Главная страница

черный лебедь. Черный лебедь. Непредсказуемости


Скачать 2.55 Mb.
НазваниеНепредсказуемости
Анкорчерный лебедь
Дата25.04.2022
Размер2.55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЧерный лебедь.pdf
ТипСборник
#495734
страница33 из 42
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   42
* * *
У сочувствующего скорбь куда легче замещается другой скорбью, нежели радостью.
* * *
Мудрость юности так же непривлекательна, как игривость старости.
* * *
Некоторые люди забавны, лишь когда пытаются быть серьезными.
* * *
При разговоре трудно сопротивляться порыву разболтать тайну – словно у информа- ции имеется собственное желание жить и способность размножаться.

Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
287
Онтологические материи
* * *
Новейшая болезнь – принимать ненаблюдающееся за несуществующее; но заражены мы и худшим поветрием – принимать ненаблюдающееся за ненаблюдаемое вообще.
* * *
Просить науку объяснить жизнь и жизненно важные вопросы – то же самое, что про- сить филолога объяснить поэзию.
* * *
Вы существуете, лишь если вы свободны совершать поступки без видимой цели, без оправданий, а главное – вне диктатуры чужой логики.
Духовное и мирское
* * *
Невозможно выразить святое в терминах, созданных для мирского, однако можно обсуждать мирское в терминах, созданных для святого.
* * *
Атеизм (материализм) подразумевает, что вы относитесь к мертвым как к нерожден- ным. Я не стану этого делать. Принимая духовное, вы заново изобретаете религию.
* * *
Если вы не в состоянии мгновенно и без анализа определить разницу между мирским и духовным, вы никогда не поймете, что такое религия и то, что мы обычно называем искус- ством. Вы никогда ничего не поймете.
* * *
Раньше люди носили обычную одежду по будням, а строгие костюмы – по воскресе- ньям. Теперь всё наоборот.
* * *
Чтобы обозначить для себя границу между священным и мирским, я совершаю риту- альное омовение после каждого контакта или обмена письмами (даже электронными) с кон-

Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
288
сультантами, экономистами, преподавателями гарвардской бизнес-школы, журналистами и всеми, кто идет столь же порочной стезей; после этого я чувствую себя очищенным от мир- ского и действую соответственно – до следующей подобной встречи.
* * *
Книга – единственный оставшийся посредник, не разрушенный мирским: все осталь- ное, попадающее вам в зрачки, манипулирует вами с помощью рекламы
130
* * *
Ложь можно заменить правдой; но миф – лишь другим сюжетом.
* * *
Главное в духовном – безусловное, главное в мирском – обусловленное
131
* * *
Вот откуда трагедии в истории: мы принимаем чужое безусловное за обусловленное
– и наоборот.
* * *
Рестораны заманивают вас едой, чтобы продать выпивку; религии заманивают вас верой, чтобы продать свои правила (скажем – “избегай кредита”). Человек способен понять идею Бога, но не все эти необъясняемые правила, запреты, непререкаемую эвристику.
* * *
Аксиома: легче поститься, чем сидеть на диете. Если вам принесли ветчину и вы съели совсем небольшой кусочек, нельзя сказать, что вы едите “слегка” кошерную или “слегка”
халяльную пищу.
* * *
Чтобы полностью исцелиться от газет, проведите год, читая газеты недельной давно- сти.
130
Дам комментарий. После долгой диеты, состоявшей в воздержании от всяческих СМИ, я пришел к выводу, что в них нет ничего, что не пыталось бы (пусть и неуклюже) что-нибудь нам продать. Я доверяю лишь своей библиотеке. Ничего страшного, если вы обладаете книгой по физике, тем самым проявляя свою человеческую слабость, желая показать себя,
по-петушиному сигнализируя о превосходстве: по-настоящему развращает коммерческая шумиха вокруг книги.
131
Так, о многих говорят, что они неподкупны, хотя на самом деле они просто дорого стоят.

Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
289
Случай, успех, счастье и стоицизм
* * *
Успех: в середине взрослой жизни стать тем, кем вы мечтали стать в конце детства.
Все остальное – от недостатка самоконтроля.
* * *
Противоположность успеха – не провал, а привычка небрежно бросаться громкими именами.
* * *
Современная цивилизация должна понять: быть богатым и становиться богатым –
совершенно не одно и то же с математической, личностной, социальной и этической точки зрения.
* * *
Нельзя стать абсолютно свободным, лишь стараясь не быть рабом; следует также ста- раться не быть рабовладельцем
132
* * *
Судьба наказывает жадного, делая его бедным, а очень жадного – делая его богатым.
* * *
Демонстрация приоритетов человечества: причиной самоубийств чаще становится стыд или утрата финансового и общественного положения, чем медицинский диагноз.
* * *
“Богатство” – термин бессмысленный, без абсолютного и жесткого критерия его изме- рения; лучше использовать разностную величину “небогатство”: это разница между тем, что вы имеете и что вы хотели бы иметь (в данный момент времени).
132
Различные варианты этой мысли повторяются и вновь открываются на протяжении всей истории человечества.
Последний раз ее убедительно высказал Монтень.

Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
290
* * *
Старики прекраснее всего, когда у них есть то, чего не хватает молодым: уравновешен- ность, эрудиция, мудрость, фронезис
133
да еще это постгероическое отсутствие волнений.
* * *
Я пришел на конференцию, посвященную счастью. Ученые на ней выглядели очень несчастными.
* * *
То, что дураки именуют “пустой тратой времени”, чаще всего оказывается наилучшим вложением.
* * *
Угасание начинается с замены мечтаний воспоминаниями и кончается, когда одни вос- поминания вытесняются другими.
* * *
Если уж нас не любят, пусть при этом завидуют или восхищаются.
* * *
Не читайте никаких текстов последнего столетия; не ешьте фруктов последнего тыся- челетия; не пейте напитков последних четырех тысяч лет (лишь вино и воду); но не говорите с обычными людьми старше сорока. Человек, в котором нет склонности к героизму, начи- нает умирать уже в тридцать.
* * *
Некоторые занятия оказываются гораздо скучнее, когда посмотришь на них изнутри.
Говорят, даже пиратство.
* * *
Карл Маркс, известный мечтатель, выяснил, что рабом можно управлять куда лучше,
если убедить его, что он – наемный работник.
133
Phronesis – практическая мудрость, практический разум (др. – гр.). Термин введен Аристотелем.

Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
291
* * *
В католических странах раньше встречалось больше многократных моногамных бра- ков, чем сейчас, но в разводах не возникало особой необходимости: средняя продолжитель- ность жизни была небольшой, а длительность брака была гораздо, гораздо меньше.
* * *
Скорейший путь к богатству – вращаться среди бедных; скорейший путь к бедности
– вращаться среди богатых.
* * *
Вы станете цивилизованным человеком, как только сможете провести длительное время, ничего не делая, ничему не учась и ничего не совершенствуя – и при этом не испы- тывая ни малейшего чувства вины.
* * *
Тот, кто говорит “я занят”, либо демонстрирует некомпетентность (и недостаток кон- троля над своей жизнью), либо просто пытается от вас избавиться.
* * *
Различие между рабами в Римской или Османской империи и нынешними наемными работниками – в том, что рабы все-таки не должны были льстить начальству.
* * *
Вы богаты, лишь если деньги, от которых вы отказываетесь, пахнут для вас лучше денег, которые вы принимаете.
* * *
Для большинства успех – это безопасный переход из лагеря ненавидящих в лагерь ненавидимых.
* * *
Чтобы узнать, по-настоящему ли вам нравится ваше место (безотносительно к оковам зависимости), проверьте: одинаково ли вы довольны, уходя и возвращаясь.

Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
292
* * *
Разница между любовью и счастьем: те, кто говорит о любви, обычно влюблены, но те, кто говорит о счастье, обычно несчастливы.
* * *
Современная цивилизация: мы создали юность без героизма, старость без мудрости,
жизнь без величия.
* * *
Можно определить, насколько интересен человек, спросив, кого он считает интерес- ным.
* * *
Интернет – нездоровое место, где обитают жаждущие внимания.
* * *
А измерял ли кто-нибудь время, которое требуется на вечеринке умеренно преуспева- ющему гостю, учившемуся в Гарварде, чтобы оповестить об этой учебе окружающих?
* * *
Все концентрируются на ролевых моделях, но гораздо эффективнее найти антимодели
– тех людей, на которых вы не хотите походить, когда вырастете.
* * *
Полезно всегда извиняться – за исключением тех случаев, когда вы действительно поступили плохо.
* * *
Вечные размышления об эффективности – главное препятствие на пути к поэтической,
достойной, изящной, устойчивой и героической жизни.
* * *
Некоторые люди (как большинство банкиров) настолько не приспособлены к успеху,
что выглядят словно карлики в великанской одежде.

Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
293
* * *
Не жалуйтесь слишком громко на то зло, которое вам причинили: вы можете подать идею вашим менее изобретательным врагам.
* * *
Большинство подпитывает свою одержимость, пытаясь от нее избавиться.
* * *
Изменить чье-нибудь мнение так же трудно, как изменить чьи-нибудь вкусы.
* * *
У меня сохранились самые замечательные воспоминания о местах, которые называют безобразными; живописными именуют самые скучные места.
* * *
Хорошая физическая форма – конечно же, признак силы; но если у вас нет для этого естественных мотивов, стремление набрать форму может свидетельствовать о глубинной и неизлечимой слабости.
* * *
Обаяние – способность оскорблять людей, не обижая их; тупость – способность оби- жать, не оскорбляя.
* * *
Те, кто не считает, что работа по найму – это упорядоченное рабство, либо слепы, либо сами работают по найму.
* * *
Они рождаются, и их помещают в ящик; они отправляются домой, чтобы жить в ящике;
их обучают тикающие ящики, они ходят на “работу” (как они ее называют) сидеть в ящике- ячейке; они ездят в продуктовый магазин в ящике, покупая еду в ящике же; в ящике они добираются до тренажерного зала, чтобы снова сидеть в ящике; они вечно толкуют о том,
что следует мыслить нестандартно, “вырваться из ящика”; и когда они умирают, их снова кладут в ящик. Всюду ящики, евклидовы, геометрически четкие ящики.

Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
294
* * *
Еще одно определение современной цивилизации: разговоры можно всё полнее вос- создавать с помощью кусков других разговоров, одновременно ведущихся на планете.
* * *
Двадцатый век принес банкротство социальной утопии; двадцать первый принесет банкротство утопии технологической.
* * *
Попытки построить социальные, политические и медицинские утопии породили кош- мары; между тем многие лекарства и полезные методики порождены военной деятельно- стью.
* * *
“Всеобщая связанность” Интернета создает особую форму информационного и псев- досоциального разврата; вот почему человек ощущает себя чистым после того, как некото- рое время воздерживается от посещения Сети.
* * *
В большинстве споров люди, похоже, пытаются убедить друг друга; но на самом-то деле они могут надеяться разве что найти новые аргументы для того, чтобы убедить себя же.
Проблемы лохов, приятные и не очень
* * *
Безрадостнее всего в жизни тех ресторанных парочек, которые вполголоса спорят за соседним столиком, – то, что они почти никогда не понимают истинного предмета спора.
* * *
Судя по всему, наименее преуспевающие люди чаще всего дают советы, особенно в писательском деле и финансовых вопросах.
* * *
Слухи ценны, лишь когда их отрицают.

Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
295
* * *
В долгосрочной перспективе вы с большей вероятностью одурачите себя, чем окружа- ющих.
* * *
Существует два типа людей: одни пытаются просто победить, другие пытаются побе- дить в споре. Эти категории не пересекаются.
* * *
Обычно люди извиняются, чтобы снова сделать то, за что извинялись.
* * *
Математика имеет такое же отношение к знанию, как протез к настоящей руке; но неко- торые специально производят ампутацию, чтобы заменить руку протезом.
* * *
Современная цивилизация в силу таинственных причин побуждает лохов подыскивать
“сюжеты” в оправдание своей деятельности; теперь мы “гуляем, чтобы поупражняться”, а не просто “гуляем”, без всяких оправданий и объяснений.
* * *
Общественные СМИ вопиюще антиобщественны, здоровая пища, судя по опыту,
нездорова, работники сферы просвещения весьма непросвещенны, а социальные науки совершенно ненаучны.
* * *
Для многих людей стоило бы вместо поиска “причины смерти” (когда они уйдут) поис- кать “причину жизни” (пока они еще с нами).
* * *
Именно те, кто используют других, больше всего расстраиваются, когда кто-то исполь- зует их самих.
* * *
Если соискатель называет вам больше одной причины, по которой он хочет получить эту работу, не нанимайте его.

Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
296
* * *
Неуспех “мышления второго порядка”: человек сообщает вам тайну и почему-то рас- считывает, что вы будете ее хранить, хотя сам же секунду назад показал вам, что он хранить ее не в состоянии.
* * *
В социальных сетях пользователи сообщают о том, что им нравится; куда информа- тивнее было бы указывать, что им не нравится.
* * *
Люди настолько склонны к придумыванию лишних причин, что можно и молчуна пре- вратить в болтуна, просто время от времени вставляя в разговор “почему?”.
* * *
Мне приходится постоянно напоминать себе: по-настоящему независимый мыслитель может с виду походить на бухгалтера.
Тесей, или Жить палеожизнью
* * *
Три опаснейшие зависимости: героин, углеводы, ежемесячная зарплата.
* * *
Единственная мера успеха для меня – много ли времени вам приходится убивать.
* * *
Интересно, лев (или каннибал) заплатил бы большую премию за свободно пасущихся людей?
* * *
Если при прогулке вам требуется слушать музыку, не гуляйте; и, пожалуйста, не слу- шайте музыку.
* * *
Во время войны мужчины уничтожают друг друга, а в мирное время – себя.

Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
297
* * *
Спорт делает мужчин похожими на женщин, а женщин – похожими на мужчин.
* * *
Технология способна привести в упадок (и подвергнуть опасности) все стороны жизни лоха, при этом убеждая его, что жизнь становится “эффективнее”.
* * *
Отличие технологии от рабства: рабы отлично понимают, что они не свободны.
* * *
Вы по-настоящему живете, лишь если не соревнуетесь ни с кем ни в каких своих заня- тиях.
* * *
При неизлечимой болезни природа позволяет вам умереть, сократив страдания; меди- цина же позволяет вам страдать, продлив умирание.
* * *
Нас вполне удовлетворяют существующие природные (или старинные) объекты – кра- сивые виды, классические полотна; но мы неутолимо жаждем всё новых и новых техноло- гий, мелких усовершенствований, мы помешаны на версиях 2.0, мы попались в ловушку и всё бежим на месте, по мысленной дорожке-тренажеру.
* * *
Лишь в новейшей истории “тяжелый труд” стал предметом гордости, а не стыда из-за недостатка таланта, мастерства, а главное – того, что у итальянцев называется sprezzatura
134
* * *
Их представление о субботе (и годичном преподавательском отпуске): работать шесть дней, а один день отдыхать; моя идея субботы: работать часть дня, а шесть дней – отдыхать.
134
Легкость, непринужденность (ит.).

Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
298
* * *
То, что именуют “игрой” (тренажерные залы, путешествия, спорт), больше смахивает на работу; и чем усерднее они трудятся, тем больше попадают в рабство.
* * *
Большинство современных технологий – отсроченное наказание.
* * *
Мы – охотники; мы по-настоящему живем лишь в те мгновения, когда импровизируем,
когда нет никакого расписания, лишь маленькие сюрпризы и стимулы со стороны окружа- ющей нас среды.
* * *
Для всего на свете используйте скуку в качестве мерила, часов, биологического хро- нометра, невзирая на все узы вежливости.
* * *
Ученому-классику мучительно смотреть на соревнующегося спортсмена: тот отчаянно пытается стать животным, а не человеком, но никогда не сможет обрести быстроту гепарда или силу быка.
* * *
Передающиеся навыки: уличные бои, походы в глуши, соблазнение, общая эрудиция.
Не передающиеся: школа, игры, спорт, лабораторные штудии, всё, что редуцировано и орга- низовано.
* * *
Вы в полной мере существуете, лишь если ваши разговоры (или тексты) невозможно с легкостью воссоздать с помощью кусков других разговоров (или текстов).
* * *
У англичан – переменчивая средиземноморская погода, но все равно они ездят в Испа- нию, потому что на самом деле их “свободные часы” не достаются им бесплатно и свободно.

Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
299
* * *
Работа и то, что она приносит, на большинство людей оказывает разрушительное дей- ствие – словно хроническое заболевание.
* * *
Технология достигает совершенства, когда она невидима.
* * *
Разница между подлинной жизнью и современной жизнью – как между разговором и поочередной декламацией.
* * *
Глядя на людей, бегущих по тренажерным дорожкам, я удивляюсь, как альфа-самцы львов, сильнейшие, тратят хоть какую-то энергию, если они спят по двадцать часов в сутки и за них охотятся другие. Caesar pontem fecit
135
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   42


написать администратору сайта