Главная страница
Навигация по странице:

  • «Об общественном договоре», являются принципы — свобода , равенство , демократия и соблюдение общественного договора

  • Немецкая историческая школа права: центральные идеи, философские основания, значение.

  • Фридрих Карл фон Савиньи

  • 33..Основоположники марксизма о праве и государстве: природа политической власти, права, их происхождение и историческая судьба.

  • Ведущие течения социологической юриспруденции: представители, ведущие идеи, соотношение с юридическим позитивизмом, значение.

  • Отпеты на билеты по истории политических и правовых учений. Ответы на билеты ИППУ. Общая характеристика античной политикоправовой мысли


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеОбщая характеристика античной политикоправовой мысли
    АнкорОтпеты на билеты по истории политических и правовых учений
    Дата21.02.2023
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на билеты ИППУ.docx
    ТипДокументы
    #949451
    страница11 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Политическая утопия Ж.Ж. Руссо, его учение о формах правительства и концепция гражданской религии.


    Теоретические выводы и политические позиции Руссо более радикальны, чем концепции Монтескье.

    Руссо открыто выступал выразителем интересов мелкой буржуазии, в определенной мере и якобинцев периода Великой Французской революции.

    Политические идеи Руссо непосредственно связаны с его философским учением и социальной теорией. Основные принципы его концепций — это демократизмгуманизмантимонархизмколлективизм.

    Руссо исходил из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все были равны и которое он, в отличие от Гоббса , называл — «золотым веком человечества», где господствовали свобода, равенство, общественная собственность. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. «Нарождающееся (догосударственное) общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных». Выход был в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому». В противовес такому направлению развития общества Руссо предлагает свою концепцию «создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями». В результате такого договора «вместо отдельных лиц создается условное коллективное Целое. Это Целое получает в результате свое единство, свое общее Я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое (person publique) некогда именовалось Гражданской общиной, ныне же именуется Республикой, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою — при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства».

    Руссо делает акцент в своих политических построениях не на индивиде, а на группе, классе, сословии, поэтому отдельный гражданин в них часто поглощается обществом.

    ü Наиболее подробно Руссо развивает идею народного суверенитета(что отражало интересы плебейско-демократических сил Франции), из которой выводит принцип постоянного народного контроля за государственными организациями через демократический «трибунал». Согласно принципу народного суверенитета, революции против тиранов не являются злом, они закономерны и справедливы. Руссо выдвинул идею прямого народоправления в демократической республике, где четко разделены законодательная и исполнительная власть государства.

    Идеалами такой республики, высшим благом человека, как подчеркивал Руссо в работе «Об общественном договоре», являются принципы — свободаравенстводемократияи соблюдение общественного договора.

     Теория разделения властей находит свое дальнейшее развитие в учении Руссо. Он подчеркивает, что «всякое свободное действие имеет две причины, которые сообща производят его: одна из них — моральная, другая — физическая. Первая — это воля, определяющая акт, вторая — сила, его исполняющая». У политического организма те же движители, в нем также различают силу и волю: последнюю под названием законодательной власти, первую — под названием власти исполнительной. Законодательную власть Руссо характеризует как «сердце государства». «Не законами живо Государство, а законодательной властью. Закон, принятый вчера, не имеет обязательной силы сегодня, но молчание подразумевает молчаливое согласие, и считается, что суверен непрестанно подтверждает законы, если он их не отменяет».

    Руссо принадлежит гипотеза о важнейшей роли частной собственности в процессе возникновения общественного неравенства, государства и права. Отсюда он выводит тезис о справедливости требований и даже активной борьбы против неравного распределения собственности.

    Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства , Руссо оказал огромное воздействие на последующую государственно-правовую теорию и социально-политическую практику.



    1. Немецкая историческая школа права: центральные идеи, философские основания, значение.


    Одной из разновидностей правового объективизма указанного периода является немецкая историческая школа.

    В самом конце XVIII века в Германии зародилось и в первой половине XIX века стало весьма влиятельным в изучении права особое направление исследовательской мысли. В центр своих теоретико-познавательных интересов оно поставило вопрос не о том, в чём заключается сущность права и чем оно должно быть, а о том, как право возникает и какова его история.

    Основоположником этого направления в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права, является Густав Гуго (1768 – 1844) – профессор Гёттингенского университета. Виднейшими представителями этой школы были также немецкие юристы Фридрих Карл фон Савиньи (1779 – 1861) и Георг Фридрих Пухта (1798 – 1866).

    Данное направление возникло как протест против двух факторов:

    1) против рационализма XVIII века, который не обращал внимание на исторические особенности развития права и отстаивал веру в естественное природное право;

    2) против установлений Великой французской революции, которые провозглашали преимущество человеческой воли над традициями и обстоятельствами.

