Главная страница
Навигация по странице:

  • * * * Общественные науки изобретают ту разновидность человека, которую мы в состоянии понять.* * *

  • * * * Титан верит половине из того, что слышит, но говорит лишь половину из того, чему верит.* * * Словесная угроза – вернейший признак бессилия.* * *

  • * * * Слабый не может быть хорошим, разве что при всепроникающей юридической системе.* * *

  • * * * Лукиан Самосатский сообщает, как философ Демонакс остановил некоего спартанца,собиравшегося побить слугу: “Тем самым ты делаешь его равным себе”.* * *

  • Скрытое и явное * * *

  • * * * Повторение гарантировано, если вы слышите заверение: “больше никогда!”.* * *

  • * * * Когда человек говорит: “Я не настолько глуп”, обычно это означает, что он куда глупее,чем думает.* * *

  • * * * Интернет разрушил стену между частным и публичным; импульсивные и непригляд- ные бормотания, которые раньше хранились в тайне, теперь доступны для буквальной интерпретации.* * *

  • * * * Если кто-то начинает фразу с “попросту говоря”, следует ожидать весьма сложного продолжения.* * *

  • О разновидностях любви и нелюбви * * *

  • * * * Любовь без жертв – словно кража.* * * Брак – организованный процесс, в ходе которого мужчины феминизируются – как и женщины.* * *

  • * * * Пристальнее всего за вами следят те, кто вас ненавидит. Таким любопытством вам не польстит ни друг, ни обожатель, ни сексуальный партнер.* * *

  • * * * Хороший враг гораздо лояльнее, предсказуемее и (для умного человека) полезнее самого верного поклонника.* * *

  • черный лебедь. Черный лебедь. Непредсказуемости


    Скачать 2.55 Mb.
    НазваниеНепредсказуемости
    Анкорчерный лебедь
    Дата25.04.2022
    Размер2.55 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЧерный лебедь.pdf
    ТипСборник
    #495734
    страница36 из 42
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   42
    * * *
    Вполне определенное (хотя и свое для каждого) число предстоящих трапез отделяет обычного человека от лжи, кражи, убийства или даже от работы прогнозистом в вашингтон- ской Федеральной резервной системе; но у титана – не так
    153
    * * *
    Общественные науки изобретают ту разновидность человека, которую мы в состоянии понять.
    * * *
    Вслух желая “удачи” равному себе, слабый на самом деле желает противоположного,
    сильный – чуть иного, и лишь титан желает именно этого.
    * * *
    В прошлом лишь некоторые из мужчин (зато все женщины) были способны к продол- жению рода. Для женщин равенство естественнее.
    152
    Глядя на Бена Бернанке, председателя Федеральной резервной системы.
    153
    Мне пришлось десять раз перечитать четвертую книгу “Никомаховой этики” Аристотеля, чтобы понять: он нигде не говорил явно, однако знал, что главное в Титане – необусловленность.

    Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
    324
    * * *
    Титан верит половине из того, что слышит, но говорит лишь половину из того, чему верит.
    * * *
    Словесная угроза – вернейший признак бессилия.
    * * *
    Два самых прославленных отважных деяния за всю историю человечества – не подвиги воинов у Гомера, а судьба двух ребят из Восточного Средиземноморья, которые умерли (и даже искали смерти) за свои убеждения.
    * * *
    Слабый не может быть хорошим, разве что при всепроникающей юридической системе.
    * * *
    Всеми силами избегайте слов – угроз, жалоб, оправданий, сюжетов, перекладывания вины, попыток победить в споре, прошений, – избегайте слов!
    * * *
    Лукиан Самосатский сообщает, как философ Демонакс остановил некоего спартанца,
    собиравшегося побить слугу: “Тем самым ты делаешь его равным себе”.
    * * *
    Человек античности больше всего опасался бесславной смерти; современный же чело- век больше всего боится смерти как таковой.
    Скрытое и явное
    * * *
    Вы понимаете, что стали оказывать влияние на людей, когда они начинают замечать ваше отсутствие больше, чем присутствие других.

    Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
    325
    * * *
    Повторение гарантировано, если вы слышите заверение: “больше никогда!”.
    * * *
    Некоторые скрытные люди используют молчание, чтобы замаскировать свой ум; но большинство – чтобы скрыть его нехватку.
    * * *
    Когда человек говорит: “Я не настолько глуп”, обычно это означает, что он куда глупее,
    чем думает.
    * * *
    Очернение – единственное подлинное и неподдельное проявление восхищения.
    * * *
    Когда женщина говорит о мужчине, что он умный, она часто имеет в виду “привле- кательный”; когда мужчина говорит о женщине, что она глупая, он всегда имеет в виду –
    “хорошенькая”.
    * * *
    Чаще предпочитаешь общество тех, кто считает тебя интересным, обществу тех, кого считаешь интересным ты сам.
    * * *
    Интернет разрушил стену между частным и публичным; импульсивные и непригляд- ные бормотания, которые раньше хранились в тайне, теперь доступны для буквальной интерпретации.
    * * *
    Одна из проблем социальных сетей: окружающим всё труднее жаловаться на вас за вашей спиной.
    * * *
    Будьте уверены: человек может, но не хочет вам помогать, когда он говорит: “Больше я ничего не могу сделать”. Будьте уверены: человек не может и не хочет вам помогать, когда он заявляет: “Я пришел вам помочь”.

    Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
    326
    * * *
    Мы готовы к тому, что пейзажи и товары окажутся на самом деле менее привлекатель- ными, чем в рекламных брошюрах, но мы не прощаем ближних за то, что они хуже, чем нам показалось на первый взгляд.
    * * *
    Если кто-то начинает фразу с “попросту говоря”, следует ожидать весьма сложного продолжения.
    * * *
    Половина человечества лжет с помощью языка, другая половина – с помощью слез.
    О разновидностях любви и нелюбви
    * * *
    В тот или иной момент человек может жаждать денег, знаний или любви, иногда – двух перечисленных вещей одновременно, а вот всех трех – никогда.
    * * *
    Любовь без жертв – словно кража.
    * * *
    Брак – организованный процесс, в ходе которого мужчины феминизируются – как и женщины.
    * * *
    Существуют мужчины, окружающие себя женщинами (и стремящиеся к богатству)
    ради хвастовства; другие же стремятся заполучить женщин и деньги главным образом для личного употребления; эти две категории мужчин редко пересекаются.
    * * *
    Если не считать дружбы и любви, трудно вообразить ситуацию двустороннего, взаим- ного паразитизма.

    Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
    327
    * * *
    Я посетил симпозиум, названный в честь афинских пиров V века (до н. э.), на которых неглупые люди пили вино и рассуждали о любви; к несчастью, вина здесь не было; к счастью,
    о любви здесь никто не говорил.
    * * *
    Пристальнее всего за вами следят те, кто вас ненавидит. Таким любопытством вам не польстит ни друг, ни обожатель, ни сексуальный партнер.
    * * *
    Когда молодая женщина вступает в связь с богачом, не интересным ничем, кроме сво- его богатства, она порой всерьез считает, что ее привлекла в нем какая-то определенная часть тела (нос, шея, колено).
    * * *
    Хороший враг гораздо лояльнее, предсказуемее и (для умного человека) полезнее самого верного поклонника.
    * * *
    Если бы мои клеветники знали меня лучше, они бы меня еще больше возненавидели.
    Итог
    Платоники полагают, что жизнь подобна фильму с определенным и неизбежным фина- лом; неплатоники считают, что фильм должен быть подобен жизни, и, если не брать в рас- чет немногочисленных необратимых состояний вроде смерти, не верят в окончательность всевозможных итогов, подводимых человеком.
    Послесловие
    Основная тема моих трудов – границы человеческого знания, а также приятные и не очень приятные ошибки и промахи, которые возникают при работе с предметами, лежащими вне нашего поля наблюдения, с тем, чего мы не наблюдаем и наблюдать не можем, – с неве- домым; с тем, что лежит по ту сторону непроницаемой завесы.
    Наш ум нуждается в усечении информации, и мы скорее попытаемся втиснуть явление в прокрустово ложе известных четких категорий (ампутировав неизвестное), чем предпо- чтем подождать с категоризацией и сделать явление по-настоящему осязаемым. Мы посто- янно вылавливаем во всем ложные закономерности (наряду с истинными), и случайное кажется нам менее случайным и более определенным, а наш чересчур резвый мозг скорее

    Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
    328
    уж примет ошибочный и упрощенный сюжет, чем согласится с отсутствием какого бы то ни было сюжета
    154
    Сознание может служить прекрасным средством для самообмана: оно не приспо- соблено к тому, чтобы иметь дело со сложными системами и нелинейными неопределен- ностями. Вопреки распространенному убеждению, чем больше информации, тем больше
    заблуждений: мы видим в мире всё больше ложных закономерностей, таков уж побочный эффект информационной эпохи и современной цивилизации как таковой. Существует несо- ответствие между путаницей случайностей в сегодняшнем мире, насыщенном информацией и полном сложнейших взаимодействий, и нашим интуитивным восприятием событий, кото- рое сформировалось в древности – в значительно более простой среде обитания. Наша мен- тальная архитектура всё меньше отвечает миру, в котором мы живем.
    Отсюда “проблемы лохов”: когда карта не соответствует территории, определенная категория дураков (чересчур образованные, академические ученые, ученые “механистич- ные”, журналисты, читатели газет, псевдоэмпирики, а также пораженные недугом, который я называю “эпистемологическим невежеством”, чудесной способностью пренебрегать тем,
    чего не видишь, ненаблюдаемым) впадает в отрицание, воображая себе территорию, которая
    “подошла” бы к карте. Вообще говоря, дурак в данном случае – тот, кто занимается упро- щением ради самого упрощения или отрезает что-то существенное, отсекая гостю ноги или вырезая ему часть головы, уверяя при этом, что с 95 %-ной точностью сохраняет его лич- ность. Оглянитесь вокруг: сплошные прокрустовы ложа, которые мы сами же сколотили.
    Иные из них полезны, иные – довольно сомнительны: всякого рода законы, высокомерные правительства, академическая наука, спортзалы, транспорт, офисные небоскребы, вынуж- денные связи между людьми, наемный труд и т. п.
    Со времен Просвещения существуют большие противоречия между рационализмом (в котором главное – наше желание сделать вещи такими, чтобы они имели для нас смысл) и эмпиризмом (где главное – каковы вещи на самом деле). Мы не раз обвиняли мир в том, что он не укладывается в ложе “рациональных” моделей, мы пытались изменить человека, под- верстывая его под технологии, мы подправляли этику в жажде получить работу, мы пыта- лись вписать экономическую жизнь в теории экономистов, а жизнь людей тщились втиснуть в рамки некоего “сюжета”.
    Мы сохраняем устойчивость, пока ошибки представления неведомого и понимание случайных эффектов не приводят к опасным последствиям. Иначе мы станем неустойчи- выми. Устойчивым идут на пользу чернолебяжьи события
    155
    , неустойчивым же они наносят огромный ущерб. Мы становимся всё уязвимее по отношению к определенной разновидно- сти научного аутизма, с апломбом высказывающегося о неведомом, что приводит к “про- блемам экспертизы”, к риску, к огромной зависимости от возможных человеческих оши- бок. Прочитав мои афоризмы, читатель может догадаться, что я с почтением отношусь к природным методам сохранения устойчивости (за миллиарды лет все неустойчивое успело рухнуть), считая, что классическое мышление, с его уважением к неведомому и эпистемо- логической скромностью, прочнее современного постпросвещенческого наивного и псев- донаучного аутизма. Таким образом, классические ценности, которых я придерживаюсь,
    154
    Такое скептическое отношение к невидимому проистекает из свойственного человеку “презрения к абстракт- ному” (наше сознание плохо справляется с несюжетным, к тому же его легко поколебать с помощью ярких образов, вот почему СМИ так искажают наше мировосприятие).
    155
    Черный лебедь (с большой буквы) – событие (историческое, экономическое, технологическое, личностное), не пред- сказанное данным наблюдателем и при этом влекущее за собой масштабные последствия. С ростом объема наших знаний возрастает и роль Черных лебедей в нашей жизни.

    Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
    329
    вынуждают меня поддерживать одну триаду в противовес другой – поддерживать эрудицию,
    изящество и отвагу в противовес современному мошенничеству, тупости и филистерству
    156
    Искусство устойчиво, наука – мягко говоря, не всегда. Однако некоторые прокрустовы ложа наполняют жизнь смыслом: скажем, искусство или – сильнее всего – поэтичные афо- ризмы.
    Афоризмы, максимы, пословицы, поговорки, даже (в известной степени) эпиграммы
    – самая ранняя из литературных форм. Часто она входила в состав того, что теперь мы именуем поэзией. В таких выражениях есть интеллектуальная компактность “готовой цитаты” (хотя они мощнее и изящнее современной уцененной версии)
    157
    , при этом они отча- сти демонстрируют показную храбрость автора, заявляющего, что он способен вместить важные идеи в несколько слов, зачастую – в устном формате. И в самом деле, здесь требова- лась отвага, недаром арабское название импровизированного однострочного афоризма пере- водится как “мужественное деяние”, хотя оно имеет меньше отношения к полу, чем кажется,
    и его можно также перевести как “умение быть человеком” (в слове “virtue”, “добродетель”,
    есть латинский корень “vir” – мужчина, человек). В былые времена многим казалось: те, кто умеет облекать важные мысли в такую форму, наделены магическими способностями.
    Этот жанр занимает центральное место в левантинской душе (да и в душе жителей всего Восточного Средиземноморья). Обращаясь к семитским народам, Бог вещал краткими поэтическими фразами, обычно – через уста пророков. Возьмите Писание, особенно Притчи и Книгу Экклезиаста; а Коран, священная книга мусульман, – это же собрание сжатых афо- ризмов. Затем этот формат переняли “синтетические” литературные пророчества: “Зарату- стра” Ницше или более недавний пример – “Пророк” Калиля Гибрана, моего земляка из
    Северного Ливана, родом из соседней (и воюющей с моей) деревни.
    И это не всё. За пределами того, что мы сейчас именуем религией, лежат афоризмы
    Гераклита и Гиппократа, труды Публилия Сира (сирийского раба, которому досталась сво- бода благодаря красноречию, нашедшему выражение в его “Sententiae”
    158
    , ярких одности- шиях, перекликающихся с максимами Ларошфуко), а также стихи поэта, которого многие считают величайшим из всех арабских стихотворцев, – Аль-Мутанабби.
    Афоризмы как отдельные, независимые фразы использовались для самовыражения,
    входили в состав религиозных текстов, с их помощью левантинская бабушка давала советы внуку, в них хвастались (как я уже вспоминал, в одном из афоризмов Аль-Мутанабби убе- дительно известил всех нас, что он – величайший арабский поэт), ими писали сатиры
    159
    (Марциал, Эзоп, Аль-Маарри), их применяли моралисты (Вовенарг, Ларошфуко, Лабрюйер,
    Шамфор), они помогали выразить туманную философию (Витгенштейн) и философию срав- нительно ясную (Шопенгауэр, Ницше, Чоран) или же кристально-ясные идеи (Паскаль)
    160
    Афоризмы никогда не приходится разъяснять: читателю требуется побыть с ними наедине,
    как с поэзией
    161 156
    Многие филистеры сводят мои идеи к противостоянию технологиям, тогда как на самом деле я выступаю против наивной слепоты по отношению к их побочным эффектам (критерий неустойчивости).
    157
    Заметьте отличие от телевизионных заголовков: в них информация теряется, а в афоризмах – раскрывается новая.
    По сути, афоризмы подчиняются закону Гигеренцера и Гольдштейна: “Меньше – значит больше”.
    158
    “Сентенциях” (лат.).
    159
    Лучше всего об утрате интеллектуальной утонченности в эпоху Интернета (в эпоху “оглупления”, говоря напрямик)
    свидетельствует всё большее исчезновение сарказма: механистические умы воспринимают обиды чересчур буквально.
    160
    Нередко бывает, что одну и ту же максиму повторяют несколько авторов, разделенные тысячами лет или километров.
    161
    Афоризм подвергся некоторому унижению (за пределами немецкого языка), когда его стали ассоциировать с ост- рыми словечками, которые запускали Оскар Уайльд, Марк Твен, Амброз Бирс, Саша Гитри и им подобные. Глубокая мысль может быть поэтичной и остроумной, как у Шопенгауэра, Ницше и (иногда) у Витгенштейна, однако, подчиняясь различию между мирским и духовным, философия и поэзия – все-таки не телевизионный скетч.

    Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
    330
    Встречаются простенькие афоризмы, банальности, содержащие ценные истины, о которых вы уже задумывались раньше (вот почему умные люди часто неприязненно мор- щатся, читая Гибранова “Пророка”); бывают милые афоризмы, излагающие мысли, которые не приходили вам в голову, и заставляющие вас воскликнуть “ага!”, как при важном откры- тии (таковы максимы Ларошфуко). Но лучше всех – те, где идет речь о том, о чем вы никогда раньше не задумывались, те, что вынуждают вас прочесть их не один раз, чтобы понять:
    они представляют собой важнейшие истины (особенно когда безмолвная природа содержа- щейся в них истины столь могуча, что сам выражающий ее афоризм забывается сразу после прочтения).
    Афоризмы требуют от нас изменения читательских привычек: такой текст следует поглощать небольшими порциями.
    Каждая сентенция – законченная единица текста, отдельная история, независимая от прочих.
    По-моему, лучшее определение тупицы таково: это человек, который просит вас разъ- яснить смысл афоризма.
    Я давно знаю, что у меня афористичный стиль. Когда я был подростком, меня настав- лял поэт Жорж Шехаде (его стихи читаешь как пословицы), предсказавший, что в один пре- красный день на меня снизойдет просветление и я стану профессиональным поэтом, когда всякие ненужные идеи выветрятся из моего организма. В новейшие времена подростки то и дело ставят значки копирайта, цитируя в Интернете мои книги, но им и в голову не при- ходит заново выразить мои мысли (или хотя бы мою главную мысль о пределах знания). В
    конце концов я понял: эти сентенции приходили ко мне естественным путем, почти без моего сознательного участия, странным образом, как правило – во время неспешных прогулок или освобождения ума путем ничегонеделания или же делания ничего, что требует усилий. И я смог убедить себя, что слышал голоса, доносящиеся с той стороны непроницаемой завесы.
    Если полностью освободиться от ограничений, от мыслей, от истощающей деятельно- сти, которую называют работой, освободиться от всех усилий, то элементы, скрытые в ткани реальности, сами начнут смотреть на вас, и тайны, о существовании которых вы и не подо- зревали, станут появляться перед вашими глазами.

    Н. Талеб. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»
    331
    Библиография
    Abarbanell, Jeffery S., and Victor L. Bernard, 1992, “Test of Analysts' Overreaction/
    Underreaction of Earnings Information as an Explanation for Anomalous Stock Price Behavior.”
    Journal of Finance 47:1181–1207.
    Aczel, Amir D, 2004, Chance: A Guide to Gambling, Love, the Stock Market, and Just About
    Everything Else. New York: Thunder’s Mouth Press.
    Adamic, Lada, 1999, “The Small World Web.” Lecture Notes in Computational Science
    1696: 443–452.
    Adamic, Lada, and Bernardo A. Huberman, 1999, “The Nature of Markets in the World Wide
    Web.” Quarterly Journal of Electronic Commerce 1: 5-12.
    Albert, R., and A.-L. Barabasi, 2000, “Topology of Evolving Networks: Local Events and
    Universality.” Physical Review Letters 85: 5234–5237.
    Albert, R., H. Jeong, and A.-L. Barabasi, 2000, “Error and Attack Tolerance of Complex
    Networks.”Nature 406: 378–382.
    Albouy, Аrancois-Xavier, 2002, Le temps des catastrophes. Paris: Descartes & Cie.
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   42


    написать администратору сайта