Главная страница
Навигация по странице:

  • -s">У— у"Ч 20 20 U>-s

  • Критическая оценка.

  • Взгляд в будущее: модернизация и глобальное будущее

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница73 из 74
    1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   74

    Постсовременность (постмодерн)

    Если современность как феномен возникла после индустриальной революции, возможно ли утверждать, что информационная революция породит постсовремен­ность? Некоторые ученые считают, что так и происходит, говорят о постмодерне (социальных формах, характерных для постиндустриальных обществ).

    Точный смысл слова «постмодерн» остается предметом споров. Уже несколько

    десятилетий оно используется R литепдтугшыу гЬмттпгпгЬгк-иу ы п^-**р anvoToi/rvn.

    ных работах. Социологи подхватили этот термин на волне социальной критики, ко­торая началась с распространения в 1960-е гг. левых политических взглядов. Суще­ствует много вариантов постмодернистского мышления, однако все они предпола­гают 5 основных аспектов (Bernstein, 1992; Borgmann, 1992; Crook, Pakulski, & Waters, 1992; Hall & Neitz, 1993; Inglehart, 1997; Rudel & Gerson, 1999):

    1. Современность не обеспечила решение важнейших проблем. Современная эпоха обещала избавить люден от нужды. Однако постмодернисты считают, что XX в. не привел к решению таких социальных проблем, как бедность, и подтверждают это тем, что многие люди все еще в финансовом отношении чувствуют себя неуверенно.

    2. Яркий свет «прогресса» угасает. Современные люди смотрят в будущее, ожидая, что их жизнь значительно улучшится. Однако члены (и даже лиде­ры) постмодернистских обществ не так оптимистичны. Более того, вооду­шевление, сопровождавшее формирование современной эпохи более века назад, уступило место пессимизму; большинство взрослых американцев счи­тают, что жизнь становится хуже (NORC, 2001).

    3. Наука более не дает ответов на вопросы. Определяющими чертами совре­менной эры были научный взгляд и убежденность в том, что технологии улуч­шат жизнь. Однако постмодернисты отмечают, что наука не решила многие старые проблемы (например, медицинские) и даже создала новые (такие, как загрязнение окружающей среды).

    Постмодернистские мыслители упрекают науку в «метанарративности», что подразумевает единственность истины. Они утверждают, что объективная реальность и истина не существуют вообще. Реальность, говорят они, экви­валентна «социальной конструкции»; более того, мы можем «вскрыть про­тиворечия» в науке и увидеть, насколько часто та используется в политиче­ских целях, особенно влиятельными социальными группами.

    1. Усиление культурных разногласий. Современность должна была оказаться эрой индивидуальности и терпимости, но и в этом она не оправдала ожиданий. Сторонники феминизма указывают, что патриархат все еще ограничивает жизнь женщин, а сторонники мультикультурализма добиваются улучшения положения меньшинств, которые еще остаются на обочине социальной жизни. Более того, сейчас, когда многие люди имеют все необходимые им материаль­ные блага, еще большую важность приобрели идеи. Таким образом, постмодерн представляет собой и постматериалистическую эру, когда значительное обще­ственное внимание будут привлекать такие вопросы, как социальная справед­ливость, защита окружающей среды и права сексуальных меньшинств.

    2. Изменение социальных институтов. В свое время индустриализация повлек­ла за собой масштабное преобразование социальных институтов; то же самое происходит и по мере развития постиндустриальных обществ. Например, ин­дустриальная революция поставила в центр жизни материальные вещи, а ин­формационная выдвигает на первое место идеи. Семья в эпоху постмодерна также уже не соответствует никакому единственному образцу; напротив, люди

    UAnfT OT.mt.!IWT!.

    740 Часть V, Социальные изменения

    Глава 21. Социальные изменения 741


    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Отслеживая перемены: улучшается или ухудшается жизнь в США?

    Эту главу мы начали с описания того, какой была жизнь в крупном американском городе в 1900 г. Нетрудно заметить, что во многих отношениях сейчас мы живем лучше, чем наши прадеды и пра­прадеды. Однако за последние десятилетия произошли не только положительные изменения. Ниже описаны некоторые тенденции, формирующие американское общество с 1970 гг.

    Средняя

    Бедность среди людей старше 65 лет

    продолжительность

    жизни людей

    старше 65 лет

    25

    1970

    1970

    1970

    1996

    1997

    1998

    Число людей,

    окончивших

    колледж







    Доля людей, не окончивших среднюю школу

    1996

    1998

    1970

    1970

    Число летальных исходов в авто­катастрофах, вызванных употреблением алкоголя

    Наркомания

    If! Ill»

    iH--

    P. ES



    50


    среди подростков

    30

    о. ь о

    £0 * CX X

    20


    1977

    1997

    20

    1996

    Доступность жилья

    200 г

    1975




    Безработ

    ица







    10
















    5 п

    •♦♦* *




    Сначала скажем о хорошем: по некоторым оценкам (см. первый ряд графиков), жизнь, не­сомненно, улучшается. Уровень детской смертности постепенно снижается, а это означает, что все меньше детей умирают вскоре после рождения. Растет число людей, которые дожи­вают до старости; перешагнувшие рубеж 65 лет живут дольше, чем когда бы то ни было. Еще одна хорошая новость: сейчас количество бедняков среди пожилых людей намного меньше, чем в 1970 г. Школьное образование также улучшилось: доля людей, не оканчивающих сред­нюю школу, снизилась, а число выпускников колледжей, напротив, увеличилось. Другие показатели не изменились: по некоторым признакам жизнь осталась примерно такой же, что и в 1970-е гг. Например, наркомания среди подростков в 1996 г. оказалась столь же распространенной, что и в предыдущем поколении. Количество смертных случаев в автока­тастрофах, вызванных пьянством, почти не уменьшилось. За прошедшие годы безработица возрастала и убывала, однако ее общий уровень остался примерно тем же. Наконец, в 1996 г. примерно такая же, что и в 1970-м, доля людей могла позволить себе приобретение жилья.

    Уровень детской бедности



    Относительное

    число само­убийств среди молодежи

    30

    У— у"Ч

    20

    20

    U>-s

    . ев с "Ъч 10

    5- Ю


    о й '

    л——N

    СО и I

    о

    1996

    1976

    1996

    1996

    1970

    Уровень

    преступлений,

    сопряженных

    с насилием





    й 1000


    200

    1970


    996

    1970

    1970

    Число людей,

    не имеющих

    медицинской

    страховки




    1996

    1996

    1996

    1970

    Теперь о плохом: по некоторым оценкам, в том числе касающимся детей, качество жизни в США снизилось. Выросло количество официально зарегистрированных случаев жестокого обращения с детьми, то же характеризует уровень детской бедности и самоубийств среди

    742 Часть V. Социальные изменения

    Глава 21. Социальные изменения 743


    равно выше показателей 1970 г. Средний недельный доход - один из индикаторов надежно­сти экономического положения - снижается, в результате для поддержания равновесия се­мейного бюджета вынуждены работать двое и более членов семьи. Число людей, не имею­щих медицинской страховки, также увеличивается. Наконец, в США возрастает экономиче­ское неравенство.

    Итак, в целом данные не подтверждают идею о «прогрессе». Социальные изменения являют­ся - и, возможно, останутся - сложным процессом, отражающим заданные в стране приори­теты, а также наше стремление к их достижению. А что думаете вы?

    1. Можете ли вы, опираясь на материал предыдущих глав, объяснить какие-нибудь из опи­санных тенденций? Какие?

    2. Какие из тенденций вы считаете наиболее важными? Почему?

    3. Как вы думаете, качество жизни в США улучшается или ухудшается? Почему?
    Источник. Miringoff & Miringoff, 1999.

    Критическая оценка. Ученые, утверждающие, что общества с высоким уров­нем доходов входят в эпоху постмодерна, критикуют современность за то, что она не смогла удовлетворить человеческие потребности. Однако лишь немногие пола­гают очевидным ее крах; за прошедший век мы все-таки достигли значительных успехов в увеличении продолжительности и повышении уровня жизни. Более того, даже если мы примем взгляды постмодернистов на науку и прогресс как на иллю­зию, разве у нас есть альтернативы?

    Наконец, многие ученые предлагают совершенно иные объяснения недавних социальных тенденций.

    Взгляд в будущее: модернизация и глобальное будущее

    В главе 1 мы предложили представить, будто весь мир уменьшился до масштабов одной деревни, насчитывающей тысячу жителей. Около 175 ее обитателей отно­сились бы к представителям стран с высоким уровнем доходов, а 200 были бы на­столько бедны, что это угрожало бы их жизни.

    Трагическое положение бедняков показывает, что некоторые крайне необходи­мые изменения еще не произошли. В главе 12 («Глобальная стратификация») пред­ставлены две различные точки зрения на то, почему во всем мире насчитывается 1 млрд попросту нищих людей. Теория модернизации утверждает, что когда-то все были бедны, технологические изменения, особенно индустриальная революция, повысили производительность труда и подняли жизненный уровень в некоторых странах. С этой точки зрения решение проблемы глобальной бедности заключает­ся в содействии технологическому развитию всех стран.

    Однако по указанным выше причинам такая всеобщая модернизация довольно трудна. Вспомните, что Дэвид Рисман описывал живущих в доиндустриальных обществах как приверженных традициям и склонных сопротивляться изменени­ям. Поэтому сторонники теории модернизации утверждают: богатые общества долж­ны помочь экономическому развитию бедных стран. Индустриальным державам

    бежных студентов и предоставлять бедным странам помощь, стимулирующую эко­номический рост.

    Приведенный в главе 1.2 обзор теории модернизации показывает, что подобная политика оказалась успешной в Латинской Америке и еще ряде азиатских стран — Тайване, Южной Корее, Сингапуре и Гонконге. Однако она породила и негативные последствия. Люди, придерживающиеся традиционного уклада (например, бразиль­ское племя кайапо), смогли увеличить доходы, но утратили былые ценности и куль­турное своеобразие, присоединяясь к глобальной McCulture1западного материализ­ма, поп-музыки, модной одежды и быстрого питания. Один бразильский антрополог так говорит о будущем кайапо: «По крайней мере они быстро поняли последствия про­смотра телепередач... Теперь у них есть выбор» (Simons, 2001).

    Однако далеко не все считают, что модернизация бедных стран возможна. Со­гласно второму подходу к глобальной стратификации, теории зависимости, совре­менные бедные общества, даже если и пожелают осуществить подобное, не смогут модернизироваться. Основным барьером для экономического развития оказыва­ется не традициональный уклад, а глобальное господство богатых, капиталистиче­ских обществ. Первоначально оно выступало в форме колониализма, благодаря чему европейцы захватили Латинскую Америку, Африку и Азию. Торговые отно­шения вскоре обогатили Англию, Испанию и другие владевшие колониями стра­ны, а сами колонии становились все беднее и беднее. Почти все из них уже получи­ли политическую независимость, однако колониальный гнет сохранился, теперь правила диктуют международные корпорации, действующие во всем мире.

    По существу, теория зависимости утверждает, что богатые страны достигли своей модернизации за счет бедных, разоряя их природные ресурсы и эксплуати­руя жителей. Даже сегодня беднейшие страны связаны невыгодными экономиче­скими отношениями с развитыми обществами, которые покупают сырье и взамен предлагают недорогие промышленные товары. В целом, заключают сторонники теории зависимости, связи бедных обществ с богатыми только поддерживают име­ющиеся формы глобального неравенства.

    Какой бы подход ни казался убедительнее, невозможно отграничить изменения, происходящие в США, от тех, что затрагивают остальной мир. В начале XX в. боль­шинство населения стран с высоким уровнем доходов жили в небольших кварти­рах и имели ограниченное представление об окружающем пространстве. Сейчас, на заре XXI в., мир превратился в одно громадное поселение, потому что жизнь всех людей стала гораздо более взаимосвязанной.

    За последние 100 лет мы стали свидетелями невероятных человеческих достиже­ний. Однако решения многих проблем нашего существования — в том числе смысл жизни, разрешение международных конфликтов и искоренение бедности — усколь­знули от нас. В этот список можно добавить новые проблемы, требующие неотлож­ного разрешения, — регуляция роста населения и создание устойчивого общества, находящегося в гармонии с окружающей средой. В следующие 100 лет нам необхо­димо решительно заняться этими вопросами, проявив максимум изобретательности и не оставшись равнодушными. Понимание законов человеческого общества позво­ляет нам посмотреть на эту задачу С Оптимизмом.

    Иоопнчнос обозначение стандартизированной, ориентированной на потребление массовой культу-

    744

    Часть V. Социальные изменения

    Глава 21. Социальные изменения


    Резюме

    1. Все общества постоянно трансформируются, но скорость протекания пере­мен различна. Социальные изменения часто бывают противоречивыми.

    2. Социальные изменения представляют собой результат изобретений, откры­тий, диффузии, а также социальных конфликтов.

    3. Современностью называют социальные последствия индустриализации, которая, по мнению Питера Бергера, разрушает традиционные сообщества, расширяет личный выбор, а также усиливает разнообразие взглядов и по­вышает осведомленность о будущем.

    4. Фердинанд Теннис описывал модернизацию как переход от Gemeinschaftк Gesellschaft, свидетельствующий о прогрессирующей утрате общности и по­степенном росте индивидуализма.

    5. Эмиль Дюркгейм рассматривал модернизацию общества как следствие уси­ливающегося разделения труда. По его мнению, механическая солидарность, основанная на совместной деятельности и общих убеждениях, постепенно уступает место органической, когда взаимозависимость людей обусловлена их специализацией.

    6. По Максу Веберу, современность заменяет традиции рациональным миро­воззрением. Вебер опасался дегуманизизации как результата рациональной организации общества.

    7. Карл Маркс воспринимал современность в качестве триумфа капитализма над феодализмом. Считая, что капиталистическим обществам свойственны острые социальные конфликты, Маркс поддерживал революционные изме­нения, направленные на создание социалистической системы.

    8. Теория массового общества утверждает, что современность увеличивает мас­штаб жизни, расширяя роль государства и других официальных организаций в решении задач, ранее выполнявшихся членами одной семьи и их соседями. Культурное разнообразие и быстрые социальные изменения, характерные для современных обществ, затрудняют развитие стабильной идентичности и на­хождение смысла жизни.

    9. Сторонники теории классового общества полагают, что центральным фак­тором модернизации на Западе стал капитализм. По их мнению, капиталис­тическая система, способствующая концентрации богатств в руках немно­гих людей, приводит к тому, что остальная масса населения заражается чув­ством бессилия.




    1. Социальные изменения слишком сложны и противоречивы, чтобы их мож­но было отождествлять с социальным прогрессом.

    2. «Постмодерном» называют культурные черты постиндустриальных об­ществ. Основной аспект критики общества с этих позиций заключается в том, что современность (особенно наука) не смогла обеспечить людям пре­успевание и благополучие.




    1. В глобальном контексте теория модернизации связывает существование бедности с силой традиций. Поэтому некоторые сторонники данного подхо­да утверждают, что богатые общества должны вмешиваться в дела бедных стран и стимулировать их экономическое развитие.

    2. Приверженцы теории зависимости оценивают бедность в международном масштабе как продукт мировой экономической системы. По их мнению, де­ятельность интернациональных корпораций гарантирует сохранение эконо­мической зависимости бедных стран от более богатых.
    1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   74


    написать администратору сайта