Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Право и свобода

  • 4. Право и порядок

  • Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеО. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
    АнкорЛейст.doc
    Дата03.05.2017
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛейст.doc
    ТипДокументы
    #6772
    страница6 из 36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    Глава 2. Социальные основы и роль права

    31


    ных групп, союзов и т. д. Затем создаются юридические нормы и отношения (возникающие в форме притязаний, которые возбуж­даются правонарушением), необходимые для защиты правовых от­ношений1. В основе этой концепции лежало представление, что право создается не (только) из Москвы и Петербурга; оно складывается из повсеместно развивающихся общественных отношений, вопло­щающих различные правовые интересы, которым (отношениям и интересам) государство должно придать надлежащую и цивили­зованную юридическую защиту.

    Аналогичные взгляды на право развивал австрийский право­вед Е. Эрлих, считавший, что "право союзов" (различных обществен­ных объединений) спонтанно складывается в обществе как "право первого порядка" и предшествует "праву второго порядка" — нор­мам, создаваемым государством для охраны "права союзов" и ре­шения спорных вопросов2.

    Теоретическая позиция Муромцева, Эрлиха и ряда других ученых-юристов сводится к тому, что правотворчество государства должно состоять в поддержке и охране тех отношений, которые имеют достаточно массовый характер, поддаются типизации и в случае необходимости могут быть ясно выражены в законах и за­щищены государственной властью.

    На практике этим выражалось стремление прогрессивных юри­стов ограничить законодательный произвол, порой непомерную "сво­боду усмотрения" лиц, наделенных неограниченной властью в со­здании и принятии нормативно-правовых актов, вносящих дезор­ганизацию в сложившийся строй общественных отношений, либо актов вообще ненужных, никаких отношений не порождающих и не охраняющих. Иначе говоря, обосновывалось пожелание и тре­бование принимать нормативно-правовые акты с учетом сложив­шихся исторических условий.

    При обосновании этого самоочевидного, казалось бы, положе­ния в оценку самих исторических условий нередко привносились идеологические мотивы. Так, развитие капитализма в странах Ев­ропы остро поставило вопрос об уровне жизни наемных рабочих, необходимости принятия законов, вносящих упорядоченность в су­ществовавшие отношения между рабочими и предпринимателями, порождавшие социальные конфликты. Тогда же возник вопрос о материальных гарантиях формально признанных прав и свобод, о социальной помощи больным, нуждающимся, безработным. Новые исторические условия требовали развития "правового государства"

    в социально-правовое государство, обеспечивающее законодатель­ное регулирование отношений рабочих и предпринимателей, помощь социально обездоленным слоям населения, систему всеобщего об­разования, медицинской помощи и др.

    В философии права было провозглашено и обосновано соот­ветствующее новым социально-историческим условиям "право на достойное человеческое существование". При обосновании этого права подчеркивалось, что оно должно включать как общие для всех европейских стран положения (права на труд, на объединение в профсоюзы, на образование, медицинскую и иную помощь неиму­щим), так и нормы, конкретизирующие эти общие положения со­ответственно общественным условиям различных стран. Как отме­чал российский философ права П. И. Новгородцев, одним из пер­вых обосновавший названное право, несмотря на то, что потребно­сти человека разнообразны и субъективны, определить точно, где начинается образ жизни, достойный человека, нельзя; вместе с тем несомненно, что в каждом обществе есть свой уровень жизни, ко­торый считается нормой, и есть свой предел, за которым начина­ется недопустимая крайность. "Можно спорить о восьми- или де­вятичасовом рабочем дне, но совершенно очевидно, что пятнадцать или восемнадцать часов работы есть бессовестная эксплуатация... Право берет на себя определение известных условных норм"1.

    В приведенных суждениях верно отмечено, что законодатель, регулируя условия труда (и вообще отношения, составляющие об­раз жизни данного общества), должен учитывать рамки и перспек­тивы правового регулирования, не выходя за пределы, за которы­ми начинается рост конфликтов, общественных неурядиц и несо­гласий.

    Сложные исторические условия существования каждого обще­ства предопределяют рамки законодательного запрещения каких-либо деяний и пресечения каких-либо общественных отношений. В связи с этим обоснованно разграничение типичных, т. е. "нор­мальных" для данного общества в определенное время, видов по­ведения, и отличающихся от них "отклонений", "социальных ано­малий"2. Результатом такого разграничения становится принятие правовых норм, в которых сливаются воедино и описания поведен­ческих актов, и их оценка государством (запрет + соразмерная сан­кция за его нарушение). Достаточно очевидно, что такие нормы эф­фективны лишь при условии, если не предписывают невозможное,


    1 См.: История русской правовой мысли. Биографии, документы, пуб­
    ликации. М., 1998. С. 174 и след.

