятель­ности, как физкультурное движение и туризм, которые никак нельзя относить к искусству. Выражение «популярная музыка» надо считать не только привычным, но и совершенно корректным, а формулу «массовая музыка» неправильной. Эстрадная песня — элемент массовой культуры, а классичес­кий романс — высокой культуры.

    Авторская и туристическая песня (как ее подвид) принадлежит одновре­менно трем типам культуры — высокой, массовой и народной. К первой она относится по целевой заданности (лирическое отражение высоких челове­ческих ценностей и нравственных идеалов), ко второй она принадлежит по характеру исполнения и адресности (массовая аудитория, средний класс), к третьей — по своей жанровой отнесенности (составная часть фольклора).



    Массовая культура, как и популяр­ная, выполняет ряд позитивных функ­ций. Одна из них состоит в приобще­нии миллионов людей к ценностям высокой и народной культуры. Начи­ная с 1920 г. в США выпущено 80 млн грампластинок с музыкой Моцарта, в 10 раз увеличилось число симфоничес­ких оркестров, в 10 раз чаще люди по­сещают концерты, чем бейсбольные матчи, каждый год продается 400 млн экземпляров книг. За количественным ростом следует видеть качественное изменение культурной ситуации в мире, случившееся благодаря внедрению технических достижений.

    Популярная культура создается представителями всех классов — рабоче­го, среднего, высшего. Неправильно думать, будто все представители выс­шего класса не на публике выражаются только литературным языком, ведут изысканный образ жизни, наслаждаются исключительно изящными искус­ствами и не слушают ничего кроме классической музыки. В быту они нахо­дятся во власти популярной, или повседневной культуры, которая присуща также и среднему классу. Неверно также было бы думать о представителях низшего класса, скажем рабочих, как о поголовных грубиянах, чуждых не только возвышенному, но и мало-мальски развитому художественному вос­приятию реальности.

    Популярная и массовая культура объединяют сегодня все классы. Тем не менее для высшего и среднего классов в массе своей более типично обще­ние с высокой культурой, а для низшего класса характерно как раз ее оттор­жение. Это означает, что культуре, как и социальной структуре общества, свойственна стратификация. Специалисты иногда выделяют культуру рабо­чего класса в особый тип и называют ее пролекультурой (proleculture), т.е. культурой пролетариата. С ней связывают особый тип досуга — проледосуг {proleleisure). Пролекультура — это дополнительный уровень стратификации популярной культуры, к нему относятся дешевые, доступные рабочим виды развлечений и спорта, например катанье на роликах. Кантри и вестерн — тоже жанры пролекультуры.

    В СССР авторская песня зарождалась в туристской и студенческой среде.

    ЭЛЕМЕНТЫ ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ

    Если популярную культуру рассматривать как совокупность форм жизне­деятельности большинства жителей страны в данную историческую эпоху, то в ее состав войдут наиболее распространенные виды досуга и отдыха, которые часто обозначают термином рекреация.

    Рекреация

    Рекреация (от англ. recreation— восстановление, расслабление, отдых) — это деятельность, помогающая восстановить силы и подготовиться к труду. В США и странах Европы в обиход входит понятие «рекреационные движе­ния», под которыми подразумевают общественные движения, направленные на экологию (чистый воздух и чистые продукты), здоровый образ жизни и запрещение курения, за строительство оздоровительных центров, стадионов, спортивных площадок, за массовый спорт и физкультуру.

    Постепенно сформировалась специальная отрасль знания —рекреалогия, изучающая закономерности организации и проведения досуга, восстанов­ление психических и физических сил человека во время отдыха. Речь идет о восполнении потраченной человеческим организмом на работе энергии, дословно «восстановление сил».

    В отличие от досуга, считает Р. Краус, рекреация есть разновидность дея­тельности, а не созерцание, отдых или праздность. Рекреация представляет компенсацию трудовых затрат. Рекреативная деятельность почти никогда не бывает интеллектуально насыщенной, поэтому она включает занятия спортом и прогулки на свежем воздухе, путешествия, т.е. такие формы ак­тивности, при которых нагружают мускулы и заставляют работать тело, а не дух и разум.

