Главная страница
Навигация по странице:

  • Типы социальных движений

  • Какова степень изменения

  • Объяснение социальных движений

  • s/£ _-;.__: О

  • \ 1 / Возникновение

  • Стадия 1: возникновение.

  • Стадия 3: бюрократизация.

  • Взгляд в будущее: социальные движения в XXI веке

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница70 из 74
    1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   74
    Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения


    эвакуации, и улицы города оказались переполнены автомобилями — люди пыта­лись выехать за его пределы. Однако основные мосты оказались перекрыты, что вскоре привело к огромным пробкам. Люди чувствовали, что над ними нависла опасность, они не могут найти выхода, а это еще более усилило страх. Никто не знал, как события будут развиваться дальше, поэтому повсюду циркулировали слухи о том, что следует ожидать новых атак, и даже о том, что вода в городе отравлена (Gibbs, 2001).

    Мода и увлечения

    Еще два вида коллективного поведения — следование моде и увлечения — связа­ны с участием людей, которые проживают в разных местах. Мода — социальный образец, одобряемый большим числом людей. Иногда она существует годами, порой изменяется через несколько месяцев. Искусство (включая живопись, музыку, те­атр и литературу), архитектура, автомобили, одежда, язык и общественное мне­ние — все это трансформируется по мере того, как определенные идеи входят в моду и выходят из нее.

    Лин Лофланд (Lofland, 1973) утверждает, что в доиндустриалышх обществах одежда и внешний вид человека соответствуют традиционному стилю, почти не изменяющемуся. Женщины и мужчины, богатые и бедняки, юристы и плотники предпочитают различные прически и стили одежды, указывающие на их профес­сию и социальное положение.

    Однако в индустриальных обществах стиль подчиняется изменчивой моде. Со­временные люди меньше заботятся о традициях и часто с готовностью принимают новый образ жизни. Кроме того, высокая социальная мобильность подразумевает,



    что человек заявляет о себе своим собственным видом. Немецкий социолог Георг Зиммель (Simmel, 1971, первое изд. — 1904) писал, что в качестве законодателей моды обычно выступают богачи, потому что именно на них обращено внимание об­щества и у них есть деньги на приобретение предметов роскоши. Или, как сказал американский социолог Торстейн Веблен (Veblen, 1953, orig. 1899), мода связана с расточительным потреблением, когда люди покупают дорогие вещи (от воды в бу­тылках до автомобилей RangeRover), чтобы похвастаться своим богатством.

    Люди, желающие казаться богатыми, часто раскупают менее дорогие копии того, что стало модным усилиями богачей. Так мода распространяется вниз по классовой лестнице. Однако когда слишком много обыкновенных людей начинают выглядеть одинаково, она теряет свой престиж, и богатые обращаются к чему-нибудь новому. Другими словами, мода зарождается на 5-х авеню и Родео Драйв, но массовую попу­лярность приобретает только в магазинах уцененных товаров по всей стране.

    С 1960-х гг. можно наблюдать обратный феномен, когда богатые подражают моде людей более низкого социального положения. Впервые он проявился в том, что состоятельные студенты колледжей стали покупать синие джинсы, или «дун-гари» (так на языке хинди называется грубая ткань). Десятилетиями эту одежду носили рабочие, однако в эпоху движений за гражданские права и антивоенных акций джинсы стали униформой либеральных политических активистов и вскоре приобрели популярность в студенческих городках всей Америки. В настоящее вре­мя подобная история происходит с брюками, у которых есть накладные карманы, и с другими деталями культуры хип-хопа: даже самые богатые предприниматели и знаменитости подражают этому стилю гораздо менее состоятельных людей.

    Увлечение — нетрадиционный социальный образец, который люди принимают на короткий промежуток времени. Увлечение, называемое иногда манией, распро­странено в обществах с высоким уровнем доходов, где многие достаточно богаты, чтобы тратить деньги на забавные, а иногда и бесполезные вещи. В 1950-е гг. два молодых предпринимателя из Калифорнии стали продавать цветной пластиковый вариант популярной австралийской игрушки, — обруч 3 футов в диаметре, кото­рый можно было вращать вокруг талии. «Хулахупы» почти сразу же стали обще­национальной манией, однако меньше чем через год они вышли из обихода.

    Совсем недавно среди детей распространилось увлечение собирать изображе­ния покемонов. Однако популярность тех уже спадает, свидетельствуя, что увле­чения периодически становятся частью нашей культуры, а затем сходят на нет (Aguirre, Quarantelli, & Mendoza, 1988).

    Чем увлечения отличаются от следования моде? Первые полностью захваты­вают массовое воображение, но в скором времени исчезают. Мода напротив, отра­жает базовые культурные ценности — например, индивидуальность и сексуальную привлекательность — и развивается со временем. Следовательно, мода инкорпо­рируется в культуру общества. Скажем, появление обнаженным в общественном месте — мимолетная прихоть, источники которой опознать не удастся, а вот мода на синие джинсы появилась в горах Калифорнии во время золотой лихорадки бо­лее века назад и все еще влияет на дизайн одежды. Такое постоянство объясняет, почему нам нравится, когда нас называют «модными», но огорчаемся, когда нам указывают на наши прихоти (Blumer, 1968; Turner & Killian, 1993).

