Ильин _Очерки. Очерки истории русской хоровой
Скачать 0.55 Mb.
|
С первых десятилетий XIX века усиливается влияние Придворной певческой капеллы на организацию и методику хорового пения в учебных заведениях Петербурга. Интенсивную педагогическую деятельность в 30-е годы ведет Г. Я. Ломакин, организуя хоровое пение в Пажеском кадетском корпусе, возобновив хоровые занятия после некоторого перерыва в Лицее, а также в Училище правоведения, в Павловском кадетском корпусе, во многих военно-учебных заведениях и в пяти женских институтах. В эти годы накапливался методический опыт руководства любительскими объединениями. Заметную музыкально-просветительную роль играли университеты. Классы музыки, предусмотренные уставом A804 и 1835 годов), открывались, по-видимому, во всех университетах. Среди них особое место принадлежит Благородному пансиону при Московском университете, в котором начиная с 1783 г., наряду с инструментальными классами, существовал также класс пения50. Пуб- 72 личные выступления учащихся музыкальных классов, в том числе и ученического хора, приурочивались к ежегодным торжественным актам. Акты и собрания Московского университета с непременным участием хоров и оркестров играли важную роль в общественном музицировании. Душой и организатором концертных выступлений стал Д. Кашин, чья деятельность отличалась чрезвычайной многогранностью. Ему приходилось заниматься с учащимися, писать музыку для торжественных актов, дирижировать хором и оркестром51. Выступления университетских питомцев, как правило, имели широкий общественный резонанс. Современник пишет о праздновавшемся в 1805 году пятидесятилетии учебного заведения: «Торжество великолепное, при многолюдном стечении знаменитостей московских, украшенное стройными хорами Данилы Кашина, кои превосходно пели университетские певчие с аккомпанировкою прекрасной музыки графа А. К. Разумовского...»52. В практике проведения торжественных актов сложилась определенная форма торжественных композиций, сочинявшихся Каши- ным в творческом содружестве с поэтом А. Мерзляковым вплоть до 1830 года. Они представляли собой многочастные хоры, которые исполнялись после каждой приветственной речи. Музыкальными торжествами славился и харьковский университет, где ежегодно «в день своего открытия... оркестром музыки играны были, при пении певчих, канты и хоры»53. Их организатором явился университетский учитель музыки И. М. Витковский. Собранный им многочисленный коллектив исполнителей (более двухсот) пел и играл не только специальные произведения, написанные к торжественным актам, но и классические оратории. Столичная печать оповестила, что 30 августа 1808 года в Харьковском университете годичное торжественное собрание было «заключено Ораториею Гайдна о четырех временах года и концертом, данным учителем музыки в университете Витковским»54. Устройством патриотических празднеств широко отмечалось повсюду победоносное завершение Отечественной войны в 1814 году. Одним из первых на это событие откликнулся Д. Кашин публичным концертом. В концерте впервые исполнялась и имела огромный успех «Военная песнь на сражение, бывшее при Кульме»55. В то лето газеты приносили многочисленные сообщения о торжествах в различных городах России. Они проходили при непременном участии местных, главным образом, гимназических хоров. Такие сообщения поступали и из Смоленска, где «в гимназии праздно* вание было открыто пением», и из Архангельска56, и из Костромы, где гимназический праздник открылся пением сочиненного по этому случаю хора57, и из Калуги, где также хор певчих в сопровождении оркестра открыл торжество в местной гимназии58. С особым подъемом звучала в устах певцов и воспринималась слушателями русская народная песня, русская хоровая музыка. О большом оживлении в музыкальном быту свидетельствуют концертные выступления музыкантов-любителей. В первое десяти- 73 летие века участие любителей в публичных концертах носили эпизодический характер и чаще всего совместно с профессиональными хорами. Знаменательным событием стало первое исполнение в Москве оратории Гайдна «Сотворение мира». Оратория произвела на всех сильнейшее впечатление. Спустя два года А. И. Тургенев вспоминал в письме к В. А. Жуковскому из Геттингена: «Вчера давали здесь концерт: Гайденово творение, только оно здесь еп гги§гпа>1иге и совсем нельзя сравнить с тем, что мы слушали в Москве...»59. В эти годы периодическая печать Москвы и Петербурга непременно отмечала участие в концертах домашних капелл князя А. Голицына и бригадира П. Бекетова, а также капеллы М. Ду- бенского60. Со второй половины 20-х годов выступления любительских объединений в публичных концертах носят уже довольно регулярный характер. В эпоху огромной целеустремленности всего русского искусства закономерен и рост любительского исполнительства, обнаружившего скрытые возможности. Развитию любительских объединений, повышению их музыкальной культуры способствовали рост музыкального воспитания и обращение к лучшим образцам западной вокально-симфонической музыки. В Москве, наряду с ораторией Гайдна «Сотворение мира», звучали его же «Времена года», произведения Керубини, Моцарта, Россини, Обера. Вместе с тем на афишах концертов, в которых принимали участие любители, появляются и имена русских композиторов и капельмейстеров. Так, в концерте 22 апреля 1831 года, данном в Благородном собрании и исполненном с успехом любителями музыки, наряду с Гимном Моцарта прозвучал Гимн Верстовского (на слова Н. М. Языкова) под управлением А. Островского61. Этот дирижер дал большой концерт 15 ноября того же года, в котором исполнялись произведения Паччини, Обера, Россини. В хорах и оркестре «участвовали известные московские любители и любительницы музыки. Все шло чрезвычайно хорошо»62. Любительские концертные объединения не были в то время постоянно действующими коллективами с систематической репертуарной учебно-воспитательной работой. Их эпизодические выступления, обычно предварявшиеся одной-двумя репетициями, по свидетельству современников представляли значительный художественный интерес. Большие по составу исполнителей любительские хоры в особо торжественных случаях объединялись с Придворной певческой капеллой. Среди слушателей, посещавших концерты, находился и А. Пушкин. В «Дневнике», который поэт вел с ноября 1833 по январь 1835 года, имеемся пометка о посещении благотворительного концерта в зале Энгельгардта, в котором «грандиозная капелла великосветских аматеров исполнила хор из «Фенеллы»63. Впечатления Пушкина о подобных концертах в Петербурге находят отражение не только в дневниковой записи, но и в воспоминаниях в «Евгении Онегине»: «Услышу ль вновь я ваши хоры»64. О целом ряде концертов огромного любительского хора B00 чело- 74 век), соединенного с певчими Придворной капеллы в 1838—1840годах, свительствуют документы семейного архива Н. А. Веневитинова. Среди участников хора были М. Глинка, В. Одоевский, Н. Потулов и другие известные музыканты65. К концертам привлекались и хоры гвардейских полков, которые в ансамбле с придворными певчими решали сложные художественные задачи. По поводу концертного исполнения любителями в мае 1837 года оперы Россини «Вильгельм Телль» В. Одоевский писал: «Никогда в целом свете не было соединено для знаменитой оперы «Вильгельм Телль» столь огромных средств исполнения в вокальном отношении, и, вероятно, сам Россини не подозревал поразительных эффектов, производимых его хорами, когда их исполняют 450 хороших певчих...». Характеризуя художественную сторону, он поражался слаженности хорового ансамбля, чуткости и гибкости в динамическом и темпо-ритмическом отношениях: «Дело непостижимое! из этих 450-ти человек поют все, поют верно, входят вовремя, наблюдают с величайшею отчетливостию все музыкальные оттенки, как-то: сгезеепйо, йесгезеепйо и проч. ... Почти невозможно растолковать себе, каким образом эта огромная свободная масса сделалась в музыке, довольно сложной и затруднительной, легким, послушным инструментом»...66 Любопытные приемы использования любительских хоров в концертах с большим количеством певцов мы находим в письме Одоевского к Верстовскому A838). Обращаясь с предложением написать произведение для хора и оркестра к намечавшемуся концерту в пользу Домов приюта, Одоевский рекомендует в хор «запустить даже фугу, па два хора, давши одному (Придворным певчим) главную партию, а другому только удары (хоры из гвардейских полков») 67. Поручая профессиональным исполнителям наиболее трудный музыкальный материал, организаторы концерта облегчали тем самым подготовительный, репетиционный этап. Кроме того, не отказываясь от сложной и разнообразной фактуры хоровой партии, они достигали значительной звучности и эффектности ее туттийных эпизодов. О приемах хорового письма в произведениях для больших сводных хоровых объединений Одоевский, на основе некоторого опыта организации любительских концертов, писал и в другом письме к Верстовскому B января 1839). Он рекомендовал, в качестве примера, взять десятиголосную обедню Шпора, в которой композитор использует «§гапс1 сНоеиг... 3/4 всех наличных голосов и реШ сНоеиг, состоящий из 'Д всех наличных голосов». Говоря о том, что в подобных массовых объединениях эффективнее сопоставлять хоры, Одоевский подчеркивает: «обыкновенное соло не может быть допущено, оно совершенно теряется...»68. Наряду с общественными выступлениями любительское хоровое пение находило применение и в домашнем быту. В среде образованного дворянства, в кругах интеллигенции часто устраивались домашние вечера с музицированием, сольным и хоровым пением. В имении Веневитиновых «Луизипо» (Курская губерния) в 75 1822—1823 годах устраивались концерты с участием симфонического оркестра и хора. В них, в частности, были исполнены отрывки из оратории «СппзШз ат 01Ьег§е» Бетховена. В «Воспоминаниях» Е. Н. Ушаковой, на страницах, описывающих пребывание в Москве А. Пушкина и его знакомство с семейством Ушаковых A826—1830), упоминаются Фишер, фон-Вальдгейм и профессор Рейц, в домах которых собиралось избранное общество «каждую неделю в назначенный день петь хором Реквием Моцарта, «51аЬа(; Ма1ег» Парголезе...»69. Иногда такие спевки устраивались и в доме Ушаковых. Хоровое искусство первой трети XIX века окончательно утвердилось в основных видах хорового композиторского творчества, в формах и разновидностях хорового исполнительства. Главным достижением периода стало образование в профессиональных оперных труппах Петербурга и Москвы хоровых коллективов как самостоятельных исполнительских единиц, являвшихся частью более крупного ансамбля, а также распространение академического хорового пения в любительских кругах и учебных заведениях. Преобладающей формой хорового исполнительства в России оставалось пение а саррсПа, связанное с культовым обрядом. Вместе с тем в музыкальный быт городов все шире внедрялось пение с сопровождением, органично входившее в оперный спектакль и концерт. Благодаря возраставшему техническому уровню любительских хоров, а также активизации их концертной деятельности слушатели имели возможность приобщаться к достижениям европейской музыкальной культуры. Этому способствовало и участие в концертах Придворной певческой капеллы, переживавшей высший расцвет своего творчества. 30—90-е годы XIX века Могучий подъем русской музыкальной культуры, которым отмечен XIX век, стал возможным лишь в новых общественно-исторических условиях России, в эпоху нарастания революционно- освободительных сил и отмены крепостничества. Новый период в русском освободительном движении охватывает, по известной ленинской периодизации, время приблизительно с 1825 по 1861 годы. Он характеризуется напряженной работой мысли в области социологических теорий и философских*концепций преобразования России, которые сказывались на всех сферах идеологии. Главное место занимал поиск путей и возможностей приобщения народа к общественному движению. Эта проблема, возникшая в 30-е годы, впоследствии оказывала важнейшее воздействие на формирование всей русской общественной мысли XIX века. Усиливая политику подавления свободолюбивых идей, правительство Николая I противопоставляло революционным теориям собственную идеологию, сводившуюся к реакционнной формуле: 76 •«самодержавие», «православие», «народность» и провозглашавшей незыблемость самодержавия, покорность царю и богу. На всех важнейших явлениях духовной жизни русского общества сказывалась усиленная идеологическая активность противоборствующих •общественных сил. Наиболее крупные художники, литераторы и музыканты того времени видели одну из главных своих задач в просветительской деятельности, в вовлечении более широкого круга русского парода в общественное движение. Утверждение прогрессивных начал в русской музыкальной культуре происходило в условиях борьбы против реакционных художественных взглядов, насаждавшихся верхами общества. Серьезным препятствием их ¦распространению явилось недостаточное развитие концертной жизни, сосредоточенной главным образом в аристократических салонах, а также отсутствие специальных музыкальных учебных заведений. В довольно редкие концерты основанного в 1802 году Петербургского Филармонического общества демократические слои ¦населения не имели доступа. Также для узкого круга слушателей звучала западная классика в концертах Общества любителей музыки (или Симфонического общества). Более доступны были концерты университетского студенчества, возникшие в Петербурге в конце 40-х годов, и Концертного общества, основанного Д. В. Стасовым и А. Ф. Львовым в 1850 году. В 1853 году по инициативе и при активном участии Антона Рубинштейна создано Русское музыкальное общество — новый крупнейший центр русской концертной жизни. Расцвет русской музыки, се классический этап связан с именем Михаила Ивановича Глинки, обобщившего и по-новому претворившего художественные принципы русской композиторской школы XVIII века. Глинка не только впитал все лучшие ее достижения, но и придал русской профессиональной музыке широкий размах, глубину идейного содержания и полноту в отображении действительности, сумел «поднять выработавшийся вокруг язык русской музыки до симфонически развитых форм»'. Он явился родоначальником нового демократического языка, основанного на -опыте обобщения элементов народно-песенной культуры. Велика заслуга М. И. Глинки и в развитии традиций русского реалистического музыкально-исполнительского искусства, утверждавшего на первом плане раскрытие идеи произведения, правдивое воплощение авторского замысла. Уходящее истоками в народно-песенное мастерство интонирования или «произнесения каждый раз с новыми оттенками некоторого уисла постоянных напевных ¦стержней», искусство «вариантности через распевание»2 всячески культивировалось Глинкой и стало особенностью не только русского развития тематического материала, по и вообще русского вокально-исполнительского искусства. В наступившую эпоху глаиным направлением развития светского хорового творчества и исполнительства явилась национальная опера, новый этап в развитии которой знаменовали оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Героичес- 77 кая идея, заложенная в этих монументальных творениях и по-разному воплощенная в конкретных образах народной драмы и оперы- сказки, обусловила и то центральное место, которое занял хор как основной носитель идеи. Начиная с опер Глинки, основным действующим лицом в массовых сценах русской оперной классики стал народ. О трактовке |