Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание
Скачать 11.25 Mb.
|
Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 715
Основные понятия Бунт — социальный взрыв, отличающийся высоким накалом эмоций, проявлением насилия и неуправляемостью. Коллективное поведение — деятельность, охватывающая большое число людей, часто стихийная, иногда — сопровождающаяся разногласиями. Массовая истерия (моральная паника) — разновидность рассредоточенного коллективного поведения, когда люди реагируют на реальное или предполагаемое событие иррациональным и даже безумным страхом. Массовое поведение — коллективное поведение людей, рассредоточенных на обширной территории. Мода — социальный образец, одобряемый большим числом людей. Общественное мнение — широко распространенные установки, касающиеся спорных вопросов. Общность — большое количество людей, взаимодействие между которыми протекает вне традиционных и четко сформулированных норм. Относительная депривация — воспринимаемая невыгодность положения, вызванная сравнением с каким-либо стандартом. Паника — форма локализованного коллективного поведения, реакция людей на угрозу или иной стимул иррациональным, безумным и часто самопазоушитель- Пропаганда — информация, предъявляемая с целью формирования общественного мнения. Слух — неподкрепленная информация, распространяемая неофициальным путем, нередко — из уст в уста. Социальное движение — организованная деятельность, поощряющая социальное изменение или препятствующая ему. Сплетни — слухи, распространяемые о частной жизни человека. Толпа — временное собрание людей, чье внимание сфокусировано на определенном объекте, оказывающих влияние друг на друга. Увлечение — нетрадиционный социальный образец, которому люди следуют с энтузиазмом, но непродолжительное время. Чернь — эмоционально очень сильно заряженная толпа, готовая к насилию или разрушению. Вопросы для размышления
Глава 21. Социальные изменения 717 ГЛАВА 21 Социальные изменения: традиционные, современные и постмодернистские общества 5-этажному дому из красного кирпича, расположенному по адресу 253 Ена 10-й стрит в Нью-Йорке, уже больше века. В одной из его 20 небольших квартир в 1900 г. проживали 39-летний Джулиус Страй-чер, его 33-летняя жена Кристин, иммигрировавшие в Соединенные Штаты из Германии в 1885 г., и их четверо малолетних детей. Наверное, Страйчеры считали, что достигли немалого успеха. Джулиусу принадлежал небольшой магазин одежды, находившийся в нескольких кварталах от их дома. Кристин оставалась дома, воспитывая детей и занимаясь домашним хозяйством. Как и большинство граждан США того времени, ни Джулиус, ни Кристин не имели среднего образования и работали по 10-12 часов в день 6 дней в неделю. Их доход - средний по тем меркам - составлял около $35 в месяц, или около $425 в год (в нынешнем эквиваленте чуть больше $8 тыс., что все равно намного ниже существующей теперь черты бедности). Почти половину заработанного они тратили на еду; из оставшегося большая часть уходила на оплату жилья. Сегодня в той же квартире, где значительную часть своей жизни провели Страйчеры, живет одна Дороти Сабо, 80-летняя пенсионерка, ранее работавшая искусствоведом в расположенном неподалеку музее. Ее жизнь во многих отношениях гораздо легче, чем у Страйчеров. Во-первых, когда здесь жили они, в доме не было электричества (люди использовали керосиновые лампы и свечи) и водоснабжения (все понедельники Кристин Страйчер проводила за стиркой, воду для которой она приносила из фонтана, находившегося в конце квартала). В то время еще не было телефонов, телевидения и, конечно же, компьютеров. Сегодня Дороти Сабо воспринимает эти удобства как само собой разумеющиееся. Едва ли ее можно назвать богатой, однако ее пенсия и социальные пособия в несколько раз превышают доход Страйчеров. Сабо беспокоят другие проблемы. Ее волнует состояние окружающей среды, и она часто рассуждает по поводу глобального потепления. Здесь снова поучительно оглянуться в прошлое. Если Страйчеры и их соседи и задумывались об «окружающей среде», то, скорее всего, это было вызвано неприятным запахом, доносящимся с улицы. В то время автомобили только начали появляться в Нью-Йорке; кареты, тележки и трамваи приводились в движение лошадьми, точнее, тысячами лошадей, которые каждый день оставляли на улицах города 60 тыс. галлонов мочи и 2,5 млн фунтов навоза (основано на работе: Simon & Cannon, 2001). Многие люди сейчас не представляют огромный масштаб изменений, произошедших за минувший век. 100 лет назад люди жили не только значительно труднее, но и намного меньше. Статистика показывает, что средняя продолжительность жизни тогда составляла 46 лет для мужчин и 48 для женщин, а теперь — 74 и 79 лет соответственно. Несомненно, за прошедшее время многое изменилось к лучшему. Однако, как ные, но и отрицательные стороны, порождая новые, неожиданные проблемы. Как мы увидим, первые социологи не могли однозначно оценить современность, или изменения, вызванные индустриальной революцией. Ныне социологи видят и хорошие, и плохие аспекты постсовременности, недавних преобразований, к которым привели информационная революция и постиндустриальная экономика. Одно очевидно: никогда еще перемены ни были столь стремительны, как теперь. Что такое социальное изменение? В предыдущих главах мы рассматривали относительно статичные социальные формы, в том числе статус, роль, социальную стратификацию и социальные институты. Однако на наш образ жизни влияет и широкий диапазон динамичныххил: от технологических новинок до расширения городов и бюрократизации общества. Все они представляют собой аспекты социального изменения, трансформации культурных и социальных институтов с течением времени. Этот процесс характеризуются четырьмя отличительными чертами. , 1. Социальное изменение неизбежно. «Ни в чем нельзя быть уверенным, кро ме смерти и налогов» — гласит старая пословица. Однако, как сказано во вступлении к главе, за прошедший век средняя продолжительность жизни в США почти удвоилась, в результате чего существенно изменились даже наши представления о смерти. В 1900 г. Страйчеры, как и почти все амери канцы, платили очень низкий подоходный налог или не платили его вооб ще; за последний век налоги, а также размеры и сфера компетенции различ ных уровней власти значительно расширились. Иными словами, почти все подвержено изменениям. Тем не менее некоторые общества трансформируются быстрее других. Как показано в главе 4, основанные на охоте и собирательстве изменяются довольно медленно, тогда как члены современных обществ с высоким уровнем доходов становятся свидетелями значительных изменений перемен в течение жизни одного поколения. Более того, некоторые элементы культуры изменяются стремительнее остальных. Согласно теории культурного лага Уильяма Огбурна (Ogburn, 1964) (см. главу 3), материальная культура (вещи), как правило, претерпевает более быстрые трансформации, чем нематериальная (идеи и установки). Например, генная технология, позволяющая ученым изменять и, возможно, даже создавать жизнь, развивается активнее, чем этические стандарты, с помощью которых следует регламентировать ее использование. 2. Иногда социальные изменения намеренны, однако чаще всего они про исходят без всякого плана. Индустриальные общества активно поощря ют разного рода перемены. Например, ученые ищут более эффективные фор мы энергии, а рекламные агенты пытаются убедить нас в том, что наша жизнь не будет полноценной без какого-либо устройства. Однако предвидеть все 718 Часть V. Социальные изменения Глава 21. Социальные изменения 719 В 1900 г., когда в США основным транспортным средством оставались лошади, люди предвидели, что появятся автомобили, за один день преодолевающие расстояния, на которые ранее потребовались бы недели или месяцы. Но никто не знал, насколько сильно транспортная мобильность изменит жизнь в США, что семьи будут разделены, города и пригороды преобразятся, а природный мир окажется загрязненным. В 1900 г. в автокатастрофах погибли только 38 американцев (на заре века было всего лишь 8 тыс. «безлошадных экипажей»). Тогда мало кто мог предвидеть, что в последующие годы число жертв автокатастроф столь стремительно возрастет и через 100 лет в авариях будут погибать более 40 тыс. человек в год. 3. Социальные изменения противоречивы. История развития автомобильно го транспорта показывает, что у социальных изменений есть хорошие и пло хие стороны. Индустриальная революция, обусловившая появление автомо биля, сама по себе была противоречивой. Капиталисты приветствовали но вые технологии, повышавшие производительность труда и их прибыль, в то время как многие рабочие боялись, что машины сделают их навыки ненуж ными, и сопротивлялись «прогрессу». Сегодня, как и в прошлом, изменяющиеся социальные образцы — взаимоотношения между чернокожими и белыми, женщинами и мужчинами, гомосексуалистами и гетеросексуалами — порождают противоречия, касающиеся того, как нам следует жить. 4. Некоторые изменения имеют большую важность, чем другие. Некоторые изменения (скажем, прихоть в одежде) мимолетны, в то время как другие (например, распространение компьютеров) длительны и могут повлечь за собой преобразование всего мира. Приведет ли информационная революция к таким лее кардинальным изменениям, что и индустриальная? Подобно ав томобилям и телевидению, у компьютеризации есть положительные и от рицательные аспекты. Она приводит и к созданию новых рабочих мест, и к ликвидации старых, изолирует людей в офисах и в то же время связывает их с помощью глобальных электронных сетей, предоставляет доступ к огром ным объемам информации и угрожает вмешательством в личную жизнь. Причины социальных изменений Социальные изменения происходят по множеству причин. Кроме того, в мире, связанном современными коммуникационными и транспортными технологиями, какие-либо сдвиги, случившееся в одном регионе, вызывают перемены во всем мире. Культура и изменения В главе 3 («Культура») были указаны три источника культурных изменений. Во-первых, это изобретения, дающие начало новым объектам, идеям и социальным образцам. Так, исследования ракетных двигателей, начавшиеся в 1940-е гг., привели к изобретению космических кораблей. Сегодня мы воспринимаем эти технологии как данное, и, возможно, в XXI в. космические путешествия станут доступны- Сегодня большинство людей, имеющих доступ к компьютеру, живут в таких богатых странах, как США Однако число пользователей компьютеров растет и в бедных регионах мира. Как, по вашему мнению, новые информационные технологии повлияют на общества с традиционным укладом жизни? Все ли изменения окажутся хороши? Во-вторых, изменениям могут способствовать открытия, совершаемые людьми, которые обращают внимание на детали SТ Т бытия. Например, развитие медицины улучшает понимание человеческого организма. Это не только непосредственно влияет на здоровье людей, но и увеличивает среднюю продолжительность жизни, что уже привело к «старению» американской нации, как, впрочем, и других с высоким уровнем доходов. В-третьих, изменения могут быть результатом диффузии, или перемещения продукции, людей и информации из одной культуры в другую. Это признавал и Ральф Л и нто и (Linton, 1937a), который писал, что многие привычные элементы нашей культуры пришли в нее из других стран. Ткань (впервые сделанная в Азии), часы (изобретенные в Европе) и монеты (введенные в Турции) — все это стало частью нашей жизни. Как правило, материальные объекты распространяются быстрее, чем культурные идеи. То есть прорывы в науке совершаются настолько неожиданно (например, клонирование), что мы не успеваем понять, морально ли применение новых технологий. Важнейшую роль в изменении США на протяжении всей их истории играли иммигранты. В последние десятилетия выходцы из Латинской Америки и Азии внесли новые формы в американскую культуру, что с очевидностью сказывается на внешнем виде, спектре ароматов и звуков в городах Америки. И наоборот, мощь США обеспечивает проникновение в другие общества многих аспектов американской культуры — от чизбургеров и хип-хопа до степеней магистров в сфере управления бизнесом. Конфликт и изменения Напряженность и конфликты в обществе также приводят к изменениям. Карл Маркс считал классовый конфликт основной движущей силой, заставляющей общество перейти с одной стадии на другую (см. главу 4 «Общество» и главу 10 720 Часть V. Социальные изменения Глава 21. Социальные изменения 721 капиталистов и рабочих индустриальное капиталистическое общество подойдет к социалистической системе производства. Столетие, минувшее после смерти Маркса, показало упрощенность его модели. Однако он оказался прав в том, что социальный конфликт, порождаемый неравенством (не только классовым, но и расовым и тендерным), подталкивает любое общество, в том числе и американское, к изменениям. Идеи и изменения Заслуга в понимании социальных изменений принадлежит также Максу Веберу. Он признавал, что таковые могут быть вызваны и конфликтом, но все же главными причинами оказываются идеи. Например, изменение порождено взглядами людей, имеющих определенную харизму. Вебер иллюстрировал важность идей на примере того, как религиозные убеждения ранних протестантов способствовали распространению промышленного капитализма (см. главу 4 «Общество»). Возникновение и распространение индустриального капитализма в регионах Западной Европы, где господствовала протестантская мораль, Вебер считал подтверждением своих представлений об идеях как двигателе (Weber, 1958, первое изд. — 1904-1905). Идеи вызывают и социальные движения,, В главе 20 показано, что изменения основаны на решимости людей добиваться общими усилиями, скажем, защиты окружающей среды или более справедливого устройства мира, улучшения жизни угнетаемых. Например, движение за права гомосексуалистов поддержано теми, кто считает, что лесбиянки и геи должны обладать равными с гетеросексуалами правами и возможностями. Демографические изменения Характеристики населения также трансформируют общество. Как описано во вступлении к главе, 100 лет назад типичное домохозяйство (4,8 человека) было крупнее, чем ныне (2,6 человека). Теперь женщины имеют меньше детей, люди чаще живут в одиночку. Изменения выражаются еще и в том, что американская нация стареет. В 2000 г. 12% жителей США были старше 65 лет (в 3 раза больше, чем в 1900 г.). В 2030 г. пожилые люди будут составлять 20% населения США (U. S. Census Bureau, 2001). Этой категории уже уделяется повышенное внимание со стороны медиков и работников сферы здравоохранения. Однако подобная тенденция чревата рядом перемен и в других областях, что связано со специфическими требованиями растущего числа пожилых потребителей к жилищным условиям и качеству товаров. Еще один демографический фактор, способствующий изменениям, — миграция людей (и внутри одной страны, и между разными странами). С 1870 по 1930 г. в промышленные города США приехали десятки миллионов иммигрантов. Еще многие миллионы людей перебрались туда из сельскохозяйственных регионов. В результате сельские сообщества уменьшились, а число городских жителей возросло, и к 1920 г. США стали обществом с подавляющей долей городского населения. Изменения подобного рода происходят и поныне, поскольку люди переезжают из «снежного» пояса в «солнечный», смешиваясь с новыми иммигрантами из В каких регионах США демографические изменения наиболее сильные, а в каких — минимальны? На этот вопрос помогает ответить карта США 21.1, которая показывает, где проживает наибольшее число людей, никуда не переезжавших на протяжении 30 и более лет1. Современность Важную роль в исследовании социальных изменений играет понятие современности (социальные формы, ставшие результатом индустриализации). Под этим словом обычно подразумевают «настоящее» в связи с «прошлым». Социологи же осмысливают данное понятие как социальные формы, порожденные индустриальной революцией, которая началась в Западной Европе в середине XVIII-в". и охватила Соединенные Штаты в течение последующих^ лет. Говорят также и о модернизации2, которая представляет собой процесс социального изменения, начатого индустриализацией. О некоторых изменениях, произошедших за последний век, можно узнать из табл. 21.1. Соединенные Штаты^тали огромной, урбанистической и богатейшей страной, однако существенно изменились и традиционные семьи{Индустриальные технологии привели США к процветанию, но вызвали и ряд проблем экологического характера. Таблица 21.1 Соединенные Штаты: век изменений 2000 76 млн чел. 40 46 лет (мужчины); 48 лет (женщины) 22,9 года $8 тыс. (в эквиваленте 2000 г.) 43% 10 1 на 2000 домо- хозяйств Примерно 1 развод на 20 браков 34 1900 281 млн чел. 80 74 года (мужчины); 79 лет (женщины) 35,3 года $40 тыс. (в эквиваленте 2000 г.) 15% 98 1,3 на каждое домохозяйство Примерно 8 разводов па 20 браков 1100 Население страны Процент городского населения Средняя продолжительность жизни Медианный возраст Средний доход в расчете на одно домохозяйство Часть дохода, которая тратится на питание Процент домов с канализацией Среднее число автомобилей Показатель количества разводов Среднегодовое потребление нефтепродуктов на одного человека (в галлонах) В целом только около 9% американцев живут па одном месте более 30 лет. Округа с высокой пропорцией «старожилов», как правило, за последние десятилетия подверглись меньшим изменениям. Многие районы в них сохранились со времен Второй мировой войны, и довольно часто там проживают те же семьи, что и раньше. Что можно сказать об этих стабильных регионах? Почему большинство этих округов сельские и удалены от побережья? От англ. modernization — «осовременивание». Современность иногда именуют в социологии эпохой Глава 21. Социальные изменения 723 Четыре особенности модернизации В своем авторитетном исследовании социальных изменений Питер Бергер (Berger, 1977) выделяет четыре особенности модернизации: 1. Ослабление небольших традиционных сообществ. Модернизация связана с «постепенным ослаблением, если не уничтожением... относительно спло ченных сообществ, благодаря которым люди обретали чувство солидарно сти и значимости» (Berger, 1977). Тысячи лет племена, занимавшиеся охо той и собирательством, и сельские общины на территории Европы и Север ной Америки представляли собой малые сообщества, в которых социальная жизнь человека вращалась вокруг его семьи и соседей. В таких традицион ных мирах каждому отводилось его точно означенное место, которое, хотя и ограничивало выбор, обеспечивало надежное чувство идентичности, при надлежности к целому и целеустремленности. Малые изолированные сообщества, .конечно, еще существуют в удаленных уголках США, однако так живет немного американцев, а их изолированность почти исключительно географическая. Автомобили, телефоны, телевидение и компьютеры порождают у сельских жителей чувство принадлежности к обществу в целом и связывают их с остальным миром.
Современные люди организуют свои повседневные дела с точностью до минуты. Вместе с появлением в позднее средневековье часов европейцы стали исчислять время часами и минутами, а не восходами и заходами солнца и сменами времен года. Поглощенные мыслями о личной выгоде, наши современники требуют точности и соглашаются с утверждением: «Время — деньги». Бергер подчеркивает, что хороший показатель степени модернизации 724 Часть V, Социальные изменения Наконец, следует напомнить, что модернизация послужила импульсом к появлению социологии. Как сказано в главе 1, социология возникла с индустриальной революцией, прокатившейся по Западной Европе, где социальные изменения происходили наиболее быстро. Первые европейские и американские социологи как раз и занимались анализом зарождающегося современного общества и вытекающих из этого положительных и отрицательных последствий для людей. Фердинанд Теннис: утрата общности В своей теории Gemeinschaft(общности) и Gesellschaft(общества) немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855—1937) дал объяснение процессу модернизации, которое до сих пор не утратило своей актуальности (оно оказало значительное влияние на работы Питера Бергера). Он рассматривал модернизацию как прогрессирующую утрату Gemeinschaft, или человеческой общности (Tonnies, 1963, первое изд. — 1887). Автор считал, что индустриальная революции со свойственным ей акцентированием фактов, эффективности и денег ослабляет социальную структуру семьи и традиций. По мере того, как людей начинают в основном связывать личные интересы, европейские и североамериканские сообщества постепенно утрачивают свои корни и становятся безликими; это состояние Теннис называл Gesellschaft. В начале XX в. на самом деле часть регионов США приближалась к понятию Gemeinschaft. Семьи, жившие из поколения в поколение в небольших деревнях и городах, объединяли тяжелый труд и почти неизменный образ жизни. Телефоны (изобретенные в 1876 г.) встречались редко, а первый звонок с одного побережья США на другое был сделан только в 1915 г. Живя без телевидения (появившегося в 1939 г. и получившего широкое распространение только после 1950 г.), люди развлекали себя тем, что часто собирались по вечерам с друзьями и рассказывали истории, делились своими горестями или пели песни. Из-за отсутствия быстрого транспорта (конвейер Генри Форда начал работу в 1908 г., однако автомобили получили широкое распространение только после Второй мировой войны) люди всю свою жизнь жили в одном Небольшом городке, который был для них целым миром. Конечно, в этих малых сообществах происходили расовые, этнические и религиозные конфликты. Однако, по мнению Тенниса, из-за традиционности Ge-meinschaftлюди были «объединены, несмотря на все разделяющие их факторы» (Tonnies, 1963). Современность выворачивает общества наизнанку, поэтому, писал Теннис, люди становятся «обособленными, несмотря на объединяющие их факторы» (Tonnies, 1963, orig. 1887). Таков мир Gesellschaft, в котором большинство людей, особенно в крупных городах, живут среди незнакомцев не обращают никакого внимания на окружающих. В мобильном безличном мире трудно установить доверительные отношения; люди ставят свои личные интересы выше верности группе, а большинство взрослых полагают, что при общении с другими «осторожность не бывает чрезмерной» (NORC, 2001). Поэтому неудивительно, что миллионы мужчин и женщин еженедельно посещают собрания групп поддержки (также состоящих из незнакомых визави), желая, пусть и на время, обрести эмоциональные отношения и найти Глава 21. Социальные изменения 725 Критическая оценка. Теория Gemeinschaftи GesellschaftТенниса — самая популярная модель объяснения модернизации. Ее сила в том, что в ней учтена совокупность различных аспектов изменения: рост населения, расширение городов и обезличенность социальных взаимодействий. Однако современная жизнь, хотя и оказывается обезличенной, не лишена полностью духа Gemeinschaft. Даже в мире чужих друг другу людей встречается крепкая продолжительная дружба. Традиции особенно сильны в этнических сообществах, жители которых поддерживают тесные связи. Тенниса упрекают еще и в том, что он почти не учитывал, какие факторы (индустриализация, урбанизация, ослабление семей) выступают причиной, а какие — следствием перемен. По мнению некоторых ученых, он с явной симпатией относился к традиционным обществам1,(возможно, даже романтизировал их), игнорируя семейные, соседские и'дружеские связи в современных. Эмиль Дюркгейм: разделение труда Французский социолог Эмиль Дюркгейм, работы которого рассматривались в главе 4 («Общество»), разделял интерес Тенниса к фундаментальным социальным изменениям, вызванным индустриальной революцией. Он считал, что модернизация обусловлена усиливающимся разделением труда, или специализацией экономической деятельности (Durkheim, 1964а; первое изд. — 1893). Если люди в традиционных обществах обычно выполняют одинаковые виды деятельности, то в современных играют дифференцированные роли. Макс Вебер утверждал, что отличительным признаком современного общества является рациональное мировоззрение. Почти во всех работах, посвященных современности, Вебер основное внимание уделял тем типам людей, которых считал типичными для своей эпохи: ученым, капиталистам и бюрократам. Все они рациональны до мозга костей: ученые посвящают свою жизнь методичному поиску Дюркгейм писал, что первые объединены механической солидарностью, или общими моральными взглядами. Иными словами, они воспринимают всех окружающих одинаково, поскольку все выполняют такую же работу и принадлежат к одной группе. Предложенное Дюркгеймом понятие механической солидарности близко к Gemeinschaft Тенниса. 726 Часть V. Социальные изменения Глава 21. Социальные изменения 727 С модернизацией разделение труда становится все более выраженным. Дюрк-гейм видел в этом утрату механической солидарности и развитие другого вида взаимосвязей — органической солидарности, или взаимозависимости людей, выполняющих специализированную работу. Проще говоря, современные общества объединяют не сходства, а различия: стремясь к удовлетворению собственных потребностей, мы, как правило, зависим от других людей. Органическая солидарность соответствует понятию Gesellschafzjemmca.. Несмотря на очевидные сходства взглядов Дюркгейма и Тенниса, их представления о современности несколько различались. Немецкий социолог отождествлял переход от Gemeinschaftк Gesellschaftс утратой социальной солидарности, так как в результате него современные люди теряют «естественные» и «органичные» узы, свойственные деревенскому образу жизни, сохраняя только «искусственные» и «механические» связи, какие характеризуют существование больших городов. Дюркгейм по-другому оценивал современность и, чтобы подчеркнуть это, даже использовал терминологию Тенниса, но с совершенно противоположным смыслом. Он называл современное общество «органичным», утверждая, что оно столь же естественно,,йак любое другое, и описывал традиционные как «механические (регламентированные).