Главная страница
Навигация по странице:

  • Учение Дж.Локка о формах государства и его концепция разделения властей. Формы злоупотребления властью и право на сопротивление.

  • Формы государства

  • Концепция разделения и взаимодействия властей

  • Формы злоупотребления властью и право на сопротивление

  • Отпеты на билеты по истории политических и правовых учений. Ответы на билеты ИППУ. Общая характеристика античной политикоправовой мысли


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеОбщая характеристика античной политикоправовой мысли
    АнкорОтпеты на билеты по истории политических и правовых учений
    Дата21.02.2023
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на билеты ИППУ.docx
    ТипДокументы
    #949451
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    25. Учение о происхождении государства Дж. Локка. Значение политико-правовой концепции Дж. Локка.

    Джон Локк (1632-1704 гг.) - английский философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

    Существенное влияние на социально-политические воззрения Локка оказали распространенные в Европе и получившие развитие у его предшественника Т. Гоббса. Концепции "естественного права" и "общественного договора". Однако Локк дал им свое толкование, во многом отличное от Гоббсовского (если Гоббс противопоставлял естественное право и естественный закон, то Локк отождествлял их).

    Особенное значение, как самому первостепенному в жизни общества, Локк передавал праву собственности, понимая под собственностью соединение природных предметов с человеческим трудом. Именно труд определяет "мое", "твое" от общей собственности; собственность - нечто, неразрывно связанное с личностью.

    О происхождении государства. В своём самом знаменитом труде «Два трактата о государстве» Джон Локк в первой его части критикует абсолютизм, а во второй приводит собственные идеи о государстве и естественном праве.Локк рассматривал государство как результат заключения общественного договора индивидов, прекращающее естественное состояние. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политические сообщества, учредить государство. Установление государства и есть переход к политической форме бытия людей, и он возможен только с помощью общественного договора.

    Суть общественного договора Локк видел в добровольным отказе людей от некоторой части своих естественных прав в пользу создаваемого государства и замене моральных норм и обязательств политическими законами. Государству предписывается обеспечить: а) безопасность граждан; б) достижение ими общественного блага; в) реализацию свободы; г) охрану собственности.

    О государственном устройстве и разделении властей. Создавая государство, общественным договором народ определяет объем прав, которые он ему вручает. Государству дается столько политической власти, сколько необходимо ему для обеспечения естественных прав и политических свобод своих граждан.

    Локк однозначно выступает против абсолютизма. Он поддерживает идею разделения властей на исполнительную и законодательную. Ведущим принципом Локк считал принцип разделения властей. Согласно ему - верховная, законодательная, исполнительная и церковная власть должны были быть отделены друг от друга. Законодательная власть - это власть, доверенная народом избранному им парламенту. По мнению Локка, парламент должен быть двухпалатным (палата лордов и палата общин) для того, чтобы выражать интересы различных сословий. Парламент, издавая всеобщие законы, сам обязан неукоснительно следовать им. Исполнительная власть - эта власть, в введении которой должен находиться контроль за осуществлением принятых законов, защита на основе законодательства прав и свобод граждан, наказание преступивших закон, поддержание дипломатических отношений с другими государствами, реализация военной стратегии.

    Главой исполнительной власти должен быть король, который возглавляет правительство, назначает судей и осуществляет "федеральную власть" - внешнюю политику. Локк настаивал на отделении церкви от государства, а государства от церкви. Церковная власть не может распространяться на гражданские дела. Государство имеет право вмешиваться в дела церкви только тогда, когда возникают религиозные явления, опасные для всего общества или несовместимые с законами и нормами морали, принятыми в данном государстве.

