Общие основы педагогики
Скачать 2.43 Mb.
|
Основная литература 1. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2002. Ч. 2. 2. Педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. 3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М., 1999. Кн. 1. Дополнительная литература 1. Журавлев В. Я. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. 2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1998. 3. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. 4. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстра циях. М., 2000. 5. Ильина Т. А. Педагогика. М., 1984. ГЛАВА 2. Личность КАК объект и субъект ВОСПИТАНИЯ Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,. то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский 1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности. 2. Движущие силы и основные закономерности развития личности. 3. Факторы, влияющие на формирование личности. Базовые понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность, раз витие, формирование, социализация, воспитание, наследственность, среда, общение. 1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и прак тики является проблема личности, ее развития, формирования и социали зации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривает ся многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. 17 Но прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным по нятиям по теме. Такими понятиями являются человек, личность, индивид, индивидуальность. Какой смысл вкладывается в каждое из них? Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, пред ставляющее собой единство физического и духовного, природного и со циального, наследственного и приобретенного. А кого мы можем считать личностью, индивидом? Что такое индиви дуальность? Личностью принято считать человеческий индивид как продукт обще ственного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающе гося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характе ристик. Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность уна следованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психи ческих особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмо циональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребно стях и способностях человека. Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуаль ность», ученые утверждают, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают. Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, пе дагогике понятия развитие, формирование и социализация личности. Что же понимают под развитием? Прежде всего следует отметить, что развитие — это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное раз витие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида). В философской, психологической, педагогической литературе даются раз ные дефиниции этому понятию. В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, пе реход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, ког да речь идет о каком-либо изменении — прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и др. В педагогике под развитием подразумевают количественно-качествен ные изменения личности от одной возрастной ступени к другой. Таким образом, развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. 18 В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пище варение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями. Социальное развитие связано с психическими (совершенствование па мяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение зна ний, интеллектуальный рост) изменениями. Развитие человека (биологическое, социальное) — это сложный, дли тельный, противоречивый процесс, детерминированный множеством фак торов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные измене ния в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Ре зультат развития — становление человека как биологического вида и со циального существа. Обычно если происходит морфологическое, физиологическое, психи ческое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное, духовное — термин формирование. Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исклю чительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятель ности. При этом развитие не сводится к простому накоплению коли чественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качест венные преобразования физических, психических и духовных характерис тик личности. Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существуют три концепции (биологическая, социологическая, биосоциальная) соотношения биологического и социаль ного в развитии человека и формировании его как личности. Представители биологической концепции, считая личность сугубо природ ным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Их взгляды сводятся к следующему: — человек — сугубо природное существо; — духовные свойства личности имеют биологическую основу; — развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться; — воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естест венного развития. Представители социологической концепции считают: — человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые со ставляют его ближайшее окружение; 19 — среда является определяющим фактором формирования личности; — воспитание призвано корректировать характер влияния среды; — чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляют ся у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разру шения, половые и т. п. Представители биосоциальной концепции считают: — человек —• существо и биологическое и социальное; — психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу; — направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организован ных воздействий социальной среды. Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологическое и социальное не два параллельных и независимых друг от друга фактора. Они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интен сивность и качество их воздействий неодинаковы на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми, и зависит это от многих обстоятельств. Так, смелость, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание, может доходить до безрассудства. Важно видеть степень выраженности качества. Послушание, например, может быть пока зателем пассивного исполнения требований, безразличия; чрезмерная веж ливость — граничить с подхалимством, а непоседливость — свидетельство вать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др. На основе различных концепций развития личности формируются пе дагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и фор мы воспитания и обучения. В последнее время в педагогике, кроме понятий развитие, формирование личности, широкое распространение получило понятие социализация лично сти. Под социализацией понимают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней. Социализацию определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному об ществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных свя зей и социального опыта. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаи модействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализа ция осуществляется в процессе воспитания. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения со циализации. 2. Движущие силы и основные закономерности развития личности Движущими силами развития личности являются противоречия, внут ренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конф ликте противоположные начала. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. 20 Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и вы ражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоре чие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организ му и тем потенциалом, которым человек располагает. Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противо речие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и жела нием учащегося. Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворе ния, возникающими в результате воздействия объективных факторов. Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека. Разрешение противоречий происходит через более высокие уровни дея тельности. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. В ре зультате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и развитие продолжается. Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависи мостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, — с дру гой. К числу основных относятся следующие закономерности: • развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями; • развитие человека обусловлено мерой его собственной активно сти, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении; - развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности; • развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует; • развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспита ния (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факто ры действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития лично сти (Б. Г. Ананьев). Рассмотрим более подробно влияние различных факторов на формиро вание личности. 3. Факторы, влияющие на формирование личности На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо про цесса, явления (С. И. Ожегов). К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуе мая в самовоспитании, а также в деятельности и общении. 21 К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда при родная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педаго гическом смысле. Среда и воспитание — это социальные факторы, тогда как наследствен ность — биологический фактор. Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о при оритетном значении тех или иных в развитии личности человека. Одни утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят до стижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о признании врожденных способностей. Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния сре ды и воспитания (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отри цают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребе нок от рождения — «чистая доска, на которой можно все написать», т. е. развитие зависит от воспитания и среды. Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется рав ным сочетанием влияния наследственности, среды и воспитания. К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не толь ко под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенст вование личностных качеств. Человек — не только продукт наследственно сти и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участ ник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, чело век изменяет и самого себя. Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности. Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственности. Наследственность — свой ство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческо го «ген» означает «рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследствен ную программу развития человека. Установлено, что именно наследствен ностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отлич ное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Что же человек наследует? По наследству от родителей к детям передаются: — анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности; — физические особенности: внешние расовые признаки, особенности те лосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; 22 — физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма; — особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определен ный тип высшей нервной деятельности; — аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «зая чья губа», «волчья пасть»; — предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного ха рактера: гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эн докринные расстройства (карликовость и др.). Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием не благоприятных при жизни условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режи ма питания, труда, закаливания организма и т. д. Отклонение или измене ние психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родите лей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследу ются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его утроб ным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр. Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специаль ные и моральные качества?К также что наследуют дети — готовые способно сти к определенному виду деятельности или только задатки"! Установлено, что наследуются только задатки. Задатки — это анатомо- физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов: — общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов); , — индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от кото рых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуаль ные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры голов ного мозга, органов и др.). Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода дея тельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — та лант, гениальность. Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способно стей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалис тов — физиологов, психологов, педагогов — рассматривают способности |