Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия Анимизм

  • Государственная церковь

  • Культ

  • Монотеизм

  • Ритуал

  • Секуляризация

  • Тотем

  • Харизма

  • Достижения СШАв сфере образования, 1919-2000 гг.*

  • Функции школьного образования

  • Школьное образование и социальное неравенство

  • Стандартизированное тестирование

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница66 из 74
    1   ...   62   63   64   65   66   67   68   69   ...   74


    Электоронная церковь. Некоторые современные религиозные организации, особенно фундаменталистского толка, превратились в «телевизионные» церкви, характерной особенностью которых стали «проповеди в прайм-тайм», и этим они сильно отличаются от маленьких деревенских конгрегации минувших лет (Hadden & Swain, 1981). Такая религиозная форма существует только в США. Благодаря ей Билли Грэм, Орэл Роберте, Пэт Робертсон, Роберт Шуллер и другие добились большей известности, чем подавляющее большинство проповедников прошлого. Около 5% американской телевизионной аудитории (около 10 млн человек) регу­лярно смотрят религиозные передачи, а около 20% (около 40 млн) еженедельно выбирают одну из религиозных программ (NORC, 2001).

    В последнее время возрастает число религиозных организаций, пользующихся для пропаганды своих взглядов компьютерными технологиями. Эту тенденцию папа римский Иоанн Павел II назвал «новым евангелизмом». Социологический взгляд на он-лайновый поиск Бога отражает материал под названием «Киберцер­ковь: Религиозные логины».

    Резюме

    1. Религия — один из важнейших социальных институтов — основана на раз­граничении мирского и священного. Она не имеет отношения к научным до­казательствам, а представляет собой вопрос веры, которую люди выражают в различных ритуалах.

    2. Социологи анализируют последствия религиозных верований для жизни об­щества, но ни одно научное исследование не может оценить истинность ка­кой бы то ни было религии.

    3. Эмиль Дюркгейм утверждает, что благодаря религии люди ощущают силу общества, в котором живут. Как показывает структурно-функциональная парадигма, религия способствует социальной сплоченности и конформиз­му, а также придает смысл жизни и определяет ее цель.

    4. Исходя из парадигмы символического интерекционизма Питер Бергер объяс­няет создание религиозных верований необходимостью реагировать на жи­тейские трудности и невзгоды.

    5. Парадигма социального конфликта позволила Карлу Марксу утверждать, что религия способствует социальному неравенству и сохранению существующего положения вещей. Но есть и другая точка зрения: проанализировав вклад каль­винизма в становление индустриального капитализма, Макс Вебер пришел к выводу, что религия может и благоприятствовать социальным переменам.

    6. Церкви как религиозные организации, хорошо встроенные в общества, в ко­торых они функционируют, делятся на два типа — на государственные церк­ви и деноминации.

    646 Часть IV. Социальные институты

    Глава 18. Религия 647


    1. Секты, возникающие из-за религиозных разногласий, отличает харизмати­ческое лидерство; со стороны же остальных членов общества отношение к ним подозрительное.

    2. Культы — это религиозные организации, основанные на новых и нетрадици­онных верованиях и обычаях.

    3. Основной религией технологически примитивных человеческих обществ был, как правило, анимизм, причем он составлял органическую часть семей­ной жизни; в более сложных обществах религия оформилась в самостоятель­ный социальный институт.




    1. Последователи шести мировых религий — христианства, ислама, иудаизма, индуизма, буддизма и конфуцианства — составляют 75% человечества.

    2. Почти все взрослые американцы заявляют о своих религиозных предпочте­ниях; 61% идентифицируют себя с религиозными организациями, причем большинство составляют приверженцы разных протестантских конфессий.

    3. Насколько религиозной мы считаем свою нацию, зависит от того, какой смысл вкладывается в само понятие «религиозность». Большинство людей говорят, что верят в Бога, но лишь пятая часть американцев регулярно посе­щает церковь.

    4. Секуляризация — ослабление значимости сверхъестественного и сакрально­го. Некоторые признаки религиозности (такие, например, как принадлеж­ность к основным религиозным организациям) стали теперь в США менее заметными, зато другие (например, сектантство) явно на подъеме. Поэтому маловероятно, что секуляризация означает конец религиозности.

    5. Гражданская религия — это квазирелигиозный патриотизм, скрепляющий связи людей с обществом.

