Главная страница
Навигация по странице:

  • 13 Общая характеристика средневековой политико-правовой мысли

  • Теоцентризм

  • Сотериологизм

  • Библиоцентризм

  • Значительное влияние христианской религии и римско-католической церкви

  • Апелляция к текстам Священного Писания

  • Фома Аквинский, Марсилий Падуанский Очень кратко: Фома Аквинский.

  • 14.Концепция «двух градов» Августина и его учение о власти и государстве.

  • Отпеты на билеты по истории политических и правовых учений. Ответы на билеты ИППУ. Общая характеристика античной политикоправовой мысли


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеОбщая характеристика античной политикоправовой мысли
    АнкорОтпеты на билеты по истории политических и правовых учений
    Дата21.02.2023
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на билеты ИППУ.docx
    ТипДокументы
    #949451
    страница5 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Представления о праве и законе выдающихся древнеримских юристов

    В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Около 300 г. до н. э. юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции согласно преданию связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе. В начале II в. до н. э. Секст Элий Пет, видный государственный деятель, дополнил сборник Флавия новыми исковыми формулами. Он опубликовал и другую книгу, в которой соединил Законы XII таблиц с комментариями юристов и вековыми формулами. В середине II в. до н. э. значительный вклад в развитие юриспруденции, особенно гражданского права, внесли М. Манилий, П. Муций Сцевола и М. Юний Врут. Первый комментарий к преторскому эдикту написал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 г. до н. э.). Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II–III вв.), Павел вв.), Ульпиан вв.) и Модестин вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права, и прежде всего цивильного права. Юрист Гай трактовал цивильное право как право, установленное у того или иного народа (например, у римлян, греков и т. д.). Эта трактовка дополняется у Папиниана указанием источников цивильного права – законов, плебисцитов сенатускон-сультов, декретов принцепсов, положений ученых юристов. В качестве источника «дополнения и исправления цивильного права» характеризуется им претор-ское право. В этом же духе Марциан называл претор-ское право «живым голосом цивильного права».

    В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т. д. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиций защиты интересов частного собственника. Объектом собственности наряду с животными и другими вещами являются согласно римскому праву и учению юристов также и рабы. Право народов, как его понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с неримлянами (перегринами). В своей значительной части это право народов создавалось под влиянием эдиктов магистратов, обладавших правом юрисдикции в отношении перегринов, а также императорских конституций и правотворческой деятельности юристов. Все это обеспечило взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и права народов, превращение последнего в такую ветвь римского права, которая защищала политические позиции римского государства и частные интересы римлян в их отношениях с неримскими народами и отдельными лицами. Право народов содержало целый ряд норм международно-правового характера. Согласно праву народов море является «общим для всех». Понятие «враги» используется у Гая и Помпония для обозначения лишь тех, кому римлянами публично объявлена война или кто сам публично объявил войну римлянам.

    Творчество римских юристов оказало большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции, так и той ролью, которая выпала на долю римского права (процесс его рецепции и т. д.) в дальнейшей истории права.

    13 Общая характеристика средневековой политико-правовой мысли

    Характер средневековых политико-правовых учений во многом определяется (тесно связан) с характером средневековой философии и мировоззрением человека этой эпохи.

    Основные его черты:

    1) Теоцентризм – высшим началом Космоса, природы и социального порядка является Бог;

    2) Креационизм – рассмотрение сего существующего как сотворенного Богом;

    3) Сотериологизм – ориентация всего познания на поиски путей спасения души человека;

    4) Детерминизм – признание предопределенности судьбы и путей развития мира Богом;

    5) Библиоцентризм – ориентация на Библию как истину в последней инстанции (причем одновременно истину моральную, политическую и правовую);

    6) Иерархичность – рассмотрение космического, природного и социального мира как имеющего определенную вертикальную структуру;

    7) Корпоративизм – отдельный человек рассматривается не как обособленный и самостоятельный индивид, но прежде всего как член определенной корпорации (сообщества).

    Все вышеперечисленные факторы и предопределили характерные особенности средневековой политической мысли. Они таковы:

    1) Значительное влияние христианской религии и римско-католической церкви – т.е. религия выступала как ядро мировоззрения и основа культуры;

    2) Политика и юриспруденция выступают в качестве прикладных отраслей богословия;

    3) Большое влияние на характер формирующихся политико-правовых доктрин оказывала борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе – т.е. возникал вопрос о необходимости обосновать приоритет духовной либо светской власти;

    Для обоснования своих притязаний католическая церковь использовала т.н. доктрину «двух мечей» - один меч (средство воплощения в обществе начал порядка: власть, право, сила, и т.д.) церковь оставила в своих ножнах, а другой вручила государям для вершения земных дел. Поэтому государственная власть – это продолжение власти церковной, а христианские государи – проводники воли церкви.

    4) Апелляция к текстам Священного Писания как к решающим доказательствам правоты в политико-правовых вопросах, схоластическая манера обосновывать защищаемые тезисы, стремление обеспечить последовательность, непротиворечивость и ясность своих выводов с помощью формальной логики, использование насыщенного богословской терминологией языка;

    5) Заимствование средневековой политико-правой мыслью многих идей античного наследия (представление о государстве как об организме, выделение правильных и неправильных государственных форм и рассмотрение их кругооборота, представление об естественном праве как совокупности естественно вытекающих из человеческой природы норм.

    Представители: Фома Аквинский, Марсилий Падуанский

    Очень кратко:

    Фома Аквинский.

    Наибольшее влияние на философию Фомы Аквинского оказал Аристотель. Признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.

    Вопросы о государстве, законе и праве изложены в трудах «Сумма теологии» (1266 – 1274 гг.), и в сочинении «О правлении властителей» (1265 – 1266).

    Главной целью этих и других сочинений Фомы Аквинского было приспособление взглядов Аристотеля к догматам католической церкви. Свою доктрину государства он преимущественно разрабатывал на основе «Политики» Аристотеля. Основные моменты его политико-правового учения таковы:

    1) Человек по своей природе есть «животное общественное и политическое» - т.е. в людях изначально заложена потребность объединиться и жить в государстве, так как удовлетворить свои потребности в одиночку индивид не может;

    2) Процедура учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира Богом, а государство является частью земного порядка, управителем которого является Бог – поэтому, прежде чем приступать к руководству государством, необходимо внести порядок в его учреждения;

    3) Цель любой государственности – «общее благо», создание условий для достойной и разумной жизни, полноценного развития человека. Для этого, по Аквинату, необходимо сохранение неравенства и существующей феодальной иерархии, привилегированного положения состоятельных людей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, всеобщее повиновение высшим сословиям;

    4) Любая “политическая общность” (т.е. государство) образуется из ремесленников, земледельцев, солдат, политиков и других категорий работников (т.е. Аквинат воспроизводит здесь обычные для Средневековья представления о разделении труда и социальной стратификации). Для нормального развития государство должно опираться на определенное число физически крепких, мужественных и интеллектуально развитых людей;

    5) Любая государственная власть подразделяется на три основных элемента: 1) сущность; 2) форму (происхождение); 3) использование (т.е. механизм).

    Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором высшие слои общества управляют низшими. Данный порядок заведен Богом и по сути своей представляет божественное, благое установление. При этом конкретные способы происхождения (точнее, завоевания) власти, те или иные формы ее устройства могут оказаться несовершенными и несправедливыми. Использование власти может привести к злоупотреблению ею со стороны правителей, когда последние властвуют с помощью неправедных средств, безбожно и несправедливо. Таким образом, если первый элемент власти (сущность) безупречен, то второй и третий подвержены искажению. Это может произойти в том случае, если правитель уклоняется от наставлений римско – католической церкви;

    6) В зависимости от характера власти выделял 3 правильных формы правления (монархия, аристократия и политика), и 3 отклоняющихся (тирания, олигархия и демагогия (демократия) – отмечал преимущество смешанной формы правления, однако процветание общества считал возможным лишь при монархии;

