Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Официальное установление и охрана государством

  • Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеО. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
    АнкорЛейст.doc
    Дата03.05.2017
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛейст.doc
    ТипДокументы
    #6772
    страница9 из 36
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   36
    Глава 3. Сущностные качества права

    дровым, разработавшим концепцию "эвентуальных правоотноше­ний", согласно которой обязанность воздержаться от совершения запрещенных действий (и соответствующее право компетентных органов пресечь такие действия) устанавливается лишь на случай возникновения той ситуации, при которой может быть нарушен запрет1. Эта концепция не нашла широкой поддержки; ее критики утверждали, что уголовный закон и другие запретительные нор­мы прямо возлагают на граждан и должностных лиц соответству­ющие обязанности2. Между тем именно представления о регули­рующей (через обязанность) роли уголовно-правовых запретов под­вергались справедливой критике. Еще в начале прошлого века со­циолог Эмиль Дюркгейм отмечал, что если гражданское право пред­писывает определенные обязанности и только затем указывает санкции, то "уголовное право, наоборот, указывает только санк­ции, но ничего не говорит об обязанностях, к которым они относят­ся. Оно, — писал Дюркгейм, — не повелевает уважать жизнь дру­гого, но обязывает наказать смертью убийцу"3. Известный совет­ский правовед М. С. Строгович возражал против предположения, что из статей Особенной части Уголовного кодекса проистекают конкретные обязанности граждан: "Иначе получилось бы, что люди, строжайшим образом соблюдающие законы, всю свою жизнь толь­ко и делают, что исполняют свои обязанности не совершать того, что запрещено уголовным законом, и что каждый их шаг есть вы­полнение ими обязанностей, возложенных на них нормами уголов­ного права"4.

    Существенно важно и то, что для соблюдения (ненарушения) большинства запретов от многих людей не требуется никаких спе­циальных волевых усилий (заставить себя не украсть, не убить, не оклеветать, не создать банду, шайку, преступную организацию, не вымогать взятку и т. п.). Большая часть членов общества вооб­ще соблюдает многие запреты, даже не зная об их существовании. Хотя многие запреты адресованы всем и каждому, по существу они обращены к тем лицам, которые склонны к совершению про­тивоправных действий. Социальное назначение запретов в том и состоит, чтобы либо сдержать этих лиц угрозой наказания, либо, в случае нарушения запрета, подвергнуть наказанию или взыска­нию в пределах санкции нарушенной нормы.

    1 См.: Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском
    обществе. М., 1955. С. 89—90.

    2 См.: Кечекъян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе.
    М., 1958. С. 62 и след., 129 и след.

    3 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социоло­
    гии. М., 1991. С. 76.

    4 Строгович М. С. Вопросы теории правоотношения // Сов. государ­
    ство и право. 1964. № 6. С. 56—57.

    56

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    г

    Глава 3. Сущностные качества права

    57


    , С этим связаны особенности изложения запретов в памятни­ках права и в современном законодательстве.

    Запрет обычно формулируется не как предписание ("запре­щено такое-то деяние"), а как описание запрещенного деяния и предписание применить за него определенное наказание. Особен­ности формулировок запретительных норм породили мнение, что эти нормы, особенно нормы уголовного права, адресованы не граж­данам или подданным, а суду и другим государственным органам, которые применяют эти нормы1.

    Теоретики и философы права неоднократно отмечали нераз­рывную связь запретов (описание противоправного деяния) и со­ответствующих им санкций. В тексте законов и других источников права эта связь может быть выражена по-разному; но и запреты, и санкции адресованы всему обществу: судьям — как описание состава (уже совершенного) правонарушения, за которое предпи­сано назначить (определенное в законе) наказание, деликтоспособ-ным лицам — как предписание не нарушать запрет и предупреж­дение о грозящем наказании2.

    Отмечая разнообразие форм выражения запретов в тексте за­конов, И. Бентам приводил следующие формулировки: "Ты не дол­жен воровать". "Пусть человек не ворует". "Кто ворует, тот будет наказан так и так". "Если кто-нибудь будет воровать, тот будет наказан так и так". "Воровство есть то, когда человек делает так и так; наказание за воровство бывает такое и такое". "Ведение та­ких-то и таких-то преступлений", именно "воровства", "принадле­жит судьям", так и так называемым, так и так назначаемым, и пр. "Это, — заключает Бентам, — только часть из того множества форм,

    1 Гоббс, а за ним Бентам различали законы распределительные (ди­
    стрибутивные) и карательные. Распределительные законы устанавливают
    права подданных и адресованы всем подданным; карательные — судьям
    и исполнителям приговоров (см.: Гоббс Томас. Сочинения в двух томах.
    Т. 1. М, 1989. С. 416—417, 426—427; Т. 2. М., 1991. С. 221; Избранные со­
    чинения Иеремии Бентама. Том первый. Введение в основания нравствен­
    ности и законодательства. Основные начала Гражданского кодекса. Основ­
    ные начала Уголовного кодекса. СПб., 1867. С. 307—310).