    2 См.: Антология мировой правовой мысли в пяти томах. III том. Ев­
    ропа. Америка. XVII—XX вв. М., 1999. С. 622 и след.

    1 Фролова Е. А. П. И. Новгородцев о праве и государстве. М., 2001.
    С. 91. Оттуда же взята цитата из статьи Новгородцева "Право на достой­
    ное человеческое существование" (1905 г.).

    2 См.: Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология М.,
    1982. См. также: Основание уголовно-правового запрета. Криминализация
    и декриминализация. М., 1982. С. 149 и след.

    32

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 2. Социальные основы и роль права

    33


    не запрещают типичные для данного общества явления и поведе­ние и не настолько обширны в своих запретах и предписаниях, что превышают уровень их восприятия общественным сознанием.

    Некоторые философы и юристы XIX века, находившиеся под влиянием философии Гегеля, утверждали, что правовые нормы уже содержатся в самих общественных отношениях и законодателю ос­тается лишь обнаружить их и воплотить в нормативно-правовых актах. Одним из первых это положение сформулировал Генрих Дернбург. "Жизненные отношения, — писал он, — несут свою меру и свой порядок в самих себе"1. Это положение сводит процесс нор­мотворчества к выявлению того, что "разумно" (мера и порядок) в самих общественных отношениях. Такое понимание нормотворче­ства представляется весьма спорным. Общественные отношения столь разнообразны, индивидуальны и во многом неповторимы, что невозможно предположить в каждом из них свою собственную "нор­му". Уже римские юристы замечали, что нормы права "не уста­навливаются исходя из того, что может произойти в единичном слу­чае"2. Нормы (мера, порядок) не заложены в самих отношениях, а создаются общественным сознанием и законодателем с помощью обобщений типичных и видовых признаков многообразных, инди­видуальных, повторяющихся и распространенных в данном обще­стве отношений. В. А. Четвернин верно отмечает, что абсурдно го­ворить о норме (правиле должного), проявляющейся только в фак­тическом содержании общественных отношений. Социальные нор­мы не обладают самостоятельным бытием, а возникают на основе оценки общественным сознанием содержания общественных отно­шений3, и их воплощение в действующее право усложняется тем, что законодатель, развивающий право, почти всегда привносит уже в сам процесс отбора, изучения и обобщения общественных отно­шений нечто субъективное, идеологическое, видя отношения не такими, какие они суть сегодня и какими могут стать в будущем, а какими их хочет видеть законодатель.

    В философии и общей теории права этот процесс (определе­ние содержания будущих норм права) выглядит еще более слож­ным, поскольку за исходный пункт формирования правовых норм берется не только содержание общественных отношений, соединен­ное с идеологическими устремлениями законодателя, но и еще ос­мысление права и его истории с позиций какой-либо философской школы (особенно философии Гегеля).

    Отражением теоретической позиции Дернбурга в советской литературе стало предположение о существовании "объективных

    1 Цит. по: Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1988
    С. 229.

    2 Дигесты Юстиниана. С. 32.

    3 Четвернин В. А. Лекции по теории права. Выпуск I. М., 2000. С. 9—10.

    норм". Это предположение обычно обосновывалось ссылками на ранние труды Маркса, где говорилось, что законодатель "не дела­ет законов, он не изобретает, а только формулирует, он выражает в сознательных положительных Законах внутренние законы духов­ных отношений"1. При этом забывалось, что данные суждения от­носятся к тому периоду, когда Маркс находился под влиянием геге­левской философии права, в которой идея права как меры свобо­ды органически связана с общей концепцией истории как раскры­тия идеи свободы, ее воплощения в мирских отношениях. Извест­но, что впоследствии Маркс и Энгельс разработали иную концепцию права, согласно которой право и выражающее его законодатель­ство определяются не естественным законом свободы, как утверж­далось ранее2, а волей экономически и политически господствующего класса3.

    Если правовая норма объективно заложена в общественных отношениях и сознанию остается лишь познать и выразить ее, то, спрашивается, чем обусловлено существование такого множества разнообразных и исторически изменчивых правовых систем, норм, институтов, принципов права?

