Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание
Скачать 11.25 Mb.
|
Рис. 17.1. Процент студентов колледжей, готовых вступить в брак без романтической любви. Источник: Levine, 1993 Вместе с тем социологи подчеркивают, что даже при таких условиях общество накладывает свой неизгладимый отпечаток на возникновение любовных привязанностей. Многие из американцев влюбляются в тех, кто принадлежит к одной с ними расе, одному социальному слою и подходит им по возрасту. В американском обществе поощряется гомогамия (дословно — «вступление в брак с себе подобным»). Это брак между людьми, имеющими одинаковые социальные характеристики. Начало совместной жизни: идеальный и реальный брак Благодаря культуре у молодых людей складывается идеализированное представление о браке как о «любви до гроба». Подобный оптимизм может стать причиной разочарования, особенно у женщин, которых приучили считать замужество ключом к счастью. Да и сама романтическая любовь не обходится без изрядной доли фантазии. Мы не всегда влюбляемся в реальных людей, иногда наделяем человека важными для нас качествами и увлекаемся созданным нами самими образом (Berscheid & Hatfield, 1983). Однако после свадьбы многие супруги сталкиваются с повседневными рутинными обязанностями. Интимные отношения тоже могут стать источником разочарования. Влюбленным и романтически настроенным молодым людям брак может представляться бесконечным медовым месяцем, но наступает отрезвление, и им приходится признать, что секс перестал быть всепоглощающей страстью. Примерно два человека из трех, состоящих в браке, удовлетворены «сексуальной составляющей» отношений со своей «второй половиной», хотя с течением времени «сексуальная жизнь супругов» и идет на спад. Многие специалисты соглашаются, что супружеские пары, наиболее удовлетворенные своими интимными отношениями, счастливы и в браке. Существование подобной корреляции вовсе не означает, будто секс — ключ к счастью; однако примеров, когда удовлетворяющий обоих супругов секс и хорошие отношения взаимосвязаны, значительно больше, чем противоположных (Hunt, 1974; Tavris & Sadd, 1977; Blumstein & Schwartz, 1983; Laumann et al„ 1994). Супружеская неверность — внебрачная половая связь — еще один аспект отно- культурным идеалом. 90% взрослых американцев, участников недавно проведенного общенационального опроса, считают, что секс вне брака — «всегда непозволителен» или «почти всегда непозволителен». Но даже при этом 21% мужчин и 13% женщин из числа тех, кто заполнил анонимную анкету, признались в том, что как минимум хотя бы раз изменяли своим супругам (NORC, 2001, pp. 243, 1135). Воспитание детей Несмотря на те требования, которые предъявляются к взрослым в связи с воспитанием детей, отцовство (материнство) по-прежнему признается одной из самых больших радостей жизни (NORC, 2001, р. 979). Однако, как следует из данных, представленных в табл. 17.1, сегодня лишь немногие хотят иметь более трех детей. По сравнению с тем, что было 200 лет назад, когда американская семья в среднем имела восемь детей, ситуация существенно изменилась. В доиндустриальных обществах многодетность окупалась, ибо чем больше в семье было детей, тем больше и рабочих рук. Поэтому обязанность жены тогда — рожать, и при отсутствии эффективных средств контроля над рождаемостью, дети появлялись у супругов едва ли не каждый год. Конечно, для доиндустриальных обществ характерна высокая детская смертность, и до взрослого состояния доживали отнюдь не все родившиеся: в США еще сравнительно недавно, в 1900 г., до 10 лет не доживало 30% детей (Wall, 1980). Пользуясь экономическими терминами, можно сказать, что индустриализация превратила ребенка из источника дохода в платежное обязательство. Сейчас воспитание одного ребенка (с учетом его обучения в колледже) стоит $200 тыс. (Lino, 2001). Поэтому нет ничего удивительного, что на протяжении XX в. семьи неуклонно уменьшались и сейчас типичной стала семья с одним ребенком1. Таблица 17. 1 Идеальное число детей (результаты опроса взрослых американцев, проведенного в 2000 г.) Число детей Процент респондентов
6 или более 0,5 Сколько Бог даст 7,1 Не ответили на вопрос 5,0 Источник: General Social Survey, 1972-2000: Cumulative Codebook (Chicago: National Opinion Research Center, 2001), p. 238. 1 Согласно данным Бюро переписи населения США, в 2000 г. на одну семью приходилось в среднем 0,9 ребенка. Для белых, афроамериканцев и испаноязычных этот показатель равнялся 0,89; 1,15 и 594 Часть IV. Социальные институты Глава 17. Семья 595 Тенденция к сокращению численности семьи наиболее заметна в странах с высоким уровнем доходов. Но там, где он низок (в Латинской Америке, Азии и особенно в Африке), картина совсем другая: у многих женщин нет иного выбора, как рожать и растить детей. В этих странах семья с 4, 5 и даже 6 детьми — до сих пор обычное явление. Отцовство или материнство не только дорогое удовольствие, но и пожизненные обязательства. Когда американское общество предоставило своим гражданам больший выбор в том, что касается организации семейной жизни, возросло число взрослых американцев, которые предпочли отложить рождение ребенка или остаться бездетными. В 1960 г. около 90% женщин в возрасте от 25 до 29 лет, успевших побывать замужем хотя бы однажды, имели (как минимум) 1 ребенка; к 1998 г. их доля сократилась до 70% (U.S. Census Bureau, 2000). В США около 65% родителей признаются, что хотели бы посвящать своим детям больше времени (Snell, 1990). Но поскольку они не соглашаются на более низкий уровень жизни, экономические реалии требуют от большинства родителей, чтобы они работали вне дома и делали карьеру, даже если это означает, что им придется уделять меньше внимания своим семьям. Дети работающих родителей большую часть времени проводят в школе. Но затем более 2 млн детей в возрасте от 5 до 14 лет (примерно 13% от общего количества) превращаются в детей, предоставленных самим себе (Capizzano, Tout & Adams, 2001). Защитники традиционных «семейных ценностей» склонны обвинять многих матерей в том, что они жертвуют ради работы своими детьми, которым уделяют слишком мало внимания. Сторонники более прогрессивных взглядов полагают, что женщины становятся объектами подобной критики за свое желание иметь те же самые возможности, которыми уже давно располагают мужчины. Приняв в 1993 г. Закон о предоставлении отпусков по семейным обстоятельствам, конгресс попытался ослабить конфликт между служебными и семейными обязанностями. Согласно этому закону, в связи с рождением ребенка или в случае серьезной болезни кого-либо из членов семьи работающему человеку может быть предоставлен неоплачиваемый отпуск сроком до 90 дней. Однако большинству взрослых американцев приходится сочетать родительские и профессиональные обязанности. Кто присматривает за ребенком, когда его мама на работе? Ответ на этот вопрос вы найдете в отрывке под названием «Кто присматривает за детьми?» Семейная жизнь: завершающий этап Увеличение продолжительности жизни в США означает, что, если супруги не развелись, им, скорее всего, предстоит прожить вместе много лет. Примерно к 50 годам у большинства супругов дети уже вырастают, и остающиеся годы они проведут так же, как начинали совместную жизнь, — вдвоем. Как рождение детей, так и их уход из дома («опустевшее гнездо») требует от супругов адаптации к новым условиям, хотя нередко именно в этом возрасте их отношения становятся более доверительными. Совместно прожитые годы могут охладить сексуальный пыл мужа и жены, но взаимопонимание и дружеские чув- ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Кто присматривает за детьми? Традиционно ежедневный уход за маленькими детьми был обязанностью матерей. Но поскольку сейчас большинство родителей работают, важнейшая задача для них - предоставить своему ребенку хороший и соответствующий материальным возможностям уход. Рисунок дает представление о том, кто именно присматривает за малышами до 5 лет, пока их мамы работают. Примерно 50% детей остается на попечении либо отцов (24%), либо кого-либо из родственников (23%), причем 9% приглашают родственника в свой дом, а 14% -отправляются в его. Однако за большинством детей ухаживают вовсе не родственники: 32% детей посещают дошкольные детские учреждения или подготовительные школы и только 6% остаются дома с няней или бэбиситтером1. За последние 10 лет доля детей, посещающих дошкольные детские учреждения, удвоилась, поскольку многим родителям надлежащий уход за ребенком в домашних условиях не по карману. Няня или бэбиситтер в доме, в котором живет ребенок, 6% Дошкольные детские Отец, 24% /^ХУЙ ^fc^" УчРеждения-32% Родственник в своем доме . или в доме, в котором / ^ЧЩЩ^ ^Другой человек в его доме, 16% живет ребенок, 23% Некоторые из таких дошкольных учреждений столь велики, что похожи на площадки для парковки автомобилей, где родители «оставляют» своих малышей на день. Обезличенность таких организаций и большая текучесть кадров препятствуют созданию в них теплой, «домашней» обстановки и последовательному воспитанию, которые необходимы для того, чтобы малыши стали относиться к окружающим их взрослым с доверием. Есть и дошкольные учреждения, лишенные этих недостатков; в них безопасная и здоровая обстановка. Иными словами, хорошие детские учреждения хороши для детей, плохие плохи. ' Бэббиситтер — человек, которого приглашают в дом па определенное время специально для ухода за маленьким ребенком и который получает аа свою работу почасовую оплату. — Примеч. перев. Источники: U.S. Census Bureau, 1997; Capizzano, Adams & Sonenestein, 2001. Личные контакты с детьми обычно продолжаются, ибо большинство немолодых американцев живут по соседству хотя бы с одним из своих детей. Более того, примерно треть из них (60 млн) — бабушки и дедушки, многие из которых ухаживают зя инл/ками и ппмпгяютсноим детям r паяных домашних делах R семьях ягЬпп- 596 Часть IV, Социальные институты Глава 17. Семья 597 американцев (среди них велика доля неполных семей) бабушки играют главную роль (Crispell, 1993; Jarrett, 1994; Rutherford, 1999; Clemetson, 2000). Другой аспект этой проблемы — то, что немало американцев среднего возраста ухаживают за своими стареющими родителями. При этом совсем не обязательно, чтобы родители фактически переезжали к детям, тем не менее забота о пожилых может оказаться более обременительным делом, чем уход за маленькими детьми. Самых старших бэбибумеров1 — сейчас им уже за 50 — называют «поколением сэндвичей», поскольку им (и в первую очередь — женщинам) придется потратить на уход за стареющими родителями столько же лет, сколько они в свое время потратили на уход за своими детьми (Lund, 1993). Смерть одного из супругов знаменует начало заключительного и, конечно же, самого трудного этапа семейной жизни. Как правило, жены переживают своих м ужей, потому что, во-первых, женщины живут дольше мужчин, а, во-вторых, потому что жены обычно бывают на несколько лет моложе. Следовательно, им нужно подготовиться к тому, что несколько лет они проведут вдовами. Особенно тяжело приходится вдовцам, ибо у мужчин обычно меньше друзей, чем у женщин, и они хуже справляются с чисто бытовыми проблемами. Американские семьи: класс, раса и тендер Все параметры, по которым различаются люди, — классовая, расовая и этническая принадлежность, а также тендер — мощные факторы, воздействующие на супружескую и семейную жизнь. Рассмотрим эти аспекты по отдельности, хотя следует помнить, что в реальной жизни они накладываются друг на друга. Социальный класс Социальный класс определяет финансовую стабильность семьи и спектр ее возможностей. В своем ставшем классическим исследовании, которое посвящено женщинам, принадлежащим к рабочему классу, Лиллиан Рубин пишет, что они считают хорошим мужем того, кто имеет постоянную работу, не слишком увлекается спиртными напитками и не прибегает к рукоприкладству (Rubin, 1976). В отличие от этих женщин респондентки Рубин, принадлежавшие к среднему классу, вообще никогда не упоминали ни о чем подобном: то, что муж должен обеспечить семье финансовую и прочую безопасность, они считали само собой разумеющимся. В их представлении идеальный муж — это человек, с которым они могут разговаривать на одном языке. Это различие отражает тот факт, что люди, занимающие высокое общественное положение, более образованные и занимают должности, которые требуют хороших вербальных навыков. Кроме того, у супругов из среднего класса много общих интересов и дел, в то время как жизнь рабочих семей отличается более отчетливым «тендерным разделением». По мнению Рубин, многие мужчины из рабочего класса имеют традиционные представления о мужественности и самоконтроле и не позволяют себе проявлять свои чувства, что заставляет женщин обращаться за поддержкой друг к другу. ' Бэбибумерами (babyboomers) в США называют людей, родившихся во время бэбибума (fcaii/ boom) — То, что женщины (и мужчины), по их мнению, надеются найти в браке — и что они на самом деле находят, определяется их принадлежностью к определенному социальному классу. Многое из сказанного справедливо и в отношении детей; те мальчики и девочки, которым повезло родиться в обеспеченных семьях, более здоровы физически и психически, увереннее в себе и настроены достичь более значительных успехов, нежели дети неимущих родителей (Koraarovsky, 1967; Bott, 1971, ориг. 1957; Rubin, 1976; Fitzpatrick, 1988; McLeod & Shanahan, 1993; Duncan etal., 1998). Расовая и этническая принадлежность В главе 14 уже было сказано, что расовая и этническая принадлежность — мощные социальные факторы, влияющие на все аспекты семейной жизни. Однако следует помнить, что различаются не только семьи белых, но также семьи афро-, латиноамериканцев и других категорий людей; стереотипные представления о них не соответствуют действительности (Allen, 1995). Семьи латиноамериканцев. Многие выходцы из Латинской Америки вправе рассчитывать на преданность и поддержку расширенной семьи. Испаноязычные родители активнее вмешиваются в отношения своих детей с лицами противоположного пола, считая брак семейным альянсом, а не союзом, основанным лишь на романтической любви. В некоторых из этих семей также разделяют традиционные представления о тендерных ролях: поощряют маскулинность мужчин — силу, настойчивость и сексуальные подвиги, а что касается женщин, то их не только почитают, но за ними пристально следят. Однако ассимиляция в обществе изменяет эти традиционные образцы. Например, у многих пуэрториканцев, обосновавшихся в Нью-Йорке, уже нет столь влиятельных расширенных семей, какие были у них на родине. Традиционное господство мужчин над женщинами тоже утрачивает свои былые позиции, что особенно заметно в семьях зажиточных латиноамериканцев, число которых за последние двадцать лет утроилось (Moore & Распоп, 1985; Nielsen, 1990; О'Наге, 1990; Lach, 1999). Хотя некоторые латиноамериканцы и преуспевают, в целом уровень жизни этой части населения США по-прежнему ниже среднего. По данным американского Бюро переписи населения, в 2000 г. средний доход такой семьи составил $35 тыс., или 69% от среднего по стране. В результате многие латиноамериканские семьи страдают от стресса, вызванного безработицей и другими проблемами, связанными с бедностью. Семьи афроамериканцев. Финансовые затруднения испытывают также семьи афроамериканцев. В предыдущих главах уже отмечалось, что в 2000 г. обычная афроамериканская семья заработала $34 204 — 67% от среднего по стране. Среди чернокожих американцев бедных в 3 раза больше, чем среди белых (не являющихся латиамериканцами). Бедность означает, что семьи страдают от безработицы, от неполной занятости, а в некоторых случаях и от того, что вынуждены жить там, где высок уровень преступности и наркомании. В подобных условиях трудно поддерживать прочные семейные узы. Так, 25% аф-роамериканок в возрасте от 40 до 50 лет никогда не были замужем (аналогичный показатель для белых женщин — 10%) (Bennett, Bloom & Craig, 1989). Получается, что немалая часть чернокожих женщин, зачастую имеющих детей, предпочитают быть гаганпгаки гпянями гппиу семей Как слелует из панных. ппелставленпых иапис. 17.2. 598 Часть IV. Социальные институты Семьи Семьи выходцев Семьи Семьи белых афроамериканцев из стран Азии латиноамериканцев американцев 1 Супружеские пары мд Семьи, главами которых I ШШШ являются неженатые мужчины 1 Семьи, главами которых I являются незамужние женщины Рис. 17.2 Формы семей в США, 2000. ИсточникU. S. Census Bureau, 2001 в 2000 г. женщины возглавляли 45% семей афроамериканцев (для семей латиноамериканцев, выходцев из стран Азии и Океании, а также для белых семей эти показатели составляют — 23, 12 и 14% соответственно) (U.S. Census Bureau, 2001). Независимо от расовой принадлежности неполные семьи, во главе которых стоят одинокие женщины, всегда больше рискуют увязнуть в бедности. Тот факт, что таково положение 17% семей, главами которых оказываются белые женщины, 34%, где все держится на латиноамериканках, и 35% семей афроамериканок, — показательный пример того, как сочетание социальной, расовой принадлежности и ген-дера ставит женщину в невыгодные условия. Экономическое положение полных семей афроамериканцев (таковых примерно 50% от общего числа) значительно лучше: их годичный заработок составляет 85% от получаемого в сопоставимых с ними семьях белых американцев. Однако 72% чернокожих детей воспитываются матерями-одиночками, а 31% растут в нищете, т. е. груз детской бедности в США преимущественно несут именно эти семьи (Hogan & Kitagawa, 1985; U.S. Census Bureau, 2001; U.S. National Center for Health Statistics, 2001). Межрасовые браки. Во многих семьях супруги принадлежат к одному и тому же социальному классу, к одной и той же расе и к одному и тому же этносу. Однако в XX в. со временем этническая принадлежность становилась соображением, которое стало приниматься во внимание все реже и реже. Так, немка или француженка могли запросто выйти замуж за ирландца или англичанина, и это не вызвало бы неодобрения как со стороны их семей, так и общества в целом. Однако расовая принадлежность все еще остается пугающим фактором. До того как в 1967 г. Верховный Суд США принял решение по делу «Лавинг против штата Виргиния», в 16 штатах межрасовые браки были запрещены законом. Сегодня африканцы, азиаты и индейцы составляют 17% населения США, так что, если бы люди не обращали внимания на расовую принадлежность потенциального спутника жизни, можно было бы ожидать примерно такой же доли «смешанных» браков. Реально их 2,9% — свидетельство, что расовая принадлежность все еще имеет значение в социальных отношениях. Однако количество межрасовых браков неуклонно растет, и большинство американских тинэйджеров говорят о том, что «встречались» с паонем или с девушкой лпугой пасы 600 Часть IV. Социальные институты Глава 17. Семья gQ1 Сьюзн Пайзоу. Свадебный букет. Бумага, акварель. Студия SPM Inc. За свою длинную карьеру социолога Джесси Бернард провела не одно исследование и собрала немало доказательств того, что для женщин брак оказывается в некотором роде сюрпризом. Приученные считать замужество решением всех жизненных проблем, многие женщины, вступающие в традиционные браки, вскоре сталкиваются с такими проблемами, о существовании которых даже и не подозревали. Картина Сьюзн Пайзоу 'Свадебный букет» иллюстрирует эту мысль исследовательницы Поскольку афроамериканцы составляют 12% всего населения США, понятно, что распространены браки между белыми и чернокожими. Однако если учесть пропорции в составе американцев, выходит, что белые, выбирающие себе супругов из представителей другой расы, предпочитают азиатов (U.S. Census Bureau, 2001). На карте США 17.1 отмечены места проживания граждан, которые во время проведения переписи 2000 г. назвали себя принадлежащими к различным расам, что служит доказательством преобладания в этих регионах межрасовых браков1. Тендер Джесси Бернард считает, что, независимо от расовой принадлежности супругов, любой брак представляет собой как бы два разных супружества — женщины и мужчины (Bernard, 1982). Сегодня редкие браки объединяют двух равных партнеров. Где наиболее распространены межрасочые браки? В настоящее время нет сведений, позволяющих однозначно ответить на этот вопрос, но Бюро переписи населения все-таки опубликовало данные о том, как распределяются по стране люди, относящие себя к более чем одной расе, — ге, чьи родители, вероятно, принадлежали к разным расам. Сведения собраны во время переписи населения 2000 г. Как вы можете охарактеризовать регионы проживания этих людей, а следовательно, и регионы наибольшего Позиции патриархата существенно ослабли, однако мы привыкли, что мужья старше, сильнее, успешнее в профессиональном плане, чем жены (McRae, 1986). Почему же в таком случае принято считать, что женщины выигрывают от брака больше, чем мужчины? (Bernard, 1982). Позитивный стереотипный образ беззаботного холостяка резко контрастирует с негативным образом одинокой старой девы, предполагающим, что женщина может реализовать себя только в роли жены и матери. Однако, как утверждает Бернард, замужние женщины менее здоровы психически, менее счастливы и более пассивны, нежели одинокие. Женатые мужчины, напротив, живут дольше холостяков, обладают лучшим, чем те, психическим здоровьем и, судя по результатам опросов, чувствуют себя также более счастливыми. Эти различия позволяют понять, почему после развода мужчины активнее, чем женщины, ищут нового партнера. Вывод, к которому пришла Барнард, таков: нет лучшего гаранта долголетия, здоровья и счастья мужчины, чем женщина, готовая посвятить свою жизнь заботе о нем и обеспечить стабильность и домашний порядок. Исследовательница даже готова добавить, что брак мог бы быть благотворным и для женщин, если бы мужья не доминировали над ними и не ждали от них выполнения всей домашней работы. Действительно, результаты исследований подтверждают: наиболее здоровые в психическом отношении супруги — те, кто сообща зарабатывают на жизнь, растят детей и ведут дом (Ross, Mirowsky & Hunter, 1983; Mirowsky & Ross, 1984). |