Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание
Скачать 11.25 Mb.
|
Р,едь мы воспитывались в одинаковых условиях. Щаверное, кто-нибудь из нас мог бы сказать "нет". Qlo браки по любви заключаются в городах, а не в таких деревнях, как та, в которой я вырос».Наследование — система, благодаря которой в обществе поддерживается родство между различными поколениями людей. В большинстве доиндустриальных обществ родство поддерживалось либо по отцовской, либо по материнской линии. Наиболее распространенным является наследование по отцовской линии — система, благодаря которой поддерживается родство между мужчинами, представляющими разные поколения. Дети связаны с остальными членами общества только через их отцов, наследниками собственности тех становятся, как правило, сыновья. Это характерно для большинства скотоводческих и аграрных обществ, в которых мужчины оказываются создателями наиболее ценных ресурсов. Менее распространено наследование по материнской линии {система, благодаря которой поддерживается родство между женщинами разных поколении). Такая передача собственности женщинами своим дочерям распространена там, где занимаются преимущественно садоводством и земледелием, когда основными производителями продуктов оказываются именно женщины. Индустриальные общества с их большим тендерным равноправием признают билатеральное наследование — систему, благодаря которой поддерживается родство по мужской и женской линиям. В этом случае дети считают своими родственниками всех тех, с кем связаны и по материнской, и по отцовской линии. Формы власти То, что в мире преобладают полигиния, патрилокальность и наследование по мужской линии, свидетельствует об универсальности патриархата. Во всех обществах жены и матери обладают немалой властью, но, как уже отмечалось в главе 13 («Тендерная стратификация»), ни одно из когда-либо существовавших обществ не может быть названо подлинно матриархальным. В индустриальных — например, в американском — складываются более равноправные семенные отношения, особенно с ростом числа работающих женщин. Однако даже в США главой семьи, как правило, является мужчина. И родители до сих пор предпочитают иметь сыновей, а не дочерей, называют мальчиков в честь отцов. Семья: теоретический анализ Как и в предыдущих главах, предлагаем читателям несколько теоретических подходов к осмыслению института семьи, отражающих спектр представлений о нем. Функции семьи: структурно-функциональный анализ Согласно структурно-функциональной парадигме, семья выполняет несколько жизненно важных функций. Она выступает главной опорой общества. 1. Социализация. В главе 5 отмечалось, что социализация начинается именно в семье и именно последняя играет в данном процессе самую заметную роль. Идеальный случай — семья, в которой родители помогают своим детям стать полноценными и полезными членами общества (Parsons & Bales, 1955). Ра- Взрослые люди изменяются после вступления в брак, и, как известно большинству родителей, матери и отцы узнают от своих детей ничуть не меньше, чем дети узнают от них. 2. Регулирование сексуальной активности. Все культуры регулируют сексу альную активность, чтобы подержать установленную систему наследования н право собственности. Одной из универсальных культурных норм являет ся табу на инцест (культурная норма, запрещающая сексуальные связи и бра ки между близкими родственниками). Кто именно подпадает под этот запрет, зависит от культуры. Например, у навахо, в сообществе которых действует система наследования по материнской линии, ни мужчина, ни женщина не могут вступить в брак с кем-либо из родственников своей матери. Американ ское билатеральное общество применяет данное табу к родственникам как с материнской, так и с отцовской стороны, не/ограничивает его действие лишь самыми близкими, включая родителей, дедушек и бабушек, родных братьев и сестер, тетей и дядей. Вместе с тем знатные люди в Древнем Египте, в госу дарстве инков и на Гавайях признавали даже браки между родными братья ми и сестрами (Murdock, 1965; 1-е изд. — 1949). Потомство, родившееся от союза близких родственников, о каком бы биологическом виде ни шла речь, может быть физически и умственно неполноценным. Но поскольку этого табу придерживаются только люди, можно предположить, что основная причина контролировать инцест — социальная. Почему? Во-первых, этот запрет ограничивает сексуальную конкуренцию в семьях исключительно отношениями между супругами. Во-вторых, практика заключения браков вне границ семейных кланов приводит к тому, что общество становится более интегрированным и большим. В-третьих, поскольку родство определяет взаимные права и обязанности людей, браки между близкими родственниками могли бы безнадежно спутать все родственные связи и превратиться в угрозу общественному порядку.
Критическая оценка. Структурно-функциональный анализ поясняет, почему общество зависит от семей. Но этот подход не учитывает огромного разнообразия вариантов американских семей и того, как другие социальные институты (например, правительство) способны удовлетворить некоторые из тех потребностей людей, о которых обычно заботится семья. К тому же сторонники данной парадигмы анализа упускают из виду негативные аспекты семейной жизни, в том числе господство мужчин и насилие в семье. 588 Часть IV. Социальные институты Глава 17. Семья 589 Неравенство и семья: анализ с позиции социального конфликта Сторонники парадигмы социального конфликта также считают семью главным в американской жизни, но уделяют основное внимание не общественной пользе, а тому, как семьи утверждают социальное неравенство.