    Идея "объективных норм" по существу отрицает многовари­антность права, которое в каждом обществе и в каждой стране со­здается и меняется под влиянием разных исторических обстоя­тельств, преобладания тех или иных социальных групп, религий, форм собственности, национальных традиций, производственных отношений, ряда других постоянно меняющихся внутренних и вне­шних условий, определяющих динамику общественных отношений и, соответственно, изменение правовых норм. Предположение, что каждое жизненное отношение несет в себе собственную норму, де­лает вообще ненужным понятие нормы как обобщения видовых качеств типичных для данного общества, распространенных и по­вторяющихся отношений. Кроме того, предположение об имманен­тной нормативности любого отношения (или даже их вида) порож­дает мысль об их фатальной предопределенности; однако вряд ли современный читатель способен усвоить мысль, что, скажем, кол­хозно-правовые нормы и способы их осуществления были объек­тивно заложены в общественных отношениях нашей страны в 1929 и последующие годы.

    Представление об "объективных нормах" подвергалось обосно­ванной критике4. Если предположить, что эти нормы действитель-

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 162.

    2 Там же. С. 62—63.

    3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 322—323; Т. 4. С. 443.

    4 См.: Халфина Р. О. Что есть право: понятие и определение // Сов.
    государство и право. 1984. № И. С. 24 и след.; Баймаханов М. Т. Рецензия
    на книгу Е. А. Лукашевой "Право, мораль, личность" // Сов. государство
    и право. 1987. № 3. С. 138—139.

    34

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 2. Социальные основы и роль права

    35


    но существуют и предопределяют (должны предопределять) содер­жание законодательства, трудно объяснить, что именно возводит­ся в закон — "объективные нормы" или воля и интересы соци­альных общностей. Так, по вопросу о свободе развода (к которому относится часто цитировавшееся суждение Маркса о "внутренних законах духовных отношений") при обсуждении одного из проек­тов закона о браке и семье около 40% опрошенных высказались за расторжение брака в органах загса, около 30% — за судебное рас­торжение, остальные посчитали возможным сохранение обеих этих форм развода для разных категорий дел или выбор между ними. Не исключено, что с точки зрения отдаленных перспектив разви­тия семейных отношений какой-то из указанных вариантов был предпочтительнее других, и это уже могло быть выявлено ис­следованием динамики статистики и другими научными методами. Однако более важным стимулом законодательства оказалось налич­ное состояние общественного правосознания, а не отдаленная пер­спектива, что, конечно же, никак не заслуживает упрека законо­дателю.

    Кроме того, если "объективные нормы", предопределяющие содержание законодательства, действительно существуют, то те­ряет смысл вся система выявления интересов и воли народа, об­суждений и принятия законов. Тогда место референдумов и иных институтов демократии должны занять научные центры, познаю­щие "объективные нормы" средствами компьютерной техники, ста­тистики, кибернетики, а затем выражающие познанное в общеобя­зательных правовых нормах. С точки зрения идеи "объективных норм", этот вариант предпочтительнее, но люди предпочитают оши­баться, нежели подчиняться машинам.

    К тому же "объективные нормы" по сути дела не могут быть чем либо иным, кроме как социальными законами, значительная часть которых носит статистический (вероятностный) характер и проявляется как законы-тенденции. Уже поэтому по своей приро­де они не могут быть только объективными, а в процессе создания правовых норм они находят неполное и неточное отражение в тек­стах правовых актов еще и из-за влияния разнообразных соци­альных интересов и мировоззренческих установок1.

    Поиски "объективных норм", лежащих в основе норм права, ведутся давно, однако результаты этих поисков всегда субъектив­ны и потому различны и противоречивы; объективной основой пра­вовых норм назывались "меры свободы", "приказы власти, требу­ющие подчинения", "предписания разума", "божественные установ-

    1 См.: Сгшъченко Н. В. Закон (проблемы этимологии, социологии и ло­гики). Минск, 1993. Особ. с. 57—75 и рецензия на эту книгу С. В. Полени­кой // Правоведение. 1994. № 2. С. 112—114.

    ления", "возведенная в закон воля господствующего класса", "нор­мы классовой солидарности", "морально-этические правила", "абст­рактная идея долженствования" и т. п. Попытки отойти от идеологи­ческих подходов к определению "объективных норм" вели к отож­дествлению общества с внеисторической обезличенной норматив­ной системой при опоре на предположение, что нормы заложены в самих общественных отношениях, наподобие аристотелевской "фор­мы", имманентной реальному миру1.