    Локк говорит, что в естественном состоянии все люди равны. Однако важно подчеркнуть, что в концепции Локка правами наделены только взрослые особи мужского пола - представители знати и буржуазии. Неимущие не имеют прав. Локк объясняет это следующим образом: в естественном состоянии люди жили с помощью своего труда и вели натуральное хозяйство. Этот ход вещей поменяло появление денег. Вместе с их появлением возникло несправедливое распределение земли и возникло материальное неравенство. Так как люди добровольно согласились на введение денег, теперь, оказавшись неимущими, они не имеют право быть недовольными тем, что они не участвуют в политической жизни.

    Кроме того, Локк обращает внимание на то, что люди, обладающие собственностью, обладают и разумом. А те, кто имеет политические права, должны быть обязательно разумны. То есть из имущественного неравенства вытекает неравенство в отношении разума и в отношении политической власти.     


    Значение политико-правовой концепции Дж. Локка.

    Свое политико-юридическое учение Дж. Локк из­ложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Эта работа появилась как ответ на идеи Т. Гоббса о неограни­ченном характере государственной власти.

    Социально-политическая доктрина Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой мысли и так­же основывалась на идеях естественного права и общественно­го договора, получивших у него существенно иное воплоще­ние. До возникновения государства люди, полагал Локк, пре­бывали в естественном состоянии, в состоянии полной свобо­ды и равенства.

    Состояние равенства означает, что все люди от рождения имеют одинаковые права, по­лучают одинаковые природные преимущества, должны быть рав­ны между собой без какого-либо подчинения или подавления. Тем самым Локк обосновывает идею прав и свобод человека, суще­ствующих в догосударственном, естественном состоянии.

    Но в естественном состоянии, рассуждал Локк, отсутству­ют органы, гарантирующие соблюдение прав и свобод, обла­дающие властью охранять законы, обуздывая нарушителей, способные беспристрастно разрешать споры между людьми. Чтобы создать такой орган и с его помощью обеспечить есте­ственные права, равенство и свободу, защиту личности и соб­ственности, люди соглашаются образовать политическое сооб­щество, учредить государство.

    Локк определяет государство как совокупность людей, со­единившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебные инстанции, правомочные улаживать споры и наказывать преступников. Отличие госу­дарства от других организаций состоит именно в полноте его публичной власти , в праве дей­ствовать во имя общего блага и с этой целью издавать законы, применять силу сообщества для исполнения этих законов и за­щиты государства от нападения извне.
    Добровольно создавая государство, люди определяют тот объем прав и полномочий, который они затем передают госу­дарству. Но о каком-либо полном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу госу­дарства Локк речи не ве­дет. Государство, по Локку, имеет столько власти, сколько ему нужно, чтобы обеспечить основные права граждан (вытекаю­щие из сущности естественного права) и политические свобо­ды подданных: право на жизнь, свободу, собственность и др. Но чтобы государство не вышло за отведенные ему рамки, оно должно быть организовано так, чтобы носитель власти тоже был под властью закона, ибо главная опасность для естествен­ных прав и законов проистекает прежде всего из привилегий носителей властных полномочий.

    В качестве механизма, препятствующего узурпации власти и предотвращающего возможность её деспотического использо­вания, Локк высказал мысль о проведении разделения властей. Представления Локка о принципах распределения, связи и взаимодействия отдельных слагаемых единой государственной власти составили основу рождавшейся в XVII веке доктрины буржуазного конституционализма и парламентаризма.

    Обоснование Локком естественных прав – права на жизнь, свободу и собственность – принесло ему славу основателя ли­берализма. Его тройственная правовая формула вошла во мно­гие раннебуржуазные конституции, из нее развилось более диф­ференцированное содержание «прав и свобод человека», сфор­мировался новый политико-юридический идеал: идеал обще­ства, в котором каждый человек с самого начала признается в качестве труженика-собственника. А стремление Локка огра­ничить деятельность государства охранительными функциями положило начало идеям правового государства.



    1. Учение Дж.Локка о формах государства и его концепция разделения властей. Формы злоупотребления властью и право на сопротивление.

    Дж. Локк, годы жизни 1632-1704 гг., теоретик естественно-правовой школы, один из основоположников классического политического либерализма.

    Формы государства

    По мнению Дж.Локка, древним государствам было свойственно единовластие. Связано это с привычкой, сложившейся в естественном состоянии, повиноваться воли отца. Монархия наиболее простая форма государства, и она соответствовала простоте жизни людей. Функции государства были просты и ограничены, а люди сами по себе весьма добродетельны. Не было оснований для злоупотребления властью и для серьезных конфликтов между людьми. Царил золотой век человечества. Длился он недолго: «Когда честолюбие и роскошь последующих веков стали удерживать и увеличивать власть, не делая того, ради чего эта власть была дана, и при помощи лести приучили правителей иметь собственные и отдельные от народа интересы, тогда люди соч­ли необходимым более тщательно изучить происхождение и права правительства и найти способ ограничить беззакония и предотвратить злоупотребление той властью, которую они передали в другие руки лишь ради своего блага, но которую стали использовать им во вред» (с. 327).

    Истинная цель государства - благо людей, его создавших. Это подчеркивается и тем термином, который использует Локк -слово «commonwealth» - «общее благо». По сути дела он продолжает традицию Цицерона, использовавшего термин «республика» применительно к любой правильной форме государства.

    Конкретная форма государства зависит от того, кому принадлежит верховная власть, а таковой является власть законодательная. И создание государства начинается именно с нее. Вместе с тем, в чьих бы руках ни находилась законодательная власть, ее объем и характер всегда ограничены (разумеется, если речь идет о commonwealth).

    Во-первых, полагает Локк, законодательная власть не может быть «абсолютно деспотичной в отношении жизни и достояния народа». Не может потому, что ни один человек, находящийся в естественном состоянии, не обладает такой властью ни по отношению к себе самому, ни по отношению к кому-либо другому, а, как известно, никто не может передать большей власти, чем обладает сам.

    1., деятельность законодательного органа ограничена законом природы. Ведь его значение сохраняется и в политическом сообществе. «Закон природы выступает как вечное руководство для всех людей, для законодателей в такой же степени, как для других.» (с. 341).

    2, законодательная власть не может управлять с помощью «произвольных деспотических указов» (с. 341), «импровизированных приказов и неопределенных решений» (с. 343). Власть «должна осуществляться при помощи установленных и опубликованных законов, так чтобы и народ знал свои обязанности и находился в безопасности в пределах закона, и правители также держались в своих границах и не испытывали бы искушения благодаря находящейся в их руках власти применять ее в таких целях и с помощью таких мер, о которых они не дерзнули бы заявить открыто» (с. 343).

    3, «верховная власть не может лишить какого-либо человека его собственности без его согласия» (с. 343). Локк предостерегает находящихся у власти от желания пополнить свою собственность за счет собственности других. Сказанное касается и порядка взимания налогов, т. е. обязанности платить долю своего имущества на содержание государства. Налоги устанавливаются «С согласия большинства, которое дает либо само, либо через посредство избранных им представителей» (с. 345).

    4, «законодательный орган не может передавать право издавать законы в чьи-либо руки» (с. 345).

    5, сами законодатели подпадают под действие созданных ими законов, а это в особенности «побуждает их следить за тем, что бы они создавали законы для блага общества» (с. 347).

    Концепция разделения и взаимодействия властей

    Локк указывает на необходимость отделения церкви от государства, политики от религии и отстаивает свободу совести, которая должна быть гарантирована законодательно.

    «У государства и церкви совершенно разные цели. Цель государства -сохранение и приумножение гражданских благ, т.е. жизни, свободы, имуществ и т. д. (с. 94). Церковь же создается для того, «чтобы сообща почитать Бога, так как это, по их (людей) убеждению, будет ему угодно и принесет им спасение души» (с. 97). Следовательно, задача государства - забота о мирской жизни людей, церкви -забота о душе.