    Корни рекреации, по мнению Т. Кэндо, уходят в глубокую древность. У древних, античных, средневековых и современных людей под рекреаци­ей понимались совершенно разные виды деятельности. Термин рекреация, таким образом, является исторически и культурно привязанным. Для при­митивных народов рекреация часто связывалась с определенным видом ис­кусства — шаманские завывания и специфическое пение эскимосов, жес­токие побоища у племени куакиутлак при обмене подарками во время пот-лача, игры в лапту и мяч у индейцев Северной и Центральной Америки, ритмически и музыкально насыщенные танцы африканцев — все это, пи­шет автор, приходит на память, когда мы говорим о примитивной культуре (tribalculture). Однако называть подобные действия рекреацией неправиль­но, поскольку они имели не столько рекреационное, сколько социальное, религиозное и экономическое предназначение.

    Первыми рекреацию в современном значении придумали даже не греки (они изобрели другую культурную форму — досуг), и римляне. Римская империя — это страна с 100 млн населением и двухмиллионной столицей. Все игры и развлечения носили массовый характер. Цирк Максима вмещал 400 тыс., Колизей — 90 тыс. зрителей. Народ требовал хлеба и зрелищ. Игры гладиаторов, морские сражения в искусственных озерах, гонки на колесни­цах — это есть массовое шоу. Римская рекреация выглядела кровожадной, грубой и жестокой. В средневековье не было массовых зрелищ, выполняю­щих функцию рекреации. Они появились в XIX в., прежде всего в США. В эту эпоху люди жили мало, работали по 12—14 ч, обычным являлся тяже­лый детский труд. Оставшееся от работы время было посвящено удовлетво­рению главным образом биологических потребностей: сон, гигиенические надобности, секс, еда, питье. Досуг являлся привилегией меньшинства, а о массовой рекреации не думали.

    Р екреация появилась только в на­чале XX в. в США. Хотя еще в XIX в. появляется подобие рекреационного движения — движение за повышение обшей грамотности населения, филан­тропическая помощь общественным больницам, госпиталям и приютам с целью поднять здоровье нации, давле­ ние на правительство с целью ассигно­вать из бюджета расходы на развитие массового спорта и физкультуры. Во многих странах создавались нацио­нальные парки и заповедники, строились стадионы и площадки.

    Спорт

    Спорт подразделяется на два вида — любительский (его следует относить к рекреативной деятельности широких слоев населения) и профессиональ­ный, который правильнее считать видом оплачиваемого труда небольшой группы людей. Основная часть населения имеет отношение к тому и другому виду деятельности, но в любительском спорте люди активно участвуют, а про­фессиональный пассивно наблюдают. В этом смысле профессиональный спорт является зрелищем. Некоторые специалисты разводят оба вида спорта, полагая, что любительский правильнее относить к рекреации (рыбалка, ве­лосипедные прогулки и др.), а профессиональный к собственно спорту.

    Термин «sport» произошел от средневекового английского слова «dispor», означающего развлечение, забавы. Этимология подразумевает тесную связь между современным спортом и игрой, досугом, развлечением. Современные словари определяют спорт как атлетическую деятельность, требующую спе­циальной подготовки, физической силы, достижительной мотивации. Ны­нешний спорт мало похож на своего прародителя. В примитивном, античном и средневековом обществах спорт действительно ближе к развлечению, чест­ному состязанию, религиозному ритуалу. Греческое athlosозначало участни­ка в состязании. И сегодня спорт и атлетика считаются синонимами.

    Исторически спорт зародился в родоплеменном обществе и представлял вначале смесь игры и религиозного ритуала. Только у древних греков спорт приобрел современное значение спортивного соревнования. Первые Олим­пиады проводились в 1300 г. до н.э. Их особая роль состояла в том, что они позволяли грекам вопреки любым раздорам сохранять и развивать культур­ное единство, способствовали формированию единого народа из разрознен­ных племен.

    Участвовать в Олимпиаде могли только любители, имеющие статус пол­ноправного гражданина и обладающие безупречной репутацией (юноши до 18 лет соревновались после взрослых, а для женщин устраивали отдельные соревнования). В классическую эпоху к подготовке каждой Олимпиады приступали задолго до ее открытия. Приготовления вступали в решающую стадию за десять месяцев, когда избирали судейский совет из 10 человек — он наблюдал за тренировками будущих участников состязаний. Программа игр включала от 13 до 15 видов спорта. Соревнования начинались с восхо­дом солнца забегами на короткие и длинные дистанции. Затем следовали борьба, кулачный бой, панкратион — комбинация кулачного боя и борьбы; пятиборье, включавшее метание копья, диска, бег, прыжки, борьбу; конные ристания — заезды на колесницах и верховые скачки. Ни один гражданин не исключался из соревнований (физических, интеллектуальных, полити­ческих), большинство участников предпочитали принимать участие сразу во многих видах спорта, а не специализироваться на одном. Сегодня только десятиборье напоминает нам об античной эпохе.




    К элементам поп-культуры относится спорт, который получил развитие еще в эллинистической Греции

    В эллинистической Греции при Александре Македонском происходит специализация спортсменов, соревнования коммерциализируются и про­фессионализируются. Наступает разрыв с культурными традициями антич­ных греков. Формируется современная парадигма спорта: выкоквалифици-рованные и узкоспециализированные спортсмены устраивают красочный спектакль, а множество любителей-неспортсменов пассивно наблюдают за ними с трибун. Спорт разделяется на участвующий и неучаствующий. Воз­водятся стадионы для популярных при Александре Великом состязаний колесниц и гигантские ипподромы для конных скачек.



    Римляне продолжили традиции, заложенные эллинистической Грецией, превратив спортивное соревнование в спектакль, разновидность бойцов­ского зрелища. Битвы гладиаторов проходили в огромных цирках, где тол­пы пассивных зрителей взирали с трибун на кровавое зрелище. Культура не­произвольной игры и досуга-развлечения приходит в упадок. Исполнитель­ские искусства, музыка, театр и спорт низведены в низший разряд и отданы на откуп иностранцам. Постепенно половину римского календаря стали за­нимать праздники. Праздным толпам горожан римские власти предостави­ли в общей сложности 200 каникулярных дней, посвященных играм и зре­лищам. Досуг превратился в пассивное созерцание. Вошли в моду бани, ат­летические клубы, гимнастические залы и площадки для игры в мяч. Но еще более популярным занятием у римлян являлось созерцание акроба­тов, атлетов и борцов, которые не толь­ко соревновались, но и калечили друг друга. Атлеты сформировались в на­стоящих профессионалов, все время уделявших исключительно спорту, специализировавшихся и организовав­шихся в команды, возглавлявшиеся тренерами и учителями, приписанны­ми к определенной школе.

    Спорт становится политическим поприщем, сенат проводит спортивные парады, смотреть на которые выхо­дит все взрослое население городов. Спорт выливается в непристойное и оскорбляющее человеческой достоинство зрелище, часто очень грязное, связанное с закулисными махинациями и коррупцией. Новые поколения римлян вырождались в физически слабых и духовно развращенных людей, хотя по-прежнему римляне оставались прекрасными инженерами, строите­лями, солдатами и администраторами. Но им не хватало здоровой жизнен­ной философии и внутреннего достоинства, считает Т. Кэндо. Их отсут­ствие, возможно, послужило одной из главных причин заката римской ци­вилизации.

    После падения Римской империи в Европе наступила эра аскетизма, в Средневековье игры и спорт как равнодоступная для всех категорий насе­ления форма деятельности исчезли, хотя для высшего класса Католическая церковь их разрешала. Так, любимым занятием дворянства и духовенства являлась соколиная охота. В XII в. начинает формироваться рыцарская куль­тура, важным элементом которой являлись турниры закованных в доспехи воинов, восседающих на бронированных лошадях. Турниры из военизиро­ванного мероприятия превратились в показательные выступления, спортив­но-зрелищное состязание. Их нельзя сравнивать с древнеримскими поедин­ками гладиаторов.

    У крестьянства, как отмечают исследователи, были собственные турни­ры, где вместо мечей использовались дубинки. В те времена практиковались также игра в мяч, борьба и петушиные бои. В Англии, Франции, Северной Италии и других европейских странах в ходу были стрельба из лука и анало­ги современных тенниса, футбола, бильярда. В XVI столетии теннис стано­вится отличительным знаком английского дворянства, футбол — итальян­ского дворянства, а позже — всего населения Великобритании, петушиные бои и стрельба из лука превращаются в международные виды спорта. Стра­стными поклонниками и пропагандистами спорта являлись некоторые вид­ные короли, например английский Генрих VIII и французский Франциск I. Они не только возводили для дворянства спортивные клубы и площадки, но и соревновались между собой в борьбе. Открылись спортивные школы и курсы, где можно было научиться фехтовать, ездить верхом, прыгать, бегать.



    Самыми популярными тренерами и мастерами фехтования считались италь­янцы. Постепенно формировалась но­вая парадигма спорта как благородно­го занятия, воспитывающего высокую нравственность, предполагающего чест­ные правила, глубоко эстетичного по своей зрелищности.

    Ренессанс возродил не только искус­ство, но и спорт. Философия Ренессан­са дала главное для новой парадигмы спорта — теоретическое оправдание. Вольтер, Руссо, Локк, Рабле выступали за восстановление античных идеалов, главный из которых выражался знаме­нитой фразой: «В здоровом теле должен быть здоровый дух». Это означало, что физические занятия не должны служить самоцелью, они призваны воспитывать в человеке моральные качества. Рус­со прямо говорил о том, что тренировка тела составляет наиважнейшую часть воспитания нравственности. Спорт, согласно воззрениям Руссо, удовлетво­ряет желания и потребности индивида на каждой стадии его развития25.

    Однако эпоха Реформации и наступление протестантизма вернули ситу­ацию к мрачному Средневековью. Реформация и протестантизм заложили основы новой парадигмы аскетизма, главным принципом которой являлась враждебность к спорту и досугу. В Англии футбол, теннис, танцы, карточ­ные игры, боулинг, петушиные бои, охота были запрещены как «дьяволь­ские занятия».

    Любительский спорт возрождается в Европе и США в начале XIX в., когда появляются такие виды занятий, как гребля, борьба, парусный спорт, спортивная ходьба, стрельба, профессиональный спорт. В городах получа­ют развитие игровые виды спорта, например, бейсбол, первый матч по ко­торому состоялся в 1869 г. В начале XX в. быстро развивается вузовский спорт при университетах и колледжах. Тогда же многие виды спорта в США ста­новятся на профессиональные рельсы и их участники оплачиваются.

    Для спорта в XX в. характерны три процесса: профессионализация, ин-ституционализация и коммерциализация. Это значит, что для достижения высоких результатов спортсмену приходится специализироваться на одном виде, проходить специальную подготовку, тренироваться каждый день, по­лучая определенное вознаграждение, которое в профессиональном спорте становится главным. Спорт для тысяч людей стал главным местом работы. Институциализация означает, что спорт стал важным государственным де­лом, по его поводу создана мощная система учреждений и организаций как на местном, так и на глобальном уровне — начиная с Международного олим­пийского комитета и заканчивая местным ассоциациями и кружками лю­бителей спорта. Коммерциализация означает превращение спорта в доход­ную статью бизнеса. И в XIX в. по поводу победителя на поединке, напри­мер, боксеров делались ставки, как на ипподромах. В XX в. для заключения многомиллионных ставок созданы открытые и подпольные тотализаторы. Учреждены всевозможные местные и международные фонды помощи спорту, трансляция спортивных соревнований и футбольных матчей при­носит заинтересованным сторонам колоссальные деньги. Наконец, вокруг телевизионной рекламы перед или во время спортивных программ также крутятся немалые деньги.

    Хотя XX в. называют веком спорта, из двух его основных разновидностей — спорт как зрелище и спорт как участие — в США наибольшее развитие полу­чила первая. Коммерциализация спорта, превращение его в профессиональ­ный доставило миллионам людей истинное эстетическое удовольствие срод­ни с искусством, но вместе с тем лишило людей активного участия в состяза­нии. Спорт, как и искусство, социально дифференцирован, к примеру, представители высшего и среднего классов занимаются гольфом и теннисом, а низший и рабочий классы — боулингом и софтболом. Различие между клас­сами, полами и возрастами часто определяется не количеством времени, а видами спорта. Скажем, заграничные поездки чаще практикуют состоятель­ные, образованные, мужчины, горожане, молодежь. Мужчины и молодежь за­нимаются спортом гораздо чаще, чем женщины и пожилые. Негры не зани­маются зимними видами спорта, предпочитая рыбалку и пикники26.

    Профессионализация выгнала любительский спорт (рыбалка, охота и другие виды внедомовой активности) на периферию общественной жизни. Однако в 1980—1990-е гг. он возвращает утерянные позиции. Пропаганда здорового образа жизни и строительство чуть ли не у каждого дома спортив­ной площадки вернули американцев к любительскому спорту. Очень мно­гие занимаются сегодня путешествиями и туризмом: велосипед, моторные лодки, автомотодома помогают передвигаться на дальние расстояния, об­щаться с природой и восстанавливать здоровье.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта