Главная страница
Навигация по странице:

  • Семья: базовые понятия Семья

  • Семья: глобальное разнообразие

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница58 из 74
    1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   ...   74
    ГЛАВА 17

    Семья

    Том Грин - семейный человек, даже, если так можно выразиться, «очень» семейный. У 52-летнего жи­теля Долины Змей (штат Юта) пять жен в возрасте от 24 лет до 31 года. Хотя Грин в свое время офици­ально женился на каждой из них, перед тем, как оформить очередной брак, он разводился с предыду­щей женой, чтобы его не смогли обвинить в нарушении закона штата, запрещающего пребывание в браке более чем с одной женщиной (или с одним мужчиной) одновременно. Грин и его пять жен родили больше 30 детей.

    В 2001 г., когда Том Грин появился в нескольких национальных телевизионных шоу в качестве защитни­ка полигамии, он оказался в центре конфликта. Судя по всему, Грин не понимал, что, несмотря на все его ухищрения, он все же может быть привлечен к ответственности за свой полигамный брак. Прокура­тура штата предъявила ему обвинение в двоеженстве. На суде Грин защищал свой образ жизни как не противоречащий законам морали; его жены тоже защищали и своего супруга, и свою семью. Однако после 4-дневных колебаний жюри присяжных признало его виновным, и он был приговорен к 5 годам тюрьмы. Грин на законных основаниях был также обвинен в изнасиловании, поскольку его первой жене, когда они поженились, было всего 13 лет (остальным в момент заключения брака было от 14 до 16). Представления Тома Грина о полигамном браке восходят к первым годам существования в Юте церкви мормонов. Однако те запретили подобные браки более века тому назад, и в 1980 г. полигамия послу­жила причиной отлучения Тома Грина от церкви. Тем не менее он не одинок: есть основания полагать, что сегодня в сельских районах Юты проживают около 25 тыс. полигамных семей.

    Не приходится сомневаться, что большинство граждан в США не разделяют пред­ставлений Тома Грина о семейной жизни, которые довели его до нарушения закона. Но это вовсе не значит, что американцы единодушны в том, какими должны быть семьи. Напротив, в последние десятилетия ведутся оживленные дискуссии на эту тему. Задумайтесь над цифрами: 50% беременных женщин моложе 30 лет — неза­мужние. За последние 40 лет количество разводов в США удвоилось, и если такая тенденция сохранится, распадутся около 50% существующих ныне браков. Тот факт, что один из трех новорожденных появляется у незамужней женщины, вкупе с боль­шим количеством разводов, означает, что половина американских детей до достиже­ния совершеннолетия придется какое-то время жить в неполной семье.

    Если послушать одних, то невольно решишь, что семья — нечто «отмирающее». Другие же полагают, что это не столько исчезающий, сколько изменяющийся фе­номен. Действительно, хорошо это или плохо, но семья, возможно, претерпевает трансформации быстрее, чем какой бы то ни было другой социальный институт (Bianchi & Spain, 1996). Не так давно в американской культуре идеальной представ-

    580 Часть IV, Социальные институты

    Глава 17. Семья 581


    лишь немногие разделяют этот примитивный взгляд, и какой бы период ни взять, -лишь 30% американских семей соответствуют данному описанию.

    В этой главе будет рассказано о том, как изменяется семейная жизнь, о том, поче­му одни люди называют семью основой социальной жизни, а другие не просто пред­сказывают ей скорый конец, но и приближают его. Однако начнем с рассмотрения некоторых базовых понятий.

    Семья: базовые понятия

    Семья — это социальный институт, представленный во всех обществах, объединяю­щий людей в группы, чтобы те смогли сообща растить и воспитывать детей. Си­нонимом к семейным узам выступает родство — социальная связь, основанная на кровных, брачных узах или установленная в результате усыновления или удочере­ния. Хотя институт семьи есть во всех обществах, на протяжении человеческой истории понятие о родственниках изменялось, да и поныне представители разных культур вкладывают в него разный смысл. В США большинство людей считают семейной единицей социальную группу из двух или нескольких человек, связан­ных кровными узами, браком или отношениями в результате удочерения либо усы­новления и обычно проживающих вместе. Ту семью", где человек рождается и куда помимо него самого входят его родители и рфгнйе братья и сестры, иногда называ­ют ориентационной, поскольку она играет Определяющую роль в социализации



    индивида. Став взрослым, он создает прокреационную семью, чтобы растить и вос­питывать собственных или приемных детей.

    Во всем мире семьи вырастают из брака узаконенной и, очевидно, длитель­ной связи, обычно подразумевающей как экономическую кооперацию, так и сексу­альные отношения и воспитание детей, которую люди, как ожидается, будут поддерживать. Присущее нашей культуре представление о том, что брак — это законное условие для продолжения рода, объясняет появление выражения не­законнорожденные дети, которое относилось к рожденным вне брака. Более того, латинское слово matrimonium(«брак, супружество») в дословном переводе озна­чает «условия для материнства». Но по мере того, как росло количество детей, рожденных незамужними женщинами (сейчас таких детей около 33%), связь между браком, рождением и воспитанием ослабевала.

    Ныне некоторые люди возражают против того, чтобы семьей признавались толь­ко супружеские пары, имеющие детей, ибо подобный подход навязывает единствен­ный моральный стандарт. Многие корпоративные и правительственные программы опираются на это традиционное определение, потому не связанные официальными брачными узами, но живущие вместе гетеро- или гомосексуальные пары оказывают­ся лишенными медицинских и прочих льгот, предоставляемых законным супругам. Однако все чаще организации признают в качестве семей не только тех, кто связан брачными или кровными узами, но и людей, духовно близких друг другу и считаю­щих себя семьей, основанной на взаимной привязанности.

    Бюро переписи населения США также придерживается традиционного опреде­ления семьи. Следовательно, социологи, которые используют собранные этим Бюро данные, характеризующие «семьи», должнь^принять это определение1. Однако ныне наметилась новая тенденция — к более расширенному толкованию понятия «семья».

    Семья: глобальное разнообразие

    В доиндустриальных обществах люди значительно шире толковали семью, признавая в качестве таковой и расширенную семью (семейную единицу, включающую не только родителей и детей, но и другую родню). Подобная группа называется также семьей родственников; этим подчеркивается тот факт, что в нее входят все люди «одной кро­ви». Однако индустриализация, следствием которой стали возросшие социальная мобильность и географическая миграция, положила начало нуклеарной семье (семей­ной единице, состоящей из одного или двух родителей и их детей). Последнюю также определяют как матримониальную семью, основанную на брачных узах. Хотя немало американцев живут расширенными семьями, именно нуклеарные — самые распро­страненные. Наиболее значительным изменениям семья как социальный инсти­тут подверглась у тех народов, которые достигли наиболее высокого уровня жиз­ни (см. главу 16). По мнению социолога Дэвида Попино, в Швеции самые непрочные семьи (см. «Самые непрочные семьи в мире? Репортаж из Швеции»).


    Несмотря на большое разнообразие семейных форм в мире, повсюду существуют праздничные

    свадебные ритуалы, закрепляющие родство между поколениями. В картине Кармен Ломас Гарца

    «Благословение в день свадьбы» отражено то большое внимание, которое уделяется браку.

    ' Согласно Бюро переписи населения США в 2000 г. в стране было 105,5 млн домашних хозяйств, причем только 71,8 млн (68%) из них были «семьями». Остальные - одинокие люди пли жившие вместе, не связанные по л ственными или бпачными узами люди R 1960 г. полтпалинионнпсоппеле-

    582 Часть IV. Социальные институты

    Глава 17. Семья 583


    ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

    Самые непрочные семьи в мире? Репортаж из Швеции

    Швеции удалось избежать многих из тех социальных проблем, которые досаждают гражда­нам США. В шведских городах низок уровень уголовной преступности, наркомании и бедно­сти, которые стали настоящим бедствием для всех наших городов - от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Складывается такое впечатление, что в этом скандинавском государстве реали­зованы возможности современного государства всеобщего благосостояния с разветвленной сетью профессиональных правительственных учреждений, способных удовлетворить практи­чески все потребности граждан.

    Однако, по мнению Дэвида Попино, разрастающемуся государству всеобщего благосостояния присущ один недостаток, который заключается в том, что в Швеции самые непрочные семьи в мире. Поскольку шведы связывают свои надежды на материальную помощь не столько с супру­гами, сколько с государством, они не очень охотно вступают в брак в отличие от граждан других государств с высоким уровнем доходов. По этой же причине в Швеции большая доля взрослых граждан, живущих в одиночестве (более 20%, примерно столько же, сколько и в США). Более того, велика и доля совместно поживающих пар, не связанных узами брака (25 против 10% в США), а 50% всех шведских детей родились у тех, чей брак официально не зарегистрирован (в США таких детей около 33%). В Швеции средняя численность домашнего хозяйства -2,2 человека, а в США - 2,6. И последнее. Шведские пары (состоящие и не состоящие в закон­ном браке) характеризует более выраженная тенденция к разрыву отношений, чем представи­телей других стран. Согласно Попино, «шведская семья, возможно, самая непрочная - если не в мире, то уж среди развитых европейских государств наверняка, а члены семьи - самые авто­номные и наименее связанные с группой в целом» (Рорепое, 1991, р. 69). Попино утверждает, что разрушение шведских семей началось в 1960-е годы XX в. вместе с укреплением позиций индивидуалистической культуры, нацеливающей человека на саморе­ализацию, и с падением влияния церкви. Свою роль сыграл и рост числа работающих жен­щин. Сегодня в Швеции самый низкий процент домохозяек (10% по сравнению с 22 в США) и самый высокий процент работающих женщин (77% по сравнению с 60 в США). Однако самым важным фактором Попино считает экспансию государства всеобщего благосо­стояния. Шведское правительство заботится о своих гражданах на протяжении всей их жизни. Шведы вправе рассчитывать на то, что правительство поможет им поднять и выучить детей, обеспечит достойной медицинской помощью, поддержит после ухода на пенсию, а когда придет день, - оплатит их похороны.

    Многие шведы поддерживали усиление государства всеобщего благосостояния, полагая, что это будет способствовать укреплению семей. Но теперь, по мнению Попино, ясно, что, расши­ряя спектр предоставляемых льгот, правительство на самом деле замещало семью. Взять хотя бы социальное обеспечение детей: шведское правительство имеет в своем распоряжении об­щественные центры дошкольного воспитания, укомплектованные профессиональными кадра­ми и доступные родителям с разными доходами. Однако в то же самое время правительство не оказывает никакой финансовой помощи тем родителям, которые хотят растить детей дома. Иными словами, предоставляемые льготы играют роль стимулов, побуждающих людей отда­вать на откуп государству то, что в прежние времена члены семьи делали для себя сами. Но если шведская модель государства позволила решить множество социальных проблем, стоит ли вообще волноваться по поводу разрушения семьи? По мнению Попино, стоит. По двум причинам. Во-первых, на исполнение всех этих «семейных функций» правительству

    Во-вторых, способны ли оплачиваемые правительством служащие больших детских учреж­дений дать детям ту любовь и то ощущение душевного комфорта, которые предоставляют родители? Это маловероятно, говорит Попино, подчеркивая, что небольшие группы тесно свя­занных друг с другом людей справляются с некоторыми чисто гуманитарными задачами луч­ше, чем крупные организации.

    Вывод, к которому пришел автор, очевиден: в том, что касается делегирования семейных полномочий государству, шведы зашли слишком далеко. Но одновременно он задает воп­рос: а достаточно ли далеко в этом направлении продвинулись американцы? После рожде­ния ребенка швед вправе рассчитывать на отпуск продолжительностью до 1,5 лет, при этом за ним сохраняется 90% среднего заработка. В США согласно Закону о предоставлении от­пуска по семейным обстоятельства [FamilyandMedicalLeaveActj1993 г. работающий чело­век может рассчитывать только на 90-дневный неоплаченный отпуск по уходу за новорожден­ным ребенком или больным членом семьи. Должно ли наше общество последовать примеру шведов? Станут ли американские семьи прочнее или, наоборот, семейные узы ослабнут, если появится надежда, что государство поможет работающим родителям растить детей?

    Источники; Рорепое, 1991,1994; Herrstrom, 1990

    Формы браков

    От культурных норм, а иногда и от законодательства зависит, признан ли тот или иной человек подходящим или неподходящим брачным партнером. Некоторые нормы благоприятствуют эндогамии (браку между людьми из одной социальной категории). Она ограничивает выбор брачного партнера кругом лиц того же воз­раста, расы, конфессии или социального класса. Экзогамия, напротив, разрешает браки между людьми из разных социальных категорий. В сельских районах Индии и Пакистана, например, принято жениться людям, принадлежащим к одной касте (эндогамия), но из разных деревень (экзогамия). Логика эндогамии заключается в том, что стоящие на одной ступени социальной лестницы обеспечат такое же об­щественное положение своим детям, благодаря чему будут сохраняться традици­онные социальные формы. Что же касается экзогамии, то она, напротив, создает альянсы и благоприятствует взаимопроникновению культур.

    Законодательство индустриальных обществ предписывает моногамию (еди­нобрачие) — брак, объединяющей двух партнеров (от древнегреч. mono«один» и gamos«брак»). Однако большое количество разводов и повторных браков в США позволяет предположить, что, возможно, для определения «брачной прак­тики» в США более подходит термин последовательная моногамия. Карта мира 17.1 показывает, что если моногамия стала правилом во всех странах Америки и Евро­пы, то многие страны с низким уровнем доходов — особенно в Африке и Южной Азии — допускают полигамию, брак, объединяющий трех или большее число людей (от древнегреч. poly«много» и gamos«брак»)1.

    Во всех странах без исключения, находящихся в Западном полушарии, и и большинстве других го­сударств мира законной формой брака считается моногамия. Однако в большинстве стран Африки и Южной Азии законом разрешена п полигамия. Часто такая практика оказывается следствием ис­ламского влияния — религии, разрешающей одному мужчине иметь несколько (до четырех) жен.

    Глава 17, Семья 585

    Известны две формы полигамии. Более распространенной оказывается много­женство — полигиния, брак, объединяющий одного мужчину и двух или большее чи­сло женщин (от древнегреч. poly— «много» \\gyne«жена»). Сторонником имен­но такой семьи и был Том Грин, с рассказа о котором началась эта глава. Хотя в США полигамия и запрещена законом, во многих азиатских и африканских стра­нах она разрешенная законом, это распространенная форма брака. Здесь сказыва­ется влияние исламской традиции. Однако большинство мусульманских семей — моногамны, потому что лишь немногие мужчины могут позволить себе такую рос­кошь, как содержание нескольких жен и еще большего числа детей.

    Полиандрия (от древнегреч. poly— «много» и andros— «мужчина») — брак, объ­единяющий одну женщину и двух или большее число мужчин. Это редкая форма встре­чается, например, на Тибете, в горном регионе, где занятие сельским хозяйством тре­бует больших усилий. В тамошних условиях полиандрия предотвращает деление зем­ли на участки, слишком маленькие для того, чтобы они могли прокормить семью, и распределяет обязанности крестьянского труда между многими мужчинами. Полиан­дрия связана также и с детоубийством — искусственным прерыванием беременности, которая должна завершиться рождением девочки, или убийством новорожденных де­вочек, поскольку уменьшение женского населения вынуждает мужчин делить жен­щин.

    В большинстве обществ когда-либо были разрешены несколько форм брака. Тем не менее исследователи уже давно обратили внимание, что наибольшее значе­ние имел моногамный брак (Murdock, 1965; 1-е изд. — 1949). То, что разные куль­туры отдают предпочтение именно ему, отражает два обстоятельства: содержание нескольких супругов оказывается тяжелым финансовым бременем; количество мужчин и женщин в большинстве обществ примерно одинаково.

    Формы проживания супружеских пар

    Общества регулируют не только выбор брачного партнера, но и предписывают су­пругам, где они должны жить. В доиндустриальных обществах большинство новобрач­ных селились вместе с родителями одного из них, которые защищали и экономически поддерживали новобрачных. Наиболее распространенным способом проживания яв­ляется патрилокальность (буквально с древнегреч. — «местонахождение отца»). Это форма проживания, когда супружеская пара проживает вместе с семьей мужа или по­близости от нее. В некоторых обществах (например, у североамериканских индейцев) более распространен другой способ — матрилокальность (дословно — «местонахож­дение матери»). Такова форма проживания, когда супружеская пара живет вместе с семьей жены или поблизости от нее. Общества, в которых часто случаются локальные вооруженные конфликты, отдают предпочтение первому из двух способов: в минуту опасности сыновья оказываются рядом и защищают родителей. Общества, которые ведут войны за пределами своей собственной территории, могут быть как патрилокаль-ными, так и матрилокальными, в зависимости от того, кто — сыновья или дочери — имеют больший экономический вес (Ember & Ember, 1971,1991).

    Совсем другую форму демонстрируют индустриальные общества. Если позво­ляют финансы, молодожены предпочитают неолокальность (от древнегреч. «но­вое место»). Это форма проживания, когда супружеская пара живет отдельно как пт ппдителей мижа. так и от подителей жены..

    586 Часть IV. Социальные институты

    Глава 17. Семья 587


    Формы наследования
    1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   ...   74


    написать администратору сайта