Общие основы педагогики
Скачать 2.43 Mb.
|
30 Образование как педагогическая категория (категория — научное поня тие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действитель ности) обладает рядом свойств. Рассмотрим некоторые из них. 1. Целенаправленность образования. Образование служит цели передачи от старших поколений младшим на копленных человечеством культуры и опыта; созданию условий для их лич ностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе, в результате чего достигается определенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Ос новными целевыми компонентами понятия образования являются усвое ние и использование духовного наследия, развитие творческих возможно стей личности, установка человека на позитивное созидание. 2. Историчность образования. Само понятие «образование» по своему характеру исторично. Так, в XIX в. оно целиком соответствовало буквальному смыслу термина (нем. Bildung) и означало «формирование образа (духовного или телесного)». В этом значении ввел его в научный оборот великий швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746--1827), а в русскую литературу — известный про светитель Н. И. Новиков (1744—1818) Система образования, прежде чем она сложилась в ее современном виде, прошла долгий и сложный путь ис торического развития. В разных странах во все времена содержание и ха рактер образования определялись требованиями общественного производст ва, развития экономики, состоянием и потребностями научно-техниче ского прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики. При определяющем значении влияния материального производ ства и духовно-нравственной жизни общества на систему образования она сама оказывает сильное воздействие на социально-культурное развитие стран и народов. 3. Функциональность образования. Образование как социальный институт решает ряд важных задач: • передача (трансляция) знаний от поколения к поколению; • распространение культуры; • генерирование и хранение культуры общества; • социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в об щество; • определение статуса личности; • социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность; • обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи; • создание базы знаний для последующего непрерывного образования; • социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений; • социальный контроль 1 Волков Ю. Г. Социология М., 2001. С. 165-166. 31 С педагогических позиций важно понимание двух основных функций образования: прагматической и культуролого-гуманистической. Прагматическая функция состоит в создании условий для реализации потребностей людей в знаниях, которые являются необходимыми для обес печения их жизнедеятельности. Культуролого-гуманистическая функция состоит в развитии духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку достойно разрешать разнообразные по степени сложности жизненные проблемы; формирова нии характера и моральной ответственности за принимаемые решения, со вершаемые действия и их последствия в социальной и природной сферах; обеспечении возможностей для личностного и профессионального роста, самореализации; овладении средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии, счастья. 4. Целостность образования. Образованию присуще внутреннее единство всех его компонентов при их относительной автономности. Существуют различные подходы к проблеме целостности образователь ного процесса. Есть точка зрения, согласно которой целостность процесса образования состоит в единстве обучения и воспитания. Целостный обра зовательный процесс сводится в этом случае к воспитывающему обучению, реализации в педагогической деятельности образовательных и воспитатель ных функций. Другая точка зрения базируется на понимании целостности не только как единства обучения и воспитания, но и воспитания как единства на правлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, эстети ческого, физического и др.). Целостность образовательного процесса прослеживается и в характере взаимодействия воспитателей и воспитанников: в единстве отношений пе дагогов и воспитанников; воспитанников между собой; в единстве «алго ритмов управления» и «алгоритмов функционирования»; в специально ре гулируемом взаимодействии на основе личностных отношений. Ряд ученых сводит образовательный процесс к педагогической деятель ности. С этих позиций его целостность представляется как единство ком понентов деятельности педагога: диагностики, планирования, организации, регулирования, контроля и оценки результатов педагогического процесса. 5. Системность образования. Рассмотрение педагогического (образовательного) процесса как целост ного возможно только с позиций системного подхода. Система — упорядо ченная совокупность элементов (компонентов), объединенных общей це лью функционирования и образующих некоторое целостное явление (П. К. Анохин, В. Н. Садовский). Под педагогической системой понимает ся множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе. Структурными компонентами обра зовательной системы являются цель образования, педагог, воспитанник, содержание образования, средства образования. Данная система характери зуется как большая, сложная, выражаемая бесконечным разнообразием со стояний, поведения и связей. 32 6. Процессуальностъ образования. Процессуальность образования — это сменяемость одного состояния дру гим, движение от целей образования к его результатам посредством педагоги ческого взаимодействия участников образовательного процесса. В индиви дуально-личностном аспекте образование как процесс представляет собой ос воение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений. 7. Диалектичность образования. Понятие «образование» находится в диалектическом движении. Оно из меняется, развивается и совершенствуется в историческом и социальном плане. Это свойство образования можно проиллюстрировать разнообрази ем подходов к определению данного понятия. Под образованием понима ется процесс и результат усвоения систематизированных знаний и спосо бов познавательной деятельности. К образованию относят и формирование мировоззрения'. В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией дости жения гражданином (обучающимся) установленных государством образова тельных уровней (образовательных цензов). 8. Непрерывность образования. На непрерывный характер образования личности на протяжении всей жизни человека указывает тот факт, что процесс становления личности со знательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учеб ных заведениях различных ступеней, самообразовании, на работе, в об щении с родителями и сверстниками. Это обстоятельство обусловливает необходимость создания условий для реализации образовательных потреб ностей личности на всех возрастных этапах. В заключение отметим, пожалуй, самое главное: образование изучается педагогикой и другими науками не в связи с чисто теоретическим интере сом, не как явление само по себе, а только в связи с его важнейшим значе нием в судьбах конкретных людей, составляющих судьбу человечества. 2. Генезис образования как социального явления Система образования представляет собой важнейший социальный ин ститут, однако прежде чем она сложилась в ее современном виде, был пройден долгий и сложный путь исторического развития. Сложный и мно гогранный генезис образования как важнейшей сферы духовной культуры общества представляет огромный интерес для понимания современного со стояния образования. Образование стало особой сферой деятельности с того момента, как процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов 1 Основы общей педагогики / Под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана. М.: Просвещение, 1967. 33 жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Таким образом, образование возникает вместе с обществом, с развитием труда, мышления, языка. Процессы социализации подрастающих поколений у первобытных на родов значительно отличаются, но вместе с тем имеют общие черты, что позволяет говорить о системе обучения и воспитания в первобытную эпоху как исторически сложившемся архаичном типе образования. Для архаичного типа образования характерен общественный характер воспитания в доклассовом обществе. Оно осуществлялось в процессе по вседневной общественной (прежде всего производственной) жизни: все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям, воспитательные функции родителей и других членов общины тесно переплетались; физи ческие наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к лич ности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практиче- ски-деятельностным, словесные методы воспитания и передачи инфор мации имели второстепенное значение. У детей не существовало особого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности приобретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности. С возникновением частной собственности общественное воспитание по степенно уступает место семейному, главной целью которого являлось фор мирование хорошего хозяина, наследника. Богатые слои населения стали поручать воспитание своих детей образованным рабам и наемным учителям. Со временем приходит понимание того, что материальное благополучие свободных жителей рабовладельческих государств зависело не только от их собственного благосостояния, но и от могущества государства. Наличие на ряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ. Изобретение письменности, математической символики привело к ра дикальным изменениям в способах накопления, хранения и передачи ин формации, вследствие чего изменилось и содержание образования. Овладе ние письменностью было настолько трудоемким и сложным делом, что прежние формы приобретения знаний уже не годились. При этом, чтобы успешно обучать других, самим обучающим необходимо было целиком по свящать себя этой деятельности, специализироваться в ней. Все это приве ло к разделению единого процесса воспроизводства общественной жизни на два относительно независимых: материального и духовного воспроиз водства. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособ ленным от производственной и всех других сфер жизни общества. Процесс образования превратился в специфический вид умственной деятельности, связанной с передачей и восприятием знаний. Появляется специфическая социальная группа людей, профессионально занятых об разовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях. Образование, дающее возможность участвовать в госу дарственном управлении, религиозной деятельности, заниматься наукой, искусством, да к тому же требующее больших расходов, отвлечения под ростков на учебу, стало привилегией господствующих классов. Распрост- 34 раненность образования в различные периоды древней истории у разных народов была неодинаковой. В Средние века развитие системы образования в Западной и Централь ной Европе находилось в полной зависимости от христианской религиоз ной идеологии, отвергнувшей культурное наследие античного мира. В этот период общий уровень образования значительно снизился. Однако с ус ложнением общественной жизни и государственного механизма требова лось все больше образованных людей. Их подготовкой занимались город ские школы, независимые от церкви. В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, пользовавшиеся извест ной автономией по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государ ственных чиновников. Стало недоставать людей, способных выполнять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской — в университетах позволил пре одолеть это отставание. Эффективность образования повысилась в десятки раз, за счет чего снизилась стоимость обучения, повысилась его доступность. Характер образования в докапиталистическую эпоху обусловлен разви тием торговли, мореплавания, промышленности, но долгое время образо вание не оказывало существенного влияния на экономику. Ситуация изме нилась после первой промышленной революции. Вместе с тем развитие промышленности, городов, мирового рынка сделало необходимым всеоб щую грамотность трудящихся как одного из условий высокопроизводитель ного труда. Кроме того, по мере технического прогресса требования к об щеобразовательной подготовке рабочих стали быстро возрастать. Перед Второй мировой войной для успешного овладения рабочими спе циальностями все чаще стало требоваться среднее образование, а затем и профессиональная подготовка рабочих. К 50—60-м гг. XX в. образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. С утверждением крупного машинного производства происходят глубокие качественные изменения в образовании: определяющее значение приобре тает распространение естественно-научных знаний, снижается гуманисти ческая роль образования, на первый план выходит функция профессиона лизации. В содержании образования превалируют математические и техни ческие дисциплины. Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом подрастаю щих поколений и всего населения различными формами обучения, обра зовательным взрывом. На первый план вышли требования всесторонне и гармонично развитой личности. Эта задача решается прежде всего через обучение в школе. Школьное образование в современном мире является общим. Оно доступно большинству населения и является необходимым условием нормального функционирования человека в системе общества. В школе человек получает тот минимум научных знаний и представлений о разных сферах жизни, который общество считает обязательным для лю бого цивилизованного человека. Образование, полученное в школе, со ставляет основу, на которую затем накладывается специальное профес сиональное образование, среднее или высшее. В школе впервые выявля ются природные способности человека и перспективы их развития. 35 Каковы же основные проблемы образования в России в начале XXI в.? Выделим среди них следующие: j • проблема эффективности образования; • проблема гуманизации и гуманитаризации образования; • образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности; • проблема стратегической цели образования. Проблема эффективности образования. Понятие «эффективность» в самой общей форме обозначает степень приближения к максимальному или «оптимальному» (наиболее желатель ному) результату при минимуме негативных последствий или издержек. Среди теоретиков и практиков еще очень сильна тенденция рассматри вать сферу образования в экономическом отношении лишь как потребляю щую национальный доход, но не участвующую в его создании. Тем самым за образованием признается только его социальная эффективность. С этим подходом связан так называемый принцип остаточного финансирования образования. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказыва ющих достаточно высокую народно-хозяйственную эффективность образо вания. Образование действительно может быть экономически выгодным, высокорентабельным делом. Сущность социальной эффективности образования заключается в мак симальном использовании образования как фактора социального про гресса при минимуме издержек, всевозможных негативных побочных последствий. Имеется в виду не только сокращение экономических за трат для наиболее значительных учебно-воспитательных результатов, но и смягчение стресса при отрыве детей от родителей, усиливающегося с развитием общественно организованных форм воспитания и обучения; преодоление односторонности развития учащихся; уменьшения нрав ственных потерь, вызванных сегрегацией различных возрастных групп школьников. Экономическую эффективность образования можно рассмотреть как в системе общественного производства, так и с точки зрения лучших обра зовательных результатов при минимуме финансовых, материально-техни ческих затрат со стороны как педагогов, так и учащихся. Достижение необходимых обществу определенных социальных и эконо мических результатов составляет смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности. В отличие от прочих отрас лей народного хозяйства результаты образования выражаются не в создании каких-либо средств улучшения жизни людей, а непосредственно в совер шенствовании и развитии самого человека. В результате организованного образовательного процесса резко повышается и экономическая, и социальная отдача человека. Сам образовательный процесс представляет собой относительно само стоятельную сферу общественной жизни, функционирование которой про исходит по специфическим законам педагогической науки. При этом со циально-экономические аспекты существенно влияют на определение стратегической цели образования, исходных образовательных ценностей и методологических позиций. 36 Признание исключительной значимости научно-образовательного по тенциала как фактора социально-экономического развития современных обществ не должно скрывать острых противоречий, нерешенных проблем в сфере образования. Причины неудовлетворительного положения дел в этой сфере связаны с усилением технократических тенденций, игнорированием гуманистических аспектов, недооценкой личностного фактора. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизм — одна из фундаментальнейших характеристик общественно го бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении делать добро, в милосердии, сострадании. Гуманизм можно определить как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности. Взаимопомощь и сотрудничество в достижении общих целей служат основой общественной жизни, условием развития индивидуальности каждого. Это не только не исключает, но и предполагает как диалектическую противоположность — антигуманизм, означающий отношение одного человека к другому как к средству своей жизни, средству удовлетворения эгоистических целей и потребностей. Вза имодействие противоположностей — гуманизма и антигуманизма — про низывает всю историю человечества. Тем не менее гуманистические тен денции в образовании неуклонно нарастают в общественном сознании. Гуманистические идеи могут распространяться и утверждаться в обще ственном сознании лишь через просвещение и образование. Но и само об разование и как социальный институт, и как образовательный процесс, и как результат педагогической деятельности должно отвечать принципам гу манизации: • признание приоритета личности воспитанника в образовательном процессе; • учет его образовательных потребностей; • гуманизация образовательной среды; • соблюдение прав и свобод воспитанника в образовательном про странстве. Отношение между образованием и обществом характеризуется понятием «культура». Общество обеспечивает свое существование передачей культуры от поколения к поколению. Процесс передачи культуры есть именно то суще ственное, что обозначается, по мнению Р. Кинга, термином «образование». Образование в его высоком гуманистическом смысле не должно отчуждаться от человека и фундаментальных общечеловеческих ценностей. К сожалению, бурный рост научно-технического прогресса, постоянно увеличивающиеся знания людей порождают порой гипертрофированные представления об абсо лютном приоритете естественно-научных и технических достижений перед гуманитарными, логического познания перед эмоционально-чувственным, ве щественного богатства перед духовным. Предотвратить эти опасные тенден ции призвана гуманитаризация образования. Понятия «гуманизм» и «гумани- таризм» часто употребляются как синонимичные. Однако это ошибочно. Гуманитаризм есть направление мышления и деятельности, ориентиро ванное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного знания в качестве средства гуманизации жизни. |