    Мнение о том, что нормы уголовного права адресованы не гражда­нам или подданным, а суду, получило широкое распространение в юри­дической литературе (См.: Коркунов Н. М. Лекции по общей теории пра­ва. СПб., 1914. С. 65, 122 и др.; Тара-невский Ф. В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917. С. 64—69).

    2 Непонимание этих связей и отношений порождало рассуждения,
    что "уголовно-правовые нормы вообще не нарушаются и не могут быть
    нарушены теми, к кому они применяются, так как нарушение этих норм
    практически возможно только со стороны суда, который обязан их при­
    менять" (см.: Томашевский Н. П. О структуре правовой нормы и класси­
    фикации ее элементов // Вопросы общей теории советского права. М.,
    1960. С. 218).

    которыми может одинаково быть выражено повеление, запрещаю­щее воровство; и ясно, до какой степени в некоторых из них им­перативное качество затуманено и скрыто от обыкновенного пони­мания"1.

    Способы изложения запретов в текстах нормативных актов зависят от национальных традиций и состояния общественного пра­восознания.

    Давно замечено, что в текстах статей Особенной части Уго­ловного кодекса, описывающих составы преступлений, запреты не формулируются2. Для отечественного уголовного права традици-онны условные, как бы неправильные формулировки: "Преступ­ление (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо лож­ный донос и т. д.) наказывается...", хотя на самом деле наказыва­ется не преступление, а преступник (вор, убийца, взяточник, ху­лиган, мошенник, клеветник и т. п.). Резонно замечалось, что эти формулировки нуждаются в логическом преобразовании при при­менении уголовно-правовых норм3. Однако перефразировка таких норм ("преступление наказывается", "проступок влечет ответствен­ность") в запреты породила бы формулировки: "Запрещается раз­бой...", "Запрещается распространять заведомо ложные, позорящие другое лицо измышления...", "Запрещается дача (получение) взя­ток...", "Запрещается умышленная потрава посевов..." и т. п.

    Не лучше звучали бы и формулировки о преступлении и на­казании как о чем-то близком, ожидаемом от всякого и каждого, потенциально готового к совершению преступления4. Такие фор­мулировки пришли бы в противоречие с общественным правосоз­нанием, на всех уровнях которого к преступным деяниям утверди­лось отчужденное отношение0. Именно этим прежде всего обуслов-

    1 Избранные сочинения Иеремии Бентама. Том первый. С. 310.

    2 В Уголовном кодексе Российской Федерации о запрете обществен­
    но опасных деяний говорится в Общей части при определении понятия пре­
    ступления: "Преступлением признается виновно совершенное общественно
    опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказа­
    ния" (ч. 1 ст. 14 УК РФ).

    3 См.: Черданцев А. Ф. Вопросы толкования советского права. Сверд­
    ловск, 1972. С. 35, 97—98 и др.

    4 "Следует, наконец, решить вопрос о том, что наказывается нашим
    законом: деяние или преступник. Предлагается... начинать диспозицию
    словами: "наказывается всякий, кто совершит убийство, ...кражу, ...и
    т. д." (Ковалев М. И. Новый УК РФ и проблемы законодательной техни­
    ки // Современные тенденции развития уголовной политики и уголовно­
    го законодательства. М., 1994. С. 26).

    5 Словесные формулировки запретов в тексте нормативных актов
    нужны там, где существует специальная необходимость ориентировать
    общественное правосознание на недопустимость каких-либо деяний, еще
    не изжитых на всех уровнях общественного сознания (запрещается: вы-

    3 -6513

    58

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 3. Сущностные качества права

    59


    лена отчужденность формулировок уголовных и ряда других за­конов, по форме изложения ничего не запрещающих и говорящих о "наказании преступления", а не преступника, к которому долж­на быть применена санкция.

    Запретительные нормы по существу сформулированы так, что адресованы не всем и не каждому, а только лицам, которые Либо совершают преступления, либо воздерживаются от этого именно вследствие страха перед уголовным наказанием. Закон как бы пре­достерегает именно этих лиц: оставьте помыслы о преступлении, оно наказывается!

    2. Официальное установление и охрана государством

    Сущностным качеством права является официальное установ­ление (санкционирование или создание) правовых норм государ­ством и охрана их государственным принуждением.

    Правовая норма существует с момента ее признания или со­здания и объявления обязательной государством. Норма действу­ет до ее официальной отмены или до разрушения создавшего ее государственного строя.

    Нельзя согласиться с мнением о возможности "фактической отмены" правовой нормы. Если правовая норма долгое время не реализуется в правоотношениях, а противоречащие ей деяния (пра­вонарушения) не пресекаются и не караются, но сама норма офи­циально не отменена, она остается действительной и действующей нормой1. История Древнего мира и Средних веков знала немало случаев,. когда в судах доказывалось существование старого, за- \

    рубка леса сверх нормы, разведение костров в лесу в пожароопасный пе­риод, самовольное строительство, самогоноварение, торговля продукта­ми, не прошедшими санитарный контроль, ввод в эксплуатацию предпри­ятий, сбрасывающих сточные воды, без выполнения мероприятий, обес­печивающих их очистку, и т. д.).

    Особенное, общественно-политическое значение имеют содержащи­еся в Конституции Российской Федерации запрет цензуры, запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, на­циональной, языковой или религиозной принадлежности, разжигание роз­ни или пропаганда превосходства по тем же признакам, создание и дея­тельность общественных объединений, цели или действия которых направ­лены на насильственное изменение конституционного строя и др. (ст. 13, 19, 29 Конституции РФ).

    1 Противоположно мнение Кельзена: "Норма, которая никем и ни­когда не применяется и не соблюдается, т. е., как принято говорить, не действенна ни в какой, даже в самой малой степени,, не считается дей­ствительной правовой нормой" (Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. I. M., 1987. С. 21).

    бытого, но не отмененного правового прецедента или обычая и на его основе решалось спорное дело. Судебная и конституционная практика современной Великобритании знает немало решений, при­нятых с учетом правовых прецедентов, имеющих вековую давность.

    Обязательность правовой нормы означает ее защищенность государством, возможность применения мер государственного при­нуждения в случае противоправных деяний.

    С точки зрения логики норм, связь права с государством наи­более непосредственно выражена именно в установлении мер го­сударственного принуждения, применяемых к нарушителям пра­вовых норм. С этим связано долженствование особого рода: право­вые нормы отличаются от нормативных суждений науки (факти­ческих утверждений) тем, что представляют собой предписания, общеобязательные "модели поведения", а не констатацию налич­ных фактов. От фактического утверждения норма отличается фун­кционально: "Основная задача нормы не в описании определенно­го поведения или результатов этого поведения, а в предписании поведения"1.

    Каждая правовая норма определяет правило поведения в не­разрывной связи с условиями его реализации и мерами принуж­дения к соблюдению; соединение этих элементов, атрибутов пра­вовой нормы образует, как известно, ее структуру: "если — то — иначе" (гипотеза, диспозиция, санкция). Эта структура является применением к каждой из правовых норм общего правила, кото­рое может быть выражено таким образом: "Находясь на террито­рии государства (или: будучи гражданином государства), необхо­димо соблюдать законы (право) данного государства; в противном случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения".

    Охрана государственным принуждением — специфический признак правовых норм, отличающий их от других социальных норм, а также от содержащихся в некоторых актах государствен­ных органов призывов и обращений. Норма всегда рассчитана на жизненные обстоятельства, при которых существует выбор раз­личных линий поведения. Лишена смысла норма, которую невоз­можно нарушить; нормы всегда предписывают участникам обще­ственных отношений, которые могут поступить по-разному, требу­емый, должный вариант. Этот вариант предписывается под угро­зой государственного принуждения, применяемого для восстанов­ления нарушенных прав (где это возможно) и (или) для наказания нарушителя обязанности, запрета. Весь смысл существования пра­ва — в поддержании определенного порядка, в предупреждении и решении индивидуальных и социальных конфликтов и споров, в

    Ивин А. А. Указ. соч. С. 61.-



    60

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 3. Сущностные качества права

    61


    упорядочении самого процесса государственного принуждения, при­меняемого в этих целях.

    Принуждению, обеспечивающему правопорядок, свойствен ряд специфических качеств.

    Во-первых, это организованное принуждение, осуществляемое специально для того созданными органами государства (суды, по­лиция, карательные учреждения и т. п.). Лишь как крайнее, вы­нужденное средство защиты прав личности государством допус­каются необходимая оборона и крайняя необходимость. Все иные случаи применения обществом или личностью насилия и принуж­дения против правонарушителей осуждаются как самоуправство, самосуд, как тяжкие преступления. Монопольное и исключитель­ное право государства применять принуждение для защиты пра­вопорядка — необходимое условие прочности общественного по­рядка.

    Во-вторых, государственное принуждение, охраняющее пра­вопорядок, регулируется правом и осуществляется в рамках пра­вопорядка. "Правовое принуждение" (принуждение на основе и в рамках закона) нередко рассматривается как достижение цивили­зации, нечто, свойственное Новому и Новейшему времени, эпохе провозглашения прав и свобод человека. В известной мере это так. Однако уже самые ранние памятники права содержат подробней­шие регламентации порой крайне жестоких мер наказания, назна­чаемых за правонарушения.

    И запреты, и меры принуждения с самого начала строго ус­танавливались правом, причем назначение и осуществление при­нудительных мер всегда было подчинено определенной процедуре деятельности государственных органов и должностных лиц. В этом смысле принуждение, охраняющее право, всегда было частью пра­вопорядка. Это объясняется рядом причин.

    Осуществление принуждения вне права (хотя бы и для защи­ты права) уже означает нарушение тех стабильности и порядка в обществе, которые являются целью права.

    Беспорядочное принуждение для наведения порядка в одной области общественных отношений усиливает беспорядок в других областях. Возводимые в систему самосуд и самоуправство неиз­бежно порождают противостоящую им самозащиту. Государство, стремящееся сохранить власть, не может допустить ни того, ни дру­гого. Испокон веков законодатель рассчитывал на то, что послуша­ние (покорность) подданных обеспечивается не только принужде­нием, но и его угрозой. Эта угроза, содержащаяся в санкции пра­вовой нормы, доводилась до всеобщего сведения вместе с содер­жанием нормы.

    Государственное принуждение, включая самые острые его формы, является необходимым спутником любого права, но не ис­черпывает его содержания.

    Право необходимо связано с принуждением потому, что само понятие обязательной нормы предполагает возможность ее нару­шения; без правонарушений право в целом не имело бы смысла и цели1. Возникновение права начиналось с определения запретов, наказаний, порядка рассмотрения споров в суде. "Понятие кражи определяется раньше, чем понятие собственности"2.

    Возможность и неизбежность принуждения наглядна и оче­видна там, где основой "замиренной среды" является подавление и порабощение одной части общества другой его частью; менее оче­видно, но столь же необходимо оно и там, где общество основано на компромиссах, договорах, соглашениях, ибо любое соглашение рано или поздно начинает тяготить одну из сторон и потому неиз­бежно нарушается, если оно не обеспечено соответствующими га­рантиями.

    Государственное принуждение, охраняющее право от наруше­ний, облечено в правовые формы, выражено как санкции право­вых норм и процессуальный порядок их применения и потому, по­добно всему правовому, нуждается в соответствующих средствах обеспечения. Эту связь правовых норм и санкций хорошо показал И. Бентам.

    Различая законы "императивные" и "карательные", И. Бен­там подчеркивал последовательность их применения и реализа­ции: "Пусть человек не ворует". "Пусть судья велит повесить вся­кого, кто уличен в воровстве". "Шериф имеет власть вешать вся­кого, кого судья, поступая должным образом по закону, велит ему повесить". "Пусть никто не мешает шерифу вешать всякого, кого судья, поступая должным образом по закону, велит ему повесить". "Пусть судья велит заключить в тюрьму всякого, кто пытается ме­шать шерифу повесить кого-нибудь, кого судья, действуя долж­ным образом по закону, велит ему повесить"3.

    Ряд теоретиков права оспаривал связь права с государствен­ным принуждением. Петражицкий утверждал, в частности, что с

    1 "Понятия права и противоправности взаимозависимы и взаимодо­
    полняемы, — писал итальянский философ права Дель Веккио. — Хотя это
    и покажется на первый взгляд странным, право в точном смысле нару­
    шаемо по своей сущности, и оно является правом благодаря своей нару­
    шаемое™. Если бы отсутствовала возможность противоправности, не имело
    бы смысла утверждение права..." (Антология мировой правовой мысли в
    пяти томах. III том. Европа. Америка. XVII—XX вв. М., 1999. С. 722).

    2 Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права
    и государства. М., 1980. С. 159.

    3 См.: Избранные сочинения Иеремии Бентама. Том первый. Введе­
    ние в основания нравственности и законодательства. Основные начала
    Гражданского кодекса. Основные начала Уголовного кодекса. СПб., 1867.
    С. 308; Современный перевод части этого текста, выполненный Е. А. Во-
    ротилиным: История политических и правовых учений. Хрестоматия М
    2000. С. 292—294.

    62

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   36


    написать администратору сайта