Главная страница
Навигация по странице:

  • 1981;

  • 626 Часть IV

  • Кошерной называется шина

  • Протестантские конфессии 56,2

  • Католики 25,1 Иудаисты 2,3 Прочие или не ответившие на вопрос 1,7 Религиозных предпочтений нет 14,7

  • Социология Дж. Машоунис. Оглавление Джон Масионис Социология 9е издание


    Скачать 11.25 Mb.
    НазваниеОглавление Джон Масионис Социология 9е издание
    АнкорСоциология Дж. Машоунис.doc
    Дата17.05.2017
    Размер11.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Дж. Машоунис.doc
    ТипДокументы
    #7768
    страница63 из 74
    1   ...   59   60   61   62   63   64   65   66   ...   74


    Культ — это религиозная организация, находящаяся в основном вне культурных традиций общества. В то время как большинство сект вырастают из традицион­ных религиозных организаций, культ обычно складывается вокруг фигуры ли­дера, обладающего чрезвычайно сильной харизмой; тот выступает с таким убе­дительным призывом начать новую и совершенно другую жизнь, что противосто­ять ему невозможно. В США существует около 5000 разных культов (Marquand & Wood, 1997).

    Поскольку некоторые принципы или обычаи таковых организаций нетрадици­онны, распространено мнение, будто они представляют собой отклонение от нор­мы или даже порождение дьявола. Смерть свыше 80 приверженцев культа в г. Вако (штат Техас) в 1993 г. и самоубийство 39 сторонников культа «Небесные Врата» (штат Калифорния) в 1997 г. (людей, утверждавших, что смерть — путь к лучшей жизни, возможно, в обществе пришельцев из других Галактик) подтвердили об­основанность негативного общественного мнения. Другими словами, как полага­ют некоторые специалисты, назвать какое бы то ни было религиозное сообщество «культом» — равнозначно тому, чтобы назвать его членов ненормальными (Richard­son, 1990; Shupe, 1995; Gleick, 1997).

    Приходится лишь сожалеть, что о культах сложилось весьма нелестное мне­ние, ибо, по сути, в этих религиозных организациях нет ничего дурного. Многие

    ПеТТМПТИ Г МППГППР1ГПНПЙ ИГТППНРМ RTrnmu^a vnnrn.i:iurTcn ИГЛЭА.1 м Mwnaini.i рт.

    никали именно таким образом. Разумеется, большинство культов недолговечно. Одна из причин этого заключается в том, что общество критикует их сильнее, чем секты. Многие культы требуют от своих членов не только принятия доктрин, но и радикального изменения образа жизни. Подобные требования иногда воспри­нимаются со стороны как идеологическая обработка («промывание мозгов») их членов, хотя результаты исследований свидетельствуют: психике многих сторон­ников культов принадлежность к таковым не принесла никакого вреда (Barker, 1981; Kilbourne, 1983).

    Религия в истории человечества

    Повсюду в мире религия определяет социальную жизнь. Подобно другим социальным институтам, она существенно изменялась на протяжении истории человечества; вели­ки также и кросс-культурные различия между религиозными доктринами.

    Религия в доиндустриальных обществах

    Религия старше письменности. Находки археологов позволяют говорить о том, что еще 40 тыс. лет тому назад наши предки выполняли религиозные ритуалы. Пер­вобытные охотники и собиратели придерживались анимизма (от лат. anima— «душа»). Это представление, согласно которому элементы природного мира явля­ются разумными формами жизни, влияющими на людей. Люди верили в существо­вание души у лесов, океанов, гор и даже у ветра. Эти представления разделяют многие индейцы, чем и объясняется их исторически сложившееся благоговейное отношение к природе. Хотя охотники и собиратели и могли выделять кого-либо из своей среды в качестве шамана — человека, наделенного особыми сакральными навыками, у них не было религиозных лидеров, которые бы выполняли только обрядовые функции и ничего более.

    Вера в некую единую божественную силу, «ответственную» за создание мира, возникла у пастухов и землепашцев. Широко распространенное представление о Боге как о пастыре не должно вызывать удивления, поскольку христианство, ис­лам и иудаизм распространялись среди пастухов.

    В аграрных обществах значение религии возросло, и появилось духовенство — люди, возглавлявшие религиозные организации. О том, насколько велика была роль религии в средние века, можно судить по огромным соборам, появившимся тогда в городах Европы.

    Религия в индустриальных обществах

    Прямым следствием индустриальной революции стало возрастание роли науки в жизни общества. Люди стали обращаться к ученым и врачам за советами и утеше­нием, за чем раньше приходили к священникам.

    Но и при этом религия не перестала существовать, ибо наука бессильна в том, что касается высшего смысла человеческой жизни. Иными словами, ответа на во­прос, как устроен мир, люди ждут от ученых, а ответа на вопрос, зачем существуем и мы сами, и Вселенная, — от религии.

    524 Часть IV, Социальные институты




    Мировые религии

    Разнообразие мировых религий почти столь же велико, как и самих культур. Ко­личество сторонников многих тысяч разных верований «местного значения» ис­числяется единицами. В отличие от них мировые религии широко известны и име­ют миллионы приверженцев. Ниже будут кратко описаны шесть мировых религий, общее количество сторонников которых достигает 4 млрд человек —3/ населения планеты.

    Христианство

    Христианство — самая распространенная религия; христиан в мире — 2 млрд че­ловек, т. е. примерно треть человечества. Большинство из них проживают в Евро­пе или в Северной Америке: более 85% американцев и канадцев считают себя хри­стианами. Кроме того, как следует из карты мира 18.1, люди, которые хотя бы но­минально могут быть отнесены к христианам, составляют значительную часть живущих во многих регионах мира, за исключением — и весьма существенным — Северной Африки и Азии.

    Европейские колонизаторы распространили христианство на большую часть планеты, что происходило в течение последних 500 лет. О его доминировании в странах Запада свидетельствует тот факт, что новое летоисчисление начинается от Рождества Христова.

    Христианство начиналось как культ, включавший элементы предтечи — иуда­изма. Оно развивалось благодаря харизме Иисуса из Назарета, проповедовавшего идею личного спасения. Иисус прямо не обвинял тогдашнюю, власть в обществе и убеждал своих последователей отдать «кесарю кесарево» (Мф. 22:21). Тем не ме­нее его учение было революционным, ибо в нем содержалось обещание торжества веры и любви над смертью и пороком.

    Христианство — один из примеров монотеизма (веры в единую божественную силу), чем принципиально отличается от традиционного для Римской империи политеизма (веры во многих богов). Христианство отличается уникальным пред­ставлением о едином Боге, существующем в трех ипостасях (Святая Троица): Бога-отца, Бога-сына и Святого духа.

    Вера в божественное происхождение Иисуса зиждется на сведениях о его по­следних земных днях. Приговоренный в Иерусалиме после пыток к смертной каз­ни по обвинению в том, что он представляет собой угрозу для властей, Иисус был распят на кресте. Именно поэтому крест и стал священным для христиан симво­лом. Спустя три дня, согласно христианскому учению, Христос воскрес из мерт­вых, доказав тем самым, что он — сын Божий.

    Апостолы Христа сделали его учение достоянием всего Средиземноморья. По­началу в Римской империи христиане подвергались гонениям; но в IV в. христи­анство стало официальной религией государства, вошедшего в историю под име­нем Священной Римской империи. Зародившееся как культ, через четыре века оно

    ШУ-Лг» nr\fUПШ|-!И'1ИНПН ПГРЧИ lIPnk'ORMO

    Карта мира 18.1. Распространение христианства в мире. Источник: Peters Atlas of the Word, 1990

    UnmtHniv Dntnrr ЛН-эс r,f tho WnrlH 1QQD

    626 Часть IV, Социальные институты

    Глава 18. Религия 627


    Со временем в христианстве возникли ответвления: римско-католическая церковь и православная церковь с центром в Константинополе (ныне турецкий Стамбул). К окончанию эпохи средних веков протестантская Реформация в Европе привела к возникновению сотни новых конфессий. Десятки из них (самыми многочислен­ными являются баптисты и приверженцы методистской церкви) имеют немало по­следователей в США (Smart, 1969; Kaufman, 1976; Jacquet & Jones, 1991).

    Ислам

    Последователей ислама — мусульман — в мире около 1,2 млрд (около 20% населе­ния планеты). Мусульмане — большинство жителей Ближнего Востока, чем и объяс­няется склонность западного человека ассоциировать ислам с арабами, проживаю­щими в этом регионе мира. Однако множество сторонников ислама живут в других странах: из карты мира 18.2 следует, что это также и большинство населения Север­ной Африки и Индонезии. Немалые мусульманские общины существуют также в Западной Азии — Пакистане, Индии, Бангладеш и в южных республиках бывшего Советского Союза. Как уже отмечалось в начале этой главы, в Северной Америке проживают от 7 до 10 млн мусульман, что делает ислам важной частью религиозной жизни США (Weeks, 1988; University of Akron Research Center, 1993; Blank, 1998). Ислам — это слово Божье,.открывшееся Мохаммеду, который родился в городе Мекке (ныне это Саудовская Аравия) около 570 г. Для мусульман Мохаммед — про­рок, а не Бог, как Иисус для христиан. Через него поведан Коран, священная книга —

    слово Бога (по-арабски — Ал­лаха). По-арабски слово «ис­лам» означает и «покорность», и «мир», и Коран призывает быть покорным Аллаху, ибо та­ков путь к внутреннему умиро­творению. Мусульмане выража­ют эту свою преданность риту­альными молитвами, которые они возносят 5 раз в день.

    Многие религии способствуют распростра­нению грамотности, поскольку они требуют от своей паствы изучения священных текстов. Большинство мусульман считают родитель­ским долгом изучение Корана вместе со своими детьми; потом и те будут делать

    После смерти Мохаммеда ислам быстро распространился по миру, хотя он, как и христианство, тоже дал начало нескольким конфессиям. Вместе с тем все мусуль­мане подчиняются пяти принципиальным требованиям ислама:

    • признание Аллаха единственным истинным Богом, а Мохаммеда — его про­роком;

    • ритуальные молитвы;

    • подаяния бедным;

    • пост во время месяца Рамадана;

    • совершение хотя бы однажды хаджа - паломничества в Мекку, в священную обитель Аллаха (Weeks, 1988; El-Attar, 1991).

    Как и христинство, ислам считает, что люди ответственны перед Богом за свои дела на земле. Праведники будут вознаграждены за добродетель на небе, а грешни­ков ждет вечная мука.

    Мусульмане также обязаны защищать свою веру - это становилось причиной священных войн против неверных (т. е. они действовали примерно так же, как в средние века христиане-крестоносцы). В последние годы приверженцы исламско­го фундаментализма в Афганистане, Алжире, Египте, Иране и других странах по­ставили перед собой цель освободить свое общество от западного влияния, кото­рое они считают тлетворным (Martin, 1982; Arjomand, 1988).

    Для многих представителей западной цивилизации женщины-мусульманки — едва ли не самые социально угнетенные люди на Земле. Разумеется, в этом мусуль­манские страны отличаются друг от друга: например, в Тунисе у женщин гораздо больше прав, чем, допустим, в Саудовской Аравии (Ganley, 1998). В целом, у му­сульманок значительно меньше прав и свобод, чем у мужчин, однако многие из них, если не большинство, принимают ограничения, накладываемые на них религией, и черпают уверенность в системе, направляющей поведение как мужчин, так и жен­щин (S. Peterson, 1996). Мусульмане также отмечают, что патриархальность проч­но укоренилась на Ближнем Востоке задолго до рождения Мохаммеда, а некото­рые защитники ислама утверждают, будто он даже улучшил положение женщин, ибо требует от мужа справедливого отношения к супруге. Более того, хотя ислам и разрешает мужчине иметь до четырех жен, все-таки призывает ограничиться од­ной, если появление других заставит мужа несправедливо поступать по отношению к какой-либо из его жен (Qur'an, «The Women», v. 3).

    Иудаизм

    С позиции чисто арифметической иудаизм, число последователей которого в мире не превышает 15 млн человек, нельзя назвать «мировой» религией в полном смы­сле этого слова. И только в Израиле евреи составляют национальное большинство. Но для США иудаизм имеет особое значение, потому что в Северной Америке проживает наибольшее число евреев — 6 млн человек.

    Прошлое для них — руководство к действию и в настоящем, и в будущем. Иуда­изм имеет глубокие исторические корни; он возник примерно за 4 тыс. лет до Рож­дества Христова в Месопотамии. В те времена евреи следовали анимистическим представлениям, но ситуация изменилась после того, как Иаков — внук Авраама,

    628 Часть IV. Социальные институты

    Глава 18. Религия 529


    Там евреи на протяжении многих веков жили в рабстве. В XIII в. до н. э. Бог повелел Моисею избавить свой народ от рабства. Исход из Египта ежегодно отме­чается евреями праздником Пейсах. Освободившись, евреи стали монотеистами, признающими единого, всемогущего Бога.

    Для иудаизма характерно ощущение неких особых отношений с Богом, кото­рые приводят к тому, что евреи воспринимают себя «избранным народом». Такой договор означает также и обязательство соблюдать законы божьи и — в первую очередь — Десять заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Слпай. Евреи рассматривают Ветхий Завет и как свою историю, и как свод обязательств, кото­рые берет на себя еврей. Особое значение имеют первые пять книг Библии (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), объединенные общим названием Тора (от древнеевр. «учение» или «закон»). Таким образом, в отличие от христианства, в центре которого — забота о личном спасении после смерти, иудаизм обращает основное внимание на нравственное поведение в этом, земном, мире.

    Известны три основные иудаистских конфессии. Ортодоксальные евреи (в том числе более 1 млн проживающих в США) строго соблюдают традиционную веру и ритуалы, носят узаконенную одежду, во время религиозных служб не позволяют находиться женщинам вместе с мужчинами и едят только кошерную пищу1. По та­ким установлениям ортодоксальные американские евреи напоминают секту. В се­редине XIX в. многие из иудеев стремились к тому, чтобы слиться с американским обществом, в результате чего возник реформированный иудаизм, число сторонни­ков которого в США сейчас достигает 1,3 млн человек. Консервативный же иуда­изм представляет собой нечто среднее между ортодоксальным и реформирован­ным; у него около 2 млн приверженцев.

    Независимо от конфессиональной принадлежности все евреи разделили исто­рию предубеждений и дискримиацни. Принадлежность к этой нации определяет­ся коллективной памятью о веках рабства в Египте, о завоевании римлянами и о преследованиях в Европе. Первыми узниками городского гетто оказались италь­янские евреи (слово «гетто» происходит от итал. borgetto— «поселение за город­скими стенами»), и вскоре такие районы стали обычным явлением в разных час­тях Европы.

    Еврейская иммиграция в США началась в середине XVII в. Многие из первых иммигрантов преуспели, немалое их число ассимилировалось в преимущественно христианских общинах. Но когда к концу Х1Хв. в стране оказалось большое коли­чество евреев, предубеждения и дискриминация, которую называют в данном слу­чае антисемитизмом, стали ощущаться сильнее. Своего пика они достигли во вре­мя Второй мировой войны, когда германский нацизм уничтожил 6 млн евреев.

    В целом американские евреи преуспели, их социальное положение значитель­но выше среднего. Однако многие из них озабочены будущностью своей религии, потому что в последние годы более 50% евреев, живущих в США, сочетались бра­ком с людьми других национальностей, которые лишь в редких случаях прини­мают иудаизм. Важно также, что примерно половина еврейских детей не изучают

    ' Кошерной называется шина, приготовленная по определенным правилам, среди которых - запрет

    На УПОТПеблрНие К'ПОНН ЖМНОТИМУ и п:\ гмешппание мм пмипми пиши м uu/-i,mm — //.,.<,,/.., „,.,,„„

    ни своей культуры, ни обрядов. Подобные тенденции свидетельствуют: усилия ев­реев, направленные на то, чтобы быть принятыми американским обществом, увен­чались успехом. Вместе с тем они внушают некоторую тревогу о судьбе иудаизма в Северной Америке (Bedell, Sandon & Wellborn, 1975; Holm, 1977; Schmidt, 1980; Seltzer, 1980; B. Wilson, 1982; Eisen, 1983; Dershowitz, 1997; Van Biema, 1997a).

    Индуизм

    Индуизм, старейшая из всех мировых религий, возник в долине реки Инд пример­но 4500 лет назад. Индуистов насчитывается примерно 800 млн человек (14% на­селения планеты). Карта мира 18.3 показывает, что это религия Востока — пре­имущественно Индии и Пакистана; также она распространена в Южной Африке и Индонезии.

    За столетия индуизм и культура Индии настолько тесно переплелись, что сейчас трудно описывать одно в отрыве от другого (хотя в Индии существует и довольно многочисленная мусульманская деноминация). Эта связь также объясняет, почему индуизм в отличие от христианства, ислама и иудаизма не получил широкого при­знания в мире. Но, поскольку в США проживают 1,4 млн его последователей, инду­изм является важной составной частью культурного разнообразия этой страны.

    Он отличается от большинства других религий тем, что не связан с жизнью ни одной личности. У индуистов также нет священных книг, которые можно было бы сравнить с Библией или Кораном, и Бог не представляется им некой особой ипос­тасью. Индуизм иногда называют этической религией (в дальнейшем станет понят­но, что это распространяется и на другие религиозные представления Востока). Индупсты имеют различные верования и духовный опыт, однако все признают существование во Вселенной некой силы — дхармы, возлагающей на людей опре­деленные обязательства. Например, дхарма призывает людей соблюдать традици­онную систему каст, описанную в главе 10 («Социальная стратификация»).

    Второй принцип индуизма — карма — вера в духовное совершенствование че­ловека. Последователи этой религии считают, что все поступки имеют духовные последствия и нравственное совершенствование требует соответствующей жизни. Карма проявляется через реинкарнацию — цикл, включающий смерть и возрожде­ние, благодаря чему человек возрождается на такой стадии духовности, которая соответствует моральному качеству его предыдущей жизни. В отличие от христи­анства и ислама индуизм не знает суда всемогущего Бога, хотя в циклах реинкар­нации каждый получает то, что заслужил. Мокша — состояние духовного совер­шенства, и когда человек достигает его, реинкарнации прекращаются.

    Индуизм служит доказательством того, что не все религии безоговорочно мо-гутбыть названы монотеистическими или политеистическими. Он монотеистичен, поскольку признает Вселенную единой моральной системой, но одновременно считает, что такой порядок проявляется в каждом элементе природы. Более того, многие индусы участвуют в таких публичных обрядах, как Кумбб Мела (KumbbMela), который совершается каждые 12 лет и заключается в том, что до 20 млн па­ломников совершают омовение в священных водах реки Ганг. Одновременно ин­дусы совершают и местные ритуалы, разнообразие которых в деревнях такой ог-ппинпй гтпят,1 кяк Иыгтия чпрявычайно келико.

    Глава 18. Религия 631







    Карта мира 18.3. Распространение индуизма в мире. Источник: Peters Atlas of the World, 1990

    В США уже давно существуют культы, которым присущи некоторые элементы индуизма, однако эта религия все еще остается неизвестной на Западе. Тем не менее индуизм — могущественная сила, предлагающая как объяснение смысла жизни, так и руководство ею (Pitt, 1955; Sen, 1961; Embree, 1972; Kaufman, 1976; Schmidt, 1980).

    Буддизм

    Буддизм зародился в недрах богатой культуры Индии 2500 лет назад. Сегодня в мире насчитывается около 350 млн буддтистов, т. е. 6% населения планеты, и прак­тически все они живут в азиатских странах. Как следует из карты мира 18.4, будди­стами являются более Vжителей Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Камбоджи и Япо­нии; широко распространен буддизм в Индии и в Китайской Народной Республи­ке. Из всех мировых религий ближе всего к буддизму по своей доктрине индуизм, однако, подобно христианству, буддизм возводится к жизни одного человека.

    Сиддхартха Гаутама родился в знатной непальской семье около 563 г. до н. э. С юных лет его интересовало все, что связано с духовной жизнью. В возрасте 29 лет он пережил решительный духовный перелом, за которым последовали годы странствий и медитации. Его странствование закончилось, когда он достиг того, что буддисты называют бодхи, или просветлением. Постигший смысл жизни Гаутама стал Буддой.

    Последователи Будды, вдохновленные его личной харизмой, распространили это учение — дхарму — во все концы страны. В III в. до н. э. правитель Индии при­нял буддизм и разослал по всей Азии миссионеров.

    Буддисты верят, что страдание — неотъемлемая часть жизни. Корни этой идеи лежат в странствовании самого Будды по стране, население которой жило в ужа­сающей бедности. Однако, как учит Будда, богатство не несет избавления от стра­даний. Напротив, приверженность материальным ценностям мешает духовному развитию. Вместо того чтобы предаваться своим эгоистичным заботам, нужно пре­одолевать их через медитацию, цель которой — достижение нирваны (состояния просветления и покоя).

    Буддизм весьма созвучен индуизму в отрицании Божьего суда и признании того, что каждое мирское деяние имеет свои духовные последствия. Второе, что роднит эти две религии, — вера в реинкарнацию. Буддизм учит, что только просвет­ление прервет череду смертей и возрождений и окончательно освободит человека от страданий (Schumann, 1974; Thomas, 1975; Van Biema, 1997b).

    Конфуцианство

    Начиная примерно с 200 г. до н. э. и до начала XX в конфуцианство было государ­ственной религией Китая. Кардинальные перемены произошли после Революции 1949 г., когда коммунистическое правительство Китайской Народной Республики стало жестоко подавлять религию. Ныне, хотя официальная власть и не предостав­ляет никакой точной информации на этот счет, сотни миллионов китайцев все еще так или иначе следуют конфуцианским установлениям. Почти все сторонники этой религии живут в Китае, хотя эмигрировавшие оттуда позволили ей распростра­ниться и в других странах Южной Азии. В Северной Америке проживают около

    Каота миоа 18.4. Расппостпянянир. fivnnmMa в мипр Игтпчник- Pptprs Atlas nf thp WnrlH 10ДП

    632 Часть IV. Социальные институты

    Глава 18. Религия 533


    Конфуций, или, точнее, Кунг Фу-цзы, жил между 551 и 479 гг. до н. э. Как и Будду, Конфуция волновали людские страдания. Реакцией Будды был похожий на сектантство уход от мира в духовную жизнь; в отличие от него Конфуций при­зывал своих последователей к участию в мирских делах, следуя моральному кодек­су. Именно поэтому конфуцианство тесно переплелось с традиционной китайской культурой. Это еще один пример того, что может быть названо национальной ре­лигией: как индуизм во многом синонимичен индийской культуре, так и конфуци­анство воплощает в себе образ жизни китайцев.

    Центральным понятием в конфуцианстве выступает дзен, или человеколюбие. На практике это означает, что необходимо всегда подчинять свои личные интере­сы моральным принципам. В семейной жизни человек должен быть предан близ­ким и внимателен к ним. Семьи, в свою очередь, не должны забывать о своих обя­занностях перед обществом. Таким образом, моральные обязательства позволяют обществу стать едиными целым.

    Более всего конфуцианство отличается от других религий отсутствием четкого представления о священном. Если вспомнить анализ Дюркгейма, можно сказать, что конфуцианство есть прославление священного характера самого общества как такового. Хотя не исключено и другое определение: это не столько религия, сколь­ко модель нравственной жизни. Действительно, многовековое господство конфу­цианства в Китае помогает понять, почему жители этой страны так скептически относятся ко всему сверхъестественному. Но и как модель нравственного образа жизни конфуцианство имеет немало роднящих его с религией положений и пра­вил, которые нацелены на доброту, заботу о ближнем и социальную гармонию (Kaufmann, 1976; Schmidt, 1980; McGuire, 1987).

    Религия: Восток и Запад

    Этот обзор мировых религий выявляет два основных различия между системами религиозных воззрений западных и восточных обществ. Во-первых, западные ре­лигии (христианство, ислам, иудаизм), как правило, основаны на представлении о Боге. Что же касается восточных (индуизма, буддизма, конфуцианства), то они скорее похожи на свод этических правил, а потому проводят менее четкую грани­цу между сакральным и мирским.

    Во-вторых, верующие, которые представляют общества Запада, образуют рели­гиозные сообщества: объединяются в организации, совершают коллективные мо­литвы в определенное время и в определенном месте. Восточные религии нефор­мально «встроены» в сами культуры народов. Именно поэтому, например, иностранец вполне может встретить в японском храме одновременно и туристов, и молящихся, которые приходят туда, совершают необходимые ритуальные действа и уходят, не обращая внимания на окружающих.

    Но эти расхождения не заслоняют общего, что присуще всем религиям, — концепции высшей нравственной силы или цели, которая возвышается над ин­дивидуализмом и повседневными человеческими заботами. Несмотря на раз­личия путей, все религии дают людям ощущение того, что их жизни служат вые-


    100

    Вопрос, который задавался во время социо­логического опроса: «Дает ли вам религия утешение и силы Рис. 18.1. Религиозность во всемирном масштабе. Источник: Inglehart, 2000

    Религия в США

    США по сравнению с другими регионами мира, может считаться религиозной стра­ной. Как следует изданных, представленных на рис. 18.1,8 американцев из 10 при­знаются, что «религия дает им утешение и силы», т. е. в США доля верующих зна­чительно превышает таковую в большинстве других стран с высоким уровнем до­ходов.

    Однако специалистам этого мало: им важно понять, насколько религиозны аме­риканцы. И они занимаются изучением данной проблемы. В то время как одни утверждают, что религия занимает центральное место в жизни американцев, дру­гие считают иначе: ослабление позиций традиционной семьи в сочетании с возра­станием роли науки и технологий подрывает религиозные чувства и веру (Collins, 1982; Greeley, 1989; Woodward, 1992a; Hadaway, Marler & Chaves, 1993).

    Религиозная принадлежность

    Многие жители США идентифицируют себя с той или иной религией. Во время проведения общенационального опроса о своих религиозных предпочтениях зая­вили 85% респондентов (NORC, 2001; р. 129). Данные, представленные в табл. 18.1, свидетельствуют, что более 50% взрослых американцев считают себя протестанта­ми, 25% — католиками, 2% — сторонниками иудаизма. Значительное количество жителей США — приверженцы других религиозных представлений (от анимизма до дзэн-буддизма), что делает американское общество таким же религиозно нео­днородным, как и любое другое в мире.

    Около 60% американцев считают себя членом какой-либо религиозной органи-

    634 Часть IV. Социальные институты




    ное образование (NORC, 2001, р. 373-374). Карта США 18.1 дает представление о том, какая доля американцев утвердительно отвечает на вопрос о принадлежно­сти к той или иной церкви, действующей в США1.

    Карта США 18.2 позволяет понять большее: она показывает, что религии, с кото­рыми идентифицируют себя большинство верующих, в различных регионах разные2. Новая Англия и Юго-Запад — преимущественно католические, в южных штатах до­минирует баптизм, а в северных преобладают лютеране. В Юте и в граничащих с ней областях других штатов много мормонов.

    Таблица 18.1 Конфессиональная принадлежность граждан США, 2000 г.

    Религия Процент респондентов, признавших

    свою принадлежность

    Протестантские конфессии 56,2

    Баптисты 20,6

    Методисты 9,3

    Лютеране 5,4

    Пресвитериане 3,4

    Сторонники англиканской церкви 1,9
    Все прочие или не принадлежащие ни к одной

    из вышеназванных конфессий 15,6

    Католики 25,1

    Иудаисты 2,3

    Прочие или не ответившие на вопрос 1,7

    Религиозных предпочтений нет 14,7

    Источник: General Social Suiveys, 1972—2000: Cumulative Codebook (Chicago: National Opinion Research Center, 2001), p. 129-130

    Религиозность

    Религиозность —эхо значимость религии в жизни человека. Разумеется, признание кем-либо своих конфессиональных предпочтений выступает лишь одним из кри­териев его религиозности, к тому же — весьма поверхностным. Религиозность че­ловека зависит от того, как определяется само это понятие.

    Много лет назад Чарльз Глок (Glock, 1959, 1962) предложил оценивать рели­гиозность по пяти измерениям. Термином эмпирическая религиозность обозначается

    В целом американцы более религиозны, чем жители других стран с высоким уровнем доходов. Од­нако принадлежность к какой-либо религиозной организации — явление, которое в одних регионах США распространено более, нежели в других. Какую тенденцию вы можете отметить? Чем вы мо­жете объяснить ее?

    В большинстве округов по меньшей мере 25% жителей, заявляющих о своей принадлежности к оп­ределенной конфессии, принадлежат к одной и той же религиозной организации. Следовательно, хотя в общенациональном масштабе религиозные предпочтения американцев и отличаются разно­образием, большинство из них живут в общинах, где доминирующей оказывается одна конфессия.







    Карта США 18.2. Религиозные предпочтения жителей разных регионов страны. Источник: The Glenmary Research Center, Atlanta, Georgia, 1990

    Если членами двух или более конфессий являются от 25 до 49% жителей данного округа, представлена та, количество прихожан которой наиболь­шее. Округа, где нет ни одной конфессии, к которой бы принадлежали 25% жителей, не закрашены. К числу исключений принадлежат округ Палм Бич в Южной Флориде, основная масса населения в котором — евреи, и округ Холмс в центре Огайо, где доминируют амиши.





    c-

    с



    a:

    3

    -"

    <-

    .-:

    5

    So




    О

    о

    о

    о з я

    5 д о

    5 " о

    1   ...   59   60   61   62   63   64   65   66   ...   74



    написать администратору сайта