    7) Наилучшей формой правления является смешанная (где монарх олицетворяет единство, аристократия – влияние заслуг, а участие во власти подданых – гарантию мира и согласия). При этом процветание общества возможно лишь при анархии;

    8) Правителя – тирана, который творит произвол и правит вопреки божественным установлениям, народ имеет право свергнуть. Однако окончательное решение о возможности его насильственного отстранения от власти может принимать только церковь;

    9) Все формы существовавшие в истории формы правления несовершенны (хотя известное предпочтение Фома отдает прямой демократии), и поэтому следует пытаться создать «смешанное правление», сочетающее в себе черты демократии, аристократии и монархии. Имеено такой режим и призван утвердить в обществе «распределительную справедливость» (т.е. выдвинуть сильных и способных в руководство государства).

    В русле официальной доктрины церкви выражены представления Фомы Аквината о сущности закона и права:

    1) В основе любого закона лежит христианское представление о долге по отношению к ближним, церкви и государственным властям, который заповедал человеку Бог, а также правда и справедливость (справедливость по Аквинату – стремление воздавать каждому свое);

    2) Все законы связаны между собой отношениями субординации. В основе «пирамиды законов» лежит вечный закон (lex aeterna), управляющий Вселенной, от которого производны все другие виды законов; Он является высшим, поскольку без опоры на него невозможно окончательно истребить зло, а люди из – за несовершенства человеческого разума не смогут прийти к единому представлению о правде;

    3) Производным от божественного закона является естественный закон (lex naturalis), который не является действительным без соответствия божественному закону, не будучи установленным властной инстанцией и обнародованным («Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе»). Он предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать божественную истину и уважать других людей;

    4) Конкретизацией (конкретным воплощением) естественного закона служит человеческий (позитивный) закон (lex humana). Его предназначение – силой и страхом принуждать людей (которые по природе своей несовершенны) избегать зла и достигать добродетели, упорядочивать жизнь общества; При этом в отличие от закона естественного человеческий (позитивный) закон изменяет свое содержание в зависимости от конкретной страны и периода времени. В то же время общее в законодательстве различных стран образует т.н. «право народов» (ius gentium);

    5) Законодательство отдельных (феодальных) государств надлежит соблюдать столь же неукоснительно, как и предписания божественного разума.

    Марсилий Падуанский

    За критику папства и открытую поддержку императора Людовика Баварского в его борьбе с папой был объявлен еретиком, отлучен от церкви в 1327 г. и приговорен к сожжению на костре. Участвовал в итальянском походе императора Людовика Баварского, сделавшего М. Падуанского викарием Рима. Последние годы жил в Германии, где и умер.

    Основная работа «Защитник мира» (написана в 1324, опубликована в 1522). В книге автор рассуждает о небесных и земных целях человека, о законах, определяющих пути достижения этих целей. Эти рассуждения изложены в виде толкований модной в то время «Политики» Аристотеля, но сопровождались ссылками на Святое писание. Не исключено, что книга была написана в связи с тем, что в 1302 г. папа Бонифаций VIII издал буллу, в которой провозгласил абсолютный приоритет церковной власти над светской.

    Государство.

    Падуанский во многом заимствует у Аристотеля теорию происхождения государства. Государство возникает в результате эволюции человеческого общества: семьи во имя общего блага объединяются в роды, роды в племена, племена в города. Завершающая стадия – появление государства, которое формируется в результате соглашения, заключенного между людьми, проживающими на одной территории. М.Падуанский определяет государство как политический союз, цель которого - забота о благе населения.

    Формы правления, как и Аристотель, он разделяет на правильные и неправильные. Предпочтение отдает монархии (наследственной и выборной). При этом доказывает, что выборная монархия более совершенна, т.к. монарх даже пожизненно и всенародно избранный, ответственен перед подданными, и может быть смещен народом, когда превышает свои полномочия и правит не на основе законов.

    Разделение государственной власти. М.Падуанский проводит четкое различие между властью законодательной и исполнительной. Утверждал, что подлинным источником всякой власти является народ, однако не весь, а его лучшая, достойнейшая часть. Членов общества он делил на две категории: высшую и низшую, где высшая (чиновники, священники, военные) служат общему благу, а низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) заботятся лишь о своих интересах. Только народ – единственный носитель суверенитета и верховный законодатель. Власть законодательная определяет компетенцию и организацию власти исполнительной. Исполнительная власть должна осуществлять волю законодателя (народа), быть единоличной и действовать в рамках закона. Кроме того, она и избирается народом (как и все должностные лица любого ранга).

    Соотношение церкви и государства. М.Падуанский полагал, что светская и церковная власти должны быть разделены. Попытки церкви вмешиваться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства. Духовенство имеет право только проповедовать христианское учение. Он отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, считая, что не должно присутствовать принуждения в делах религии. Еретика нужно не убивать, а изгонять из государства (если его учение вредно для общежития), и делать это может только государство, но не церковь. Высказывался за реформу церкви, за выборность священников и подвластность их светскому суду, за отмену ряда привилегий римских пап.

    Право.

    Духовная власть должна быть отделена от светской власти. Отсюда проистекает деление законов на два вида по их цели, содержанию и способам обеспечения:

    • божественный закон - указывает путь вечного блаженства, определяет различия между грехом и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире;

    • человеческий закон – это правила, регулирующие человеческое поведение, содержание приказания, запрещение, дозволение. Он отражает божественный закон на земле, обеспечивая его исполнение принуждением, обеспечивает общее благо, прочность власти, различает правомерное и неправомерное поведение, устанавливает справедливость.

    М. Падуанский делает вывод, что право есть установленные государством границы дозволенного и запрещенного. Таким образом, не государство базируется на праве, а право определяется государством.

    14.Концепция «двух градов» Августина и его учение о власти и государстве.

    В центре социально-политических взглядов Августина стоял вопрос о государстве, В период кризиса государственности в Римской империи, очевидцем которого он стал, Августин старался создать концепцию христианского государства. Опираясь на античную философию, считал, что задача государства - забота о общем благе народа. Народ он понимал как «большое разумное множество, сплоченное полным единством своих идеалов». Обязанность народа и государства - укреплять высокие идеалы.

    Задача государства - забота о мире и обеспечении безопасности граждан, поддержание в социуме порядка и спокойствия. Достичь этого можно, опираясь на справедливый закон, без которого невозможно политическое устройство. Государство без закона – не настоящее государство.

    Августин различает два вида государства - земное государство, основанное на эгоизме и гордыне, и государство небесное, основанное на принципах справедливости и любви. Противоречие между «градом земным» и «градом небесным» лежит в основе религиозно осмысленной Августином человеческой истории.

    Мир в государстве - большая ценность. Однако Августин признавал возможность справедливой войны: народ, подвергшийся нападению, имеет право защищаться.

    Государство должно обеспечить народу порядок и безопасность. Государство поддерживает закон, охраняет собственность граждан, карает нарушителей. Все это невозможно без судов. Подчеркивая необходимость судов, Августин отмечает, что их деятельность должна быть исходить из гуманности.

    Забота о людях и их благе дает государству право требовать от них повиновения. Без власти невозможна общественная жизнь. Власть происходит от Бога. Конечной причиной объединения людей в общество Августин считал социальную природу человека, который был создан Богом.

    Важной проблемой для Августина было отношение между государством и Церковью. Каждый из этих институтов важен и необходим, и между ними существует взаимозависимость. Церковь должна признавать специфические цели государства и не нарушать общественного спокойствия, не противоречить законам государства (если эти законы не противоречат божественным заповедям). Государство должно признавать авторитет Церкви в духовной сфере и, исходя из превосходства духовных целей над мирскими, темными целями, подчиняться духовному авторитету Церкви. Вопрос о соотношении полномочий Церкви и государства в эпоху Средневековья вышел далеко за пределы чистой теории. Соперничество светской и духовной власти пронизывает всю историю Средневековья.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта