Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание
Скачать 11.25 Mb.
|
Переломные моменты и проблемы семейной жизни Энн Лэндерс, известный знаток жизни американского общества, как-то сказала, что из 20 браков «счастливым» можно назвать 1, «удачными» — 5, «сносными» — 10, а остальные 4 — просто «сущий ад» (Landers, 1984). Семьи могут быть источником радости, но реальная семейная жизнь многих людей далека от идеальной. Развод Американское общество активно отстаивает институт семьи, и примерно 9 из 10 американцев в какой-то определенный момент решают выступить в брак. Но ныне далеко не все супружеские узы оказываются прочными: многие не выдерживают «испытания на прочность». Данные, представленные на рис. 17.3, свидетельствуют, что с 1890 по 2000 г. количество разводов в США возросло на порядок. К 2000 г. в состоянии развода пребывали более 4 пар из 10 (аналогичный показатель для аф-роамериканцев — 6 из 10). В США разводы регистрируются чаще, чем в других странах: их в 2 раза больше, чем в Канаде, в 4, чем в Японии, и в 10, чем в Италии (U. S. Census Bureau, 2000). Можно указать несколько причин нестабильности американских браков (Thornton, 1985; Wake, Haggstrom & Kanouse, 1985; Weitzman, 1985; Gerstel, 1987; Furs-tenberg & Cherlin, 1991; Etzioni, 1993; Popenoe, 1999). 1. Рост индивидуалистических настроений. Сегодня члены семьи проводят вместе меньше времени. Мы стали более эгоистичными и скорее думаем о соб- 602 Часть IV, Социальные институты Глава 17. Семья 603
опросов общественного мнения свидетельствуют: 50% взрослых американцев считают необходимым усложнить процедуры развода (NORC, 2001, р. 241). Рис. 17.3. Рост числа разводов в США с 1890 по 2000 г. Источники: U. S. Census 1890 1910 1930 1950 1970 1990 2010 Bureau. 2000: U. S. National Center for t- о О ш КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Каким должен быть брак: традиционным или «необязательным»? «Пока смерть не разлучит нас», - говорим мы, произнося супружескую клятву. На самом же деле в качестве причины, разлучающей супругов, развод сегодня ничуть не менее вероятен, чем смерть одного из них. К этому отчасти привели законы о «разводе по взаимному согласию сторон», принятые во всех штатах после 1960 г. Однако общественное мнение изменилось, и сейчас половина взрослых американцев предпочла бы, чтобы развод стал более сложной процедурой. Впрочем, ни один штат не отказался от принятого ранее закона. Однако в 1997 г. Луизиана выдвинула нечто новое, хотя и не новый порядок развода, а другую форму брака (Walker, 1998). Закон, принятый в Луизиане и в Аризоне (сейчас возможность последовать их примеру рассматривают еще 20 штатов), предлагает парам на выбор традиционный или договорной брак. При заключении второго требуется согласие обоих супругов на то, что они до начала процесса развода обратятся за помощью к консультантам по проблемам брака и семьи. Они должны также согласиться с тем, что развод возможен только в следующих случаях: если один из партнеров изменит другому, бросит другого хотя бы на год, станет алкоголиком или наркоманом, проявит физическое насилие по отношению к другому партнеру или ребенку или окажется в тюрьме по обвинению в совершении тяжкого преступления. Чего не могут сделать супруги, заключившие договорной брак, так это расстаться из-за того, что больше не хотят быть вместе (Nock, Wright & Sanchez, 1999). Одни поддерживают такую идею, надеясь, что в результате количество разводов в США уменьшится. Другие убеждены: подобный закон направлен на «улучшение качества семейной жизни». В конце концов, если один из партнеров не соглашается на договорной брак, второй вполне может задуматься над причиной отказа и, возможно, даже отказаться от намерения жениться или выйти замуж. Но у нового закона есть и критики, полагающие, что он попросту превращает несчастливые браки в ловушки для женщин и детей. В таком случае суды захлебнутся исками от пар, стремящихся разорвать свою договорную связь. В качестве доказательства своей правоты эти критики приводят первые статистические данные, свидетельствующие, что в Луизиане договорные браки выбирает лишь незначительная часть молодоженов. Следовательно, даже вступая в брак, люди хотят сохранять за собой право выбора (Whelan, 1998). А как думаете вы:
Озабоченность столь «элементарным» оформлением разводами привела к тому, что власти некоторых штатов подумывают о реформе брачного законодательства. Подробнее об этом читайте в материале под названием «Каким должен быть брак: традиционным или "необязательным"?» Кто разводится? Риск г>азвода наиболее высок, когда супруги молоды (особен- 604 Часть IV. Социальные институты обеспечены и не достигли эмоциональной зрелости. Вероятность развода возрастает и в том случае, когда партнеров заставила заключить брак незапланированная беременность или когда один из них или оба становятся алкоголиками или наркоманами. Чаще разводятся также и дети разведенных родителей. По мнению исследователей, в данном случае срабатывает эффект моделирования роли: люди, наблюдавшие за разводом своих родителей, в большей мере склонны рассматривать такую возможность и для себя, чем те, у кого не было подобного опыта (Amato, 2001). Нерелигиозные люди разводятся чаще, чем религиозные. Разводы также распространеннее в ситуациях, когда у обоих супругов успешно складывается карьера; возможно, причина этого заключается в стрессах, которые неизбежны в семье, если работают и муж, и жена, а также и в том, что финансово свободные люди не чувствуют себя обязанными продолжать не приносящие радости супружеские отношения. И наконец, к разводам более склонны мужчины и женщины, которые уже единожды разводились; как полагают, одна из причин этого может заключаться в том, одни и те же проблемы переходят вместе с ними из одного брака в другой (Dooth & White, 1980; Yoder & Nichols, 1980; Glenn & Shelton, 1985). Поскольку матери, как правило, заботятся о бытовой стороне жизни детей, а мужчины зарабатывают больше женщин, благополучие ребенка зачастую зависит от алиментов, выплачиваемых отцами по решению суда. Как следует из данных, представленных на рис. 17.4, такое решение принимается судебными органами в 56% всех случаев разводов супругов, имеющих детей. Однако ежегодно более У2 детей, которым финансовая поддержка положена на законных основаниях, получают лишь часть причитающихся им денег или не получают вообще ничего. Поскольку примерно 2,5 млн «папаш-неплателыцикиков» уклоняются от выполнения этих финансовых обязательств, на федеральном уровне принят закон, согласно которому работодатели вычитают алименты из заработка злостных неплательщиков. С 1998 г. отказ от уплаты алиментов или переезд в другой штат, чтобы «замести следы», признаются уголовными преступлениями (Weizman, 1985; Waldman, 1992; Graham & Beller, 1996). Добровольные выплаты, 44% Выплаты, полученные —пностью, 21% ••„■•. ' Выплаты, полученные частично, 13% Деньги еще не причитаются, 6% Не получено никаких выплат, 16% Ц Алименты по решению суда: 56% Добровольные выплаты: 44% ■'■''" Ш - Глава 17. Семья gQ5 Больше самих супругов могут пострадать от развода дети. Он может вырвать их из привычной домашней обстановки, вовлечь в противостояние родителей и разлучить с тем из них, кого они любят. Но самое серьезное: многие дети считают себя виновниками разлада. Во многих случаях развод кардинально изменяет жизнь ребенка, становясь причиной эмоциональных расстройств и проблем с поведением, риск же того, что он бросит школу и у него возникнут трения с законом, возрастает. И все же, как считают многие специалисты, развод для детей лучше, чем жизнь в обстановке напряженности и насилия. В любом случае, подумывая о разводе, супруги, у которых есть дети, должны помнить о том, что на кону оказывается нечто большее, чем просто их собственное благополучие (Wallerstein & Blakeslee, 1989; Adelson, 1996; Popenoe, 1996; Cherlin, Chase-Landsdale & McRae, 1998). Повторный брак Четверо из пяти разведенных вступают во второй брак, причем большинство — в течение первых 5 лет. Сейчас в США едва ли не половина всех браков становится вторым браком по крайней мере для одного из супругов. Мужчины, извлекающие из супружеских отношений большую пользу, охотнее заключают новые узы. Повторные браки зачастую создают смешанные семьи, в которые входят дети наряду с действительными и приемными родителями. Следовательно, в таком случае ребенку нужно разъяснить, кто же образует их нуклеарную (матримониальную) семью. Скажем, сын или дочь вдруг выясняет, что у него/нее есть два старших брата. Одновременно смешанные семьи предоставляют как младшим своим членам, так и старшим возможность сделать семейные роли более гибкими. Насилие в семье Идеальная семья — источник радости и помощи. Однако тревожной реальностью становится насилие в семье {эмоциональное, физическое или сексуальное насилие одного члена семьи над другим). Социолог Ричард Дж. Гелле (Richard J. Gelles) называет семью «наиболее склонной к насилию группой общества, уступающей в этом только полиции и армии» (цит. по: Roesch, 1984, р. 75). Женщины — жертвы семейного насилия. Случаи насилия в семье нередко остаются неизвестными полиции. Тем не менее в 1999 г. американское Бюро юридической статистики зафиксировало более 791 тыс. эпизодов насилия, действующими лицами которых были сексуальные партнеры. В подавляющем большинстве таких случаев — 85% — насилие совершалось по отношению к женщинам; в 15% — к мужчинам (U. S. Bureau of Justice Statistics, 2001). Из числа ставших жертвами убийств от рук своих настоя щих или — чаще — бывших супругов погибли 32% женщин (4% — мужчин). В 1999 г. в результате насилия в семье погибли 1218 американок. В целом, женщины чаще становятся жертвами кого-либо из членов семьи, чем уличных грабителей, насильников или дорожно-транспортных происшествий (Straus & Gelles, 1986; Schwartz, 1987; Shupe, Stacey & Hazlewood, 1987; Blankenhorn, 1995). Исторически было так, что по закону жены считались собственностью своих мужей, и ни одному мужчине нельзя предъявить обвинение в изнасиловании собственной супруги. Однако ныне во всех штатах действуют законы о супружеском 606 Часть IV. Социальные институты Глава 17. Семья 607 В прошлом законодательство тоже считало насилие в семье частным, семейным делом, так что жертвам насильников не на что было рассчитывать. Однако сейчас, даже если супруги живут вместе и не находятся в разводе, можно получить судебную защиту от супруга-насильника. В половине штатов действуют законы, запрещающие преследовать бывших партнеров, как-либо угрожать им, а также преследовать кого-либо другого. Во многих населенных пунктах по всем США созданы специальные приюты, предоставляющие временное убежище и юридическую и психологическую помощь женщинам и детям, вынужденным покинуть свои жилища из-за насилия в семье. Дети — жертвы насилия. Жертвами домашнего насилия становятся не только женщины, но и дети. В 1998 г. зафиксировано примерно 3 млн случаев насилия над детьми и детской беспризорности, в том числе около 1 млн имевших тяжелые последствия для ребенка, приведшие к смерти 1100 детей. Такое насилие не ограничивается физическими травмами; агрессивно настроенные взрослые, злоупотребляя своей властью и доверием ребенка, наносят серьезный вред его эмоциональному благополучию. Чаще других жертвами насилия и беспризорности становятся самые маленькие и самые уязвимые из детей (Straus & Gelles, 1986; Van Biema, 1994; Besharov & Laumann, 1996; U.S. National Clearinghouse on Child Abuse and Neglect, 2000). Жестокими по отношению к ребенку могут быть как мужчины, так и женщины, причем их нельзя свети к какому-либо одному простому стереотипу. Однако большинство из них все-таки имеют одну общую черту: в детстве они сами стали жертвами насилия в семье. Результаты исследований позволяют говорить, что жестокое обращение с близкими — результат научения, а это значит, что семейное насилие порождает насилие (Widom, 1996; Browning & Laumann, 1997; Levine, 2001). Альтернативные формы семьи И поныне большинство американских семей — это супружеские пары, имеющие детей. Однако в последние десятилетия семейная жизнь в американском обществе приобрела разнообразные формы. Неполные семьи При жизни последнего поколения доля семей с детьми моложе 18 лет, имеющих только одного родителя, удвоилась и сейчас составляет 28%. Иными словами, примерно 27% американских детей живут с одним родителем, и примерно половина из них так и будут продолжать воспитываться до своего 18-летия. Неполные семьи, 78% из которых возглавляются женщинами, — это результат разводов, смертей и решения незамужних женщин родить ребенка. На рис. 17.5 представлены сравнительные данные о количестве внебрачных детей в США и в других странах с высоким уровнем доходов. Матери-одиночки больше рискуют оказаться в состоянии бедности, потому что наличие детей ограничивает их возможность работать и повышать образовательный уровень. Справедливо и обратное утверждение: вероятность того, что матерыо- Рис. 17.5. Количество внебрачных детей. 1995 г. Источник: U. S. Census Bureau, 1998
Однако безотцовщина — отнюдь не удел только беднейших слоев населения: по меньшей мере 30% американок беременеют еще в подростковом возрасте, не будучи замужем, и многие решают растить ребенка независимо от того, выйдут они замуж или нет. Посмотрите еще раз на рис. 17.2 и обратите внимание, что главами 54% семей афроамериканцев оказываются одинокие родители. Подобная ситуация реже встречается в семьях латиноамериканцев (32%), белых (19%) и выходцев из стран Азии (19%). Многие одинокие матери обращаются за помощью к своим матерям. Следовательно, в США возрастание числа матерей-одиночек означает одновременно ослабление роли отцов и усиление роли бабушек и дедушек. Результаты исследований показывают, что воспитание в неполной семье плохо отражается на детях. Некоторые авторы утверждают: поскольку и мать, и отец вносят существенный вклад в социальное развитие ребенка, нереалистично ожидать, что один родитель справится с этой задачей так же хорошо, как двое. Однако самой серьезной проблемой в неполных семьях, особенно если из родителей есть только мать, становится бедность. Растущие в таких условиях дети имеют плохие стартовые условия, получают более скромное образование, а, став взрослыми, вынуждены довольствоваться невысокими заработками. Весьма вероятно и то, что они сами тоже окажутся одинокими родителями (Wallerstein & Blakeslee, 1989; Astone & NcLanahan, 1991; Li & Wojtkiewicz, 1992; Boblarz & Raftery, 1993; Popenoe, 1993a; Blankenhorn, 1995; Shapiro & Schrof, 1995; Webster, Orbuch & House, 1995; Wu, 1996; Duncan et al., 1998; Kantrowitz & Wingert, 2001). Сожительство Сожительство — совместное ведение хозяйства парой, официально не состоящей в браке. В США за последние 30 с небольшим лет количество таких пар увеличилось на порядок и сейчас составляет примерно 5,5 млн (из них — 4,9 гетеросексуальных и 0,6 гомосексуальных), т. е. примерно 10% от общего числа совместно про- 608 Часть IV, Социальные институты Глава 17. Семья 609 Что же касается других стран, то сожительство как долгосрочная форма семейной жизни с детьми или без них распространено в Швеции и в других скандинавских государствах. Однако в странах с более строгими традициями (и католических), как Италия, сожительство — явление редкое. В США же оно становится все более и более популярным, и сейчас уже примерно 50% всех людей в возрасте от 25 до 42 лет имеют подобный опыт. Кроме того, растет число пар, не оформивших своих отношений, которые имеют хотя бы одного ребенка моложе 18 лет; их доля ныне равна примерно 33% от общего количества гражданских браков (Blumstein & Schwartz, 1983; Mackin, 1983; Gwartney-Gibbs, 1986; Popenoe, 1988; 1991,1992; Bumpass & Sweet, 1995; Raley, 1996). Сожительство привлекательно для людей с более независимыми суждениями и для тех, кто разделяет идею равенства полов (Brines & Joyner, 1999). Большинство сожительствуют не более нескольких лет, после чего примерно половина пар решает пожениться, а другая половина — расстаться. Также множатся аргументы, что совместная жизнь может оттолкнуть от заключения брака, поскольку партнеры привыкают к отношениям, накладывающим меньше обязательств, чем супружество. Более того, когда решение расстаться принимает пара, живущая в гражданском браке и имеющая детей, участие обоих родителей — в том числе и финансовое — в воспитании последних весьма проблематично (Popenoe & Whitehead, 1999; Smock, 2000). Гомосексуальные пары В 1989 г. Дания стала первой страной, отменившей запрет на гомосексуальные браки. При этом однополым супругам (геям и лесбиянкам) были предоставлены те же права, что и разнополым, в том, что касается наследования, налогообложения и совместного владения имуществом. Примеру Дании последовали Норвегия (1993 г.), Швеция (1995 г.) и Нидерланды (2001 г.). Однако в 1996 г. конгресс США принял закон, запрещающий однополые браки. Они запрещены также законодательствами всех 50 штатов, хотя Вермонт и Гавайи, а также некоторые крупные города (включая Сан-Франциско, Нью-Йорк и канадскую провинцию Онтарио) предоставляют парам геев и лесбиянок некоторые ограниченные льготы, из числа тех, какими обычно располагают супружеские пары. Большинство американских гомосексуальных пар с детьми — те, что растят своих детей от прежних, гетеросексуальных союзов, но есть и пары с приемными детьми. Однако многие родители-гомосексуалисты предпочитают не распространяться о своей сексуальной ориентации, чтобы не привлекать излишнее внимание к ребенку. Более того, в результате нескольких широко освещавшихся прессой судебных процессов дети были отобраны у гомосексуальных пар, как следует из постановления суда, ради их, детей, собственного блага. Воспитание ребенка гомосексуальными парами бросает вызов многим традиционным представлениям. Но оно также свидетельствует и о желании многих геев и лесбиянок создавать семьи, подобные тем, какие образуют гетеро-сексуалы (Bell, Weinberg & Kiefer-Hammersmith, 1981; Gross, 1991; Pressley & Жизнь в одиночестве Поскольку 9 из 10 граждан Америки состоят в браке, жизнь в одиночестве рассматривается как некое переходное состояние, промежуточный этап в жизни человека. Однако в последние десятилетия многие сознательно выбрали именно этот «способ существования». В 1950 г. только 10% семей состояли из одного человека. К 2000 г. их доля возросла и составила 25%, а общее количество живущих в одиночестве люден равно 27 млн (U. S. Census Bureau, 2001). Более всего поражает рост числа незамужних молодых женщин. В 1960 г. таковыми были 27% американок в возрасте от 20 до 24 лет; к 2000 г. их стало уже 75%. Данная тенденция обусловлена увеличением количества работающих женщин. Будучи материально независимыми, они считают брак скорее делом выбора, нежели экономической необходимостью. Иными словами, все большее число работающих женщин не желают расставаться со своей свободой только лишь для того, чтобы никто не смог назвать их старыми девами (Edwards, 2000). Однако, вступив в средний возраст, многие незамужние женщины начинают ощущать, что свободных мужчин недостаточно. Поскольку мы привыкли, что замужество должно «поднимать статус» женщины, чем она старше, образованнее и успешнее как профессионал, тем труднее ей найти подходящего супруга (Leslie & Korman, 1989). Семья и новые репродуктивные технологии Достижения современной медицины, в том числе и новая репродуктивная технология, тоже изменяют семьи. С тех пор, как англичанка Луиза Браун стала первым в мире «младенцем из пробирки», прошло 25 лет, и за это время на свет появились десятки тысяч детей, зачатых именно таким способом. В течение ближайшего десятилетия 2-3% новорожденных в странах с высоким уровнем доходов своим появлением на свет будут обязаны новой репродуктивной технологии. «Младенцы из пробирки» появляются на свет в результате искусственного оплодотворения, которое отличается от естественного тем, что соединение яйцеклетки и сперматозоида происходит не в теле женщины, а в стеклянном сосуде благодаря усилиям медиков. Если все прошло успешно, врач имплантирует оплодотворенную яйцеклетку в матку женщины, которой предстоит выносить ребенка, или «замораживает» эмбрион, чтобы его можно было «использовать» позднее. Сегодня новые репродуктивные технологии помогают родить детей тем парам, которые в противном случае остались бы бездетными. Но со временем с их помощью можно будет уменьшить количество малышей, появляющихся па свет с врожденными дефектами, поскольку генетическое «просеивание» спермы и яйцеклеток позволяет специалистам повысить вероятность рождения здорового ребенка. Но новая репродуктивная технология порождает и ряд совершенно неожиданных и волнующих вопросов. Если одна женщина вынашивает плод, полученный в результате оплодотворения яйцеклетки, взятой у другой женщины, кого из них следует считать матерью? Если пара разводится, кому должно быть предоставлено право воспользоваться «замороженным» эмбрионом? Не может ли, прибегнув к искус- 610 Часть IV. Социальные институты Глава 17. Семья g-j ч тив воли другого? Подобные вопросы напоминают нам о том, что технологии изменяются гораздо быстрее, чем наша способность понять их предназначение и последствия их использования (Thompson, 1994; Cohen, 1998; Nock, Wright & Sanchez, 1999). Взгляд в будущее: семья в XXI веке Семейная жизнь в США продолжает изменяться, и это вызывает споры. Приверженцы «традиционных семейных ценностей» дружно выступают против тех, кто считает, что чем больше возможностей для личного выбора, тем лучше. Социологи не могут предсказать, как завершатся эти дебаты, однако 5 тенденций — наиболее вероятные. Во-первых, разводов, скорее всего, по-прежнему будет много, хотя уже доказано, что это причиняет вред детям. Не стоит, впрочем, забывать и другое: современные браки не менее продолжительны, чем в прошлом веке, когда основной причиной прекращения супружеских отношений была смерть одного из супругов (Kain, 1990). Разница же в том, что сейчас больше пар сами выбирают разрыв отношений, не оправдавших их ожиданий. Именно поэтому, хотя количество разводов в последнее время и стабилизировалось, возврат к невысоким показателям, которыми было отмечено начало XX в., мало вероятен. Во-вторых, в XXI в. формы семейной жизни будут чрезвычайно разнообразными. Сожительство, неполные семьи, гомосексуальные и смешенные семьи — их число будет увеличиваться. Большинство семей до сих пор — плод заключения брачных уз, и у многих супругов есть дети. Но разнообразие всех форм семьи выявляет тенденцию, выражающуюся в стремлении людей к свободному личному выбору. В-третьих, роль мужчин в воспитании детей по-прежнему будет ограниченной. Такое уклонение от активного исполнения отцовских обязанностей началось в 1950-е гг., которые некоторые называют «золотым веком» семей (Snell, 1990; Stacey, 1990). В последнее время наметилась противоположная тенденция, названная так: «папа, сидящий дома». Речь идет о не очень юных отцах маленьких детей, активно использующих в своей профессиональной деятельности компьютерные технологии. Однако таких мужчин немного — не более 15% от всех отцов, у которых дети дошкольного возраста (Gardner, 1996). Благодаря множеству разводов и резкому увеличению числа матерей-одиночек отчетливее проявляется тенденция к росту числа детей, весьма слабо связанных со своими отцами. Одновременно растут свидетельства в пользу того, что безотцовщина наносит детям вред, хотя бы уже потому, что шансы оказаться в нищете у таких семей весьма велики. В-четвертых, американские семьи по-прежнему будут ощущать изменения, происходящие в экономике (Hochschild & Machung, 1989). Часто работают и муж, и жена, что превращает брак в союз усталых мужчин и женщин, которые стараются выкроить немного свободного времени для себя и своих детей (Dizard & Gadlin, 1990). Возможно, такие семьи и приближают достижение тендерного равенства, но перспектива этого для семей двояка. И наконец, пятое и последнее. Значение новой репродуктивной технологии будет возрастать. Озабоченность этической стороной проблемы и соображения по поводу того, нужно ли делать все, что можно сделать, конечно же, замедлят ее развитие, но Несмотря на удары, которые нанесли американской семье все перемены и разногласия, большинство американцев все же полагают себя счастливыми супругами и родителями, и в обозримом будущем брак и семья будут оставаться основой американского общества. Резюме
10. Особенности семьи определяются ее социальным положением, а также расовой и этнической принадлежностью. Например, у латиноамериканцев чаще, чем у других, можно встретить расширенные семьи, а у афроамериканцев больше семей, главами которых являются незамужние женщины. Среди всех категорий зажиточные семьи обладают как наибольшими возможностями, так и самой §12 Часть IV. Социальные институты Глава 17. Семья 613
15. Новая репродуктивная технология, несмотря на всю ее этическую неодно значность, изменяет традиционные представления об отцовстве и материнстве. Основные понятия Билатеральное наследование — система, благодаря которой поддерживается родство но мужской и женской линиям. Брак — узаконенная связь, обычно подразумевающая как экономическую кооперацию, так и сексуальные отношения вкупе с воспитанием детей, которую люди, как ожидается, будут поддерживать. Гомогамия — брак между людьми с одинаковыми социальными характеристиками. Матриархат — форма организации общества, когда женщины господствуют над мужчинами. Матрилокальность — форма проживания, когда супружеская пара живет вместе с семьей жены или поблизости от нее. Моногамия — брак, объединяющий двух партнеров. Насилие в семье — эмоциональное, физическое или сексуальное насилие одного члена семьи над другим. Наследование — система, благодаря которой в обществе поддерживается родство между различными поколениями людей. Наследование по материнской линии — система, благодаря которой поддерживается родство между женщинами разных поколений. Наследование по отцовской линии — система, благодаря которой поддерживает- Неолокальность — форма проживания, в рамках которого супружеская пара живет отдельно от родителей как мужа, так и жены. Нуклеарная (матримониальная) семья — семейная единица, состоящая из одного или двух родителей и их детей. Патриархат — форма социальной организации, когда мужчины господствуют над женщинами. Патрилокалыюсть — форма проживания, в рамках которого супружеская пара проживает вместе с семьей мужа пли поблизости от нес. Полиандрия — брак, объединяющий одну женщину и двух или более мужчин. Полигамия — брак, объединяющий трех или большее число людей. Полигиния — брак, объединяющий одного мужчину и двух или более женщин. Расширенная семья (семья родственников) — семейная единица, включающая не только родителей и детей, но и другую родню. Родство — социальная связь, основанная на кровных, брачных узах или установленная в результате усыновления или удочерения. Семейная единица — это социальная группа из двух или более человек, связанных кровными узами, браком или узами, возникшими в результате удочерения или усыновления. Семья — социальный институт, представленный во всех обществах, объединяющий людей в группы, чтобы те смогли сообща растить и воспитывать детей. Сожительство — совместное ведение хозяйства парой, ire состоящей в законном браке. Супружеская неверность — внебрачная половая связь. Табу на инцест — кз'льтурная норма, запрещающая сексуальные связи и браки меж ду близкими родственниками. Экзогамия — брак между людьми из разных социальных категорий. Вопросы для размышления
Глава 18. Религия 615 |