    700 Часть V. Социальные изменения

    Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 701


    Социальные движения

    Социальным движением называют организованную деятельность, которая поощ­ряет изменение в обществе или препятствует ему. Оно, возможно, представляет собой наиболее важный тип коллективного поведения, потому что отличается осо­знанной организацией и часто продолжительное время сказывается на обществе. Теперь социальные движения отмечаются чаще, чем ранее. Редкость таковых в доиндустриальную эпоху объясняется существованием жестких традиций. Инду­стриальные и постиндустриальные общества состоят из различных суб- и контр­культур, а это способствует возникновению социальных движений по многим об­щественным вопросам. Например, в последние десятилетия борьба за права сексу­альных меньшинств привела к корректировке законодательства многих городов и нескольких штатов, отмене дискриминации по признаку сексуальной ориентации и официальному разрешению браков между гомосексуалистами, лесбиянками. Как и любое социальное движение, направленное на изменение общества, это вызвало и обратное явление: часть людей, придерживающихся традиционных взглядов и желающих ограничить социальное признание гомосексуализма, также объедини­лись. В современном обществе почти все важные вопросы порождают социальное движение, участники которого приветствуют изменения, и контрдвижение (его активисты сопротивляются переменам) (Lo, 1982; Meyer & Staggenborg, 1996).

    Типы социальных движений

    Социологи классифицируют социальные движения по двум переменным (Aberle, 1966; Cameron, 1966; Blumer, 1969). Одна отражена вопросом: «На кого направле­но изменение?» Некоторые виды движений касаются отдельной категории людей, а другие затрагивают все общество. Вторая связана с вопросом: «Какова степень изменения?» Некоторые движения ратуют за ограниченное изменение обществен­ной жизни, иные же более радикальны. Комбинация таких переменных дает четы­ре типа социальных движений, как показано на рис. 20.1.

    Альтернативные социальные движения менее всего угрожают существующему положению, поскольку приветствуют лишь определенные изменения части людей. В качестве примера можно привести движение «Верные слову», которое убеждает мужчин быть более духовными и внимательными к своим семьям.

    Какова степень изменения?

    Ограниченное Радикальное



    Исправительные социальные движения также избирательны, однако предусмат­ривают радикальные перемены в жизни участников. Примером служит общество Анонимных алкоголиков, помогающее своим членам обрести трезвый образ жизни.

    Реформистские социальные движения направлены на ограниченные социальные корректировки, касающиеся всех людей. Так, образовательное и политическое дви­жение за культурное многообразие, описанное в главе 3 («Культура»), отстаивает социальное равенство людей всех рас и национальностей. Реформистские соци­альные движения обычно действуют в рамках существующей политической сис­темы. Некоторые из них прогрессивные (способствуют внедрению новых соци­альных образцов), a jx^yvue реакционные (контрдвижения, направленные на сохра­нение статус-кво или возрождение социальных образцов прошлого). Например, одни пытаются достичь расового равенства, а другие — сохранить историческое господство белых людей.

    Революционное социальное движение — самая крайняя форма; его сторонники добиваются коренного изменения основ всего общества. Преследуя иногда конк­ретные цели, иногда утопические мечты, его приверженцы отвергают установлен­ные социальные институты как ущербные и предлагают радикально новые вариан­ты. Например, и левые члены коммунистической партии (поддерживающие государ­ственное управление экономикой), и правые сторонники гражданской милиции (выступающие за уничтожение «влиятельного правительства») добиваются ради­кального изменения нашего образа жизни.

    Объяснение социальных движений

    Социальные движения порождаются определенными намерениями, сохраняются в течение довольно долгого времени, поэтому социологи считают, что этот тип кол­лективного поведения легче понять, чем поведение черни или случаи массовой истерии. Существует несколько теорий социальных движений.

    Теория депривации. Согласно теории депривации, социальные движения зарож­даются среди людей, которые испытывают какие-либо лишения. Скажем, направлен­ное на достижение справедливости могут организовать те, кто считает свой доход недостаточным или работает в опасных условиях, а также чувствует себя ущемлен­ным в политических правах или оскорбленным (Morrison, 1978; Rose, 1982).

    Теорию депривации иллюстрируют события, произошедшие в южных штатах после окончания гражданской войны: ку-клукс-клан и принятие по инициативе белых людей «законов Джима Кроу», направленных на усиление сегрегации. С окончанием рабства белые потеряли источник бесплатной рабочей силы и социальное превосход­ство над афроамериканцамп. Многие отреагировали на это чувство депривации попыт­ками удержать всех людей других рас «на своем месте» (Dollard et al., 1939). Афро-американцы, конечно, испытывали до этого гораздо более сильную депривацию, но рабство не позволяло им организовать свои действия. Однако в XX в. они создали движение за расовое равенство.

    Как показано в главе 7, депривация — относительное понятие. Вне зависимо­сти от степени богатства и власти люди воспринимают свое положение, сравнивая его с имеющимся у других категорий. Поэтому социологи используют понятие относительной депривации (воспринимаемое как невыгодное положение, которое порождено конкретным сравнением) CStouffer et al.. 1949: Merton. 1968").

    702 Часть V, Социальные изменения

    Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 703


    Более века назад Алексис де Токвилль (Tocqueville, 1955,1-е изд. - 1856) изу­чал французскую революцию. Почему, спрашивал он, восстание произошло в про­грессивной Франции, а не в Германии с ее более традиционным укладом, где поло­жение крестьян по всем объективным критериям было еще хуже? Ответ Токвилля заключался в том, что каким бы плохим ни было положение немецких крестьян, они не знали ничего, кроме феодальной неволи, и, таким образом, не имели осно­вания испытывать чувство депривации. Французские же крестьяне почувствова­ли улучшения своей жизни, которое возбудило их ожидания. Поэтому именно они испытывали острую депривацию. Парадокс, по мнению Токвилля, состоял в том, что свобода и рост благосостояния не столько удовлетворили людей, сколько выз­вали у них желание добиться лучшей жизни (Tocqueville, 1955, orig. 1856).

    Идеи Токвилля помогают понять характер бунтов, произошедших в 1960-е гг. Акции протеста афроамериканцев начались не на Юге, где многие чернокожие жили в отчаянной нищете и где большинство из них даже не были внесены в списки для голосования, а в Детройте, где отмечался бум автомобильной промышленности, безработица в среде афроамериканцев была низкой, а относительное число чер­нокожих, имевших собственные дома, — самым высоким в стране (Thernstrom & Thernstrom, 1998).

    Джеймс К. Дэвис (Davies, 1962) соглашается с тем, что с улучшением жизни люди начинают воспринимать это как должное и ожидают еще большего. Но что происходит, когда рост жизненного уровня приостанавливается или вообще пада­ет? Как показывает рис. 20.2, в этом случае возникает относительная депривация, создающая беспокойство и приводящая к формированию социальных движений, направленных на изменение ситуации.

    Критическая оценка. Теория депривации оспаривает предположение, что чаще всего социальные движения организуют люди, чье положение наиболее отчаянное. Согласно данной теории, социальные движения организуются из-за относитель­ной депривации. О важности последней при формировании социального движения говорили и Токвилль, и Маркс.










    /










    Ожидаемая У

    о




    удовлетворенность /

    л *







    \ <х—^

    I ш

    аэ а.







    \

    с о







    s X













    О <5







    г/

    ш







    s/£ _-;.__:

    О Ч







    х







    S

    у' Фактическая




    /■

    ' удовлетворенность

    «Неприемлемый разрыв» между - ожидаемой и фактической удовлетворенностью

    «Приемлемый разрыв» между > ожидаемой и фактической удовлетворенностью

    Время

    Точка, показывающая У вероятность возникновения социального движения

    Рис. 20.2. Относительная депривация и социальные движения. Источник: Davies, 1962

    На этом рисунке сплошная линия отражает рост жизненного уровня. Пунктирная характеризует

    ожидаемый жизненный уровень, который обычно несколько выше. Джеймс К. Дэвис описывает различие

    между этими двумя факторами как -приемлемый разрыв между тем, что люди хотят, и тем, что они имеют».

    Однако если с ростом ожиданий жизненный уровень падает, разрыв становится неприемлемым.

    В этот момент высока веооятность (Ьолмипоняния глниапкнпгп пии*рниа

    Однако большинство людей постоянно испытывают определенного рода не­удовлетворенность, и тогда непонятно, почему одни люди создают социальные движения, а другие — нет. Вторая проблема теории депривации заключается в том, что возникает замкнутый круг: социальное движение формируется в результате депривации, но часто единственным ее показателем оказывается само социальное движение (Jenkins & Perrow, 1977). Третий недостаток этого подхода — сфокуси­рованность исключительно на причинах появления социального движения, а не на нем самом (McAdam, McCarthy, & Zaid, 1988).

    Теория массового общества. Согласно данной теории, предложенной Уилья­мом Корнхаузером (Kornhauser, 1959), общественные движения привлекают соци­ально изолированных людей, у которых отсутствует чувство личной значимости. По мнению автора, такие движения возникают в обществах масс. Они и полити­ческие, но и личностные, поскольку позволяют людям, которые в противном слу­чае просто плыли бы по течению, почувствовать свою значимость и принадлеж­ность к группе (Melucci, 1989).

    Следовательно, как пишет Корнхаузер, к участию в этих движениях наиболее склонны те категории людей, которые обладают слабыми социальными связями. И наоборот, люди, интегрированные в общество, редко становятся их участниками.

    Как и Гюстав Лебон, взгляды которого описаны выше, Корнхаузер рассматри­вает социальные движения с консервативной точки зрения. Их активистами чаще всего становятся психологически уязвимые люди, с готовностью вступающие в группы и поддающиеся манипулированию со стороны лидеров. Корнхаузер пола­гает, что социальные движения редко бывают демократичными.

    Критическая оценка. К чести Корнхаузера стоит сказать, что в своей теории он учитывает и тип общества, которое способствует формированию социальных дви­жений, и особенности вступающих в них людей. Однако если мы попытаемся про­верить его идею, то столкнемся с отсутствием точных стандартов, которые позво­лили бы оценить степень «массовости» общества.

    Еще один аспект критики связан с тем, что, объясняя социальные движения потребностями людей в принадлежности к некой группе, мы недооцениваем на­правленность на достижение социальной справедливости. Иначе говоря, теория массового общества утверждает, что социальные движения вызваны ущербными людьми, а не социальными изъянами.

    Подтверждают ли исследования данную теорию? На этот вопрос трудно дать определенный ответ. С одной стороны, показано, что социально изолированные люди не играли особой роли в нацистском движении в Германии (Lipset, 1963; Oberschall, 1973). Многие же участники городских бунтов в 1960-е гг. были связаны тесными узами со своими сообществами (Sears & McConahay, 1973). Данные пока­зывают, что большинство молодых людей, вступающих в религиозные движения, также имеют нормальные отношения с членами своей семьи (Wright & Piper, 1986). Наконец, ученые, изучавшие биографии политических активистов 1960-х, не обна­ружили признаков их изоляции от общества, а только глубокую и продолжительную преданность политическим целям (McAdam, 1988, 1989; Whalen & Flacks, 1989).

    С другой стороны, исследование Франсис Пивен и Ричарда Кловарда (Piven & Cloward, 1977) подтверждает теорию массового общества. Пивен и Кловард об-

    704 Часть V. Социальные изменения

    наружили, что разрушение обычных социальных образцов способствует формиро­ванию социальных движений в среде бедняков. Кроме того, изучая порядки в тюрь­ме штата Нью-Мексико, Берт Усим (Useem, 1985) обнаружил, что после приостанов­ления тюремных программ, способствовавших формированию социальных связей между заключенными, те стали чаще проявлять недовольство своим положением.

    Теория структурной напряженности. Одна из самых влиятельных концепций — теория структурной напряженности — была разработана Нейлом Смелзером (Smelser, 1962). Он определил 6 факторов, способствующих формированию соци­альных движений, а также предположил, какие типы ситуаций вызывают неоргани­зованные бунты или возмущения черни, а какие порождают высокоорганизованные социальные движения. Для иллюстрации теории Смелзера обратимся к демократи­ческим движениям, полностью изменившим Восточную Европу в конце 1980-х гг.

    1. Фактор структурной обусловленности. Социальное движение возникает в том случае, когда люди начинают думать, что в их обществе есть серьезные проблемы. В Восточной Европе такими проблемами оказались низкий жиз­ненный уровень и политические репрессии, проводимые национальными правительствами.

    2. Структурная напряженность. Люди начинают испытывать относительную депривацпю, когда общество не отвечает их ожиданиям. Граждане стран Во­сточной Европы создали демократическое движение, зная, что их жизнен­ный уровень гораздо ниже, чем в странах Запада, и совсем не соответствует ожиданиям, основанным на длительной социалистической пропаганде.

    3. Понимание проблемы. Для возникновения хорошо организованного соци­ального движения необходима ясная формулировка проблемы, понимание причин ее возникновения и путей решения. Если этого нет, то недовольство людей выльется, скорее всего, в бунт. Ключевую роль в демократическом движении, проявившемся в странах Восточной Европы, сыграли представи­тели интеллигенции, указавшие на экономические и политические изъяны системы и предложившие стратегии демократизации общества.

    4. Факторы ускорения. Неудовлетворенность зреет долгое время, коллектив­ные действия порождаются только благодаря конкретному событию. В Вос­точной Европе оно произошло в 1985 г., когда в Советском Союзе к власти пришел Михаил Горбачев, начавший перестройку. Ослабление контроля со стороны Москвы жители стран Восточной Европы расценили как истори­ческую возможность реорганизации политического и экономического суще­ствования и потребовали большей свободы.

    5. Мобилизация к действиям. Как только степень обеспокоенности людей кон­кретным общественным вопросом становится очень высокой, они готовы действовать — распространять листовки, выходить на митинги протеста и образовывать альянсы с организациями, разделяющими их позицию. Пер­воначальный успех «Солидарности» в Польше, получавшей тайную помощь из США, от администрации Рейгана, и из Ватикана, от папы римского Иоан­на Павла II, мобилизовал жителей всей Восточной Европы, потребовавших пепемен. С усилением оегЬопмистского Пйижения скопогть нпоигхоляших

    Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 705

    преобразований повышалась: то, что в Польше было достигнуто за десяти­летие, в Венгрии потребовало нескольких месяцев, а в ряде других стран — всего лишь нескольких недель. 6. Недостаточный социальный контроль. Успех любого социального движения в значительной мере зависит от реакции политических чиновников, полиции и армии. Иногда государство решительно подавляет всякое социальное движение, как это произошло с демократическими силами в Китае. Однако Горбачев при­нял политику невмешательства во внутренние дела стран Восточной Европы, позволив изменить положение вещей. По иронии судьбы, волнение, начавшее­ся в этих государствах, вскоре распространилось на сам Советский Союз, что положило конец историческому господству коммунистической партии и при­вело к образованию в 1992 г. нового политического союза.

    Критическая оценка. Анализ Смелзера отражает сложность социальных дви­жений и показывает, как различные факторы способствуют их развитию или по­давляют его. Теория структурной напряженности также объясняет, почему люди реагируют на проблемы либо созданием организованных социальных движений, либо спонтанным бунтом.

    Однако теория Смелзера порождает тот же замкнутый круг, что и анализ Корн-хаузера. Социальное движение, утверждает автор, вызвано напряженностью, но единственное ее основание, по-видимому, заключено в самом социальном движе­нии. Наконец, теория структурной напряженности неполна: в ней не отражена за­висимость результатов социального движения от позиции СМИ и международной поддержки (Oberschall, 1973; Jenkins & Perrovv, 1977; McCarthy & Zaid, 1977; Olzak & West, 1991).

    Теория мобилизации ресурсов. Теория мобилизации ресурсов указывает на то, что никакое социальное движение не увенчается успехом — и даже не сможет со­стояться как таковое, если отсутствуют необходимые ресурсы — деньги, труд лю­дей, помещения и коммуникация, доступ к СМИ и позитивный общественный образ. Иными словами, успех любого социального движения зависит от способно­сти его участников привлекать ресурсы, мобилизовать людей и заключать альян­сы. Так, китайские студенты, ставшие главной движущей силой демократических выступлений в этой стране (1989 г.), были сгруппированы в пекинских студенче­ских городках, что позволило им создавать надлежащую коммуникацию и привле­кать в свои ряды новых членов (Zhao, 1998). Или, например, полякам и другим народам Восточной Европы, чтобы противостоять социалистической системе, нуж­ны были факсы, ксероксы, телекоммуникационное оборудование, деньги и мораль­ная поддержка, какие и предоставили другие страны. В последние годы чрезвычай­но важным ресурсом стал Интернет, позволяющий организациям объединять десят­ки тысяч людей из всех частей США и привлекать большое число демонстрантов на митинги протеста в Вашингтон или другие города, например в Сиэтл.

    Согласно теории мобилизации ресурсов, аутсайдеры могут оказывать не менее важное влияние на результат общественного движения, чем инсайдеры. Посколь­ку у людей, находящихся в невыгодном социальном положении, по определению нет денег, связей, навыков лидерства и организационных ноу-хау, необходимых

    1\ЛЯ VCVteXAna3Rnn34HR3fOUternra TTRLfWpuua QTV hpvditm, ^oow-^^r. „„„„„„,,„„—,.

    706 Часть V, Социальные изменения

    Глава 20, Коллективное поведение и социальные движения 707


    патизирующие движению аутсайдеры. В истории США огромную роль в борьбе чернокожих за гражданские права (1960-е гг.) сыграли состоятельные белые люди, в том числе студенты колледжей, а одними из лидеров современного женского дви­жения являются богатые мужчины (Snow, Zurcher & Ekland-Olson, 1980; Killian, 1984; Snow et al„ 1986; Baron, Mittman & Newman, 1991; Burstein, 1991; Meyer & Whittier, 1994; Valocchi, 1996).

    И наоборот, отсутствие ресурсов ограничивает возможность изменений. В ка­честве примера можно привести историю эпидемии СПИДа. На первых порах, в начале 1980-х гг., правительство уделяло мало внимания росту заболеваемости, вследствие чего ответственность за лечение и образовательные программы ложи­лась на сообщества гомосексуалистов Сан-Франциско, Нью-Йорка и других горо­дов. Постепенно, по мере того как все большее число людей стали осознавать важ­ность проблемы, давление общественности заставило органы власти всех уровней выделять больше ресурсов на исследование, лечение СПИДа и соответствующие образовательные программы. Особенно важную роль в этом движении сыграли представители голливудской индустрии развлечений: их деньги, популярность и престиж значительно способствовали преобразованию только зарождающегося социального движения в хорошо организованную, глобальную коалицию полити­ческих лидеров и специалистов в сфере образования и здравоохранения.

    Критическая оценка. Теория мобилизации ресурсов отражает тот факт, что для успешной реализации социального движения важны два условия — наличие ресур­сов и неудовлетворенность людей. Исследования подтверждают принципиальную значимость создания альянсов, открывающих доступ к требуемым ресурсам, и сви­детельствуют, что участвующие в движениях, которые плохо подкреплены ресур­сами, могут от отчаяния прибегать к насилию, таким образом пытаясь привлечь внимание к проблеме (Grant & Wallace, 1991).

    Критики данной теории утверждают, что даже те слои населения, влияние ко­торых незначительно, способны настоять на изменениях, если сумеют эффектив­но организоваться и заручиться поддержкой преданных членов (Donnelly & Majka, 1998). Исследование, проведенное Алдоном Моррисом (Morris, 1981), показыва­ет, что люди не белой расы, бывшие участниками движения за гражданские права 1950-х и 1960-х гг., опирались преимущественно на свои навыки и ресурсы.

    Второй недостаток этой теории заключается в том, что она преувеличивает стрем­ление влиятельных людей к изменению существующего положения. Действитель­но, некоторые белые богачи помогали движению чернокожих за гражданские пра­ва, однако чаще всего элита относится к существенным переменам с безразличием или сопротивляется им (McAdam, 1982, 1983; Pichardo, 1995).

    В целом успех или неудача социального движения определяется политической борьбой. Наличие сильной, объединенной власти, а также другое движение, про­тиводействующее этому, снижают вероятность его успеха; если правящие круги разобщены, движение имеет больше шансов добиться цели.

    Культурная теория. В последние годы социологи поняли, что социальные дви­жения зависят не только от материальных ресурсов и структуры политической вла­сти, но и от культурных символов. То есть в каждой конкретной ситуации степень мобилизации людей при формировании социального движения чаще всего зависит




    Одно из новых социальных движений заключается в усилиях людей всего мира запретить использование противопехот­ных мин. На протяжении долгих лет после окончания военных действий такие мины собирают ужасную дань с гражданских лиц. Эта гора обуви, находящаяся в Берлине, Германия, представляет собой памятник десяткам тысяч искалеченных или погибших в результате взрывов противопехотных мин

    от «общности их представлении о мире, которые придают легитимность коллектив­ным действиям и побуждают их» (McAdam, McCarthy & Zald, 1996, p. 6):

    Как показывает теория депривации, мобилизация зависит, в частности, от чув­ства несправедливости. Кроме того, люди должны считать, что они не способны эффективно справиться с ситуацией, действуя по отдельности. Наконец, социаль­ное движение усиливается, когда люди разрабатывают символы и когда возникает ощущение общности, что приводит к сильным чувствам и направляет эмоциональ­ную энергию в организованные действия. Например, антивоенному движению способствовали публикации в СМИ фотографий детей, искалеченных бомбежка­ми во время вьетнамской войны. Так, рассказ в СМИ об атаке на Всемирный тор­говый центр в 2001 г. (это место позднее стали называть просто groundzero') содей­ствовал общественной поддержке военной операции против террористов в Афга­нистане (Morris & Mueller, 1992; Giugni, 1998; Staggenborg, 1998; Gibbs, 2001).

    Критическая оценка. Данный подход напоминает нам, что в основе социальных движений лежат не только материальные ресурсы, но и культурные символы. В то же время наиболее действенные из последних (например, флаг, патриотическая и гражданская идеи) помогают поддерживать существующее положение. Вопросы о том, как и когда символы заставляют людей отворачиваться от системы и протес­товать против нее, заслуживают дальнейшего исследования.

    Теория новых социальных движений. Самый современный теоретический подход к социальным движениям отражает их изменчивый характер. Согласно теории новых социальных движений, подчеркиваются отличительные особенности тех движений, которые зародились в постиндустриальных обществах Северной Америки и Западной Европы (Melucci, 1980; McAdam, McCarthy, & Zaid, 1988; Kriesi, 1989; Pakulski, 1993).

    708 Часть V, Социальные изменения

    Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 709


    Таблица 20.1

    Теории социальных движений: резюме

    Теория депривации Социальное движение формируют люди, испытывающие относи-

    тельную деиривацию. Оно представляет собой средство достиже­ния изменений, которые улучшат положение сторонников этого движения. Это движение формируется в том случае, когда не оправ­дываются растущие ожидания людей

    Теория массового общества

    Социальные движения поддерживают люди, обладающие слабы­ми социальными связями. Они чаще всего формируются в перио­ды общественного кризиса. Дают активистам чувство принадлеж­ности к группе и социального участия

    Теория структурной напряженности

    Людей объединяет беспокойство по поводу неправильного, по их мнению, устройства общества. Развитие социального движения зависит от многих факторов, в том числе от убежденности в его легитимности и от некоторого ускоряющего события, которое провоцирует действия

    Теория мобилизации ресурсов

    Культурная теория

    Теория новых соци­альных движений

    Люди могут участвовать в социальном движении но всем тем при­чинам, что описаны выше, а также из-за социальной привязанно­сти к его активистам. Однако результат социального движения в значительной мере зависит от имеющихся ресурсов. Кроме того, важна степень оппозиции в остальном обществе Людей привлекают в социальное движение культурные символы, определяющие ту или иную причину как оправданную. Само по себе движение обычно становится символом власти и справедливости Люди, вступающие в социальные движения, задаются вопросами о качестве жизни, и не столько экономического характера. Для движений характерен государственный или международный масш­таб. Новым социальным движениям способствует глобализация

    СМИ и появившихся не столь давно информационных технологий

    Во-первых, большинство из них интернациональные; посвящены вопросам гло­бальной экологии, социального положения женщин и гомосексуалистов, прав жи­вотных и терроризма. С усилением процесса глобализации, связывающего между собой страны всего мира, и социальные движения становятся глобальными.

    Во-вторых, если традиционные социальные движения, например профсоюзное, вращались главным образом вокруг экономических проблем, новые фокусируют­ся на культурных изменениях и улучшении социального и физического окруже­ния. Например, международное движение в защиту окружающей среды направле­но на запрещение действий, вызывающих глобальное потепление и другие эколо­гические проблемы.

    В-третьих, большинство социальных движений прошлого опирались на поддерж­ку со стороны рабочего класса, а современные, ставящие в центр внимания неэко­номические проблемы, обычно находят поддержку у среднего класса и верхнего его слоя. Это обусловлено тем, что богатые люди склонны к большему консерватизму в экономических вопросах (стремясь защитить свое положение) и либеральнее

    и других странах с высоким уровнем доходов увеличивается число высокообразо­ванных профессионалов — людей, сильнее всего поддерживающих новые соци­альные движения, а это позволяет предположить, что нас ожидает дальнейшее раз­витие таковых (Jenkins & Wallace, 1996; Rose, 1997).

    Критическая оценка. Одно очевидное достоинство данной теории заключает­ся в том, что она отражает расширение спектра социальных движений, оказываю­щихся реакцией на глобализацию экономики и укрепление международных поли­тических связей. Эта теория также подчеркивает важную роль СМИ и новых инфор­мационных технологий, помогающих объединить людей всего мира в достижении общих политических целей.

    Однако критики утверждают, что данный подход преувеличивает различия между социальными движениями прошлого и настоящего. Например, женщин сей­час беспокоят во многом те же проблемы — условия труда и его оплата, которыми профсоюзы занимаются уже много десятилетий. Выступающие же против усиле­ния власти ВТО (см. вступление к главе) считают своей главной целью экономи­ческое равенство стран всего мира.

    Каждая из пяти теорий лишь отчасти объясняет причины социальных движе­ний; никакая из них не дает исчерпывающего ответа (Kowalewski & Porter, 1992). Основные их положения приведены в табл. 20. L

    Тендер и социальные движения

    Тендер играет значительную роль в социальных движениях. Согласно традицион­ным для США представлениям, мужчины принимают большее участие в обще­ственной жизни, в том числе чаще возглавляют социальные движения.

    Исследуя FreedomSummer («Лею свободы») — проект регистрации голосующих в штате Миссисипи 1964 г., — Даг Мак-Адам (McAdam, 1992) обнаружил, что, по мнению большинства людей, регистрация афроамериканцев на фоне враждебного к этому отношения со стороны белых была опасной и, следовательно, «мужской» работой, не пригодной для женщин. Он также обнаружил, что лидеры проекта с большей готовностью назначали женщин-добровольцев на канцелярские и обра­зовательные должности, оставляя основную деятельность мужчинам. На это ни­как не мог повлиять даже тот фактор, что женщины, включенные в проект «Лето свободы», имели больший стаж участия в движениях и деятельности в организа­циях. Мак-Адам пришел к выводу, что только наиболее преданные делу сторонни­цы могли преодолеть тендерные барьеры, присущие данному движению.

    Хотя женщины играли и играют ведущие роли во многих социальных движе­ниях (включая аболиционистское и феминистское движения в США), господство мужчин остается нормой даже в тех движениях, которые противостоят существу­ющему положению (Herda-Rapp, 1998).

    Стадии социальных движений

    Несмотря на различия в социальных движениях, все они развиваются примерно одинаково, как показано на рис. 20.3. Обычно ученые выделяют четыре стадии

    CRhimpr 1QfiQ-lVbncQ ЮЛ^-ТПК, 10ЛЯЧ

    Часть V, Социальные изменения































    > Бюрократизация

    ^

    1







    Л

    Интеграция






















    Успех

    Неудача из-за недостатков

    организации

    или внутренних

    раздоров

    Сотрудни­чество лидеров

    Подавление

    Интеграция

    в политическую

    систему













    \ 1 /




    Возникновение




    Спад




    Рис. 20.3. Стадии развития социальных движений

    Стадия 1: возникновение. Социальные движения направляются восприяти­ем ситуации как неблагоприятной. Некоторые из них (например, за гражданские права и женское движение) возникли в результате нарастания массовой неудов­летворенности. Другие появляются, когда небольшая передовая группа расши­ряет осведомленность общества по тому или иному вопросу. Например, активи­сты гомосексуалистов сначала вызвали общественную озабоченность по поводу проблемы СПИДа.

    Стадия 2: интеграция. После возникновения социального движения лидеры должны определить его и разработать стратегию его превращения в массовое. Им необходимо разработать политику и тактику, очертить моральные границы и на­брать новых членов. На этом этапе активисты движения могут участвовать в кол­лективных действиях — например митингах или демонстрациях, чтобы привлечь внимание СМИ и, следовательно, общества. Для получения необходимых ресур­сов лидеры движения заключают союзы с другими организациями.

    Стадия 3: бюрократизация. Чтобы стать политической силой, социальное дви­жение должно принять бюрократические черты, описанные в главе 7. Таким обра­зом, когда оно становится организованным, его зависимость от харизмы и талан­тов нескольких лидеров уменьшается, а от квалифицированного персонала — уси­ливается. Если социальное движение не претерпевает бюрократизации, оно рискует распасться. Например, многие организации активистов из студенческих городков в конце 1960-х «питались энергией» единственного харизматического лидера и впо­следствии не смогли долго просуществовать. Напротив, несмотря на меняющееся руководство, Национальная организация женщин имеет развитый аппарат, и мож­но считать, что она выступает от лица сторонников феминизма.

    Однако даже в этом случае бюрократизация иногда препятствует социальному движению. Как обнаружили Франсис Пивен и Ричард Кловард (Piven & Cloward, 1977), изучая социальные движения в истории США, иногда лидеры настолько увлекаются созданием организации, что забывают поддерживать в людях желание изменений. В таких случаях радикальные нягтппрмма ц™о«1лт

    Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 71 1

    Стадия 4: спад. В конечном счете большинство социальных движений начинают угасать. Фредерик Миллер (Miller, 1983) указывает четыре причины этого явления.

    Во-первых, если участники достигли своих целей, спад указывает на успех. На­пример, движение женщин за избирательное право прекратилось после того, как это право было им предоставлено. Однако такие очевидные успехи редки, потому что немногие социальные движения имеют единственную цель. Чаще всего одна победа приводит к новым кампаниям. Тендерные проблемы вовсе не ограничиваются пра­вом голоса, поэтому движение женщин спустя некоторое время возродилось.

    Во-вторых, движение может прекратить свое существование из-за организаци­онных факторов, к которым относят плохое руководство, потерю интереса у сто­ронников, недостаточное финансирование или подавление властями. Некоторые люди теряют интерес к движению, когда первоначальный порыв сменяется рутин­ной работой. Еще одна частая проблема — раздробленность из-за внутренних кон­фликтов, касающихся целей и стратегий. Например, движение «Студенты за де­мократическое общество», активисты.которого добивались участия в управлении государством и прекращения войны во Вьетнаме, распалось в конце 1960-х гг. на несколько небольших фракций в результате разногласий, касающихся стратегии достижения социальных изменений.

    В-третьих, социальное движение может завершиться, если власть заставит ли­деров отказаться от преследуемых ими целей, предложив деньги, престижное по­ложение и другие вознаграждения. Как показано в главе 7, «продажность» — один из аспектов железного закона олигархии. То есть лидеры организации могут ис­пользовать свою позицию в целях обогащения. Например, Верном Джордан, воз­главлявший Национальную городскую лигу, стал советником президента Клинто­на, богатым и влиятельным вашингтонским «инсайдером». Однако этот процесс имеет и обратное направление: некоторые люди оставляют выгодные, престижные должности и становятся активистами социальных движений. Кэт Стивене, рок-звезда 1970-х гг., стал мусульманином, взял себе имя Юсуф Ислам и посвятил себя в последние десятилетия распространению этой религии.

    Наконец, социальное движение может быть подавлено. Власть способна запугать его участников, создать препятствия привлечению новых членов и даже лишить лидеров свободы. В целом, чем более революционные цели преследует социальное движение, тем усерднее власти пытаются его подавить. До 1990 г. правительство ЮАР преследовало Африканский национальный конгресс (АНК), политическую организацию, выступавшую против государственной политики апартеида. Даже подозрение в сотрудничестве с АНК служило достаточным основанием для лише­ния человека свободы. В 1990 г. давние ограничения были сняты, а лидер АНК Нельсон Мандела выпущен из тюрьмы; в 1994 г. граждане ЮАР избрали Манделу президентом и начали избавляться от наследия апартеида.

    Еще одна (не отмеченная Миллером) причина прекращения активности социаль­ного движения заключается в его интеграции в существующую политическую сис­тему. Некоторые движения (обычно после того, как власть осознает их цели) стано­вятся частью системы, более не выступая против существующего положения. Напри­мер, стало общепризнанным рабочее движение США; его лидеры контролируют значительные суммы денег и, по мнению некоторых критиков, уже ближе к магна-

    712 Часть V. Социальные изменения

    Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 713


    Социальные движения и социальные изменения

    Роль социальных движений состоит в стимулировании (или подавлении) измене­ний общества. И какими бы ни были их намерения, успех непостоянен. Несомнен­но, движение за гражданские права подтолкнуло к достижению в США расового равенства, несмотря на оппозицию ряда иных движений, которые организовали бе­лые (например, AryanNations(«Арийская нация») и ответвления ку-клукс-клана).

    Иногда мы забываем об успехах социальных движений прошлого и принимаем как должное изменения, за которые раньше боролись другие люди. Около 100 лет назад в результате возмущения американских рабочих был запрещен детский фаб­ричный труд, ограничена продолжительность трудового дня, повышена безопасность условий работы, а трудящиеся получили право влиять на политику компании. За­коны по защите окружающей среды — еще один итог удачных социальных движе­ний XX в. Усилия предшествующих поколений женщин также привели к тому, что наши современницы получили многие права и экономические возможности.

    С одной стороны, крупные социальные преобразования — индустриальная ре­волюция и установление системы капитализма — способствуют возникновению множества движений, в которых участвуют рабочие и женщины. С другой сторо­ны, усилия как этих групп населения, так и расовых, этнических меньшинств и гомосексуалистов приводят к переменам в обществе. Иными словами, последние — это и причины, и следствия социальных движений.

    Взгляд в будущее: социальные движения в XXI веке

    Начиная с беспокойных 1960-х гг., отмеченных широким распространением соци­ального протеста, в американском обществе возникает немало различных движе­ний. Иногда напряженность выливается в насилие; например, так происходило при столкновениях демонстрантов с полицией во время съездов мировых лидеров в Сиэтле (1999 г.), Вашингтоне (2000 г.) и Стокгольме (2001 г.). В других случаях борьба носит более сдержанный характер, например во время политических деба­тов в конгрессе между демократами, поддерживающими создание более широких «сетей социальной безопасности», и республиканцами, противостоящими «разра­станию государственного влияния». Однако все понимают, что перед Соединенны­ми Штатами стоит множество неотложных проблем, в том числе бедность в средних школах, расовая напряженность, огромные затраты на политические кампании и отсутствие медицинской страховки у десятков миллионов людей. Конечно, люди видят проблемы по-разному и придерживаются различных политических методов их решения. Вообще, социальные движения и поднимаемые ими проблемы всегда имеют политический характер (Macionis, 2002).

    Социальные движения всегда характеризовали американское общество, и мало кто сомневается, что они сохранятся и в XXI в. Более того, существуют по крайней мере три причины, по которым их масштаб увеличится. Во-первых, проявлениям протеста способствует растущее политическое влияние женщин, афроамериканцев и других исторически обделенных категорий. Во-вторых, глобальное развитие ин­формационных технологий позволяет людям, имеющим доступ к кабельному или спутниковому телевидению и персональному компыотеоу, находиться в KVDce

    политических событий. В-третьих, благодаря новым технологиям и глобализации экономики социальные движения объединяют людей всего мира. Да и многие про­блемы имеют глобальный масштаб, поэтому только международное сотрудниче­ство может привести к их решению.

    Резюме

    1. Коллективное поведение отличается от группового тем, что оно подразуме­вает ограниченное социальное взаимодействие, неясные социальные грани­цы, а также слабые и часто не связанные с традицией нормы.

    2. Поведение толпы (важный тип коллективных действий) принимает различ­ные формы, поэтому говорят о случайной, конвенциональной, экспрессив­ной и протестующей толпе.

    3. Толпы людей, которых отличает высокий эмоциональный накал, способны предпринять насильственные действия. Это поведение черни или бунт. Чернь преследует конкретную цель; разрушительные акции во время бун­тов не имеют таковой.

    4. На протяжении всей истории действия толпы приводили к социальным пе­ременам, однако они зависят от политических взглядов человека.

    5. Сторонники теории заражения считают толпу анонимной, подаюгЦейся вну­шению и нарастанию эмоций. Теория конвергенции связывает ее поведение с личностными особенностями людей, которые ее составляют. Согласно теории возникающих норм, толпы вырабатывают собственные нормы поведения.

    6. Одной из форм массового поведения оказывается распространение слухов, что процветает в атмосфере неопределенности. Если слухи связаны с обще­ственными вопросами, сплетни касаются личной жизни человека.

    7. Общественное мнение складывается из позиций людей по важным спорным вопросам. Со временем установки общества изменяются; но всегда суще­ствует небольшое количество людей, которые не имеют никакого мнения от­носительно той или иной проблемы.

    8. Паника (локальное явление) и массовая истерия (захватывающая все обще­ство) — это типы коллективного поведения; реакция людей на реальные или кажущиеся значимыми события иррациональным, безумным и часто само­разрушительным образом.

    9. В индустриальных обществах мода служит источником социального прести­жа. Увлечение не столь устойчиво, как мода, хотя люди с энтузиазмом под­даются ему.




    1. Роль социальных движений заключается в стимулировании изменений или противодействии им. Социологи классифицируют эти движения по количе­ству людей, которых они затрагивают, и по уровню происходящих изменений.

    2. Согласно теории депривации, социальные движения возникают в том слу­чае, когда люди осознают свое положение неблагополучным, сравнивая его

    714 Часть V, Социальные изменения

    1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   74


    написать администратору сайта