Главная страница
Навигация по странице:

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ ПРАВА 1. Социальные истоки права

  • 2. Право и отношения. Волевое содержание права. Источники права

  • Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеО. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
    АнкорЛейст.doc
    Дата03.05.2017
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛейст.doc
    ТипДокументы
    #6772
    страница4 из 36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    Глава 2. Социальные основы и роль права

    15


    ГЛАВА ВТОРАЯ

    СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ ПРАВА

    1. Социальные истоки права

    Сущность права постигается философией права, изучением права в связи с местом человека среди других людей и их объеди­нений, с особенностями всего комплекса социальных отношений, т. е. отношений между индивидами и социальными группами, клас­сами и сословиями, обществом и государством.

    Почти все исследователи отмечают, что право существует лишь там, где общество неоднородно, состоит из разных групп, классов, сословий, народностей и других социальных образований, не толь­ко с различными, но и с противостоящими, сталкивающимися груп­повыми и частными интересами. В признании этого единодушны теоретики почти всех, даже и идеологически противостоящих ми­ровоззрений: "Спор, — говорит Гумплович, — есть основной эле­мент всего юридического", — писал Пашуканис. — ...Именно спор, столкновение интересов вызывают к жизни форму права, юриди­ческую надстройку1".

    По поводу споров и различных интересов как причины права надо отметить следующее. Во-первых, различные и даже противо­речивые интересы не обязательно порождают конфликты (одним интересно ловить рыбу, другим — охотиться в лесу). Конфликты вызываются только сталкивающимися интересами: "Я хочу того же, чего хочет мой царственный друг Карл, — заявлял средневековый монарх. — Я хочу Милан". Во-вторых, столкновения интересов и споры не обязательно порождают право — они могут порождать конфликты, войны, уничтожение или порабощение одной из спо­рящих сторон.

    Споры, индивидуальные и социальные конфликты и противо­речия в изобилии появляются в конце первобытной эпохи в связи с разделением труда, социальной дифференциацией членов обще­ства, смешением племен, народов, конфессиональных общностей, непрерывным увеличением войн-грабежей, перерастающих в вой­ны-завоевания. Эти противоречия разрывают общество; его суще-

    1 Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства М., 1980. С. 73, 85.

    ствование невозможно без установления порядка, стабильного спо­соба решения конфликтов.

    Право возникло не одномоментно1, процесс его становления длился веками, и начальный пункт бытия права обнаружить не­возможно. Равно гипотетичны попытки считать первопричиной пра­ва необходимость организации нормального производственного про­цесса, регулирования распределения и перераспределения в ран­них государствах2 или упорядочения кровнородственных отноше­ний в первобытных племенах3 — эта проблема была и остается спорной.

    Однако то, что само существование общества невозможно без "снятия" общественных противоречий, создания порядка, который М. М. Ковалевский удачно обозначил термином "замиренная сре­да"4, бесспорно.

    Здесь надо отметить следующее. Названный автор и ряд дру­гих социологов считали, что социальный порядок (или "замирен­ная среда") базируется на солидарности членов общества, их объе­динений, профессий, а солидарность основывается на разделении труда, системе общих потребностей и целей, на осознании взаим­ной зависимости и проистекающих отсюда уступках, соглашениях, компромиссах. В таком виде идея солидарности получила широкое распространение в буржуазной литературе конца XIX — начала XX в. и была обстоятельно изложена в трудах Э. Дюркгейма, Л. Дюги и других теоретиков5, выступавших против идеи классо­вой борьбы.

    Идея классовой солидарности не раз критиковалась сторон­никами марксизма, утверждавшими, что классовые противоречия непримиримы и потому общество, разделенное на противополож­ные классы, всегда основывается на политическом господстве эко­номически господствующего класса, на подавлении, угнетении, эк­сплуатации трудящихся масс. Так, подчеркивая необходимость го­сударства в связи с расколом общества на непримиримые про­тивоположности, Энгельс писал: "А чтобы эти противополож­ности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не

    1 См.: История первобытного общества. Эпоха классообразования. М.,
    1988. С. 448. Там же рассматриваются проблемы доклассового обычного
    права с обзором соответствующей литературы (см. с. 448—459, 468—470).

    2 См.: Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства. М.,
    1983. Особ. с. 34 и след.

    3 См.: Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трак­
    товки // Государство и право. 1993. № 7. Особ. с. 15, 20.

    4 Ковалевский М. М. Сравнительно-историческое правоведение и его
    отношение к социологии. Методы сравнительного изучения права // Сбор­
    ник по общественно-юридическим наукам. Вып. 1. СПб., 1899. С. 3. Он же.
    Социология. СПб., 1997. С. 83—84 и след.

    5 См.: Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис совре­
    менного правосознания. М., 1996. С. 242 и след.

    16

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 2. Социальные основы и роль права

    17


    пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого ста­ла необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, си­ла, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах по­рядка"1.

    Однако в классическом марксизме всегда соединялись два на­чала. Идеи классовой борьбы и классовой диктатуры, воспринятые Марксом у буржуазных ученых и революционных коммунистов первой половины XIX века2, сопрягались в его произведениях с иде­ями Сен-Симона и сен-симонистов об упорядочении процесса про­изводства, об организации общественного труда: "Урегулирован-ность и порядок, — писал Маркс, — являются именно формой об­щественного упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от просто случая и просто произвола"3.

    Различия между сторонниками теории солидарности и при­верженцами идей классовой борьбы не исключают того, что те и другие считают обязательным условием существования общества упорядоченность социальных отношений, прекращение и подавле­ние борьбы классов и групп с противоположными интересами4.

    Свойственное марксизму представление о классовом характе­ре права и государства отнюдь не противоречит тому, что государ­ство и право создают "порядок", "замиренную среду", не дают клас­совой борьбе разрушить, разорвать общество. Если известно, что история всех до сих пор существовавших обществ (кроме перво­бытного) была историей борьбы классов, то столь же известно, что она была и остается историей хозяйственной, экономической дея­тельности, без которой немыслимо ни бытие самих классов, ни их борьба.

    С самого начала социальной дифференциации, т. е. деления общества на классы, всегда обозначалось сословие (класс), занятое промышленной, хозяйственной, производственной деятельностью, без которой невозможно существование общества. Появилось ли это сословие (класс) стихийно в процессе разделения труда (например, древнеиндийские варны, крестьянство в раннефеодальной Европе),

    1 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государ­
    ства. М., 1938. С. 163.

    2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 91. Т. 28. С. 427.

    3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. II. С. 356—357.

    4 Показательно, что идеи наиболее яркого представителя теории со-
    лидаризма Леона Дюги о трансформации и социализации собственности,

    1. социальных функциях и разделении труда были поначалу популярны в
      советской юридической литературе. Лишь в 1931 году созванный в Москве

    2. Всесоюзный съезд марксистов-государственников и правовиков после
      длительной дискуссии постановил, что теория Дюги (на которую ссыла­
      лись некоторые советские юристы), несмотря на внешнее сходство с мар­
      ксизмом, явно противоречит марксистскому принципу классовой борьбы
      (см.: Сайдлер Г. Л. Юридические доктрины империализма. М., 1959. С. 26).

    либо в результате завоевания одной этносоциальной общности дру­гими (общинно-кастовые или сословно-кастовые структуры), воз­ложения завоевателями каких-либо обязанностей на покоренное на­селение (данничество) или обращения военнопленных в рабство1 — условием жизни общества оставалось создание (или сохранение) условий для хозяйственной, промышленной деятельности произво­дящих сословий (варн, каст, классов). Нелишне напомнить, что ста­новление и существование устойчивых высших форм цивилизации в древности было неразрывно связано с земледелием. Порядок ("за­миренная среда") и стабильность общественных отношений необ­ходимы уже по той причине, что только в их рамках возможно про­изводство, особенно сельскохозяйственное с его сезонным харак­тером.

    Такого рода порядок и стабильность могут быть созданы с по­мощью нормативного регулирования общественных отношений, опи­рающегося на принуждение.

    На всех этапах развития классового общества оно представ­ляет собой сложную систему классов, сословий, социальных групп, отношения внутри которых и между которыми организованы по-разному: на единстве интересов и единомыслии, на властеотноше-ниях и соглашениях, на подавлении и принуждении, на компро­миссах и мирном сосуществовании.

    При всей враждебности антагонистических частей общества оно не может развиваться без упорядочения и стабилизации хотя бы тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяй­ственной деятельностью. Право способно внести порядок в сложный клубок запутанных отношений и противоречивых интересов инди­видов, их групп, классов и сословий. Оно является стабильной и упорядоченной формой совместной жизни людей, принадлежащих к разным социальным группам (классовым, сословным, этническим, религиозным), каковы бы ни были различия между ними. В этом смысле правы Ковалевский, рассуждая о "замиренной среде", а равно Штаммлер, писавший: "Существует лишь одна-единственная идея, которая с безусловной принципиальностью действительна для всякого права, — это идея человеческого общения"2.

    Вопреки суждению Пашуканиса представление о праве как о "внешнем авторитетном регулировании" не является "чисто сло­весным общим местом", поскольку оно "одинаково хорошо подхо­дит ко всем эпохам и стадиям развития человеческого общества"3. Оно никак не противоречит классовой характеристике права (ко­торую обосновывал Пашуканис), так как допускает (и предполага-

    1 См.: История первобытного общества. Эпоха классообразования. Особ,
    с. 201, 206, 209, 212—213, 241, 424 и др.

    2 Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. М., 1908.
    С. 75.

    3 Пашуканис Е. Б. Указ. соч. С. 49.

    18

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 2. Социальные основы и роль права

    19


    ет) конкретизацию классового содержания права определенной ис­торической эпохи. Это представление о праве вполне соответству­ет теории Маркса, согласно которой история общества состоит не только из гражданских войн и революций. В трудах Маркса нема­ло общих определений общественных явлений, не указывающих на их классовое содержание. Так, он определял право как "примене­ние равной меры", называл современное ему (т. е. буржуазное) пра­во — "просто право, равное право", формулировал чисто социологи­ческое (без обозначения классовой сути) определение уголовного на­казания — "...наказание есть не что иное, как средство самозащи­ты общества против нарушений условий его существования, како­вы бы ни были эти условия"1.

    Возражения Пашуканиса против общих понятий, подходящих ко всем эпохам, содержащиеся в работе "Общая теория права и марксизм" (1924 г.), относятся к советскому времени, когда указа­ние на классовый характер любого общественного явления счита­лось идеологически обязательным. В той же работе Пашуканис се­товал, что современные ему писатели-марксисты, руководствуясь идеями классовой борьбы, смотрели на историю права как на ис­торию хозяйственных форм, а правовые понятия сводили к конк­ретному содержанию правового регулирования разных эпох, вовсе не ставя вопрос о форме права как таковой. Аналогичные затруд­нения, как отмечено (см. гл. 1), испытывали некоторые наши со­временники.

    Для создания "замиренной среды" в обществе и народе, утра­тившем первобытную коллективность, необходимо выполнить по меньшей мере три условия общежития. Во-первых, должно быть упорядочено, ограничено, поставлено в заранее определенные рамки применение грубой силы, насилия, принуждения. Во-вторых (свя­зано с предыдущим), должен существовать достаточно авторитет­ный способ решения споров и конфликтов, дающий возможность заменить самоуправство арбитражем, третейским судом, способным принимать решение, кладущее конец данному спору2. С первым и вторым условиями "замиренной среды" связана необходимость яс­ного определения запретов — за какие именно деяния может при­меняться принуждение, какие споры и конфликты подлежат рас­смотрению и решению суда. В-третьих, для создания устойчивой и стабильной "замиренной среды" необходимо установить, каковы должны быть отношения: между властвующими и подвластными; среди самих властвующих; ряд отношений среди подвластных (соб­ственность, договоры, семейные отношения и др.).

    Обозначенные условия определялись правом, развитие кото­рого вело к ограничению принуждения, особенно в форме физи­ческого насилия. Уже талион ставил пределы грубой силе воз­мездия, ограничивая его "равным за равное". Возможность соглаше­ний о замене наказаний выкупом, применение штрафов и конфис­каций за деяния, которые до того карались казнью, создание и раз­витие правосудия, облеченного в процессуально-процедурные фор­мы и ритуалы, запрет самоуправства как посягательства на авто­ритет высшей власти — все это, вместе взятое, ограничивало про­извольное и необузданное применение силы частными лицами при возникновении конфликтов и споров, нарушающих социальный мир, принуждением упорядоченным, введенным в заранее известные рамки и процедурно оформленным.

    "Если рассмотреть развитие права от момента его зарожде­ния в первобытном обществе до того уровня, которого оно достигло в современном государстве, — писал Кельзен, — то в отношении правовой ценности, которая должна быть реализована, обнару­живается определенная тенденция, общая для всех правопорядков, достигших достаточно высокой стадии развития. Эта тенденция зак­лючается в устрожающемся по мере развития запрещении приме­нять физическое принуждение и силу в отношениях между людь­ми. Это происходит в результате того, что такое применение силы объявляется условием санкции"1.

    Иными словами, по мере развития права создавались прегра­ды грубой силе, прямому насилию, принуждение смягчалось уже потому, что ограничивалось и определялось (ставилось в рамки) санкциями правовых норм2.

    Решение споров и конфликтов, пресечение и предупреждение деяний, нарушающих "социальный мир", опасных и вредных для общества и отдельных лиц, обязательно предполагало не только объективный суд-арбитраж (применение норм права, рассмотрение и решение споров и дел о правонарушениях), но и принудитель­ное осуществление принятых решений о восстановлении нарушен­ных прав, понуждении к исполнению обязанностей, наказании пра­вонарушителей.

    Запреты каких-либо действий и применение за них принуж­дения не исчерпывают содержания права. Право действенно не только как средство решения уже возникших конфликтов, но и для предупреждения возможных. Оно способно поддерживать и пред­писывать порядок в общественных отношениях, охраняя одни от­ношения, ограничивая развитие других и пресекая возникновение


    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 19. Т. 3. С. 320. Т. 8. С. 531.

    2 О способах урегулирования конфликтов в архаических обществах,
    о типологии этих способов и их процедурных форм см.: Рулан Норбер.
    Юридическая антропология. М., 1999. С. 160 и след.

    1 Чистое учение о праве Ганса Кельзена // Сборник переводов.
    Вып. 1. М., 1987. С. 53—54.

    2 См.: Пучнин А. С. Принуждение и право. Автореф. дисс. канд. юрид.
    наук. М., 2000.

    20

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 2. Социальные основы и роль права

    21


    третьих, нежелательных для тех социальных сил, которые способны определять содержание права.

    Говоря о содержании права, следует отметить, что такое со­держание понимается в двух смыслах.

    Юридическое содержание права состоит в том, что определя­ются субъекты права, их юридические статусы, условия вступле­ния в правоотношения, права, обязанности, запреты, юридические факты, виды правоотношений, составы правонарушений, процес­суальный порядок решения споров и рассмотрения дел о правона­рушениях, назначения и применения санкций.

    Термин (понятие) "юридическое содержание права" звучит по­чти тавтологично, поскольку обозначает качества права, существу­ющие во все времена его истории. Но это понятие необходимо для выявления социального содержания права и обозначения направ­лений правового воздействия на общественные отношения.

    Социальное содержание права меняется в процессе развития общества. Оно состоит в определении правовой структуры обще­ства, привилегий или повинностей различных сословий либо в ут­верждении всеобщего равенства перед законом, в закреплении раз­ных форм собственности, в охране и регулировании семейных, хо­зяйственных, корпоративных, коммерческих, производственных, ре­лигиозных, политических и других общественных отношений.

    2. Право и отношения. Волевое содержание права. Источники права

    Правовые нормы, как и другие социальные нормы, создава­лись в процессе и результате обобщения видовых и типических качеств многообразных действий и общественных отношений, обо­значения тех из них, которые особенно важны для данного обще­ства и правящей в нем социальной элиты.

    Одним из действенных способов сохранения и поддержания порядка в любом обществе является создание системы норм (мо­делей общественных отношений), на основе и в рамках которой в будущем (завтра, в следующие месяцы, годы и т. п.) воспроизво­дятся отношения этого общества. Особенностью права, отличающей его от других социальных норм, всегда была поддержка государ­ственным принуждением и соответственно "санкционирование" (официальное признание плюс снабжение санкцией) правовых норм.

    В древние времена право складывалось на основе выборочно­го санкционирования государственными органами отдельных видов существовавших отношений, а также на основе запретов (табу) со­вершать общественно вредные и опасные деяния. По мере услож­нения общественной структуры и обособления от общества госу­дарства последнее создавало как бы "искусственные нормы", со-

    держащие модели в чем-то преобразованных отношений либо от­ношений, еще не существующих.

    О волевом характере права говорится в двух аспектах. В пер­вом аспекте воздействие на общественные отношения осуществля­ется через волевые действия членов общества. Норма является мо­делью отношения, но регулирует волевые действия.

    Волевой характер правовых норм придает им качества соци­альных регуляторов. В правовых нормах отражаются и выража­ются те типичные для данного общества ситуации и отношения, которые предполагается либо пресекать и искоренять (обществен­но вредные и общественно опасные деяния), либо поддерживать, охранять и воспроизводить. Направленность этого социального кон­троля и этого регулирования, которым служит взятая в целом си­стема правовых норм (т. е. право), предопределяется выраженной в праве государственной волей, зависящей от интересов влиятель­ных в данном обществе социальных сил.

    Представление о волевой природе права обосновано в том от­ношении, что право адресовано свободной воле участников обще­ственных отношений и имеет смысл лишь там, где у адресата нор­мы есть выбор вариантов поведения1. Правовые предписания ад­ресованы не только интеллекту, но и именно воле, ибо для реали­зации права недостаточно знать, как надо поступить в той или иной юридической ситуации (многие знают, как надо, но делают иначе). Право — и информация, и способ регулирования поведения; в ка­честве выражения должного оно призвано воздействовать на во­левое поведение участников общественных отношений при помо­щи соответствующих стимулов. Именно поэтому право должно быть выражено не как описание настоящего, а как предписание, обра­щенное в будущее.

    Уже в Древнем мире предпринимались попытки определить способы воздействия права на поведение людей. Римский юрист Модестин писал, что "действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, карать"2. Наличие плеоназмов в формуле Модестина было отмечено еще в XIX веке3. Отмечалось и то, что запретом, повелением (связыванием) и разрешением (предоставлением пра­ва) не исчерпывается воздействие права на поведение людей и об­щественные отношения. Была определена градация социальных оце­нок юридически значимых действий: поощряемые, стимулируемые,

    1 См.: Александров Н. Г. Сущность права. М., 1950. С. 35—36. Теоре­
    тические вопросы воли в юридическо-философско-психологическом пла­
    не обстоятельно освещены в монографии: Ойгензихт В. А. Воля и воле­
    изъявление (очерки теории, философии и психологии права). Душанбе,
    1983.

    2 Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 32.

    3 См.: Тарановский Ф. В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917.
    С. 133.

    22

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


    написать администратору сайта