Критическая оценка. Парадигма социального конфликта высвечивает другой аспект семейной жизни: ее роль в социальной стратификации. Энгельс критиковал семью как неотъемлемую часть капиталистической системы. Однако она (и семейные проблемы) существует и в некапиталистических обществах. Возможно, Энгельс прав и семьи на самом деле связаны с социальным неравенством, но они также осуществляют и такие функции, которые не под силу другим социальным институтам. Создание семьи: анализ на микроуровне И структурно-функциональный анализ, и парадигма социального конфликта рассматривают семью как структурированную систему. Что же касается микроуров-невого анализа, то его цель — изучить, как люди создают семьи и каков их опыт семейной жизни. Парадигма символического интеракционизма. В идеале семья предоставляет возможность для близких, интимных отношений (от лат. intimus— «самый глубокий, внутренний, сокровенный»). Между членами семьи возникают эмоциональные взаимосвязи. Конечно, роль родителей — наделенных властью — нередко препятствует их сближению с детьми. Лишь когда дети вырастают, родственные связи между поколениями раскрываются в полной мере и строятся на взаимном доверии и взаимо- Т1ПМП1ИГЛ ЦП RfAV ПП Т1Г А ГТ UWIUU V fTPTTOV ^ Л/f Q^iriTl 1 С lOTR',!** Перед вами репродукция другой известной картины Кармен Ломас Гарца «Вечер». Художник иллюстрирует важную особенность ухаживания по-испански - активную вовлеченность в него всей семьи, особенно родственников девушки. Молодым людям предоставляется возможность познакомиться поближе, но только под присмотром бдительно наблюдающих за ними представителей старшего поколения. Гуашь. Из частного собрания Софи и Дэниэла Шер, Бирмингем Анализ с позиции социального обмена. Анализ с позиции социального обмена описывает ухаживание и брак как некие формы ведения переговоров (Blau, 1964). Ухаживание позволяет и мужчине, и женщине оценить плюсы и минусы друг друга в качестве супругов, уточнить, что же каждый из них может предложить взамен. По сути, как утверждают сторонники данного подхода, люди, вступая в брак, стремятся совершить наиболее выгодную «сделку» из всех возможных. Физическая привлекательность оказывается важным «элементом торга». В патриархальных обществах, в которых «брачный» набор мужчины складывается из богатства и власти, от женщин ожидают другого вклада — красоты. Та играет огромную роль, чем и объясняется традиционная забота женщин о своей внешности и чувствительность к ситуациям, когда речь заходит об их возрасте. Однако с ростом числа работающих женщин уменьшается их экономическая зависимость от мужчин, а это значит, что позиции представителей двух полов, касающиеся отношений «обмена» в браке, сближаются. Критическая оценка. Микроуровневый анализ уравновешивает структурно-функциональный и подход в рамках парадигмы социального конфликта, когда семья рассматривается одним из общественных институтов. Рассмотрение проблемы и под углом зрения символического интеракционизма, и с позиции социального обмена показывает, как человек создает свою семейную жизнь. Однако в этом случае из виду упускается более масштабная картина: семейная жизнь людей, принадлежа- 590 Часть IV. Социальные институты Глава 17. Семья 591 личие между американскими семьями предсказуемо, оно базируется на социальном статусе и этнической принадлежности, и, как станет ясно далее, все американские семьи обычно проходят определенные стадии, связанные с этапами жизни. Стадии семейной жизни Семья — динамический, изменяющийся социальный институт. Новые семьи начинаются с ухаживания, а потом молодожены превращаются в партнеров, «притирающихся» к реалиям семейной жизни. Затем (по крайней мере для большинства супружеских пар) начинаются годы, когда нужно растить и воспитывать детей; и, наконец, наступает пора, когда выросшие дети оставляют родительский дом и начинают обзаводиться собственными семьями. Не вдаваясь в детали, коротко расскажем об этих стадиях. Ухаживание 2 ноября, остров Ксшди (ЫЛри-Ланка). Пробираясь сквозь тропические заросли этого прекрасного острова, J |
/и- | | | | | | | | | ||||
60 | 51 | 4Р | | | | | | | ||||
50 -40 -30 -?0 - | | | | | | | | | ||||
| | | | | | |||||||
-К | J | | | | | | ||||||
| 12 | 10 | 8 | | | |||||||
| ■ЩЬ | | ||||||||||
ю- | II | | | |||||||||
| | | | | щ | ь | 4 | |||||
о - | | | ■:\ | ш | Щ- | —а | щш | |||||
| | | | | | \л | | |||||
/'. | S та 1 та | / | 1Щ | о |