Главная страница
Навигация по странице:

  • РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА В XX СТОЛЕТИИ Неопозитивизм: аналитическая юриспруденция Г.Л.А. Харта (1907-1992 гг.)

  • Билет 3. Сократ: общефилософские взгляды, основные политико-правовые идеи.

  • Вопрос 4. Учение Платона об идеях, его представления о формах государства и учение о законах и суде. Платон

  • «Государство»

  • Учение об идеях. Платон является основоположником философского идеализма .Разделял мир на мир видимый, данный нам в ощущениях мир вещей

  • Представление о формах государства

  • олигархия, демократия и тирания

  • Тимократический человек

  • Человек олигархический

  • Демократический человек

  • Отпеты на билеты по истории политических и правовых учений. Ответы на билеты ИППУ. Общая характеристика античной политикоправовой мысли


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеОбщая характеристика античной политикоправовой мысли
    АнкорОтпеты на билеты по истории политических и правовых учений
    Дата21.02.2023
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на билеты ИППУ.docx
    ТипДокументы
    #949451
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Жан Луи Бержель: «Позитивизм правовой (юридический) состоит в том, чтобы признавать в качестве ценностей только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет».

    Для основателей современной диалектики Г. Гегеля и К. Маркса «позитивизм» означал некритичное выведение нормативно должного из позитивно данного.

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВОВЕДЕНИИ: УЧЕНИЕ Г.Ф. ШЕРШЕНЕВИЧА (1863-1912 гг.)

    • Строгая ориентация на «точное», «критически проверенное» знание;

    • Цель юридической деятельности – создание логически единой системы общих правовых понятий;

    • Задача определения основных правовых понятий решаема только формально. Существо воздействия норм права на поведение – не в том, какое именно поведение требуется, а в том, как оно требуется;

    • Право – нормы поведения, сопровождающиеся угрозой в случае их нарушения страданием, причиняемым органами государства;

    • Нормы права – единственный объект правоведения;

    • Государственная власть – «начальный факт, из которого исходят, цепляясь друг за друга, нормы права»;

    • Субъективное право – есть рефлекс права объективного.

    РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА В XX СТОЛЕТИИ

    Неопозитивизм: аналитическая юриспруденция Г.Л.А. Харта (1907-1992 гг.)

    • Критика «командной теории права» Дж. Остина

    • Существование правовой системы – есть социальное явление

    • У нормы есть не только внешний, но и «внутренний аспект» - рациональные мотивы подчинения норме

    • Физическое социальное принуждение – отличительный признак права

    • Право как система первичных и вторичных правил. Правила признания, правила изменения и правила суда

    • Различение права и морали по формальным критериям: важность, иммунитет к сознательному изменению, сознательный характер моральных проступков и форма морального давления

    КРИТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА С ПОЗИЦИЙ ЮСНАТУРАЛИЗМА И ЛИБЕРТАРНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА

    • Произвольность содержания права выхолащивает его сущность, отрицает его объективные основания – справедливость, свободу, равенство – фундамент правового статуса личности

    • Государство «октроирует» право; любой государственный произвол признается правом, отсутствуют гарантии против авторитарных и тоталитарных режимов

    • Своим принципом «закон – есть закон» юспозитивизм сделал немецких юристов бессильными перед лицом национал-социализма (Г. Радбрух)

    • Право становится исключительно средством осуществления политики, подчиняется изменчивой воле государственной власти

    • Принудительность не может являться сущностным свойством права. Если это так, то что отличает право от приказов разбойников?

    • Юриспруденция превращается в ремесло, изучение изменчивых и произвольных законов, отрицается собственная ценность права

    КРИТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА С ПОЗИЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛ:

    • Отрицание связи права с менталитетом народа и историей его культуры

    • Сведение источников права к закону, отрицание «социальных источников права» - обычая, «права юристов»

    • Игнорирование социальной легитимности права

    • Отрицание правового плюрализма, сведение права к государственно оформленному, позитивному

    • Безосновательная вера в формальные источники права, сведение всех форм права к официально признаваемым

    КРИТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА С ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА:

    • Мнимая произвольность волеизъявления государственной власти, отрицание экономического базиса как объективной основы установления законов

    • Юспозитивизм служит классовым интересам буржуазии

    • Сведение права к закону, отрицание объективно обусловленной природы права

    • Формализм юридического позитивизма – иррациональная вера в источники права

    • Идеологический характер юридического мировоззрения

    КРИТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРАВА

    • Игнорирование антропогенной природы права

    • Движущая сила права – психика, а не государственная власть

    • Логический круг в определении права через государство

    ДОСТОИНСТВА И ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА

    • Неразрывная связь права с государством соответствует установкам правосознания широких слоев населения во многих современных государствах

    • Акцентирует значимость системы общеобязательных норм, юридической догмы как фундамента правовой системы общества

    • Четко отделяет право от иных социальных нормативных регуляторов по формальным критериям, что позволяет:

    • проектировать социальные отношения, институты будущего с использованием права;

    • обеспечить единый правовой порядок в рамках государственно оформленного общества;

    обеспечить юристам и юриспруденции свой собственный предмет исследования и самостоятельный статус юриспруденции как науки.

    Билет 3. Сократ: общефилософские взгляды, основные политико-правовые идеи.
    Сократ (469-399 до н.э.) - греческий философ из Афин, которого считают основателем западной философии и одним из первых философов-моралистов этической традиции мышления. О Сократе мы знаем из диалогов Платона. Был первым философом который выступил против софистов.

    Сократ в общефилософских взглядах считал, что в центре внимания должна находится философия общества, а не философия природы. Сократ был убежден, что человеческие попытки познать суть природы за­ранее обречены на неудачу, поскольку это область не человеческого, но божественного разума. По мнению Сократа, познание природы не имеет смысла, интерес Сократа сосредоточен на делах человеческих. Таким образом, Сократ стремится к познанию сущности человека, а не сущности природы.

    Сущность человека коренится в его душе, и о ней необходимо заботиться, ее следует воспитывать. Воспитание души, думал он, главная цель философии и смысл жизни философа. Душа и разумность нераз­дельны.  Более того, именно разумность делает душу добродетель­ной. Главная цель философии – воспитании души.

    Добродетель непосредственно связана с практической деятельно­стью людей. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Сократ был убежден, что знающий никогда не совершит недобродетельного поступка. Поэтому знание и есть добродетель. Причем высшая добродетель — это этическое зна­ние, т. е. добродетель в современном смысле этого слова. Большин­ство же людей руководствуются не разумом, а разнообразными стра­стями. В отличие от софистов Сократ полагал, что научить человека быть добродетельным нельзя, ибо высшая добродетель заключается в высшем разуме (божественном), но помочь приблизиться к ней можно. Высшую добродетель Сократ видел в этике.

    Предпосылкой для познания выступает осознанное незнание. Известная фраза принадлежит Сократу: «Я знаю, что я ничего не знаю». Он считал, что осознанное незнание — импульс к познанию. Поэтому Сократ был убежден, что, ведя философские беседы, он выполняет свое божественное предназначение.

    Сократ разработал метод Маевтика – постановка ряда вопросов, последовательно отвечая на вопросы собеседник понимает свое незнание.

    Основные политико-правовые идеи

    Принцип правления знающих – править должны руководить люди знающие. Сократ считал, что должны править эффективные управленцы. Сократ заложил первую классификацию форм правления, среди которых различал: монархию, тиранию, аристократию, плутократию, демократию. Монархия – правление при двух признаках: управление на основе права и добровольное согласию народа. Тирания – правления, которое навязано силой, осуществляемое вопреки законам. Аристократия – правление, при которой должностные лица выбираются из людей, умеющим подчиняться законам. Плутократия – это строй, при котором есть имущественный ценз, чтобы бедные не могли участвовать в избирательном процессе. Демократия – правление, при котором большинство участвует в избирательном процессе, потому что ценз не установлен. Правильные формы: монархия и аристократия. Неправильные формы: тирания, олигархия, демократия. Проблемы демократии: тяга к стяжательству и в некомпетентность демократического правления. Отрицательно отзывался о составе народного собрания – верховного органа Афин. Особо резко критиковал Сократ тиранию.

    Сократ считает демократию неправильной формой государства, потому что считает, что править должны знающие: добродетельные и справедливые граждане. Говорил: Властвование есть «царское искусство», к которому должны быть допущены лишь те, кто овладел подлинным знанием, мудростью, «лучшие» люди, предназначенные для этого как своим рождением, так, в особенности, воспитанием и обучением.

    Проблема соотношения закона и справедливости

    Сократ считал, что государства сильны если есть единодушие между гражданами.

    По мнению Сократа, соглашаясь стать гражданином полиса, человек как бы заключает договор о том, что он будет соблюдать существующие законы данного полиса, а полис в свою очередь обязуется охранять данного гражданина. Таким образом, заключался договор с взаимной ответственностью гражданина и полиса. Данный договор каждый человек заключал добровольно. Таким образом, Сократ выдвигает идею взаимоответственности человека и государства.

    Сократ верит, что закон и справедливость внутри полиса это одно и то же. «Что законно. То справедливо». Сократ отождествляет закон, законность и справедливость. Человек, соблюдающий законы, поступает справедливо, а нарушающий- несправедливо. Справедливо то, что полезно, а полезно соблюдать законы. Путь следования законам - путь к благой, полезной жизни. Законы должны быть разумными.

    Он говорил, что согласие - самое важное благо государства. По его мнению, лучше соблюдение даже плохих законов, чем беспредел. Необходимо, чтобы неразумные законы были отменены. Однако то, что законы меняются, не значит, что их не нужно соблюдать. Сократ различает писаные и неписаные законы. Неписанные законы, это законы Богов. К ним относится: чтить Богов, почитать родителей, благодарность к своим благодетелям. Их неисполнение может быть более тяжким, чем неисполнение законов. Законы постепенно сливаются с Отечеством, которое ставится даже выше родителей: Все, что оно велит, следует исполнять. Эти законы – «братья законов человеческих». Они составляют нравственную основу действующего в государстве права. Единодушие граждан- величайшее благо государства.

    В 399 г. до н. э. видные деятели вернувшейся к власти демократии выдвинули против семидесятилетнего Сократа обвинение в безбожии, нарушении отечественных законов и развращении молодежи. Осужденный на смерть, Сократ остался верен своим принципам — не нарушать законов, не отвечать несправедливостью на несправедливость — и отказался от подготовленного его друзьями побега из тюрьмы.

    Учение Сократа, его жизнь и смерть не только произвели большое впечатление на его современников и учеников, но и оказали заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.

    Вопрос 4. Учение Платона об идеях, его представления о формах государства и учение о законах и суде.
    Платон, годы жизни 427–347 гг. до н. э.

    Платон – первый греческий философ, о котором судят не по отрывкам и пересказам, а по оригинальным законченным текстам. До нас дошли более тридцати подлинных работ Платона, среди которых – три диалога, написанные на политические и правовые темы – «Государство» (в оригинале «Полития или о справедливости»), «Политик» и «Законы».

    Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407–399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины. Он побывал в Мегаpax, а затем много путешествовал, посетив Египет, Южную Италию и Сицилию. Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия Платона просуществовала почти целое тысячелетие, пока в 529 г. н. э., ее как рассадник язычества не закрыл император Юстиниан.

    Учение об идеях.

    Платон является основоположником философского идеализма.
    Разделял мир на мир видимый, данный нам в ощущениях мир вещей, который находится в процессе вечного изменения. Наблюдая за ним, невозможно познать истину. В лучшем случае у нас может сложиться лишь мнение об окружающем мире. Действительная истина скрыта от нас. Она находится в другом мире. Дело в том, что наряду с миром видимым, чувственным, существует другой мир, вечный и неизменный, – мир идей, мир умопостигаемый. Этот-то мир Платон считал единственно достойным философского познания. Познать идею – значит познать истину.
    Идея в платоновском понимании - это некое общее родовое понятие, отражающее сущность целого класса вещей. Философ формулирует понятия и оперирует ими. В этом смысле Платон – один из основателей рационализма. Однако идеи – не только логические категории. Они не являются плодом человеческого ума. Люди способны познавать идеи, но не создавать их. Идеи существуют объективно вне нашего сознания, имеют онтологический характер и являются прообразом всех существующих вещей. Тот, кто наблюдает мир вещей, видит не истину-идею, а лишь ее отражение.

    Идея блага венчает всю иерархию идей, это некая идея идей, норма норм. Мир идей, с одной стороны – это нечто существующее само по себе, а с другой – цель для мира вещей, образец для них.
    Смысл философского учения Платона об идеях состоит в том, что "истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи", а данные ощущению эмпирические тела, вещи и явления – не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а чему-то подвижному, становлению. Истинное познание – это познание бытия, т. е. мира идей. Оно доступно лишь "редким людям" – философам. Толпе же, считал Платон, не присуще быть философом.

    Представление о формах государства

    Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге "Государство") как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе.
    Платон полагал, что ни одно из существующих государств «недостойно натуры философа» (Государство. 497b). Все они в большей или меньшей степени порочны.

    Он выделил четыре вида порочного государственного устройства.

    Тимократиягосударственное устройство, наиболее близкое к совершенному; затем, по мере извращения и отдаления от идеала, следуют олигархия, демократия и тирания. Каждому виду государственного устройства соответствует свой склад человеческой души. Пожалуй, Платон – первый ученый, который всерьез стал заниматься изучением политических нравов и доказал прямую связь между ними и формами государства.

    Тимократия (власть честолюбцев) – строй, занимающий промежуточное положение между аристократией и олигархией. «Там, – пишет Платон, – побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет простосердечных и прямых людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться в сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще – скорее рожденных для войны, чем для мира; там будут в чести военные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать» (Государство. 547e–548). Властвующие будут стремиться к богатству и удовольствиям. Однако это стремление еще будет считаться постыдным. Поэтому «удовольствиям они предаются втайне, убегая от закона, как дети от строгого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение …» (Государство. 548b).

    Тимократический человек – грубый воин. Он охотно слушает образованных людей, но сам образованием не отличается. Военное искусство и военные подвиги он ценит выше всего, любит заниматься охотой и гимнастикой. При этом он чрезвычайно властолюбив и честолюбив.

    Постепенно стремление к богатству перестает считаться постыдным, в кладовых у частных лиц появляется все больше золота. Это и губит тимократию. На смену ей приходит олигархия. «Это строй, основанный на имущественном цензе; у власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении» (Государство. 550d). Стяжательство и нажива получают там одобрение. Богачи становятся самыми уважаемыми людьми. Только они допускаются к государственным должностям. В этом состоит главный порок олигархии. Потому дорвавшиеся до власти не являются правителями в буквальном смысле этого слова. Они растратчики готового. 

    Человек олигархический путает честь с богатством. Богатыми, как известно, все быть не могут: противостояние бедных и богатых – сущностная черта олигархии. Количество бедняков в олигархии стремительно увеличивается, что и предрешает судьбу олигархии. Бедняки одерживают победу. Часть богачей уничтожают, часть изгоняют, кого-то оставляют, уравнивая в правах. Имущественный ценз отменяется, должности замещаются по жребию. Устанавливается демократия.

    Демократия славна свободой. Однако, по мнению Платона, свобода в демократическом государстве тождественна своеволию и распущенности. Демократический человек – человек распущенный. Каждый имеет возможность делать то, что он хочет. Такая жизнь может показаться привлекательной. Этот строй, пишет Платон, не имеет должного управления, но он приятен и разнообразен. «При нем существует своеобразное равенство – уравнивающее равных и неравных» (Государство. 558b). Там каждый считает себя свободным и равным с другими и живет так, как ему заблагорассудится. Многие позавидовали бы такой жизни.

    Но демократия порождает тиранию – самую скверную форму государственного устройства. Ненасытное стремление к богатству погубило олигархию, а стремление к свободе – демократию. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства оборачивается ничем иным, как чрезвычайным рабством… Так вот, – заключает Платон устами Сократа, – тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство» (Государство. 564).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта