Главная страница
Навигация по странице:

  • Общности основаны на ограниченном социальном взаимодействии.

  • Общности не имеют четких социальных

  • Общности создают слабые и нетрадиционные нормы.

  • Локализованные общности: толпа

  • Чернь и бунты Если действующая толпа прибегает к насильственным действиям, она превращает­ся в чернь

  • 1964; Canetti , 1978; Tarrow , 1994). Объяснение поведения толпы

  • Теория возникающих норм.

  • Рассредоточенные общности: массовое поведение Коллективное поведение не всегда подразумевает объединение людей в толпы. Существует также понятие массового поведения

  • Процветают в атмосфере неопределенности.

  • Нестабильны.

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница69 из 74
    1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   74
    ЧАСТЬ V

    Социальные изменения


    588 Часть V. Социальные изменения

    Важно не путать общности и уже известные нам социальные группы (см. гла­ву 7 «Группы и организации»). Три основных отличительных признака общно­стей таковы:

    1. Общности основаны на ограниченном социальном взаимодействии. Чле­ны групп взаимодействуют свободным и непосредственным образом. Люди, составляющие толпу или другую локализованную общность, связаны друг с другом очень слабо. Большинство представителей рассредоточенных общ­ностей не взаимодействуют вовсе.

    2. Общности не имеют четких социальных границ. Члены группы чувствуют свою причастность к целому, что обычно отсутствует у людей, захваченных коллективным поведением. Локализованные толпы могут иметь общий объект внимания (например, человек, собравшийся прыгнуть с крыши дома), но у них нет выраженного чувства единения. Представители распределенных общностей (скажем, «общественности»), столкнувшись с угрозой заболева­ния сибирской язвой, почти не осознают принадлежности к одному целому. Конечно, ряд проблем разделяет общество на четкие фракции, но подчас нельзя сказать, кто входит в конкретную группу, как, например, в случае «зеленых» или феминистского движения.

    3. Общности создают слабые и нетрадиционные нормы. Поведение членов группы, как правило, определяется традиционными культурными норма­ми. Некоторые общности, например пассажиры самолета, соблюдают та­ковые, однако их взаимодействие обычно ограничивается несколькими вежливыми репликами, не касающимися личных вопросов. Другие общ­ности, например возбужденные футбольные фанаты, громящие по выхо­де со стадиона имущество других людей, спонтанно устанавливают нетра­диционные нормы поведения (Weller & Quarantelli, 1973; Turner & Kil-lian, 1993).

    Локализованные общности: толпа

    Одна из основных форм коллективного поведения — действия толпы, временного собрания людей, чье внимание сфокусировано на определенном объекте, оказываю-щих влияние друг на друга. Историк Питер Ласлетт (Laslett, 1984) отмечает, что толпа — это современный феномен; в средневековой Европе большое число людей собиралось в одном месте — чаще всего только на поле боя. Сегодня на спортив­ных состязаниях, рок-концертах и даже в крупных университетах можно встретить толпы людей, насчитывающие свыше 25 тыс. человек.

    Однако у каждой толпы есть свои особенности. Герберт Блумер (Blumer, 1969) выделил четыре категории таковых.

    Случайная толпа — это неопределенная общность людей, которые взаимодей­ствуют слабо или не взаимодействуют вообще. Например, отдыхающие на пляже или зеваки, собравшиеся на месте автомобильной катастрофы, почти не осведом­лены finvr n mwrp

    Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 589

    Конвенциональная толпа образуется в результате намеренного планирования; ее можно наблюдать на аукционах, лекциях в колледже или похоронах. В каждом слу­чае взаимодействие людей определяется нормами, соответствующими ситуации.

    Экспрессивная толпа формируется вокруг эмоциональных событий — религи­озной службы, поединка борцов или празднования Нового года на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Главная причина присоединения людей к экспрессивным толпам за­ключается в возбуждении; это спонтанный и эмоциональный феномен.

    Действующая толпа представляет собой общность, характеризующуюся выра­женным стремлением; ее образуют, например, люди, «штурмующие» концертный зал или спасающиеся бегством из горящего театра. Она отличается высоким эмо­циональным накалом, который может достигать лихорадочного возбуждения и выливаться в насилие, творимое чернью.

    Любая толпа способна трансформироваться из одной в другую. Например, в 2001 г. 10 тыс. фанатов (конвенциональная толпа) заполнили стадион в Йоханнесбур­ге (ЮАР), чтобы посмотреть футбольный матч. После забитого гола они взорвались эмоциями и рванулись на поле. Всего за несколько секунд погибли 47 человек. После восстановления порядка оказалось, что на трибунах и футбольном поле лежат тела погибших, словно это была битва, а не спортивное состязание (Nessman, 2001).

    Намеренные действия толпы — не всегда результат накала эмоций. Участники протестующих масс — еще одной категории, которую можно добавить в список Блумера, — устраивают стачки, бойкоты, забастовки и марши в политических це­лях (McPhail & Wohlstein, 1983). Примером этого служит описанная во вступле­нии демонстрация, прошедшая в Сиэтле в 1999 г. во время заседания ВТО. Люди, которые образуют подобные общности, демонстрируют низкий эмоциональный уровень (свойственный конвенциональной толпе), в то время как другие достаточ­но эмоциональны, чтобы поступать, подобно членам действующей толпы. Кроме того, иногда протест начинается мирно, а агрессия нарастает при появлении поли­ции или противников или когда эти люди полны решимости изменить существую­щее положение дел.

    Чернь и бунты

    Если действующая толпа прибегает к насильственным действиям, она превращает­ся в чернь, эмоционально очень сильно заряженную толпу, готовую к насилию или разрушению. Несмотря на накал эмоций или благодаря им, чернь, как правило, очень скоро рассеивается. Период ее существования зависит от преследуемых людьми це­лей и от действий лидеров, успокаивающих или, наоборот, будоражащих толпу.

    Самый известный пример поведения черни в США — линчевание. Это слово происходит от фамилии Чарльза Линча, колониста из Вирджинии, который пытал­ся самостоятельно поддерживать закон и порядок до появления официальных су­дов. Вскоре понятие стало синонимом незаконных убийств и насилия.

    Линчевание всегда было сопряжено с расовыми мотивами. После Гражданской войны оно превратилось в насильственную форму контроля над свободными аф-роамериканцами. Те, кто оспаривал превосходство белых, рисковал быть повешен-

    690 Часть V, Социальные изменения

    Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 691


    Такое совершали, как правило, белые бедняки, почувствовавшие соперничество со стороны освобожденных рабов; пик судов Линча пришелся на 1880-1930 гг. За это время полиция зарегистрировала около 5 тыс. случаев линчевания, хотя, несом­ненно, на самом деле их было намного больше. Подавляющая часть убийств совер­шена в южных штатах, где сельская экономика зависела от дешевой и покорной рабочей силы. На западе линчеванию чаще всего подвергались выходцы из Мек­сики и Азии. Примерно в 25% всех случаев белые линчевали других белых. С жен­щинами так поступали редко; известно только о 100 жертвах — главным образом не белой расы (White, 1969, первое изд. — 1929; Grant, 1975).

    Взбешенная толпа людей, у которых нет никакой конкретной цели, приво­дит к бунту, который представляет собой социальный взрыв, отличающийся высо­ким накалом эмоций, проявлением насилия и неуправляемостью. В отличие от чер­ни бунтовщики обычно не имеют четких ориентиров, за исключением, возможно, выражения чувства своей неудовлетворенности. Их действия подпитываются не­иссякаемым гневом, который воспламеняет любой незначительный инцидент, под­талкивающий людей к насилию, уничтожению собственности и избиению окружа­ющих (Smelser, 1962; М. Rosenfeld, 1997). Если действия черни обычно прекраща­ются после достижения цели (или окончательного блокирования ее), бунт стихает, когда его участники дадут выход своим эмоциям, или пока полиция или обществен­ные лидеры постепенно не возьмут его под свой контроль.

    На протяжении всей истории США бунты возникали как реакция на соци­альную несправедливость. Например, промышленные рабочие выражали таким образом возмущение условиями труда. В 1886 г. упорная борьба трудящихся на чикагском заводе за 8-часовой рабочий день внезапно вылилась в Хеймаркетский бунт; тогда погибли И человек и многие были ранены. Подобные бунты, подтал­киваемые гневом и отчаянием, нередко происходят в тюрьмах.

    Кроме того, в США с пугающей регулярностью вспыхивают расовые бунты. В первой половине XX в. толпы белых атаковали афроамерпкаицев в Чикаго, Де­тройте и других городах. В 1960-е гг. бунты потрясли гетто в ряде городов, когда, казалось бы, обычные события приводили к вспышкам ярости, вызванными пред­убеждениями и дискриминацией. Внезапный бунт 1992 г. в Лос-Анджелесе поро­дило оправдание полицейских, избивших шофера Родни Кинга. В результате ак­тов насилия и поджогов тогда погибли более 50 человек, тысячи были ранены, а материальный ущерб составил несколько сот миллионов долларов.

    В основе бунтов не всегда лежит ненависть. Они также могут начинаться с по­ложительных чувств. Например, в 2000 г. молодой человек, участвовавший в нью-йоркском параде, посвященном национальному дню пуэрториканцев, начал обрыз­гивать водой молодых женщин. За следующие несколько часов десятки женщин сообщили об оскорблениях, домогательствах и насилии, что, как говорилось в од­ном заявлении, сопряжено было с «марихуаной, алкоголем, жаркой погодой, буй­ством гормонов и упущениями в работе полиции» (Barstow & drivers, 2000). Не­сколько дней спустя сотни молодых людей пришли в ликующее буйство от побе­ды баскетбольной команды LosAngelesLakersи принялись крушить автомобили, разбивать окна, совершать поджоги и избивать прохожих. По словам одного уче­ного, в культуре, где возможно все, люди полагают возможным поступать так, как

    ,,». -,..,.ъ,,^„,т /г>;<-<-.. <)ллл\

    Толпа, чернь и социальные изменения

    13 апреля 2001 г., Ь£инциннати, штат Огайо. 7}сю неделю в городе бесчинство­вали афроал1ерикани,ы, возллущенные телл. что полицейские расстреляли не­вооруженного чернокожего лсужчину. Каллнялш и бейсбольнылли биталли были серьезно изувечены десятки ни в челл не повинных людей как белых, так и чернокожих. 'ЦХоллогает ли насилие обратить вниллание на его причины или только скрывает их?

    Чего же люди добиваются, прибегая к бунту? Коллективные действия позволяют таким образом получить власть. Социальные изменения, к которым стремится тол­па, начиная с нарушения общественного порядка, оказываются поэтому весьма противоречивыми. На протяжении всей истории защитники существующего по­ложения видят в «черни» угрозу. Люди, приветствующие перемены, напротив, счи­тают такую форму проявлением праведного протеста.

    Более того, толпа нередко не преследует вообще никакой политической цели. Например, демонстранты и их противники могут одновременно выкрикивать ло­зунги в поддержку абортов и против них, отражая весь спектр политических идей (Rude, 1964; Canetti, 1978; Tarrow, 1994).

    Объяснение поведения толпы

    Чем можно объяснить поведение толпы? Социологи разработали несколько раз­личных теорий.

    Теория заражения. Впервые теория коллективного поведения была сформули­рована французским социологом Поставом Лебоном (1841-1931). Согласно тео­рии заражения Лебона (Le Bon, 1960, первое изд. — 1895), толпа оказывает гипно­тическое влияние на своих членов. Защищенный анонимностью, обеспечиваемой большим числом людей, человек избавляется от личной ответственности и зара­жается общими эмоциями. Таким образом, толпа подобна живому организму — разжигает эмоции и заставляет людей совершать иррациональные и даже насиль­ственные действия.

    Критическая оценка. Идея Лебона, заключающаяся в том, что толпы обеспе­чивают анонимность и иногда вызывают сильные эмоции, несомненно, верна. Од­нако, как указывает Кларк Мак-Фейл (McPhail, 1991), многие исследования сви­детельствуют, что «беснующаяся толпа» не имеет какого-либо самостоятельного существования: ее действия обусловлены намерениями и решениями конкретных людей. Например, в истории с футбольным матчем в Йоханнесбурге (ЮАР) толпа не просто «сошла с ума». Расследование показало, что на матч было продано слиш­ком много билетов, поэтому стадион оказался переполнен: негде было даже стоять. Когда же попытались втиснуться еще и другие люди, ограждение не выдержало; это и привело к трагическому исходу (Nessman, 2002).

    Кроме того, сильные эмоции, которые иногда связаны с коллективным поведени­ем, не всегда иррациональны, как утверждает теория заражения. Напротив, они могут быть результатом логичного и обоснованного чувства несправедливости (Jasper, 1998).

    Теория конвергенции. Согласно теории конвергенции, поведение толпы проду­цируется не ею самой, а конкретными людьми с похожими взглядами. Иными ело-

    692 Часть V, Социальные изменения

    Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения




    Некоторые утверждают, что толпа подпитывается необузданными эмоциями, словно она разумное существо.

    Однако в большинстве случаев ее формируют люди, объединенные чувством несправедливости, чтобы выразить

    свой гнев и противостоять власти. Несмотря на то что некоторые люди могут поступать иррационально, социальное

    беспокойство обычно связано с более широкими политическими вопросами (в данном случае 200 тыс.

    британцев вышли на улицы Лондона в марте 1990 г., выступая против непопулярного налога)

    определенным образом, теория конвергенции утверждает противоположное: люди, тяготеющие к определенным действиям, собираются вместе и образуют толпу.

    Время от времени в новостях появляются сообщения, что белые люди объединя­ются, угрожая расправой афроамериканцам, которые пытаются обосноваться в их районе. Как утверждают сторонники теории конвергенции, в таких случаях расовая ненависть или насилие вызваны вовсе не настроениями толпы. Напротив, они созре­вали какое-то время среди многих местных жителей, а толпа образуется, когда те собираются вместе, чтобы воспротивиться присутствию чернокожих соседей.

    Критическая оценка. Связывая поведение толпы с более широкими соци­альными силами, сторонники теории конвергенции утверждают, что оно не ирра­ционально, как заявлял Лебон. Образующие подобную общность выражают соб­ственные убеждения и ценности (Berk, 1974). Однако стоит поддержать и позицию Лебона: иногда, находясь в толпе, люди совершают поступки, на которые не осме­лились бы в одиночку, потому что толпа снимает с них всякую ответственность. Кроме того, она усиливает настрой людей, создавая критическую массу участни­ков с одинаковыми взглядами.

    Теория возникающих норм. Ральф Тернер и Лыонс Киллиан (Turner & Killian, 1993), пытаясь объяснить, что же движет толпой, разработали теорию возникаю­щих норм. По мнению авторов, социальное поведение никогда нельзя предсказать полностью, но если людей объединяют схожие интересы, в толпе могут возникнуть некоторые образцы поведения.

    Согласно этим ученым, толпа — общность люден, имеющих различные интересы

    нормы могут быть особенно смутными и изменчивыми: например, один человек ре­шает разбить витрину магазина, а другой присоединяется к нему и начинает грабить магазин. Другими словами, люди по ходу дела создают собственные правила.

    Критическая оценка. Теория возникающих норм объясняет движущие силы толпы с позиций символического интеракционизма. По мнению Тернера и Кил-лиана (Turner & Killian, 1972), поведение толпы не является ни иррациональным, как утверждает теория заражения, ни намеренным, как подразумевает теория кон­вергенции. Несомненно, оно отражает желания участников, однако толпа также управляется нормами, возникающими по мере развития ситуации.

    Таким образом, поведение людей в значительной степени определяется при­нимаемыми решениями, хотя случайные наблюдатели могут это и не осознавать. Например, испуганные зрители, бросающиеся к выходам из горящего театра, ка­жутся жертвами иррациональной паники, однако сами они воспринимают такое бегство как вполне разумное решение, поскольку ситуация угрожает их жизни.

    Кроме того, теория возникающих норм указывает, что составляющие толпу люди принимают различные роли. Некоторые становятся лидерами, другие — их помощниками, рядовыми последователями, пассивными наблюдателями или даже противниками (Weller & Quarantelli, 1973; Zurcher & Snow, 1981).

    Рассредоточенные общности: массовое поведение

    Коллективное поведение не всегда подразумевает объединение людей в толпы. Существует также понятие массового поведения, или коллективного поведения людей, рассеянных в пределах обширной географической области.

    Слухи и сплетни

    Очень часто мы имеем дело со слухами, неподкрепленной информацией, распрост­раняемой неофициальным путем, нередко — из уст в уста. Конечно, люди обмени­ваются слухами и при личном общении, однако современные технологии (телефо­ны, СМИ, Интернет) позволяют распространять их быстрее и на значительные рас­стояния, о чем не столь уж давно нельзя было даже помыслить. Слухи характеризуются тремя особенностями.

    1. Процветают в атмосфере неопределенности. Они возникают, когда люди не обладают точной информацией но важному вопросу. Отсутствие знаний о терроризме и угрозе заражения сибирской язвой при вскрытии писем при­вело к волне страха после событий 11 сентября 2001 г. (Kaplan, 2001).

    2. Нестабильны. Передавая их, люди изменяют информацию, обычно выгод­ным для себя образом. В результате появляется множество различных вари­антов слуха.

    3. Их трудно остановить. Число людей, которым стал известен тот или иной слух, возрастает экспонентным образом, поскольку каждый сообщает инфор­мацию нескольким своим знакомым. Со временем слухи угасают, однако един­ственный способ контролировать их — предоставлять ясную и убедительную

    694 Часть V. Социальные изменения

    Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 595


    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Фабрика слухов: Пол мертв!

    Все знают «Битлз». Музыка Джона Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра произвела в 1960-е гг. революцию. Однако не всем известно о слухе по поводу смер­ти Маккартни, который циркулировал, когда группа была на пике популярности. 12 октября 1969 г. молодой человек позвонил ведущему детройтской радиостанции и ска­зал, что обнаружил «доказательства» смерти Пола Маккартни:

    1. В конце песни StrawberryFieldsForeverс альбома MagicalMysteryTourсквозь фоновый шум можно расслышать голос, говорящий: «Я похоронил Пола!»

    2. Фраза «Номер 9, номер 9, номер 9» из песни Revolution 9cальбома WhiteAlbumпри про­игрывании наоборот напоминает выражение «Очаруй меня, мертвец!»

    Два дня спустя студенческая газета Мичиганского университета опубликовала историю, озаглавленную «Маккартни мертв: обнаружены дополнительные улики», после чего мил­лионы поклонников «Битлз» бросились покупать ее альбомы.

    1. На одной из фотографий буклета к MagicalMystery Тоигв петлицы костюмов Джона, Джор­джа и Ринго вдеты красные цветы, а в петлицу Пола - черный.

    2. На обложке альбома SergeantPepper'sLonelyHeartsClubBandизображена могила с жел­тыми цветами, выложенными в форме бас-гитары Пола.

    3. На одной из фотографий буклета к этому альбому изображен Маккартни, на рукав которого надета повязка с буквами OPD. Действительно ли это эмблема какого-то полицейского отделения или подтверждение того, что Пол «официально признан мертвым (Offic'iatyPronouncedDead)?

    4. На обратной стороне обложки того же альбома только Маккартни стоит спиной к камере, а другие музыканты «Битлз» обращены к камере лицом.

    5. На обложке альбома AbbeyRoadДжон Леннон выглядит как священник, Ринго Старр одет в черный костюм организатора похорон, а Джордж Харрисон - как рабочий, приготовив­шийся копать могилу. Маккартни, в свою очередь, изображен босиком, а именно так хоро­нят по тибетскому ритуалу. Позади Пола находится Volkswagenс номерным знаком 28 IF, что, очевидно, означает, что Маккартни было бы 28 лет, если бы (if) он был жив.

    Согласно этому слуху, Маккартни умер в результате травмы головы, полученной в автомо­бильной катастрофе в ноябре 1966 г. После несчастного случая руководители звукозаписы­вающей компании подменили Пола двойником.

    Конечно, Пол Маккартни жив-здоров и иногда шутит о том эпизоде. Существуют подозрения, что Пол сам с помощью своих друзей выдумал детали своей «смерти», чтобы подогреть ин­терес поклонников. Однако этот инцидент имеет и серьезную сторону, показывая, как быст­ро слухи могут возникать и как долго сохраняться в атмосфере недоверия. В конце 1960-х многие раздосадованные молодые люди были готовы поверить, что СМИ и другие влиятель­ные заинтересованные силы скрывают смерть Маккартни.

    В 1969 г. сам Маккартни опроверг этот'слух в журнале Life. Однако тысячи недоверчивых читателей заметили, что на другой стороне страницы с фотографией Маккартни была распо­ложена реклама автомобиля: просветив эту страницу, можно было увидеть, что автомобиль находится на уровне груди Маккартни, отделяя его голову от тела. Еще одна улика!

    А что думаете вы?

    1. Что можно сказать о причинах слухов?

    2. Циркулировали ли в вашем студенческом городке в этом году какие-либо слухи? Какие именно?

    3. Как вам кажется, слухи полезны или вредны? Почему?

    Слух может подтолкнуть формирование толпы или иного коллективного пове­дения. Поэтому для управления информацией во время кризиса чиновники созда­ют соответствующие центры контроля. Однако некоторые слухи циркулируют го­дами, возможно, потому что нравятся людям; показательный пример этого приве­ден выше («Фабрика слухов: Пол мертв!»)

    Сплетнями называют слухи, распространяемые о частной жизни людей. По мне­нию Чарльза Хортона Кули (Cooley, 1962; первое изд. — 1909), если слухи касают­ся вопросов, важных для большой аудитории, сплетни интересны ограниченному кругу лиц, знающих конкретного человека. Итак, сфера распространения слухов — обширная, сплетен — локальная.

    В сообществах к последним прибегают как к средству социального контроля, превозносящему или унижающему людей, чтобы подчинить их каким-либо нор­мам. Кроме того, люди распускают сплетни об окружающих, стремясь упрочить собственное положение социальных «инсайдеров»', а более влиятельные лица — для сдерживания социальных маргиналов (Baumgartner, 1998; Nicholson, 2001). Однако никакое сообщество не хочет, чтобы сплетни выходили из-под контроля; может быть, именно по этой причине люди, которые слишком много сплетничают, часто подвергаются критике.

    Общественное мнение и пропаганда

    Еще одну форму рассредоточенного коллективного поведения представляет выра­жение общественного мнения (это широко распространенные установки по спорным вопросам). Состав «общественности» зависит от рассматриваемой проблемы. В ис­тории США она формировалась по ряду аспектов: от содержания в воде фтора, за­грязнения воздуха и социального положения женщин до вопросов о продаже ору­жия и реформе здравоохранения (Lang & Lang, 1961; Turner, Killian, & Sow, 2001). В последнее время общественность дискутирует по поводу аффирмативных дей­ствий, реформы системы социального обеспечения и правительственного финанси­рования общественного радио и телевидения. На карте США 20.1 показано распре­деление по стране сторонников Государственной службы радиовещания2.

    Каким бы ни был вопрос, от 2 до 10% людей не имеют по нему никакого мнения в силу незнания или безразличия. Более того, с течением времени общественный интерес к конкретным проблемам может усиливаться или угасать. Например, око­ло века назад, во время движения женщин за право голоса, в США был высок инте­рес к социальному положению американок, однако после 1920 г., когда женщины получили это право, он снизился. Начавшаяся в 1960-е гг. вторая волна феминизма снова привела к образованию общественности, имеющей выраженное отношение к тендерным вопросам.

    Не стоит забывать, что не все такие суждения одинаково значимы. Некоторые категории людей имеют большее влияние, поскольку лучше образованны, богаче или более осведомлены в сути предмета обсуждения. Как показано в главе 16,

    ' То есть тех, кто сходит в сообщество в отличие от «аутсайдеров». — Примеч. науч. ред. ' Около 7% граждан США оплачивают услуги Государственной службы радиовещания (PublicBroad­castingSystem, PBS). Как показано на карте, люди, поддерживающие PBS, сконцентрированы в ряде

    Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 597




    государственную политику в США определяет ряд групп заинтересованных лю­дей, составляющих малую часть населения. В качестве примера таковых можно на­звать врачей, которые оказывают сильное влияние на политику США в области здравоохранения, а также членов Национальной ассоциации работников просве­щения, определяющих политику в сфере образования.

    Группы заинтересованных лиц и политические лидеры пытаются влиять на общественные вкусы и установки, пользуясь средствами пропаганды (информа­ция, предъявляемая для формирования общественного мнения). Хотя этот термин имеет негативный оттенок, пропаганда не всегда связана с обманом. Между ней и информацией существует одно тонкое различие, обусловленное главным образом намерениями человека. Информация предоставляется для просвещения людей; пропаганда — чтобы склонить аудиторию к определенной точке зрения. Полити­ческие выступления, коммерческая реклама и даже некоторые лекции в колледжах являются пропагандистскими, поскольку их цель — настроить людей на опреде­ленные мысли или действия.

    Паника и массовая истерия

    Паника — это локализованное коллективное поведение, иррациональная, безум­ная и часто саморазрушительная реакция людей на угрозу или иной стимул. Клас­сический пример — люди, бегущие к выходам из заполненного театра после крика: «Пожар!» При этом они толкают друг друга и блокируют проходы, в результате чего спастись удается немногим.

    К панике близка массовая истерия, или моральная паника (разновидность рас­средоточенного коллективного поведения, реакция людей на реальное или вооб­раженное событие в форме иррационального и даже безумного страха). Вне зави­симости оттого, насколько реальными оказываются причины истерии, множество людей воспринимают их совершенно серьезно.

    Подчас ее вызывает общая культура. В истерии превращались страх перед СПИДом (или зараженными этим вирусом), случаи с пропавшими детьми (число которых значительно возросло в 1980-е гг.), появление непристойных материалов в интер­нете (т. е. порнографии, свободно доступной детям) и вопросы политкорректное™ (либеральная точка зрения, которая якобы доминирует в образовательных учреж­дениях и СМИ).

    Примеры показывают, что реальная опасность в таких случаях сомнительна. Почему же эти проблемы столь широко распространены? Как сказал Эрик Гуд (Goode, 2000), «СМИ благоденствуют в атмосфере страха; содействие моральной панике — это их капиталовложения». Итак, не совсем обоснованному страху лю­дей способствует информация, которую они узнают в СМИ (Glassner, 1999).

    Массовая истерия может быть вызвана тем же событием, которое в худшем случае повергает людей в хаотическое бегство. Конечно, люди, которые видят ок­ружающих, объятых ужасом, сами пугаются, так что истерия только нарастает. Это случилосьн в начале террористической атаки утром 11 сентября 2001 г. Аме­риканцы стали свидетелями бесчисленных актов героизма, но и панические на­строения распространялись мгновенно, особенно после падения самолета на Пен­тагон в Вашингтоне. Чепез 1.5 часа после катастооАы были отданы приказы об

    698 Часть V, Социальные изменения

    1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   74


    написать администратору сайта