Главная страница
Навигация по странице:

  • Т.Гоббс: общефилософские взгляды, учение о происхождении государства и естественных законах.

  • Т. Гоббс: учение о суверенитете, формах и материи государства. Основные правовые идеи Т. Гоббса.

  • Отпеты на билеты по истории политических и правовых учений. Ответы на билеты ИППУ. Общая характеристика античной политикоправовой мысли


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеОбщая характеристика античной политикоправовой мысли
    АнкорОтпеты на билеты по истории политических и правовых учений
    Дата21.02.2023
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на билеты ИППУ.docx
    ТипДокументы
    #949451
    страница8 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Учение Гроция о государстве. Вклад Гроция в развитие международного публичного права: учение о войне.


    Гуго Гроций (1583–1645) – голландский ученый, выдающийся политический деятель и юрист, основоположник рационалистической концепции естественного права.

    Основная работа: «О праве войны и мира».

    Политико-правовые взгляды Гроция основаны на естественно-правовой теории и исходят из природы человека, социальных качеств людей.

    Мыслитель различает право естественное и право волеустановленное. Согласно Гроцию "мать естественного права есть сама природа человека". Естественное право определяется им как "предписание здравого разума". Оно выступает как основание и критерий для различения дозволенного и недозволенного по самой своей природе, а не в силу волеустановленных предписаний или норм. Источником естественного права является именно разумная природа человека, т.е. присущее ему стремление "к спокойному и руководимому собственным разумом общению... с себе подобными". Правила или требования естественного права включают: воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной выгоды, обязательное выполнение обещания, возмещение причиненного ущерба, воздаяние виновникам заслуженного наказания. Предписания естественного права являются вечными и неизменными. И хотя в трудах ученого нередки ссылки на Бога и Священное Писание, однако Бог в доктрине Гроция подчинен законам природы: "естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом".

    Волеустановленное право должно соответствовать предписаниям естественного права. Источником волеустановленного права является либо воля Бога, либо воля людей, поэтому оно делится на право "божественное" и право "человеческое". Человеческое право в свою очередь состоит из внутригосударственного права и права народов (международного права), получающего "обязательную силу волею всех народов или многих из них". Таким образом, все виды права являются производными от права естественного и должны исходить из его принципов и соответствовать им.

    Причиной возникновения государства Гроций считал общественный договор. Идея договорного возникновения государства высказывалась в истории политико-правовой мысли задолго до Гроция, но только у Гроция договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства. Возникновение государства и внутригосударственного права он объясняет естественным стремлением людей к общению. В то же время в догосударственном состоянии людям были свойственны общность собственности и чувство взаимной симпатии, однако с появлением частной собственности и неравенства между ними началась вражда. Убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств противостоять вражде и насилию, люди сознательно объединились в государство. Начиная с Гроция почти все теоретические построения XVII–XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки.

    Под влиянием идей Аристотеля и Цицерона Гроций определял государство как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

    Признаком государства является верховная власть. К ее атрибутам Гроций относил: издание законов (как в религиозной, так и в светской сферах), правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

    Гроций различает общего носителя суверенитета — государство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной: «ибо какую бы форму правления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностей».

    Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться даже несправедливым предписаниям власти. Его позиция сводилась к тому, что поскольку с заключением соглашения (договора) о создании государства и учреждения гражданской власти все люди лишаются своих прав и свобод, постольку они лишаются и нрава на сопротивление. Однако в исключительных случаях он считает возможным сопротивление граждан насилию властей, в частности если насилие угрожает чьей-либо жизни. Следовательно, исключительным случаем, оправдывающим организацию сопротивления верховной власти, является нарушение с ее стороны фундаментального естественного права человека – права на жизнь. Примечательно, что Гроций в данном случае имеет в виду жизнь отдельного человеческого индивида.

    По Гроцию,народ все же имеет «низлагать и карать» государей, которые злоупотребляют своей властью, если государь:

    —> становится «явно враждебным всему народу»;

    —> уже отрекся от престола;

    утратил свою власть, полученную под каким-либо условием;

    —> при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление

    Г. Гроций считается отцом науки международного права. Именно ему принадлежит идея анализировать вопросы международного права с точки зрения юриспруденции, а не политики, как это было принято раньше. Гроций приходит к выводу, что предметом юриспруденции являются вопросы права и справедливости. Это отличает ее от предмета политики, изучающей вопросы целесообразности и пользы.

    Одним из принципов международного права мыслитель считал незыблемость договоров между государствами. Международные отношения должны опираться на принципы разума, справедливости, права, равенства, сотрудничества, созданного по доброй воле суверенных государств единого международного правопорядка.

    Признавая неизбежность войн, Гроций делил их на справедливые и несправедливые. Мыслитель осуждал несправедливые – захватнические войны и считал, что их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права. Справедливыми он считал войны оборонительные. По Гроцию, всякая война должна вестись с учетом требований и принципов международного права, которое фактически обладает верховенством но отношению к правовым системам отдельных государств.

    Книга Гроция "О праве войны и мира" уже в 1627 г. была внесена в Индекс запрещенных книг (издававшийся Католической церковью список книг, чтение которых запрещалось под угрозой отлучения от церкви); тем не менее, за 30 последующих лет вышло более 40 ее изданий

    Разработанные Гроцием теория естественного права и идея общественного договора сразу же приобрели интернациональный характер.



    1. Т.Гоббс: общефилософские взгляды, учение о происхождении государства и естественных законах.


    Своеобразным было отношение к революции одного из наиболее выдающихся английских мыслителей Томаса Гоббса (1588–1679). В основу своей теории государства и права Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. Отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех». Иметь «право на все» в условиях такой войны – значит фактически не иметь никакого права ни на что. Гоббсову картину «естественного состояния» можно рассматривать как одно из первых описаний нарождавшегося английского буржуазного общества с его разделением труда, конкуренцией, открытием новых рынков, борьбой за существование. Абсолютная власть государства – вот, по мнению Т. Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские – опираются на силу. Однако по своему содержанию они одинаковы. Всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами, ибо последние суть те же естественные законы, но только подкрепленные авторитетом и мощью государства. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех», избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти – спутников «разнузданного состояния безвластия». Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица– суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Таким изображает Т. Гоббс возникновение государства.

    В качестве теоретика политического абсолютизма, ратовавшего за ограниченную власть государства как такового, Т. Гоббс уделял большое внимание проблеме государственных форм. Согласно Т. Гоббсу, может быть лишь три формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия.

    Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены.

    И все же глубинные симпатии Т. Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше других форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства; в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными интересами суверена.

    Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Т. Гоббс тем не менее оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность – право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен вопреки естественным законам обязывает индивида убивать или калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы – закон самосохранения. Закон этот не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.

    Вслед за Н. Макиавелли и Г. Гроцием Т. Гоббс стал рассматривать государство не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта. Но это вовсе не значит, что эпиграфом к своей политико-юридической доктрине он избрал слова «Бога нет». Он вел борьбу не со словами, выражавшими религиозные предрассудки и суеверия, а прежде всего с самими этими суевериями и предрассудками в их сути, ярко проявились научный талант и зрелый политический такт Т. Гоббса.

    Гоббс различает догосударственное, т.е. естественное, состояние (status naturalis) и государственное, т.е. граж­данское, состояние (status civilis).

    В естественном состоянии человек действует как физи­ческое тело и руководствуется естественным правом (jus naturale). Естественное право – это «свобода всякого чело­века использовать свои собственные силы по своему ус­мотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению явля­ется наиболее подходящим для этого средством».

    Естественное состояние – это состояние войны всех против всех (bellum omnium contra omnes); состояние по­стоянного страха за свою жизнь.

    Однако людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) – неизменным и вечным. Естественный закон (lex naturalis) – «найденное разумом общее правило, со­гласно которому человеку запрещается делать то, что па­губно для его жизни или что лишает его средств к ее сохра­нению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».

    Гоббс различает три фундаментальных естественных закона.

    1. Закон как цель: «следует искать мира и следовать ему».

    2. Закон как средство: «в случае согласия на то других людей должно согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и са­мозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у дру­гих людей по отношению к себе». Отказаться от права на все вещи означает для Гоббса «упразднить общность иму­щества» и установить право собственности, отсутствие ко­торого в естественном состоянии – причина «войны всех против всех».

    3. Закон как долг: «люди должны выполнять заключен­ные ими соглашения, без чего соглашения не имеют ника­кого значения» (pacta sunt servanda).

    Все естественные законы, в понимании Гоббса, это мо­ральные законы, они «всегда и везде обязывают людей пе­ред внутренним судом, или судом совести». Чтобы эти законы выполнялись всеми, а не только моральными лич­ностями, необходима общая для людей власть. Чтобы уста­новить эту общую для всех власть необходимо, чтобы «люди назначили одного человека или собрание людей, ко­торые явились бы представителями их лица». Каждый до­веряет носителю общей власти делать все, чтобы обеспе­чить общий мир и безопасность, икаждый подчиняется носителю этой власти: «Это больше, чем согласие или еди­нодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым че­ловеком с каждым другим...». «Если это свершилось, то множество людей, объединенных таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни civitas. Таково рождение Левиафана... того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей защитой».

    Отрицание права индивидов на сопротивление государ­ству. Индивиды заключили договор друг с другом о подчи­нении суверену, а не отдельные договоры с ним, поэтому по отношению к конкретному индивиду суверен не может нарушить договор. Все, что бы суверен «ни делал, не может быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из своих подданных и он не должен кем-либо из последних обвинен в несправедливости». Следовательно, ни один су­верен «не может быть по праву казнен или как-нибудь ина­че наказан кем-либо из своих подданных».

    Государство представляется Гоббсу меньшим злом для людей, чем его отсутствие: «Положение человека никогда не может быть без того или другого неудобства и что вели­чайшее стеснение, которое может иногда испытывать на­род при той или иной форме правления, едва чувствитель­но по сравнению с теми бедствиями и ужасающими несчастьями, которые являются спутниками гражданской войны, или с тем разнузданным состоянием безвластия, когда люди не подчиняются законам и не признают над со­бой никакой принудительной власти, удерживающих их от грабежей и актов мести... если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но бес­порядочная толпа, как у циклопов».

    Классификация форм правления государства. Критерием классификации служит принадлежность суверенитета и пригодность формы правления для обеспечения безопас­ности людей.



    1. Т. Гоббс: учение о суверенитете, формах и материи государства. Основные правовые идеи Т. Гоббса.

    Гоббс выделяет три формы правления государства:

    • монархию;

    • аристократию;

    • демократию.

    Монархия – такая форма правления государства, при которой общие интересы совпадают больше всего с частны­ми интересами: «Богатство, сила и слава монарха обуслов­лены богатством, силой и славой его подданных».

    Аристократия – такая форма правления государства, при которой «верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан».

    Демократия – такая форма правления государства, при которой верховная власть принадлежит собранию всех.

    Гоббс критиковал монархию, потому что по наследству верховная власть может достаться несовершеннолетнему или тому, кто не может различать добро и зло. Но демокра­тия также вызывала его критику, так как в отношении ре­шения вопросов о войне и мира и в отношении составления законов она оказывается в «таком же положении, как если бы верховная власть находилась в руках малолетнего».

    Образ государства. Государство представляется Гоббсу Левиафаном. Левиафан – это морское чудовище, о кото­ром сообщается в Библии. Тело Левиафана покрыто че­шуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках – символы государственной власти: «Ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется государством (по латыни civitas) и который яв­ляется лишь искусственным человеком, хотя и более круп­ным по размерам и более сильным, чем естественный чело­век, для охраны и защиты которого он был создан».

    Гоббс проводит аналогии между государством как ис­кусственным человеком и человеком как таковым: верхов­ная власть – душа; магистраты – суставы; награда и нака­зание – нервы; благосостояние и богатство частных лиц – это сила; безопасность народа – занятие; справедливость и законы – искусственный разум и воля; гражданский мир – здоровье; смута – болезнь; гражданская война – смерть.

    Томас Гоббс (кон. ХVI – ХVII в.), виднейший представитель естественно-правового учения, был убежденным сторонником абсолютной монархии.

    Среди его трудов следует выделить: «Защита власти и прав короля, необходимых для сохранения мира в государстве», «О гражданине», «О теле», «О человеке», «Левиафан» (1651).

    В «Левиафане» Т. Гоббс отстаивает абсолютную власть неограниченного монарха. Государство распоряжается силами и способностями отдельных лиц в интересах общего блага. Общественным договором люди отказались от своих естественных прав в пользу государства. Власть государственного суверена является абсолютной.

    Т. Гоббс был убежденным противником всяческих революций. Поэтому после победы английской буржуазной революции и казни короля ему пришлось уехать в политическую эмиграцию в абсолютистскую Францию.

    Т. Гоббс – основоположник механистического материализма. Математический (геометрический) метод он считал универсальным для всего научного познания. Его механистические воззрения выражаются во взглядах на природу государства. Т. Гоббс рассматривал государство как единый грандиозный механизм, Левиафан (огромное библейское морское чудовище). Верховная власть – душа государства. Судьи и чиновники – его суставы. Советники – его память. Законы – его разум и воля. Награды и наказания – его нервы и т.д.

    Вслед за Г. Гроцием и Н. Макиавелли Т. Гоббс пытается исследовать природу человека и вывести из нее понятие государства. Основа природы человека, по Т. Гоббсу, – страх, вытекающий из человеческого эгоизма. Человек ищет всегда не общения, а господства над другими. По природе люди равны друг другу, поэтому в естественном состоянии каждый человек имеет право на все, а все борются друг против друга. Нужно выйти из естественного состояния в поисках мира (первый естественный закон Т. Гоббса). Из этого вытекает обязанность проявлять благодарность, прощать прошлые обиды, проявлять уважение к другим людям и т.д. (естественные и вечные законы Т. Гоббса). Гоббс подчеркивает незыблемость и всеобщность естественных законов.

    Общественный договор заключается каждым с каждым. Посредством этого договора масса людей преобразуется в единое общество, образуя новое лицо, чья воля объединяет и выражает волю всех.

    Государственная власть никем и ничем не ограничена, она стоит над гражданским законом и подобна человеческой душе в государственном теле. Власть государственного суверена является абсолютной. Подданные – рабы государства.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта