Оглавление. Прям как в дипломе Даже интервал полуторный
Скачать 291.97 Kb.
|
Визуальная журналистика1. Содержание понятия «эргономика электронного издания»: принципы usability. Эргономика (от греч. érgon — работа и nómos — закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Usability – концепция, возможность, использование. Юзаби́лити (англ. usability — «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность») — понятие, характеризующее степень удобства применения предмета для достижения определённых целей с должной эффективностью и удовлетворённостью. Семантическая доминанта термина — «удобство использования в процессе». Основоположник: Якоб Нильсен. УРОВНИ ЮЗАБИЛИТИ: ГДЕ ОНО ПРИМЕНЯЕТСЯ НАВИГАЦИЯ – принципы юзабилити помогают обеспечить максимально быструю ориентацию пользователя на проекте. (содержание, меню) ИНТЕРФЕЙС (референция) – эти же принципы позволяют оптимизировать диалог между человеком и информационным ресурсом: пользователь должен понимать, как общаться с веб-сайтом или интерактивным приложением. (Система ссылок на другие проекты) ИНФОРМАЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА – принципы юзабилити помогают организовать рубрикацию журнала или веб-сайта, распределить контент наилучшим образом по разделам. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (контент) – на этом уровне разрабатываются наиболее эффективные способы представления медиа-контента: видеоматериалов, текстов, интерактивной графики. Способы показать контент наиболее наглядно и экономно по отношению к площади страницы или экрана. ПРИНЦИПЫ ЮЗАБИЛИТИ: КАК ОНО ПРИМЕНЯЕТСЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ – поиск информации должен быть максимально быстрым. Нужно помочь пользователю найти главное на конкретной странице – с минимальными усилиями. Этот принцип обеспечивают технологии привлечения внимания: выделение кеглем и цветом ключевых слов и высказываний в тексте публикации, анимированные указатели на мультимедийные материалы (например, баннеры с анонсом видеоролика). НАГЛЯДНОСТЬ – этот принцип обеспечивает приоритетность контента в публикации. Контент должен мгновенно определяться в визуальной архитектуре страницы, а элементы управления этим контентом (кнопки, полосы прокрутки и т.д.) должны быть менее заметны. Еще одно требование в рамках данного принципа – семантическая компрессия текста: любая статья должна начинаться с аннотации, в идеале – смысл публикации должен быть отражен в ее заголовке. Выражено в цитате Нильсена: «Смысл статьи – в одном абзаце, смысл абзаца – в первом предложении, смысл этого предложения – в заголовке». Наглядность – вся информация в пределах одного экрана СКОРОСТЬ – означает быстроту в общении с информационным ресурсом, т.е. максимально эффективные формы интерактивного диалога человека и электронного издания. Как минимум – понятную и прозрачную справочную систему, размещенную на проекте. Внятную систему авторизации, заполнения различных анкет и т.д. Цель – создать эффект общения с ресурсом как с живым человеком, когда диалог похож на межличностный. Другой аспект скорости связан с графическим интерфейсом. Графика в оформлении меню должна быть предельно простой – так она быстрее распознается. Пользователь с первого взгляда должен понимать, какая кнопка за что отвечает (это называется «функциональная идентификация проекта»). УДОБСТВО – регулирует в первую очередь удобство восприятия текста. Сюда входят два правила всочетания цветов текста и фона: избегать неправильного сочетания цветов текста и фона (например, синий+красный – т.н. «стереохроматизм»); избегать инверсионного контраста (белый текст на черном фоне). Шрифт текста на экране рекомендован без засечек – засечные шрифты подвергаются в электронном документе искажениям. Длина строки на экране не должна превышать 100 символов. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ – является производным от всех вышеуказанных принципов. Означает, что показателем успешного юзабилити является ощущение удовлетворенности и легкости, которое остается у пользователя после работы с ресурсом. 1. Использование целесообразного размера шрифта. На наш взгляд, этот принцип применяется на всех страницах web-сайта. В исходном формате шрифт довольно мелкий. Заголовки чуть крупнее, но в целом мелковато. Интерлиньяж маленький. 2. Текст должен находиться на контрастном фоне. Все текстовые элементы сетевых версий «The New York Times» располагаются на контрастном фоне. Для главной страницы был выбран белый фон и он является контрастным по отношению к тексту черного цвета и отдельным текстовым элементам оранжевого, серого и других цветов. 3. Цвет текста не должен являться единственным средством передачи информации. Для выделения отдельных элементов текста в сетевых версиях «Fontanka.ru» помимо изменения цвета текста, дизайнеры также прибегают к увеличению или уменьшению кегля, изменению шрифта или его начертания и толщины. Благодаря этим функционально-выразительным средствам страница становится более живой, и читатель с легкостью может отличить элементы навигации от чисто информационных. 4. Все важные изображения должны быть снабжены альтернативным текстом. На анализируемом сайте мало изображений, точнее они служат элементом, который не несёт информативности. 5. Размер изображений должен быть минимальным. В роли иллюстративного материала используются малые по размеру фотографии и иллюстрации, которые не только оживляют главную полосу, но также выступают в роли навигационных опорных точек. Дабы уберечь читателей от длительной загрузки страницы, используются изображения минимального размера, что является несомненным плюсом для пользователей с маленькой скоростью Интернет-соединения. 6. Для рисунков с большой площадью должны быть предусмотрены уменьшенные копии. Все фотографии небольшого размера, поэтому и уменьшенных копий не предусмотрено. 7. Простота и ясность композиции. Дизайн сетевых версий газеты «Фонтанка.ру» можно назвать простым в функциональном плане и лаконичным в плане эстетики. Отсутствуют сложные и непонятные формы, за отдельными элементами закреплены свойственные им задачи. 8. Элементы форм должны располагаться в логичной последовательности. Логичная структура Интернет-СМИ является одним из ключевых факторов, обеспечивающих высокий уровень «юзабилити». Главные новости должны находиться на самом верху страницы, так как читатель должен увидеть их сразу, впервые открыв страницу. Навигационные элементы, такие как названия рубрик, должны всегда находиться в поле зрения читателя, но не мешать ему взаимодействовать с публикацией. Информационная лента находится справа, где можно просмотреть все новости по рубрикам городов. Вверху же располагается категория «поиск», что сразу облегчает работу. 9. Использование текста в качестве основы ссылочной системы. Переход от анонса материала к полной его версии осуществляется одним кликом по его заголовку — такой способ создания ссылок является наиболее функциональным и простым для пользователей. 10. Дифференцированное оформление использованных и неиспользованных ссылок. Ссылки становятся подчёркнутыми после перехода по ним. 11. Фрагментация текста. Читателю трудно воспринимать тексты, состоящие из одного большого абзаца. Информационные материалы состоят из трех основных элементов: заголовок, лид и основная часть, которая также разделена на отдельные функционально-смысловые параграфы. Сайты, являющиеся наиболее эффективными с точки зрения направления пользователей в нужное им место, это те сайты, которые полностью оправдывают ожидания пользователей. 12. Стиль страниц сохраняет единство. Значительное изменение элементов навигации при переходе от одной страницы сайта к следующей отвлекает внимание посетителей от содержимого, поэтому в «The New York Times» отдельные навигационные и стилевые элементы остаются неизменными на всех страницах. 13.Удобство поиска. Поиск, представленный на web-сайте «The New York Times», можно назвать удобным в использовании. При наборе желаемой текстовой единицы, на экран выводится список подходящих под условия поиска статей, из которых читатель может выбрать именно ту, которая в свою очередь попадает в рамки его требований. 14. Сайт должен отображаться одинаково во всех браузерах. Некоторые страницы «The New York Times» в различных браузерах отличаются друг от друга. Например, интерактивная фотогалерея в браузере Safari отображается с искажениями. Браузер Google Chrome выдает эту же страницу без ошибок. В целом, на основании сделанного анализа, мы можем уверенно утверждать, что при разработке web-сайта были учтены практически все основные принципы юзабилити современных электронных изданий. 2. Мультимедийность в оформлении современных интернет-СМИ. Мультимедийность – взаимодействие нескольких различных каналов (визуальных и аудиальных) в трансляции медиа-сообщения. Как правило, имеется в виду единство текста, графического изображения, аудио- и видеоматериала в представлении публикации массовой аудитории. ФОРМЫ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОНТЕНТА Фото – наиболее распространен в Интернет-СМИ. Его качественной характеристикой сегодня является интерактивность: представлением фотоизображения можно управлять – например, с помощью инструментов фотогалереи и слайд-шоу. Нередко слайд-шоу сопровождаются звуковой дорожкой. Аудио – представлено двумя форматами:
Ведущий формат – МР3. Видео – используется как врезка в материал публикации. Представлено в двух вариантах: серверное (находится там же, где веб-сайт издания), и потоковое – подгружается с чужого видеохостинга (например, на странице размещается ссылка на Yоutube). Ведущие форматы – avi, DVD. Анимация – используется в оформлении веб-страниц и текста публикации (пример- анимированные слайд-шоу, встроенные в текст статьи). Ведущие форматы – Flash и GIF. Инфографика – форма представления сведений, основанная на взаимодействии изображения и поясняющего текста. Особенностью сетевой инфографики является ее интерактивность – способность реагировать на действия пользователя всплываюшими окнами и подсказками, перестраивать изображение в соответствии с введенными данными. Пример – сенсорные карты (Google Maps). ВЛИЯНИЕ НА ДИЗАЙН СМИ: Конвергентность – сегодня дизайнер стремится расположить в пределах одной публикации разные форматы представления контента. На одну тему (например, события в Северной Корее) может быть выложен на странице текст статьи, рядом располагаться видеорепортаж, фотогалерея с места событий, внизу текста может быть помещен аудиоматериал (интервью с министром иностранных дел РФ по поводу конфликта КНДР и США), и – интерактивная инфографика, карта с расположением ядерных ракет Северной Кореи. Интерактивность – мультимедийные материалы сегодня снабжены средствами управления их представлением:
3. Технологии продвижения web-публикаций в глобальной информационной сети. Блогосфера. Гражданские СМИ. Антон Попов. «Блоги. Новая сфера влияния». Чтобы попасть на рынок влияния, то есть получить возможность убедить большую группу в своей правоте, донести до нее идею, продать товар, привести в свой клуб, задать тренд, каждый должен пройти определенные этапы пути. Внимание > доверие > репутация > влияние Слово blog появилось в декабре 1997 года Йорн Баргер предложил называть «интернет-дневник» кратко – weblog (от англ. logging the web – «записывая события Сети»). Слово прижилось, но в апреле 1999 года стало короче на две буквы: Питер Мерхольц, автор веб-лога Peterme, расщепил неологизм надвое. Получилось выражение we blog – «мы делаем блог». С тех пор blog (блог) стал устоявшимся определением для интернет-дневника. В 2004 году самый полный англоязычный словарь Merriam-Webster назвал «блог» – сетевой дневник – словом года. Но еще до изобретения термина люди делали блоги, не зная, как назовут плоды их труда. Еще в 1996 году я читал два популярных дневника – «Вечерний интернет» Антона Носика и «Паровозов News» Александра Гагина. В то же время Артемий Лебедев начал собирать на сайте НЖМД «Коллекцию маразма», которая была первым примером площадки по сбору пользовательского контента. Массовое признание пришло к блогам тогда, когда возможность просто и бесплатно завести личный блог появилась у каждого, даже не слишком опытного интернет-пользователя. В 1999 году был открыт сайт Blogger, а потом и «Живой журнал» (Livejournal.com). Эпитет «живой» хорошо отражает идею общения между многими людьми, которые пишут заметки сами и могут оставлять комментарии в чужих дневниках. Первыми оценили преимущества такого общения политики: в ноябре 2000 года, в разгар выборов президента США, открылся блог TalkingPointsMemo, посетители которого обсуждали подсчет голосов в штате Флорида. По мере того как увеличивалось количество блогов и ширилась их аудитория, ими все больше интересовались бизнесмены, хотя поначалу с трудом отличали блог от форума или сайта. Зато в 2006 году маркетологи ведущих компаний США назвали блоги одним из самых популярных инструментов в своем деле. 2007 – переломный момент. Блог – это общение. От статичного сайта и ленты новостей блог отличается в первую очередь тем, что дает посетителю возможность прокомментировать каждую запись и при желании стать полноправным оппонентом автора или высказать ему свое одобрение. Но главное – начать разговор на равных. Без комментариев блог и вправду превращается в ленту новостей. Более того, блог – это сообщение, сообщество. Каждый блог рано или поздно обзаводится читателями, и у части из них возникает желание подписаться на получение уведомлений о появлении записей. На коллективных блог-хостингах таких подписчиков называют друзьями (или френдами, от англ. friends), а сообщения от всех друзей – френдлентой. Друзья бывают взаимными: ты читаешь меня, я читаю тебя. Авторы автономных блогов публикуют «блог-роллы», показывая ссылки на своих любимых авторов.Журналисты не могут быть повсюду. А рядовой пользователь может – вооруженный своей любительской камерой или даже телефоном со встроенным фотоаппаратом. Развлекать или информировать людей под силу почти любому, благо фотоаппарат, камера и интернет есть практически у каждого десятого жителя России. Завести и обновлять блог не сложнее, чем отправлять письма по электронной почте. Появляющиеся в личных дневниках записи, снимки и видео с комментариями часто попадают в «большие» СМИ. В сотню самых популярных англоязычных медиаресурсов прорвалась дюжина блогов, причем первый из них по количеству ссылок (блог китайской актрисы Сюй Цзинлэй) обгоняет Google News, Forbes и Business Week. В России у блоггера Toster больше 17 тысяч постоянных зарегистрированных читателей, которые оставляют несколько сотен комментариев чуть ли не к каждой записи. А иные блог-сообщества по количеству членов обгоняют известные клубы Может быть, поэтому информационное агентство Reuters договорилось с крупными сообществами блоггеров о том, чтобы его собственные новости сопровождались комментариями блоггеров и ссылками на онлайновые дискуссии. А «Ведомости» предоставляют блоггерам возможность вставлять свои красиво оформленные цитаты и собирают их комментарии к статьям на страницах онлайновой версии газеты. Блоги Традиционные СМИ Один автор множество авторов (нет прямого контакта) Независимое мнение автора редакционная политика Свободный выбор тем направленность издания по формату Информация интересная автору (слухи) Проверка достоверности Высказывание мыслей в авторском стиле Литературная обработка Моментальная боратная связь с читателями Медленная или отсутствует Записи в дневник – метки, по которым легко вести поиск Информация в архиве Бесплатный доступ Нужно платить за доступ к контенту Оперативность Отставание от событий - редакционный цикл, вторичный материал Обычно дневниковые записи располагаются в хронологическом порядке (последние – сверху). Этим блог отличается от обычного сайта, содержимое которого структурировано иначе и обновляется реже. ЖЖ Станислава Садальского, Натальи Радуловой, Дмитрия Медведева. 4. Классическая и модернистская композиционная парадигма. Отношение к «наполненности» и «пустотности» в связи с наличием или отсутствием композиционного центра. Плоскость и среда. Классич. Парадигма – 19 век (центричность и симметричность), модернистская – 20 век. Вырождается то, что принадлежало античности (антропоцентричность). 15-19 века – композиция без центра невозможна. Модерн – не только центра объекта но и его среда играет важную роль. Поль Сезанн «Сент-Виктуар». Если вести отсчет с момента изобретения Гуттенберга, то первая фаза – это книжно-классическая культурная парадигма, господствовавшая с ХV до начала ХХ века. Пространство классики – это симметрия, гармония фигуры и фона, нюансный баланс «черного» и «белого», их взаиморастворение и равновесие… Одним словом это называется «серебро». Визуально-коммуникативная парадигма, доминировавшая на протяжении почти всего модернистского ХХ века – это динамическое пространство контраста и ритма, функционально-структурированного порядка, унификации и комбинаторики, единства и борьбы противоположностей. И виртуально-медийная парадигма, начавшая разворачиваться в конце ХХ века, с постмодернистской «новой волны», и продолжающая это делать сегодня на наших глазах. Неуправляемая термоядерная реакция «новой волны» пошла внутрь, в глубины виртуальной реальности. В разлетающемся пространстве постгуттенберговской галактики на первый план выходит значение фона, контекста, «пространства между». Любая классика ретроспективна. Все лучшее для нее всегда в прошлом, в античности или других золотых веках. Неудивительно, что общее название классических шрифтов – «антиква». Антиквы отличает мягкое, нежное изменение толщины штрихов, каллиграфичность рисунка, теплота следов ручной работы, малоконтрастность основных и соединительных штрихов, наличие маленьких, элегантных открытых элементов и деликатных засечек. Просторное внутризнаковое пространство, затейливо обустроенное вручную. Мелкое очко строчных букв с длинными выносными элементами. Когда буквы соединяются в слово. Здесь она достигается за счет оптического баланса внутрибуквенных просветов и межбуквенных пробелов. Особенно, когда слово стоит отдельно от текста, в заголовках, в акцидентных надписях. Тогда классическая типографика использует прописные буквы и набирает их в разрядку, которая визуально уравновешивает между собой внутрибуквенные и межбуквенные пространства. Интерлиньяж – следующий тип «пространства между». «Золотое правило» классической типографики: расстояние между строками должно быть больше, чем между словами. Иначе возникают вертикальные «дырки», случайные связи межсловных пробелов. (В древности на плитах) Выход авангарда на авансцену истории не упразднил книжно-классическую парадигму – она навсегда вошла в глубины профессии, став её базовым слоем. Даже в своем буквально историческом выражении она всегда найдёт себе место в жанровых и стилистических нишах актуальной визуальной культуры. Классика всегда с нами и в типологическом аспекте. В классической эстетике форма соотносилась с культурным образцом. Теперь принцип «форма следует форме» уступает первенство другому – «форма следует функции». Траектория этого движения – «изнутри наружу». Главной функцией графического дизайна начинает осознаваться передача информации, визуальная коммуникация. С другой стороны, это ещё и особый жанр графического дизайна: знаковые системы. Стилеобразующим жанром классики была книга. В визуально-коммуникативном дизайне эта роль переходит к знаку. По модели знакообразования, по методу «минимакс» – концентрации в минимальной форме максимального содержания – строятся, по существу, и все остальные жанры. В историческом аспекте путь этой, по сути, модернистской парадигме расчистил футуризм 10-х годов. Под его натиском окончательно ломается композиционная опора классики – ось симметрии. Прежний пространственный строй разрушается до основания. Наконец, в самом конце ХХ века, уже после ярких дебютов постмодернизма, всплеск «нового минимализма» замыкает круг. Сергей Серов кандитат искусствоведения; |