О. И. Пащенко информационные технологии
![]()
|
Рис. 4. Классификация ЦОР по функциональному назначению Рассмотрим виды ЦОР по образовательно-методическим функциям (рис. 5).К ним относятся: 1. Электронные учебники: прототипы традиционных учебни- ков; оригинальные электронные учебники; предметные обучаю- щие системы; предметные обучающие среды. 2. Электронные учебные пособия: репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающе-контролирующие; игровые; интерактив- ные; предметные коллекции; справочники и словари; практиче- ские и лабораторные. 3. Электронные учебно-методические комплексы (УМК): предметные миры; программно-методические комплексы; пред- метные учебно-методические среды; инновационные УМК. 4. Электронные издания контроля: тесты; тестовые задания; методические рекомендации по тестированию; инструменталь- ные средства. Цифровые образовательные ресурсы Демонстрационные Тренинговые Моделирующие Диагностирующие и тестирующие Контролирующие Экспертные Коммуникативные Вычислительные (расчетные) Сервисные Досуговые (учебно-игровые) Рис. 5. Классификация ЦОР по образовательно-методическим функциям Практические и лабораторные задания Электронные учебно-методические комплексы Предметные миры Программно- методические комплексы Предметные учебно- методические среды Электронные издания контроля ЗУН Тесты Тестовые задания Методические рекомендации по тестированию и контролю знаний Инструментальные средства Цифровые образовательные ресурсы Инновационные УМК Электронные учебники Электронные учебные пособия Прототипы традиционных учебников Оригинальные электронные учебники Предметные обучающие системы Предметные обучающие среды Репетиторы Тренажеры Обучающие Обучающе- контролирующие Игровые Интерактивные Предметные коллекции Справочники, словари 72 Существует классификация ЦОР по типу информации (рис. 6): 1. ЦОР с текстовой информацией: учебники и учебные по- собия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задач- ники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодиче- ские издания; нормативно-правовые документы; числовые дан- ные; программные и учебно-методические материалы. 2. ЦОР с визуальной информацией: — Коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видео- фрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс; — Модели: 2—3-мерные статические и динамические; объек- ты виртуальной реальности; интерактивные модели; — Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы; — Карты для предметных областей. 3. ЦОР с комбинированной информацией: учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; за- дачники; энциклопедии; словари; периодические издания. 4. ЦОР с аудиоинформацией: звукозаписи выступлений; зву- козаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой приро- ды; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио- объекты. 5. ЦОР с видеоинформацией: Аудио-видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии. 6. Интерактивные модели: предметные лабораторные прак- тикумы; предметные виртуальные лаборатории. 7. ЦОР со сложной структурой: учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии. Цифровые образовательные ресурсы можно классифицировать по основанию формы обучения и средств обучения (рис. 7, 8). Рис. 6. Классификация ЦОР по типу информации Энциклопедии Числовые данные Нормативно- правовые документы Задачники Энциклопедии Словари Периодические издания Предметные экскурсии Первоисточники, хрестоматии Книги для чтения Задачники, тесты Словари Справочники Энциклопедии Периодические издания Программно и учебно- методические материалы Звукозаписи выступлений ЦОР с текстовой информацией ЦОР с визуальной информацией ЦОР с комбинированной информацией ЦОР с аудиоинфор- мацией ЦОР с аудио- и видеоинфор- мацией Интерактивные модели ЦОР со сложной структурой Учебники, учебные пособия Коллекции: Иллюстрации Фотографии Портреты Видеофрагменты процессов и явлений Демонстрации опытов Видео-экскурсии Модели: 2—3-х мерные статические и динамические; Объекты виртуаль- ной реальности Интерактивные модели Символьные объекты: Схемы, Диа- граммы, Формулы Карты для предметных областей Учебники Учебные пособия Первоисточники, хрестоматии Книги для чтения Звукозаписи музыкальных произведений Звукозаписи живой природы Звукозаписи неживой природы Синхронизиро- ванные аудио- объекты Аудио-видео объекты живой и неживой природы Предметные лабораторные практикумы Предметные виртуальные лаборатории Учебники Учебные пособия Первоисточники, хрестоматии Энциклопедии Цифровые образовательные ресурсы Рис. 7. Классификация по основанию формы использования ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УРОЧНЫЕ ВНЕУРОЧНЫЕ традиционные инновационые – Коллекции, –интерактивные модели, – картографические материалы, – динамические таблицы, – символьные объекты и деловая графика, – звукоряд – Учебники, – Задачники, – тесты, – интерактивные модели, – картографические материалы, – символьные объекты и деловая графика, – звукоряд объяснение закрепление контроль Проблемный урок проектная – Коллекции, –интерактивные модели – картографические материалы, – динамические таблицы, – символьные объекты и деловая графика, – звукоряд контроль урок-лекция объяснение закрепление Рис. 8. Классификация по основанию средства использования С Р Е Д С Т В А О Б У Ч Е Н И Я мотивации Прямой связи Обратной связи Анализа, оценки и принятия решения Периодические издания ЦОР с аудиоинформацией Символьные объекты ЦОР с аудио и визуальной информацией Числовые данные ЦОР с визуальной информацией Тесты, тестовые задания объяснения деятельности учителя деятельности ученика Методические разработки ЦОР закрепления контроля Тесты, тестовые задания средства заучивания ЦОР с текстовой информацией ЦОР с комбинированной информацией ЦОР со сложной структурой средства выполнения упражнений и задач Задачники Тренажеры Статистические данные карты для предметных областей Словари средства выполнения лабораторных работ Интерактивные модели 76 Также ЦОРмогут быть классифицированы по назначению следующим образом (рис. 9): источники информации; комплекс- ные обучающие пакеты (компьютерные (электронные) учебни- ки); виртуальные конструкторы; предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты); лабораторные практикумы; тренажеры; контролирующие про- граммы; тестовые среды; справочные базы данных учебного на- значения; информационные системы управления; экспертные системы; обучающая система. Рис. 9. Классификация ЦОР по назначению Цифровые образовательные ресурсы Источники информации Комплексные обучающие пакеты Справочные базы данных учебного назначения Виртуальные конструкторы Предметно-ориентированные среды Лабораторные практикумы Контролирующие программы Тренажеры Тестовые среды Электронные учебники Микро-миры Моделирующие программы Учебные пакеты Информационные системы управления Экспертные системы Обучающая система 77 Классификация педагогических программных средств (ППС), проведенная Б.C.Гершунским [34], отражает принцип целевого назначения. Автором предлагается рассматривать ППС по сле- дующим признакам: управляющие; диагностирующие; демонст- рационные; генерирующие; операционные; контролирующие; моделирующие и т.д. Д.В.Чернилевский [193] предлагает компьютерные средства обучения классифицировать следующим образом: — учебно-компьютерные дидактические средства; — компьютерные игры; — компьютерные «решители» задачи; — курсовое и дипломное проектирование; — дидактические компьютерные системы; — компьютер — исследователь в лабораторных и практиче- ских работах. 4.3. Программное обеспечение образовательного процесса. Инструментальные средства разработки ЦОР. Для эффективного применения ЦОР в учебно-воспитательном процессе педагогу, в первую очередь, необходимо ориентиро- ваться в соответствующем программном обеспечении. Бесспорно, что для разработки полноценных программных продуктов учебно-воспитательного назначения необходима со- вместная работа высококвалифицированных специалистов: пси- хологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайне- ров, программистов. Многие крупные зарубежные фирмы и ряд отечественных производителей программной продукции финан- сируют проекты создания компьютерных учебных систем, циф- ровых образовательных ресурсов в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области. Основное требование, которое должно соблюдаться при про- ектировании ЦОР, ориентированных на применение в образова- тельно-воспитательном процессе — это легкость, с которой обу- чаемый может взаимодействовать с учебными материалами. Соот- ветствующие характеристики и требования к программам принято обозначать аббревиатурой HCI (англ. Human-Computer-Interface— интерфейс человек-компьютер), что понимается как «компьютер- ные программы, диалог с которыми ориентирован на человека». 78 Программное обеспечение образовательного процесса можно разбить на несколько категорий: — Инструментальные системы создания цифровых образова- тельных ресурсов. — Мультимедиа программы. — Тестирующие системы. — Автоматизированные обучающие системы. — Электронные гиперссылочные обучающие материалы. — Моделирующие программы. Микромиры. — Инструментальные средства обеспечения коммуникаций. — Инструментальные средства моделирования познаватель- ной деятельности. — Системы для поиска и передачи информации. — Демонстрационно-моделирующие и исследовательские программы. — Базы данных и экспертно-аналитические системы. — Контрольно-обучающие, тренировочные и контролирую- щие компьютерные программы. Необходимо отметить, что данная систематизация является условной, и все типы программного обеспечения пересекаются друг с другом. Охарактеризуем некоторые из перечисленных ка- тегорий программного обеспечения 2 Под инструментальными средствами понимаются програм- мы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут практически не зависеть от специфики конкретных задач и облас- тей применения. Инструментальные средства можно разделить на две группы: 1) общедоступные средства, ориентированные на Web- технологии и не включающие дорогостоящих специальных средств; 2 Целесообразно провести семинарские занятия по темам: «Анализ про- граммного обеспечения образовательного процесса», «Анализ инструменталь- ных средств создания ЦОР». 79 2) инструментальные средства, специально ориентированные на разработку компьютерных курсов. Основные программные инструментальные средства, входя- щие в первую группу, по своему назначению делятся на ряд кате- горий: — текстовые редакторы, в их числе HTML- и XML- редакторы; — редакторы иллюстративной и презентационной графики (векторные и растровые); — 3D графические редакторы; — 2D и 3D-просмотрщики и проигрыватели анимационных и мультимедийных сцен; — перекодировщики текстовых и графических форматов; — редакторы звуковых файлов; — редакторы видеофайлов; — конверторы и перекодировщики мультимедиа; — инструментальные средства создания анимаций; — почтовые клиенты; — средства организации чатов, теле-, аудио- и видеоконфе- ренций; — средства информационного поиска. Наиболее простым способом разработки информационных ма- териалов (лекций, докладов, презентаций) является использова- ниеприложения Microsoft Office, в частности, среды Microsoft Power Point. По количеству анимационных эффектов данное при- ложение становится вровень со многими авторскими инструмен- тальными средствами мультимедиа. В настоящее время разработано достаточное количество гото- вых инструментальных средств, позволяющих создавать совре- менные, достаточно гибкие цифровые средства обучения и кон- троля, моделирующие и демонстрационные программы, сайты, электронные гиперссылочные учебники и многое другое. Инструментальные системы предоставляют для педагога следующие возможности: — готовить разностороннюю информацию (теоретический и демонстрационный материал, практические задания, во- просы для тестового контроля); 80 — формировать сценарий для создания определенного циф- рового средства обучения; — значительно сокращать время на подготовку ЦОР и прове- дение занятий (групповой контроль); — реализовать через созданные ЦОР свою методику изложе- ния материала и обучения. Примерами таких интегрированных инструментальных сред второй группы могут служить: WebCT, разработанная одноимен- ной американской компанией; Learning Space фирмы Lotus; ToolBookII компании Asymetrix; AuthorWare компании Macro- media; отечественная система HyperMetod; Distance Learning Studio; конструктор электронных курсов eAuthor; система Проме- тей; система Орок; инструментальная система УРОК; система БиГОР и другие. Зачастую подобные среды реализуют не только функции раз- работки учебных материалов, но также и другие функции, при- сущие автоматизированным обучающим системам, включают средства обучения и средства управления обучением. Представим некоторые из них 3 Среда ToolBook — это набор специализированных авторских средств для создания мультимедиа приложений обучающего ха- рактера. В его состав входят ToolBook Instructor, ToolBook ActionsEditor и ToolBook SimulationEditor, при помощи которых можно быстро и эффективно создать интерактивное содержание с набором мультимедийных объектов любых форматов. Среда Macromedia Authorware — это лучшая на сегодняшний день визуальная среда разработки интерактивных мультимедий- ных обучающих приложений. Инструментальная среда позволяет создавать очень интересные по организации сетевые мультиме- дийные интерактивные учебные пособия. Существует еще одна программная среда — SunRav BookOffice. Это пакет для создания и просмотра электронных книг и учебников, состоящий из двух программ: SunRav BookEditor и SunRav BookReader. С помощью пакета можно соз- давать документацию в виде EXE файлов, в CHM, HTML, PDF 3 Целесообразно на семинарском занятии провести сравнительный анализ инструментальных средств для создания ЦОР. 81 форматах, а также в любых других (используя шаблоны). В кни- гах можно использовать всю мощь современных мультимедий- ных форматов: аудио- и видеофайлы, изображения (включая анимированные), flash, любые OLE объекты и т.