Общие основы педагогики
Скачать 2.43 Mb.
|
23 как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и В результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсут ствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности спо собности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. От сутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания. Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способно стей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие по тенциальные возможности для развития своих умственных и познаватель ных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют каче ства и уровня самой интеллектуальной деятельности. Они не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем эти ученые признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательные пред расположения создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нару шенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания. Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллек туального неравенства людей. Причиной неравенства признают биологи ческую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными. Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и мораль ных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду дея тельности. К специальным задаткам относятся музыкальные, художествен ные, математические, лингвистические, спортивные и др. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких ре зультатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей об ласти деятельности. Специальные задатки могут проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия. Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина. Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных ка честв и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психиче ские качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия 24 организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нрав ственные качества формируются только прижизненно. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым, ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены. От поколения к поколению передаются нравственные ка чества, поведение, привычки и даже поступки — как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения чело века и животных. Согласно учению И. П. Павлова и животным, и челове ку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простей ших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться. Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время по зицию о генной обусловленности нравственности и социального поведе ния человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амо сов и др.). Кроме наследственности, определяющим фактором развития лично сти является среда. Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная сре да. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как об щественный строй, система производственных отношений, материаль ные условия жизни, характер протекания производственных и соци альных процессов и др. Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в пси хических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается в этом случае метафи зически, она фатально предопределяет судьбу человека. Человек рассмат ривается как пассивный объект влияния среды. Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формиро вание человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной сре ды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. По нятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия. Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с 25 познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии кон тактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, пси хическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с об ществом, как известно, называется социализацией. Социализация личности есть объективное явление, наблюдаемое в жиз ни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в об ществе. Как и любое общественное явление, социализация многоаспектна и поэтому изучается многими науками: социологией, культурологией, эт нографией, историей, психологией, педагогикой и др. Кроме перечисленных выше, важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального разви тия человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влия ний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школь ное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрица тельных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориента цию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирова ния педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воз действовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитатель ной системы. Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политиче ской, художественной, творческой, спортивной и др. Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятель ность: • обеспечивает создание материальных условий жизни человека; • способствует удовлетворению естественных человеческих потребно стей; • содействует познанию и преобразованию окружающего мира; • является фактором развития духовного мира человека, формой и ус ловием реализации его культурных потребностей; • дает возможность человеку реализовать свой личностный потенци ал, достичь жизненных целей; • создает условия для самореализации человека в системе обществен ных отношений. 26 Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внеш них условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от той энер гии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах дея тельности. На развитие личности большое влияние оказывает коллективная дея тельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Коллек тивная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нрав ственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональ ном развитии. В развитии личности велика роль самовоспитания. Самовоспитание на чинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка опре деленной цели поведения или деятельности порождает сознательное на пряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности. Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерми нируются разнообразными факторами — как биологическими, так и со циальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные фак торы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое развитие личности? 2. Каковы движущие силы развития личности? 3. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности? 4. Какими факторами обусловливается развитие личности? 5. Как влияет деятельность на развитие личности? Основная литература 1. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. посо бие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. 2. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. 3-е изд. М., 1999. 3. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001. Дополнительная литература 1. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999. 2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995. 3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. 4. Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на- Дону, 1997. 5. Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983. 27 i ГЛАВА J. ОбрАзовАниЕ КАК СУЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Человеку, если он хочет стать че ловеком, необходимо получить обра зование. Я. А. Коменский 1. Сущность образования как педагогической категории. 2. Генезис образования как социального явления. 3. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. 4. Российские и международные документы по образованию. Базовые понятия: образование, гуманизация образования, гуманитариза ция образования, свойства образования, функции образования, образова тельные ценности, генезис образования, проблемы образования, педагоги ческие ценности, педагогическая культура, педагогическая деятельность, процесс и результат образования, образовательное право, концепция обра зования на протяжении всей жизни. 1. Сущность образования как педагогической категории Под образованием понимают процесс физического и духовного форми рования личности, сознательно ориентированный на исторически обуслов ленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании со циальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, энер гичный предприниматель, всесторонне развитая личность, разносторонне развитая личность). В педагогическом контексте это понятие обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества. Образование в общекультурном контексте емко и метафорично опреде лил автор одной из концепций современного образования В. Ф. Сидоренко. Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образо вание — это образ культуры, а для культуры оно — образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование — это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность» 1 Образование изучается не только педагогикой, но и рядом других наук. Однако подходы к определению содержания и объема понятия «образова ние» не выходят из сферы предметов данных наук. Так, философия иссле- 1 Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб., пособие. Ростов-на-Дону, 1997. С. 53. 28 дует прежде всего цели и общее предназначение образования, социоло гия — способность личности адаптироваться к социальной среде, психоло гия — психологические аспекты педагогического процесса, экономика — качество подготовки трудовых резервов, инфраструктуру образования. Изыскания этих и других наук имеют большое значение для понимания сущности образования и формирования целостного представления об этом чрезвычайно многогранном явлении. Образование понимается и описыва ется как уровень, процесс, деятельность, институт, система. Ни для одной из наук, кроме педагогики, образование не является цент ральной категорией. Для педагогической науки образование как реальный целостный педагогический (образовательный) процесс, целенаправленно организуемый обществом (целенаправленная составляющая образования), является предметом ее исследования. Педагогический (образовательный) процесс — это движение от целей об разования к его результатам. Любой процесс — это последовательная смена одного состояния другим. В педагогической действительности эта последо вательная смена является результатом педагогического взаимодействия участников педагогического (образовательного) процесса. Таким образом, образование как процесс есть специально организованное взаимодействие пе дагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования. Этот процесс целеустремлен как на удовлетворение потребностей общества в формировании личности с социально одобряемыми качествами, так и на удовлетворение самой личности в ее развитии и саморазвитии. Важно подчеркнуть, что сущностной характеристикой педагогического (образовательного) процесса является именно взаимодействие его участни ков, а не воздействие педагогов на воспитанников. Педагогическое взаимо действие — преднамеренный контакт (разной продолжительности по време ни) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные из менения в поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие реализуется при условии: а) целенаправленного педагогического влияния; б) активного восприятия и усвоения воспитанником разнообразных форм социокультурного опыта. Активность воспитанника проявляется в непосредственных и опосредо ванных ответных влияниях на педагога и на самого себя. Образование понимается не только как процесс, но и как результат это го процесса, выраженный в различных уровнях образованности личности. Образованность личности — это характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности. Однако не всякий знающий и умеющий человек может быть признан образованным. Если рассматривать образование как результат придания человеку «образа», то оно может быть представлено как часть общечелове ческой культуры. А культурным человек становится в процессе образова ния только при условии формирования своего нравственного облика. Это воспитательная функция образования. На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы мате риального производства и духовной культуры личность формирует определен- 29 ные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества. Таким образом, между образованием и воспитанием существует тесная связь. Соотношение понятий «воспитание» и «образование» является предме том многих дискуссий. Спорят о том, какое из этих двух понятий шире. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, в каком контексте и в каком смысле используются данные понятия в каждом конкретном случае. Некорректным представляется употребление терминов «образование» и «воспитание» как обозначающих противоположные стороны педагогиче ского (образовательного) процесса, поскольку образование как целенап равленный процесс передачи знаний всегда включает в себя и воспитание личности. Направленность же воспитания даже при формально одинако вом содержании и уровне образования может быть принципиально различ ной: гуманистической или технократической, гражданской или политиче ской, демократической или тоталитарной. По справедливому утверждению Дж. Каунтса, «мы должны полностью отбросить наивную веру в то, что школа автоматически освобождает ум и служит делу человеческого прогресса. Фактически мы знаем, что она может служить любому делу. Она может служить тирании точно так же, как сво боде, невежеству точно так же, как просвещению, лжи так же, как истине. Если мы хотим, чтобы она служила делу человеческой свободы, она должна специально проектироваться под эту цель» 1 Воспитание понимается и как сугубо педагогический (образовательный) процесс, осуществляемый в условиях учебно-воспитательных учреждений и организаций. Однако это лишь одна его сторона — профессионал ьно-дея- тельностная. Воспитание в широком смысле — это вечная категория об щественной жизни. Характер общественно-исторических отношений отра жается в содержании и направленности воспитания, влияет на формы его организации. Основной путь получения образования — обучение. Обучение, являясь частью воспитания, направлено на развитие прежде всего интеллектуаль ной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированно сти педагогического (образовательного) процесса. Обучение регламентиру ется нормативными предписаниями и в содержательном, и в организаци онном отношениях. Таким образом, как социальное явление, составляющее предмет педаго гической науки, образование — это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориен тированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и по литическим строем конкретного общества и уровнем его материально-техни ческого развития (В. А. Сластенин). 1 Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 61-62. |