Таким образом, Дюркгейм рассматривал модернизацию не как утрату общности, а Ток переход от одной общности, в основе которой лежит близость (родство и соседство), к такой, что базируется на экономической независимости (разделение труда). Теория современности Дюркгейма сложнее, чем Тенниса, но она и позитивнее. Критическая оценка^ Представления этих социологов оказали существенное влияние на анализ современности. Дюркгейм придерживался более оптимистичной точки зрения, чем Теннис. Однако он опасался, что современные общества могут стать разнородными и придут в состояние аномии, когда нормы и ценности слабы и несогласованы и общество морально почти не направляет человека. Без такой прочной связи люди становятся эгоцентричными и теряют смысл жизни. \ Показатели самоубийств, которые Дюркгейм считал верным признаком ано-мии,)за XX в. в США выросли. Брлее того, недавнее исследование показало, что подавляющим большинством взрослых американцев моральные решения не разделяются на правильные или ошибочные, а представляют собой некую однородную смесь — «оттенки серого» (NQRC, 2001). Однако даже в этом случае общие нормы и ценности, принятые в современных обществах, все еще достаточно сильны, чтобы люди почувствовали значимость и обрели целеустремленность. Более того, каким бы ни был риск аномии, большинство, по-видимому, одобряет свободу личности, предоставляемую современным обществом. Макс Вебер: рационализация Макс Вебер, работы которого также рассматривались в главе 4 («Общество»), видел суть современности в замене традиционного мировоззрения рациональным мышлением. В доиндустриальных обществах традиции препятствуют изменениям. Тогда значение слова «истина» было эквивалентно смыслу выражения «всегда представляет собой результат рациональных исчислений. Теперь человек предпочитает эффективность и не питает особого уважения к прошлому, поэтому принимает те социальные образцы, которые позволяют достигнуть целей. Следуя Теннису и Дюркгейму, которые писали об ослаблении традиций в процессе индустриализации, Вебер объявил, что современное общество «освобождается от иллюзий». Неоспоримые истины прошлого рациональное научное мышление ставит под сомнение. Другими словами, такое общество отворачивается от богов. На протяжении всей своей жизни Вебер изучал различные современные «типы» людей — капиталистов, ученых и бюрократов, мировоззрение которых можно назвать рационалистическим, и именно оно, по мнению Вебера, служит приметой современности. Критическая оценка. По сравнению с Теннисом и особенно с Дюркгеймом Вебер воспринимал современное общество критически. Он знал, что наука может творить технологические и организационные чудеса, но его беспокоил ее негативный эффект — способность отвлечь человека от фундаментальных вопросов о смысле и цели существования. Вебер боялся, что рационализация, особенно бюрократическая, опутает человека бесконечными правилами и предписаниями. Наконец, некоторые критики Вебера считают, что отчуждение, причины которого он видел в бюрократии, на самом деле обусловлено социальным неравенством. Это замечание приводит нас к идеям Карла Маркса. Карл Маркс: капитализм Для Карла Маркса современное общество было синонимом капитализма; он считал индустриальную революцию капиталистической и связывал возникновение буржуазии в средневековой Европе с ростом торговли. По мере того как буржуазия брала под свой контроль возникшую систему производства, он заменяла феодальную аристократию. Маркс соглашался с тем, что современность ослабляет малые сообщества (о чем писал Теннис), усиливает разделение труда (на что указывал Дюркгейм) и способствует развитию рационального мировоззрения (как считал Вебер). Однако Маркс рассматривал все эти факторы лишь как условия, необходимые для процветания капитализма. Тот способствует вовлечению жителей деревень и малых городов в постоянно расширяющуюся рыночную систему, сконцентрированную в крупных городах; специализация необходима для эффективной работы заводов, а рациональность олицетворяет постоянную заботу капиталистов о получении прибыли. В предыдущих главах мы обрисовали Маркса как воодушевленного критика капиталистического общества, однако его представления о современности оптимистичны. В отличие от Вебера, считавшего возникшее общество бюрократической «железной клеткой», Маркс верил, что социальный конфликт в капиталистических обществах посеет зерна революции, которая приведет к торжеству социализма. Он полагал, что при помощи индустриальных технологий социалистическое общество улучшит жизнь людей и устранит социальные классы, источник социальных конфликтов и дегуманизации. Хотя Маркс жестко критиковал современный мир, он полагал в будущим установление человеческой свободы, творчества 728 Часть V. Социальные изменения Глава 21. Социальные изменения 729 Критическая оценка. Теория Маркса — сложная концепция капитализма, однако ее автор недооценивал доминирование бюрократии в современных обществах. В частности, в социалистических странах отрицательные последствия бюрократизации оказываются столь же сильными, а то и более негативными, чем дегумани-зизация при капитализме. Масштаб народной оппозиции гнету государственной бюрократии иллюстрируют политические потрясения, произошедшие в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе в 1990-е гг. Теоретический анализ современности Становление современного мира — трудный процесс, включающий многие аспекты изменений, которые описаны в предыдущих главах и обобщены в табл. 21.2. Как же объяснить столь широкий диапазон перемен, происходящих одновременно? Социологи предлагают два толкования: одно основано на структурно-функциональном подходе, а второе — на теории социального конфликта. Традиционные и современные общества: общая картина Элементы общества Культурные Ценности Нормы Ориентация во времени Технология Социальная Статус и рол Структурно-функциональная теория: современность как массовое общество 11 ноября. lAAocce 275. Ыз окна автомобиля алы видим автозаправочные станции $Р и Sunoco, магазины /C-ytia^t и 'Wa£-JA4.czZt, отель -AmeziSuites, мексиканский ресторан Chi Chi и рестораны /job £vans и yi4cDona£c/'s. Эта дорога окружает Ъ^инциннати, однако с тем же успехом, она могла быть в любом, другом, регионе Cliiyi. Если подойти к вопросу широко — основываясь на идеях Фердинанда Тенниса, Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера, — то модернизацию следует связать с возникновением массового общества (Dahrendorf, 1959; Kornhauser, 1959; Nisbet, 1966, Взаимоотношения Передача информации Социальный контроль Социальная стратификация Тендерные нормы Традиционные общества образцы Однородные, сакрализованные; мало суб- и контркультур Высокая значимость морали, нетерпимость к различиям Настоящее связано с прошлым Доиндустриальная; используется энергия человека и животных структура ь Небольшое число статусов, большинство предписаны; мало специализированных ролей Обычно родственные; почти отсутствует обезличешюсть или конфиденциальность От человека к человеку Неофициальные слухи Жесткие формы социального неравенства; низкая мобильность Выраженный патриархат; жизнь женщин вращается вокруг Таблица 21.2 Современные общества Неоднородные, имеют светские основания; много суб-и коитркультур Переменчивость морали, терпимость к различиям Настоящее связано с будущим Индустриальная; используются более совершенные источники энергии Большое число статусов, некоторые из которых предписаны, а некоторые достигнуты; много специализированных ролей Обычно не связанные только с родством; высокая степень анонимности или конфиденциальности От человека к человеку, а также при помощи СМИ Официальные законы и полиция Гибкие формы социального неравенства; высокая мобильность Менее выраженный патриархат; многие женщины имеют оплачивае- Элементы общества Формы проживания Социальные Экономика Государство Семья Религия Образование Здоровье Социальные изменения Традиционные общества Малый масштаб; население обычно невелико и распределено по деревням и небольшим городам институты Основана па сельском хозяйстве; многие товары производятся дома; почти нет профессий «белых воротничков» Небольшое правительство; слабое вмешательство государства в общественные дела Большая семья как основное средство социализации и экономического производства Религия определяет мировоззрение; незначительный религиозный плюрализм Официальное образование доступно только членам элиты Высокий уровень рождаемости и смертности; низкая средняя продолжительность жизни, обусловленная низким жизненным уровнем и плохим развитием медицинских технологий Происходят медленно; заметны только по прошествии многих поколений Современные общества Крупный масштаб; население велико и сконцентрировано в крупных городах Основана на массовом промышленном производстве; центрами его становятся заводы; возрастание доли профессий «белых воротничков» Разветвленное правительство; активное вмешательство государства в дела общества Семья как ячейка сохраняет некоторые функции социализации, однако скорее представляет собой союз потребления, а не производства Ослабление роли религии вместе с развитием науки; заметный религиозный плюрализм Базовое образование становится всеобщим; увеличивается относительное число людей с более высоким уровнем образования Низкий уровень рождаемости и смертности; увеличение средней продолжительности жизни, обусловленное повышением жизненного уровня и усовершенствованием медицинских технологий Происходят быстро; проявляются в течение жизни одного поколения 730 Часть V, Социальные изменения Глава 21. Социальные изменения 731 ство — то, в котором традиционные социальные связи ослаблены промышленностью и бюрократией. Оно обеспечивает высокую производительность; его члены получает в среднем больший доход, чем когда бы то ни было. В то же время его характеризует ослабление родственных и соседских отношений, поэтому люди часто чувствуют себя социально изолированными. Многие представители массовых обществ материально обеспечены, однако духовно слабы и томятся от моральной неопределенности, незнания, как следует жить. Массовый масштаб современной жизни. Прежде всего теория массового общества утверждает, что современная жизнь гораздо более масштабна. Перед индустриальной революцией Европа и Северная Америка представляли собой мозаику бесчисленных деревень и мелких городков. В этих небольших сообществах, олицетворявших, согласно Теннису, Gemeinschaft, жизнь людей протекала в окружении родственников и определялась общим наследством. Неофициальным, хотя и эффективным, способом гарантировать соответствие стандартам сообщества были слухи. Для таких малых сообществ, в которых моральные ценности сильны, характерна нетерпимость к социальным отличиям; именно в этом и заключается состояние механической солидарности, описанное Дюркгеймом. Например, до 1690 г. английские законы требовали, чтобы каждый человек регулярно участвовал в христианском таинстве святого причастия (Laslett, 1984). Из всех североамериканских колоний Новой Англии только в Род-Айленде допускались религиозные различия. Поскольку возникновение социальных различий не допускалось, суб- и контркультуры возникали редко, а изменения происходили медленно. Рост населения, городов и специализация экономической деятельности, вызванные индустриальной революцией, постепенно изменили этот образец. Люди стали воспринимать друг друга согласно профессии (например, как «врача» или «служащего в банке»), а не по принадлежности к группе родственников или по месту жительства. Большинство окружающих стали рассматриваться просто как незнакомые. Личное общение, благодаря которому в деревнях обмениваются новостями, сменили СМИ — газеты, радио, телевидение и компьютерные сети, углубившие процесс социального дробления. Повседневные задания, которые раньше выполнялись членами семьи, друзьями и соседями, постепенно стали сферой ответственности крупных организаций; государственное образование привлекло больше людей в школы, а полиция, юристы и судьи образовали официальную систему правосудия. Даже милосердие перестало быть обязанностью родственников и соседей и оказалось бюрократической деятельностью работающих на различные службы социального обеспечения. Географическая мобильность и возможность выбора различных жизненных путей ослабляют традиционные ценности. Люди становятся терпимее к социальному разнообразию, защищая индивидуальные права и личную свободу. Расовые, тендерные и религиозные предрассудки считаются устаревшими и несправедливыми, угнетенные меньшинства получают доступ к власти и активнее участвуют в общественной жизни. Открывшаяся личная свобода оказывается импульсом к развитию немалого числа субкультур. В то же время СМИ поддерживают общенациональную культуру, КОТОШ.Я ОСЛаблЯеТ ТПЯ ПИТГИПННЫе ПЯ-ЧГГИиПЯ птпрпиишмр n-эиор, погнпии ^тп1пм „тллгг- от друга. По словам одного ученого, «даже в городе Батон-Руж, штат Луизиана, дети уже говорят не "y'all", a "youguys'4, как слышат по телевизору» (Gibbs, 2000). Сторонники теории массового общества опасаются, что процесс образования единой массы из людей, имевших разное окружение, чреват всеобщей дегуманизацией. Непрерывное расширение государственных институтов. В небольших доин-дустриальных обществах Европы государство имело столько же власти, что и любой местный аристократ-землевладелец. Формально странами управляли королевские семьи, однако без эффективных транспортных и коммуникационных средств даже абсолютные монархи обладали гораздо меньшей властью, чем современные политические лидеры. Технологические достижения позволили правительствам и государственным органам достичь небывалых масштабов и сосредоточить огромную власть. Когда Соединенные Штаты получили независимость от Великобритании, федеральная администрация была крошечной и занималась вопросами национальной безопасности. За прошедшее время она превратила в сферы своих интересов многие другие области социальной жизни: образование, регулирование доходов и условий труда, стандартизацию различных товаров и оказание финансовой помощи больным и безработным. Финансирование этих программ потребовало увеличения налогов: в настоящее время средний работник трудится на государство пять месяцев в год. В массовом обществе власть принадлежит группе бюрократов, люди же из местных сообществ могут контролировать их жизнь только незначительным образом. Например, государственные чиновники определяют, что школы в регионах должны придерживаться стандартизированной образовательной программы, местные товары необходимо сертифицировать в государственных органах и каждый гражданин должен тщательно вести учет налогов. Возможно, такое регулирование защищает людей и способствует социальному равенству, однако это принуждает нас взаимодействовать с чиновниками и бюрократами, которые остаются для нас безымянными, отдаленными и не воспринимающими конкретные проблемы, что нарушает автономную жизнь семей и сообществ. Критическая оценка. Сторонники данной теории утверждают, что у трансформации малых сообществ есть положительные аспекты, хотя и утрата части нашего культурного наследия неизбежна. В современном обществе люди обладают большими правами, они терпимее относятся к социальным различиям и уровень их жизни выше (Inglehart & Baker, 2000). Однако существует опасность, о которой предупреждал Вебер, — чрезмерной бюрократизации, а также эгоизма (на что указывал Теннис) и аномии (о чем писал Дюркгейм). Величина современных обществ, сложная их организация и терпимость к различиям уничтожают традиционные ценности и семейные формы, оставляя людей изолированными, бессильными и материалистичными. Как показано в главе 16 («Политика и управление»), серьезной проблемой в США оказалась апатия избирателей. Но стоит ли удивляться, что люди в огромных обществах не верят в возможности одного человека изменить сложившееся положение? Y'all(англ., сокр. от you-all) — «вы псе», используется при обращении к двум и более собеседникам ИЛИ К OHHOMV MenORClCV. ППСЛСТЯП ЛЯЮГПРМУ ГГМ1.Ю. ППГЯНИЛЯПИЮ И 'Г Л ' ПП11 I'ttW: — «Н.ЧПНИ» 732 Часть V. Социальные изменения |