    В действительности существуют не "объективные нормы", а различные варианты решений об изменении или принятии закона (или иного нормативно-правового акта), варианты, по-разному оп­ределяющие способы регулирования действий участников отноше­ний, перспективы развития этих отношений, способы обеспечения реализации новых норм права, варианты, обусловливающие не толь­ко содержание правовых норм, но и формы их изложения, поря­док принятия, сроки вступления в действие. Одни из этих вариан­тов удачнее других, некоторые вообще неудачны; вся проблема сво­дится к тому, чтобы новые нормы права соответствовали налич­ному состоянию общества, перспективам его развития и были вы­ражены в формах, доступных общественному правосознанию. И, наконец, нередки ситуации, когда принятие и вступление в силу нормативно-правового акта в менее удачном, чем другие, варианте снимает социальную напряженность, удовлетворительно решив на­зревшую проблему и положив конец затянувшимся дебатам о пре­имуществах и достоинствах хороших и отличных проектов закона.

    Рациональная суть рассуждений об "объективных нормах" сводится к достаточно известной мысли, что (разумный) законода­тель должен создавать законы с учетом и объективных условий, в которых он законодательствует, и возможных последствий, порож­даемых новыми законами. Но мысль эта не только не нова, но и намеренно затуманена, раздражающе неконкретна, нередко сводит­ся к лозунговым заклинаниям и абстрактным призывам воплощать в законодательстве нормы и принципы, содержание которых по существу не раскрывается.

    Рассуждения наших теоретиков об "объективных нормах" выг­лядят как назидания и поучения, адресованные не слышащим их законодателям и никак не влияющие на практику совершенство­вания права. Однако законодатели чутки к дельным суждениям о социальных ожиданиях. Еще большее влияние на практику разви­тия законодательства оказывают разумные предложения о совер­шенствовании системы выявления общих интересов и формирова­ния общей воли, способной воплотиться в государственную волю,

    1 См., например: Плахов В. Д. Социальные нормы. Философские ос­нования общей теории. М., 1985.

    36

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 2. Социальные основы и роль права

    37


    выраженную в законах и других нормативно-правовых актах. Если воля — источник права, то в демократическом государстве должен существовать официальный порядок выявления интересов и воль социальных групп, их согласования, достижения компромиссов, со­ставления и принятия нормативно-правовых актов, воплощающих результаты формирования подлинно государственной воли. Если уже созданное право выражает государственную волю, то необхо­димы строгая соподчиненность нормативно-правовых актов, соот­ветствующая иерархии государственных органов, наделенных пра­вом правотворчества, а также существование специальных орга­нов государства, охраняющих законность (прокуратура, конститу­ционные суды и др.). Наконец, и само государство должно быть ус­троено таким образом, чтобы выраженная в праве государственная воля не противоречила сама себе и не попиралась самим государ­ством.

    3. Право и свобода

    В процессе дискуссии в 70—80-х гг. о понятии права приня­тому в то время определению права как "возведенной в закон воли господствующего класса (или всего народа)" противопоставлялось понятие о праве как о воплощении свободы, равенства, справедли­вости1. Еще до того право иногда определялось как "мера свобо­ды". Эти теоретические позиции были порождены стремлением свя­зать общее понятие права с концепцией прав и свобод человека, получившей у нас признание и распространение примерно в те же годы.

    Понятие права как воплощения свободы порождает ряд сомне­ний. Оно подходит для определения так называемого естественного права, содержащегося в общественном правосознании, оказыва­ющего влияние на оценку проектов законов, на выработку законо­дательных предположений и подготовку отмены и изменения ус­таревших законов. Однако для определения сущности действующего (позитивного) права такое определение не годится.

    Во-первых, из такого правопонимания следует, что история действующего права начинается только с XVII—XVIII вв., когда были выдвинуты и воплощены в праве идеи всеобщего равенства и свободы, а все предыдущее право не должно считаться правом. Между тем философия права как часть социальной философии имеет своим объектом историю человечества в целом и потому в своих выводах, понятиях и категориях должна стремиться выра-

    1 См.: Сов. государство и право. 1979. № 7 и 8; 1981. № Ц- 1983. № 10; 1984. № 11 и др.

    зить нечто действительно общее, объективно присущее предмету исследования на всем протяжении его существования. Именно по­этому философия права способна предсказать возможности, дос­тоинства, а также опасности, недостатки права.

    Во-вторых, если право — воплощение (бытие) свободы, то ло­гичен вывод — чем больше права, тем больше свободы. Однако ис­тории известны правовые системы, настолько дотошно определяв­шие все сферы жизни общества, что свободному усмотрению лю­дей места практически не оставалось. Тотальное регулирование всех общественных отношений и (главное!) пресечение новшеств идеа­лизировались некоторыми политико-правовыми доктринами.

    Философ Древнего мира Платон, разочаровавшись в способ­ности людей разумно управлять государством, пришел к мысли, что править должны законы, детально регулирующие частную и общественную жизнь. "Законодателю, — рассуждал Платон в трак­тате "Политик", — следует позаботиться о браках, соединяющих людей, затем — о рождении детей и воспитании как мужчин, так и женщин, от ранних лет и до зрелых — вплоть до старости. Он должен заботиться о том, чтобы почет, как и лишение его, были справедливыми, наблюдать людей во всех их взаимоотношениях, интересоваться их скорбями и удовольствиями, а также всевозмож­ными вожделениями, своевременно выражая им порицание и по­хвалу посредством самих законов. Равным образом о гневе и стра­хе, о душевных потрясениях, происходящих от счастья или несча­стья, о том, как отвратить их, обо всех состояниях, которые быва­ют с людьми во время болезней, войны, бедности и при противопо­ложных обстоятельствах, — всему этому законодателю следует и поучать граждан и определять, что хорошо и что дурно в каждом отдельном случае. Потом законодателю необходимо оберегать дос­тояние граждан и их расходы и знать, в каком они положении...1" В том же духе в "Законах" рассуждается о регулировании чис­ленности населения, его занятий, ремесел, искусств, о военном деле и благоустройстве, о хороводах как о необходимом условии истин­ного законодательства и основе мусического воспитания2.

    Идеи дотошной законодательной регламентации всех сторон личной жизни, хозяйственной, религиозной, политической деятель­ности граждан получили развитие в произведениях французских коммунистов XVIII—XIX вв. (Морелли, Бабёф, Марешаль, Кабе и др.). Известный критик марксизма К. Поппер даже усмотрел в по­литико-правовой концепции Платона обоснование' тоталитаризма3.

    1 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С. 93—94.

    2 См. там же. С. 117, 438 и след.

    3 См.: Поппер Карл. Открытое общество и его враги. Т. I. Чары Пла­
    тона. Том П. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М., 1992.

    38

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    При всей спорности отдельных выводов Поппера очевидно, что из­быток правового регулирования несовместим со свободой и ведет к застою.

    Ближе к истине определение права как "меры" (ограничения + допущения) свободы. Такое определение восходит к трудам Гоб-бса: "Законы придуманы не для прекращения человеческой дея­тельности, а для ее направления, подобно тому как природа созда­ла берега не для того, чтобы остановить течение реки, а чтобы на­правлять его. Мера этой свободы должна определяться благом граж­дан и государства"1.

    Отсюда Гоббс делал вывод, что наибольшая свобода поддан­ных проистекает из умолчания закона: "Там, где суверен не пред­писал никаких правил, подданный свободен действовать или не дей­ствовать согласно своему собственному усмотрению. И такой сво­боды бывает в одних местах и в одни времена больше, в других местах и в другие времена — меньше соответственно тому, как это представляется наиболее целесообразным тем, которые обладают верховной властью"2.

    Порицая законы ненужные и непонятные, Гоббс обосновывал принцип гражданского общества — "гражданам (подданным) раз­решено все, что не запрещено законом". Позже этот принцип по­лучил воплощение во французской Декларации прав человека и гражданина, в ряде законодательных актов, нашел широкое обо­снование в трудах Канта, Гумбольдта, Бентама и других либераль­ных мыслителей. Этот принцип выражает ряд аспектов действи­тельного соотношения свободы и права: свобода гражданина не толь­ко ограничивается (запретами), но и гарантируется правом в том отношении, что создает уверенность в безопасности (от противо­правных деяний других членов общества и от незаконного приме­нения принуждения государством к лицам, не нарушившим пра­вовых запретов). Поэтому с принципом "Гражданам разрешено все, что не запрещено законом" неразрывно связано правило: "Незна­ние официально опубликованного закона не освобождает от ответ­ственности за его нарушение".

    4. Право и порядок

    Вопреки философам и ученым, считающим основной идеей права "солидарность", "свободу" или "волю господствующего клас­са", предлагается считать главной целью права порядок и соци­альную стабильность.

    1 Гоббс Томас. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1989. С. 410.

    2 Гоббс Томас. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1991. С. 171.

    4 :

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


    написать администратору сайта