    6. Для постконфессионального общества характерна тенденция, суть которой в том, что люди ищут пути к духовному совершенствованию вне традицион­ных религиозных организаций.

    7. Фундаментализм выступает против приспособления религии к миру и ра­тует за возрождение верований, сосредоточенных на потустороннем. Хрис­тиане-фундаменталисты защищают буквальное толкование библейских тек­стов, отрицают религиозный плюрализм и стремятся к личному пережива­нию Божественного присутствия. Некоторые христианские организации фундаменталистского толка поддерживаю политиков-консерваторов.

    Основные понятия

    Анимизм — представление, согласно которому элементы природного мира явля­ются разумными формами жизни, влияющими на людей.

    Вера — представление, опирающееся скорее на убежденность, чем на научные факты.

    Государственная церковь — церковь, официально объединенная с государством.

    Гражданская религия — квазирелигиозная лояльность, объединяющая индивидов

    Деноминация — церковь, независимая от государства, принимающего религиоз­ный плюрализм.

    Культ — религиозная организация, находящаяся в основном вне культурных тра­диций общества.

    Мирское — то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседнев­ной жизни. Монотеизм — вера в единую божественную силу. Политеизм — вера во многих богов. Религиозность — значимость религии в жизни индивида.

    Религия — социальный институт, включающий верования и ритуалы, основанные на представлении о сакральном.

    Ритуал — формальное, церемониальное поведение.

    Сакральное — то, что люди почитают за экстраординарное, приводящее в чувство трепета и благоговения.

    Секта — тип религиозной организации, стоящей особняком от общества.

    Секуляризация — историческое снижение значимости сверхъестественного и сак­рального.

    Теология освобождения — смешение христианских принципов с политической деятельностью, нередко марксистского содержания.

    Тотем — объект природного мира, определенный всеми как священный.

    Фундаментализм — консервативная религиозная доктрина, оппозиционная к ра­ционалистичности и приспособлению к миру, отстаивающая возрождение тра­диционной, иномирной религии.

    Харизма — исключительные личные качества, способные превратить аудиторию людей в последователей.

    Церковь — тип религиозной организации, успешно встроенной в общество как таковое.

    Вопросы для размышления

    1. В чем заключается принципиальная разница между мирским и божественным, лежащая в основе всех религиозных верований?

    2. Объясните смысл утверждения Карла Маркса о том, что религия способствует сохранению существующего положения вещей. Исходя из анализа кальвиниз­ма, выполненного Максом Вебером, сформулируйте контраргументы в пользу того, что религия может быть важной силой, изменяющей общество.

    3. Чем отличаются друг от друга церкви, секты и культы? Можно ли сказать, что религиозные организации какого-то одного типа по самой своей сути лучше других? Пожалуйста, поясните свой ответ.

    4. Существуют ли свидетельства того, что в США религия становится менее зна­чимым социальным институтом? Почему складывается впечатление, что она,


    Глава 19. Образование 649

    ГЛАВА 19

    Образование

    Тони Сколья сам не знает об этом, но он - живой укор системе школьного образования. Будучи, по мнению педагогов, толковым парнишкой, самый способный из всех четвероклассников, Тони едва спра­вился с проводимыми во всех школах штата тестами умений. Многие его одноклассники завалили их, и результаты тестирования детей, которые учатся в начальной школе WarrenElementaryShoolгорода Толидо, оказались одни из самых плохих в штате Огайо.

    На другом конце города, другая четвероклассница по имени Сара Беррик учится хорошо. По мнению большинства учителей, она обычная ученица; тестирование Сара прошла достаточно успешно. И вооб­ще средние тестовые баллы учащихся начальной школы MonclovaElementarySchool- едва ли не самые высокие в штате.

    Чем объясняется разница в достижениях этих двух учеников? Дело не столько в самих детях, сколько в условиях их жизни. Начальная школа WarrenElementary, расположенная в одном из беднейших квар­талов города Толидо, столь же неприглядна, как и сам район: здание давно нуждается в ремонте, а клас­сы переполнены. В отличие от нее начальная школа MonclovaElementaryрасполагается в одном из са­мых зажиточных районов города, и благодаря большим деньгам, поступающим от налогоплательщи­ков, в ней и классы малочисленны, и помещения безупречны.

    Другими словами, дети учатся так, как «существуют» их школы. На всей террито­рии штата Огайо — да и на всей территории США — мы наблюдаем одну и ту же картину: дети, посещающие школы, расположенные в богатых районах, учатся зна­чительно лучше, чем их ровесники из бедных кварталов (Troy, 2000).

    Почему такие школы, как MonclovaElementarySchool, находящиеся в богатых районах, хорошо справляются с возложенной на них миссией учить подрастающее поколение? Постараемся ответить на этот вопрос в данной главе, посвященной образованию социальному институту, благодаря которому общество обеспечи­вает своих членов важными знаниями, в том числе о фундаментальных явлениях действительности, профессиональных навыках и культурных нормах и ценностях. В таких странах с высоким уровнем доходов, как США, образование осуществля­ется в рамках школьной системы (формального обучения под руководством спе­циально подготовленных педагогов).

    Образование во всемирном масштабе

    Повсюду — от Новой Англии до Гавайев, от Аляски до Техаса — люди рассчитыва­ют, что подавляющую часть из первых 18 лет своей жизни их дети будут проводить в школе. Однако еще 100 лет тому назад ситуация была совершенно иной: обуче-



    В прошлом далеко не все дети в таких бедных странах, как Индия, могли учиться в школе,

    немало из них были вынуждены работать. Однако за последние несколько десятилетий Индия

    весьма продвинулась к всеобщему школьному образованию. Однако до сих пор в этой

    по преимуществу аграрной стране 40% детей посещают лишь начальную школу

    ние в школе являлось привилегией, которой пользовалась лишь немногочислен­ная элита. Но и поныне в бедных странах молодые люди посещают школу лишь в течение нескольких лет.

    Школьное обучение и экономическое развитие

    Уровень школьного обучения в любом обществе тесно связан с показателями эко­номического развития. В главе 4 («Общество») уже отмечалось, что наши предки, занимавшиеся охотой и сбором даров природы, жили семьями, у них не было ни правительств, ни церкви, ни школ. Для этих людей «школьное обучение» было всего лишь знаниями и навыками, которые дети получали непосредственно от сво­их родителей (Nolan & Lensky, 1999).

    В странах с низким и средним уровнями доходов, а именно там живет большин­ство населения планеты, мальчики и девочки посещают школу в течение несколь­ких лет, но получают только те практические знания, которые нужны им для заня­тия сельским хозяйством или вообще для выполнения традиционных обязанно­стей. Возможность изучать литературу, искусства, историю и естественные науки есть только у тех немногих счастливчиков, которые настолько богаты, что могут позволить себе не работать. Поэтому нет ничего удивительного, что слово «шко­ла» происходит от древнегреч. слова schola— «отдых». В Древней Греции ученика­ми таких знаменитых учителей, как Сократ, Платон и Аристотель, были почти ис­ключительно молодые аристократы. Аналогичным образом обстояло дело и в сред­невековом Китае, где знаменитый мыслитель Конфуций делился своей мудростью лишь с немногими избранными. Первые колледжи и университеты были основа-

    650 Часть IV. Социальные институты




    Сегодня в странах с низким уровнем доходов школьное обучение организовано по-разному, ибо оно отражает социальную культуру. Например, в Иране оно тесно увязано с исламом. Оно формируется под очень сильным влиянием различных культурных традиций, что заметно на примере таких стран, как Бангладеш (Азия), Замбия (Африка) и Никарагуа (Латинская Америка).

    Однако во всех государствах с низким уровнем доходов школьная система име­ет одну общую черту: она не обеспечивает общего доступа к знаниям. В беднейших странах, например в странах Центральной Африки, только 50% детей в возрасте, позволяющем пойти в начальную школу, посещают ее; в целом же в мире лишь 50% детей переходят из начального в среднее звено (Najafizadeh & Mennerick, 1992). В результате 15% латиноамериканцев, 30% жителей стран Азии и 40% аф­риканцев неграмотны. Об уровне неграмотности молено судить на основании дан­ных, представленных на карте мира 19.11.

    В странах с высоким уровнем доходов господствует мнение, что все должны учиться в школе. Во-первых, рабочим, использующим технику или компьютеры, нужно иметь хотя бы базовые навыки чтения, письма и выполнения математиче­ских операций. Во-вторых, в этих странах грамотность — необходимое условие для существования демократического устройства общества.

    Представленный ниже сравнительный анализ школьного обучения в разных странах иллюстрирует связь между таковым и экономическим развитием. Обра­тите внимание, что в странах, где уровень доходов весьма высок, реализуются раз­личные подходы к системе образования.

    Школьное образование в Индии

    Индия — бедная страна. Средний заработок там составляет примерно 7% от аме­риканского стандарта, и семьи малоимущих нередко нуждаются в деньгах, которые зарабатывают дети. Поэтому, хотя использование труда последних и запрещено законом, многие из индийских детей (особенно девочки, живущие в сельской мест­ности), работают на фабриках — ткут ковры или занимаются другими ремеслами — до 60 часов в неделю, что практически не позволяет им обучаться в школе.

    Однако в последние десятилетия система образования в Индии изменилась в лучшую сторону. Начальная его ступень теперь доступна большинству детей, ко­торые, как правило, учатся в переполненных классах, где число учеников (на од­ного учителя) достигает 60 человек, что в 2 раза превышает средний показатель для США. Это единственное, на что может рассчитывать подавляющая часть индусов. Обучение в классах второй ступени продолжают менее 50% учеников начальной школы, а в колледжи и вовсе поступают единицы. В этой огромной стране грамот­ных в результате чуть более половины населения.

    В странах с высоким уровнем доходов подавляющее большинство граждан умеют читать и писать, и доля неграмотных обычно не превышает 5%. В большинстве государств Латинской Америки число таковых значительно выше, что является одним из следствий невысокого уровня экономического развития. В 27 странах, 20 из которых расположены в Африке, неграмотность — скорее правило,

    552 Часть IV, Социальные институты

    Глава 19. Образование 553


    На систему образования в Индии также влияют традиции патриархальности. Индусы радуются рождению мальчиков, потому что они и их будущие жены ста­нут зарабатывать деньги для семьи. Девочки же, напротив, воспринимаются как определенное финансовое бремя, поскольку родители должны обеспечить их при­даным к свадьбе, после которой дочь уходит в семью мужа. Поэтому многие инду­сы не видят особого смысла, чтобы дать образование дочерям. Так, до второй сту­пени доходят лишь 30% девочек (соответствующая доля мальчиков — 45%). Дан­ный образец приводит к тому, что большинство детей, работающих на индийских фабриках, — это девочки; семьи пытаются заработать на дочерях, пока такая воз­можность у них еще есть (United Nations Development Programme, 1995).

    Школьное образование в Японии

    30 сентября., Кобе.. Японцы отличаются от американцев прежде всего своей большей организованностью, идущие в илколу ллальчики и девочки выделяются своей унисрорлгой, охапкалли книг и серьезнылли, сосредоточеннылли лицалли.

    Школьное обучение не всегда было частью японского образа жизни. До тех пор пока индустриализация не привела в 1872 г. к введению системы обязательного образования, в школах обучались лишь избранные. Сегодня организация образо­вания в Японии снискала массу сторонников, ибо ей страна обязана своими выда­ющимися достижениями.

    В младших классах основное внимание уделяется изучению национальных тра­диций, особенно ответственности человека перед своей семьей. Однако уже в ран­нем подростковом возрасте учащиеся сталкиваются с системой жестких конкурс­ных экзаменов. Будущее каждого учащегося определяют результаты тестирования с помощью Батареи тестов специальных способностей (SATB), которая использу­ется в США для отбора студентов в колледжи.

    В Японии образование отражает личные способности человека в большей мере, чем в США, где доходы семьи во многом определяют выбор колледжа. Основную часть расходов, связанных с получением высшего образования, несет правитель­ство. Но без высоких экзаменационных баллов даже дети самых богатых родите­лей не могут попасть в престижный университет.

    Как показывает статистика, в Японии больше мужчин и женщин со средним образованием (90%), чем в США (84%). Но благодаря конкурсной системе в кол­леджи поступает лишь 45% выпускников средних школ (в США доля таковых — 63%). Поэтому нет ничего удивительного, что японские выпускники очень серьез­но относятся к вступительным экзаменам: примерно половина будущих абитури­ентов после окончания уроков в школах отправляются на специальные подгото­вительные курсы. Поскольку большинство японских женщин — домохозяйки, многие из них видят смысл жизни в том, чтобы их дети успешно закончили школу.

    Благодаря столь серьезным требованиям, предъявляемым к учащимся, япон­ская система школьного образования добилась впечатляющих успехов. Уровень подготовки учащихся по ряду дисциплин, и в первую очередь по математике и ес­тественным наукам, значительно выше, чем в любой другой стране с высоким уров-

    цру 7Tr*vr\TTr>D oi/nmuio и Г^ТТТД /Т-Г^лгпотап Я. Т r,vlo\f 1 О.Я'}* DnKlon 1 О.ЯЗ- RnnMn

    Школьное образование в Великобритании

    В средневековье школьное обучение было привилегией английской знати, которая изучала классические дисциплины, ибо ее мало интересовали практические навы­ки, необходимые для того, чтобы зарабатывать на жизнь. Но поскольку индустри­альная революция потребовала наличия образованных рабочих, а рабочий класс, в свою очередь, добивался доступа к образованию, доля населения, обучающегося в школах, возросла. Согласно современному британскому законодательству, все дети до 16 лет должны обучаться в школе.

    Однако в системе британского образования сохранились традиционные соци­альные различия. Большинство состоятельных родителей посылают своих детей в учебные привилегированные частные заведения (подобные американским закры­тым школам-интернатам), которые называются «общественными» {publicschool). В этих элитных школах, где учатся примерно 7% английских учеников, преподают не только классические дисциплины; там дети богатых родителей (в первую оче­редь — «новых богачей») обучаются ораторскому искусству, хорошим манерам и социальным добродетелям английского высшего общества. Эти средние учебные заведения недоступны большинству подростков, посещающих поддерживаемые государством дневные школы (Ambler & Neathery, 1999).

    Однако начиная с 1960 г., благодаря тому что была расширена университетская система и в практику вошли конкурсные вступительные экзамены, социальное происхождение перестало играть определяющую роль. Львиную часть расходов на обучение в колледже тех из студентов, кто получил наивысшие баллы, воспол­няет государство. Однако эти вступительные экзамены менее важны, чем в Япо­нии. Многие из детей обеспеченных родителей, даже не набравшие высоких бал­лов, не лишаются права учиться в самых престижных университетах Велико­британии — Оксфорде, Кембридже — или в не менее престижных американских университетах, к каким относятся Йельский, Гарвардский, Принстонский. Выпуск­ники «Оксбриджа»1 пополняют ряды правящей элиты: свыше 65% правительствен­ной верхушки Великобритании — обладатели ученых степеней, полученных в «Оксбридже» (Sampson, 1982; Gamble, Ludlam & Baker, 1993).

    Из этого краткого рассказа о школьном обучении в Индии, Японии и Великоб­ритании понятно, что решающую роль в его организации играет уровень экономи­ческого развития страны. В бедных странах работающих детей, особенно девочек, больше, чем тех, которые учатся в школе. В богатых законодательно закреплено всеобщее среднее образование, что является следствием как потребности в грамот­ной рабочей силе, так и условием равноправия граждан. Но и в странах с высоким уровнем доходов школьное образование не подчиняется какому-то единому стан­дарту, о чем свидетельствуют чрезвычайно высокая соревновательность в япон­ских школах, британские школы, сформировавшиеся под влиянием традиционной социальной стратификации, и повышенное внимание к прикладным знаниям, при­сущее американским учебным заведениям.

    654 Часть IV. Социальные институты

    Глава 19. Образование 555


    Школьное образование в США

    США были среди первых стран, поставивших перед собой цель победить неграмот­ность. К 1850 г. в школах обучалась примерно 50% детей в возрасте от 5 до 19 лет. В 1918 г. не осталось ни одного штата, который бы ни принял Закон об обязатель­ном образовании, согласно которому все американские дети должны учиться в школе или закончить восьмой класс до 16 лет.

    Таблица 19.1 Достижения СШАв сфере образования, 1919-2000 гг.*

    Год

    Выпускники средних школ Выпускники колледжей Количество лет учебы (медиана)

    ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

    Востребованность на рынке труда: тенденции в специализации бакалавров

    Никогда еще в США не было такого количества студентов колледжей, особенно - студенток. Однако и мужчины, и женщины подходят к высшему образованию с прагматичных позиций и стремятся по­лучить степени бакалавров и магистров в таких сферах, где, по их мнению, легко найти работу. В постиндустриальной экономике «наибольшим спросом» пользуются дипломы бакалавров в области создания парков и заповедников, индустрии отдыха, фитнесса, организации досуга (см. рисунок).



    2,7

    3,3

    3,9

    4,6

    6,0

    7,7

    11,0

    17,0

    21,3

    25,6

    8,1 8,2 8,4 8,6 9,3 10,5 12,2 12,5 12,4 12,7

    Создание парков и заповедников индустрия отдыха, организация досуга и фитнесс


    I I I—I I I I I I 7 Биологические науки и науки о жизни





    1910

    13,5

    1920

    16,4

    1930

    19,1

    1940

    24,1

    1950

    33,4

    1960

    41,1

    1970

    55,2

    1980

    68,7

    1990

    77,6

    2000

    84,1

    * Люди в возрасте 25 лет и старше. В число граждан с полным средним образованием вклю­чены и студенты колледжей. Доля не закончивших средней школы равна разнице между 100% и долей закончивших се.

    Источник: U.S. Census Bureau, 2000.



    Данные, приведенные в табл. 19.1, свидетельствуют, что перелом насту­пил в середине 1960-х гг. Тогда впервые в истории США большинство взрос­лых граждан имели среднее образова­ние. Ныне более 80% американцев имеют среднее образование, а 25% — степень бакалавра (они в течение 4 лет обучались в колледже).

    Рис. 19.1. Доля граждан, имеющих университетские дипломы, в глобальной


    5 ^ '

    Мульти- и междисциплинарные науки

    сг. m

    -40 f


    Служба подготовки офицеров резерва и военные технологии

    тттг

    200 -1998.

    ::■

    О ^

    О

    100

    -300

    -100

    300

    -200

    Изменения в количестве полученных дипломов бакалавра (%), 1S

    Число бакалавров в таких областях, как наука о здоровом образе жизни, экология, а также этнография и культурология, также быстро возрастает. Вместе с тем служба подготовки офи­церов резерва и военные технологии возглавляют перечень тех сфер, которые утратили по­пулярность в среде будущих бакалавров; следом идут библиотечное дело, коммуникаци­онные технологии и техника и технология. Источник: U. S. National Center for Education Statistics, 2001.

    На формирование образовательной системы в США повлияли как накопление богатства, так и его демократические принципы. Как считал Томас Джефферсон, но­вое общество будет демократическим только при условии, если люди смогут «читать о том, что происходит в мире, и понимать происходящее» (цит. по: Honeywell, 1931, р. 13). Как следует изданных, представленных на рис. 19.1, Соединенным Штатам при­надлежит выдающийся рекорд в области образования: ни в одной другой стране нет такого количества обладателей университетских дипломов (U. S. Census Bureau, 2000).

    656

    Часть IV, Социальные институты

    Глава 19, Образование 657


    в масштабах всей страны, свидетельствуют о том, что, по мнению большинства, школь­ное образование имеет решающее значение для достижения успеха; многие также по­лагают, что всем предоставляется шанс получить образование, соответствующее лич­ным способностям и таланту (NORC, 2001). По правде говоря, в этом мнении отраже­ны не столько достижения, сколько надежды американцев. Так, в начале XX в. высшее образование было недоступно практически всем женщинам, и даже сегодня многие студенты колледжей — выходцы из семей, чей доход превышает средний.

    Американская образовательная система делает упор на прикладные знания, имею­щие непосредственное отношение к работе и интересам человека. Джон Дыои (1859-1952), философ, занимавшийся проблемами педагогики, ратовал за прогрессивное образование, постоянно модернизирующее учебные программы и приведение их в со­ответствие с требованиями практики, чтобы знания отвечали запросам жизни.

    Отражением такого прагматизма стало то, что нынешние студенты колледжей, выбирая специализацию, исходят из возможности найти удовлетворяющую их работу. Подробнее о том, как изменились интересы студентов, рассказано далее (см. «Востребованность на рынке труда: тенденции в специализации бакалавров»).

    Функции школьного образования

    Структурно-функциональный анализ системы школьного образования позволяет ответить на вопрос о том, как она влияет на жизнь общества. Одна из главнейших ее функций — социализация. Обучение в школе создает жизненно важную куль­турную связь между поколениями.

    Социализация

    Примитивные с технологической точки зрения общества передают свои традиции неформально — от родителей детям. Однако с появлением сложных технологий родственные связи не могут удовлетворить быстро растущие потребности в инфор­мации и навыках, и школьное обучение постепенно оформляется в самостоятель­ный социальный институт, использующий специально подготовленный персонал для передачи знаний, необходимых во «взрослой жизни».

    В начальной школе дети получают базовые навыки чтения, письма и арифме­тического счета. Средняя школа расширяет и дополняет эти знания. Для тех же, кто продолжает свое образование в колледжах, последние служат источником даль­нейшей специализации. Кроме того, в школах подрастающие поколения усваива­ют культурные ценности и нормы. Например, изучая такой раздел политологии, как права и обязанности граждан, учащиеся получают подробную информацию о политической жизни Америки. Порой и ученический коллектив сам по себе пре­подносит важные уроки. С самых первых лет такие ритуалы, как приветствие фла­га и исполнение песни «Звездно-полосатый флаг» воспитывают в детях патриотизм. Классные же мероприятия — вроде соревнований по правописанию, особенно если допустивший ошибку участник выбывает из игры, и всевозможных спортивных со­стязаний — ВОСПИТЫВаЮТ ДУХ ИНДИВИЛУаЛИЗМЯ И ТСПНТП/прнпии «oawcm.» ./• -чг,-,-,™.

    Культурная инновация

    Образование не только передает культурные традиции, но и создает их. Стимули­руя интеллектуальную любознательность и критическое мышление, школы благо­приятствуют возникновению новых идей и их развитию.

    Так, сегодня благодаря исследованиям, проводимым преподавателями коллед­жей, знания во многих областях становятся шире и глубже. Медицинские иссле­дования, которые в течение многих лет осуществлялись в крупнейших универси­тетах, способствовали увеличению продолжительности жизни, а результаты науч­ной деятельности социологов помогают извлекать пользу из того, что мы стали жить дольше.

    Социальная интеграция

    Школьное образование помогает превратить разнородное множество людей в еди­ное общество. Эта интегративная функция наиболее важна в тех странах, где осо­бенно сильны различия в обществе и где культуры не просто слабо контактирует, но порой враждебны. В прошлом Советский Союз и Югославия связывали со школь­ной системой надежду на объединение своих разобщенных народов, но в конечном итоге это не оправдалось.

    Один из главных путей, позволяющих школьному образованию интегрировать неоднородные в культурном отношении общества, — изучение общего языка, ста­новящегося ключом к свободному общению и основой для национальной иденти­фикации. Разумеется, некоторые этнические меньшинства именно по этой причи­не противодействуют введению государственного школьного образования. Напри­мер, в бывшем Советском Союзе литовцы, украинцы и азербайджанцы возражали против изучения русского языка, полагая, что он несет угрозу их собственным тра­дициям и символизирует их угнетенное положение.

    Члены секты амишей, отличающиеся по своей культуре от основного населе­ния США и стремящиеся сохранить данные традиции, исторически боролись за право не посылать своих детей в государственные школы.

    100 лет тому назад в США введение закона о всеобщем среднем образовании, совпавшее по времени с прибытием в страну миллионов иммигрантов из Европы, помогло сплотить общество. То же самое происходит и ныне: официальное образо­вание помогает интегрироваться в американское общество большому числу иммиг­рантов из стран Азии и Латинской Америки, которые, в свою очередь, привносят свое в постоянно изменяющийся «культурный коктейль» США. Поскольку во многих крупных округах расовые и этнические меньшинства по численности уже превосхо­дят «основное» население, в дискуссии по проблемам мультикультурного образова­ния вовлекаются все новые и новые участники (см. главу 3 «Культура»).

    Социальная расстановка

    Официальное образование помогает молодым людям занимать положение в соот­ветствии с определенными культурными традициями и исполнять роли, благопри-

    отгтвишшир ппинатпич пбпяг™ ЖИЗНИ nfilTTPCTFta R ИЛРЯЛе ШКОЛЫ ВЫПОЛНЯЮТ ЭТУ

    658 Часть IV. Социальные институты

    Глава 19. Образование ggg


    нейшем оценивают его результаты не столько с позиций его социального проис­хождения, сколько исходя из его личных достижений.

    Однако в действительности учителя настраивают «самых лучших и самых спо­собных» на изучение наиболее сложных и продвинутых курсов, предлагая учащим­ся с более скромными способностями учебные программы, соответствующие имен­но их возможностям. Другими словами, превращая личные достоинства в основу будущего социального статуса, школьное обучение воспроизводит систему, при которой положение человека в обществе определяется его способностями.

    Латентные функции школьного образования

    Помимо этих столь очевидных функций официальное образование выполняет и ряд латентных. Одна из них — забота о ребенке. С ростом числа неполных семей и семей, когда оба супруга работают, школы превращаются в жизненно важные уч­реждения, снимающие с родителей часть забот о детях.

    Отнимая у подростков немало времени и энергии, обучение в школе нередко приучает их к конформизму в тот период жизни, когда риск совершить правона­рушение особенно велик. Кроме того, поскольку в образовательных учреждени­ях немало учащихся, которым уже перевалило далеко за двадцать, вовлеченными в систему образования оказываются тысячи молодых людей, особенно в те перио­ды, когда трудно найти работу.

    Другая латентная функция системы образования — создание круга общения и формирование отношений между людьми. Начало крепкой дружбе, продолжающей­ся потом всю жизнь, и знакомствам, перерастающим потом в брак, нередко бывает положено в годы учебы в школе или в колледже. Подчас обучение в определенной школе становится неплохой «стартовой площадкой» для будущей карьеры.

    Критическая оценка. Структурно-функциональный анализ системы официаль­ного образования выявляет как явные, так и латентные (скрытые) формы участия этого социального института в жизни современного общества. Но он умалчивает о главной, принципиальной проблеме, упомянутой в самом начале главы: качество школьного образования, которое получают одни люди, значительно превосходит то, какое доступно другим. Действительно, критики американской системы образова­ния убеждены: она воспроизводит классовую структуру общества.

    Анализ проблемы в рамках парадигмы социального конфликта, чему посвящен следующий раздел, ставит именно этот вопрос.

    Школьное образование и социальное неравенство

    Анализ с позиции социального конфликта противоречит взгляду сторонников струк­турно-функционального подхода на школьное образование как на меритократиче-скую стратегию развития талантов и способностей людей. Сторонники данной па­радигмы считают, что испокон веков обучение в школе соответствует социальному статусу учащихся, благодаря чему и воспроизводит социальное неравенство.

    Многие ученые в разных странах мира убеждены: получить образование важ­нее для мужчин, чем для женщин. Хотя в США разрыв в этом отношении за послед -

    изучают такие «женские» дисциплины, как литературу, в то время как мужчины специализируются в области математики и технических наук. Уделяя повышен­ное внимание жизненному опыту людей определенного типа (например, армей­ских генералов) и одновременно оставляя за кадром жизненные приобретения дру­гих групп (например, работающих на фермах женщин), школы поддерживает значимость доминирующих категорий населения. В результате, как станет ясно из дальнейшего изложения, богатые люди имеют значительно больше возможностей в сфере образования, чем бедные.

    Социальный контроль

    Сторонники парадигмы социального конфликта утверждают, что школьное обуче­ние — средство контроля со стороны общества, навязывающее принятие существу­ющего положения. Разными, порой завуалированными способами школьная сис­тема воспроизводит ту иерархию, которая установилась.

    Как отмечают Самуэль Бауле и Герберт Гинтис, требование государственного образования возникло в то время (конец XIX в.), когда капиталистам понадоби­лась грамотная, послушная и дисциплинированная рабочая сила (Bowles & Gintis, 1976). Законодательное закрепление всеобщего среднего образования означало, что в школах иммигранты будут не только изучать английский язык, но и пости­гать культурные ценности, которые оправдывают капитализм. Покорность, пунк­туальность и дисциплина были и остаются частью того, что сторонники теории конфликта называют скрытой программой (неявным внедрением политических или культурных идей в учебном классе).

    Стандартизированное тестирование

    Ниже приводится типичный пример вопросов, немало лет используемых в США для оценки способностей детей школьного возраста к обучению:

    Художник рисует картины, а сочиняет сонеты.

    Ответы:

    а) шофер; в) священник;

    б) поэт; г) плотник.

    Правильный ответ — поэт (б); художник создает картину точно так же, как поэт сочиняет сонет. Предполагается, что с помощью этого вопроса можно оценить ло­гическое мышление, но, чтобы продемонстрировать подобный навык, нужно точ­но знать значение всех упомянутых слов. Если учащиеся не изучили, что сонеты — один из жанров западноевропейской поэзии, они, скорее всего, правильно на во­прос не ответят.

    Специалисты в области образования утверждают: стандартизация тестов прак­тически полностью исключает возможность подобной необъективности; органи­зации, проводящие тестирование, тщательно изучают формы ответов и исключа­ют из тестов все вопросы, которые могут поставить тестируемых одной расовой или этнической принадлежности в более выгодное положение по сравнению

    Г nnpn^TQDUTP ГТа**!,* ПГЧЛГПГмЧ MriUTiT! [/-питики плпаЬнагл т т лтпг .^ тт-а п r*n>r\t/

    > «,.,.^л™.

    660
    1   ...   62   63   64   65   66   67   68   69   ...   74


    написать администратору сайта