    Главной мишенью своей критики представители исторической школы избрали естественно-правовую доктрину. Так, в отличие от теорий естественного права историческая школа права определяла право не как результат естественной необходимости и не как произвольное установление людей, а как закономерный исторический продукт общественной жизни. Её сторонники пытались истолковать становление и жизнь юридических норм и институтов как определённый объективный ход вещей.

    Эволюция права, полагал Густав Гуго, совершается непроизвольно, приноравливаясь к потребностям и запросам времени, поэтому людям лучше всего не вмешиваться в неё, держаться исстари заведённых и освящённых опытом столетий порядков. Действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне, то есть даются «сверху» людьми, облечёнными на то специальными полномочиями.

    Право (и частное, и публичное) возникает спонтанно. По определению представителей этой школы, право есть «совокупность установлений, повседневных обычаев и принципов справедливости, соблюдаемых членами общества, а не корпус приказов и норм, исходящих от суверенной власти».

    Г. Гуго уподобляет развитие права развитию языка. Подобно тому как язык не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию и не дан от Бога, так и право создаётся не только и не столько благодаря законотворчеству, сколько путём самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам их жизни. Акты власти дополняют позитивное право, но «сделать» его целиком они не могут. Позитивное право производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания».

    Подобные взгляды получили развитие также в трудах Фридриха Карла фон Савиньи, который с полным на то основанием считается главой исторической школы права.

    Ф. Савиньи доказывал, что право не устанавливается волею определённого лица. Право – это продукт народного духа, проявляющегося во всех членах общества и приводящего всех к одному и тому же правосознанию. Иными словами, право каждого народа растёт вместе с ним. Или, как писал Ф. Савиньи, всякое право возникает тем способом, который господствующее словоупотребление называет обычным правом, то есть создаётся, прежде всего, народными нравами и верованиями и уже затем юриспруденцией.

    Георг Фридрих Пухта – ближайший последователь и ученик Ф. Савиньи – испытал сильное влияние философского учения Ф. Шеллинга, вследствие чего попытался объективировать понятие народного духа, иными словами, сделать его объектом философско-правового анализа. По его мнению, народный дух – это сила, действующая в организме народной жизни и существующая независимо от сознания отдельных представителей народа. Народный дух всё производит из себя, в том числе и право. Следовательно, отдельная личность не участвует в образовании права.

    Возвысить авторитет обычного права, показать его связь с народным духом и, как следствие, его практическую силу – таковы основные идеи взглядов Г. Пухты. Если Ф. Савиньи говорит об образовании права как об общем (общенародном) деле, то у Г. Пухты речь идёт о естественном саморазвитии права, которое развивается, как растение из зерна, из народного духа. Вся история народного развития понималась им лишь как раскрытие того, что уже изначально заложено в народном духе. Однако в этом учении оставался невыясненным вопрос о том, каким образом образуется сам народный дух.

    Таким образом, с точки зрения исторической школы право есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. В связи с этим право существует не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило из нормы путём анализа и изучения опыта существующего права.

    Представители исторической школы, критикуя доктрину естественного права, указали на следующие уязвимые места последней, а именно:

    1) что эта доктрина – учение о произвольном установлении права;

    2) что она утверждает существование системы норм, одинаково пригодных для всех времён и народов;

    3) что она стремится придать субъективным правовым идеалам непосредственное юридическое звучание.

    В свою очередь, историческая школа имела свои недостатки.

    Консерватизм и ограниченность исторической школы проявились в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни. Историческая школа также чрезмерно преувеличивала место обычаев в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, и отрицала возможность законодательным путём изменить реально существующее право.

    Представители исторической школы права видели назначение действующих в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой существующего порядка, каким бы консервативным он ни был (Г. Гуго). По их мнению, положительные законы бессильны бороться со злом, встречающимся в жизни. В лучшем случае они способны помочь упорядочению обычного права и политической структуры, которые формируются естественно-исторически под влиянием происходящих в народном духе необъяснимых превращений (Ф. Савиньи). Законодатель должен стараться максимально выражать «общее убеждение нации», при этом условии правовые нормы будут обладать сакральным значением и потому приобретут самодовлеющую ценность (Г. Пухта).

    В данном течении философии права с особой наглядностью представлена существенная черта всех объективистских теорий: в их построениях отсутствует субъект, хотя очевидно, что правопорядок – это «дело» рук человека. В них правопорядок вырастает из общественных отношений, с чем нельзя согласиться. Роль субъекта здесь сводится к простому «производному» бытию существующих общественных отношений, поэтому правопорядок является зеркальным отражением этих условий в сознании пассивного субъекта.

    33..Основоположники марксизма о праве и государстве: природа политической власти, права, их происхождение и историческая судьба.

    Марксизм как самостоятельная доктрина сложился в конце 40-х — начале 50-х гг. XIX в. Его основоположниками выступили Карл Маркс (1818 —1883 гг.)1 и Фридрих Энгельс (1820 —1895 гг.)

    К.Маркс и Ф.Энгельс выступили с резкой критикой существо­вавших общественных порядков, считая их неразумными и не отве­чающими духу времени. Их критике было подвергнуто и гегелевс­кое учение о государстве, его государственно-правовые взгляды.

    В основе жизни общества, утверждали основоположники марк­сизма, лежит производство материальных благ, необходимых для существования людей. Люди прежде всего должны есть, пить, иметь жилище, одеваться, только затем они уже могут заниматься полити­кой, искусством, науками и т.п. Поэтому производство материаль­ных средств к жизни и экономический строй общества составляют основу, базис, на которых развиваются государственные, правовые и прочие учреждения и идеи — надстройка. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, кото­рый экономически господствует при данной системе производства.

    Экономическая основа определяет исторический тип, характер и особенности общества, той или иной общественной формации. Аб­страктного общества не бывает. История общества есть естественно-исторический процесс развития и смены общественно-экономиче­ской формации. Первобытное общество, античное, феодальное, буржуазное, социалистическое общество — каждая формация

    К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что капитализм уже в середи­не XIX в. стал тормозом общественного развития, гражданского общества. Силой, способной разрешить противоречие между расту­щими производительными силами и тормозящими их рост капита­листическими отношениями, они считали пролетариат. Он «посред­ством насильственного ниспровержения буржуазии» осуществит всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрес­сивное общество без классов и политической власти. «Первым ша­гом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии». Пролетариат, ука­зывали основоположники марксизма, использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках пролетар­ского государства, быстрее увеличить сумму производительных сил, что сделает возможным переход к бесклассовому, коммунистичес­кому обществу.

    1. Ведущие течения социологической юриспруденции: представители, ведущие идеи, соотношение с юридическим позитивизмом, значение.


    Социологическая юриспруденция – этот термин используется для того, чтобы обозначить концепцию социологической направленности, созданную представителями юридической и правовой наук.
    В различиях между юридическим позитивизмом и «социологизмом» следует особо подчеркнуть, что если позитивисты убеждены, что право едино в пределах государственной территории, то «социологи» верят в существование множества правовых порядков в одном и том же государственно оформленном союзе «Логика социальной теории Конта, – пишет И.И. Царьков, – ведет к представлению о праве как исключительно «внутреннем» деле социальной группы. Правовых систем столько, сколько в обществе основных социальных групп», т.е. если позитивисты четко различают корпоративные правила поведения и право, то «социологи» считают корпоративные нормы разновидностью социального права; в силу данного различия
    позитивисты признают существование права лишь в государственно оформленных обществах, в то время как «социологи» считают, что «где общество – там и право», т.е. объявляют право имманентным атрибутом (институтом) любого социального образования, в т.ч. первобытного.

    Представители направления

    Говоря вкратце, сторонники данного направления считали, что право возникает при реализации законов в повседневной жизни. Этими представителями социологической школы права были: Во Франции – Ф. Жени. В США – Р. Паунд, Гарвардская школа права, Американская реалистическая школа права. В Австро-Венгрии – Е. Эрлих. В России – С. А. Муромцев.

    Преимущества теории

    Проанализировав учение социологической школы права, можно выделить следующие достоинства ее концепций:

    Правотворчество на основе реальных прецедентов, изученных на базе конкретно-социологических методов.

    Общественные отношения ставятся выше правовой нормы.

    Социологическое правотворчество соответствует децентрализованному управлению, невмешательству государства в экономику и прочим прогрессивным идеям.

    Только изучение законодательства в реальной жизни, в действии ведет за собой создание эффективных правовых норм, более совершенных законов. Изучение права в жизни проводит к выявлению его недостатков, коллизий, "белых пятен".
    социологическая юриспруденция, так же как и доктрина естественного права, выходит за рамки закона (позитивного права), однако не в сторону естественных прав и свобод, а в сферу реализации права, правоприменительной практики. Право воплощается не в законе (позитивном нраве), а в сфере реализации законов; представители социологической школы называли позитивное право «мертвым», «книжным» правом. В противовес ему они ставили «живое право», «право в действии»; под таким правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — реальное поведение субъектов правоотношений — физических и юридических лиц; формулируют такое живое право прежде всего судьи и администраторы. Они наполняют законы правом, выступая субъектами правотворчества. Социологический подход концептуально формируется тогда, когда нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, перестали удовлетворять значительную часть общества. В новых условиях развития капитализма суды под видом толкования фактически устанавливали новые нормы. В результате и появился тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта