черный лебедь. Черный лебедь. Непредсказуемости
Скачать 2.55 Mb.
|
* * * Всякая социальная связь, при которой вы не общаетесь с другими лично, опасна для вашего здоровья. Республика словесности * * * Писательство – искусство повторяться незаметно для других. * * * Большинство пишет, чтобы запоминать; а я пишу, чтобы забыть. * * * То, что называют философией, я называю литературой; то, что называют литературой, я называю журналистикой; то, что называют журналистикой, я называю сплетничеством; а то, что называют сплетничеством, я снисходительно именую вуайеризмом. 135 Буквально: “Цезарь строит мост”, хотя на самом-то деле имеется в виду – “он заставил других строить для него мост”. Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)» 300 * * * Писателей помнят благодаря их лучшим произведениям, политиков – благодаря их худ- шим ошибкам, а предпринимателей почти никогда не помнят. * * * Может показаться: критики винят автора за то, что он не написал книгу, которую им хочется прочесть; на самом же деле они винят его в том, что он написал книгу, которую они хотели бы написать, но не смогли. * * * Литература не способствует развитию ценных качеств, скорее это распространение недостатков автора. * * * Ради удовольствия прочтите одну набоковскую главу. Ради наказания – две. * * * Между явной ипохондрией и литературой есть различие – как между самолечением и философией. * * * Следует постоянно напоминать себе очевидную мысль: очарование – в невысказанном, в ненаписанном, в невыраженном. Чтобы управлять наукой, требуется большое мастерство. * * * Не говорите, что автор исписался, пока он не начнет учить других писать. * * * Естественные науки дают сенсационные результаты ужасающе скучным путем; фило- софия – скучные результаты сенсационным путем; литература – сенсационные результаты сенсационным путем; а экономика – скучные результаты скучным путем. * * * Хороший афоризм позволяет иметь последнее слово в споре, даже не вступая в спор. Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)» 301 * * * Есть авторы, которым нравится что-нибудь написать, а есть те, которым нравится писать; точно так же есть книги, которые приятно читать, и книги, которые приятно наконец прочесть. * * * Гений – тот, чьи недостатки имитировать труднее, чем достоинства. * * * В обычных книгах читайте основной текст и пропускайте примечания; в книгах акаде- мических ученых читайте примечания и пропускайте основной текст; а в книгах по бизнесу пропускайте и текст, и примечания. * * * Увеличьте вдвое эрудицию человека, и вы вдвое уменьшите количество ссылок на него. * * * Неудачники, говоря о работах кого-то явно более выдающегося, чем они, чувствуют необходимым без надобности принижать обсуждаемое лицо, указывая, кем оно не является С‘Он не гений, но…”, “Хоть он и не Леонардо…”), вместо описания того, кем оно является. * * * Чем меньше плотность шаблонных выражений в вашем тексте, тем в большей степени вы можете считать себя живым. * * * То, что мы именуем “книгами по бизнесу”, – категория, созданная книжными магази- нами по принципу исключения, для текстов, в которых нет ни глубины, ни стиля, ни эмпи- рической мощи, ни языковых тонкостей. * * * Бюрократами рождаются, а не становятся, – точно так же, как поэтами и художниками. Нормальному человеку требуются колоссальные усилия, чтобы сосредотачивать внимание на таком скучном занятии. Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)» 302 * * * Цена специализации: архитекторы строят, чтобы произвести впечатление на других архитекторов; модели худеют, чтобы произвести впечатление на других моделей; академиче- ские ученые пишут, чтобы произвести впечатление на других академических ученых; кино- режиссеры пытаются произвести впечатление на других кинорежиссеров; художники – на арт-дилеров; но авторы, пишущие для того, чтобы впечатлить редакторов, обычно терпят неудачу. * * * Отвечать критикам – пустая трата эмоций; лучше постараться, чтобы вас печатали и спустя много лет после того, как они умрут. * * * Я умею предсказывать, когда автор начнет у меня списывать, притом списывать без- дарно: это происходит после того, как он напишет, что Талеб “популяризировал” теорию чернолебяжьих событий 136 * * * Читатели газет, которые сталкиваются с настоящей прозой, похожи на глухих, попав- ших на оперу Пуччини: им может понравиться кусок-другой, но при этом они недоумевают: “Зачем всё это?” * * * Некоторые книги не поддаются краткому пересказу (настоящая литература, поэзия); некоторые можно сжать страниц до десяти; а большинство – до нуля страниц. * * * Информационная эпоха с ее экспоненциальным ростом количества сведений напоми- нает страдающего недержанием речи: чем больше он говорит, тем меньше людей его слу- шает. * * * Если вдуматься, в том, что мы именуем художественной литературой, гораздо меньше вымысла и больше документальности, чем в литературе документальной; но в ней и меньше фантазии. 136 Кроме того, это показывает, что он станет имитировать и мой бизнес – в манере “я тоже”. Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)» 303 * * * Куда труднее написать рецензию на книгу, которую вы прочли, чем на ту, которой вы не читали. * * * Большинство так называемых писателей неустанно пишут, надеясь: когда-нибудь им будет что сказать. В наши дни приходится выбирать главным образом между теми, кто ясно пишет о том, чего не понимает, и теми, кто плохо пишет о том, чего не понимает. * * * Новое средневековье, обогащенное информацией: в 2010 году лишь по-английски опубликовано 600 тысяч книг, в них найдется несколько запоминающихся цитат. В первом году нашей эры или около того написано совсем немного книг, и мало что дошло до нас, однако цитируются они невероятно обильно. * * * В былые времена большинство людей были невежественны и лишь один из тысячи – достаточно образованным, чтобы с ним стоило побеседовать. В наши дни уровень грамот- ности выше, но благодаря прогрессу, прессе и финансам стоит побеседовать лишь с одним из десяти тысяч. * * * Нам лучше удается (бессознательно) действовать вне заданных рамок, чем (созна- тельно) мыслить вне заданных рамок. * * * Половина всех лохов на свете не понимает: то, чего вы не любите, может любить кто- то другой (даже вы сами потом можете это полюбить), и наоборот. * * * Литература жива, пока описывает пороки, недостатки, слабости и непорядки; но она умирает с первой же попыткой что-нибудь превознести. Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)» 304 Общее и частное * * * То, что я выучил сам, я помню до сих пор. * * * Дюжинный ум находит сходства в историях и ситуациях; ум более тонкий видит раз- личия. * * * Чтобы уяснить разницу между Общим и Частным, подумайте: иногда какое-то платье больше подходит, чтобы произвести впечатление на одного-единственного человека, а не на целую толпу. * * * Мы неразумно преувеличиваем свою похожесть на друзей, несходство с чужаками и резкие отличия от врагов. * * * Многие настолько неоригинальны, что изучают историю, дабы найти в ней ошибки для последующего повторения. * * * Нет ничего такого, что считается вредным (в общепринятом смысле) и при этом не может в некоторых случаях оказаться благотворным, и ничего такого, что считается бла- готворным и не может при определенных обстоятельствах причинить вред. Чем сложнее система, тем слабее в ней понятие Общего. * * * Дурак обобщает частности; тупица сводит общее к частностям; некоторые делают и то и другое; а мудрец не делает ни того ни другого. * * * Вы хотите быть собой, со всеми своими идиосинкразиями; коллектив (школа, правила, профессии, технологии) хочет сделать вас существом заурядным, лишить вас индивидуаль- ности – вплоть до кастрации. Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)» 305 * * * Истинная любовь – полная победа частного над общим, безусловного над обусловлен- ным. Одураченные случайностью * * * Пока мы не научимся управлять тем, что нас окружает, мы так же мало можем контро- лировать то, о чем и о ком думаем, как и повелевать мышцами собственных ушей. * * * Следствие закона Мура: каждые десять лет уровень коллективного разума падает вдвое 137 * * * Никогда не избавляйте человека от иллюзии, если вы не можете заменить ее другой. (Но не слишком усердствуйте: замещающая иллюзия не обязательно должна быть такой же убедительной, как первоначальная.) * * * Трагедия в том, что большинство явлений, которые кажутся вам случайными, на самом деле закономерны – и наоборот, что еще хуже. * * * Дурак считает себя уникальным, а других – заурядными; мудрец же считает себя заурядным, а других – уникальными. * * * Медицине так долго удается обманывать людей, потому что ее успехи широко демон- стрируются, а ее ошибки всегда где-то погребены (в буквальном смысле). * * * Ловушка для лохов: вы обращаете главное внимание на то, что знаете вы и не знают другие, а не наоборот. 137 Согласно закону Мура мощность вычислительных устройств удваивается каждые восемнадцать месяцев. Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)» 306 * * * Человек Средневековья был зубчиком колеса, которого не понимал; современный же человек – зубчик в сложной системе, которую он, по его мнению, понимает. * * * Беда информационной эпохи: вредоносность данных нарастает быстрее, чем получа- емая от них польза. * * * Роль прессы яснее всего видна, если проделать мысленное путешествие от Катона Старшего к нынешним политикам 138 * * * Возьмите, например, Сару Пэйлин. * * * Сами проведите экстраполяцию, если хотите испугаться по-настоящему. * * * Ясность ума – дочь храбрости, а не наоборот 139 * * * Большинство представителей информационно-газетно-медийно-интернетовской раз- новидности людей лишь с большим трудом переваривают идею, что знание достигается главным образом путем выбрасывания мусора из головы. * * * Тонкие люди терпят в окружающих мелкие недостатки, но не крупные; люди слабые терпят крупные недостатки, но не мелкие. * * * Случайность неотличима от сложного, неизученного и не-изучаемого порядка, но и порядок нельзя отличить от искусно выстроенной случайности. 138 Согласно закону Мура мощность вычислительных устройств удваивается каждые восемнадцать месяцев. 139 Самая большая ошибка со времен Сократа: считать, что недостаток ясности – источник всех зол, а не их результат. Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)» 307 Эстетика * * * Искусство – односторонняя беседа с невидимым. * * * Гениальность Бенуа Мандельброта – в том, что он достиг эстетической простоты, не прибегая к поверхностной гладкости. * * * Красоту лишь усиливают бесстыдные неправильности; величие – показные ошибки. * * * К пониманию “прогресса”: все места, которые мы называем уродливыми, современны и рукотворны (Ньюарк), среди них нет старинных или созданных природой (Рим). * * * Мы обожаем несовершенство, определенный тип несовершенства; мы платим кучу денег за оригинальные произведения искусства, за первые издания, кишащие опечатками. * * * Большинству людей нужно, чтобы другой сказал: “Это прекрасное произведение”, тогда уж они скажут это сами; а некоторым требуется, чтобы сначала это сказали два чело- века или даже больше. * * * Аль-Мутанабби хвалился, что он – величайший из всех арабских поэтов, но он заявил это в величайшем из стихотворений, когда-либо написанных по-арабски. * * * Мудрость обольщает, сигнализируя об уме и не прибегая при этом к арсеналу тупости. * * * В античности выдающихся мужчин изображают подтянутыми, а выдающихся женщин – тучными; на современных фотографиях всё наоборот. Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)» 308 * * * Нет обезьяны, которая была бы красивее самого уродливого человека; точно так же нет и академического ученого, который оказался бы более стоящим, чем самый завалящий творец. * * * Если хотите досадить поэту, растолкуйте его стихи. Этика * * * Если вы сумеете найти хоть одну причину вашей дружбы с кем-то – значит, вы не дру- зья. * * * Видимо, самая большая сложность в моих отношениях с современной цивилизацией – увеличивающийся в ней разрыв между нравственным и законным 140 * * * Вот чем прекрасна жизнь: самое большое благодеяние может исходить от чужого чело- века, совершенно не рассчитывающего на воздаяние 141 * * * Мы находим больше всего причин помогать тем, кому мы меньше всего нужны. * * * Чтобы оценить человека, подумайте о разнице ваших впечатлений от самой первой и самой недавней встречи с ним. * * * Медитация – вид нарциссизма, безвредный для окружающих. 140 Бывший министр финансов США Роберт Рубин, финаферист и, возможно, самый крупный вор в истории челове- чества, не нарушал никаких законов. В сложной системе разница между законным и нравственным постепенно растет… а потом взрывает систему. 141 Но тут есть и оборотная сторона: самую сильную боль вам может причинить тот, кто прежде очень о вас заботился. Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)» 309 * * * Вам свойственна подлинная скромность, если вы способны удивлять себя больше, чем других; всё прочее – либо застенчивость, либо хороший маркетинг. * * * Мы считаем проявлением невыносимого дурновкусия, когда отдельный человек хва- стается своими успехами, но когда то же самое делает целая страна, мы именуем это “наци- ональной гордостью”. * * * Можно убедить лишь тех, кто считает, что, будучи убежден, получит от этого выгоду. * * * Величие начинается с замены ненависти вежливым презрением. * * * Больше доверяйте людям, которые зарабатывают на жизнь лежа или стоя, и меньше доверяйте зарабатывающим сидя. * * * Трагедия добродетели: чем очевиднее, скучнее, неоригинальнее и дидактичнее посло- вица, тем труднее как-то ее применить. * * * Даже самый прижимистый скупец может быть щедр на советы. * * * Если уж вы мне лжете, то продолжайте в том же духе, не делайте мне больно, вдруг сообщив правду. * * * Не доверяйте человеку, которому нужен доход, если только это не прожиточный мини- мум". Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)» 310 * * * С годами можно утратить силу, но не мудрость. * * * Слабые мужчины действуют, чтобы удовлетворить свои потребности, сильные – чтобы удовлетворить чувство долга. * * * Эволюция религий и этик: сначала они обещали рай, если будешь делать добро, потом они обещали рай, пока делаешь добро, теперь же – предписывают обещать делать добро. * * * Старайтесь не называть героями тех, у кого не было иного выбора. * * * Одни благодарят вас за то, что вы им дали, а другие винят вас за то, чего вы им не дали. * * * Нравственный человек приводит свою профессию в соответствие со своими убежде- ниями, а не наоборот. Но со времен Средневековья такие люди встречаются всё реже и реже. * * * Я доверяю всем, кроме тех, кто заявляет мне, что заслуживает доверия. * * * Человеку часто требуется на время угомонить свое стремление продвигать себя любой ценой. Тогда человек допускает в свою жизнь кого-то, на кого не нужно производить впе- чатление. Вот почему люди заводят собак. * * * Чистое милосердие – это когда вы помогаете неблагодарным. Все прочие формы мило- сердия корыстны 142 142 Томящиеся в корпоративном плену сделают всё что угодно, лишь бы “прокормить семью”. Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)» 311 * * * Могут ли мошенники представить себе, что честные люди способны быть изворотли- вее, чем они? * * * Морель у Пруста демонизирует Ниссима Бернара, еврея, который дал ему денег в долг, и становится антисемитом, чтобы избежать чувства благодарности. * * * Обещать кому-то удачи в награду за доброе дело – что-то вроде взятки, возможно – пережиток архаической, предеонтической, доантичной морали. * * * Разница между величием и высокомерием – в том, чем вы занимаетесь, когда никто не смотрит. * * * Национальное государство: политкорректный апартеид. * * * В толпе из ста человек 50 % богатства, 90 % фантазии, 100 % интеллектуальной отваги сосредоточены в одной личности, но не обязательно в одной и той же. * * * Крашеные волосы делают стареющих мужчин менее привлекательными; точно так же и попытки скрыть свои слабости делают эти слабости отвратительными. * * * Для солдат у нас есть термин “наемник”, но вот наемных работников мы освобождаем от всякой ответственности, поскольку “всем надо как-то зарабатывать на жизнь”. * * * В английском нет различия между arrogant-up (тем, кто проявляет высокомерие по отношению к нынешней власти) и arrogant-down (тем, кто высокомерен по отношению к маленькому человеку). |