Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание
Скачать 11.25 Mb.
|
ГЛАВА 18 /-1ГТ Л ГТ „ ...'Л616 Часть IV. Социальные институты Глава 18. Религия 617 В Новом Завете, например, сказано о вере как «осуществлении ожидаемого и уверенности в невидимом» (Евр. 11:1), а о христианах говорится так: «ибо мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5:7). Некоторых глубоко религиозных людей может взволновать мысль о социологах, вторгающихся со своими научными представлениями в их святая святых. Однако не следует бояться социологического изучения религии: оно не угрожает ничьей вере. Социологи анализируют религиозные верования, как семью: чтобы понять религиозную ситуацию в различных странах и связь религии с другими общественными институтами. Они не выносят суждений, «хороша» или «плоха» та пли иная религия. Скорее правильнее говорить, что, пытаясь найти ответы на вопросы, почему в определенном обществе религия имеет именно такую форму и как религиозная активность влияет на общество в целом, научная социология демонстрирует глобальный подход. Теоретический анализ религии Чтобы изучить религиозные представления, социологи задействовали несколько теоретических парадигм; каждая из них по-своему трактует то, как религия формирует социальную жизнь. Функции религии: структурно-функциональный анализ Согласно Дюркгейму, само существование общества и его власть превышают рамки жизни человека (Durkheim, 1965; 1-е изд. — 1915). Иными словами, само общество «богоподобно» и не исчезает со смертью своих членов, бытие которых оно формирует. Таким образом, люди вовлекаются в религиозную жизнь, чтобы прославлять вызывающую трепет власть общества, к которому они принадлежат. Соответственно люди во всех уголках земного шара трансформируют некоторые предметы повседневной жизни в священные символы их коллективной жизни. Члены технологически примитивных обществ «назначат!i на эту роль» тотемы {объекты природного мира, сообща определенные как священные). Тотем (которым может быть животное или выполненное рукой мастера произведение искусства) становится центральной фигурой ритуала, символизирующей власть коллективной жизни над любым человеком. Американский флаг играет в США роль квазисвященного тотема. Его нельзя использовать, например, в качестве одежды; также недопустимо, чтобы он касался земли. Точно так же и надпись на денежных купюрах «Мы верим в Бога» (появившаяся в 1860-е гг. во времена Гражданской войны), означает, что американцы связаны общей верой. Ощущение сплоченности создается и благодаря тотемному символизму, связанному с местными спортивными командами — от Patriots(Новая Англия) до Buckeyes(университет штата Огайо) и 49ers(Сан-Франциско). Почему религиозный аспект социальной жизни столь важен? Дюркгейм говорит о трех основных функциях религии, имеющих принципиальное значение для общества. 1. Социальная сплоченность. Религия объединяет людей с помощью общих правила «честной игры», благодаря которым становится возможной организованная жизнь общества.
Критическая оценка. Согласно структурно-функционатьной парадигме Дюрк-гейма, религия — это коллективная жизнь общества. Однако данный подход преуменьшает роль некоторых проблем, связанных с религией, особенно того, что религиозный фанатизм способен привести к социальным конфликтам. Так, на заре средневековья религиозные убеждения стали импульсом к началу крестовых походов — войн между христианами Европы и мусульманами за Святую Землю, которую представители обеих религий считали священной. Конфликт между мусульманами, иудеями и христианами и по сей день является источником политической нестабильности на Ближнем Востоке. Не угасают конфликты на религиозной почве между протестантами и католиками в Северной Ирландии, не стихают столкновения в Алжире, в Индии, в Шри-Ланке и в других странах и регионах. Иными словами, многие народы вступали в войны, прикрываясь именем Бога, и не приходится сомневаться, что в истории человечества религиозные доктрины спровоцировали больше насилия, чем социальное расслоение. Конструирование священного: парадигма символического интеракционизма С точки зрения символического интеракционизма религия (как и все общество в целом) социально сконструирована (хотя, возможно, и не без участия божественных сил). Благодаря различным ритуалам — от ежедневных молитв до таких религиозных праздников, как христианская пасха и иудейский пейсах, — граница между мирским и священным становится отчетливее. Кроме того, как отмечает Питер Бергер, когда люди соотносят свои краткие жизни, подверженные ошибкам, с некоей «космической системой координат», они обретают «видимость полной безопасности и стабильности» (Berger, 1967, pp. 35-36). Хорошим примером служит брак. Если два человека считают его всего лишь контрактом, ничто не мешает им разорвать узы, когда они этого пожелают. Когда же супруги верят в брак, заключенный «на небесах», узы супружества накладывают значительно более сеоьезные обязательства. Действительно, чем более религи- 618 Часть IV. Социальные институты Глава 18. Религия 619 озны люди, тем менее они склонны к разводам. Эту мысль можно сформулировать так: когда люди оказываются в неопределенной или угрожающей жизни ситуации (болезни, войны или стихийные бедствия), они обращаются к священным для них символам. Критическая оценка. Как утверждается парадигмой символического интерак-ционизма, религия прячет повседневную жизнь под «священный покров» высшего смысла (Berger, 1967). Разумеется, добавляет Бергер, чтобы сакральное придало высший смысл всему и стабилизировало общество, от людей требуется не обращать внимания на структурированный характер общества. В конце концов, много ли сил может дать вера, если воспринимать ее лишь как стратегию переживания трагедий? Кроме того, этот анализ на микроуровне не учитывает связи религиозных представлений с социальным неравенством, о чем и будет сказано далее. Неравенство и религия: анализ с позиции социального конфликта В центре парадигмы социального конфликта стоит вопрос о поддержке, которую религия оказывает социальной иерархии. Как считал Карл Маркс, это служит интересам правящей элиты, потому что таким образом утверждается правомочность существующего порядка и отвлекается внимание народа от социального неравенства. Например, даже сегодня британский монарх является одновременно и формальной главой англиканской церкви — доказательство существования тесной связи между религиозными и политическими элитами. Это фактически означает, что стремление к политическим переменам одновременно предполагает оппозицию церкви. Религия также вдохновляет людей на то, чтобы с надеждой ожидать, когда они окажутся «в лучшем из миров», и свести к минимуму социальные проблемы этого мира. Хорошо известно следующее определение религии, данное Марксом: «...вздох облегчения угнетенного человека, сентиментальность бессердечного мира и душа бездушных условий. Религия есть опиум для народа» (Marx, 1964b, р. 27; первое изд. — 1848). Религию и социальное неравенство связывает тендер. Практически все важнейшие мировые религии патриархальны. В течение многих веков могущественные христианские государства Западной Европы оправдывали свою колониальную политику в отношении народов Африки, Латинской Америки и Азии «обращением» язычников. В южных штатах Америки церковь защищала рабство негров, утверждая, что такова воля Божья. И поныне религиозная сегрегация не преодолена. По словам афроамериканской писательницы Майи Анджелоу, «в воскресенье, в 11.30 утра, Америка более сегрегирована, чем в любой другой день и час недели»'. Критическая оценка. Анализ религии с позиции социального конфликта выявляет ее способность утвердить социальное неравенство. В то же самое время религиозные представления благоприятствуют достижению равенства. Например, в США в XIX в. группы верующих оказались на переднем крае борьбы за отмену рабства. В 1950-е и 1960-е гг. религиозные организации, возглавляемые преподоб- Поссщение воскресных полуденных богослужений — основная форма участия в религиозной жизни -....Л, -- ным Мартином Лютером Кингом-младшим и другими, образовали ядро движения за гражданские права. В 1960-е и 1970-е гг. многие религиозные деятели активно выступали против войны во Вьетнаме, а некоторые, как станет ясно из дальнейшего изложения, оказали определенную поддержку революционным преобразованиям, имевшим место в Латинской Америке и в других странах. Религия и социальные изменения Религия вовсе не такая консервативная сила, какой изобразил ее Карл Маркс. По мысли Макса Вебера, в некоторые моменты истории религия способствовала кардинальным социальным переменам (Weber, 1958; 1-е изд. — 1904—1905). Макс Вебер: протестантизм и капитализм Макс Вебер утверждал, что новые идеи нередко становятся двигателем перемен. Так, именно кальвинизм, религиозная доктрина, оказалась той самой искрой, которая положила начало индустриальной революции в Западной Европе. В главе 4 («Общество») было подробно рассказано о предопределении — доктрине, которую проповедовал Жан Кальвин (1509-1564), лидер протестантской Реформации. Согласно Кальвину, всевластный и всезнающий Бог предопределил судьбы людей таким образом, что спасение суждено лишь немногим, а большинство обречено на вечные муки. Судьба каждого человека — книга за семью печатями, известная до его рождения одному лишь Творцу, — либо вечное блаженство, либо бесконечные адские муки. Кальвинисты, ведомые тревогой за собственные судьбы, искали — и это вполне понятно — доказательства расположенности к ним Бога и постепенно пришли к восприятию богатства как знака божественного благословения. Религиозные воззрения и несгибаемое чувство долга заставляли кальвинистов усердно трудиться, в результате чего многие сколотили большие состояния. Но накопленные деньги не предназначались ни для удовлетворения собственных желаний, ни для оказания помощи бедным, положение которых кальвинисты считали знаком немилости Бога. Считая себя проводниками Божьей воли на Земле, они верили, что сполна реализуют свое предназначение, если полученную прибыль снова вложат в дело и преумножат свои достижения. Ведя аскетический образ жизни и используя технологические достижения, кальвинисты закладывали фундамент для расцвета индустриального капитализма. Со временем религиозный пыл, побуждавший ранних сторонников этого вероучения, поостыл, и осталась «протестантская трудовая этика». Макс Вебер считал индустриальный капитализм «расколдованной» религией. Анализ, проведенный Вебером, ясно показывает, что религиозная доктрина способна кардинально изменить сами устои общества. Теология освобождения Христианству издавна присуща забота об обездоленных и угнетенных, к которым оно обращается с настоятельными призывами крепить веру, ожидая наступления ггечшей жизни Однако r последние десятилетия некоторые церковные лидеры 620 Часть IV. Социальные институты и теологи стали поддерживать теологию освобождения — смешение христианских принципов с политической деятельностью, нередко марксистского содержания. Это социальное движение возникло в конце 1960-х гг. и было связано с римско-католической церковью в Латинской Америке; ныне его последователи — христианские активисты, стремящиеся избавить народы бедных стран от ужасающей нищеты. Суть теологии освобождения проста: социальный гнет противоречит христианской морали, поэтому христиане должны бороться за большее социальное равенство, ибо для них это вопрос веры и справедливости. Вопреки этим начинаниям католиков, папа Иоанн Павел II осудил теологию освобождения за смешение традиционной религиозной доктрины с политическими взглядами левого толка. Однако, несмотря на критику понтифика, ее позиции достаточно сильны в Латинской Америке, там многие считают, что христинская вера, которую они исповедуют, заставляет их стремиться к улучшению условий жизни беднейшего населения планеты (Boff& Boff, 1984; Neuhouser, 1989; Rowlsnd, 1999). Типы религиозных организаций По мнению социологов, сотни различных религиозных организаций, действующих в США, образуют континуум, с церковью на одном полюсе и сектой — на другом. Обнаружив для любой из религиозных организаций ее место, можно дать ей описание в зависимости от проявленности двух типов — церкви или секты. Церковь Основываясь на идеях своего учителя Макса Вебера, Эрнст Трёльч определил церковь как тип религиозной организации, успешно встроенной в общество как таковое. Организации, подобные церкви, обычно «живут» веками, и их членами являются представители многих поколений одних и тех же семей. В церкви действуют четко установленные нормы и правила; священнослужителями же выступают люди, специально подготовленные для этого и соответствующие требованиям, предъявляемым к посвященному в духовный сан. Хотя церковь связана с сакральным, она старается не отрываться и от мирских проблем, что делает ее привлекательной в глазах многих людей. Церковная догматика свидетельствует о Боге рационалистически (например, говоря о необходимости добра); предпочтение отдается не конкретным правилам повседневной жизни, а общим нормам нравственности («относись к ближним так же, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»). Проповедуя нравственность, священнослужители избегают обсуждения социальных тем. Например, многие конгрегации могут прославлять единение всех людей, это не мешает тому, что прихожанами оказываются только белые. Подобная двойственность сводит конфликт между церковью и обществом к минимуму (Troeltsch, 1931). 11 декабря, Касабланка (ЛАарокко). Т^олны :/[упланическо го океана разбиваются о стены стоящей на саллол1 берегу красивейшей мечети, по общему лшению — самой большой в лшре. Щочное небо рассекает зеленый лазерный луч. исходящий из самой верхней точки вздыллающегося в вышину здания и указывающий на восток — туда, где находится АЛекка, священный для всех льусульман Глава 18. Религия 521 город, к котороллу они. опустившись на колени, обращают свои люлитвы. Нто-бы собрать деньги на сооружение этого люнументального храма, король сКассан ОЧ, глава государства и духовный лидер, обложил налоголс каждого из своих подданных, поскольку все они осрищиально считаются лщеульманалш. Этот пример государственной религии резко контрастирует с американскими представлениялш об отделении церкви от государства. Церковь может функционировать либо вместе с государством, либо независимо от него. Государственная церковь — церковь, официально объединенная с государством. Примером ее может служить ислам в Марокко. Государственные религии существовали всегда. На протяжении веков католицизм был официальной религией Римской империи, а конфуцианство вплоть до начала XX в. оставалось таковым в Китае. Сегодня англиканская церковь является официальной в Великобритании, а ислам — в Пакистане и Иране. Церковь, имеющая государственный статус, считает всех членов общества своими прихожанами, что создает почву для религиозной нетерпимости. Деноминация, напротив, — церковь, независимая от государства, принимающего религиозный плюрализм. Деноминации существуют в тех государствах, где церковь формально отделена от государства, в том числе в США, где существуют десятки христианских конфессий, включая католицизм, баптизм, методистскую церковь и лютеранство, а также различные течения иудаизма, ислама. Члены одной деноминации исповедуют свою собственную веру, но они считают, что у других есть право не соглашаться с ними. Секта Секта — тип религиозной организации, стоящей особняком от общества в целом. Члены секты имеют твердые религиозные убеждения и отказывают другим в праве иметь взгляды, отличные от их собственных. Как правило, для членов секты религия является не просто одним из аспектов существования, а образом жизни. Поэтому в некоторых случаях члены секты порывают с обществом все связи, чтобы ничто не мешало им полностью посвятить себя отправлению религиозных обрядов. Так, в полной изоляции пребывают амиши — секта в Северной Америке (Kraybill, 1994). Поскольку культура США считает религиозную терпимость одной из добродетелей, членов сект, утверждающих, что только они исповедуют истинную веру, нередко упрекают в ограниченности. Секты — менее формальные организации, чем церкви. Так, поведение сектантов бывает непредсказуемым и весьма эмоциональным, в то время как прихожане обычно лишь внимают священнослужителям. Секты также отрицают излишнюю рационализацию религиозных представлений и обращают основное внимание на личное переживание человеком божественной власти. Родни Старк противопоставляет церковное видение находящегося далеко Бога («Отче наш, иже еси на не-бесех») более непосредственному видению, присущему сектам («Господи, благослови этого несчастного грешника, стоящего сейчас перед Тобой на коленях») (Stark, 1985; р. 314). Второе отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Чем более похожа организация на церковь, тем вероятнее, что ее духовные лидеры специально подготовлены и возведены в сан священнослужителя. Секты, которые про- 622 Часть IV. Социальные институты Глава 18. Религия 623 славляют личное ощущение Бога, предполагают, что лидеры смогут передать свой эмоциональный опыт и обладают божественным вдохновением. Оно называется харизмой (отдревнегреч. «милость, божественный дар») — исключительными личными качествами, способными превратить аудиторию людей в последователей. Как правило, секты образуют группы, отколовшиеся от признанных религиозных организаций (Stark & Bainbridge, 1979). Благодаря своей чрезмерной эмоциональности и неформальной структуре секты менее стабильны, чем церкви, и многие из них исчезают с горизонта, не успев «возникнуть». Секты, которые «выживают», обычно становятся более похожими на церковь; становятся более формализованными и структурированными организациями. Чтобы число их последователей не уменьшалось, многие секты активно рекрутируют, или привлекают на свою сторону, новых членов. Поэтому высоко ценится опыт обращения — личной трансформации, или религиозного перерождения. Так, свидетели Иеговы в надежде на привлечение адептов активно пропагандируют свою веру. И наконец, секты и церкви отличаются друг от друга социальным составом своих членов. Поскольку твердо укоренившиеся церкви более тесно связаны с обществом, они склонны привлекать в число своих прихожан людей с высоким социальным статусом. В отличие от церквей секты привлекают преимущественно неудачников. Открытость сект новым членам и их обещания спасения и самореализации привлекательны для людей, которые чувствуют себя социальными аутсайдерами. Культ |