д. Программная оболочка — ОСУ, поддерживает международ- ные стандарты информационных продуктов учебного назначения для автоматизированного конструирования электронных учебных пособий из имеющихся материалов по заданной пользователем структуре. ОСУ рассчитана на пользователей, у которых нет вре- мени или возможности осваивать все премудрости профессии web-мастера и предназначена для быстрого создания электрон- ных учебных пособий. С помощью инструментальной среды проектирования учеб- ных курсов «Дельфин» могут создаваться ресурсы, поддержи- вающие: — самостоятельное изучение дисциплины — УМК; — изучение теоретического материала — электронный учеб- ник; — проведение практических занятий по решению задач; — проведение виртуальных лабораторных работ; — автоматизированная проверка знаний. Учебно-методические комплексы, созданные с помощью ин- струментальной среды «Дельфин», предназначены для использо- вания при очной, очно-дистанционной и дистанционной формах обучения. На наш взгляд, удобными при создании и практичными в ис- пользовании являются цифровые образовательные ресурсы, соз- данные средствами программного обеспечения фирмы «1С» (в частности, системы программ «1С: Образование»). Данная сис- тема программ предоставляет широкий спектр возможностей по работе с ЦОР различной структуры и позволяет создавать муль- тимедийные учебные курсы для педагогической деятельности, интернет-обучения и самообразования. Следует отметить преимущества программы «1С: Образова- ние» над остальными инструментальными средами: образова- тельная ориентация, педагогическая направленность, поддержка всего учебного процесса, создание единой информационной 82 среды школы, доступность в приобретении, масштабное распро- странение, поддержка фирмой-производителем. Одним из важнейших элементов образовательных комплексов на платформе «1С: Образование» является возможность импорта в систему готовых образовательных объектов. Механизм импорта и экспорта образовательных объектов, реализованный в системе программ «1С: Образование», позволяет переносить как простые одиночные объекты, так и связанные коллекции объектов (пре- зентации, уроки, тесты). При этом происходит импорт/экспорт не только самих объектов, но и их атрибутов [188]. Понятие мультимедиа вообще и средств мультимедиа в част- ности, с одной стороны, тесно связано с компьютерной обработ- кой и представлением разнотипной информации и, с другой сто- роны, лежит в основе функционирования средств ИТ, существен- но влияющих на эффективность образовательного процесса. Мультимедиа — это: — технология, описывающая порядок разработки, функцио- нирования и применения средств обработки информации разных типов; — информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов; — компьютерное программное обеспечение, функционирова- ние которого связано с обработкой и представлением ин- формации разных типов; — компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью кото- рого становится возможной работа с информацией разных типов; — особый обобщающий вид информации, который объединя- ет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.). Средства, используемые при создании мультимедийных про- дуктов, можно разделить на: — системы обработки статической графической информации; — системы создания анимированной графики; — системы записи и редактирования звука; — системы видеомонтажа; 83 — системы интеграции текстовой и аудиовизуальной инфор- мации в единый проект. Следует отметить, что при создании мультимедийных гипер- текстовых ресурсов и мультимедийных страниц для сети Интер- нет чаще всего используются следующие языки и инструменты: язык разметки гипертекста (HTML), язык Java, язык VRML (Virtual Reality Modeling Language) и CGI (Common Gateway Interface), являющийся не языком программирования, а специфи- кацией. Существует множество инструментальных сред для разработ- ки мультимедиа, позволяющих создавать полнофункциональные мультимедийные приложения. Такие пакеты как Macromedia Director или Authoware Professional являются высокопрофессио- нальными и дорогими средствами разработки, в то время как Front Page, m Power 4.0, Hyper Studio 4.0 и Web Workshop Pro яв- ляются их более простыми и дешевыми аналогами. Ряд компаний разрабатывает программы для реализации мультимедиа. Напри- мер, компанией Microsoft создано программное обеспечение API Direct X для обработки 3D-графики и звуковых эффектов. Мультимедиа средства можно разделить по следующим при- знакам: — среды, которые не требуют программирования; — системы, имеющие средства программирования; — системы, которые предполагают программирование в стиле «визуального конструирования». Имеется опыт использования в образовательных проектах та- ких систем, как Hypercard, LinkWay, ToolBook, VisualBasic, Delphi для создания мультимедиа проектов в образовательной области. Первые три системы из приведенного перечня имеют встроенные языки программирования, хотя допускают создание приложений и без обращения к средствам программирования. Две последние позиции в списке представляют собой яркий при- мер среды визуального программирования [182]. Применение информационных технологий для оценивания ка- чества обучения дает целый ряд преимуществ по сравнению с обычным контролем. Прежде всего, это возможность организа- ции централизованного контроля, обеспечивающего охват всего контингента обучаемых, а также возможность сделать контроль 84 более объективным, не зависящим от субъективности преподава- теля. Тестирующая система — программный продукт или подсис- тема автоматизированной обучающей системы, предназначенная для контроля степени усвоения обучаемым учебного материала. Существуют два основных направления применения тести- рующих систем: 1) самотестирование, используемое самим учащимся в про- цессе освоения учебного материала; 2) контрольные мероприятия, организуемые администрацией учебного заведения и проводимые с целью аттестации знаний обучаемых. В настоящее время в практике автоматизированного тестиро- вания применяются контролирующие системы, состоящие из подсистем следующего назначения: — создание тестов (формирование банка вопросов и зада- ний, стратегий ведения опроса и оценивания); — проведение тестирования (предъявление вопросов, обра- ботка ответов); — мониторинг качества знаний обучаемых на протяжении всего времени изучения темы или учебной дисциплины на основе протоколирования хода и итогов тестирования в динамически обновляемой базе данных. Идеальная тестирующая система должна быть в высокой сте- пени интеллектуальной, чтобы в режиме диалога распознавать ответы тестирующихся и в зависимости от содержания ответа определять степень их правильности, выбирать дальнейшие зада- ваемые вопросы, касающиеся любых аспектов изучаемого курса, формулировать рекомендации по исправлению выявленных про- белов в знаниях тестируемого. Существует ряд способов общения, при которых система формулирует такие вопросы, на которые могут быть получены ответы в одной из следующих форм: ответы «да» или «нет»; вы- бор варианта из списка (меню) ответов; числовое значение; ответ в виде формулы (математической или химической); ответ в виде упорядоченного списка элементов заданного множества; ответ на ограниченном проблемно-ориентированном подмножестве есте- ственного языка; графическое изображение, которым может быть 85 рисунок, состоящий из заданного набора графических примити- вов, или график функции. В настоящее время во многих учебных заведениях разрабаты- ваются и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. Под автоматизированной обучающей системой (АОС) пони- мается согласованная совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, предназна- ченная для целей обучения и основанная на использовании со- временных информационных технологий. АОС включает в себя комплекс учебно-методических мате- риалов (демонстрационные, теоретические, практические, кон- тролирующие) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. Материал предлагается в структурирован- ном виде и обычно включает вопросы для оценки степени пони- мания, обеспечивающие обратную связь. Современные АОС по- зволяют корректировать процесс обучения, адаптируясь к дейст- виям обучаемого. АОС обычно базируется на инструментальной среде — ком- плексе компьютерных программ, предоставляющих пользовате- лям, не владеющим языками программирования, следующие воз- можности работы с системой: — педагог вводит разностороннюю информацию (теоретиче- ский и демонстрационный материал, практические зада- ния, вопросы для тестового контроля) в базу данных и формирует сценарии для проведения занятия; — обучающийся в соответствии со сценарием (выбранным им самим или предложенным педагогом) работает с учебно- методическими материалами программы; — автоматизированный контроль усвоения знаний обеспечи- вает необходимую обратную связь, позволяя выбирать са- мому обучающемуся (по результатам самоконтроля) или назначать автоматически последовательность и темп ос- воения учебного материала; — работа обучающего протоколируется, информация (итоги тестирования, изученные темы) заносится в базу данных; 86 — педагогу и обучающемуся предоставляется информация о результатах работы отдельных обучаемых или определен- ных групп, в том числе и в динамике. Тренировочные системыявляются частным случаем обучаю- щих систем. Подобные системы предназначены для закрепления предварительно изученного материала, отработки определенных навыков и умений, а также тех способов деятельности, которые должны воспроизводиться обучаемым на уровне, доведенном до автоматизма. Они могут быть как самостоятельным средством, так и входить в качестве подсистемы в АОС. В настоящее время электронный гиперссылочный учебник яв- ляется наиболее распространенным цифровым образовательным ресурсом. Электронный учебник (ЭУ) — это гиперссылочный, интерак- тивный программно-методический комплекс, предоставляющий обучающемуся возможность удобной навигации и выбора необ- ходимого теоретического материала, практических работ и кон- трольных заданий, получения помощи при выполнении практи- ческих заданий, ведения самоконтроля и итогового контроля по рассмотренному материалу. Для создания электронных гиперссылочных учебных и других информационных материалов созданы специальные среды и язы- ки. Наибольшей популярностью среди разработчиков ЭУ пользу- ется язык электронной разметки документов HTML. Полнофункциональный электронный учебник (ЭУ) состоит из нескольких основных частей, таких как: — главная часть, в которой излагается содержание предмета, представленная в виде гипертекста с графическими иллю- страциями и, возможно, с аудио- и видеофрагментами; — тестирующая часть, включающая контрольные вопросы, упражнения и задания для практического освоения мате- риала и самотестирования вместе с рекомендациями и примерами выполнения заданий; — толковый словарь, который состоит из терминов в форме гиперссылок на соответствующие места основной части и кратких определений этих терминов (иногда определения могут отсутствовать); 87 — часто задаваемые вопросы и подготовленные ответы на них; — описания лабораторных работ, если в учебной программе такие работы предусмотрены, включая оригинальное про- граммное обеспечение для выполнения этих работ. К электронным учебным материалам предъявляются как тра- диционные, так и специфические требования, порождаемые воз- можностями информационных технологий. Потребность моделирования или визуализации каких-либо динамических процессов, которые затруднительно или просто невозможно воспроизвести в учебной лаборатории, является од- ной из важнейших и распространенных причин использования моделирующих программ в обучении. В моделирующих программах возможно широкое использова- ние интерактивной графики (т.е. поддерживающей режим диалога), дающей обучаемому возможность не только наблюдать особен- ности изучаемого процесса, но и исследовать эффекты влияния меняющихся параметров на получаемые результаты, «поворачи- вая» с помощью мыши рукоятки приборов, «смешивая» растворы и т.д. Моделирующие программы могут быть и автономными, но чаще они входят в качестве подсистем в АОС. Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Интернет обеспечивает доступ к гигантским объемам информа- ции, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязь, Интернет. Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публико- вать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении. Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют и обучаемым, и педагогам огромные возможности выбора источников информации, необходимой в образователь- ном процессе: — базовая информация, размещенная на Web- и FTP-серверах сети; 88 — оперативная информация, систематически пересылаемая заказчику по электронной почте в соответствии с выбран- ным списком рассылки; — разнообразные базы данных ведущих библиотек, инфор- мационных, научных и учебных центров, музеев; — информация на компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет- магазины. В последнее время, с развитием информационных технологий все более популярным стало применение Интернета и корпора- тивных интранет-сетей в дистанционном обучении. Вошел в ши- рокое употребление термин e-learning (Electronic Learning) — электронное обучение или интернет-обучение, которое обеспечи- вает предоставление доступа к компьютерным учебным про- граммам через сеть Интернет или корпоративные интранет-сети с использованием систем управления обучением. Синонимом e- learning является термин WBT (Web-based Training) — обучение через веб-технологии. Более подробно вопросы использования коммуникационных технологий и их сервисов в образовании представлены в модуле 5 данного пособия. К программному обеспечению, предназначенному для под- держки коммуникационных технологий, относятся: — средства для организации доступа к учебно-методическим материалам и работы с ними через локальную сеть или Интернет; — пересылки обучающих программ, учебных пособий, зада- ний по сетям; — организация и проведение тестирований через сети. Если говорить об инструментальных средствах для построе- ния Интернет-сайтов, то для создания и просмотра Web-страниц можно использовать специализированные редакторы, например, язык HTML, Microsoft FrontPage, HotMetal, Corel Web Designer и другие. |