    Смысл разделения государственной власти, уже отделенной от церкви, видится Локком в создании такой системы взаимодействия между обществом и государством, при которой их интересы совпадали бы, т. е. осуществлялось общее благо (с. 347). Это возможно лишь в том случае, когда от власти законодательной, «которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов», отделяется власть исполнительная, «которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе» (с. 346-347). От исполнительной власти Локк отличает власть федеративную. Обе власти находятся в одних руках, но первая реализуется внутри страны, вторая - в международных делах. Причем законодательная власть, обладающая исключительным правом издавать обязательные для всех законы, является, по Локку, верховной, а остальные власти подчинены ей. Особенно настойчиво он подчеркивает недопустимость и опасность сосредоточения в одном органе законодательной и исполнительной властей.

    Власть законодательная (парламент), хотя она и верховная, по природе своей есть власть доверительная -она создана народом и покоится на его согласии. Локк формулирует идею народного суверенитета, который заключается в праве народа контролировать деятельность законодательного органа, изменять его состав и структуру.

    Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху и кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть). Дж. Локк, однако, привнес в политическую теорию нечто гораздо большее, чем просто мысль о необходимости "уравновесить власть правительства, вложив отдельные ее части в разные руки". Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия "отдельных ее частей". Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной!) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.

    Формы злоупотребления властью и право на сопротивление

    Злоупотребление властью может происходить в различных формах: завоевания, узурпации и тирании.

    Завоевание, полагает Локк, может быть результатом как несправедливой, так и справедливой войны. Агрессор, т.е. тот, кто захватил власть в ходе несправедливой войны, не может рассчитывать на покорность и повиновение покоренного народа. Победитель же в справедливой войне, или, по Локку, «законный завоеватель», получает некоторые права по отношению к побежденным. Власть «законного завоевателя» уже по определению является ограниченной: она распространяется только на тех, кто участвовал в войне на стороне агрессора, причем только на их жизнь, а не на имущество. Однако при этом он должен принять в расчет интересы иждивенцев побежденных врагов. Таким образом, возникает конфликт между законными интересами двух сторон. Как же быть в этом случае? Более сильный должен проявить благородство и отказаться от своего права на получение полного удовлетворения (с. 371). А над теми, кто не участвовал в войне, «законный победитель» не имеет никакой власти, а если начинает претендовать на нее, то он автоматически превращается в агрессора со всеми вытекающими последствиями.

    Узурпацию Локк называет «домашним завоеванием», когда власть захватывает тот, кто не имеет на это права. «Тот, кто приобретает хоть какую-нибудь долю власти иными путями, чем те, которые предписаны законами сообщества, не имеет права на то, чтобы ему повиновались…» (с. 377-378). Вместе с тем и агрессор, и узурпатор могут стать легитимными правителями. Первый -в том случае, если создаст такую систему правления, которая получит одобрение народа (с. 365, 366); второй -если народ, выразив свое согласие, утвердит его у власти (с. 378).

    Тирания, пожалуй, наиболее часто встречающаяся форма злоупотребления властью, ибо ее проявления могут встречаться в деятельности любого должностного лица. Локк пишет, что «тирания, -это осуществление власти помимо права» (с. 378). «Где кончается закон, начинается тирания ...» (с. 379). Сказанное касается и высших, и низших должностных лиц: «Преступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в равной степени непростительно как королю, так и констеблю» (с. 380). Иначе говоря, любое требование должностного лица, не основанное на законе, юридической силы не имеет и не только не обязательно для исполнения, но в том случае, если его действия наносят ущерб подданному, последний получает право на сопротивление. Здесь Локк делает одну принципиально важную оговорку: право на сопротивление дает не сам по себе факт незаконного действия должностного лица, а невозможность обращения к закону (т. е. за судебной защитой) для восстановления справедливости и возмещения понесенного ущерба (с. 382).
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта